Понятие стресса

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 28 28 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 15.01.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 2
1 Концепция стресса 3
1.1 Психологические теории стресса. 3
1.2 Особенности стрессоров 8
1.3 Физиология стресса 10
1.4 Психофизиология стресса 11
1.5 Реакция на стресс 14
1.6 Принятие стресса 16
2 Стресс повседневной жизни 18
2.1 Теория совладающего поведения. 18
2.2 Управление стрессом 21
2.3 Самооценка и стресс 23
2.4 Четкость мышления 24
Заключение 25
Список литературы 28

Фрагмент для ознакомления

Физиологическая (нормализация, стабилизация физиологических функций, улучшение состояния здоровья). Методы: «релаксация», «медитация», «физические упражнения», «диеты», «фармакологическая коррекция стресса».По мнению ведущего специалиста, в области изучения («способов совладания») Лазаруса, несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, существует два глобальных типа стиля реагирования.Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.Субъектно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающуюся конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желание забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.Существует достаточно большое количество различных классификаций и стратегий копинг-поведения (Fineman, 1987, 1983; Lazarus, 1966). Можно выделить три основных критерия, по которым строятся эти классификации:Эмоциональный/проблемный.Эмоционально-фокусированный копинг — направлен на урегулирование эмоциональной реакции.Проблемно-фокусированный — направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.Когнитивный/поведенческий. «Скрытый» внутренний копинг — когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс.«Открытый» поведенческий копинг — ориентирован на поведенческие действия, используются копинг-стратегии, наблюдаемые в поведении.Успешный/неуспешный. Успешный копинг — используются конструктивные стратегии, приводящие, в конечном итоге, к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс.Неуспешный копинг — используются неконструктивные стратегии,препятствующие преодолению трудной ситуации.Управление стрессомБольшая часть стресса, который мы испытываем, как правило, зависит от нашего стиля жизни и, следовательно, самовыработана. Многие из негативных последствий воздействия стрессоров зависят от индивида: восприятие стресса, его эмоциональная реактивность к стрессору и способ справится со стрессором. Большинство из этих факторов стресса, как правило, связано с нашим домом и семьей, нашей работой и индивидуальными особенностями.Семья, в которой индивидуум растет, в сочетании с семьей созданной через институт брака, обеспечивает наиболее влиятельные и интенсивные межличностные отношения, для того, чтобы набраться опыта в жизни. Такие отношения играют центральную роль в психическом здоровье и благополучии индивидов. Наша самооценка развивается в рамках семьи через социальное взаимодействие. Кто мы и что мы думаем о себе – результат восприятия и оценки наших ближайших родственников. К сожалению, семейные взаимодействия не всегда здоровы и в некоторых случаях они могут оказаться основным источником бедствия. Неблагополучные семьи характеризуются плохой эмоциональной связью, снижением самооценки и отсутствием подлинной близости. Некоторые члены семьи могут пытаться управлять другими с помощью страха, наказания, чувства вины или доминирования. В семьях со здоровыми взаимоотношениями члены семьи имеют каждый свой голос и могут говорить за себя. Индивидуальные различия и открытые связи разрешаются и приветствуются. Правила являются справедливыми, недискриминационными, достижимыми и гибкими, в зависимости от ситуации. Когда различия приводят к несогласию, такие ситуации рассматриваются как возможности для роста, а не предвестники кризиса. Ситуация, которая может быть стрессовой для одного человека может быть нейтральным событием для другого. Некоторые люди могут выжить в очень агрессивных средах, не испытывая стресса. Является ли данная ситуация стрессовой или нет, зависит от того, как мы оцениваем ее и нашу способность с ней справиться. Как оценить и справится с событиями, будет зависеть от демографических характеристик человека, опыта, личных черт, навыков выживания, социальной поддержки и социоэкономического статуса. Одной общей переменной во всех этих аспектах является физическое лицо. Люди, успешно справляющиесясо стрессовыми ситуациями, имеют различные личные качества, помогающие им свести к минимуму уровень стресса, которому они подвергаются. Такие люди знают, как подойти к ситуации, для которых у них нет легкодоступного ответа. Другими словами, у них есть адаптивная личность. Личность может быть определена как совокупность эмоциональных и поведенческих черт, характеризующих человека изо дня в день в условиях обычной жизни. Личность формируется при помощи генетических и культурных сил. Где культура – набор ценностей, взглядов, убеждений и поведения, которые передаются из поколения в поколение, развивая личность от младенчества до зрелого возраста. Наше поведение меняется в зависимости от ситуации, которое приводит к основной личности, перекрывающейся ситуационными ролевыми играми, где роли могут быть весьма разнообразными. Например, вы – родитель вашего ребенка сейчас и ребёнок вашей матери через пятнадцать минут. В этом контексте роль нормативной формы поведенияожидается в зависимости о принадлежности к той или иной группе людей (например, матерей, учителей, братьев и сестер) и является социально определенной, относительно стабильной.Когда мы принимаем новые роли, мы должны вести себя так, как характерно для этой роли, эффективное исполнение роли включает в себя выявление, сохранение и регулирование функций, которые мы предполагаем получитьв обществе. Люди, как правило, выполняют свою роль более эффективно, когда поступают в соответствии со своим личным опытом, а не в соответствии с заданными стереотипами.Одна из положительных особенностей стресса в том, что когда-то он распознается. При управлении стрессом в данный конкретный момент, вы можете предотвратить заболевания в будущем. Если реакция на стресс уже произошла, вы можете свести к минимуму количество наносимого урона, для дальнейшего здоровья и благополучия.Самооценка и стрессЯ – концепция, представляющая собой организованную совокупность веры в себя и чувств о себе, которые изменяются с течением времени. Здоровая самооценка реальна в одних случаях, но может отличаться в какой-то степени в разных межличностных ситуациях. Наша самооценка приобретается в первую очередь через социальные взаимодействия, начинающиеся в семье и продолжающиеся в коммуникации с другими людьми, с которыми вы вступаете в контакт на протяжении всей жизни. Решающие элементы самооценки: чувство индивидуальности, самоприятие, самомнение, чувство собственного достоинства, самоуважение, самолюбие. Самооценка представляет собой то, как человек оценивает себя в положительном и отрицательном плане. Интересно, что отрицательное самовосприятие приводит к более предсказуемому поведению, чем положительное.Люди со здоровой самооценкой признают, что они являются особенными и уникальными. В то же время, они не отрицают того факта, что они не совершенны и что в некоторых областях другие люди более профессиональны, чем они, что есть вещи в них, которые требуют работы над собой. В целом, отличаются тенденцией быть более дружелюбными, более выразительными, активными и менее обеспокоенными бытовыми вещами.Здоровая самооценка, как правило, позволяют лучше справиться со стрессовыми ситуациями, так как они детектируются как проблемы, а не стрессоры. Формирование самооценки начинается с осознания себя и приятия себя таким какой ты есть.Четкость мышленияМышление – очень сложный процесс, относящийся к воображаемым компонентам психологической деятельности, которая включает в себя такие процессы, как: возможность представить-что либо, оценивание, планирование, прогнозирование, мотивирование. Обычная мысль далека от логичной и довольно часто мы приходим к выводам на основе недостоверных или неточных доказательств. То как мы воспринимаем данное положение будет влиять на то, как мы справимся с ним. Наше восприятие в свою очередь, в соответствии с нашими убеждениями и нашим отношением, может оказать влияние положительное или отрицательное на те или иные вопросы. Положительные рациональные мысли могут предвещать рассвет новых возможностей и достижений, в то время как необоснованные, отрицательные и нерациональные мысли могут навредить уверенности в себе, парализовать умственные способности и снизить производительность. Но несмотря на это, обоснованные опасения и предостережения всегда необходимы, если мы хотим сделать обоснованные решения.Зачастую бывает очень трудно мыслить позитивно, когда агрессивная окружающая среда пытается затопить нас страхом, отчаянием, негативом, виной и печалью. Несмотря, на возникающие препятствия, необходимо заменить необоснованные негативные и иррациональные мысли реалистичными и положительными аффимациями и культивировать позитивное отношение к жизни и ее проблемам. Осознавая свои мысли невозможно их заменить теми, которые вы не знаете.Одним из наиболее распространенных источников стресса для многих людей – является ощущение того, что жизнь просто проходит мимо. Чтобы избежать этой проблемы нужно ставить реалистичные цели для себя, после тщательной оценки выполнения поставленных задач и ресурсов, которые вам доступны. Нереальные цели подрывают производительность. Должен быть принят тот факт, что стремление к совершенству не убивает само усилие. Цели должны быть четко определены и постоянно пересматриваться, чтобы гарантировать, то, что это по-прежнему необходимо, в противном случае, их достижение может идти без понимания и результата.Цели могут быть как краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, но было выявлено, что установка последовательных краткосрочных целей приведет к повышению общей производительности, чем установка одной долгосрочной цели. Это исходит из того, что усилия последовательных малых шагов гораздо мотивированы, чем подкрепление мотивацией одного большого шага, который может занять некоторое время.ЗаключениеЛюбой человек может быть застигнут стрессом, но степень, в который мы испытываем стресс, зависит от нашего образа жизни. Независимо от того, контролируете ли вы ситуацию, которая вызывает у вас стресс, или нет, вы можете контролировать свою реакцию на эту ситуацию. Другими словами, вы можете контролировать то на сколько вы стрессоустойчивы.Управление стрессом является очень индивидуальным процессом, ни один профессионал в этой области, ни техник нашего организма. Тем не менее, для того, чтобы программа управления стрессом была более эффективна, должны быть использованы методы и практики, которые работают лучше всего для конкретного человека.Здоровые отношения с друзьями и семьей очень важны, для того, чтобы помогать нам справляться со стрессом. Существуют убедительные доказательства того, что люди с высоким и низким уровнем социальной поддержки различаются в социальных навыках, необходимых для привлечения и поддержания других. Так же необходимо поддерживать хорошее психическое и физическое здоровье. Люди, находящиеся в хорошем физическом и психическом здоровье лучше справляться со стрессорами. Релаксация является противоположностью стресса и относится к успокоению ума и тела. Расслабление не приводит к снижению бдительности или снижению производительности. Но, важно помнить, что не все источники досуга расслабляют. Разные методы работают лучше для одних людей, но бесполезны для других. Необходимо искать и пробовать, что подходит для конкретного человека.Стресс – неотъемлемая часть нашей жизни, он вызывается любыми значительными событиями, будь то горе или радость, играет важную роль в процессах обучения и воспитания. Избегать его – значит, не только предупреждать потенциальные неудачи, но и отказаться от возможных достижений. К тому же, именно стрессы поддерживают активность организма на уровне нормы. Состояние полного покоя невозможно для живого существа. Таким образом, бороться следует лишь с патологическими, тяжелыми и длительными стрессами. Главное при этом – не доводить их до хронической стадии, решать проблемы сразу по мере их поступления, даже если это требует максимального напряжения сил, после чего обеспечить возможность полноценного отдыха и восстановления защитных сил организма.Список литературыКарташова К.С. Психология стресса: учеб. –метод. пособие, 2012Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современноесостояние проблемы. - М.: 2006Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. СПб.-М.,2003Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций:Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.Ведяев Ф.П., Воробьева Т.М. Модели и механизмы эмоциональныхстрессов. — Киев: Здоров|е, 1983Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб., 2004Китаев-Смык Л.А. Психология стресса – М., 1983

Список литературы

1. Карташова К.С. Психология стресса: учеб. –метод. пособие, 2012
2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: 2006
3. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. СПб.-М., 2003
4. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
5. Ведяев Ф.П., Воробьева Т.М. Модели и механизмы эмоциональных стрессов. — Киев: Здоров|е, 1983
6. Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб., 2004
7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса – М., 1983

Вопрос-ответ:

Что такое стресс?

Стресс - это состояние, возникающее в организме под воздействием внешних или внутренних факторов, которые требуют от него адаптации и мобилизации ресурсов.

Какие психологические теории существуют о стрессе?

Существуют различные теории, объясняющие природу стресса. Одна из них - теория Ханса Селье, согласно которой стресс является результатом неспецифической реакции организма на любое физическое или психическое воздействие. Ещё одна теория - теория Ричарда Лазаруса, которая утверждает, что стресс возникает при несоответствии представлений о том, что происходит вокруг нас, и наших ожиданий.

Какие особенности могут быть у стрессоров?

Стрессоры могут иметь различные особенности. Они могут быть физическими или психологическими, внешними или внутренними. Также они могут быть однократными или длительными, сильными или слабыми. Некоторые стрессоры могут быть предсказуемыми, а некоторые - непредсказуемыми.

Какая реакция возникает при стрессе?

При стрессе возникает реакция организма, которая включает в себя множество физиологических и психологических процессов. Организм мобилизует свои ресурсы для борьбы со стрессором, что может приводить к повышенному пульсу, изменению давления, усилению дыхания. Также может появляться тревожность, раздражительность, снижение концентрации внимания и другие психологические симптомы.

Как можно управлять стрессом?

Управление стрессом включает в себя различные методы и стратегии. Это может быть регулярная физическая активность, практика релаксации и медитации, поддержание здорового образа жизни, постановка целей и планирование, общение с близкими и подругами, получение психологической поддержки и помощь специалистов.

Что такое стресс?

Стресс - это состояние психофизического напряжения, вызванное негативными воздействиями окружающей среды на организм человека.

Какие психологические теории описывают стресс?"

Существуют различные психологические теории, которые объясняют природу и механизмы стресса. Некоторые из них включают теорию дефицита ресурсов, теорию несовместимости, теорию конфликта и теорию адаптации.

Какие факторы могут вызвать стресс?

Стрессоры, или факторы, вызывающие стресс, могут быть разнообразными. Это могут быть события или ситуации, такие как потеря работы, развод, финансовые проблемы, а также физические факторы, такие как шум, жара или холод. Личностные характеристики и способности человека также могут повлиять на восприятие и реакцию на стрессоры.

Как физический организм реагирует на стресс?

Стресс вызывает активацию симпатической нервной системы и выделение стрессовых гормонов, таких как адреналин и кортизол. Это приводит к изменениям в организме, таким как повышение артериального давления, увеличение частоты сердечных сокращений и расширение бронхов.

Как люди могут справляться со стрессом?

Существует несколько стратегий управления стрессом, которые люди могут использовать. Это включает в себя физическую активность, релаксационные техники, такие как дыхательная гимнастика или медитация, а также социальную поддержку от близких людей. Важно также научиться распознавать свои эмоции и находить положительные способы реагировать на стрессоры.

Что такое стресс?

Стресс - это физиологическая и психологическая реакция организма на внешние ситуации или внутренние переживания, которые воспринимаются как угрожающие или вызывающие неудовлетворение. В результате стресса возникают различные изменения в организме, как физические, так и психологические.