Сравнительный анализ становления государства в Китайской Народной Республике и на Тайване

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Международные отношения
  • 32 32 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 04.10.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
1.Особенности формирования государства: КНР и Тайвань
1.1.Формирование Тайвань: независимое государство или составная часть Китая
1.2.Национальная идентичность тайванцев и их общественное мнение на независимость
2.Конституционно – правовой статус Тайваня в Китае
2.1.Роль современного Китая в мире
2.2.Анализ конституционного развития Китая
2.3.Китайская республика на Тайване – современное демократическое государство
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Позиция официального Пекина по проблеме независимости «Китайской Республики» на Тайване известна мировой общественности. Так, правительство КНР открыто заявляет, что оно является единственным законным правительством Китая, признанным всеми странами мира. КНР выступает за возвращение ей Тайваня и островов, попадающих под юрисдикцию «Китайской Республики».
Тем не менее, реальность такова, что на острове Тайвань, находящимся под руководством ДПП существует и успешно развивается другое китайское государство - «Китайская Республика» на Тайване.
На острове была успешно проведена модернизация всех сторон жизни, строится демократическое общество. Несмотря на сильное политическое давление со стороны КНР, «Китайская Республика» включается в процесс международных отношений, встает на путь спонсорской поддержки всех стран и организаций, признающих Тайвань независимым государством.
Согласно нормам международного права, Тайвань, как и любое другое государство, имеет право на самоопределение и независимость, и вольно отказаться от предложенной КНР схемы компромисса «Тайвань как провинция КНР».
По мнению тайваньцев, сумевших построить демократическое общество, в котором уважаются права отдельного индивида, & условиях господства КПК, демократических прав у них не будет.
Тайваньский народ ценит демократические завоевания своего общества, чтит победу, доставшуюся им высокой ценой.
Череда социальных потрясений, произошедших в континентальном Китае в течение последних 50 лет, от культурной революции до выступления студентов на площади Тяньань-мэнь, а также трагизм недавних событий, связанных с разгоном группы «Фалуньгун», подчеркивают антидемократический характер стиля руководства правящей партии КНР.
Первые прямые демократические выборы президента, прошедшие в марте 1996 года, по мнению тайваньцев, не только являются одним из главных доказательств существования демократического порядка в тайваньском обществе, но и являются результатом процессов самоопределения тайваньского народа как нации. Трудно переоценить значение этого события для тайваньского общества, тем более что упомянутое событие нанесло сокрушительный удар по официальной позиции Пекина, рассматривающего Тайвань в качестве 23-й провинции КНР. В континентальном Китае прецедентов подобных выборов еще не было.
Так, например, население китайской провинции Сычуань, насчитывающее около 100 000 000 человек, не участвует в выборах председателя КНР, а на Тайване с населением 20 миллионов человек, президентские выборы состоялись. Некоторые тайваньские авторы, склонны сравнивать отношения между Чечней и Россией и Тайванем и КНР.
Чечня находится под управлением России и входит в состав РФ. Чеченский народ стремится изменить уже существующую действительность, выйти из-под управления Москвы и стать независимым государством, что является внутренним делом России.
Ситуация на Тайване отнюдь не похожа. За последние 105 лет только четыре года (1945-1949) Тайвань находился под властью континентального Китая (собственно под руководством Национального правительства). Последнее эвакуировалось на Тайвань в период с 1948 по 1949 год. За прошедшие годы ни один официальный представитель КНР не посетил Тайвань.
Тайвань с самого начала является суверенным государством. «Китайская Республика» стремится сохранить свою территориальную независимость, а для этого не нужно избавляться от официального руководства правительства КНР.
Далее, между сторонами пролива не существует официальных отношений более 50 лет, Тайвань имеет право претендовать на место полноправного члена международного сообщества. Хотя «Китайская Республика» на Тайване испытывает сильное давление со стороны КНР, она успешно поддерживает двусторонние отношения со многими странами мира.
Кроме того, демарш, предпринятый КНР в марте 1996г в связи с президентскими выборами, вызвал не только негативную реакцию тайваньского населения, но и реакцию со стороны США, которые выслали в район действий два авианосца, что расценено Тайванем как проявление поддержки воли тайваньского народа к самоопределению.
Нельзя отрицать тот факт, что тайваньская культура, по признанию многих исследователей, является полиморфной, но все же основу ее составляет китайская культура. Многие века находясь на пересечении морских путей, Тайвань стал своеобразным тигелем, в котором «сплавлялись» западный и восточный образ жизни.
В настоящий исторический период вопрос самоопределения нации стоит перед тайваньским обществом как никогда остро. Постоянно ощущая политическое давление со стороны КНР, тайваньское общество не только не утратило тенденции в самоопределении себя как нации, но и сплотилось, вопреки прогнозам китайских специалистов.
Ощущая себя жителями своей страны, своего острова, жители Тайваня не говорят о себе ни как о китайцах, ни как о японцах, они мыслят себя только в контексте тайваньской культуры.
Процесс самоидентифйкации достаточно долог и сложен. В данный период времени правительство островного государства после многих лет замалчивания бедственного положения аборигенов острова Тайвань, впервые после полувека, господства китайской культуры, наконец стало проявлять внимание к культуре автохоннък народов.
Аборигены Тайваня не только, наконец, смогли получить законное право общения на родном языке, возможность называться собственными, а не китайскими и не японскими именами, но и вот уже в течение нескольких лет создают собственные общественные организации, союзы и лиги, официально признанные государством.
Правительство ДПП постоянно предпринимает шаги по повышению качества жизни аборигенов Тайваня, а также проводит целенаправленную политику по сохранению культурного наследия коренного населения Тайваня.
Исторически сложилось так, что большинство населения острова - это этнические китайцы, предки которых перебрались на Тайвань в разные исторические периоды, и по разным причинам выбравшие территорию Формозы для проживания. Эта часть населения подчеркивает свою принадлежность к древней китайской культуре, к китайской цивилизации, но не к той политике, которую проводит КНР по отношению к островному государству.
В связи с этим небезынтересны результаты социологических опросов, проведенных академией Синика Тайваня. Согласно опубликованным данным, около 38 % опрошенных чувствуют себя в большей степени тайваньцами, нежели китайцами, в то время как 12% причисляют себя и к тем, и к другим. При этом около 45% респондентов причисляют себя и к тем,
и другим.
Любопытно заметить, что цифры опросов меняются в зависимости от того, какие демарши предпринимают власти КНР. Так, например, во время военного демарша, осуществленного континентальным Китаем в период первых демократических выборов, наблюдалась явная тенденция опрошенных называть себя именно тайваньцами.
В заключение хотелось бы отметить, что при всей непростой политической обстановке внутри самого тайваньского общества, тайваньский народ, успешно осуществив модернизацию всех сторон своей жизни, продвигается по самому сложному пути в жизни любого этноса - пути самоидентификации собственной национальной идентичности.

Заключение


Политика Китая в отношении стран Центральной Азии обусловлена двумя важными факторами: экономическая активность и безопасность региона.
Рост экономического развития, а также новые геостратегические интересы Китая обусловили изменение политики в центральноазиатском регионе.
Основными направлениями внешней политики Китая в странах Центральной Азии является прагматизм, сотрудничество, мир и безопасное сосуществование, при одновременной последовательной реализации собственных интересов и осуществления экономического взаимодействия.
В этом смысле, политические отношения с пятью странами центральноазиатского региона, представляют для Китая перспективные направления.
Во-первых, Китай заинтересован:
в политической стабильности;
в сотрудничестве между странами по вопросам безопасности;
в ослаблении негативных антисоциальных факторов (экстремизм, терроризм, нарктрафики);
в сотрудничестве и поддержке этими странами по вопросам Тайваня (все страны Центральной Азии поддерживают сохранение «единого Китая» и выступают против независимости Тайваня).
В современной идеологии официального китайского национализма явно учитывается сложившаяся национальная идентичность тайваньцев как осознание единства общей судьбы жителей острова; делается попытка преодоления этнической напряженности, вызванной как насильственной китаизацией, так и этнической дискриминацией (особенно аборигенов); средствами интеграции нации видится не насаждение одной нормативной культуры, а развитие мультикультурализма; национальная идентичность видится как «многоярусная», включающая глобальный, цивилизационный, национальный, этнический, региональный и другие уровни.
Фактическое отторжение Тайваня от Китая при желании можно считать уже состоявшимся, поскольку де-факто Тайвань является самостоятельным, хотя и непризнанным государством. Однако, как считают некоторые наблюдатели, стоит Тайбэю отклонить какое-либо требование Пекина – и при желании уже можно утверждать, что «возможности мирного воссоединения полностью исчерпаны».
Важнейший аргумент против насильственного изменения статуса острова – военное столкновение в Тайваньском проливе непредсказуемым образом отразится на экономике острова, а значит, и на экономике приморских районов Китая и Гонконга.
Второй сдерживающий фактор – опасение Пекина вызвать негативную реакцию со стороны США и других ведущих держав, экономическое сотрудничество с которыми жизненно необходимо
Китаю для успешной реализации его стратегии развития. Возникновению вооруженного конфликта в Тайваньском проливе препятствует еще и третий фактор, чрезвычайно весомый, хотя о нем почему-то нередко забывают аналитики. Это психологический фактор, в котором присутствуют элементы морали и национализма. Как-то с трудом верится, что в настоящее время китайцы станут стрелять в китайцев – «тайваньских соотечественников» – только за то, что у тех другие политические взгляды. Показателен в связи с этим тезис, входящий в известные «восемь пунктов Цзян Цзэминя», а именно: «китайцы не должны бить китайцев».

Список использованной литературы
Источники (законы)

Конституция Китая // [Электронный ресурс]: http://artlibrary2007.narod.ru/konstitucii.html

Литература

Бажанов Е. Тайваньская проблема // Обозреватель-Observer, 2002, N 3/4.-С.59-65
Буров В. Г. Модернизация тайваньского общества - Москва: ИФ РАН, 1998.
Володин Д. США, Китай и новое военно – стратегическое уравнение в АТР. // МЭМО 2006.- № 2. С.74-81
Гао Пэт. Реклама//Тайваньская панорама.-2005.-С 25-29
История тайваньского общества. Вып. 3. М., 2000.
Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности. // Отв ред. Г.И.Чуфрин.- М.: Наука, 2007.
Ларин А.Г. Два президента или путь Тайваня к демократии – М., 2000.
Ларин А.Г.Тайвань – социально – экономический, политический, идеологический феномен // История и современность 2006 - № 1. С. 72-88
Лебедева Э. Активизация КНР и ЕС в Африке. // МЭМО 2008. - № 10. С. 93-101
Малявин В.В. Идентичность и повседневность: некоторые российско-китайские параллели // азиатско-Тихоокеанские реалии, перспективы, проекты. XXI век. - Владивосток Изд-воДВГУ,2004.
Михеев В. Роль Китая в глобализирующемся мире. // Отечественный записки 2008. - № 3. С. 11-13
Пашкин Д.М. Китайско - Центрально-Азиатские отношения в двадцать первом веке // [Электронный ресурс]: http://www.soldat.ru/files/f/000001e9.htm
Перспективы неформального альянса России, Индии и Китая. // [Электронный ресурс]: http://www.indostan.ru/novosti/1_1738_0.html– 20.03.2009 г.
Современный Тайвань. Под редакцией П.М.Иванова. Иркутск, 1994.
Тодер Ф.А. Тайвань и его история- М , 2001
Хуан Джим. Будьте как дома. // Свободный Китай 1999 - № 3. С. 7
Чжан Сюйчэн. Национальное освобождение и государственная независимость. - Тайбэй, изд-во Государственного университета имени д-ра Сунь Ятсена, 1997.




См. например: Володин Д. США, Китай и новое военно – стратегическое уравнение в АТР. // МЭМО 2006.- № 2. С.74-81.; Катранис А. Роль НАТО в Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. 2005. № 5. С. 42-52
; Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности. // Отв ред. Г.И.Чуфрин.- М.: Наука, 2007. -328с.
Лебедева Э. Активизация КНР и ЕС в Африке. // МЭМО 2008. - № 10. С. 93-101; Михеев В. Внешняя политика Китая при новом руководстве. // Азия и Африка сегодня 2005. - № 12. С.37-40
Тодер Ф.А. Тайвань и его история (19 век) - М , издание 9-ое, 2001. С. 254
Чжан Сюйчэн. Национальное освобождение и государственная независимость. - Тайбэй, изд-во Государственного университета имени д-ра Сунь Ятсена, 1997. С. 16
Малявин В.В. Идентичность и повседневность: некоторые российско-китайские параллели // азиатско-Тихоокеанские реалии, перспективы, проекты. XXI век. - Владивосток Изд-воДВГУ,2004.-С.301
Малявин В.В. Идентичность и повседневность: некоторые российско-китайские параллели // азиатско-Тихоокеанские реалии, перспективы, проекты. XXI век. - Владивосток Изд-воДВГУ,2004.-С.301

Гао Пэт. Реклама//Тайваньская панорама.-2005.-С 25-29
Хуан Джим. Будьте как дома. // Свободный Китай, № 3, 1999 на китайском языке:
Малявин В.В. Идентичность и повседневность: некоторые российско-китайские параллели // Азиатско-Тихоокеанские реалии, перспективы, проекты. XXI век. - Владивосток, Изд-воДВГУ,2004.-С.300
Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности. // Отв ред. Г.И.Чуфрин.- М.: Наука, 2007. С. 15
Пашкин Д.М. Китайско - Центрально-Азиатские отношения в двадцать первом веке // [Электронный ресурс]: http://www.soldat.ru/files/f/000001e9.htm

Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности. // Отв ред. Г.И.Чуфрин.- М.: Наука, 2007. С. 185
Там же. С. 253
Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности. // Отв. ред. Г.И.Чуфрин.- М.: Наука, 2007.С. 244
Там же С. 290-292 (мнение С.Лунева)
Володин Д. США, Китай и новое военно – стратегическое уравнение в АТР. // МЭМО 2006.- № 2. С.74
См.например: Перспективы неформального альянса России, Индии и Китая. // Электронный ресурс:
http://www.indostan.ru/novosti/1_1738_0.html– 20.03.2009 г.
Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности. // Отв. ред. Г.И.Чуфрин.- М.: Наука, 2007. С. 310
Лебедева Э. Активизация КНР и ЕС в Африке. // МЭМО 2008. - № 10. С. 94
Конституция Китая // [Электронный ресурс]: http://artlibrary2007.narod.ru/konstitucii.html
Там же.
См.: История тайваньского общества. Вып. 3. М., 2000. С. 35.
Бажанов Е. Тайваньская проблема // Обозреватель-Observer, 2002, N 3/4.-С.59-65
См.: Ларин А.Г. Два президента или путь Тайваня к демократии – М., 2000. С. 26
Ларин А.Г.Тайвань – социально – экономический, политический, идеологический феномен // История и современность 2006 - № 1. С. 73
Михеев В. Роль Китая в глобализирующемся мире. // Отечественный записки 2008. - № 3. С. 11
Чжан Сюйчэн. Национальное освобождение и государственная независимость. - Тайбэй, изд-во Государственного университета имени д-ра Сунь Ятсена, 1997.
Чжан Сюйчэн. Национальное освобождение и государственная независимость. - Тайбэй, изд-во Государственного университета имени д-ра Сунь Ятсена, 1997. С. 27
См.: Хуан Джим. Будьте как дома. // Свободный Китай 1999 - № 3. С. 7









32

Список использованной литературы
Источники (законы)

1.Конституция Китая // [Электронный ресурс]: http://artlibrary2007.narod.ru/konstitucii.html

Литература

2.Бажанов Е. Тайваньская проблема // Обозреватель-Observer, 2002, N 3/4.-С.59-65
3.Буров В. Г. Модернизация тайваньского общества - Москва: ИФ РАН, 1998.
4.Володин Д. США, Китай и новое военно – стратегическое уравнение в АТР. // МЭМО 2006.- № 2. С.74-81
5.Гао Пэт. Реклама//Тайваньская панорама.-2005.-С 25-29
6.История тайваньского общества. Вып. 3. М., 2000.
7.Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности. // Отв ред. Г.И.Чуфрин.- М.: Наука, 2007.
8.Ларин А.Г. Два президента или путь Тайваня к демократии – М., 2000.
9.Ларин А.Г.Тайвань – социально – экономический, политический, идеологический феномен // История и современность 2006 - № 1. С. 72-88
10.Лебедева Э. Активизация КНР и ЕС в Африке. // МЭМО 2008. - № 10. С. 93-101
11.Малявин В.В. Идентичность и повседневность: некоторые российско-китайские параллели // азиатско-Тихоокеанские реалии, перспективы, проекты. XXI век. - Владивосток Изд-воДВГУ,2004.
12.Михеев В. Роль Китая в глобализирующемся мире. // Отечественный записки 2008. - № 3. С. 11-13
13.Пашкин Д.М. Китайско - Центрально-Азиатские отношения в двадцать первом веке // [Электронный ресурс]: http://www.soldat.ru/files/f/000001e9.htm
14.Перспективы неформального альянса России, Индии и Китая. // [Электронный ресурс]: http://www.indostan.ru/novosti/1_1738_0.html– 20.03.2009 г.
15.Современный Тайвань. Под редакцией П.М.Иванова. Иркутск, 1994.
16.Тодер Ф.А. Тайвань и его история- М , 2001
17.Хуан Джим. Будьте как дома. // Свободный Китай 1999 - № 3. С. 7
18.Чжан Сюйчэн. Национальное освобождение и государственная независимость. - Тайбэй, изд-во Государственного университета имени д-ра Сунь Ятсена, 1997.

Вопрос-ответ:

Какие особенности можно выделить в формировании государства Китайской Народной Республики и Тайваня?

Особенности формирования государства в Китайской Народной Республике и на Тайване различны. В Китае, государство сформировалось после победы Коммунистической партии в Гражданской войне и установления коммунистического режима. На Тайване же, государство сформировалось после поражения на материковом Китае и беженства на остров Тайвань военных и гражданских структур Китайской республики.

Считается ли Тайвань независимым государством или составной частью Китая?

Статус Тайваня является одной из самых спорных тем в международных отношениях. КНР считает Тайвань своей неотъемлемой частью и стремится к его воссоединению. Тайвань же объявил себя независимым государством под названием "Китайская Республика", однако большинство стран признают только КНР и не поддерживают независимость Тайваня.

Какое мнение показывают тайванцы по вопросу о независимости своей республики?

Мнение тайванцев разделено относительно вопроса о независимости Тайваня. Некоторые жители поддерживают идею независимости и стремятся установить полноценное, независимое от Китая государство. Другая часть населения склонна к сотрудничеству с КНР и сохранению существующего статуса кво. Большинство тайванцев, однако, желает продолжения демократического процесса и предоставления возможности определить будущее Тайваня через мирное воссоединение или референдум о независимости.

Какой конституционно-правовой статус у Тайваня в составе Китая?

Конституционно-правовой статус Тайваня в составе Китая является сложной и спорной темой. Китайская Народная Республика считает Тайвань своей неотъемлемой территорией и утверждает, что Тайвань должен быть воссоединен с КНР. Однако, в действующей конституции Китая нет прямого упоминания о Тайване. Сам Тайвань же считается независимым государством под названием "Китайская Республика".

Какие особенности формирования государства имеются в Китайской Народной Республике и на Тайване?

Особенностями формирования государства в Китайской Народной Республике являются китайская революция 1949 года, которая привела к созданию коммунистического государства, и идеология маоизма, которая была провозглашена официальной идеологией КНР. На Тайване же государство формировалось после поражения националистов в гражданской войне и их отступления на остров.

Является ли Тайвань независимым государством или составной частью Китая?

Политически, Тайвань объявил о своей независимости в 1949 году, когда глава националистической партии и президент Китайской Республики Чан Кайши объявил об отступлении на остров и принял решение возглавить правительство в изгнании на Тайване. Однако, с точки зрения международного права, многие страны не признают Тайвань как независимое государство и считают его частью Китая.

Какова национальная идентичность тайванцев и каково их общественное мнение относительно независимости?

Национальная идентичность тайванцев подверглась значительным изменениям за последние десятилетия. Сегодня большинство тайванцев считают себя тайванцами, а не китайцами, и поддерживают идею сохранения статуса кво. Некоторые тайваньцы выступают за полную независимость от Китая, однако другие стремятся к мирному соглашению с Китаем.

Каков конституционно-правовой статус Тайваня в Китае?

Конституционный статус Тайваня в Китае составляет сложную юридическую проблему. С точки зрения Китайской Народной Республики, Тайвань является составной частью единого государства Китай. Однако, в отношении Тайваня действует особый закон, который предусматривает автономию острова, но сохраняет формальные узы с материковым Китаем.

Какие особенности формирования государства имеются в Китайской Народной Республике и на Тайване?

В Китайской Народной Республике государство формировалось под влиянием коммунистической революции, которая привела к установлению однопартийного социалистического режима. На Тайване же, после поражения на континенте в гражданской войне, произошел переход к авторитарному режиму под руководством Националистической партии.