Эволюция театральной афиши ХIХ — начала ХХ веков.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История искусств
  • 30 30 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 12.01.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1 Из истории развития художественной афиши………………………...5
1.1 Этапы развития художественной афиши………………………………..….5
1.2 Стили художественной афиши……………………………………………..10
Глава 2 Влияние стилей в искусстве конца XIX - начала XX века
на художественную афишу в России……………………………….………….12
2.1 Обзор афиш русских художников…………………………………………12
Заключение………………………………………………………………………22
Библиографический список. Печатные издания……………………………...24
Приложение. Список иллюстраций………………………………………........27


Фрагмент для ознакомления

Выдающимися примерами в этом плане можно назвать две следующие афиши: одна из них - безымянного художника, которая выполнена для гастролей Ф. Шаляпина во Франции в 1909 году с «Русскими сезонами» (Илл. 16), вторая являетсяодной из самых известныхтеатральных художественных афиш –это работа В. Серова к балету «Сильфида» (Илл. 17) также в пределах «Русских сезонов» в Париже. Обе афиши исполнены в один сезон – это май и июнь 1909 года, но афиша В. Серова признанаэкспертамибазовым началомна пути создания персонификаций в афише в русском искусстве. На афише Ф. Шаляпин является в образе Ивана Грозного, роль которого он исполнил в опере Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка». Ей и посвящается афиша (Илл. 16). Примечательный портрет актера дает понимание не только особенностей его внешности -суровый взгляд, нос, величие, но и образ его роли, которую он исполнил- царь-громовержец. Афиша исполнена в темно-серых тонах с применением голубого, что привносит больший оттенок трагичности и делает отсылку зрителей к эмоциональному фону оперы. Афишу В. Серова (Илл. 17) по праву можно признать величайшим образчиком художественной афиши. Н. И. Бабурина именует данную работу «одним из самых прекрасных театральных плакатов». Художественные критики и общественность высказывали мнение, что автору с точностью удалась передача движения и грации А. Павловой, не говоря об изумительном портретном сходстве. Художнику удалось показать летящий образ великой русской балериныкрайне органично. Отдельно стоит отметитьтонкость линий: В. Серов передает контур тела отчетливо, движение будто впечатано в пространство. Костюм переданмягким светлым штрихом, что придаетощущениевоздушности, легкости балетной пачки и образа А. Павловой. Автор изобразил балерину пастелью белых и желтых тонов на серо-голубой бумаге, таким образом, колорит является продолжением выражения неземного движения А. Павловой и ее изящества, перекликается с образом Сильфиды в одноименном балете. Работу В. Серова (Илл. 17) можно смело называть пикомв развитии художественной афишистиля модерн. Она стала символомизящества и лаконичности для следующих поколений художников, как за рубежом, так и в России. Но не для всех она смогла послужить объектом для восхищения. Уже к началу 1910-х годов вместе с модерном начинает проявлять себя футуризм, который в будущем перерастает в авангард и конструктивизм. Футуризм предвосхитилновое время, что отразили театр с его афишами. Футуризм является последним стилем в данной работе, знаменующемперехождениек новому времени. В России дореволюционного периодав этой стилистике художественных афиш было создано очень мало. Например, это такие работы, как афиша для «Камерного театра» А. А. Экстер (Илл. 18) и афиша О. В. Розановой для постановки Общества художников «Союз Молодежи» (Илл. 19). Важно то, что авторами обеих работ являлись женщины. Начало XX века был периодом активной эмансипации. Раньше в истории искусства были женщины-художники, но в XX веке их числозаметно выросло. Нужно заметить, оба автора смоглиполностью реализоваться в пределах того направления, в котором развивалась их творческая деятельность. Работа О. В. Розановой - это афиша «Первых в мире постановок футуристов театра общества художников «Союз молодежи» в 1913 году в Луна-парке (Илл. 19). Она имела предназначение участия в двух кубофутуристических спектаклях в театре Луна-парк. Афиша для «Камерного театра» (Илл. 19) исполнена художницей в 1916 годук спектаклю «Фамира Кифаред» в стиле кубофутуристической живописи. Это не было рекламой актера или театра, это было передачей самой постановки, ее визуальных компонентов. В героях, которые изображены на афише, выражается напряженность и эмоциональность трагедии. Резкость движений, угловатые линии и цветовая гамма, состоящая из сочетания красного, черного и синего дают впечатлениебольшой степени драматизма. Конструктивизм, которыйразвился в послереволюционные годы воплощен в графике так органично, что сам плакат долгое время вызывал ассоциации с чем-то броским и безапелляционным, чему в большой степени поспособствовал политический режим. Но без влияния стиля модерн, обладающегоширотой изобразительных возможностей и образностью, историзма, с присущей ему красочностью, почерпнутой из народной картинки, и покадровости, которая создавалабольшое число возможностей для композиционных решений, - афиша, да и плакатное искусство в общем, не получили бы такого развития. В нашей стране профессии художника-плакатиста вплоть до начала революции не существовало.В отличии от Европы, обращения художников к искусству афиши и плаката имелинепостоянный характер. Но даже такая периодичность, как в случае с Бакстом, Сомовым, Серовым и другими, помогала обогатить традицию плаката. Этим объясняется стремительнаяперемена стилей в указанном виде прикладной графики. Рубеж XIX-XX века являлся временем смен установок, радикальных перемен, изменениями в социуме и мира в общем. Общество становилось все более потребительским, и это отражалось в быстром развитии рекламы. Театр, являясь местом выражения мысли общественности,в России в начале XX века был крайне популярен. Было открытобольшое число частных театров, что приводило к конкурентной борьбе. Первым средством в такой борьбе была афиша. Глобализм, который активно развивался в начале XX века, открыл возможностидля обменакомпозиционными решениями, рекламными концепциями и образными идеями почти по всему миру. Можно отметить, что рубеж XIX-XX веков задалвектор развития плакатной графики в XX веке. И, не смотря на малое количество сохранившегося художественного материала, данныйвременной период возымелогромнейшеевоздействие на художественную афишу. Она прошла дорогу от появления до отделения, став самостоятельным видом графики. В данном случае определяющим важность будет не количество материала, а его ценность в художественном плане, новаторство для своего времени и заданное им направление роста в области прикладной графики. ЗАКЛЮЧЕНИЕХудожественная афиша прошлапуть своего мирового развития длиной в чуть более ста лет. В России это искусство было отстающим, но даже с учетом этого можно отметить, что это было вековым явлением. Художественная афиша представляет собой особый объект театральной сферы. Заключая в себе информацию о пьесе, театре или актере она одновременно выражала определенноенастроение, образ, помогала решить те вопросы, которые на сцене ставил театр. Небывалый подъем русского искусства во всех сферах на рубеже XIX-XX веков привел к тому, что в России художественная театральная афиша также стала высокохудожественнымпредметом. Афиша - это одно из выражений своего времени. Она говорит обэволюции театра и театрально-декорационного искусства, о вкусах зрительской аудитории. При помощи афиши можно отследить теченияискусства, которые господствовали в конце XIX — начале XX веков. Влечение к «русскостью», к образам народности и особенное внимание к фольклору и истории России, дало толчок для появления историзма в России, что также вписалось в мировые тенденции времени. Историзм всесторонне показал себя с точки зрения оформления разнообразных художественных плакатов и афиш. Важную роль при формировании внешнего облика афиши имел модерн, который также охватил весь мир на рубеже XIX-XX веков. В России модерн обрел национальную окраску, только поэтому перепутать невозможно с чем-либо работы С. Судейкина Л. Бакста, К. Сомова, или В. Серова. Помимо этого, их работыповлияли на мастеров художественной афиши и рекламы Запада. Со временем, когда появились конструктивизм и футуризм, а за ними и стиль авангарда, русские афиша и плакатокончательно обрели свой непохожий ни на что символ и колорит. Не смотря на очевидные отличия историзма модерна от футуризма, можно четко проследить то, что искусство художественной афиши имело поступательное развитие. Были освоеныметоды передачи эмоций, тона спектаклей, были разработаны образы, которые представлялизрелище или театр в общем, была создана персонификация конкретногоактера. Все это расширило художественные возможности и дало понятие того, как должна была выстраиваться афиша с целью точной передачи идеи и образа спектакля. Также это позволило найти более верные решения информирования, которые позволялипривлекать и заинтересовывать зрителей. Искусство художественных афиши и плаката в XX веке получит дальнейшее развитие, находя при этоминые решения стоящих перед ними вопросов. В конечном итоге, возможно сделать два более важных вывода. Первый вывод заключен в том, что русская художественная афиша, впитав в себя все важнейшие художественные открытия Запада в сфере оформления данной печатной продукции как афиша, воплотила это в свою собственную форму, учитывая национальный колорит, особое мироощущение. Афиша что-то должна нести народу, поэтому ей важно быть понятной и близкой по своему содержанию и настроению. Второй вывод возможно сформулировать следующим образом: появившись как привнесенное извне явление, искусство художественной афиши в России в конечном итоге достигло настолько высокого уровня развития, что вместо заимствования стало образцом для подражания. Художественная афиша в России в начале XX века задала жизнеутверждающий вектор развития этого искусства в будущем, что проявилось во всемирно известнойтрадиции советскогоплаката.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ1. Акимов Н. П. Театральное наследие. Т. 1-2. - М.: 1978 г. 2. Боулт Дж. Э. Художники Русского театра. 1880-1930 гг. Собрания Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. - М.: 1990 г. 3. Бабурина Н. И. Дореволюционный русский плакат // Творчество -1975 г. -№ 10 (226) 4. Бабурина Н. И. Русский и советский плакат. 1900 – 1930 // Москва– Париж. Каталог выставки: в 2т. Т. 1. -М.: 1981 г. 5. Бабурина Н. И. Русский плакат. Вторая половина XIX - начало XX века. - Л.: 1988 г. 6. Боровский А. Д. Русский театральный плакат 1870 - 1970 гг. Становление, основные тенденции, современная проблематика. Автореф. дис. М., 1987 г. 7. Вашик К., Бабурина Н. И. Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века. - М.: 2004 г. 8. Веселящийся Петербург. / текст - Ю. Демиденко- СПб.: Государственный русский музей, 1994 г. 9. Глинтерник Э. Реклама в России XVIII - первой половины XX века. — СПб. : Аврора, 2007 г. 10. Государственный центральный Театральный музей им. А. А. Бахрушина. Альбом. - М.: 1971 г. 11. Давыдова М. В. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства XVIII - начала XX. - М.: 1974 г. 12. Давыдова М. В. Художники в театре начала XX века. - М.: 1999 г. 13. Дмитриевский В. Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала ХХ века. - СПб.: 2007 г. 14. Земенков Б. Театральная реклама. Афиша и плакат. // Зрелища. - 1925 г. - No44 15. Зносско-Боровский, Е. А. Русский театр начала XX века. - М.: 2014 г Иллюстрация 1Иллюстрация 2Иллюстрация 3Иллюстрация 4Иллюстрация 5Иллюстрация 6Иллюстрация 7 Иллюстрация 8 Иллюстрация 9Иллюстрация 10Иллюстрация 11 Иллюстрация 12 Иллюстрация 13Иллюстрация 14 Иллюстрация 15Иллюстрация 16Иллюстрация 17Иллюстрация 18Иллюстрация 19



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ

1. Акимов Н. П. Театральное наследие. Т. 1-2. - М.: 1978 г.
2. Боулт Дж. Э. Художники Русского театра. 1880-1930 гг. Собрания Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. - М.: 1990 г.
3. Бабурина Н. И. Дореволюционный русский плакат // Творчество -1975 г. - № 10 (226)
4. Бабурина Н. И. Русский и советский плакат. 1900 – 1930 // Москва– Париж. Каталог выставки: в 2т. Т. 1. - М.: 1981 г.
5. Бабурина Н. И. Русский плакат. Вторая половина XIX - начало XX века. - Л.: 1988 г.
6. Боровский А. Д. Русский театральный плакат 1870 - 1970 гг. Становление, основные тенденции, современная проблематика. Автореф. дис. М., 1987 г.
7. Вашик К., Бабурина Н. И. Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века. - М.: 2004 г.
8. Веселящийся Петербург. / текст - Ю. Демиденко- СПб.: Государственный русский музей, 1994 г.
9. Глинтерник Э. Реклама в России XVIII - первой половины XX века. — СПб. : Аврора, 2007 г.
10. Государственный центральный Театральный музей им. А. А. Бахрушина. Альбом. - М.: 1971 г.
11. Давыдова М. В. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства XVIII - начала XX. - М.: 1974 г.
12. Давыдова М. В. Художники в театре начала XX века. - М.: 1999 г.
13. Дмитриевский В. Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала ХХ века. - СПб.: 2007 г.
14. Земенков Б. Театральная реклама. Афиша и плакат. // Зрелища. - 1925 г. - No44
15. Зносско-Боровский, Е. А. Русский театр начала XX века. - М.: 2014 г

Вопрос-ответ:

Какие были этапы развития художественной афиши?

Этапы развития художественной афиши можно выделить следующие: 1) Эпоха первых афиш (конец XVIII - первая половина XIX века); 2) Классическая эпоха художественной афиши (вторая половина XIX века); 3) Переходная эпоха (конец XIX - начало XX века); 4) Афиша в эпоху авангарда (первая половина XX века).

Какие стили можно выделить в художественной афише?

В художественной афише можно выделить следующие стили: классицизм, романтизм, импрессионизм, модерн, ар-деко, конструктивизм, авангард, сюрреализм и другие. Каждый стиль имеет свои особенности и отличается по эстетике и художественным приемам.

На какие стили искусства в России оказали влияние художественные афиши?

Художественные афиши в России оказали влияние на такие стили искусства, как академизм, переводящийся в реализм, модернизм, символизм, импрессионизм и конструктивизм. Они не только отражали художественные течения своего времени, но и стали источником вдохновения для русских художников.

Кто были некоторые из известных русских художников, создавших афиши?

Среди известных русских художников, создавших афиши, можно назвать Илью Репина, Василия Верещагина, Ивана Билибина, Жана Леоне Живаго, Константина Коровина, Александра Бенуа и других. Они внесли значительный вклад в развитие художественной афиши и оставили свои яркие работы в истории искусства.

Существуют ли печатные издания, посвященные художественной афише?

Да, существует ряд печатных изданий, посвященных художественной афише. Некоторые из них включают в себя исторический обзор афиш разных эпох и стилей, рассматривают работы отдельных художников, анализируют влияние афиш на искусство и общество. Некоторые из печатных изданий, которые можно найти, включают каталоги выставок, музейные каталоги, исследования и монографии.

Какие были этапы развития художественной афиши в конце XIX - начале XX века?

Этапы развития художественной афиши в конце XIX - начале XX века можно выделить следующие: от начала развития художественной афиши в конце XIX века и до 1910-х годов; период экспериментов и разнообразия стилей в первой половине XX века; синтез стилей и установление новых тенденций во второй половине XX века.

Какие стили преобладали в художественной афише в конце XIX - начале XX века?

В художественной афише конца XIX - начала XX века можно выделить несколько стилей: ар нуво, символизм, модерн, экспрессионизм, конструктивизм и сюрреализм. Каждый из этих стилей вносил свой отпечаток в дизайн и искусство афиши того времени.

Какое влияние стили в искусстве конца XIX - начала XX века оказали на художественную афишу в России?

Стили в искусстве конца XIX - начала XX века, такие как ар нуво, символизм, модерн и экспрессионизм, оказали значительное влияние на художественную афишу в России. Русские художники были вдохновлены этими стилями и применяли их в своих работах, создавая уникальные и оригинальные афиши.

Какие афиши русских художников были известны в конце XIX - начале XX века?

В конце XIX - начале XX века русские художники создавали много известных афиш. Некоторые из них включают работы Виктора Васнецова, Михаила Врубеля, Леонида Пастернака, Николая Рериха, Марианны Верешчагиной и других талантливых художников. Эти афиши были оценены как внутри страны, так и за ее пределами.

Существуют ли печатные издания, посвященные истории развития художественной афиши в конце XIX - начале XX века?

Да, существуют печатные издания, посвященные истории развития художественной афиши в конце XIX - начале XX века. Некоторые из них включают каталоги афиш художников того времени, исследования и монографии о театральной и художественной афише, а также коллекции афиш, воспроизведенных в книжном формате.

Какие этапы развития прошла художественная афиша в ХIХ - начале ХХ века?

Художественная афиша прошла несколько этапов развития. Сначала она была простой, информативной и неброской, лишь давала представление о предстоящем спектакле и его актерах. Потом появились более художественные афиши, где использовались элементы декоративного искусства. В конце ХIХ - начале ХХ века художественная афиша стала более экспрессивной и экспериментальной, отражая современные художественные течения и стили. Она стала неотъемлемой частью театрального искусства и имела самостоятельное художественное значение.