Инструменты антимонопольной политики РФ
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 09.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Определение, основные понятия. 4
Антимонопольная политика, принципы 6
Антимонопольная политика в РФ. 9
Заключение 16
Список использованной литературы 17
В РФ большинство использует монопольно высокие цены. Если на рынке будет развиваться конкурентная среда, то появится угроза использования монопольно низких цен. Следовательно, необходимо усиливать контроль.Антимонопольные службы контролируют:- Ликвидацию и разделение унитарных муниципальных предприятий;- Присоединение и слияние коммерческих объединений, организаций, ассоциаций и союзов. [6]Запрет на недобросовестную конкуренциюДействия законодателя:По законам РФ запрещено совершать действия и принимать нормативные акты, ограничивающие самостоятельность предприятий, создающие благоприятные условия для других (в ущерб другим) или дискриминирующие предприятия. Другими словами, запрещено предпринимать действия, что ограничивают свободную конкуренцию, а также ущемляют интересы граждан и предприятий.Также существует запрет на создание государственных комитетов, министерств для монополизации производства или дальнейшей реализации товаров. Из этого следует, что решения органов местного самоуправления и исполнительной власти должны быть согласованы с антимонопольным комитетом (по вопросам реорганизации, создания, ликвидации предприятий).[3]Инструмент антимонопольного контроляСегодня в РФ очень широко используют государственный реестр в качестве инструмента антимонопольного контроля. По итогам анализа состояния товарного рынка, а также доли предприятий-участников они могут быть внесены или исключены из государственного реестра.МАП решает основные проблемы данного направления. Основная цель создания реестра – получение полной информации о самых крупных субъектах рынка, контроль соблюдения субъектами антимонопольного законодательства.На данном этапе, экономика страны подверглась негативному воздействию отраслей, которые являются естественными монополистами на рынке. В РФ работают более четырех тысяч монополистов (естественных монополистов – 500), продукция их составляет 7% от общего количества выпускаемых товаров.Самые очевидные примеры естественных монополий:«Газпром»,Министерство путей сообщения,РАО «ЕЭС России».Закон «О естественных монополиях», призванный урегулировать данные вопросы, был подготовлен в 1994 году.Регулирование естественных монополий.Сегодня под действие данного закона подпадает:Транспортировка газа по трубопроводам;Транспортировка нефти по трубопроводам;Услуги по передаче тепловой и электрической энергии;Ж/д перевозки;Услуги аэропортов, портов, транспортных терминалов;Услуги почтовой связи.Правительство использует следующие методы регулирования естественных монополий:Прямое определение тарифов или же назначение их предельного уровня;Определение потребителей для обязательного обслуживания;Установления минимального уровня обязательного обеспечения потребителей;Контроль деятельности естественных монополистов (инвестиционные проекты);Реальная ситуация.Работа органов антимонопольного регулирования, вследствие бюрократизации и несовершенной нормативной базы носит затяжной характер. Решения принимаются тяжело и медленно.Основные проблемы:Острая проблема финансирования;Сложность в привлечении квалифицированных кадров;Сложность в разработке методов регулирования;Необходимость улучшения нормативной базы.Тем не менее, в случае создания эффективной системы регулирования РФ сумеет сформировать управляемую и компактную сферу регулирования монополистов на рынке.ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены основные теоретические моменты, связанные с антимонопольной политикой. Показаны наиболее возможные негативные последствия и риски, возникновения монополий в отраслях. Рассмотрены механизмы борьбы и способы создания конкуренции.В третьей главе данной работы дана обобщенная характеристика антимонопольной политики в РФ. Представлена характеристика развития данного направления в стране.В заключение, можно сделать вывод о том, что существует несколько видов монополий. Чтобы правильно определять методы борьбы с ней, следует правильно понять причины возникновения.Для борьбы со всеми известными монополиями, самый главный аспект – это правовая сторона. Важно не только создание законов, но и контроль за их исполнением. Контроль всех возможных «лазеек». Ведь при установлении монополий, страдают как потребители, так и производители, которые могли бы выйти на здоровый конкурентный рынок. Также может быть нанесен вред развитию целой отрасли, которая не может развиваться в условиях монополии.В РФ, безусловно существует нормативная основа для осуществления антимонопольной политики, разработаны законы и правовые акты, созданы контролирующие организации. В действительности, существующее законодательство только лишь регулирует и контролирует работу организаций-монополистов. Развитие здоровой конкуренции не происходит. Малый бизнес, который мог бы стать основой антимонопольной политики в РФ находится в зачаточном состоянии.Тем не менее, в РФ есть все предпосылки для успешной антимонопольной политики. Необходимо усовершенствовать и обновить правовые нормы и усилить контроль за их исполнением.Список использованной литературыО защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 №135 – ФЗО Конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948.С. Адашев, А. Шастико Модернизация антимонопольной политики в России//Вопросы экономики. – 2013.Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник/ кол.авт.; под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. Финансовая академия при Правительстве РФ. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС. – 2006. С.396Микроэкономика: практический подход (Managerialeconomics): учебник/ кол.авт.; под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. А.Ю. Юданова. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007. – С.349.Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Омега-Л, 2007. – С.24Крупенков В. В. Социально-экономическая инфраструктура муниципальногообразования. Учебно-методический комплекс - М.: Евразийский открытыйинститут, 2011Мельников А. А. Государственное регулирование экономики. Учебно-практическое пособие. М.: Евразийский открытый институт, 2010.Пикулькин А. В. Система государственного управления. Учебник 4-е изд.,перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012 Доклад «О деятельности МАП России в области конкурентной политики в 2002 году». М., 2003
2. О Конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948.
3. С. Адашев, А. Шастико Модернизация антимонопольной политики в России//Вопросы экономики. – 2013.
4. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник/ кол.авт.; под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. Финансовая академия при Правительстве РФ. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС. – 2006. С.396
5. Микроэкономика: практический подход (Managerial economics): учебник/ кол.авт.; под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. А.Ю. Юданова. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007. – С.349.
6. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Омега-Л, 2007. – С.24
7. Крупенков В. В. Социально-экономическая инфраструктура муниципального образования. Учебно-методический комплекс - М.: Евразийский открытый институт, 2011
8. Мельников А. А. Государственное регулирование экономики. Учебно-практическое пособие. М.: Евразийский открытый институт, 2010.
9. Пикулькин А. В. Система государственного управления. Учебник 4-е изд.,перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012
10. Доклад «О деятельности МАП России в области конкурентной политики в 2002 году». М., 2003
Вопрос-ответ:
Что такое антимонопольная политика?
Антимонопольная политика – это совокупность мер и инструментов, применяемых государством для предотвращения и пресечения монополистической деятельности и защиты интересов конкуренции на рынке.
Какие принципы лежат в основе антимонопольной политики?
Основными принципами антимонопольной политики являются:- предотвращение и пресечение монополистической деятельности;- защита конкуренции и создание условий для свободного рынка;- предупреждение и пресечение злоупотребления доминирующим положением на рынке;- формирование справедливых рыночных условий;- защита прав потребителей.
Как контролируют антимонопольную политику в РФ?
В РФ антимонопольную политику контролируют антимонопольные службы, такие как Федеральная антимонопольная служба. Они осуществляют мониторинг рынков, расследуют случаи нарушения антимонопольного законодательства и принимают меры по предотвращению и наказанию нарушителей.
Какие инструменты используются в антимонопольной политике РФ?
В антимонопольной политике РФ используются различные инструменты, включая меры по регулированию цен, запрет на злоупотребление доминирующим положением, исполнение решений антимонопольных органов, контроль за слияниями и поглощениями компаний, проведение антимонопольного расследования и т.д.
Какие последствия могут быть, если допустить монополистическую деятельность на рынке?
Если допустить монополистическую деятельность на рынке, это может привести к ограничению конкуренции, повышению цен, ухудшению качества товаров и услуг, ограничению выбора для потребителей. Поэтому важно усиливать контроль и пресекать монополистическую деятельность для защиты интересов рынка и потребителей.
Какие инструменты антимонопольной политики используются в России?
В России применяются различные инструменты антимонопольной политики, включая контроль монопольных позиций на рынке, регулирование цен, проведение антимонопольных расследований, принятие антимонопольных законов и т.д.
Что означает концепция антимонопольной политики?
Антимонопольная политика - это набор мер и инструментов, направленных на предотвращение и борьбу с монополистическим поведением на рынке, защиту интересов потребителей и поддержку конкуренции.
Какие принципы лежат в основе антимонопольной политики?
Основные принципы антимонопольной политики включают предотвращение и разрушение монополий, поощрение конкуренции, защиту прав и интересов потребителей, создание равных условий для всех участников рынка, а также адекватное регулирование цен и монополистических практик.