Городская реформа 1870 года

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Мировая
  • 33 33 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 09.01.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1 Реформа городского самоуправления в 1870 году 5
1.1 Предпосылки реформы 5
1.2 Основные положения реформы 8
1.3 Итоги и значения реформы 11
Глава 2 Реформы Александра II 1860-х – 1870-х годов 13
2.1 Крестьянская реформа 13
2.2 Судебная реформа 22
2.3 Военная реформа 23
2.4 Реформа образования 26
2.5 Прочие реформы 27
Заключение 30
Список литературы 32

Фрагмент для ознакомления

Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода. Таким образом, реформа привела к созданию небольшой по объему армии, имеющей значительный обученный резерв в случае, если начнется война. Также реформа привела к трансформации системы военного управления для усиления управления по местам расположения войск. 6 августа 1864 г. Было утверждено “Положение о военно-окружных управлениях”. На основании этого “Положения” на первом этапе сделали девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставили, назначаемого по непосредственному высочайшему усмотрению, главного начальника, который назывался командующим войсками военного округа. Эту должность также можно было возложить на местного генерал-губернатора. В некоторых округах назначали дополнительно помощника командующего войсками.В 60-е годы военное министерство настояла на строительстве железных дорог к западным и южным границам России, а в 1870 году состоялось появление железнодорожных войск. В течение 70-х годов в основном завершается процесс технического перевооружения армии. 7 ноября 1870 г. военным министром была представлена записка “О главных основаниях личной воинской повинности”, одобренная впоследствии императором. Через 10 дней для того, чтобы разработать предложенные меры, император создает две комиссии: одна – по уставу о воинской повинности, другая по вопросу о запасных, местных, резервных войсках и государственном ополчении. Организационная комиссия, признав невозможность полного применения в России территориальной системы, единодушно пришла к выводу: “В устройстве армии применить из начал территориальной системы только то, что по условиям нашего отечества может быть с пользою применено…”. На основании этого было принято решение о разделении всей Европейской России на участки комплектования (на территории одного или нескольких уездов). Каждый участок должен был обеспечить комплектование не менее одного пехотного полка, одного отдельного батальона, двух батарей артиллерии, одного эскадрона кавалерии.По завершении работы комиссии о воинской повинности Д. А. Милютина 19 января 1873 г. Была представлена в Государственный совет обширная записка, подобно освещавшая ход ее деятельности. В качестве приложения к записке были представлены проекты Устава о воинский повинности и Положения о государственном ополчении. 1 января 1874 г. закон о воинской повинности император утверждает. Согласно положению, воинская повинность распространялась на всех без исключения лиц мужского пола в возрасте 21 – 40 лет. Было отмечено, что каждый русский гражданин должен нести священную обязанность по защите своей родины. Что касается общего срока службы, то он был установлен в 15 лет, из них 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе, на флоте – 10 лет, из которых 7 приходилось на действительную службу и 3 года – в запасе. Лица, окончившие учебные заведения, могли поступать вольноопределяющимися на сокращенный срок службы.2.4 Реформа образованияИмператор также особое внимание уделял реформам в области просвещения. В частности, были изданы новый и общий устав российских университетов 18 июля 1863 г.Благодаря Уставу университеты обладали широкой автономией, в частности, речь идет о введении принципа выборности ректора, деканов, профессоров. У университетского Совета появилась возможность самостоятельного решения всех научных, учебных, административно-финансовых вопросов. Развитие университетов оказало положительное влияние на процесс развития отечественной науки в целом. Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образование народа является совместной задачей государства, церкви и общества (земств и городов). 19 ноября 1864 г. Состоялось появление нового устава о гимназиях, который провозглашал принцип равенство при поступлении для всех сословий. Однако высокая плата за обучение делала образование доступных только для обеспеченных людей. Также внимание обращалось на развитие женского образования. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, куда допускались девицы всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии утверждались Министерством народного просвещения. В 1870 г. 24 мая состоялось утверждение нового Положения о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения.2.5 Прочие реформыЗемская реформа 1864 года — Положение о губернских и уездных земских учреждениях, - это буржуазная реформа, которая была вызвана необходимостью приспособления самодержавного строя России к потребностям капиталистического развития, стремлением царизма привлечь на свою сторону либералов в борьбе с революционным движением.Проведение земской реформы отличалось не повсеместностью и не одновременностью. К концу 70-х гг. земства были введены в 34 губерниях Европейской России и в Области войска Донского (где в 1882 году ликвидированы). Во многих национальных и других районах Российской империи земств не было.В целом, земская реформа способствовала развитию местной инициативы, буржуазного хозяйства и культуры.Введение местного самоуправления – это важнейший этап в процессе реформирования России. Конечно же, сугубо социальные вопросы существенно ограничивали возможности самоуправления. Однако создания местного самоуправления – это и ещё шаг вперёд в процессе движения к гражданскому обществу в России. В соответствии с реформой местного самоуправления вводились выборные думы в городах, земства—в территориях (губерниях, уездах). Необходимо заметить, что выборное самоуправление в России уже существовало, ещё со времен Екатерины II. Однако введение самоуправления не корпоративного, а гражданского общества – это бесспорное новшество. Именно граждане, а не корпоративные объединения выбирали земства и думы. Наконец, право участия в выборах получили все сословия. В целом, можно выделить следующие итоги введения местного самоуправления в России.1. Самоуправление - это важнейший элемент гражданского общества западного типа.2. Корпоративность общества уходила в прошлое, начался процесс формирования гражданского общества.3. Произошла частичная децентрализация: часть властных функций от государственного аппарата перешла к органам самоуправления, что означало отделение общества от государства.В ведении органов самоуправления находились дела местного значения, они занимались ведением местного хозяйства, определением сметы доходов и расходов. Равности в выборах не существовало. Право участия получали землевладельцы, которые имели не менее 200 десятин земли или получали доход не менее шести тысяч рублей, а также горожане, имеющие такой же доход. Для крестьян имущественный ценз не был определён, однако для них существовали многоступенчатые выборы, а не прямые. Дворяне, конечно же, имели преимущественные права на выборах.Структура земских учреждений представляла собой следующее: губернское и уездное земские собрания, губернская и уездная земские управы. Уездное земское собрание формировалось из земских гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами. Губернские земские собрания формировались из гласных, которые избирались уездными земскими собраниями на три года. Предводители дворянства автоматически имели право стать председателями земских собраний. Мы видим, что существовало неравенство прав, однако в органах местного самоуправления были представлены все сословия, что способствовало ослаблению контроля государства (на местном уровне), усилению инициативы общества, формированию гражданского сознания в целом. Земская реформа 1864 г. создавала выборные учреждения местного управления в губерниях и уездах. Распорядительные и земские собрания и исполнительные земские управы были лишены каких-либо политических функций, однако получали весьма широкую хозяйственную сферу деятельности.Государство контролировало работу земств через губернаторов и министра внутренних дел, имевших право приостанавливать любые постановления земств. В 1870 г. было введено городское самоуправление.В 509 городах России городские думы так же, как и земства, получившие в свое ведение лишь хозяйственные вопросы, создавались на основе имущественного ценза.Таким образом, реформы во многом стали результатом компромисса между либерально настроенным обществом и самодержавием, помещиками и крестьянами. Реформаторы предприняли попытку примирения интересов, однако безуспешно. Результаты преобразований не удовлетворили как крестьян, помещиков, так и либерально настроенную общественность. В курсе правительство наблюдались постоянные колебания. Вполне очевидно, что реформы должны были привести к принятию конституции, однако на практике основной закон государства постоянно оттягивался, поскольку существовала боязнь роста сил оппозиции и возможности утери власти в случае введения представительного правления. ЗаключениеАлександр II вошел в историю как один из великих реформаторов. Проводимые им реформы существенным образом изменили корпоративную структуру общества. Дворянство продолжало оставаться высшим и привилегированным слоем. Тем не менее, оно постепенно начало утрачивать свои позиции во власти (государственном аппарате), а также и в среде собственников. Произошло сокращение земельной собственности дворян во второй половине XIX в. приблизительно на 30%. К основным результатам реформ правильно отнести:юридическое освобождение крестьян, ликвидацию (хотя далеко не полную) внеэкономического принуждения;укрепление административно-финансового положения дворянства, формирование предпосылок национальной гражданской политической жизни. Великие реформы не затронули вопросов ни правого государства, ни гражданского общества. Как следствие - не найден консенсус государства и общества, власти и права. В целом, крестьянская реформа, также как и остальные реформы Александра II, получила крайне противоречивые оценки, что возможно объяснить двойственностью политики самодержавия, которая и привела к непоследовательности и неполноте процессов реформирования и модернизации. Подавляющая часть населения, в частности, крестьянство, большинство интеллигенции, а также ряд государственных деятелей той эпохи, оценили эти реформы как отрицательные. В частности, они утверждали, что по факту крестьяне так и не были освобождены, получилось лишь создать весьма ущербный и далекий от справедливости механизм «освобождения», не были отменены и телесные наказания применительно к крестьянам.Особое внимание было уделено городской реформе.Таким образом, как мы видим, в качестве учреждений городского самоуправления выступили избирательное собрание, дума и городская управа. Избирательное собрание выбирало членов городского собрания, которые обладали решающим голосом в спорах. Избрание остальных членов осуществлялось на открытых выборах раз в 4 года. Членом думы мог стать любой гражданин, который обладал избирательными правами, были введены некоторые исключения. Избранная дума возглавлялась главой думы. Дума назначала выборных должностных лиц, а также занималась прочими делами общественного устройства и городского управления. Проще говоря, члены думы выбирали управленцем и занимались сбором налогов на различные городские нужды. Дума находилась в подчинении губернатору, который мог отменить ее решение, если была необходимость. В свою очередь думой осуществлялся выбор членов городской управы (также раз в 4 года). Городская управа собирала сведения для думы, составляла различные городские сметы, взимала денежные средства с населения (дума только создавала постановления для сбора налогов) и выполняла иные мелкие дела.Список литературыИсточникиГородовое положение 1870 года. http://www.history.ru/content/view/1244/87/Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года.//В кн.: Дмитриев С.С. Хрестоматия по истории СССР. М., 1948. Т. III. С. 156-158.Судебные Уставы 20 ноября 1864 года, с изложением рассуждений, на которых они основаны. В 5 т. - СПб.: Государственная канцелярия, 1866—1867. URL: http://civil.consultant.ru/sudeb_ustav/ Фёдоров В.А. Падение крепостного права в России. Документы и материалы. Вып. II. «Положение XIX февраля 1961 года» и русское общество. Л., 1967.ЛитератураАбрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. - 1998. - № 8.Александр II. Трагедия реформатора: Люди в судьбах реформ, реформы в судьбах людей: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Лапин. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2012. — 296 с.Васильев В. И. Муниципальное право России : учебник. М. : ЗАО Юстицинформ, 2008.Великие реформы в России,1856 – 1874/ Под ред. Л. Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 333с.Выштыкайлова А.А. Местное управление и местное самоуправление в дореволюционной России.//Сибирский юридический вестник. 2010. https://cyberleninka.ru/article/n/mestnoe-upravlenie-i-mestnoe-samoupravlenie-v-dorevolyutsionnoy-rossiiДавыдов Н. В. Судебные реформы 1866 года. / В кн.: Три века. Т. 6. — М., 1995.Зайочковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970. Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.Захарова Л.Г. Великие реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? // Отечественная история. - 2005. - № 4.Ключевский В.О. Курс русской истории.// http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 1993.Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ТК Велби ; Проспект, 2006. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.Ляшенко Л. М. Царь-Освободитель. Жизнь и деяния Александра II. — М.: Владос, 1994. — 240 с. Ляшенко Л. М. Александр II, или История трёх одиночеств. — М.: Молодая гвардия, 2002.Пирумова Н. Альтернатива. Об истории появления земств в России, их делах и возможностях // Родина. - 1992. - № 8 – 9.Семенникова Л.И. Отечественная история. М., 2008Цимбаев Н.И. История России XIX – начала XX вв. М., 2004.Чернобаев А.А., Горелов И.Е., Зуев М.Н. и др. История России: Учебник для ВУЗов. – М.: «Высшая школа», 2001.-479с.Шестопалов А.П. Великие реформы 1860-1870 гг. / А.П. Шестопалов // Основы государства и права. – 1998. - № 6.Яковлев А. И. Александр II и его время. — М., 1992.

Список литературы
Источники
1 Городовое положение 1870 года. http://www.history.ru/content/view/1244/87/
2 Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года.//В кн.: Дмитриев С.С. Хрестоматия по истории СССР. М., 1948. Т. III. С. 156-158.
3 Судебные Уставы 20 ноября 1864 года, с изложением рассуждений, на которых они основаны. В 5 т. - СПб.: Государственная канцелярия, 1866—1867. URL: http://civil.consultant.ru/sudeb_ustav/
4 Фёдоров В.А. Падение крепостного права в России. Документы и материалы. Вып. II. «Положение XIX февраля 1961 года» и русское общество. Л., 1967.
Литература
5 Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. - 1998. - № 8.
6 Александр II. Трагедия реформатора: Люди в судьбах реформ, реформы в судьбах людей: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Лапин. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2012. — 296 с.
7 Васильев В. И. Муниципальное право России : учебник. М. : ЗАО Юстицинформ, 2008.
8 Великие реформы в России,1856 – 1874/ Под ред. Л. Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 333с.
9 Выштыкайлова А.А. Местное управление и местное самоуправление в дореволюционной России.//Сибирский юридический вестник. 2010. https://cyberleninka.ru/article/n/mestnoe-upravlenie-i-mestnoe-samoupravlenie-v-dorevolyutsionnoy-rossii
10 Давыдов Н. В. Судебные реформы 1866 года. / В кн.: Три века. Т. 6. — М., 1995.
11 Зайочковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970.
12 Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.
13 Захарова Л.Г. Великие реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? // Отечественная история. - 2005. - № 4.
14 Ключевский В.О. Курс русской истории.// http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/
15 Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 1993.
16 Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ТК Велби ; Проспект, 2006.
17 Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.
18 Ляшенко Л. М. Царь-Освободитель. Жизнь и деяния Александра II. — М.: Владос, 1994. — 240 с.
19 Ляшенко Л. М. Александр II, или История трёх одиночеств. — М.: Молодая гвардия, 2002.
20 Пирумова Н. Альтернатива. Об истории появления земств в России, их делах и возможностях // Родина. - 1992. - № 8 – 9.
21 Семенникова Л.И. Отечественная история. М., 2008
22 Цимбаев Н.И. История России XIX – начала XX вв. М., 2004.
23 Чернобаев А.А., Горелов И.Е., Зуев М.Н. и др. История России: Учебник для ВУЗов. – М.: «Высшая школа», 2001.-479с.
24 Шестопалов А.П. Великие реформы 1860-1870 гг. / А.П. Шестопалов // Основы государства и права. – 1998. - № 6.
25 Яковлев А. И. Александр II и его время. — М., 1992.

Вопрос-ответ:

Какие были предпосылки для городской реформы 1870 года?

Предпосылками для городской реформы 1870 года были необходимость модернизации городского самоуправления, низкая эффективность действующей системы, непропорциональное распределение власти между городскими органами и влиятельными членами общества, а также растущие потребности городских жителей в решении их социально-экономических проблем.

Какие основные положения были предусмотрены городской реформой 1870 года?

Основные положения городской реформы 1870 года включали: установление новой системы городского самоуправления, создание городских дум, назначение мэров сроком на год, расширение компетенции городских учреждений в вопросах планирования, здравоохранения, образования, социального обеспечения и многих других.

Какие реформы были проведены в период с 1860 по 1870 годы в России?

В период с 1860 по 1870 годы в России были проведены крестьянская реформа, судебная реформа, военная реформа, реформа образования и другие реформы, которые направлялись на модернизацию страны и улучшение жизни ее граждан.

Какие изменения в системе образования были осуществлены в рамках реформы 1860-1870 годов?

В рамках реформы 1860-1870 годов были осуществлены следующие изменения в системе образования: введение обязательного начального образования, установление единого стандарта образования, создание специальных учебных заведений для подготовки учителей, расширение доступности образования для различных слоев населения.

Какие значения имела городская реформа 1870 года?

Городская реформа 1870 года имела следующие значения: повышение эффективности городского самоуправления, укрепление гражданского общества, улучшение условий жизни горожан, снижение коррупции и повышение прозрачности власти. Реформа также способствовала развитию городской инфраструктуры, планированию городов и социальному обеспечению горожан.

Какие были предпосылки для городской реформы 1870 года?

Предпосылки для городской реформы 1870 года включали необходимость усовершенствования городского самоуправления, изменения в перераспределении власти между городскими органами и центральным правительством, а также улучшение условий жизни горожан.

Какие основные положения были установлены городской реформой 1870 года?

Городская реформа 1870 года устанавливала позицию административного городского правления, сокращение числа городских должностей и введение выборных советов.

Какую роль играла городская реформа 1870 года в развитии городского самоуправления?

Городская реформа 1870 года сыграла ключевую роль в развитии городского самоуправления, установив позицию административного городского правления и предоставив горожанам право избирать своих представителей в выборные советы.

Какие реформы были проведены в период с 1860-х по 1870-е годы?

В период с 1860-х по 1870-е годы были проведены такие реформы, как крестьянская реформа, судебная реформа, военная реформа, реформа образования и другие, в рамках усиления гражданских свобод и модернизации страны.

Какие последствия имела городская реформа 1870 года?

Городская реформа 1870 года имела важные последствия, такие как сокращение числа городских должностей, установление позиции административного городского правления и развитие городского самоуправления в России.

Какие предпосылки привели к реформе городского самоуправления в 1870 году?

Предпосылками к реформе городского самоуправления в 1870 году стали необходимость усиления контроля государства над городскими общинами, неравенство в полномочиях различных классов городского населения, а также неэффективность действующей системы управления.

Какие основные положения были предусмотрены в реформе городского самоуправления в 1870 году?

Основными положениями реформы было установление выборного органа самоуправления - городской думы, равнение полномочий горожан независимо от их социального и собственнического статуса, введение чиновничества в органы городского управления.