Формирование потребности в здоровом образе жизни у дошкольников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 30 30 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 08.01.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Определение понятия «здоровый образ жизни» в отечественной психологии 5
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у дошкольников 10
1.3. Формирование потребности в здоровом образе жизни у дошкольников посредством развития здоровьесберегающих компетенций 13
1.4. Выводы по первой главе 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 17
2.1. Методика и методы исследования потребности в здоровом образе жизни у дошкольников 17
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования потребности в здоровом образе жизни у дошкольников 21
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию потребности в здоровом образе жизни у дошкольников 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Фрагмент для ознакомления

В отличие, например, от правильного питания и приема витаминов, эффект которых отсрочен во времени. В задачах, связанных с различением полезных и вредных для здоровья продуктов, правильного питания наблюдается самая большая дисперсия, т.е. дошкольники по этому параметру высказывают разнообразные мнения, и эту сферу можно охарактеризовать как самую противоречивую из исследуемых.Укладываясь в обозначенный диапазон 2-3 балла, параметр, связанный с определением состояния своего здоровья (болен или здоров), а также состояния окружающих людей, получил самый низкий балл – 2,2 балла. Вероятно, эта сфера для дошкольников мало понятна, и их компетенции в этом вопросе низкая. Это может быть связано с объективными условиями: дети плохо осведомлены о строении и функционировании человеческого тела, а опыт переживания болезней тоже не дают им переживания больных органов в полной мере. Этот параметр может быть целью психолого-педагогической, просветительской работы с дошкольниками. Результаты диагностики самооценки здоровья и потребности в развития здоровья и здоровом образе жизни показали, что следующее:- средние результаты по исследуемой выборке дошкольников укладываются в диапазон 4-5 баллов по шкале «здоровье» (4,6 балла) и 5 баллов по шкале здоровый образ жизни на настоящий момент времени (рис. 3);ЗдоровьеЗОЖРис. 3. Показатели самооценки по шкале «здоровье» и «здоровый образ жизни» в настоящее время «сейчас»- показатели в сфере здоровья в будущем остаются примерно такие же, как при оценке здоровья в актуальном времени (4,9 баллов), а в сфере здорового образа жизни наблюдается рост: в среднем оценка укладывается в диапазон 6-7 баллов. Это, во-первых, говорит о несколько завышенных ожиданиях от себя в будущем в плане выполнения правил здорового образа жизни, а, во-вторых, свидетельствует о существующей потребности в здоровом образе жизни у дошкольников. В следующем пункте работы мы сформулируем психолого-педагогические рекомендации относительно формирования потребности в здоровом образе жизни у дошкольников. 2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию потребности в здоровом образе жизни у дошкольниковДля достижения целей по формированию потребности дошкольников в здоровом образе жизни, а также сохранении и укрепления здоровья необходимо определить основные средства обучения и воспитания: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет качественно использовать здоровьесберегающие подходы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ[1, 11, 20].К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию здоровьесберегающих подходов. Это движение; физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.Использование оздоровительных сил природы оказывает значительное воздействие на достижение целей здоровьесберегающих технологий. Проведение игр и занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления. Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию. Возможно привнесение в жизнь ДОУ новых элементов: фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные процедуры для педагогов и детей.К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих технологий, способствующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; индивидуальная и социальная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна;привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; организация порядка проведения прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня физической и интеллектуальной нагрузки во избежание переутомления.Одним из основных условий к применению упомянутых выше средств считается их системное и комплексное использование в виде занятий с применением профилактических методик; с использованием функциональной музыки; аудиосопровождение занятий, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; посредством многочисленных оздоровительных мероприятий, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения[14, 15].В этой связи воспитательно-образовательный процесс на занятии должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма ребёнка через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания дошкольника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения информации и т.д.Принцип укрепления здоровья основывается на механизме наращивания, накопления здоровья, повышающего резервы адаптации, увеличения резервов здоровья (или укрепления здоровья). Реализация данного принципа в технологии обучения предполагает наличие способов повышения адаптивности ребёнка к стрессогенным факторам на занятии. Образовательный процесс на занятии, направленный на обогащение нравственного опыта дошкольников, должен соответствовать цели укрепления социального компонента их здоровья. Условиями роста резервов здоровья детей следует считать правильнуюдозированность физиологически и психологически обоснованных стрессоров, максимальный учет индивидуальных особенностей каждого ребенка[16, 20].Принцип формирования здоровья, т.е. ценностей здорового образа жизни, мотивации дошкольников на здоровый образ жизни, осуществляется через содержание учебного материала, раскрывающих сущность основных компонентов здоровья и здорового образа жизни посредством организации взаимодействия участников педагогического процесса, в котором формируются ценности, идеалы здоровья и понимание определенных способов его достижения.Таким образом, здоровьесберегающая среда, созданная в условиях дошкольных образовательных учреждений, способствует формированию здоровьесберегающих компетенций и сохранению здоровья дошкольников. Но для ее создания необходима реализация принципов, форм и методов здоровьесохраняющего обучения и воспитания.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема сохранения и укрепления здоровья является одной из ведущих для современной психолого-педагогической практики. Особенно актуальной она является в период дошкольного возраста, когда закладываются основы отношения к здоровью и происходит формирование потребности в здоровом образе жизни. Целью настоящей работы было проанализировать потребность в здоровом образе жизни и описать возможности ее формирования у дошкольников. В процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы, а также проведенного эмпирического исследования были также реализованы поставленные в работе задачи. Заключительным пунктом работы было формулирование психолого-педагогических рекомендаций по формированию потребности в здоровом образе жизни дошкольников. Исследуемая проблема естественно не может быть исчерпала результатами данной работы и имеет перспективы дальнейшей разработки. В частности за рамками работы остались вопросы психолого-педагогической компетентности воспитывающих взрослых в вопросах здоровьесбережения и формирования потребности в здоровом образе жизни у дошкольников. В качестве возможного вектора в разработкеизучаемой темы может быть исследование динамики становления потребности в здоровом образе жизни в период дошкольного детства и младшего школьного возраста, в частности в аспектах когнитивного знания, эмоционально-чувственного отношения и переживания болезни/здоровья и осуществлении правил здорового образа жизни (поведенческий, деятельностный аспект). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБогомолова М.Р., Крицкая А.Р. Психологическая безопасность образовательной среды и характер общения ее участников // Научный альманах. 2015. № 8 (10). С. 1498-1502.Большой психологический словарь/ под ред.Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: АСТ, Прайм_Еврознак, 2009. – 816 с.Государственный доклад о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья за 2016 год. 20 июня 2017 года // https://www.rosminzdrav.ru/ministry/programms/gosudarstvennyy-doklad-o-realizatsii-gosudarstvennoy-politiki-v-sfere-ohrany-zdorovya-za-2015-god [дата обращения: 20.11.2017]Демченкова Г.З. Теоретические и организационные основы диспансеризации населения. - Москва: Медицина, 1987. - 288 с.Деркунская В. А., Что думают современные дошкольники о здоровье. Петербургский научно – практический журнал для педагогов и родителей «Дошкольная педагогика». 2004. №4 (19). С. 6-9.Доброрадова Л.В. Здоровый образ жизни как объект исследования в различных отраслях науки // Вестник ЧГПУ. 2009. № 5. С. 29–35.Загвязинский В. И. Педагогический словарь / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Г.А. Строкова. - М.: Академия, 2008. - 352 c.Изуткин Д.А. Концептуальные основы взаимосвязи образа жизни и здоровья: дис. … д-ра филос. наук. - Н. Новгород, 2005. 356 с. Кудаланова Л. П. Структура и особенности становления компетентности в области укрепления здоровья детей дошкольного возраста // Фундаментальные исследования. – 2013. - № 1. – С. 623- 627.Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. 510 с.Лосева, О.А. Обучение детей 6-летнего возраста в детском саду и в школе: Опыт физиологического и гигиенического исследования - М.: Изд-во Педагогика, 1987. -160 с.Никифоров Г.С. Психология здоровья дошкольника. – СПб.: Речь, 2010. – 413 с.Пилюшенко А.В. Вопросы теоретического осмысления категорий «Образ жизни» и «здоровый образ жизни» // Вестник Томского государственного университета. 2015. « 398. С. 50-54.Проект "Здоровьесберегающие технологии ДОУ" // Социальная сеть работников образования «Наша сеть», 2010-2017. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/02/25/proekt-zdorovesberegayushchie-tekhnologii-douПроект «Работа по здоровьесбережению в ДОУ» // Издатель: Проект «Инфоурок», 2012–2017. URL: https://infourok.ru/proekt-rabota-po-zdorovesberezheniyu-v-dou-1207226.htmlСапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства. – М.: Академический Проект, 2004. – 496 с. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб. : Речь, 2001. - 350 с.Славянская М. В. Личностная компетентность у старших дошкольников в двигательной деятельности / М.В. Славянская // Инструктор по физкультуре. – 2010. – № 4. – С. 32–35.Слободчиков В. И. Современные вызовы современному образованию // Современное состояние и перспективы развития дошкольного образования: Сб. статей. – М.: Институт психолого-педагогических проблем детства РАО; Российский университет дружбы народов, 2010. – С. 4-13.Филиппова С. О. Дошкольное учреждение: стандартизация образовательной деятельности в области физической культуры. О профессиональной компетентности педагога / С.О. Филиппова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 7. – С. 12–19.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богомолова М.Р., Крицкая А.Р. Психологическая безопасность образовательной среды и характер общения ее участников // Научный альманах. 2015. № 8 (10). С. 1498-1502.
2. Большой психологический словарь/ под ред.Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: АСТ, Прайм_Еврознак, 2009. – 816 с.
3. Государственный доклад о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья за 2016 год. 20 июня 2017 года // https://www.rosminzdrav.ru/ministry/programms/gosudarstvennyy-doklad-o-realizatsii-gosudarstvennoy-politiki-v-sfere-ohrany-zdorovya-za-2015-god [дата обращения: 20.11.2017]
4. Демченкова Г.З. Теоретические и организационные основы диспансеризации населения. - Москва: Медицина, 1987. - 288 с.
5. Деркунская В. А., Что думают современные дошкольники о здоровье. Петербургский научно – практический журнал для педагогов и родителей «Дошкольная педагогика». 2004. №4 (19). С. 6-9.
6. Доброрадова Л.В. Здоровый образ жизни как объект исследования в различных отраслях науки // Вестник ЧГПУ. 2009. № 5. С. 29–35.
7. Загвязинский В. И. Педагогический словарь / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Г.А. Строкова. - М.: Академия, 2008. - 352 c.
8. Изуткин Д.А. Концептуальные основы взаимосвязи образа жизни и здоровья: дис. … д-ра филос. наук. - Н. Новгород, 2005. 356 с.
9. Кудаланова Л. П. Структура и особенности становления компетентности в области укрепления здоровья детей дошкольного возраста // Фундаментальные исследования. – 2013. - № 1. – С. 623- 627.
10. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. 510 с.
11. Лосева, О.А. Обучение детей 6-летнего возраста в детском саду и в школе: Опыт физиологического и гигиенического исследования - М.: Изд-во Педагогика, 1987. -160 с.
12. Никифоров Г.С. Психология здоровья дошкольника. – СПб.: Речь, 2010. – 413 с.
13. Пилюшенко А.В. Вопросы теоретического осмысления категорий «Образ жизни» и «здоровый образ жизни» // Вестник Томского государственного университета. 2015. « 398. С. 50-54.
14. Проект "Здоровьесберегающие технологии ДОУ" // Социальная сеть работников образования «Наша сеть», 2010-2017. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/02/25/proekt-zdorovesberegayushchie-tekhnologii-dou
15. Проект «Работа по здоровьесбережению в ДОУ» // Издатель: Проект «Инфоурок», 2012–2017. URL: https://infourok.ru/proekt-rabota-po-zdorovesberezheniyu-v-dou-1207226.html
16. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства. – М.: Академический Проект, 2004. – 496 с.
17. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб. : Речь, 2001. - 350 с.
18. Славянская М. В. Личностная компетентность у старших дошкольников в двигательной деятельности / М.В. Славянская // Инструктор по физкультуре. – 2010. – № 4. – С. 32–35.
19. Слободчиков В. И. Современные вызовы современному образованию // Современное состояние и перспективы развития дошкольного образования: Сб. статей. – М.: Институт психолого-педагогических проблем детства РАО; Российский университет дружбы народов, 2010. – С. 4-13.
20. Филиппова С. О. Дошкольное учреждение: стандартизация образовательной деятельности в области физической культуры. О профессиональной компетентности педагога / С.О. Филиппова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 7. – С. 12–19.

Вопрос-ответ:

Что такое здоровый образ жизни согласно отечественной психологии?

Здоровый образ жизни – это способ жизни, основанный на соблюдении определенных принципов, направленных на поддержание и укрепление физического и психического здоровья. По мнению отечественных психологов, здоровый образ жизни предполагает активную физическую активность, регулярное употребление полезной пищи, отказ от вредных привычек и регулярный отдых.

Какие психолого-педагогические аспекты влияют на формирование здорового образа жизни у дошкольников?

Формирование здорового образа жизни у дошкольников зависит от ряда психолого-педагогических аспектов. Важную роль играет создание здоровьесберегающей образовательной среды, которая включает в себя правильную организацию питания, физическую активность, регулярные профилактические мероприятия и др. Также значимыми факторами являются вовлечение родителей в формирование здорового образа жизни ребенка, обучение дошкольников навыкам самоухода и самообслуживания.

Как можно формировать потребность в здоровом образе жизни у дошкольников через развитие здоровьесберегающих компетенций?

Через развитие здоровьесберегающих компетенций можно формировать потребность в здоровом образе жизни у дошкольников. Это может быть достигнуто с помощью организации здоровьесберегающих игр, спортивных мероприятий, занятий физической культурой и спортом, а также пропаганды здорового образа жизни через сказки, песни и другие средства массовой информации.

Какие выводы можно сделать по первой главе?

В первой главе были проанализированы определение понятия здорового образа жизни в отечественной психологии, психолого-педагогические аспекты формирования такого образа жизни у дошкольников, а также влияние развития здоровьесберегающих компетенций на формирование потребности в здоровом образе жизни. Выводы, сделанные на основе данного анализа, позволяют заключить, что формирование здорового образа жизни у дошкольников является важной задачей, которая должна быть решена на психолого-педагогическом уровне.

Что такое здоровый образ жизни?

Здоровый образ жизни - это комплекс поведенческих моделей и привычек, направленных на поддержание и укрепление физического и психического здоровья. Он включает в себя правильное питание, регулярные физические нагрузки, отказ от вредных привычек, достаточный отдых и соблюдение гигиены.

Какие психолого-педагогические аспекты влияют на формирование здорового образа жизни у дошкольников?

Формирование здорового образа жизни у дошкольников неразрывно связано с их воспитанием и образованием. Психологические аспекты, такие как развитие мотивации, формирование навыков самоконтроля и саморегуляции, установление положительных ассоциаций с здоровым образом жизни, играют важную роль в этом процессе. Педагогические аспекты, такие как организация занятий физической культурой и спортом, создание благоприятной образовательной среды, также способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни.

Как развивать здоровьесберегающие компетенции у дошкольников?

Для развития здоровьесберегающих компетенций у дошкольников необходимо использовать специальные методы и подходы. К ним относятся игровые ситуации, практические занятия по гигиене, питанию, физической активности. Важно также вовлекать родителей и педагогов в процесс формирования здорового образа жизни, проводить консультации и обучающие программы по данной тематике.

В чем заключаются результаты первой главы статьи?

В первой главе статьи рассматривается определение понятия "здоровый образ жизни" в отечественной психологии, анализируются психолого-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у дошкольников, рассматривается роль здоровьесберегающих компетенций в формировании потребности в здоровом образе жизни. Выводы по этим вопросам приведены в заключении главы.

Как определяется понятие "здоровый образ жизни" в отечественной психологии?

В отечественной психологии "здоровый образ жизни" определяется как система ценностей, установок и действий, направленных на поддержание и укрепление физического и психического здоровья человека.

Какие психолого-педагогические аспекты влияют на формирование здорового образа жизни у дошкольников?

Формирование здорового образа жизни у дошкольников зависит от таких аспектов, как социальной и психологическая поддержка со стороны родителей и педагогов, создание благоприятной образовательной среды, развитие здоровьесберегающих компетенций, стимулирование физической активности и правильного питания.