Выдающиеся произведения древнерусской политической литературы(историческая справка)
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 13.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Политические воззрения Древнерусского государства 4
2. Политические идеи периода феодальной раздробленности 10
3. Политическая мысль в Московском государстве 13
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Именно поэтому повиновение ему должно быть беспрекословным и каждый подданный, в том числе и боярин, должен покоряться ему как богу, а не человеку. В случае каких- либо обид они могут только молить князя.
За сильную царскую власть выступал и новый слой феодалов - служилые дворяне-помещики, которые рвались к власти, почестям и доходам. Для достижения своей цели они готовы были смести стоявшую на их пути боярскую аристократию. Наиболее выдающимся идеологом дворянства был Иван Пересветов. Путь к укреплению царской власти, от щедрот которой они всецело зависели, он видел в решительной расправе с «ленивыми богатинами» - боярами, которые ограничивают власть царя и мешают возвышению воинииков. Система раздачи земель с правом суда порождала раздробление государства, широкие права боярства как собственников и фактических государей в своих вотчинах вызывали междуусобные войны. Поэтому, по его мнению, необходимо ввести в стране правду - взимание податей поручить сборщикам, которые должны находиться только на жалованье, а разбор дел поручить коронным судьям. Вельмож, за которых «все царство золожилося» необходимо «огнем жещи и иныя лютыя смерти им давати». Политический идеал Ивана Пересветова - независимая царская власть, которая опирается только на своих воинников-дворян. Царь должен сокрушить внутренних неприятелей-вельмож только путем террора. Он выступал также против рабства и кабального холопства, так как рабы и холопы – плохие воины. Страна, где люди порабощены обречена на оскудение. Вместе с тем, эксплуатация зависимых крестьян естественна.
Идеологом сильной деспотичной государственной власти выступал Иван Грозный (1530-1584). Он первым стал говорить, что титул самодержца - это признание ничем не ограниченной власти царя. Царь - сам законоположник и судья. Все подданные, включая и бояр, его холопы, которых он вправе и казнить, и миловать. Он отвергает принцип избрания монарха, а также какое бы ни было соучастие во власти. Английскую королеву Елизавету, которая была вынуждена учитывать мнение парламента, где заседали и купцы, Иван называет не государыней, а обыкновенной (пошлой) девицей.
Хорват по происхождению Юрий Крижанич (1618-1683) в своем трактате «Политика», серии статей выступил против концепции, которая утвердилась в российской официальной идеологии, о происхождении царской власти от римских и византийских императоров, отстаивая ее божественное происхождение. Идеальным правителем Крижанич хотел бы видеть короля-философа, противопоставлял просвещенного правителя тирану. Политику считает «королевской мудростью», наукой управления государством.
Монархию Крижанич сравнивает с аристократическим и демократическим правлением и считает лучшим строем: 1) в ней лучше соблюдают общую справедливость; 2) лучше сохраняются покой и согласие в народе; 3) монархия лучше предохраняет от опасностей; 4) и, главное, - она подобна власти Бога. Самовластие - древнейшее и самое крепкое правление. Король управляет подданными с помощью трех «жизненных сил» - мудрости, могущества и богатства, устанавливает хорошие законы, опирается на знатных (князей, дворян), предоставляя им привилегии и права.
Заключение
Таким образом, идейные традиции Киевской Руси опирались на процессы государственного строительства, отражали интересы реальной политической жизни. Древнерусские мыслители выступали в поддержку великокняжеской власти, централизованного государства - единственно возможных в тех условиях. Иларионом, Нестером, Мономахом, Заточником были разработаны критерии идеального правителя - моральные (полное соответствие личных качеств нормам христианской этики), юридические (соблюдение законности как в приобретении власти, так и в способах ее реализации), политические (умение обеспечить управление страной, мир с соседями, союз с церковью, эффективную социальную политику и т.д.). Важными результатами были четко сформулированные принципы политической власти, ее цели и рамки, ограниченные нормами обычаев и писаным правом ("правдой"). Политическая мысль утверждала и развивала идеи о природе власти и права, роли законности, справедливости, милосердия в государстве. Под влиянием античной литературы здесь начинают прорастать рационалистические и гуманистические идеи.
Общим мотивом, пронизывавшим русскую политико-правовую идеологию эпохи Московского государства, была идея самоценности Русского государства. Русь поднялась из руин татаро-монгольского погрома, вышла вновь на арену мировой истории в качестве независимой державы, дабы жить самостоятельной жизнью в соответствии со своим предназначением. Русская политико-правовая идеология должна была в этих условиях способствовать осознанию государственными деятелями Московского государства, а также правящими кругами европейских стран самостоятельности и мощи новой Русской державы. В свете этого становится более объяснимым смысл новых политических идей, появившихся в русском обществе в течение XIV—XVI вв., и тех метаморфоз, которые претерпели в рамках официальной идеологии Московского государства политические идеи Киевской Руси.
Решение Москвой задачи своего самоопределения в качестве самостоятельного государства неизбежно обостряло проблемы ее внутренней политической организации. Это обострение нашло свое отражение в политической и правовой мысли. Следствием стало появление в рамках данной мысли самых различных идеологических течений и воззрений. Наиболее значительными и интересными среди них были идеология "нестяжательства", политические идеи и концепции Иосифа Волоцкого, Ивана Грозного, Андрея Курбского и Ивана Пересветова.
Список использованной литературы
Древняя Русь: проблемы права и правовой идеологии: Сб. науч. трудов / УО «ВГУ им. П. М. Машерова»; отв. ред. Решетников Е.В.. – Витебск., 2014. – 116 с.
Зайцева, Л.А. Поучение Владимира Мономаха в истории политико-правовой мысли русского Средневековья // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 6. – С.28-31
Семенюк О.О. Даниил Заточник об образе великого князя // Закон и право. – 2015. – № 9. – С.50-52
Сосенков Ф.С. Идеи единства Руси в отечественной политико-правовой мысли периода татаро-монгольского нашествия // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2016. – №1 (33). – С.64-68
Сосенков Ф.С. Об идеях государственного единства в политико-правовых взглядах Владимира Мономаха // История государства и права. – 2014. – № 9. – С.37-40
Черкасов К.В., Сосенков Ф.С. Идеи государственного единства в период становления и укрепления русского централизованного государства (вторая половина XV-XVI век) // Правовая культура. – 2014. – № 4. – С.28-35
Черняев А.В. Идея «самовластия» человека в русской социально-философской мысли XVI в. // Историко-философский ежегодник. –2010. – М., 2011. – С. 239–260
Черняев А.В. У водораздела русской политической мысли. Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным // Философский журнал. – 2016. – Т. 9. – № 1. – С. 80–100
Древняя Русь: проблемы права и правовой идеологии: Сб. науч. трудов / УО «ВГУ им. П. М. Машерова»; отв. ред. Решетников Е.В.. – Витебск., 2014. С.29
Сосенков Ф.С. Об идеях государственного единства в политико-правовых взглядах Владимира Мономаха // История государства и права. – 2014. – № 9. – С.37
Древняя Русь: проблемы права и правовой идеологии: Сб. науч. трудов / УО «ВГУ им. П. М. Машерова»; отв. ред. Решетников Е.В.. – Витебск., 2014. – С.54
Зайцева, Л.А. Поучение Владимира Мономаха в истории политико-правовой мысли русского Средневековья // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 6. – С.30
Семенюк О.О. Даниил Заточник об образе великого князя // Закон и право. 2015. – № 9. – С.51
Там же
Древняя Русь: проблемы права и правовой идеологии: Сб. науч. трудов / УО «ВГУ им. П. М. Машерова»; отв. ред. Решетников Е.В.. – Витебск., 2014. – С.97
Сосенков Ф.С. Идеи единства Руси в отечественной политико-правовой мысли периода татаро-монгольского нашествия // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2016. – №1 (33). – С.66
Черняев А.В. У водораздела русской политической мысли. Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным // Философский журнал. – 2016. – Т. 9. – № 1. – С. 80–100
Черкасов К.В., Сосенков Ф.С. Идеи государственного единства в период становления и укрепления русского централизованного государства (вторая половина XV-XVI век) // Правовая культура. – 2014. – № 4. – С.33
Черняев А.В. Идея «самовластия» человека в русской социально-философской мысли XVI в. // Историко-философский ежегодник. –2010. – М., 2011. – С. 248
19
2. Зайцева, Л.А. Поучение Владимира Мономаха в истории политико-правовой мысли русского Средневековья // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 6. – С.28-31
3. Семенюк О.О. Даниил Заточник об образе великого князя // Закон и право. – 2015. – № 9. – С.50-52
4. Сосенков Ф.С. Идеи единства Руси в отечественной политико-правовой мысли периода татаро-монгольского нашествия // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2016. – №1 (33). – С.64-68
5. Сосенков Ф.С. Об идеях государственного единства в политико-правовых взглядах Владимира Мономаха // История государства и права. – 2014. – № 9. – С.37-40
6. Черкасов К.В., Сосенков Ф.С. Идеи государственного единства в период становления и укрепления русского централизованного государства (вторая половина XV-XVI век) // Правовая культура. – 2014. – № 4. – С.28-35
7. Черняев А.В. Идея «самовластия» человека в русской социально-философской мысли XVI в. // Историко-философский ежегодник. –2010. – М., 2011. – С. 239–260
8. Черняев А.В. У водораздела русской политической мысли. Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным // Философский журнал. – 2016. – Т. 9. – № 1. – С. 80–100
Вопрос-ответ:
Какие произведения древнерусской политической литературы можно назвать выдающимися?
Среди выдающихся произведений древнерусской политической литературы можно назвать "Поучения князю Владимиру" и "Слово о праведном правлении".
Какие политические воззрения были у Древнерусского государства?
Древнерусское государство придерживалось идеи монархической власти, согласно которой князь был старшиной и главой государства.
Какие политические идеи были характерны для периода феодальной раздробленности?
В период феодальной раздробленности на Руси преобладала идея власти князей, которые устанавливали свою независимость и расширяли свои владения за счет других княжеств.
Как развивалась политическая мысль в Московском государстве?
В Московском государстве развивалась идея централизованной царской власти, которая поддерживалась именно из-за необходимости сохранения единства страны и борьбы с внутренними и внешними угрозами.
Почему каждый подданный, включая бояр, должен был покоряться князю как богу?
Князь приписывал себе божественную власть, поэтому его подданные должны были покоряться ему безусловно и обращаться к нему только в случае нарушений или обид.
Какие произведения древнерусской политической литературы являются выдающимися?
Некоторыми из выдающихся произведений древнерусской политической литературы являются "Правда Ярославичей", "Повесть временных лет" и "Судебник Ярослава Мудрого".
Каковы политические воззрения Древнерусского государства?
Древнерусское государство было феодальным, сильно зависимым от церкви. Власть принадлежала князю, который был признан божественным и священным, и его власть была непреложной и беспрекословной.
Какие политические идеи были актуальны в период феодальной раздробленности?
В период феодальной раздробленности возникли идеи христианского монархизма, согласно которым князь является посредником между Богом и народом. Также были актуальны идеи об обязанностях князя перед народом и значительной роли защиты и укрепления государства.
Какова была политическая мысль в Московском государстве?
В Московском государстве политическая мысль сосредоточивалась вокруг идеи сильной царской власти. Царь считался правителем по воле Божьей, и его власть была безоговорочной и непреложной. Подданные, включая бояр, должны были безусловно повиноваться царю и обращаться к нему только в случае обид.
Почему считалась необходимой сильная царская власть в Московском государстве?
Сильная царская власть считалась необходимой для укрепления государства и сохранения единства. Царь был признан посредником между Богом и народом, и его повиновение должно было быть безоговорочным. Благодаря сильной царской власти подданные могли чувствовать себя безопасно и мирно жить в государстве.