Особенности социального сознания младших школьников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 31 31 страница
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 14.01.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава1. Объекты социально-педагогической деятельности и их проблемы 4
1.1. Социальная работа с детьми младшего школьного возраста 4
1.2. Психолого-педагогическая сущность развития социальной активности младших школьников 12
Глава2. Исследование социального сознания младших школьников 16
2.1.Сущность сознания 16
2.2. Анализ социального сознания младших школьников 25
Заключение 29
Литература 31


Фрагмент для ознакомления

В связи с этим, ученые пришли к выводу, что за сознание, при кажущемся единстве, отвечает несколько взаимосвязанных структур мозга.В соответствии с изучаемым объектом, выделяют следующие уровни сознания:личностный;общественный.Как правило, основные процессы, связанные с формированием сознания, протекают в детском возрасте и подвержены значительным колебаниям, обусловленным разнообразием характеристик окружающей среды.Существует ряд методов, направленных на повышение уровня адаптации индивида к внешнему миру путем передачи взглядов, убеждений, понятий и представлений. С их помощью происходит формирование сознания. Передача информации осуществляется вербальным путем, то есть с помощью слов. Это позволяет повысить объем и точность передаваемых данных.[1]К наиболее распространенным методам, направленным на формирование сознания в жизни, относят:убеждение;рассказ;объяснение;разъяснение;лекция;этическая беседа;диспут;увещевание;внушение;пример.Под убеждением понимают доказательство того или иного суждения, в основе которого лежит логическая цепь из фактов. Таким образом, при использовании убеждения как метода изменения сознания передаются не сами факты, а логичность суждений. Наиболее часто этот метод применяется во время дискуссий.[6]Рассказ и лекция являются схожими понятиями, так как при этих методах используется констатация фактов. Однако, в основе лекционного материала лежит сухая подача информации, не имеющая яркой эмоциональной окраски, в то время как при рассказе большое внимание уделяется созданию чувственного контраста. Рассказ позволяет формировать отношение к тем или иным поступкам, нормам и поведению.В ситуациях, когда индивид не в состоянии полноценно интерпретировать полученную информацию, в целях повышения эффективности методов формирования сознания, используются объяснение и разъяснение.[7]Главная цель этической беседы – обсуждение воспитателем и воспитанниками нравственных, моральных и этических проблем. Как правило, во время этической беседы важно использование принципов равноправия и сотрудничества. Проведение этого метода формирования сознания направлено на укрепление и укрепление взглядов и убеждений.Под диспутом понимают оживленный спор, способствующий не только формированию определенных взглядов, но и развитию мышления. Однако, для проведения диспута требуется не только обладание необходимым количеством информации, достаточным для оперирования имеющимися данными.Увещевание и внушение являются методами воздействия на сознание, при которых используется авторитет того лица, которое обращается к тем или иным чувствам субъекта сознания. У примерам этих методов относят просьбу, похвалу и укор.[7]В основе примера как метода формирования сознания является создание образца для подражания, ориентирование на который будет мотивировать индивида на дальнейшее развитие. Как правило, первыми примерами для подражания в жизни большинства людей являются родители. Именно наблюдение за их поведением закладывается в характере.Формирование сознания является непрерывным процессом, позволяющим личности адаптироваться к существованию в конкретных условиях окружающей среды. Так, с возрастом существенно изменяется мировоззрение, цель жизни, приоритеты и сама личность.Сознание в жизни каждого человека играет огромное значение, так как именно оно определяет отношение индивида к действительности и, соответственно, его поведение. Так, сознание и осмысленная деятельность человека являются неотъемлемыми элементами его жизнедеятельности. Именно благодаря сознанию человек не только приспосабливается к новым условиям, но и изменяет окружающую среду.Сознание в жизни человека определяет взаимоотношения между людьми, а также круг общения, принадлежность к тому или иному социальному классу. Это, как правило, нередко сказывается на положении человека в обществе, профессиональной деятельности и отношениях в семье.2.2. Анализ социального сознания младших школьниковВ настоящее время социальные представления и социальное сознание как целостная структура детей младшего школьного возраста значительно отличаются от тех особенностей, которые имели дети десять или даже пять лет назад. Это связано в первую очередь с динамикой социально-экономических, историко-культурных условий и факторов, а также с информационным развитием общества, которое создает новые, виртуальные коммуникативные и деятельностные пространства – пространства социально-психологической турбулентности (термин И.Г. Маланчук).[12]Тайна сознания равнозначна тайне человеческого бытия. Сознание тождественно человеку, а человек тождественен сознанию. Если придерживаться эволюционной теории в вопросе о происхождении человека, то вполне логичным будет вывод о постепенном усложнении (вплоть до возникновения сознания) психической организации обезьяноподобных предков человека, идущем параллельно с усложнением их морфологической организации. Но гипотеза Дарвина о происхождении человека из обезьяны уже не согласуется с новыми открытиями в области палеонтологии человека, культурной антропологии и генетики. Результаты исследований генетического материала неандертальцев показали, что они не являются прямыми предками человека. На вопрос: "Как появился первый человек?" в современной науке пока нет удовлетворительного ответа. Следовательно, нет его и в отношении вопроса о происхождении сознания.[13]Выборка нашего исследования представляет собой описания речевого взаимодействия детей младшего школьного возраста, включающих тексты диалогов, полилогов младших школьников в внеучебных и учебных ситуациях. Для подробного анализа методом случайной выборки отобрано 50 ситуаций речевого взаимодействия, что является достаточным для проведения качественного анализа.Был выбран такой метод изучения социальных представлений – элементов структуры социального сознания как метод реконструкции социальных представлений / социального сознания по фактам языка и речи детей.Первичный анализ социальных представлений младших школьников позволил сделать обобщения, касающиеся содержания ключевых для данного возраста социальных представлений, фактически – их связи с другими социальными представлениями.[9]Далее покажем содержание основных категорий социального сознания в анализируемом возрасте.Представление о границах коммуникативной ситуации выражено представлениями об удержании границ коммуникативной ситуации партнерами, необходимостью их обозначения для окружающих, необходимостью регулировать ход диалога, а также сопряжено с представлением о своей роли в конкретных коммуникативных ситуациях;Представление о социальных правилах выражено представлением о возможности их индивидуализации и введения ребенком личных правил и условий по отношению к социальному окружению для поддержания коммуникации;Представление о социальной обусловленности форм речи выражается, в частности, в представлениях о разнице ябедничества и жалобы;Представления о социальном статусе и его детерминантах выражаются представлениями о социальном превосходстве на основе оценки возможностей людей, а также количественными показателями социально значимых для детей признаков;Представление о значимости социальной оценки выражается представлением о необходимости демонстрировать результаты своей деятельности, значимом;Из философов на эту тему замечательно высказался Э.В.Ильенков, в переписке с одним из своих учеников, Александром Суворовым. В 60-е годы ХХ века Э.В.Ильенков, вместе с педагогами и психологами А.И.Мещеряковым и И.А.Соколянским, организовал программу-эксперимент по психологической реабилитации и социальной адаптации слепоглухонемых детей, находящихся в школе-интернате города Загорска. Целью было формирование сознания у детей, от рождения лишенных зрения, слуха и не умеющих говорить. [8]В ходе эксперимента была подтверждена марксистская концепция социальной обусловленности сознания: если ребенок родился без патологий мозга и центральной нервной системы, то для развития его сознания необходимо активное взаимодействие с окружающей социальной средой. Многие дети, участвующие в эксперименте, были в буквальном смысле "перемещены" из животного состояния в человеческое, получили образование.Некоторые закончили вузы и даже защитили кандидатские диссертации. И вот один из бывших учеников Ильенкова, Александр Суворов, ставший впоследствии доктором педагогических наук, обратился к нему с письмом, содержащем упреки и прямые обвинения. Обвинение сводилось к упреку Ильенкову в том, что он и его коллеги, задумав вроде бы благое дело, в итоге сделали подопытных детей очень несчастными людьми. Репрезентация — это опосредованное, или «вторичное» (через подобие)представление в сознании человека образов (первообразов) материальных или идеальных объектов их свойств, отношений и процессов. Используемая в этом процессе функция обозначения часто придаёт репрезентациизнаковый, символический характер.  русском языке термину «репрезентация» в целом соответствует слово «представление», но поскольку оно имеет множество значений (в том числе с размытым смыслом), в тех случаях, когда речь идёт о представлении одного объекта посредством другого, в современном русском языке часто используется термин «репрезентация», подразумевающий более конкретное значение. Как многозначное понятие, термин «репрезентация» широко употребляется в философии, культурологи и социальных науках.Социальные репрезентации изучались преимущественно в социологии исоциальной психологии. Социальные репрезентации играют важную рольв поддержании социальных контактов, а также в адаптивном планировании, предвосхищении и реализации скрипов. Помимо этого социальныерепрезентации участвуют в формировании и поддержании «образа Я». Помнению Дуаза ,репрезентации отвечают за использование приемлемых способов социального поведения. Репрезентации участвуют в понимании и интерпретации поведения другихлиц.ЗаключениеМладший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они приобретают опосредованный, осознанный и произвольный характер.У младшего школьника развиваются мотивы, стимулирующие возникновение самолюбия, стремление к самоутверждению, изменяется способность к произвольной регуляции поведения. для сознания ребенка наиболее значимыми становятся такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым), мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать), мотивы долга и ответственности (дети стремятся выполнять все требования учителя). Эти мотивы - результат социальных влияний. Поэтому ребенок начинает руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения .Изучение социальных мотивов младших школьников является актуальной проблемой. Сознание и деятельность индивида являются взаимосвязанными частями жизни человека. Как правило, в то время как сознание оказывает влияние на выбор того или иного действия, активная деятельность, которая включает взаимодействие с другими субъектами в обществе, изменяют мировоззрение человека и его понимание внешнего и внутреннего мира.Также считается, что благодаря отражению в сознании внешнего мира, человек имеет возможность предугадывать последствия своей деятельности. Сознание, таким образом, позволяет минимизировать вероятность развития негативных последствий своих действий.Формирование мотивов ответственности, долга, сотрудничества, коллективизма активно формируются в процессе обучения и общении младшего школьника. В психологической науке изучению подлежали особенности строения факторы развития мотивационно-потребностой сферы человека и животных, создавались разнообразные концепции мотивации (К. Левин, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др.). Изучением мотивов детей младшего школьного возраста занимались такие ученые как Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, Н. В. Нижегородцева, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина, Ш.А. Амонашвили и др.Проблема формирования социальных мотивов обусловлена социальной ситуацией развития младшего школьника, связанной с вхождением в новый мир, где ведущей деятельностью становится учение, появляется еще один значимый взрослый «Учитель», деятельность ребенка оценивается со стороны как учителя, так и класса.ЛитератураБочарова А.С. Социально-педагогическая деятельность как научная категория. М.: Наука, 2011.с.59Клушина О.Д.. Теоретико-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной работы: Дис. … д-ра пед. наук. Ставрополь, 2010. с.674Мудрик А.В. Социализация и воспитание. – М., 2014 Нагорный О. С. репрезентация этничностей в русскоязычных социальных медиа, научн. Ст. 2014Наторк С.А.. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2011Постовалова Г.И. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. - М.: Азимут-Центр, 2011. С. 47-50.Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. – СПб., 2011. с.157Сластелин Р.К. Социальный педагог и социальный работник: Личность и профессия // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. М.; Тула, 2013.с. 132Социальная педагогика: курс лекций / под ред. А.Н.Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. с.247 Трофимова Н.С. Адаптация студентов к условиям обучения: метод. Пособие для педагогов-психологов. - М: Маршрут, 2011.С. 8-9.Чижевский А. Л. Физические факторы исторического процесса. - Калуга, 2014. с.29Шалурова Ж.С. Методика и технология работы социального педагога. М.: Изд. центр «Академия», 2013. с. 324Ярцев, Д.В. Особенности социализации современного подростка//Вопросы психологии/ Д.В.Ярцев. – 2011.с.110

1. Бочарова А.С. Социально-педагогическая деятельность как научная категория. М.: Наука, 2011.с.59
2. Клушина О.Д.. Теоретико-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной работы: Дис. … д-ра пед. наук. Ставрополь, 2010. с.674
3. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. – М., 2014
4. Нагорный О. С. репрезентация этничностей в русскоязычных социальных медиа, научн. Ст. 2014
5. Наторк С.А.. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2011
6. Постовалова Г.И. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. - М.: Азимут-Центр, 2011. С. 47-50.
7. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. – СПб., 2011. с.157
8. Сластелин Р.К. Социальный педагог и социальный работник: Личность и профессия // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. М.; Тула, 2013.с. 132
9. Социальная педагогика: курс лекций / под ред. А.Н.Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. с.247
10. Трофимова Н.С. Адаптация студентов к условиям обучения: метод. Пособие для педагогов-психологов. - М: Маршрут, 2011.С. 8-9.
11. Чижевский А. Л. Физические факторы исторического процесса. - Калу¬га, 2014. с.29
12. Шалурова Ж.С. Методика и технология работы социального педагога. М.: Изд. центр «Академия», 2013. с. 324
13. Ярцев, Д.В. Особенности социализации современного подростка//Вопросы психологии/ Д.В.Ярцев. – 2011.с.110

Вопрос-ответ:

Какие объекты являются предметом социально-педагогической деятельности ученых?

Объектами социально-педагогической деятельности ученых являются дети младшего школьного возраста.

Что влияет на развитие социальной активности у младших школьников?

Развитие социальной активности у младших школьников зависит от психолого-педагогических факторов, таких как интеллектуальное развитие, социальные навыки, эмоциональная сфера и социальная среда.

Что такое сознание младших школьников?

Сознание младших школьников - это психологическое качество, отражающее их понимание окружающего мира, собственных потребностей и ценностей.

Какой анализ проводят ученые в отношении социального сознания младших школьников?

Ученые анализируют социальное сознание младших школьников с целью выявления особенностей их мировоззрения, уровня развития социальных представлений и ценностей.

Что говорят ученые о влиянии социальной среды на социальное сознание младших школьников?

Ученые пришли к выводу, что социальная среда оказывает значительное влияние на формирование социального сознания младших школьников. Окружающие люди, семья, школа и другие институты имеют важное значение в формировании и становлении социальных представлений и ценностей у детей.

Какие особенности социального сознания младших школьников рассматривает статья?

Статья рассматривает особенности социального сознания младших школьников в контексте социально-педагогической деятельности и их развития.

Какие объекты социально-педагогической деятельности охватывает статья?

Статья охватывает социально-педагогическую деятельность с детьми младшего школьного возраста и анализирует проблемы, связанные с этим видом работы.

Что представляет собой психолого-педагогическая сущность развития социальной активности младших школьников?

Статья рассматривает психолого-педагогическую сущность развития социальной активности младших школьников и исследует его особенности в контексте их социального сознания и взаимодействия с окружающей средой.

Какие исследования проводятся по социальному сознанию младших школьников?

Статья рассматривает сущность сознания и анализирует исследования, проведенные по социальному сознанию младших школьников, с целью выявления его особенностей и понимания влияния внешних факторов на формирование этого сознания.