физическая реабилитация юношей 20-25лет при плоскостопии ва условиях физически центря

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Физкультура
  • 76 76 страниц
  • 57 + 57 источников
  • Добавлена 09.05.2018
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 4
I ГЛАВА. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 9
1.1. Формирование опорно-двигательного аппарата стопы 9
1.2. Причины развития и методы диагностики плоскостопия 17
1.3.Физическая реабилитация при плоскостопии 26
1.3.1. Методика массажа при плоскостопии 29
1.3.2. Физиотерапия при плоскостопии 31
1.3.3. Специальные упражнения при плоскостопии 32
II ГЛАВА. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2.1. Задачи исследования 37
2.2. Методы исследования 37
2.2.1. Анализ научно-методической литературы 37
2.2.2. Педагогическое наблюдение 38
2.2.3. Плантография 38
2.3. Организация исследования 39
III ГЛАВА. ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ У МУЖЧИН 20-25 ЛЕТ 41
3.1. Методика лечебной физической культуры при плоскостопии в условиях физкультурно-оздоровительного центра 41
3.2. Содержание, методы и особенности форм лечебной физической культуры при плоскостопии в условиях физкультурно-оздоровительного центра 46
3.3. Иные средства реабилитации при плоскостопии у мужчин 20-25 лет в условиях физкультурно-оздоровительного центра 62
IV ГЛАВА. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 65
4.1. Проведение исследования 65
4.2 Анализ результатов исследования 67
РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 71
ВЫВОДЫ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76

Фрагмент для ознакомления

Тыльное и подошвенное сгибание с сопротивлением различной силы (пружиной или резиновой тягой)30-80 движенийМедленныйНе перенапрягать голени (без болезненных ощущений)9.То жеОтбивание концами пальцев волейбольного мяча20-25 разСреднийНе слишком сильная подача, без травматизации10.а) сидя; б) стоя, держась за рейку гимнастической стенки; в) стоя, руки на поясПоднимание на носки и опускание на всю ступню. Поднимание носков (переход на пятки) и опускание на всю ступню20-30 движенийМедленныйНе перенапрягать голени (без болезненных ощущений)11.Стоя на 2-3-й рейке гимнастической стенки, хват руками на уровне грудиПружинящие движения на носках, 40-60 движенийСреднийСтараться как можно ниже опускать пяткуРис. 5. Специальные упражнения для тренировки опорно-рессорной функциистопы при плоскостопииБольшое значение при лечении плоскостопия имеют некоторые спортивные упражнения, выполнение которых сопровождается параллельной установкой стоп, нагрузкой на их внешний край, заключительным толчком переднего отдела, давлением вдоль продольной оси стопы, интенсивным укрепляющим влиянием на мускулатуру. Следует отметить, что в процессе динамической нагрузки продольный свод менее уплощается, чем при статической нагрузке. Поэтому наиболее приемлемыми упражнениями при плоскостопии являются плавание стилем кроль, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, подвижные игры.Гибкость, как двигательное качество, является одним из основных, базовых составляющих физической подготовленности человека. Технологические аспекты ее развития постоянно требуют усовершенствования, использование современных средств и методов в зависимости от уровня физической подготовленности, возрастных, половых, соматических, индивидуальных и других особенностей.Одним из новых направлений развития гибкости в процессе физического воспитания является стретчинг (комплекс специальных физических упражнений, направленных на развитие биомеханических свойств мышц, гибкости и подвижности в суставах). Использование физических упражнений типа стретчинг в сочетании с предложенными средствами ЛФК имеет, на наш взгляд, наиболее эффективное воздействие на процесс физической реабилитации мужчин 20-25 лет, страдающих плоскостопием.Стретчинг может входить в состав оздоровительных занятий или использоваться как самостоятельное занятие. Основным эффектом стретчинга является повышение уровня гибкости и профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Благодаря растяжению к мышцам поступает больше крови, они расслабляются и становятся более эластичными; приобретают подвижности суставы, в результате чего увеличивается гибкость. Расслабление нейтрализует усталость, снимает нервное напряжение, улучшает самочувствие, способствует исчезновению отрицательных эмоций.В стрейчинге существуют свои правила. Только правильно подготовленные, «разогретые» мышцы растягиваются безболезненно и безопасно, тем самым сводя вероятность получения травм к минимуму. Стретчинг упражнения начинаются с общей растяжки, которые выполняются лежа на полу. Затем идет растяжка позвоночника, за ней следует растяжка ног. Менять последовательность упражнений не рекомендуется. Не стоит и слишком рьяно подходить к выполнению упражнений, в этом виде фитнеса результат достигается постепенно, и если чувствуется малейший дискомфорт во время выполнения упражнений, нужно сразу же остановиться. При выполнении стретчинг упражнений нужно пытаться контролировать свое дыхание, оно должно быть ровным, спокойным. Большинство упражнений выполняются лежа на полу, но некоторые упражнения можно выполнять и стоя. Стретчинг может использоваться в заключительной части занятия, как элемент заминки на занятии по ЛФК. Стретчинг - упражнения, которые развивают гибкость, предупреждают заболевания опорно-двигательного аппарата и имеют оздоровительный эффект.Методические рекомендации к занятиям стретчингом с целью коррекции плоскостопия.1. Хорошо разогреться - сделать общую разминку до появления пота.2. Отдавать предпочтение маховым, маятникообразными или пружинистым движениям.3. Одну и ту же упражнение рекомендуется выполнять сериями, делая рекомендованное число подходов и повторений до появления легкого дискомфорта.4. После выполнения упражнений на растягивание необходимо сделать упражнения для расслабления мышц (легкий массаж, потряхивание и т.п.).5. Растяжку желательно проделывать ежедневно. В дальнейшем для поддержания достигнутого уровня гибкости и силы, достаточно 3-4 раза в неделю.6. Важно помнить, что хорошая подвижность в суставах (гибкость) зависит от температуры воздуха (при повышении она увеличивается) и времени суток (утром она значительно снижена).7. Обязательно для себя определить ориентиры, обозначающие желаемую и возможную амплитуду движения, причем исходить из реальной потребности и уровней подвижности в данный момент, и ни в коем случае не превышать пределы анатомической подвижности (это чревато травмой).8. Достаточно полезно, принятие фиксированных конечных положений на время от 5 до 30-40 сек.Комплекс стретчинг упражнений для ног в рамках разработанной программы физической реабилитации плоскостопия1. «Стретчинг бедра»Лежа на спине, занесите накрест левую ногу над правым коленом. Возьмите в замок правое бедро и осторожно потяните ногу на себя, сохраняя верхнюю часть тела расслабленной. Вы почувствуете, как тянутся мышцу бедра и ягодиц. Через 20-30 секунд измените положение ног.Рис.6. Инструкция к упражнению стретчинга № 12. «Стретчинг голени»Лежа на полу, ноги согнуты в коленях. Выпрямите одну ногу и медленно потяните ее на себя, напрягая бедра, икры и лодыжки. Держите колени слегка согнуты. Измените положение ног.Рис.7. Инструкция к упражнению стретчинга № 23. «Стретчинг внутренней поверхности бедер»Сядьте на пол ноги прижаты друг к другу. Втяните пресс и наклонитесь вперед, пока не почувствуете легкое напряжение на внутренней поверхности бедер. Не забывайте о повторах упражнений стретчинга.Рис.8. Инструкция к упражнению стретчинга № 34. «Выпад стретчинг»Выпад вперед, нога согнута в колене под углом 90 градусов. Продвигайте корпус тела в перед очень осторожно, пока не почувствуете растяжение в передней части ноге или бедре. Измените положение ног через 20-30 секунд.Рис.9. Инструкция к упражнению стретчинга № 45. «Стретчинг ног на колене»Из положения выпада, которое мы только что разобрали, медленно двигайтесь назад, пока не сядете на ноги. Нога впереди должна быть почти прямая. Наклонитесь вперед всем телом, держа спину прямой, пока не почувствуете растяжение задней поверхности бедра.Рис.10. Инструкция к упражнению стретчинга № 56. «Стретчингв полушпагате»Сидя на коленях, положите руки около колен на пол. Затем переместите вес тела на одно колено, например, левое, опираясь на страховки на руки, и постепенно вернитесь полностью в левую сторону. Выпрямите правую ногу и постарайтесь наклониться вперед, коснувшись локтями пола. Постепенно через исходное положение измените положение ног.Рис.11. Инструкция к упражнению стретчинга № 6Массаж применяли дважды в день: после каждого занятия ЛФК выполняли классический массаж, а каждый вечер, после теплых ванн - самомассаж. Массаж начинали с голени в положении лежа на животе. Далее переходили к внешней части голени. После массажа голени выполняли массаж тыльной поверхности стопы. Затем массировали мышцы внутренней и внешней стороны, тыльную сторону стопы, а дальше переходили на подошву. После этого возвращались к массирование мышц голени. Продолжительность массажа 8-12 мин.3.3. Иные средства реабилитации при плоскостопии у мужчин 20-25 лет в условиях физкультурно-оздоровительного центраПри плоскостопии очень важным является массаж, который выполняется перед комплексом лечебной гимнастики на поясничном отделе, где берут начало нервы нижних конечностей, затем массаж бедра и голени. В случае плоско-вальгусной или плоско-варусной стопы массаж дифференцированный потому что состояние напряжения мышц голени разное.Задачей коррекции деформаций стопы с помощью ортопедических стелек являются: «возвращение» сводов в «надлежащее»состояние «поддержка» сводов от дальнейшего проседания в зрелом возрасте.Наиболее сложным при изготовлении ортопедических стелек является определение топографии размещения подошвенной корректирующих элементов, их размеры и высоты выкладки подсводных утолщений для того, чтобы примененные корректоры действительно влияли на соответствующие костно-мышечные структуры и «поднимали» именно те участки стопы, которые просели на необходимую высоту.Новым эффективным средством может рекомендовать коррекцию деформации стопы и предупреждения плоскостопия с помощью специальных тренажерных устройств, которые позволяют совместно осуществлять такие виды воздействий на стопу как активные двигательные действия в суставах стопы и мышц нижних конечностей (физические упражнения) массаж подошвенного стороны стопы и вибростимулирование.Устройство «валик с массажными элементами» (рис. 12)Рис. 12. Устройство «валик с массажными элементами»Предлагаемое устройство позволяет при выполнении стопам физических упражнений:а) качение валика вперед-назад позволяет вызвать резонансные сотрясения подошвенного поверхности стопы, чем обеспечивается сразу 2 вида массажа - механический и вибромассаж.б) качениюе позволяет значительно укрепить связки, которые натягивают своды стопы, увеличить количество структурных единиц в мышечных волокнах и повысить их функциональное состояние, выносливость и силу, улучшить трофику тканей и их эластичность.Устройство вибромассажная «беговая дорожка» (рис. 13) служит для укрепления функционального состояния стопы, голени и бедра.Рис.13. Вибромассажная беговая дорожкаВ этой конструкции решены такие технические моменты, как возможность вибрации и массажа ног и оптимальное возбуждение ЦНС, желез внутренней секреции. Сущность предлагаемого устройства объясняется изменением влияния вибромассажного полотна дорожки на стопы в зависимости от направления хода - подъема пациента или спуска с возможностью изменения угла и направлению наклона полотна благодаря шарнирному устройству, которое позволяет вращаться валику-ступени. Каждый валик имеет массажное покрытие - горбинки, что обеспечивает одновременный массаж стоп ног. Частота вибрации регулируется скоростью «походки».С помощью этих устройств возможно создание вибромассажной стимуляции с воздействием на эпифизарные зоны костей стопы, которые повышают функциональный этап как опорно-двигательного аппарата, так и всего организма ребенка.Относительная простота устройств должна найти широкое применение в процессе физической реабилитации плоскостопия. Появление современных средств-специальных тренажеров и стелек позволяет более эффективно устранять патологии стоп, повышает подвижность в суставах, укреплению мышц стопы и голени.Лечение плоскостопия требует постоянного длительного комплексного применения методов физической реабилитации.IV ГЛАВА. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ4.1. Проведение исследованияПлантограф представляет собой устройство, с помощью которого получают отпечаток стоп. При своевременном  определении плоскостопия у детей и взрослых значительно возрастают шансы его успешной корректировки с помощью специализированных ортопедических стелек. Стельки изготавливаются или подбираются на основании снятых с подошв ног отпечатков.Нормально сформированная стопа человека касается поверхности, на которую становится, в нескольких определенных точках. Отпечаток, сделанный благодаря плантографу, называется плантограммой и содержит информацию о том, как давление корпуса человека распределяется на подошве ноги и в каких именно её зонах наблюдается перегрузка.Рис. 14. Показатель плантограммыПрибор для плантограммы очень прост. Принцип его действия основан на получении окрашенных отпечатков. Для этого служат две поверхности, или два листа прибора. Человек помещает стопу на чистый верхний лист, прокрашенный снизу специальной краской. Отпечаток его подошвы остается в виде своеобразного узора краски на нижнем листе.Кроме того, устройство прибора позволяет врачу измерить периметр правой и левой стоп пациента.Затем доктор изучает полученный на нижнем листе отпечаток, анализирует его форму, оценивает соотношение опорных точек, делает необходимые расчёты и дает своё заключение о том, в каком состоянии находится свод стопы человека, проходящего обследование.При нормальном состоянии свода стопы средина её отпечатка не пересекается данными линиями. При уплощении свода во внутреннюю область отпечатка попадает вторая линия.Состояние свода стопы оценивали по следующим показателям: коэффициент К, углы HC’K, NAP, QBR.. Коэффициент К является показателем продольного плоскостопия. Угол HC’K определяет состояние заднего отдела продольного свода стопы. Углы NAP и QBR характеризуют состояние переднего отдела стопы.15. Анализ снимка стопыДалее определяли состояние различных отделов стопы. Состояние переднего отдела стопы характеризовали следующими показателями: углом NAP—отклонения 1-го пальца (если 0,05>0,05>0,05Приметка: 1- до физической реабилитации; 2- послефизической реабилитации.Таблица 6.Показатели состояния свода стопы в II группе исследуемыхПоказателиК< НС'К< NAP< QBR12121212Вариационный ряд0,90 0,93 0,93 0,94 0,97 1,00 1,03 1.03 1,05 1,06 1,13 1,150,72 0,75 0,83 0,86 0,89 0.90 0,90 0,93 1,00 1,03 1,06 1.1-10°-2°0°0°0°0°0°0°2°5°7°10°-8"0°0°0°0°0°0°7°8°9°10°11°0°3°7°8°10°10°12°12°14°14°16°20°0"3°4°4°7°7°8°10°12й13°13°12"8°9°9°10°10°11°11°11°11°12°13°15"3"4°4°6°7"7°10°10°10°11° 11° 11°x±m1,01± 0,020,91± 0,031,00±1,853,08= 1,7510.50± 1,858,50± 1,66І0,83± 0,647.83± 0,74δ0,080,126,135,826,135,522,142,45Р<0,001>0,05>0,05>0,05Приметка: 1- до физической реабилитации; 2- после физической реабилитации.Применение программы физической реабилитации положительно повлияло на состояние свода стопы у мужчин 20-25 лет. Среднее значение индекса стопы статистически достоверно изменилось с 1,67 до 1,47 (Р <0,001) в исследуемых с плоскостопием и с 1,01 до 0,91 (Р <0,001) у мужчин, у которых состояние свода стопы достигает верхней границы нормы.Таким образом, разработанная нами программа оказывает положительное влияние на состояние свода стопы, поскольку показатели улучшились в обеих группах испытуемых. Так, в первой группе исследуемых уменьшилась степень плоскостопия, во второй группе - под действием комплекса уменьшился риск возникновения плоскостопия, то есть программа может применяться как для лечения, так и для профилактики плоскостопия у мужчин 20-25 лет.Примененный нами комплекс больше влияет на продольный свод стопы, что подтверждается статистически достоверной разницей величины коэффициента К. Влияние комплекса на передней и задней отделы стопы меньше выражено, ведь их показатели тоже несколько улучшились, хотя изменения не являются статистически достоверными.РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯОсновные задачи лечебной гимнастики: исправление деформаций и уменьшение имеющегося уплощения свода стопы; устранение пронированного положения пятки и супинированной контрактуры; воспитание и закрепление навыка правильной осанки.В решении этих задач используются специальные упражнения, элементы спорта, массаж, обучение ходьбе с правильной постановкой стоп на опору.Для устранения функциональной недостаточности стоп особенно важное значение приобретают физические упражнения. Они должны быть направлены на повышение силовой выносливости мышц нижних конечностей, которые принимают активное участие в поддержании свода стопы. Это упражнения на:а) приведение стопы;б) сгибание пальцев;в) упражнения для большеберцовых мышц.На первых занятиях выполняются упражнения с исходным положением а) ​​- сидя и лежа, с целью устранения влияния веса на свод стопы. Затем, постепенно увеличивая нагрузку, используются упражнения с сопротивлением, предметами для сгибателей пальцев и большеберцовой мышцы. Для закрепления коррекции используют различные виды ходьбы (на носках, пятках, внешней стороне стопы, с параллельной постановкой стоп и т.д.). Специальные упражнения необходимо сочетать с общеразвивающими для всех мышечных групп с целью выравнивания тонуса мышц нижних конечностей. Широко также используются упражнения для воспитания правильной осанки.При занятиях физическими упражнениями особое внимание следует обращать на движения, которые дают динамическую нагрузку на стопу и способствуют развитию и укреплению суставно-связочного и мышечного аппарата стопы, голени и бедра. При выполнении динамических упражнений с большой амплитудой продольного свода стопы меньше сплющивается, чем при статических. Среди наиболее доступных динамических упражнений выделяют ходьбу и ее разновидности.Однако, при проведении занятий необходимо помнить, что систематическое переутомление мышц нижних конечностей, особенно в детском возрасте, может стать непосредственной причиной возникновения функциональной недостаточности стоп, а затем и статического плоскостопия. Поэтому занятия необходимо проводить регулярно с обязательным контролем и соблюдением принципа постоянного повышения нагрузки.Для укрепления мышц, которые принимают активное участие в поддержании нормальной высоты сводов, рекомендуется также ходьба босиком по рыхлой почве, песку, гальке, выкошенных лугу, бревне. Механизм действия подобных упражнений заключается в рефлекторном напряжении мышц, супинируют стопу при ходьбе по неровной почве и формируют давление на свод стопы предметов цилиндрической формы.Напряжению мышц, которые принимают активное участие в поддержке глубины и формы сводов стопы, способствуют такие прикладные упражнения, как лазанье по канату и шесту.Исследованиями некоторых авторов установлено, что подвижные игры занимают особое место в кинезитерапии плоскостопия.Для устранения плоской стопы у детей, что связано с функциональной недостаточностью, и для укрепления развития связочного аппарата нижних конечностей необходимо заниматься некоторыми видами спорта - это спортивные игры, плавание, ходьба, бег, фигурное катание, ходьба на лыжах.В процессе физического воспитания при плоскостопии необходимо исключать упражнения, способствующие перегружениюстоп: ношение груза; длительное стояние; упражнения, которые предусматривают широкую постановку стоп и разведения пальцев ног; ходьбу на внутренней части стопы, сопровождается увеличением нагрузки на связочный аппарат внутреннего края стопы.ВЫВОДЫТеоретический анализ доступных литературных источников, связанных с направлением нашего исследования, позволил изучить основные вопросы относительно строения, развития и состояния стоп.Строение стопы, которая имеет сводчатую форму, обусловлена ​​возложенными на нее функциями поддержания ортоградной позы и обеспечения упругой походки.Структура стопы имеетаркоподобную форму с тремя опорами (головки 1 и 5 плюсневых костей, горб пяти и внешний край подошвы). В общем виде связочно-мышечный аппарат из пяти продольных сводов поддерживает сведенное размещения трех групп костей (продольная медиальная, продольная латеральная и поперечная), что имеет конструктивное значение для нормального функционирования стопы и с характерной особенностью ОДА человека.Надежность функционирования этого органа сопротивления и движения связана с выполнением рессорной, балансировочной и толчковой функций стопы. Функция балансировки стопы проявляется в поддержании равновесия, то есть сохранение ортоградной позы человека при стоянии и ходьбе, а толчковая связана с добавлением ускорения телу во время ходьбы. Рессорная функция, которая заключается в способности стопы к сохранению сводчатой ​​формы под действием нагрузки и к амортизации толчков при ходьбе, при патологии стопы нарушается и стопа распластывается в продольном или поперечном направлениях. Поскольку плоскостопие - наиболее распространенный вид патологии нижних конечностей детей, молодежи и юношества, наибольший интерес для исследователей в области физического воспитания и спорта вызывает нарушение именно рессорной функции стопы.Под плоскостопием стопы исследователи понимают уплощение сводов стопы за счет потери ее рессорных функций. Систематизация проанализированного материала дала нам классифицировать плоскостопие по локализации уплощения, по степени деформации, а также по причинам происхождения.Анализ литературных источников позволил установить, что проблема реабилитации мужчин с дефектами стопы актуальна, поскольку от здоровья стоп зависит нормальное функционирование организма и, опорно-двигательной системы, прежде всего. Разработана и обоснована комплексная программа физической реабилитации для физической реабилитации при плоскостопии у мужчин 20-25 лет в условиях физкультурно-оздоровительного центра, которая включала специальные упражнения в изометрическом (с преодолением сопротивления рук реабилитолога) и изотоническом режимах для нижних конечностей, применение стретчинговых упражнений, в сочетании с лечебным массажем и физиотерапией. Доказана эффективность предложенной программы физической реабилитации на основании изучения динамики показателей стопы согласно поведенной плантографии.Итак, плоскостопие разной степени у мужчин 20-25 лет в условиях физкультурно-оздоровительного центра частично подвергается коррекции и разработанную нами программу можно рекомендовать для профилактики и лечения при плоскостопии у мужчин 20-25 лет в условиях физкультурно-оздоровительного центра.. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАленькинП.Ф.Массажидвижения.–Екатеринбург.,Средне–Уральскоекнижноеиздательство,1992г.БелаяМ.А.Руководствополечебномумассажу,2–еизд.–М.:Медицина,1983г.Беленький,А.Г.Плоскостопие:проявлениеидиагностика[Электронныйресурс]/А.Г.Беленький//Consiliummedicum.-2005.-Режимдоступа:http://www.fesmu.ru/elib/Article.aspx?id=140196.Гребова,Л.П.Лечебнаяфизическаякультурапринарушенияхопорно-двигательногоаппаратаудетейиподростков:учеб.пособие/Л.П.Гребова-М:Издательскийцентр«Академия»,2016.-С18-54.Гросс,Н.А.Современныекомплексныеметодикифизическойреабилитациидетейснарушениемопорно-двигательногоаппарата.-М.:Советскийспорт,2015.-С.23-25.ДанькоЮ.И.Очеркифизиологическихупражнений.М.:Медицина1974г.Деформациистопы:в3т.Т.2/подред.А.М.Волкова.-М.,2014-702с.ЕгоровБ.Б.«Развивающаяпедагогикаоздоровления».М.1994г.ЕпифановВ.А.ЛФКиврачебныйконтрольМ.:Медицина,1990.ЕпифановВ.А.,ПрокопьевН.Я.Сколиоз.М.:Медицина,1990.ЗайцевА.А.,КопееваЕ.П.,ПалищукН.К.,СамугубС.А.«Физическоевоспитаниедошкольников».–Калининград,1997г.ЗациорскийВ.М.,АруинА.С.,СелуяновВ.Н.«Биомеханикадвигательногоаппаратачеловека».–М.:ФиС,1981г.Зилов,В.Г.Физиологиядетейиподростков/В.Г.Зилов,В.М.Смирнов.-М:Издательство«Медицинскоеинформационноеагентство»,2008.-С.218.Кашников,В.С.,Егорова,С.АОсновыфизическойреабилитациипридеформацияхизаболеванияхопорно-двигательногоаппарата:Учебно-методическоепособие./В.С.Кашников,С.А.Егорова–Ставрополь,2013.–52с.КашубаВ.А.Компьютернаядиагностикаопорно-рессорнойфункциистопычеловека/В.А.Кашуба,К.Н.Сергиенко,Д.П.Валиков//Физическоевоспитаниестудентовтворческихспециальностей.–2002.–№1.–С.11-16.Кондакова-ВарламоваЛ.П.,СтрамскаяЕ.П.Правильнаяосанка.М.:Медицина,1967.Коркина,Ю.ИнформацияоВсероссийскомсовещании«Коррекционно-педагогическиепроблемыдошкольногообразования»/Ю.Коркина,Ю.Курицина//Дошкольноевоспитание.-2012.-№11-С-2-3.КрасиковаА.С.«Профилактикалеченияплоскостопия».М.,2002г.Красикова,И.С.Плоскостопие.Профилактикаилечение/И.С.Красикова.-М:Корона-Век,2010.-С.-128.ЛегафтП.Ф.Анатомиямышечнойсистемы.Л.:ФиС,1938г.ЛегафтП.Ф.Собраниепедагогическихсочинений.–М.:ФиС,1953,Т.4.Лечебнаяфизкультура/Подред.В.Е.Васильевой.М.:Медицина,1970.ЛФКиспорт:Учебникдляинститутовфизкультуры/Подред.С.Н.Попова.М.:Физкультураиспорт,1988.Любимова,З.В.Возрастнаяфизиология.Учебникдлявузов/З.В.Любимова,К.В.Маринова,А.А.Никитина.-М:«Владос»,2011.-С.170.Макарова,М.Р.Проблемыплоскостопияудетейивзрослых/М.Р.Макарова//Медицинскаяпомощь.-2011.-№1.-С.24-28.МандриковВ.Б.,КраюшкинА.И.,ПерепелкинА.И.,БабайцеваН.С.,ДегтярьЮ.В.Методикаплантографиивоценкеморфофункциональногосостояниястопышкольников//Волгоградскийнаучно-медицинскийжурнал.2012.№4(36).С.51-52МарксВ.О.«Ортопедическаядиагностика».–Минск:Наукаимеханика,1978г.Методологическиеаспектытехнологииреабилитацииопорно–двигательногоаппаратадетейиподростков/ДьяковВ.Г.,КозловаТ.Н.,ЦарапкинЛ.В.//Волгоград:ИПК«Нива»ВГСХА,2011.–153с.МетодологическиеподходыкразработкекомплексовЛФКпринарушенияхосанкиудетейиподростков/ЦарапкинЛ.В.,ТихонинВ.И.//Cб.«Научныеиметодическиепроблемыфизическоговоспитания,спортаиоздоровительнойфизическойкультуры»10выпуск.//Изд.ВГАФК,Волгоград:2014.–С.40–42.Мякинченко,Е.Б.Некоторыеаспектыоздоравливающеговоздействияфизическихупражненийнаорганизмчеловека/Е.Б.Мякинченко,В.Н.Селуянов.-Аэробика,2010.-№10-С.-2-6.Опорно–двигательныйаппарат(аспектыклиническойанатомиииреабилитологии)[Текст]/МандриковВ.Б.,ГавриковК.В.,КраюшкинА.И.,ЦарапкинЛ.В.//Волгоград:ИздательствоВолГМУ,2012.–125с.Осин,В.И.Проблемафизическоговоспитаниядетейиподростковспатологиейопорно-двигательногоаппарата/В.И.Осин,А.Б.Медников,М.М.Шестаков//Физическаякультура:воспитание,образование,тренировка.-2012.-№3-4.-С.49-57.Пенькова,И.В.Состояниеопорно-двигательногоаппаратаудетейдошкольноговозраста./И.В.Пенькова//Физическаякультура:воспитание,образование,тренировка.-2016.-№2.-С.53-57.ПоповС.Н.Физическаяреабилитация.Ростовн/Д:Феникс,1999.Ратов,И.П.Кпроблемамвыбораперспективныхнаправленийвиспользованиинетрадиционныхметодовисредствоздоровительнойфизическойкультуры/И.П.Ратов//Теорияипрактикафизическойкультуры.Научно-практическийжурнал-2012-№5-С.12-15.Сапин,М.Р.Общаяхарактеристикааппаратаопорыидвижения/М.Р.Сапин,З.Г.Брыксина//Анатомияифизиологиядетейиподростков:Учеб.пособиедлястуд.пед.вузов.–М.:Издательскийцентр«Академия»,2010.–456сСапин,М.Р.Анатомияифизиологиячеловека(свозрастнымиособенностямидетскогоорганизма):Учеб.пособиедлястуд.средн.пед.учеб.заведений./М.Р.Сапин,В.И.Сивоглазов.-М.:Академия,2012.-С.448.Сердюковская,Г.Н.Гигиенадетейиподростков.Учебникдлявузов/Г.Н.Сердюковская,А.Г.Сухарева.-М.:Издательство«Медицина»,2016.-С.-102.Силин,Л.Л.Деформациястоп.Травматологияиортопедия,учеб.лит.длястуд.мед.ин-тов/подобщ.ред.Г.С.Юмашева.3-еизд.перераб.идоп.-гл.12.-М.:Медицина,2010.-С.559-567.Синельников,Р.Д.Атласанатомиичеловека.Том1.Учениеокостях,соединенияхкостейимышцах/Р.Д.Синельников,Я.Р.Синельников,Я.Синельников.-М:«Новаяволна.Умеренков»,2012.-С.-164-174.Системныйподходванализепатологийопорно–двигательногоаппаратаподростков./ЦарапкинЛ.В.,ЕлисееваО.Г.//Ж.:«Бюллетеньсибирскоймедицины»(BulletinofSiberianmedicine)Т.4,приложение№1.Томск:Сиб.ГМУ,2015.–С.180–181.Соломин,Вит.Ю.Компьютернаяплантографиякакметоддиагностикиплоскостопия:возможностииперспективы/Вит.Ю.Соломин,К.Федотов,Вяч.Ю.Соломин,Ю.Т.Игнатьев//Омскийнаучныйвестник.-2015.-№4(33),декабрь.-С.212-214.Соматотипологическиеособенностистроенияифункциистопычеловека.(Глава1)/ГавриковК.В.,МандриковВ.Б.,КраюшкинА.И.,ПерепёлкинА.И.//Волгоград:ИздательствоВолГМУ,2013.–С.7–15.Сорокин,А.П.Механизмыформированияплоскойстопыипрофилактика./А.П.Сорокин//Вопросыморфофункциональнойадаптацииопорно-двигательногоаппарата:Сборникнаучныхтрудов.-Омск,2012.-С.19-23.СпешневФ.Ф.Спортивно–вспомогательнаягимнастика.–М.:ФиС.1957г.Теорияипрактикапрофилактикииреабилитацииопорно–двигательногоаппарата/МандриковВ.Б.,ЦарапкинЛ.В.,КраюшкинА.И.,ПерепелкинА.И.//Волгоград:ИздательствоВолГМУ,2012.–170с.Травматологияиортопедия./Подред.Г.С.Юмашева.–М.:Медицина.1990г.Учебникинструктораполечебнойфизическойкультуре/Подред.В.П.Правосудова.М.:Физкультураиспорт,1980.ФедорченкоС.Ю.,КондратьеваЛ.И.Восстановительноелечениедетейспатологиейопорно-двигательногоаппарата:информационно-методическоеписьмо./С.Ю.Федорченко,Л.И.Кондратьева.–Волгоград:Издательство«ПринТерра»,2011.–24с.Физическаяреабилитациядетейснарушениямиосанкиисколиозом:учебно-методическоепособие/Л.А.Скиндер[идр.];–Брест.гос.ун-тимениА.С.Пушкина.–Брест:БрГУ,2012.–210с.Филимонова,О.С.Особенностифизическогоразвития,функциональногосостояниядетей,имеющихнарушенияопорно-двигательногоаппарата//Оздоровлениенациииформированиездоровогообразажизнинаселения:сб.матер.IIIВсерос.науч.-практ.конф./АНО«Кабардино-Балкарскийнаучно-исследовательскийцентрфизическойкультурыиспорта.-Нальчик,2011-С.-356.Фокин,В.Н.Полныйкурсмассажа/В.Н.Фокин.-М.:Фаир-пресс,2012.-С.512.Фонарёв,М.И.Справочникподетскойлечебнойфизкультуре/Подред.М.И.Фонарёва.-СПб.:Медицина,2013.-С32.ФридландМ.О.Статическиедеформациистопыувзрослыхидетей/М.О.Фридланд//Ортопедияитравматология.–1960.–№8.–С.3–5.Функциональнаяиклиническаяанатомияскелетачеловека/ГавриковК.В.,МандриковВ.Б.,Краюшкин,А.И.,ПерепелкинА.И.,ЦарапкинЛ.В.//Волгоград:ИздательствоВолГМУ,2010.–177с.ЧоговадзеА.В.Лечебнаяфизическаякультурапридеформацияхизаболеванияхстоп//ЛФКвсистемемедицинскойреабилитации.Руководстводляврачей/Подред.А.Ф.Каптелина,И.П.Лебедевой.–М.:Медицина,1995.–С.95–101.ЮмашевГ.С.,РепкерК.Основыреабилитации.М.:Медицина.1973г.

1. Аленькин П.Ф. Массаж и движения. – Екатеринбург., Средне – Уральское книжное издательство, 1992 г.
2. Белая М.А. Руководство по лечебному массажу,2 – е изд. – М.: Медицина, 1983 г.
3. Беленький, А.Г. Плоскостопие: проявление и диагностика [Электронный ресурс] / А.Г. Беленький // Consiliummedicum. - 2005. - Режим доступа:http://www.fesmu.ru/elib/Article.aspx?id=140196.
4. Гребова, Л. П. Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков: учеб. пособие/ Л. П. Гребова - М : Издательский центр «Академия», 2016. - С 18 - 54.
5. Гросс, Н. А. Современные комплексные методики физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. - М.: Советский спорт, 2015. - С. 23 - 25.
6. Данько Ю.И. Очерки физиологических упражнений. М.: Медицина 1974 г.
7. Деформации стопы: в 3 т. Т. 2 / под ред. А. М. Волкова. - М., 2014 - 702с.
8. Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления». М. 1994 г.
9. Епифанов В. А. ЛФК и врачебный контроль М.: Медицина, 1990.
10. Епифанов В. А., Прокопьев Н. Я. Сколиоз. М.: Медицина, 1990.
11. Зайцев А.А., Копеева Е.П., Палищук Н.К., Самугуб С.А. «Физическое воспитание дошкольников». – Калининград, 1997 г.
12. Зациорский В.М., Аруин А.С., Селуянов В.Н. «Биомеханика двигательного аппарата человека». – М.: ФиС, 1981 г.
13. Зилов, В. Г. Физиология детей и подростков / В. Г. Зилов, В. М. Смирнов. - М: Издательство «Медицинское информационное агентство», 2008. - С. 218.
14. Кашников, В.С., Егорова, С. А Основы физической реабилитации при деформациях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата: Учебно-методическое пособие. / В.С. Кашников, С.А. Егорова – Ставрополь, 2013. – 52 с.
15. Кашуба В.А. Компьютерная диагностика опорно-рессорной функции стопы человека / В.А. Кашуба, К.Н. Сергиенко, Д.П. Валиков //Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – 2002. – № 1. – С. 11-16.
16. Кондакова-Варламова Л. П., Страмская Е. П. Правильная осанка. М.: Медицина, 1967.
17. Коркина, Ю. Информация о Всероссийском совещании «Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования» / Ю. Коркина, Ю. Курицина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 11 - С - 2 - 3.
18. Красикова А.С. «Профилактика лечения плоскостопия». М.,2002 г.
19. Красикова, И. С. Плоскостопие. Профилактика и лечение / И. С. Красикова. - М: Корона-Век, 2010. - С. - 128.
20. Легафт П.Ф. Анатомия мышечной системы. Л.:ФиС,1938 г.
21. Легафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. – М.: ФиС, 1953, Т.4.
22. Лечебная физкультура / Под ред. В. Е. Васильевой. М.: Медицина, 1970.
23. ЛФК и спорт: Учебник для институтов физкультуры / Под ред. С. Н. Попова. М.: Физкультура и спорт, 1988.
24. Любимова, З. В. Возрастная физиология. Учебник для вузов / З. В. Любимова, К. В. Маринова, А. А. Никитина. - М: «Владос», 2011. - С. 170.
25. Макарова, М. Р. Проблемы плоскостопия у детей и взрослых / М. Р. Макарова // Медицинская помощь. - 2011. - № 1. - С. 24 - 28.
26. Мандриков В.Б., Краюшкин А.И., Перепелкин А.И., Бабайцева Н.С., Дегтярь Ю.В. Методика плантографии в оценке морфофункционального состояния стопы школьников // Волгоградский научно-медицинский журнал. 2012. №4 (36). С.51-52
27. Маркс В.О. «Ортопедическая диагностика». – Минск : Наука и механика, 1978 г.
28. Методологические аспекты технологии реабилитации опорно–двигательного аппарата детей и подростков / Дьяков В.Г., Козлова Т.Н., Царапкин Л.В. // Волгоград: ИПК «Нива» ВГСХА, 2011. – 153 с.
29. Методологические подходы к разработке комплексов ЛФК при нарушениях осанки у детей и подростков / Царапкин Л.В., Тихонин В.И. // Cб. «Научные и методические проблемы физического воспитания, спорта и оздоровительной физической культуры» 10 выпуск. // Изд. ВГАФК, Волгоград: 2014. – С. 40–42.
30. Мякинченко, Е. Б. Некоторые аспекты оздоравливающего воздействия физических упражнений на организм человека / Е. Б. Мякинченко, В. Н. Селуянов. - Аэробика, 2010. - № 10 - С. - 2 - 6.
31. Опорно–двигательный аппарат (аспекты клинической анатомии и реабилитологии) [Текст] / Мандриков В.Б., Гавриков К.В., Краюшкин А.И., Царапкин Л.В. // Волгоград: Издательство ВолГМУ, 2012. – 125 с.
32. Осин, В. И. Проблема физического воспитания детей и подростков с патологией опорно-двигательного аппарата / В. И. Осин, А. Б. Медников, М. М. Шестаков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 3 - 4. - С. 49 -57.
33. Пенькова, И. В. Состояние опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста./ И. В. Пенькова// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 2. - С. 53 - 57.
34. Попов С. Н. Физическая реабилитация. Ростов н/Д: Феникс, 1999.
35. Ратов, И. П. К проблемам выбора перспективных направлений в использовании нетрадиционных методов и средств оздоровительной физической культуры / И. П. Ратов // Теория и практика физической культуры. Научно-практический журнал - 2012- № 5 - С. 12 - 15.
36. Сапин, М. Р. Общая характеристика аппарата опоры и движения / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина // Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 456 с
37. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. пособие для студ. средн. пед. учеб. заведений./ М. Р. Сапин, В. И. Сивоглазов. - М.:Академия, 2012. - С. 448.
38. Сердюковская, Г. Н. Гигиена детей и подростков. Учебник для вузов / Г. Н. Сердюковская, А. Г. Сухарева. - М.: Издательство «Медицина», 2016. - С. - 102.
39. Силин, Л. Л. Деформация стоп. Травматология и ортопедия, учеб. лит. для студ. мед. ин-тов / под общ. ред. Г. С. Юмашева. 3-е изд. перераб. и доп. - гл. 12. - М.: Медицина, 2010. - С. 559 - 567.
40. Синельников, Р. Д. Атлас анатомии человека. Том 1. Учение о костях, соединениях костей и мышцах / Р. Д. Синельников, Я. Р. Синельников, Я. Синельников. - М: «Новая волна. Умеренков», 2012. - С. - 164 - 174.
41. Системный подход в анализе патологий опорно–двигательного аппарата подростков. / Царапкин Л.В., Елисеева О.Г. // Ж.: «Бюллетень сибирской медицины» (BulletinofSiberianmedicine) Т. 4, приложение № 1. Томск: Сиб. ГМУ, 2015. – С. 180–181.
42. Соломин, Вит. Ю. Компьютерная плантография как метод диагностики плоскостопия: возможности и перспективы / Вит. Ю. Соломин, К. Федотов, Вяч. Ю. Соломин, Ю.Т. Игнатьев // Омский научный вестник. - 2015. - №4 (33), декабрь. - С. 212 - 214.
43. Соматотипологические особенности строения и функции стопы человека. (Глава 1)/ Гавриков К.В., Мандриков В.Б., Краюшкин А.И., Перепёлкин А.И. // Волгоград: Издательство ВолГМУ, 2013. – С. 7 – 15.
44. Сорокин, А. П. Механизмы формирования плоской стопы и профилактика. / А. П. Сорокин // Вопросы морфофункциональной адаптации опорно-двигательного аппарата: Сборник научных трудов. - Омск, 2012. - С. 19 - 23.
45. Спешнев Ф.Ф. Спортивно – вспомогательная гимнастика. – М. :ФиС. 1957 г.
46. Теория и практика профилактики и реабилитации опорно–двигательного аппарата/ Мандриков В.Б., Царапкин Л.В., Краюшкин А.И., Перепелкин А.И. // Волгоград: Издательство ВолГМУ, 2012. – 170 с.
47. Травматология и ортопедия./Под ред. Г.С. Юмашева. – М.:Медицина.1990 г.
48. Учебник инструктора по лечебной физической культуре / Под ред. В. П. Правосудова. М.: Физкультура и спорт, 1980.
49. Федорченко С. Ю., Кондратьева Л. И. Восстановительное лечение детей с патологией опорно-двигательного аппарата: информационно-методическое письмо. / С.Ю. Федорченко, Л.И. Кондратьева. – Волгоград: Издательство «ПринТерра», 2011. – 24 с.
50. Физическая реабилитация детей с нарушениями осанки и сколиозом : учебно-методическое пособие / Л.А. Скиндер [и др. ] ; – Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2012. – 210 с.
51. Филимонова, О. С. Особенности физического развития, функционального состояния детей, имеющих нарушения опорно- двигательного аппарата// Оздоровление нации и формирование здорового образа жизни населения: сб. матер. III Всерос. науч.-практ. конф./ АНО «Кабардино-Балкарский научно-исследовательский центр физической культуры и спорта. - Нальчик, 2011 - С. - 356.
52. Фокин, В. Н. Полный курс массажа / В. Н. Фокин. - М.: Фаир- пресс, 2012. - С. 512.
53. Фонарёв, М. И. Справочник по детской лечебной физкультуре/ Под ред. М. И. Фонарёва. - СПб.: Медицина, 2013. - С 32.
54. Фридланд М.О. Статические деформации стопы у взрослых и детей / М.О. Фридланд //Ортопедия и травматология. – 1960. – № 8. – С. 3 – 5.
55. Функциональная и клиническая анатомия скелета человека / Гавриков К.В., Мандриков В.Б., Краюшкин, А.И., Перепелкин А.И., Царапкин Л.В. // Волгоград: Издательство ВолГМУ, 2010. – 177 с.
56. Чоговадзе А.В. Лечебная физическая культура при деформациях и заболеваниях стоп //ЛФК в системе медицинской реабилитации. Руководство для врачей / Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. – М.: Медицина, 1995. – С. 95 – 101.
57. Юмашев Г.С., Репкер К. Основы реабилитации. М.: Медицина.1973 г.


Физическая реабилитация при плоскостопии

Содержание

Введение

Понятие о физической реабилитации

Виды плоскостопия

Причины заболевания

Симптомы и последствия

Физическая реабилитация при плоскостопии

Профилактика

Лечение. Лечебная гимнастика

Массаж

Вывод

библиография


Введение


Нормальная стопа человека имеет два свода - продольный и поперечный, обеспечивающие ее рессорность, т. е. способность амортизировать сотрясение тела при ходьбе, беге, прыжках и повышающие выносливость к осевой нагрузке. Уменьшение высоты сводов стопы носит название "плоскостопие&';. При плоскостопии одновременно с уменьшением высоты сводов происходит скручивание стоп, поэтому осевая нагрузка приходится на уплощенный внутренний свод. Рессорность стопы при этом резко снижается. При уплощении свода стопы происходит натяжение связок и подошвенного нерва, что вызывает боль при ходьбе.

Наиболее ранние признаки плоскостопия - ноющая боль в стопе, мышцах голени, бедрах, пояснице. К вечеру может появиться отек стопы, исчезающий за ночь. В дальнейшем стопа деформируется, удлиняется и расширяется в средней части. При тяжелых степенях плоскостопия значительно изменяется от: становиться неуклюжей, скованной. Плоскостопие развивается чаще в детстве, когда нагрузка на стопу не соответствует выносливости ее мышц.

для профилактики необходимо в детском возрасте выполнять специальные упражнения, направленные на укрепление мышц и связочного аппарата стопы. Особенно полезна ходьба босиком.

Концепция физической реабилитации


Понятие &';физическая реабилитация&'; было введено Ю. М. Николаевым и В. М. Выдриным в 1974 году, В последние годы развивалась срок &';двигательная реабилитация&';, так как он более четко определяет специфику данного явления. Содержание двигательной реабилитации заключается в восстановлении или компенсации временно утраченных или сниженных физических способностей с применением адекватной физической нагрузкой.

Физическая реабилитация - составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средства и методы физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов. Или короче: физическая реабилитация-является составной частью системы здравоохранения и социально-трудовой реабилитации, использующая средства и методы физической культуры, массаж и физические факторы