Античная картина мира

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Концепция современного естествознания
  • 23 23 страницы
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 09.01.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Античная натурфилософия 5
Основные школы античной наутрфилософии 6
Милитская школа (VI – IV века до н.э.) 6
Пифагор и пифагорейцы 7
Атомисты (IV – III века до н.э.) 9
Платон и платонисты, неоплатонизм 10
Аристотель и перипатетики 11
Античная культура, как отражение античной картины мира 13
Список источников: 19

Список иллюстраций
Рисунок 1 Фалес Милетский 6
Рисунок 2 Пифагор 8
Рисунок 3 Демокрит 10
Рисунок 4 Платон 12
Рисунок 5 Аристотель 13
Рисунок 6 Развалины Кносского дворца –лабиринта, современное стостояние. 16
Рисунок 7 Парфенон, современное состояние 18
Рисунок 8 Скопас. Битва греков с амазонками. Фрагмент фриза Галикарнасского Мавзолея 18
Рисунок 9 Венера Милосская Представляет собой тип Афродиты Книдской (лат. Venus pudica, Венера стыдливая). В современной культуре рассматривается как образец красоты женского тела 20

Фрагмент для ознакомления

Крито-микенский период(III-II тыс. до н.э.)Этот период явился связующим звеном между древневосточными цивилизациями и зарождающейся античной цивилизацией. Существовала развитая письменность, были развиты инженерные искусства и техника, представители этой цивилизации имели бассейн, водопровод, владели астрономией на высоком уровне, имели развитые пластические и изобразительные искусства. Сохранились фрески царских ворот в Кноссе и Фесте, расписные каменные сосуды, изящные изображения женщин, богато декорированная керамика. Наиболее известным памятником критской цивилизации считают Кносский дворец –«Лабиринт».Рисунок 6 Развалины Кносского дворца –лабиринта, современное стостояние.Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.)Основными источниками сведений об этом периоде служат произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея». На этот период пришелся упадок греческой культуры, вызванной вторжением в Грецию в 11 в. до н.э. в. племен дорийцев, принесших примитивные формы культуры: геометрический стиль искусства, подобный искусству неолита. Общество было безграмотно, на фоне чего получили широкое распространение мифологические представления. Однако они и сохранили греческую культуру, став основой развития античной натурфилософии, литературы и искусства. Архаический период (VIII–VI вв. до н.э.)В эту эпоху практически во всех областях жизни античной Греции происходят кардинальные изменения. Общество переходит от деревни к городу, полису. социальные отношения вступают в фазу рабовладельческого строя. Именно на этот период приходится зарождение материалистической античной философии, классическая лирической поэзии. Испытывает подъем изобразительное искусство и пластические искусства: архитектура и скульптура. Яркой характеристикой всеобщности культурного развития служит тот установленный археологией факт, что во всех полисах были театры, музеи, гимназии. Классический период (V – IV вв. до н.э.)Классический период стал временем наивысшего подъема и расцвета древнегреческой цивилизации и культуры, и одновременно и началом ее заката. В этот период Греция проходит через бурное экономическое развитие: развиваются ремесла, в особенности выплавка металла, быстрыми темпами растет товарное производство (олива, виноград). По всей стране ведется масштабное культовое строительство: Парфенон в Афинах, храм Артемиды в Эфесе).Рисунок 7 Парфенон, современное состояниеЭто период, в который жили и искали ключи к пониманию мироздания Сократ, Платон, Аристотель, творили скульпторы Пракситель, Скопас, Лисипп, Фидий. В этот период зарождается и достигает расцвета античный театр.Рисунок 8Скопас. Битва греков с амазонками. Фрагмент фриза Галикарнасского МавзолеяЭллинистический период (IV–I вв. до н.э.)Эллинизм принято связывать с именем Александра Македонского (336 – 323 гг. до н.э.).Это время перелома и трансформации. Полис перестает быть не только единственной,но даже приемлемой формой общежития греков. Вслед за войсками Александра, потянулись вглубь материка и обыватели, основывая государства-колонии. После распада империи Македонского, самыми крупными ее осколками были государства Птолемея и Селевка, которые просуществовали несколько столетий. В эпоху эллинизма продолжали развиваться наука и искусство. Центром культуры стала Александрия Египетская, в которой существовал отдельный квартал для ученых. Наука от единой натурфилософии стала дробиться на специальные ветви. И в целом для этого периода характерно то, что наука и искусство стали достоянием аристократии, а не всего населения. Она существовала в окружении чуждого ей египетского народа, которому тоже все это было чуждо.Для античной культуры, начиная с архаического периода, характерен космологизм, Космос выступал как абсолют,в том числе и для культуры. Он не только мир, Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее хаосу. Культура также противостояла хаосу. Космологизм греческой культуры предполагал ее обращенность к человеку, антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком, о чем писал Протагор: «Человек – мера всех вещей». Антропоцентричность культуры, в свою очередь, создала культ человеческого тела. Так в античной культуре возникает канон – совокупность правил, определяющие идеальные пропорции гармоничной человеческой фигуры. В античной культуре были выработаны эстетические категории: красота и мера. Мера едина и неделима, является характеристикой совершенства. Появление меры современные исследователи связывают с особенностями греческих ландшафтов: нет ничего громадного, все обозримо и понятно. Одна из основных черт бытия античной культуры – гармония, соподчиненность частей целому. Рисунок 9 Венера Милосская Представляет собой тип Афродиты Книдской (лат. Venuspudica, Венера стыдливая). В современной культуре рассматривается как образец красоты женского телаОдной из ключевых в греческой культуре выступает тема свободы. Свобода в античном понимании отождествлялась с самодостаточностью и самодавлением, требовала от человека не быть зависимым ни от чего внешнего, а также достичь согласия с самим собой, внутренней гармонии. Таким образом, полагали античные греки, можно достичь независимости души от тела, а в душе разумного и контролируемого начала от чувственного и неподконтрольного.Греческая мифология зародилась примерно во 2 тысячелетии до н.э. В это время зарождается пантеон греческих богов, живущих на Олимпе, который не был окончательно завершен вплоть до эпохи эллинизма. Образы богов сложны, каждый из них пережил длительную эволюцию и является синтезом черт богов более ранних культур, приобретших характерные греческие черты.Зевс – верховный бог Олимпаявляется слиянием реликтов тотемических верований, на что указывают мифы, в которых Зевс превращается в быка, в лебедя, и даже в золотой дождь. Главными центрами почитания Зевса были Фессалия (древнее фессалийское божество дождя и плодородия) и Крит (в образ Зевса здесь влилось древнее божество, символом которого был двойной топор минойской эпохи). Супруга Зевса, Гера, имеет эпитет «волоокая», что позволяет связать ее образ с богиней-коровой, покровительницей Микен.Афина Паллада, богиня – воительница, выполняла функцию покровительницы городов и городских укреплений. Павсанийнасчитал, что она имеет пятьдесят различных эпитетов. Была весьма почитаема, на территории Греции в ее честь было поставлено 73 храма. Артемида занимала первое место по числу посвященных ей храмов, которых насчитывают восемь десятков. Ей приписывают местное происхождение, предположительно из Аркадии, где она выступала в качестве покровительницы охоты, связанной с медведем. В классической мифологии и иконографии Артемида выступает как дева-охотница, и ее спутницей обычно бывает лань. Происхождение Аполлона сложно поддается однозначной трактовке. Его рассматривают как заимствование из малоазиатского культа. В его честь было поставлено около пятидесяти храмов. Среди его функций прорицание будущего, покровительство искусствам и науке, врачевание. Выделяют группу менее значимых богов, чьи образы родились из явлений культурной жизни людей. Это Гефест – олицетворение земного огня и кузнечного дела, Гестия – олицетворение домашнего очага, Гермес – божество торговли, а также вестник богов и проводник душ, бог-целитель Асклепий, бог пастухов Пан, бог войны Арес.Картина мира требует всеобщности. Бытовые наблюдения греков ограничивались наблюдением жизни полиса. Однако требование всеобщности и универсальности миропорядка приводило к перенесению особенностей полиса на Космос. Для греков был характерен взгляд на мир, как на своего рода дом, дающий прибежище и безопасность всем тварям. В центре этого космического дома по аналогии с очагом, помещалось Солнце. Список источников:Казначеева Т.А. Античная картина мира в межкультурном аспекте. Мировоззрение древних греков и древних римлян.//Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 208 № 2, 2009 стр. 208-213Культурология: История мировой культуры; под. ред. Воскресенской Н.О., М.: ЮНИТИ-ДАНА 2008 (гл. 7-8, С. 90 - 114) / http://www.alleng.ru/d/cult/cult009.htmЛосев А. Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре // http://philologos.narod.ru/losev/antic12t.htm#003Рассел Бертран. Мудрость Запада. М.: Республика, 1998, с. 48Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Ч.1. Античность. СПб., 1994.Савинкина Е, Логинова Г, ‎ Плоткин С История химии Элективный курс. 2007Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. для вузов. М., 2001.

Казначеева Т.А. Античная картина мира в межкультурном аспекте. Мировоззрение древних греков и древних римлян.// Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 208 № 2, 2009 стр. 208-213
Культурология: История мировой культуры; под. ред. Воскресенской Н.О., М.: ЮНИТИ-ДАНА 2008 (гл. 7-8, С. 90 - 114) / http://www.alleng.ru/d/cult/cult009.htm
Лосев А. Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре // http://philologos.narod.ru/losev/antic12t.htm#003
Рассел Бертран. Мудрость Запада. М.: Республика, 1998, с. 48
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Ч.1. Античность. СПб., 1994.
Савинкина Е, Логинова Г, ‎ Плоткин С История химии Элективный курс. 2007
Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. для вузов. М., 2001.

Вопрос-ответ:

Какая была античная картина мира?

Античная картина мира представляла собой представление древних греков и римлян о строении вселенной. Они верили, что земля является плоским диском, окруженным океаном. Над диском находится небесный свод, где размещены боги, а под диском — бескрайний Тартар, мир мертвых.

Какие были основные школы античной натурфилософии?

Основные школы античной натурфилософии включали милетскую школу, пифагорейцев, атомистов, платонистов, перипатетиков и неоплатонизм.

Кто был основателем милетской школы?

Основателем милетской школы был Фалес Милетский. Он был первым натурфилософом, который пытался объяснить природу и происхождение всего с помощью природных элементов, таких как вода.

Какую концепцию о природе предложил Пифагор и пифагорейцы?

Пифагор и пифагорейцы разработали концепцию о природе, основанную на идее о гармонии и числах. Они считали, что мир устроен по математическим принципам и что все явления в природе могут быть выражены числами и соотношениями.

Какие идеи выдвинул Аристотель и его школа?

Аристотель и его школа, перипатетики, выдвинули идеи о классификации и исследовании природы. Они разработали методы наблюдения, эксперимента и логического вывода, которые использовались в научных исследованиях вплоть до нового времени.

Что такое античная картина мира и как она отличается от нашего современного представления о мире?

Античная картина мира представляет собой философскую концепцию, которая возникла в Древней Греции и древнем Риме. Согласно этой концепции, мир состоит из четырех элементов: огня, земли, воздуха и воды. Каждый из этих элементов имеет свои особенности и свойства, и все вещи в мире образованы из комбинации этих элементов. Такая картина мира отличается от современного представления, основанного на научных открытиях и теориях.

Какие были основные школы античной натурфилософии и чем они отличались друг от друга?

Основные школы античной натурфилософии включали в себя милетскую школу, пифагорейцев, атомистов, платонистов и перипатетиков. Каждая из этих школ имела свои уникальные идеи и концепции относительно природы и структуры мира. Например, милетская школа считала, что основой всего является один первоэлемент – вода, в то время как пифагорейцы верили в бесконечное количество материальных объектов – числа. Атомисты же говорили о том, что все состоит из неделимых частиц – атомов. Платон говорил о мире идей, а Аристотель развивал учение о бытии и причинности.

Кто такие пифагорейцы и какие были их основные учения?

Пифагорейцы были представителями одной из школ античной натурфилософии, основанной на учении Пифагора. Они считали, что мир устроен по математическим законам и принципам. Главными учениями пифагорейцев были вера в бессмертие души, проповедь тишины, здорового образа жизни, а также математические и гармонические расчеты.

Какова основная идея античной натурфилософии?

Основная идея античной натурфилософии заключается в поиске объяснения мира через рациональное мышление, изучение природы и связанных с ней явлений. Философы того времени стремились найти первопричины и основные законы природы, чтобы объяснить и понять мир вокруг себя.