Опыт программного развития дальнего востока России
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 19 + 19 источников
- Добавлена 07.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Методология программирования развития региона 4
1.1 Понятие прогнозирования развития региона 4
1.2 Понятие программирования развития региона 6
Глава 2. Методические основы реализации программы развития региона 9
2.1 Механизмы и инструментарий реализаций региональных программ социально-экономического развития регионов 9
2.2 Система управления социально-экономическим развитием региона 14
Глава 3. Програмное развитие регионов России на примере дальнего Востока 16
3.1 Характеристика программы «Социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона» 16
3.2. Результаты реализации программы 18
Заключение 21
Основными задачами программы является создание новых рабочих мест, развитие инфраструктуры и социальной сферы.Постановлением Правительства от 6 декабря 2013 года №1128. Срок действия Федеральной Целевой программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» был продлен до 2018 года.В рамках продления данной программы были обновлены цели, преследуемые ее введением.Основной целью данной программы является формирование условий для ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона, превращение его в конкурентоспособный регион с диверсифицированной экономикой и улучшение социально-демографической ситуации на территории макрорегиона.В состав данной программы включены две федеральные целевые программы и 12 подпрограмм:федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года»;федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007–2015 годы»;Подпрограммы:«Повышение эффективности экономики Дальнего Востока и Байкальского региона»;«Развитие минерально-сырьевого комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона»;«Развитие лесопромышленного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона»;«Развитие рыбопромышленного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона»;«Развитие агропромышленного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона»;«Развитие транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Байкальского региона»;«Развитие энергетической инфраструктуры Дальнего Востока и Байкальского региона»;«Создание условий для комфортного проживания населения на территории Дальнего Востока и Байкальского региона»;«Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды Дальнего Востока и Байкальского региона»;«Научное и кадровое обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации “Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона”»;«Развитие туризма на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе»;«Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации “Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона”».Срок реализации государственной программы - с 2014 по 2025 год.К ожидаемым результатом от принятия программы социально – экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона относят:Увеличение темпов экономичекского роста Дальнего Востока и Байкальского региона;рост доли внебюджетных источников среди инвестиций Дальнего Востока и Байкальского региона;увеличение количества продукции с высокой добавленной стоимостью;развитие инфораструктурыДальнего Востока и Байкальского региона;повышение доли постоянно проживающих граждан в составе населения Дальнего Востока и Байкальского региона;повышение экономической и социальной интегрированности населения Дальнего Востока и Байкальского региона в составе населения остальной части России.Реализация государственной программы обеспечит опережающее по сравнению со среднероссийскими темпами социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона.3.2. Результаты реализации программыВ рамках реализации программи социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского края в 2014 году 2014 году построено 158 киллометров автомобильных дорог, проведена модернизация 979 км железных дорог. Дальнейшая модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей будет проводиться в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы».Объем Федерального финансирования на реализацию данной программы составил составили около 22 миллиардов рублей, 6 из которых были направлены в «антикризисный» фонд. При реализации данной программы было потрачено 95% средств, выделенных из Федерального бюджета.Для реализации программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года, в 2014 году было выделенооколо 50 млрд рублей, которые были сформированы за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и внебюджетных фондов. См. Рисунок 1Рисунок 1. Источники финансирования программыПравительством России готовится новая редакция госпрограммы, направленная на включение в неё мероприятий по созданию территорий опережающего развития и поддержке инвестиционных проектов.В рамках распоряжения от 23 марта 2015 года №484-р, были утверждены шесть инвестпроектов, которые обеспечат создание новых рабочих мест, увеличат объем налоговых поступлений и валового регионального продукта в субъектах Федерации Дальнего Востока. В рамках реализации инвестиционных проектов будут созданы предприятия по добыче и переработке золота в Камчатском крае и Амурской области, железной руды, производству коксующегося концентрата, а также транспортно-перегрузочный комплекс для перевалки угля в Хабаровском крае.Реализация данных проектов позволит достичь запланированных показателей в рамках государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» по индексу роста валового регионального продукта и индексу роста инвестиций в сопоставимых ценах.Подписанное постановления от 9 июля 2015 года №692, №693 дает возможность эффективнее проводить отбор инвестиционных проектов, которые планируются к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона, и оказывать государственную поддержку в форме субсидий с целью создания инфраструктуры для инвестиционных проектов.Изменения вносят новую функцию подкомиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе – признание приоритетными инвестиционных проектов, подлежащих реализации в этих регионах, в целях их финансирования за счёт средств фонда.Принятые решения позволят более эффективно проводить отбор инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона, и оказывать государственную поддержку в форме субсидий с целью создания инфраструктуры для инвестиционных проектов.ЗАКЛЮЧЕНИЕИспользование целевых программ развития регионов позволяет государству активно воздействовать на его социально-экономическое развитие, поэтому данные программы должны быть направлены на решение наиболее важных проблем. К наиболее важным проблемам, решаемым через реализацию государственных программ относятся развитие малого и среднего бизнеса, уровень жизни населения, научно-технический прогресс. Указанные в тексте работы информация о программе, цели и задачи соответствуют приоритетам социально-экономического развития Дальнего Востока, в том числе, стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока до 2018 года, которая определяет, что развитие инфраструктуры позволит обеспечить рост предпринимательской активности в данном регионе, а соответственно увеличит потоки денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды.Анализ факторов, влияющих на развитие предпринимательства, позволяет сделать вывод о том, что государственная поддержка данного экономического субъекта позволяет значительно повысить уровень жизни населения в данном регионе, а также увеличить объем инвестиционных проектов и увеличить количество постоянно проживающих на данной территории граждан. Для эффективной реализации программ регионального развития необходима разработка целого комплекса взаимосвязанных мер, которые расчитаны как на краткосрочный, так и долгосрочный период. Также необходимо обеспечить доступ к человеческим и природным ресурсам региона для предприятий, а также совершенствовать гсоударственный контроль над выполнением данной программы развития региона.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБалабанов В.С., Булочникова Л.А., Демидова Л.А. Государственное стимулирование экономического роста. М.: 2006 - С.128-130Богатова, Е. Развитие инвестиционной ситуации в регионах России. - М., 2005 - С.172.Великанова Т.Б., Веденеев Б.П., Колмаков И.Б. Распределение населения по среднедушевым доходам. Регионы России Вестник экономики. 2010. №2.Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник для вузов. - М.: ГУ ВШЭ, 2008. - 495 с..Гранберг А.Г., Бусыгина И.М., Введенский В.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. - М., 2006. - С.122Дружинин А.Г., Ионов А.Ч. Концептуальные основы регионализации экономики. Ростов-на-Дону, 2007 - С.102Жилкин С.Ф., Житкова Е.Л. Концепция как базовый документ системы стратегического планирования комплексного развития города. // Социально-гуманитарное знание.- 2006. - № 4. - С. 39Киселенко А.Н. Прогнозирование и планирование. - Сыктывкар: КРАГС и У, 2008. - 87 с.:Коваленко Е. Региональная экономика и управление. - М., 2007. - С.213Котилко В.В. Региональная экономическая политика: М.: Изд-во МГУ, 2007 - С.95.Международная ассоциация управления проектамиОтчет о реализации госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 480"Об утверждении федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года"Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития регионов России. - СПб, 2008. - С.99-100.Региональная экономика / под ред. проф. М.В. Степанова. - М. : ИНФРА- М., 2007. - С.196Суворов А.В., Горст М.Ю. Система макроэкономических балансов для прогнозирования экономики региона. // Проблемы прогнозирования. - 2008. - № 4. - С. 25.Исследование научных работ Разу М.Л., Мазура М.И., Лялина А.М., Шапиро В.ДУшаков А.К., Рязанова Л.А и др. Разработка прогнозов социально-экономического развития регионов с использованием комплексной имитационной модели Российский экономический журнал, №2, 2010..http://government.ru/docs/1158/
1. Балабанов В.С., Булочникова Л.А., Демидова Л.А. Государственное стимулирование экономического роста. М.: 2006 - С.128-130
2. Богатова, Е. Развитие инвестиционной ситуации в регионах России. - М., 2005 - С.172.
3. Великанова Т.Б., Веденеев Б.П., Колмаков И.Б. Распределение населения по среднедушевым доходам. Регионы России Вестник экономики. 2010. №2.
4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник для вузов. - М.: ГУ ВШЭ, 2008. - 495 с..
5. Гранберг А.Г., Бусыгина И.М., Введенский В.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. - М., 2006. - С.122
6. Дружинин А.Г., Ионов А.Ч. Концептуальные основы регионализации экономики. Ростов-на-Дону, 2007 - С.102
7. Жилкин С.Ф., Житкова Е.Л. Концепция как базовый документ системы стратегического планирования комплексного развития города. // Социально-гуманитарное знание.- 2006. - № 4. - С. 39
8. Киселенко А.Н. Прогнозирование и планирование. - Сыктывкар: КРАГС и У, 2008. - 87 с.:
9. Коваленко Е. Региональная экономика и управление. - М., 2007. - С.213
10. Котилко В.В. Региональная экономическая политика: М.: Изд-во МГУ, 2007 - С.95.
11. Международная ассоциация управления проектами
12. Отчет о реализации госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»
13. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 480 "Об утверждении федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года"
14. Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития регионов России. - СПб, 2008. - С.99-100.
15. Региональная экономика / под ред. проф. М.В. Степанова. - М. : ИНФРА- М., 2007. - С.196
16. Суворов А.В., Горст М.Ю. Система макроэкономических балансов для прогнозирования экономики региона. // Проблемы прогнозирования. - 2008. - № 4. - С. 25.
17. Исследование научных работ Разу М.Л., Мазура М.И., Лялина А.М., Шапиро В.Д
18. Ушаков А.К., Рязанова Л.А и др. Разработка прогнозов социально-экономического развития регионов с использованием комплексной имитационной модели Российский экономический журнал, №2, 2010..
19. http://government.ru/docs/1158/
Вопрос-ответ:
Какие методологии применяются при программном развитии Дальнего Востока России?
При программном развитии Дальнего Востока России используются различные методологии, такие как системный анализ, прогнозирование, стратегическое планирование и другие. Они позволяют анализировать текущую ситуацию и определять перспективы развития региона, а также разрабатывать необходимые меры и решения для достижения поставленных целей.
Что означает понятие прогнозирования развития региона?
Понятие прогнозирования развития региона означает анализ текущей ситуации и определение перспектив развития данного региона на основе доступных данных и методов прогнозирования. Прогнозирование позволяет предсказывать возможные тенденции, изменения и результаты в различных сферах развития региона, что позволяет разрабатывать эффективные стратегии и меры для достижения поставленных целей.
Какими механизмами и инструментарием осуществляется реализация региональных программ социально-экономического развития регионов?
Реализация региональных программ социально-экономического развития регионов осуществляется различными механизмами и инструментами. К ним относятся разработка и реализация конкретных проектов, финансирование и инвестирование, создание специальных институтов развития, привлечение инвесторов, разработка и внедрение инновационных технологий и др. Такие механизмы и инструменты позволяют обеспечить эффективную реализацию программы развития региона и достижение поставленных целей.
Что включает в себя система управления социально-экономическим развитием региона?
Система управления социально-экономическим развитием региона включает в себя комплекс организационных, экономических и правовых механизмов, которые обеспечивают эффективность и устойчивость процесса развития. Она включает в себя такие элементы, как планирование и координация различных сфер развития, контроль и мониторинг, управление ресурсами, привлечение инвестиций, поддержка предпринимательства и др. Система управления позволяет обеспечить сбалансированное и устойчивое развитие региона и достижение поставленных целей.
Что такое прогнозирование развития региона?
Прогнозирование развития региона - это процесс предсказания будущих изменений и тенденций в социально-экономическом развитии конкретного региона. Это важная методологическая основа для разработки программ развития региона, так как позволяет оценить потенциал региона и определить стратегические направления развития.
Какое значение имеет программирование развития региона?
Программирование развития региона - это процесс разработки и реализации программ и проектов, направленных на достижение стратегических целей развития конкретного региона. Оно помогает систематизировать и управлять процессом развития, определить конкретные шаги и ресурсы для реализации программы, а также оценивать и корректировать ее результаты.
Какие механизмы и инструментарий используются для реализации региональных программ развития?
Для реализации региональных программ развития используются различные механизмы и инструменты. Например, это могут быть финансовые механизмы, такие как бюджетирование, кредитование, грантовая поддержка. Также активно применяются инструменты государственного регулирования, включая разработку и внедрение законодательных актов, налоговые льготы, стимулирование инвестиций.
Что такое система управления социально-экономическим развитием региона?
Система управления социально-экономическим развитием региона - это комплекс организационных, экономических и правовых механизмов, которые обеспечивают планирование, координацию и контроль за реализацией программ развития региона. Она включает в себя различные институты и органы власти, которые работают в рамках установленных процедур и регламентов.
Каковы особенности программного развития регионов России на Дальнем Востоке?
Программное развитие регионов России на Дальнем Востоке характеризуется рядом особенностей. Во-первых, это уникальное географическое положение, которое определяет специфику экономического развития и потенциала региона. Во-вторых, это ориентация на развитие природных ресурсов и освоение новых территорий. Кроме того, важным элементом программного развития Дальнего Востока является развитие инфраструктуры и привлечение инвестиций.
Что такое прогнозирование развития региона?
Прогнозирование развития региона - это процесс определения будущего состояния и тенденций развития конкретного региона на основе анализа текущего состояния, учета внешних факторов и прогнозирования их воздействия на регион.
Какие механизмы и инструментарий используются для реализации региональных программ социально-экономического развития регионов?
Для реализации региональных программ социально-экономического развития регионов используются различные механизмы и инструменты, такие как финансовые инструменты (бюджетные ассигнования, гранты), налоговые льготы, механизмы государственно-частного партнерства, инвестиционные проекты, развитие инфраструктуры и т.д.
Что такое система управления социально-экономическим развитием региона?
Система управления социально-экономическим развитием региона - это комплекс взаимосвязанных институтов, механизмов и процессов, обеспечивающих планирование, координацию и мониторинг социально-экономического развития региона. Она включает в себя органы государственной власти и управления, бюджетное планирование, региональную политику, механизмы регулирования экономической деятельности и другие элементы.