Психологические особенности мотивации обучения студентов
Заказать уникальную дипломную работу- 78 78 страниц
- 43 + 43 источника
- Добавлена 17.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей мотивации обучения студентов 7
1.1. Анализ подходов к пониманию мотивации личности и в зарубежной и отечественной психологии 7
1.2 Мотив как структурный компонент учебной деятельности 12
1.3 Особенности мотивации учебной деятельности студентов 15
Вывод по главе 1 22
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации обучения студентов 23
2.1 Методологическое обоснование эмпирического исследования особенностей мотивации обучения студентов и организация эмпирического исследования 23
2.2 Анализ и обсуждение результатов исследования 26
Вывод по главе 2 56
Глава 3. Психологическое проектирование условий развития мотивации обучения студентов 57
3.1. Методологическое обоснование и принципы разработки программы развития мотивации обучения студентов 57
3.2. Этапы реализации психологической программы развития мотивации обучения студентов 58
3.3. Сопоставительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента 66
Вывод по главе 3 68
Заключение 69
Список литературы 73
Приложение 78
Группа была сформирована на основе следующих критериев:
низкие показатели студентов по результатам исследования мотивации обучения;
низкие показатели студентов по результатам исследования социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сферы.
низкие показатели по результатам исследования самоотношения студентов-психологов.
Общая структура этапов обучения включает в себя следующие элементы: приветствие участниками друг друга, разминку, основное содержание занятий, рефлексию прошедшего дня.
I Этап. «Психодиагностика уровня развития личности»
Цель: ознакомление участников с правилами и принципами работы в группе; освоение приемов самораскрытия; создание атмосферы взаимного доверия и психологического комфорта; формирование единого психологического пространства в группе; создание позитивной установки на саморазвитие и актуализацию внутреннего потенциала членов группы.
Время проведения: 2,5-3 часа.
План
Вступление – ознакомление студентов с задачами и целями развивающего занятия; раскрытие логики учебного плана.
Самопрезентация – выбор студентами игрового имени, оформление визиток; рассказ игроков о себе (элементы биографии, достоинства и слабости).
Обсуждение правил работы в группе – например, персонификации обращения и высказывания, конфиденциальности, «здесь и теперь», «обратной связи» и др.
Контрасты – разминочное упражнение. Студенты сидят в кругу, а затем сильно расслабляют и сжимают кулаки. Это дает возможность ощущать тяжесть и тепло в руках. Таким же образом осуществляется упражнение с мышцами лица, ног, плеч и т.д.
Свет мой, зеркальце, скажи… - цель упражнения: сформировать установку личности на глубокий внутренний анализ. Для этого студентов ответить письменно на вопрос: «Кто я?».
Щит – упражнение направленное на прояснение участниками своей Я-концепции. Данное упражнение предлагается в качестве домашнего задания.
Откровенно говоря… - данное анкетирование, проводимое с помощью специальной анкеты, именуемой «откровенно говоря…» (см.: Приложение), является заключительной процедурой каждого игрового дня. Анкетирование позволяет членам группы оценить проведенное занятие и особенности своего самочувствия.
Я тебя помню. студенты заполняют таблицу, вспоминая рассказ участников о своих качествах и отмечают свое понимание об их особенностях, сформировавшееся во время занятия. Затем студенты зачитывают вслух по очереди полученные заметки. Это задание позволяет участникам реально услышать мнения, которые сформировались в начальном процессе групповых занятий, позволяет их лучшему ознакомлению друг с другом.
Лестница личностного развития – участники субъективно определяют на какой ступени этой лестницы они находятся на данный момент собственного развития.
Заключительное обсуждение – подводятся итоги прошедшего дня развивающего занятия, анализируются общие ошибки и успехи группы.
II этап. «Развитие способности анализирования слабых сторон своей личности»
Цель: закрепление навыков самоанализа и самовыражения; глубокое и всестороннее исследование игроками слабых сторон своей личности; формирование установки участников на доброжелательное и доверительное отношение к окружающим.
Время проведения: 2,5 – 3 часа.
1. Здравствуй! – члены группы перебрасывая мяч, приветствуют друг друга. Упражнение вводит игроков в атмосферу групповой работы, настраивает их на доброжелательное отношение друг к другу.
2. Самопрезентация – участники разбиваются по парам, расходятся в разные стороны, берут друг у друга интервью, а затем представляют по очереди коллегу.
3. Рефлексия предыдущего занятия – игроки делятся своими чувствами и мыслями по поводу предшествующего занятия.
4. Щит – обсуждение домашнего задания.
5. Моя любимая игрушка. Студентам группы предлагается рассказать и вспомнить о своих любимых игрушках, которые у них были в детстве. Это упражнение формирует положительное эмоциональное состояние участников, настраивает их на доброжелательное отношение друг к другу.
6. Привет всем, у кого… - выполняя данное разминочное упражнение ведущий произносит фразу: «Привет всем, у кого…» (варианты: «…у кого голубые глаза», «…кто в тапочках» и т.п.). Задача игроков обнаружить у себя общий признак, поменяться местами между собой.
7. Без маски – эта игра дает участникам возможность укрепить свое доверие к группе, снять внутренние страхи, научиться быть откровенным.
8. Мои слабые стороны. Цель упражнения – определение каждым членом группы своих слабых сторон, формирование «привычки» анализировать свои недостатки.
9. Знаешь ли ты себя? - проведение данного тест-опросника настраивает членов группы на изучение самих себя, закрепляет навыки самоанализа, более глубокого самораскрытия.
10. Свет мой, зеркальце, скажи.
11. Ласковое имя – домашнее задание. Игрокам предлагается вспомнить какими ласковыми именами их называют близкие им люди. Делают ли они это? Что они при этом чувствуют?
12. Лестница личностного развития.
13. Заключительное обсуждение.
14. Откровенно говоря…
III этап. «Развитие уверенности в себе»
Цель: закрепление навыков групповой работы; осознание своих сильных сторон; развитие уверенности в своих силах; формирование установки на значимость своей личности.
Время проведения: 2,5-3 часа.
Комплементы – упражнение проводится аналогично упражнению-приветствию предыдущего дня, но к основному занятию участникам предлагается сказать друг другу приятный комплимент.
Рефлексия предыдущего занятия.
Ласковое имя – проверка домашнего задания.
Список претензий – участникам группы на листках бумаги предлагается записать свои претензии к остальным членам группы, к руководителю, к группе в целом. Затем ведущий зачитывает этот список вслух. Упражнение стимулирует развитие группового процесса, создает условия для внесения корректив в работу группы.
Крокодил – это разминочное упражнение при выполнении которого участники одной из команд должны угадать фразу, предложенную им в невербальной форме другой командой.
Преодоление сомнений в своей силе – упражнение направлено на развитие уверенности в себе, осознание игроками внутреннего потенциала своей личности.
Сильные стороны – членам группы предлагается рассказать о своих сильных сторонах, о том, что они любят, ценят и принимают в себе, о том, что дает им чувство внутренней уверенности в различных ситуациях. Выполнение домашнего упражнения развивает умение участников мыслить о себе в положительном ключе.
Свободный микрофон. Целью упражнения является способствование наибольшему самораскрытию участников. Игра проводится аналогично способу выполнения упражнения «Горячий стул».
Свет мой, зеркальце, скажи…
Брачные объявления – домашнее задание. Игрокам предлагается составить брачное объявление, акцент в которых необходимо делать на собственных положительных качествах, что способствует фокусированию внимания членов группы на сильных сторонах своей личности.
Лестница личностного развития.
Заключительное обсуждение.
Откровенно говоря…
IV этап. «Психологический анализ жизненного пути и методика выработки жизненных планов»
Цель: определение участниками занятий своих жизненных планов; построение ими картины жизненного пути; формирование готовности последовательно достигать намеченной цели.
Время проведения: 2,5-3 часа.
Комплементы.
Рефлексия предыдущего занятия.
Брачные объявления – проверка домашнего задания.
Прокуроры и адвокаты – упражнение направлено на подведение итогов результатов предшествующих занятий путем обобщения сильных и слабых сторон личности каждого участника.
Психогимнастика – игроки пытаются невербальным способом изобразить свое внутреннее «Я», свою особенность и индивидуальность.
Определение последовательности достижения Вашей цели – упражнение проводится с целью осознания членами группы возможности достижения целей, определение оптимального количества действий и необходимых средств.
Три года – участникам предлагается представить, что они узнали о своей внезапной приближающейся смерти и в соответствии с этим построить образ предстоящей жизни. Упражнение направлено на формирование способов построения своей жизнедеятельности; определение значимости человеческой жизни.
Успех – игрокам предлагается представить, что они добились определенного успеха, что, в свою очередь может помочь им почувствовать в себе больше силы, больше динамичности, больше целеустремленности, больше чувства собственного достоинства, что вносит вклад в чувство большей уверенности в себе.
Свет мой, зеркальце, скажи…
Я глазами группы. В качестве домашнего задания членам группы предлагается письменно ответить на вопрос: «Каким человеком меня воспринимает группа в целом и отдельные её участники?»
Лестница личностного развития.
Заключительное обсуждение.
Откровенно говоря.
V этап. «Прояснение ценностно-мотивационной сферы и её развитие»
Цель: разработка групповых жизненных ценностей; формирование готовности к целенаправленной и устойчивой активности относительно иерархически выстроенной системы ценностей жизнедеятельности; подведение итогов работы группы.
Время проведения: 2,5-3 часа.
Приветствие – для проведения взаимного приветствия участники хаотично передвигаются по комнате и приветствуют друг друга, прикасаясь различными частями тела (например, рукой, ногой, носом и т.д.).
Рефлексия предыдущего занятия.
Я глазами группы – проверка домашнего задания.
Субъличности – упражнение позволяет развивать у членов группы способность анализировать свои внутренние побуждения и понимать себя, свой центр, свое «Я».
Узелки – разминочное упражнение.
А что дальше? – игрокам предлагается обсудить свои перспективные цели и те конкретные шаги, которые они намерены предпринять для их осуществления. Упражнение направлено на принятие каждым участником ответственности за свое ближайшее будущее.
Последняя встреча – участникам предлагается представить, что они больше никогда не увидятся друг с другом и сказать все, что осталось невысказанным. Упражнение способствует формированию позитивной самооценки участников и оказанию ими психологической поддержки друг друга.
Общий рисунок. Цель упражнения – сплочение группы посредством выполнения совместной деятельности (общего рисунка), диагностика социальных установок членов группы.
Письмо группе – игрокам предлагается написать письмо, адресованное всей группе и выражающее их отношение к проведенным занятиям. Упражнение подводит итог работы группы, позволяет членам группы определить степень личностной значимости пройденного курса занятий.
Лестница личностного развития.
Заключительное обсуждение.
Откровенно говоря.
3.3. Сопоставительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента
Цель: выявить изменения в развитии мотивации обучения и отношений к самим себе студентов-психологов в результате использования развивающей программы.
В разрабатываемых нами развивающих занятиях принимали участие 6 студентов-психологов первого и второго курсов, отобранных в результате первичной психологической диагностики:
Е.Х. (I курс, 17 лет) – в ходе экспериментального исследования выявлена внешняя мотивация обучения (методика «Ранжирование мотивов» А.А. Реана, В.А. Якунина). Выявлены низкие показатели по шкалам самообвинения и самопонимания (тест-опросник самоотношения) говорящего о недостаточной критичности, некотором самодовольстве человека в сочетании с самомнением в понимании себя, неустойчивости образа «Я».
А.С. (I курс 17 лет) – выявлена внешняя мотивация обучения (методика «Ранжирование мотивов» А.А. Реана, В.А. Якунина). Выявлены низкие результаты интегральной шкалы самоотношения, шкал аутосимпатии и самопонимания (тест-опросник самоотношения), говорящие о непринятии человеком себя самого, о протесте против себя, о безразличии к себе, к собственному «Я».
И.П. (I курс, 17 лет). Выявлена внешняя мотивация обучения (методика «Ранжирование мотивов» А.А. Реана, В.А. Якунина). Установлены низкие показатели по шкалам самоуважения и самопринятия (тест-опросник самоотношения), говорящий о недостаточном осознании и уважительном отношении испытуемого к своим планам и стремлениям.
А.А. (II курс, 18 лет). В ход исследования выявлена внешняя мотивация обучения (методика «Ранжирование мотивов» А.А. Реана, В.А. Якунина). Определены низкие показатели по шкалам самоинтереса и самопонимания (тест-опросник самоотношения).
В.А. (II курс, 18 лет). Выявлена внешняя мотивация обучения (методика «Ранжирование мотивов» А.А. Реана, В.А. Якунина). Определены низкие показатели по шкалам «процесс жизни» и «Локос контроля – жизнь», что говорит о восприятии испытуемым своей жизни как о недостаточно интересной и наполненной смыслом, о неверии в свои силы контролировать свою жизнь.
О.Ш. (II курс, 18 лет). Выявлена внешняя мотивация обучения (методика «Ранжирование мотивов» А.А. Реана, В.А. Якунина). Выявлены низкие показатели интегральной шкалы самоотношения и шкалы самообвинения (тест-опросник самоотношение).
Для определения развивающего эффекта предлагаемой нами психолого-педагогической программы развития мотивации обучения студентов-психологов был проведен сравнительный анализ результатов первичной и вторичной диагностики. Результаты сравнительного анализа представлены в таблицах индивидуальных показателей (см. Приложение).
Представленные в приложении результаты сравнительного констатирующего и контрольного эксперимента наглядно отображают действительную картину развития мотивации обучения студентов. Осуществляется развитие внутренней мотивации обучения. Происходят изменения отношений учащихся к окружающей их действительности и к самим себе, осуществляется интеграция системы смысловой регуляции их учебно-профессиональной деятельности.
Вывод по главе 3
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов позволяет сделать следующие выводы:
Групповая форма проведения предложенной нами психолого-педагогической программы развивающих занятий обеспечивает оптимизацию ее развивающего психологического эффекта, позволяет участникам видеть себя во взаимодействии с другими и в зеркале отношений, поступков и действий других, дает возможность участникам почувствовать как свою значимость, так и значимость других людей.
Программа развития мотивации обучения студентов включает в себя множество игр и упражнений, что позволяет участникам переживать условность и реальность создавшейся ситуации и как следствие способствовать не только задачам коррекции, но и обучения. Используемые в ходе занятий методы основаны на воспитательном эффекте сотрудничества, который обусловлен формированием в ситуации работы со сверстниками "условно-динамической позиции". Она выявляется в умении участника оценивать себя не просто с точки зрения другого, а в зависимости от места и функции в совместной деятельности.
Заключение
Мотивация - это один из фундаментальных вопросов в зарубежной и отечественной психологии. Многоаспектность и сложность проблемы мотивации определяет многочисленность подходов к интерпретации ее природы, сущности, структуры, к методам ее изучения (Б.Г.Ананьев, В.Г.Асеев, М.Аргайл, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, К.Левин, С.Л.Рубинштейн, З.Фрейд и др.).
Проблему учебной мотивации активно разрабатывали такие исследователи как: Л.И. Божович, С.М. Бондаренко, Б.И. Додонов, А.К. Маркова, А.Т. Матис, М.В. Матюшкина, Е.И. Савонько, Н.М. Симонов, Ю.Б. Орловым и др. Одной из проблем оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов выступает изучение вопросов, которые связаны с мотивацией обучения. Учебная мотивация понимается как частная разновидность мотивации, включенная в какую-либо деятельность, в частности деятельность обучения, учебную деятельность.
Разные исследователи описывают разные мотивы поступления и обучения студентов в вузе, что во многом определяется ракурсом изучения данного вопроса.
Наше исследование было посвящено изучению психологических особенностей мотивации обучения студентов. В процессе достижения цели и решения исследовательских задач были получены следующие результаты.
1. Мотивация учебной деятельности – это частный вид мотивации, который включен в учебную деятельность. Мотивация учебной деятельности обусловлена множеством факторов. К таким факторам относят: образовательное учреждение; организация образовательного процесса; субъектные особенности учащихся; субъектные особенности педагога и система его отношений к учащемуся; специфика учебного предмета. Мотивация учебной деятельности характеризуется сложной структурой, формой которой выступает структура внешней (награда, избегание) и внутренней (ориентация на результат и процесс) и мотивации.
2. У современных студентов отмечаются недостаточно полные представления о будущей профессии. В связи с этим большинство из них имеют низкую мотивацию обучения. Зачастую студенты обладают не учебными мотивами, а мотивами самореализации, творчества и др. Отмечаются также несовпадения ожиданий студентов с объективным содержанием учебно-профессиональной деятельности. Эффективность обучения в вузе связана с тем, насколько высока мотивация учения у студентов. На формирование мотивации обучения оказывают влияние особенности, обусловленные личностными психологическими характеристиками студентов первого и второго курсов.
3. Наше эмпирическое исследование психологических особенностей мотивации обучения студентов проводилось в течение 2017 г. на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Название». Всего в исследовании приняли участие 89 студентов факультета психологии 1 и 2 курсов дневного отделения.
Для решения эмпирических задач использовались следующие методические средства: а) методика «Ранжирование мотивов» А.А. Реана, В.А. Якунина; б) анкетирование студентов; в) методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной; г) тест-опросник самоотношения В.В. Cтолина, С.Р. Пантелеева.
В результате проведенного исследования удалось установить следующее.
У большинства студентов сформирована внутренняя мотивация учения. На начальном этапе учебной деятельности профессиональные представления учащихся еще не сформированы. В большей степени в них отражена тенденция к постижению лишь практической стороны профессиональной деятельности психолога. При этом мотивация обращения студентов к психологии отличается высокой устойчивостью. Кроме этого, содержанием личностной установки современных студентов выступает ориентация на свободу, власть и деньги, что говорит об определенной корыстности интересов студентов. Все же студенты-психологи 1 и 2 курсов достаточно положительно относятся к своей личности и к самим себе как будущим психологам, принимают себя такими, какие они есть.
4. Посредством использования коэффициента ранговой корреляции Р.С. Спирмена нам удалось установить взаимосвязь между мотивацией обучения и личностными характеристиками студентов, которая имеет свою специфику у студентов 1 и 2 курсов. Так, например, у студентов 1 курса выявлены взаимосвязи между мотивацией «Получить диплом» и ориентацией на результат; мотивацией «Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»» и ориентацией на труд; мотивацией «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельностью» и ориентацией на деньги; мотивацией «Быть примером для одногруппников» и ориентацией на эгоизм; мотивацией «Избежать осуждения и наказания за плохую учебу» с ориентацией на свободу; мотивацией «Достичь уважения преподавателя» и интегральным показателем самоотношения.
У студентов 2 курса выявлены взаимосвязи между мотивацией «Стать высококвалифицированным специалистом» и ориентацией на результат; мотивацией «Приобрести глубокие и прочные знания» и ориентацией на процесс; мотивацией «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельностью» и ориентацией на деньги; мотивацией «Стать высококвалифицированным специалистом» и интегральным показателем самоотношения.
5. Были установлены различия в показателях мотивации обучения студентов 1 и 2 курсов, посредством применения U - критерия Манна-Уитни. Так, например, установлено, что студенты 2 курса превосходят группу студентов 1 курса по направленности на получение результата учебной деятельности; студенты 2 курса превосходят группу студентов 1 курса по развитию альтруизма; студенты 2 курса превосходят группу студентов 1 курса по мотивации к осуществлению учебно-профессиональной деятельности; студенты 2 курса превосходят группу студентов 1 курса по уровню сформированности самоотношения.
6. На основании результатов проведенного эмпирического исследования, нами была разработана и апробирована программа развития мотивации обучения студентов. Авторская программа предполагала создание условий для развития мотивационной сферы личности студентов, формирования у учащихся внутренней мотивации обучения. Результаты сравнительного констатирующего и контрольного эксперимента показали, что в итоге у студентов происходит развитие внутренней мотивации обучения, изменяются отношения учащихся к окружающей их действительности и к самим себе, осуществляется интеграция системы смысловой регуляции их учебно-профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Андрияненко, О.Н. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения студентов в вузе: Учебное пособие. / О.Н. Адрияненко, О.В. Струговщикова. – 2007. – 152 с.
2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. / В.Г. Асеев. – М., 2008. – 341 с.
3. Бережковская, Е.Л. Проблема психологической неготовности к получению высшего образования у студентов младших курсов. - М: Проспект, 2014. – 254 с.
4. Бережковская, Е.Л. Психология раннего студенческого возраста / Под ред. Бережковской Е. Л. - М: Проспект, 2014. - 193 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.
6. Бююль Ахим, Цефель Петер. SPSS:искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей: Перевод с немецкого языка / Ахим Бююль, Петер Цефель – СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2009 – 608 с.
7. Бякова, Н.В. Возрастная и педагогическая психология. Ч. 1. Возрастная психология : учебное пособие / Н. В. Бякова, С. В. Истомина. - Шадринск, 2010. - 203 с.
8. Вартанова, И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности // Вестник МГУ. – Серия 14. Психология. – 2000. - № 4. – Стр. 33-41.
9. Вилюнас, В. Психология развития мотивации : современные и классические исследования. Научные данные и жизненные примеры / В. Вилюнас. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 457 с.
10. Возрастная и педагогическая психология / Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др./ Под ред. Петровского, 2-е издание. – 2009. – 285 с.
11. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития формирования личности : монография / [Л. В. Андреева и др.] ; Центр развития науч. сотрудничества. - Новосибирск : Центр развития науч. сотрудничества, 2013. - 168 с.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – Москва: «Педагогика», 2008. – 493 с.
13. Гнездилова, Л.Б. Мотивация обучения студентов как основа эффективной учебной деятельности в вузе : монография / Л. Б. Гнездилова, М. А. Гнездилов. - М: Спутник+, 2017. - 76 с.
14. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Т. О. Гордеева. - Москва : Смысл : Academia, 2006. - 332 с.
15. Донцов, А.И., Белокрылова, Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. – 1999. - №2.
16. Еремеев, Б.А. Учебная успешность и ценности у студентов педвуза : психологические основания, технология и процедуры измерения, некоторые результаты : монография / Б.А. Еремеев. - Москва : DirectMedia, 2014. - 201 с.
17. Запесоцкая, И.В. Психология развития и возрастная психология : учебно-методическое пособие для студентов по курсу / И. В. Запесоцкая, Т. В. Недуруева, В. Б. Никишина. - Курск : КГМУ, 2012. – 328 с.
18. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 512с.
19. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2011. - 700 с.
20. Инкина, Ю.М. Формирование мотивации учения младших школьников : методические рекомендации / Ю. М. Инкина. - Астрахань : Сорокин Р. В., 2012. - 32 с.;
21. Ключко, О.И. Педагогическая психология. – М.: Директ-Медиа, 2015. - 315 с.
22. Кузнецов, Г.И. Педагогическая психология: краткий курс, схемы и комментарии / Г.И. Кузнецов, Э.А. Нехвядович. - Санкт-Петербург : Своё изд-во, 2014. - 121 с.
23. Леонтьев, А.А. Лекции по общей психологии : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология" / А.Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2007. – 486 с.
24. Лях, М.В. Мотивы учебно-профессиональной деятельности в вузе: монография / М. В. Лях. - Тула : Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012. - 91 с.
25. Мажар, Н.Е. Гражданская компетентность студенческой молодежи: проблемы становления : монография / Мажар Н. Е., Журова В. Г. ; Смоленский гуманитарный ун-т. - Смоленск : Смоленский гуманитарный ун-т, 2013. - 141 с.
26. Мандель, Б.Р. Практическая психология воспитательной деятельности в высшем учебном заведении : учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мандель. - М : Директ-Медиа, 2016. - 231 с.
27. Мандель, Б.Р. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в современном вузе. - М : Директ-Медиа, 2016. – 286 с.
28. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / Абрахам Маслоу; [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. - 3. изд. – М.: Питер, 2011. - 351 с.
29. Милютина, Я.С. Мотивы чтения и книжные предпочтения студентов технических специальностей / Я. С. Милютина, А. Е. Свинина // Издательское дело в России и за рубежом: история, современное состояние, проблемы и перспективы : материалы III Международной научно-практической конференции молодых ученых (студентов, аспирантов, магистрантов) 10 февраля 2016 г.. - Киров : Вятский гос. гуманитарный ун-т, 2016. - С. 36-48.
30. Мотивация учения как фактор успешности учебной деятельности обучающихся в свете ФГОС-2 : Материалы научно-практической деятельности экспериментальной площадки. - Уфа : Мир печати, 2014. - 71 с.
31. Ожгибесова, Н.Ю. Формирование интеллектуальных мотивов учения у студентов вуза (на примере изучения иностранного языка) : монография / Ожгибесова Нина Юрьевна. - Шадринск: Шадринский дом печати, 2014. - 80 с.
32. Озеров, В.П. Академические способности студентов: определение, диагностика, структура : монография / В. П. Озеров, М. А. Акопова. - Ставрополь : Сервисшкола, 2016. - 122 с.
33. Полякова, И.П. Роль ценностей в процессе мотивации : монография / И.П. Полякова; М-во образования Рос. Федерации, Липецк. гос. техн. ун-т. - Липецк : ЛГТУ, 2007. - 168 с.
34. Психология развития и возрастная психология : методические рекомендации по изучению курса "Психология развития и возрастная психология". - Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2015. - 37 с.
35. Развитие учебной мотивации у детей-сирот в условиях интернатного учреждения : сборник статей. – М.: МАЭСТРО ПлаТинум, 2015. - 102 с.
36. Семеновских, Т.В. Педагогическая психология. - Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2013. - 308 с.
37. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: - 2014. – 350 с.
38. Учебная деятельность как ведущая деятельность младших школьников: особенности, содержание, формирование мотивов : учебное пособие. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 219 с.
39. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность : Учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. "Психология", "Клинич. психология" / Хайнц Хекхаузен. - М. [и др.] : Питер : Смысл, 2007. - 859 с.
40. Челышева, И.В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе / И. В. Челышева. - Москва : Директ-Медиа, 2013. - 543 с.
41. Чиликин, А.Н. Практикум по психологии мотивации : учебное пособие / А. Н. Чиликин, Г. А. Мактамкулова ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. профессионального образования "Липецкий гос. технический ун-т". - Липецк : ЛГТУ, 2007. - 105 с.
42. Чурекова, Т.М. Возрастная психология : учебное пособие по курсу "Возрастнаяпсихология" / Т. М. Чурекова, Д. Ф. Ахмерова, Ю. Ю. Моисеенко ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение "Кемеровский гос. ун-т". - Кемерово : Кемеровский гос. ун-т, 2011. - 99 с.
43. Юров, А.К. Возрастная психология : курс лекций для студентов педагогических вузов по курсу "Возрастная психология" / А. К. Юров. - Таганрог : Изд-во ГОУВПО "Таганрогский гос. пед., 2013. – 257 с.
Приложение
Таблица - 1. Результаты исследования мотивации учебной деятельности студентов.
№ Учебные мотивы Средний ранг 1 курс 2 курс 1. Стать высококвалифицированным специалистом 10,8 13,5 2. Получить диплом 11,8 12,5 3. Успешно продолжить обучение 11,1 11,3 4. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» 11,2 10,8 5. Приобрести глубокие и прочные знания 11,2 12,3 6. Быть постоянно готовым к очередным занятиям 9,6 11,3 7. Не пропускать учебные занятия 9,6 10,4 8. Не отставать от одногруппников 8,4 8,2 9. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельностью 8,9 11,5 10. Выполнять педагогические требования 7,6 8,7 11. Достичь уважения преподавателя 7,9 6,2 12. Быть примером для одногруппников 8,3 7,8 13. Добиться уважения для родителей и окружающих 6,4 7,3 14. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу 5,4 5,3 15. Получить интеллектуальное удовлетворение 3,8 5,2
1. – Стать высококвалифицированным специалистом, 2. – Получить диплом, 3. – Успешно продолжить обучение, 4. – Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично», 5. – Приобрести глубокие и прочные знания, 6. – Быть постоянно готовым к очередным занятиям, 7. – Не пропускать учебные занятия, 8. – Не отставать от одногруппников, 9. – Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельностью, 10. – Выполнять педагогические требования, 11. – Достичь уважения преподавателя, 12. – Быть примером для одногруппников, 13. – Добиться уважения для родителей и окружающих, 14. – Избежать осуждения и наказания за плохую учебу, 15. – Получить интеллектуальное удовлетворение.
Рисунок 1. – Графическое представление результатов исследования мотивации учебной деятельности студентов
Рисунок 2. – Графическое представление развития внутренней и внешней мотивации учебной деятельности студентов
Таблица - 2. Результаты анкетирования студентов (ответы на вопросы первого бока анкеты).
Вопросы анкеты Ответы студентов Количество студентов 1 курс 2 курс 1. Почему Вы поступили на факультет психологии?
интерес к профессии психолога и сфере его деятельности.
стремление помочь людям в решении их психологических проблем.
желание решить собственные некоторые личностные проблемы.
престижность профессии психолога.
совет родителей
21 (51,2%)
13 (26,8%)
3 (7,3%)
4 (9,8%)
2 (4,9%)
24 (56,1%)
9 (19,5%)
6 (12,2%)
5 (9,8%)
2 (2,4%) 2. Если бы Вы вновь оказались в ситуации выбора, выбрали бы Вы психологию как сферу своей профессионально деятельности? Повторили бы и сегодня свой выбор.
Не выбрал бы данную профессию вновь
43 (97,6%)
1 2,4(%) 46 (100%)
– 3. Каким Вы представляете себе свое будущее, связанное с профессиональной деятельностью, через 5 лет, через 10 лет? «Буду работать психологом» сфера профессиональной деятельности не указывается).
Психолог в системе образовательных учреждений (школа, ДОУ).
психолог в юридической сфере.
психолог в «частной психологической конторе».
психолог в профессиональной научной сфере (ученый-исследователь)
другие ответы.
затрудняюсь ответить
18 (43,9%)
4 (9,8%)
3 (7,3%)
–
–
3 (7,3%)
15 (31,7%)
17 (36,5%)
8 (17,1%)
5 12,2(%)
4 (9,8%)
3 (7,3%)
–
9 (17,1%) 4. Кто такой психолог и чем он занимается? психолог – это практик, специалист, помогающий людям в решении их психологических проблем.
психолог – это ученый-исследователь.
43 (100%)
–
45 (97,6%)
1 (2,4%) 5. Сколько времени, по Вашему мнению, необходимо, чтобы стать психологом-профессионалом в избранной Вами области знаний? вся моя жизнь.
Много лет (точное количество времени не указывается).
10 лет.
15 лет.
5 лет.
это зависит от способностей человека.
5 лет теории и несколько лет практики.
затруднились ответить. 18 (39,1%)
6 (14,6%)
8 (19,5%)
2 (4,9%)
3 (7,3%)
3 (7,3%)
2 (4,9%)
1 (2,4%) 27 (53,7%)
6 (14,6%)
3 (7,3%)
4 (9,8%)
1 (2,4%)
–
2 (4,9%)
3 (7,3%)
Таблица - 3. Результаты анкетирования студентов (ответы на вопросы второго бока анкеты).
Вопросы анкеты Ответы студентов Количество студентов I курс II курс 6. Что такое психология? Психология – это наука («о душе», «о психике и психических процессах», «о самом сложном, что известно человеку», «о внутреннем мире человека», «о человеческих отношениях» и т.д.)
«Психология – это самое сложное в человеке».
Затруднились ответить.
40 (92,7%)
1 (2,4%)
2 (4,9%)
46 (100%)
–
– 7. Какая проблематика, на Ваш взгляд, наиболее актуальна в современной психологии? проблема развития личности.
проблема межличностных взаимоотношений.
проблема наркозависимости.
проблема внутрисемейных взаимоотношений.
другие различные ответы.
затруднились ответить. 4 (9,8%)
6 (14,6%)
4 (9,8%)
3 (7,3%)
7 (17,1%)
19 (41,4%) 12(26,8%)
2 (4,9%)
3 (7,3%)
4 (9,8%)
6 (14,6%)
18(36,6%) 8. Какая проблематика будет ведущей через 10 лет? данные проблемы останутся актуальными и в будущем.
проблема «нехватки психологов»
проблема «адаптации человека в условиях нового научно-технического прогресса»
затруднились ответить.
13 (31,7%)
1 (2,4%)
–
29 (65,9%)
7 17,1(%)
–
1 (2,4%)
38(80,5%) 9. Назовите некоторые психологические теории. теория положительной дезинтеграции.
теория относительности.
теория «гениальности и помешательства».
теория «парадокса».
теория лингвистики.
«уметь слушать людей и давать советы».
теория личности.
теория бессознательного (или психоанализ)
теория социального научения.
когнитивная психология.
теория познания.
культурно-историческая теория.
теория деятельности.
бихевиоризм.
затруднились ответить.
5 (12,2%)
2 (4,9%)
2 (4,9%)
1 (2,4%)
1 (2,4%)
1 2,4(%)
–
–
–
–
–
–
–
–
31 (70,8%)
–
–
–
–
–
–
25(53,7%)
23(51,2%)
13(31,7%)
8 (19,5%)
3 (7,3%)
2 (4,9%)
2 (4,9%)
2 (4,9%)
1 (2,4%) 10. Назовите некоторых представителей психологических теорий. Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, А.Р. Лурия, З. Фрейд, А. Бандура, К.Г. Юнг и др. 11. Как Вы считаете, должна ли психология изучать парапсихические явления (экстрасенсорику, телекинез, полтергейст и др.)? да, психологии необходимо изучение парапсихологических явлений.
психология не должна изучать парапсихологические явления.
затруднились ответить.
38 (87,8%)
4 (9,8%)
1 (2,4%)
32(70,8%)
11 (21,9%)
3 (7,3%) 12. Чего больше в работе психолога: профессиональных знаний и навыков или призвания и дара? профессиональных знаний и навыков.
призвания и дара.
и те и другие должны присутствовать.
19 (43,9%)
12 (26,8%)
12 (29,3%)
19(41,4%)
4 (9,8%)
23(48,8%) 13. Считаете ли Вы, что для хороших знаний практической психологии необходимо глубоко изучать теорию? да.
нет.
38 (87,8%)
5 (12,2%) 43(92,7%)
3 (7,3%)
Таблица - 4. Результаты исследования социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере студентов.
№ Социально-психологические установки студентов Кол-во (%) 1 курс 2 курс 1 часть 1. Ориентация на процесс 16% 41% 2. Ориентация на результат 38% 13% 3. Ориентация на альтруизм 10% 22% 4. Ориентация на эгоизм 36% 24% 2 часть 5. Ориентация на труд 16% 36% 6. Ориентация на свободу 36% 32% 7. Ориентация на власть 32% 12% 8. Ориентация на деньги 16% 20%
Рисунок 3. - Графическое представление результатов исследования социально-психологических установок студентов (1часть).
Рисунок 4. - Графическое представление результатов исследования социально-психологических установок студентов (2 часть).
Таблица - 5. Результаты исследования самоотношения студентов.
Шкалы Показатели Количество ответов I курс II курс I S интегральная высокие 35 (84,2%) 45 (97,5%) низкие 8 (15,8%) 1 (2,5%) II Самоуважения высокие 37 (89,5%) 40 (90%) низкие 6 (10,5%) 6 (10%) Аутосимпатии высокие 29 (71,1%) 34 (77,5%) низкие 14 (28,9%) 12 (22,5%) Ожидания положительного отношения к себе высокие 42 (97,4%) 46(100%) низкие 1 (2,6%) – Самоинтереса высокие 39 (94,7%) 41 (92,5%) низкие 4 (5,3%) 5 (7,5%) III Самоуверенности высокие 27 (63,2%) 41 (90%) низкие 16 (36,8%) 5 (10%) III Ожидания отношения к себе других высокие 41 (94,7%) 46 (100%) низкие 2 (5,3%) – Самопринятия высокие 36 (86,8%) 41 (92,5%) низкие 7 (13,2%) 5 (7,5%) Самопоследовательности высокие 41 (94,7%) 38 (87,5%) низкие 2 (5,3%) 8 (12,5%) Самообвинения высокие 20 (47,4%) 19 (40%) низкие 23 (52,6%) 27 (60%) Самоинтереса крайне высокие 16 (36,8%) 27 (60%) высокие 27 (63,2%) 18 (37,5%) низкие – 1 (2,5%) Самопонимания высокие 15 (34,2%) 19 (40%) низкие 28 (65,8%) 27 (60%)
1 – Шкала S (интегральная).
2 – Шкала самоуважения.
3 – Шкала аутосимпатии.
4 – Шкала ожидания положительного отношения к себе.
5 – Шкала самоинтереса.
6 – Шкала самоуверенности.
7 – Шкала ожидания отношения к себе других.
8 – Шкала самопринятия.
9 – Шкала самопоследовательности.
10 – Шкала самообвинения.
11 – Шкала самоинтереса.
12 – Шкала самопонимания.
Рисунок 5. - Графическое представление результатов исследования самоотношения студентов.
Таблица 6. – Результаты корреляционного анализа данных методики «Ранжирование мотивов» А.А. Реана, В.А. Якунина и методики диагностики социально-психологических установок О.Ф. Потемкиной (студенты 1 курса).
Взаимосвязь мотивации обучения и личностных показателей студентов
(1 курс, n1 = 40) Методика диагностики социально-психологических установок О.Ф. Потемкиной
Методика «Ранжирование мотивов» А.А. Реана, В.А. Якунина
Ориентация на
процесс
Ориентация на
результат Ориентация на
альтруизм Ориентация на
эгоизм Ориентация на
труд Ориентация на
свобода Ориентация на
власть Ориентация на
деньги
Стать высококвалифицированным специалистом 0,27 0,17 0,21 0,16 0,27 0,24 0,23 0,24 Получить диплом 0,14 0,36 0,14 0,14 0,30 0,15 0,14 0,13 Успешно продолжить обучение 0,23 0,22 0,21 0,09 0,24 0,26 0,19 0,14 Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» 0,11 0,30 0,30 0,28 0,39 0,28 0,21 0,14 Приобрести глубокие и прочные знания 0,30 0,08 0,18 0,30 0,24 0,14 0,08 0,27 Быть постоянно готовым к очередным занятиям 0,14 0,16 0,24 0,26 0,27 0,10 0,14 0,21 Не пропускать учебные занятия 0,09 0,18 0,29 0,12 0,14 0,18 0,25 0,16 Не отставать от одногруппников 0,24 0,24 0,11 0,19 0,11 0,22 0,27 0,20 Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельностью 0,17 0,30 0,28 0,25 0,08 0,24 0,23 0,33 Выполнять педагогические требования 0,26 0,15 0,27 0,28 0,16 0,29 0,15 0,27 Достичь уважения преподавателя 0,11 0,24 0,14 0,16 0,28 0,11 0,14 0,23 Быть примером для одногруппников 0,21 0,17 0,21 0,37 0,29 0,14 0,17 0,14 Добиться уважения для родителей и окружающих 0,30 0,19 0,28 0,27 0,17 0,16 0,21 0,11 Избежать осуждения и наказания за плохую учебу 0,12 0,13 0,21 0,12 0,27 0,36 0,11 0,08 Получить интеллектуальное удовлетворение 0,30 0,26 0,10 0,23 0,24 0,27 0,16 0,17
Таблица 7. – Результаты корреляционного анализа данных методики «Ранжирование мотивов» А.А. Реана, В.А. Якунина и методики диагностики социально-психологических установок О.Ф. Потемкиной (студенты 2 курса).
Взаимосвязь мотивации обучения и личностных показателей студентов
(2 курс, n2 = 40) Методика диагностики социально-психологических установок О.Ф. Потемкиной
Методика «Ранжирование мотивов» А.А. Реана, В.А. Якунина
Ориентация на
процесс
Ориентация на
результат Ориентация на
альтруизм Ориентация на
эгоизм Ориентация на
труд Ориентация на
свобода Ориентация на
власть Ориентация на
деньги
Стать высококвалифицированным специалистом 0,21 0,38 0,26 0,13 0,14 0,16 0,24 0,26 Получить диплом 0,14 0,26 0,12 0,19 0,09 0,18 0,29 0,12 Успешно продолжить обучение 0,19 0,12 0,26 0,27 0,24 0,24 0,11 0,19 Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» 0,22 0,19 0,12 0,14 0,17 0,30 0,28 0,25 Приобрести глубокие и прочные знания 0,35 0,25 0,19 0,11 0,12 0,13 0,21 0,12 Быть постоянно готовым к очередным занятиям 0,23 0,28 0,11 0,23 0,30 0,26 0,10 0,23 Не пропускать учебные занятия 0,11 0,12 0,14 0,18 0,24 0,27 0,14 0,19 Не отставать от одногруппников 0,08 0,19 0,11 0,22 0,13 0,18 0,20 0,24 Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельностью 0,06 0,25 0,08 0,24 0,19 0,20 0,13 0,40 Выполнять педагогические требования 0,28 0,25 0,16 0,17 0,21 0,29 0,27 0,17 Достичь уважения преподавателя 0,14 0,23 0,19 0,17 0,25 0,10 0,14 0,16 Быть примером для одногруппников 0,10 0,16 0,24 0,26 0,13 0,12 0,23 0,22 Добиться уважения для родителей и окружающих 0,19 0,18 0,29 0,12 0,21 0,30 0,11 0,30 Избежать осуждения и наказания за плохую учебу 0,21 0,24 0,11 0,19 0,29 0,28 0,30 0,08 Получить интеллектуальное удовлетворение 0,27 0,63 0,28 0,16 0,30 0,09 0,27 0,17
Таблица 8. – Результаты корреляционного анализа данных методики «Ранжирование мотивов» А.А. Реана, В.А. Якунина и методики самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева (интегральная шкала самоотношения).
Взаимосвязь мотивации обучения и личностных показателей студентов
(1 курс, n1 = 40
2 курс, n2 = 40) Шкала S – интегральная шкала самоотношения (методика самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева 1 курс (n=40) 2 курс (n=40) Методика «Ранжирование мотивов» А.А. Реана, В.А. Якунина Стать высококвалифицированным специалистом 0,21 0,36 Получить диплом 0,16 0,16 Успешно продолжить обучение 0,23 0,22 Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» 0,28 0,21 Приобрести глубокие и прочные знания 0,29 0,18 Быть постоянно готовым к очередным занятиям 0,14 0,16 Не пропускать учебные занятия 0,13 0,18 Не отставать от одногруппников 0,24 0,29 Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельностью 0,26 0,21 Выполнять педагогические требования 0,14 0,25 Достичь уважения преподавателя 0,33 0,16 Быть примером для одногруппников 0,15 0,16 Добиться уважения для родителей и окружающих 0,14 0,17 Избежать осуждения и наказания за плохую учебу 0,11 0,12 Получить интеллектуальное удовлетворение 0,23 0,30
Таблица 9. – Результаты сопоставительного анализа данных методики О.Ф. Потемкиной и методики В.В. Cтолина, С.Р. Пантелеева (Критерий U-Манна-Уитни)
Показатели мотивационной сферы Курсы обучения (группы студентов) 1 курс (n=43) 2 курс (n=46) методика О.Ф. Потемкиной Ориентация на процесс 596 804 Ориентация на результат 706 688 Ориентация на альтруизм 698 569 Ориентация на эгоизм 716 815 Ориентация на труд 691 654 Ориентация на свободу 713 794 Ориентация на власть 629 804 Ориентация на деньги 720 812 методика В.В. Cтолина, С.Р. Пантелеева (шкалы) S интегральная 803 628 Самоуважения 624 794 Аутосимпатии 816 845 Ожидания положительного отношения к себе 692 794 Самоинтереса 753 819 Самоуверенности 821 863 Ожидания отношения к себе других 687 815 Самопринятия 631 804 Самопоследовательности 739 794 Самообвинения 803 896 Самоинтереса 691 815 Самопонимания 705 843
69
1. Андрияненко, О.Н. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения студентов в вузе: Учебное пособие. / О.Н. Адрияненко, О.В. Струговщикова. – 2007. – 152 с.
2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. / В.Г. Асеев. – М., 2008. – 341 с.
3. Бережковская, Е.Л. Проблема психологической неготовности к получению высшего образования у студентов младших курсов. - М: Проспект, 2014. – 254 с.
4. Бережковская, Е.Л. Психология раннего студенческого возраста / Под ред. Бережковской Е. Л. - М: Проспект, 2014. - 193 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.
6. Бююль Ахим, Цефель Петер. SPSS:искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей: Перевод с немецкого языка / Ахим Бююль, Петер Цефель – СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2009 – 608 с.
7. Бякова, Н.В. Возрастная и педагогическая психология. Ч. 1. Возрастная психология : учебное пособие / Н. В. Бякова, С. В. Истомина. - Шадринск, 2010. - 203 с.
8. Вартанова, И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности // Вестник МГУ. – Серия 14. Психология. – 2000. - № 4. – Стр. 33-41.
9. Вилюнас, В. Психология развития мотивации : современные и классические исследования. Научные данные и жизненные примеры / В. Вилюнас. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 457 с.
10. Возрастная и педагогическая психология / Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др./ Под ред. Петровского, 2-е издание. – 2009. – 285 с.
11. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития формирования личности : монография / [Л. В. Андреева и др.] ; Центр развития науч. сотрудничества. - Новосибирск : Центр развития науч. сотрудничества, 2013. - 168 с.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – Москва: «Педагогика», 2008. – 493 с.
13. Гнездилова, Л.Б. Мотивация обучения студентов как основа эффективной учебной деятельности в вузе : монография / Л. Б. Гнездилова, М. А. Гнездилов. - М: Спутник+, 2017. - 76 с.
14. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Т. О. Гордеева. - Москва : Смысл : Academia, 2006. - 332 с.
15. Донцов, А.И., Белокрылова, Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. – 1999. - №2.
16. Еремеев, Б.А. Учебная успешность и ценности у студентов педвуза : психологические основания, технология и процедуры измерения, некоторые результаты : монография / Б.А. Еремеев. - Москва : DirectMedia, 2014. - 201 с.
17. Запесоцкая, И.В. Психология развития и возрастная психология : учебно-методическое пособие для студентов по курсу / И. В. Запесоцкая, Т. В. Недуруева, В. Б. Никишина. - Курск : КГМУ, 2012. – 328 с.
18. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 512с.
19. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2011. - 700 с.
20. Инкина, Ю.М. Формирование мотивации учения младших школьников : методические рекомендации / Ю. М. Инкина. - Астрахань : Сорокин Р. В., 2012. - 32 с.;
21. Ключко, О.И. Педагогическая психология. – М.: Директ-Медиа, 2015. - 315 с.
22. Кузнецов, Г.И. Педагогическая психология: краткий курс, схемы и комментарии / Г.И. Кузнецов, Э.А. Нехвядович. - Санкт-Петербург : Своё изд-во, 2014. - 121 с.
23. Леонтьев, А.А. Лекции по общей психологии : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология" / А.Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2007. – 486 с.
24. Лях, М.В. Мотивы учебно-профессиональной деятельности в вузе: монография / М. В. Лях. - Тула : Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012. - 91 с.
25. Мажар, Н.Е. Гражданская компетентность студенческой молодежи: проблемы становления : монография / Мажар Н. Е., Журова В. Г. ; Смоленский гуманитарный ун-т. - Смоленск : Смоленский гуманитарный ун-т, 2013. - 141 с.
26. Мандель, Б.Р. Практическая психология воспитательной деятельности в высшем учебном заведении : учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мандель. - М : Директ-Медиа, 2016. - 231 с.
27. Мандель, Б.Р. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в современном вузе. - М : Директ-Медиа, 2016. – 286 с.
28. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / Абрахам Маслоу; [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. - 3. изд. – М.: Питер, 2011. - 351 с.
29. Милютина, Я.С. Мотивы чтения и книжные предпочтения студентов технических специальностей / Я. С. Милютина, А. Е. Свинина // Издательское дело в России и за рубежом: история, современное состояние, проблемы и перспективы : материалы III Международной научно-практической конференции молодых ученых (студентов, аспирантов, магистрантов) 10 февраля 2016 г.. - Киров : Вятский гос. гуманитарный ун-т, 2016. - С. 36-48.
30. Мотивация учения как фактор успешности учебной деятельности обучающихся в свете ФГОС-2 : Материалы научно-практической деятельности экспериментальной площадки. - Уфа : Мир печати, 2014. - 71 с.
31. Ожгибесова, Н.Ю. Формирование интеллектуальных мотивов учения у студентов вуза (на примере изучения иностранного языка) : монография / Ожгибесова Нина Юрьевна. - Шадринск: Шадринский дом печати, 2014. - 80 с.
32. Озеров, В.П. Академические способности студентов: определение, диагностика, структура : монография / В. П. Озеров, М. А. Акопова. - Ставрополь : Сервисшкола, 2016. - 122 с.
33. Полякова, И.П. Роль ценностей в процессе мотивации : монография / И.П. Полякова; М-во образования Рос. Федерации, Липецк. гос. техн. ун-т. - Липецк : ЛГТУ, 2007. - 168 с.
34. Психология развития и возрастная психология : методические рекомендации по изучению курса "Психология развития и возрастная психология". - Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2015. - 37 с.
35. Развитие учебной мотивации у детей-сирот в условиях интернатного учреждения : сборник статей. – М.: МАЭСТРО ПлаТинум, 2015. - 102 с.
36. Семеновских, Т.В. Педагогическая психология. - Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2013. - 308 с.
37. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: - 2014. – 350 с.
38. Учебная деятельность как ведущая деятельность младших школьников: особенности, содержание, формирование мотивов : учебное пособие. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 219 с.
39. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность : Учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. "Психология", "Клинич. психология" / Хайнц Хекхаузен. - М. [и др.] : Питер : Смысл, 2007. - 859 с.
40. Челышева, И.В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе / И. В. Челышева. - Москва : Директ-Медиа, 2013. - 543 с.
41. Чиликин, А.Н. Практикум по психологии мотивации : учебное пособие / А. Н. Чиликин, Г. А. Мактамкулова ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. профессионального образования "Липецкий гос. технический ун-т". - Липецк : ЛГТУ, 2007. - 105 с.
42. Чурекова, Т.М. Возрастная психология : учебное пособие по курсу "Возрастнаяпсихология" / Т. М. Чурекова, Д. Ф. Ахмерова, Ю. Ю. Моисеенко ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение "Кемеровский гос. ун-т". - Кемерово : Кемеровский гос. ун-т, 2011. - 99 с.
43. Юров, А.К. Возрастная психология : курс лекций для студентов педагогических вузов по курсу "Возрастная психология" / А. К. Юров. - Таганрог : Изд-во ГОУВПО "Таганрогский гос. пед., 2013. – 257 с.
Вопрос-ответ:
Чем отличается подход к пониманию мотивации личности в зарубежной и отечественной психологии?
В зарубежной психологии подход к пониманию мотивации личности акцентируется на внутренних факторах, таких как потребности и цели. В отечественной психологии больше внимания уделяется внешним стимулам и мотивам, таким как поощрение и наказание.
Какой ролью обладает мотив в учебной деятельности студентов?
Мотив играет роль структурного компонента учебной деятельности студентов. Он может стимулировать или подавлять интерес к учебе, влиять на уровень саморегуляции и продуктивности обучения.
Какие особенности мотивации учебной деятельности студентов можно выделить?
Особенности мотивации учебной деятельности студентов включают индивидуальные различия в мотивационном профиле, изменение мотивации в процессе обучения, влияние внешних стимулов на мотивацию и взаимосвязь мотивации с саморегуляцией.
Какие выводы можно сделать по главе, посвященной теоретическому исследованию особенностей мотивации обучения студентов?
По главе можно сделать вывод, что мотивация обучения студентов является сложным и многоаспектным явлением, которое требует учета различных факторов. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого студента и создавать мотивационную среду, способствующую активному и результативному обучению.
Какое методологическое обоснование применено в эмпирическом исследовании особенностей мотивации обучения студентов?
В эмпирическом исследовании особенностей мотивации обучения студентов было использовано комплексное методологическое обоснование, включающее анализ литературы, конструирование опросника, проведение тестирования и статистическую обработку данных.
Какие подходы к пониманию мотивации личности существуют в зарубежной и отечественной психологии?
В зарубежной и отечественной психологии существует несколько подходов к пониманию мотивации личности. В зарубежной психологии наиболее известным подходом является теория мотивации Абрахама Маслоу, основанная на иерархии потребностей. В отечественной психологии широко применяются такие подходы, как концепция целостных мотивов Ф. Толмачева и четырехзонный подход Л. Петровского. Каждый из этих подходов предлагает свою систему классификации мотивов и пытается объяснить их природу и влияние на поведение человека.
Какой мотив является структурным компонентом учебной деятельности?
Мотив, который является структурным компонентом учебной деятельности, называется учебным мотивом. Учебный мотив представляет собой внутреннюю направленность студента на получение знаний, развитие умений и навыков в процессе обучения. Он может быть связан с интересом к предмету, желанием достичь успеха, стремлением удовлетворить потребности самореализации и самоутверждения через образование.
Какие особенности мотивации учебной деятельности студентов можно выделить?
Особенности мотивации учебной деятельности студентов могут быть различными. Некоторые студенты могут быть мотивированы внешними факторами, такими как похвала или награда, в то время как другие студенты могут быть преимущественно внутренне мотивированы, стремясь преуспеть в учебе для достижения личных целей. Отмечается, что мотивация учебной деятельности может меняться в зависимости от различных факторов, таких как уровень удовлетворенности студента результатами обучения, уровень индивидуального интереса к предмету и т.д.
Каков вывод по главе о мотивации обучения студентов?
Вывод по главе о мотивации обучения студентов заключается в том, что мотивация является важным фактором, влияющим на успешность учебной деятельности студентов. Понимание особенностей мотивации может помочь педагогам и преподавателям создавать условия для эффективного обучения, учитывать индивидуальные потребности и интересы студентов, а также стимулировать их активность и саморазвитие в процессе обучения.
Какие подходы существуют к пониманию мотивации личности?
Существуют различные подходы к пониманию мотивации личности в зарубежной и отечественной психологии. Один из них - потребностный подход, основанный на идее, что мотивация возникает из потребности, которая вызывает желание удовлетворить ее. Еще один подход - когнитивный подход, согласно которому мотивация связана с мыслительными процессами, в том числе с оценкой собственных возможностей и целей. Другие подходы включают эволюционный подход, социально-психологический подход и теорию саморегуляции.