Социално-психологический климат как составляющая организационной культуры
Заказать уникальную курсовую работу- 44 44 страницы
- 21 + 21 источник
- Добавлена 12.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения социально-психологического климата коллектива и стилей руководства 6
1.1 Содержание и сущность климат коллектива 6
1.1 Понятие и сущность организационной культуры 11
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологического климата 18
2.1 Цель, гипотеза и задачи эмпирического исследования 18
2.2 Характеристика персонала 20
Глава 3. Пути улучшения социально-психологического климата в коллективе 24
3.1 Методики исследования 24
3.2 Результаты исследования социально-психологического климата коллектива 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
Этоозначает, что чем вышеуровень развития директивногостиля управления у руководителя, тем выше выраженность указанных качеств.Обратная, статистически значимая связь между директивным стилем управления и такими ИПК как:экспрессивность, эмоциональная чувствительность. Этоозначает, что чем вышеуровень развития директивногостиля управления у руководителя, тем ниже выраженность таких качеств экспрессивность, эмоциональная чувствительность.Прямая, статистически значимая связь между либеральным стилем управления и такими ИПК как:экспрессивность,эмоциональная чувствительность. Обратная, статистически значимая связь между либеральным стилем управления и такими ИПК как:смелость в социальных контактах, доминантность, самостоятельность (нонконформизм), спокойная самоуверенность, внутренняя расслабленность,самодисциплина, моральная нормативность. Прямая, статистически значимая связь между коллегиальным стилем управления и такими ИПК как:общительность, дипломатичность, интеллектуальность, восприимчивость к новому,эмоциональная чувствительность,моральная нормативность. Прямая, статистически значимая связь междусмешанным стилем управления (с высокой выраженностью трехстилей) и такими ИПК как:общительность,смелость в социальных контактах,дипломатичность, интеллектуальность, восприимчивость к новому, эмоциональная устойчивость, расслабленность. Далее мы установили взаимосвязь между стилем управления руководителя и компонентами социально-психологического климата(таблица 3.3).Таблица3.3 Значимые корреляционные связи между стилем управления и психологическим климатом (n=16)ПсихологическийклиматСтили управленияЭмоциональный компонентКогнитивный компонентПоведенческий компонентСмешанный стиль управления0,662**0,707**0,625**Директивный стиль управления-0,683** -0,684**Коллегиальный стиль управления 0,794**Либеральный стиль управления-0,713** 0,838**Примечание: * - р ≤0,05; ** - р ≤ 0,01. Результаты корреляционногоанализа, представленные в таблице 4, свидетельствуют о наличии положительной (прямой), статистически значимой, связи междусмешанным стилем управления и положительным отношением коллектива к эмоциональному, когнитивному и поведенческому компоненту социально-психологического климата. Т.е. чем более выражены одновременно три стиля управления у руководителя, тем более положительноеотношение работников ко всем компонентам социально-психологического климата. Такжесуществует обратная, статистически значимая, связь между директивным стилем управления и положительным отношением коллектива к эмоциональному и поведенческому компоненту социально-психологического климата. Этоозначает, что чем большеу руководителя доминирует директивный стиль управления, тем сильнееотрицательноеотношение (неудовлетворенность) подчиненных к эмоциональному и поведенческому компоненту социально-психологического климата.Коллегиальный стиль управления связан (прямая связь) с положительным отношением подчиненных к поведенческому компоненту морально-психологического климата. Либеральный стиль управления связан (прямая связь) сотрицательным отношением подчиненных к эмоциональному компоненту социально-психологического климатаи положительным отношением к поведенческому компоненту.Затем была установлена взаимосвязь между стилем управления руководителя и компонентами социально-психологического климата(таблица 3.4).Таблица 3.4 Значимые корреляционные связи между стилем управления и показателями социально-психологического климатаПоказатели ПКСтили управления1234567Смешанный стиль 0,780**0,822**0,6240,629**0,635**0,694**0,689**Директивный стиль -0,625**-0,648**-0,734**-0,625**Коллегиальный стиль 0,781**0,831**0,785**0,639**0,789**Либеральный стиль -0,638**-0,672**Примечание: ** - р ≤ 0,01.1 – Стремление к сохранению целостности группы; 2 – Сплоченность (единствоотношений); 3 – Контактность (личные взаимоотношения); 4 – Открытость; 5 – Организованность; 6 – Информированность; 7 – Ответственность;Результаты корреляционного анализа, представленные в таблице 5 свидетельствую о том, что существует положительная статистически значимая связь междусмешанным стилем управления и уровнем развития показателей социально-психологического климата. Т.е. чем более выражены одновременно три стиля управления у руководителя (директивный, коллегиальный, либеральный) тем вышеуровень развития параметров ПК: стремление к сохранению целостности группы; сплоченность (единствоотношений);контактность (личные взаимоотношения); открытость;организованность; информированность; ответственность.Существует отрицательная (обратная), статистически значимая, связь между директивным стилем управления и такими показателями ПК как: контактность, открытость, организованность,ответственность. Т.е. чем большеу руководителя доминирует директивный стиль управления, тем нижеуровень развития в коллективе таких показателей, как: контактность, открытость,организованность,ответственность.Существует положительная, статистически значимая, связь между коллегиальным стилем управления и такими показателями ПК, как:стремление к сохранению целостности группы;сплоченность (единствоотношений); контактность (личные взаимоотношения); открытость; организованность. Т.е. чем большеу руководителя доминирует коллегиальный стиль управления, тем вышеуровень развития перечисленных показателей.Между либеральным стилем управления и такими показателями ПК, как организованность и информированность выявленаобратная, статистически значимая, связь. Т.е. чем большеу руководителя доминирует либеральный стиль управления, тем нижеуровень развития организованности и информированности в коллективе.Таким образом, в нашем исследовании мы подтвердили гипотезуосуществовании взаимосвязи между индивидуально-психологическими качествами руководителя, стилем руководства и психологическим климатов в коллективе(таблица 3.5). Таблица 3.5 Характеристика социально-психологического климатав коллективах с разным стилем управления и индивидуально-психологическими качествами руководителяСтиль управления руководителяИндивидуально-психологические качества руководителяХарактеристика социально-психологического климатаДирективныйсмелость в социальных контактах, доминантность, подозрительность, самостоятельность (нонконформизм), смелость в социальных контактах, тревожность, напряженность, самодисциплина, моральная нормативностьотрицательноеотношение (неудовлетворенность) подчиненных к эмоциональному и поведенческому компоненту социально-психологического климатаНизкий уровень развития контактности, открытости, организованности, ответственностиНеблагоприятный психологический климатЛиберальныйэкспрессивность, эмоциональная чувствительностьробость в социальных контактах, подчиненность, тревожность, напряженность спокойная самоуверенность, внутренняя расслабленность низкий уровень самодисциплины и моральной нормативностиотрицательное отношение подчиненных к эмоциональному компоненту социально-психологического климатаи положительное к поведенческому компонентуНизкий уровень развития организованности и информированности в коллективенеоднозначноКоллегиальныйобщительность, дипломатичность, интеллектуальность, восприимчивость к новому, эмоциональная чувствительность, моральная нормативностьПоложительное отношение подчиненных к поведенческому компоненту социально-психологического климатаСредний уровень развития параметров стремления к сохранению целостности группы; сплоченности; контактности; открытости; организованностиБлагоприятный психологический климатСмешанныйобщительность, смелость в социальных контактах, дипломатичность, интеллектуальность, восприимчивость к новому, эмоциональная устойчивость, расслабленностьПоложительное отношение коллектива к эмоциональному, когнитивному и поведенческому компоненту социально-психологического климата.Высокий уровень стремления к сохранению целостности группы, сплоченности; контактности, открытости, организованности, информированности, ответственностиСамый благоприятный психологический климатРекомендации поулучшению социально-психологического климатав коллективах.Неблагоприятный ПК был выявлен в коллективаху руководителей, у которых преобладает директивный стиль управления и которыехарактеризуются такими ИПК, как доминантность, интеллектуальность, подозрительность, самостоятельность, тревожность и напряженность. Также в ходе исследования былоопределено, чтоу руководителей, содинаковосредней выраженность трехстилей руководства (оперативно-меняющийся стиль) в коллективах присутствует благоприятный ПК: работники положительнооценивают компоненты социально-психологического климата,основные показатели ПК имеют высокий уровень развития.Соответственно для улучшения ПК руководителям необходимо:Учиться использовать разныестили руководства в зависимости от ситуации и задачи - тренинг по развитию управленческих компетенций.Использовать делегирование и коллегиальность в решении задач, поставленных перед отделом.Включать работников коллектива в совместное планирование и поискпутей решения задач. Для этого рекомендуется включать в еженедельныесовещания элементы мозгового штурма и др. Для снижения собственной тревожности и напряжения по поводу выполнения поставленных задач использовать технологию SMАRT в постановке задачи каждому работнику, а такжеобъединять работников в подгруппы для решения одной задачи, контролировать промежуточные итоги совместной работы.При оценке результатов работы в общении с подчиненными использовать правила позитивного формулирования, позитивной обратной связи (не допускать в высказываниях прямую критику работника, особенно в присутствии коллег). Обязательноотмечать положительные моменты в работе подчиненных (в присутствии коллег).Определить и довести до подчиненных четкую систему критериев оценки результатов деятельности. Предоставлять возможность подчиненным оценивать друг друга.ЗАКЛЮЧЕНИЕОсобенности личности руководителя и стиль его деятельности оказывают существенное влияние на оптимизацию социально-психологического климатаколлектива.Так, существует взаимосвязь между индивидуально-психологическими качествами руководителя, стилем руководства и психологическим климатов в коллективе, а именно:у руководителей, характеризующихся такими индивидуально-психологическими качествами как: общительность, смелость, дипломатичность, интеллектуальность, эмоциональная устойчивость, восприимчивость к новому преобладает одинаковосредняя выраженность стилей руководства, чтохарактеризует их как оперативно-меняющихся. В коллективах таких руководителей работники положительнооцениваюткомпоненты социально-психологического климата, основные показатели ПК имеют высокий уровень развития. у руководителей, характеризующихся такими индивидуально-психологическими качествами как: доминантность, интеллектуальность, подозрительность, самостоятельность, тревожность, напряженность преобладает директивный стиль управления. В коллективах таких руководителей работники отрицательнооценивают компоненты социально-психологического климата,основные показатели ПК имеют низкий уровень развития.у руководителей, характеризующихся такими индивидуально-психологическими качествами как беспечность, дипломатичность, эмоциональная нестабильность преобладает либеральный стиль управления. В коллективах таких руководителей работники противоречивооценивают компоненты социально-психологического климата,основные показатели ПК имеют низкий уровень развития.Подтверждение нашей гипотезы мы обнаружили и в исследованиях зарубежной психологической науке (теория ситуативного управления) и в отечественных исследованиях (А.Л. Журавлев). Исследователи также указывают, что гибкость руководителя и способность выбирать стиль управления в зависимости от ситуации создает более благоприятный ПК в коллективе и формирует положительное отношение работников к профессиональному труду и друг другу.Наоснове полученных выводов были разработаны рекомендации для руководителей савторитарным стилем управления для улучшения социально-психологического климатав коллективе, а также разработана памятка«Успешный руководитель». Данные материалы были использованы психологом предприятия в работе по развитию эффективных навыков управления руководителей среднего звена.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАндрюхина Л.М. Роль эмоционального лидерства в креативных практиках здоровьесбережения // В сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее сборник статей XI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 235-239.БалахтарВ.В. Особенности формирования социально-психологического климата в учреждении социальной службы // StudiaHumanitatis. 2017. № 1. С. 12.Баринова О.В., Евсеева Н.В. Особенности школьной организационной культуры // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 2. С. 18-29.Бессонов И.В. Социально-психологические аспекты использования метафоры в управленческих интеракциях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 297-299.БозаджиевВ.Л. Внутренний имидж организации и методика его исследования // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2016. № 12. С. 119-133.БочароваН.В., Сажина К.П. Социально-педагогическое проектирование организационной культуры // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016. № 1. С. 26-33.ВайбертМ.И. Организационная культура и ее влияние на социально-психологический климат организации // В сборнике: Состояние и перспективы развития инновационных технологий в России и за рубежом сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. 2016. С. 37-48.Зуева Л.В. Методики диагностики социально психологического климата и организационной культуры коллектива: проблема выбора // В сборнике: Наука XXI века: проблемы и тенденции развития Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции [Электронный ресурс]. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2016. С. 161-167.Киселева М.В. Социально-психологические аспекты формирования организационной культуры в пенитенциарных учреждениях // В сборнике: Юридическая наука и практика альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. 2016. С. 112-115.Коваленко Ю.Я. Диагностика организационной культуры в ДОУ // В сборнике: Молодежь в XXI веке: философия, психология право, педагогика, экономика и менеджмент сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. под научной редакцией И. А. Симоновой, М.С. Кривощековой, П.В. Кропотухиной, Е.М. Алексеевой. 2016. С. 143-145. ЛымареваО.А., Хруст В.Ю. Рефлексивное управление социально-психологическим климатом коллектива на принципах ценностного подхода // Экономика устойчивого развития. 2017. № 3 (31). С. 196-200.Максимова Н.Г., Горбенко Д.С. Современный образ педагога и педагогического коллектива ДОО // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 737-741.МалиборскаяИ.Л. Организационная культура: социально-психологические факторы формирования (на примере российских организаций) // В сборнике: ResonancesscienceProceedingsofarticlestheinternationalscientificconference. Editors prof. V.I. Pishhik, N.G. Poteshkina, Ju.A. Medvedev. 2016. С. 293-303.Методы организационной диагностики в управлении персоналом / Киселева Е.В., КрутцоваМ.Н., ПриятелеваЛ.Г., РудкоА.М., Скворцова Л.И., Старцева С.Г. Вологда, 2016.МуслумовР.Р., МуслумоваТ.В. Социально-психологический климат педагогического коллектива как важнейший компонент организационной культуры учебного заведения // В сборнике: Современные инструменты управления человеческими ресурсами: теория и практика материалы международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию Челябинского государственного университета, в рамках Фестиваля науки и творчества ЧелГУ: в 2 частях. Челябинский государственный университет. 2016. С. 95-99.Психосоциальные риски развития и инвестиционная привлекательность в призме изучения организационной культуры предприятий тверского региона / Евстифеева Е.А., Рассадин С.В., ФилиппченковаС.И. // В сборнике: Проблемы управления в социально-гуманитарных, экономических и технических системах материалы Всероссийской (заочной) научно-практической конференции, приуроченной к 95-летию ТвГТУ. 2017. С. 180-184.СпивакВ.А. Деловая этика: Учебник и практикум / Москва, 2017. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.).Султанова Т.А. Социорегулирующие механизмы прогнозирования развития школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 193-196. Терещенко Ю.В. Влияние организационной культуры на социально-психологический климат в коллективе // В книге: Общество в эпоху перемен: современные тенденции развития материалы II Всероссийской научной конференции с международным участием, проводимой в рамках III Международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых "Управляем будущим!": в 3 частях. 2016. С. 272-273.Токарев Е.А., СамохваловаС.М. Взаимосвязь организационной культуры и делового климата в организации // Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики. 2017. № 7. С. 423-426.Шилова Т.А., Пономарева Е.А. Социальное взаимодействие участников образовательного пространства // Системная психология и социология. 2016. № 2 (18). С. 70-78.
2. Балахтар В.В. Особенности формирования социально-психологического климата в учреждении социальной службы // Studia Humanitatis. 2017. № 1. С. 12.
3. Баринова О.В., Евсеева Н.В. Особенности школьной организационной культуры // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 2. С. 18-29.
4. Бессонов И.В. Социально-психологические аспекты использования метафоры в управленческих интеракциях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 297-299.
5. Бозаджиев В.Л. Внутренний имидж организации и методика его исследования // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2016. № 12. С. 119-133.
6. Бочарова Н.В., Сажина К.П. Социально-педагогическое проектирование организационной культуры // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016. № 1. С. 26-33.
7. Вайберт М.И. Организационная культура и ее влияние на социально-психологический климат организации // В сборнике: Состояние и перспективы развития инновационных технологий в России и за рубежом сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. 2016. С. 37-48.
8. Зуева Л.В. Методики диагностики социально психологического климата и организационной культуры коллектива: проблема выбора // В сборнике: Наука XXI века: проблемы и тенденции развития Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции [Электронный ресурс]. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2016. С. 161-167.
9. Киселева М.В. Социально-психологические аспекты формирования организационной культуры в пенитенциарных учреждениях // В сборнике: Юридическая наука и практика альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. 2016. С. 112-115.
10. Коваленко Ю.Я. Диагностика организационной культуры в ДОУ // В сборнике: Молодежь в XXI веке: философия, психология право, педагогика, экономика и менеджмент сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. под научной редакцией И. А. Симоновой, М.С. Кривощековой, П.В. Кропотухиной, Е.М. Алексеевой. 2016. С. 143-145.
11. Лымарева О.А., Хруст В.Ю. Рефлексивное управление социально-психологическим климатом коллектива на принципах ценностного подхода // Экономика устойчивого развития. 2017. № 3 (31). С. 196-200.
12. Максимова Н.Г., Горбенко Д.С. Современный образ педагога и педагогического коллектива ДОО // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 737-741.
13. Малиборская И.Л. Организационная культура: социально-психологические факторы формирования (на примере российских организаций) // В сборнике: Resonances science Proceedings of articles the international scientific conference. Editors prof. V.I. Pishhik, N.G. Poteshkina, Ju.A. Medvedev. 2016. С. 293-303.
14. Методы организационной диагностики в управлении персоналом / Киселева Е.В., Крутцова М.Н., Приятелева Л.Г., Рудко А.М., Скворцова Л.И., Старцева С.Г. Вологда, 2016.
15. Муслумов Р.Р., Муслумова Т.В. Социально-психологический климат педагогического коллектива как важнейший компонент организационной культуры учебного заведения // В сборнике: Современные инструменты управления человеческими ресурсами: теория и практика материалы международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию Челябинского государственного университета, в рамках Фестиваля науки и творчества ЧелГУ: в 2 частях. Челябинский государственный университет. 2016. С. 95-99.
16. Психосоциальные риски развития и инвестиционная привлекательность в призме изучения организационной культуры предприятий тверского региона / Евстифеева Е.А., Рассадин С.В., Филиппченкова С.И. // В сборнике: Проблемы управления в социально-гуманитарных, экономических и технических системах материалы Всероссийской (заочной) научно-практической конференции, приуроченной к 95-летию ТвГТУ. 2017. С. 180-184.
17. Спивак В.А. Деловая этика: Учебник и практикум / Москва, 2017. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.).
18. Султанова Т.А. Социорегулирующие механизмы прогнозирования развития школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 193-196.
19. Терещенко Ю.В. Влияние организационной культуры на социально-психологический климат в коллективе // В книге: Общество в эпоху перемен: современные тенденции развития материалы II Всероссийской научной конференции с международным участием, проводимой в рамках III Международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых "Управляем будущим!": в 3 частях. 2016. С. 272-273.
20. Токарев Е.А., Самохвалова С.М. Взаимосвязь организационной культуры и делового климата в организации // Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики. 2017. № 7. С. 423-426.
21. Шилова Т.А., Пономарева Е.А. Социальное взаимодействие участников образовательного пространства // Системная психология и социология. 2016. № 2 (18). С. 70-78.
Вопрос-ответ:
Что такое социально-психологический климат в коллективе?
Социально-психологический климат в коллективе представляет собой совокупность представлений и оценок, которые сотрудники формируют о работе, взаимоотношениях и общей атмосфере в организации.
Какой стиль руководства может влиять на социально-психологический климат в коллективе?
Стиль руководства может представляться как авторитарный, демократический или пассивный. Каждый из этих стилей оказывает определенное влияние на социально-психологический климат, определяя уровень вовлеченности сотрудников, степень принятия решений и общей открытости в коммуникации.
Какова сущность организационной культуры?
Организационная культура - это система ценностей, норм и установок, которые служат основой для поведения сотрудников и определяют общий характер организации. Она включает в себя такие компоненты, как ценности, верования, нормы, символы, обычаи и практики, и формируется на основе влияния руководства и коллективных процессов.
Какие задачи стояли перед эмпирическим исследованием социально-психологического климата?
Основной задачей эмпирического исследования социально-психологического климата было определение уровня климата в коллективе, выявление факторов, влияющих на его формирование, а также предложение путей его улучшения.
Какие пути улучшения социально-психологического климата были предложены?
Для улучшения социально-психологического климата в коллективе были предложены такие пути, как развитие эффективной коммуникации, создание благоприятной внутренней атмосферы, повышение уровня доверия между сотрудниками, оценка и стимулирование индивидуального вклада каждого сотрудника.
Каковы основные компоненты социально психологического климата?
Основные компоненты социально психологического климата включают в себя взаимоотношения между членами коллектива, уровень коммуникации, степень доверия и поддержки, а также общие ценности и убеждения.
Какой связи между социально психологическим климатом и организационной культурой?
Социально психологический климат является составляющей организационной культуры. Он влияет на то, как люди воспринимают и взаимодействуют внутри коллектива, а также определяет общие нормы и ценности организации.
Какие методы использовались в эмпирическом исследовании социально психологического климата?
В эмпирическом исследовании социально психологического климата были использованы стандартизированные опросники и анализ результатов, а также наблюдения и интервью с участниками коллектива.
Какие факторы оказывают влияние на социально психологический климат?
На социально психологический климат оказывают влияние такие факторы, как стиль руководства, структура организации, коммуникационные процессы, уровень доверия и поддержки между сотрудниками, а также общие ценности и нормы, установленные в организации.
Какие меры можно принять для улучшения социально психологического климата?
Для улучшения социально психологического климата можно провести тренинги по коммуникации и развитию эмоционального интеллекта, создать систему взаимной обратной связи и поддержки, стимулировать сотрудничество и взаимодействие между сотрудниками, а также формировать общие ценности и нормы организации.
Каковы основные теоретические основы изучения социально-психологического климата коллектива и стилей руководства?
Теоретические основы изучения социально-психологического климата коллектива и стилей руководства включают в себя понятия и сущность климата коллектива, а также организационной культуры. Климат коллектива отражает общие ожидания, нормы и ценности, которые существуют в организации. Стили руководства влияют на формирование климата коллектива и могут быть различными в зависимости от предпочтений их лидеров.