плагиат в изобразительном искусстве 20 и 21 веков

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История искусств
  • 25 25 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 14.01.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЛАГИАТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 5
1.1 Понятие плагиата и особенности его исторического развития 5
1.2 Плагиат и подделка в изобразительном искусстве 7
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПЛАГИАТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ XX – XXI ВВ. 11
2.1 Роль плагиата в искусстве XX века 11
2.2 Плагиат в современном изобразительном искусстве 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25



Фрагмент для ознакомления

Эту серию работ составили копии пейзажей КамилляПиссаро и Клода Моне, «Флаг» Джаспера Джонса, несколько писсуаров Дюшана и «Мэрилин Монро» Энди Уорхола. Эти и другие произведения по замыслу автора должны были компенсировать отсутствующие в отечественных музеях шедевры живописи ХХ века. При этом Авдей Тер-Оганьян с этими работами был знаком только в репродукциях, соответственно и писал тоже с них. Энди Уорхол диптих «Мэрилин», 1962 г.АвдейТер-Оганьян, «Энди Уорхол. Мэрилин», 1989 г.Кроме метода апроприации и цитации, вXX веке ярчайшим примером плагиата в изобразительном искусстве стали подделки. Имя известного фальсификатора Хенрикюса (Хана) ванМегерен (1889 – 1947) было известно всем крупным искусствоведам и критикам середины прошлого столетия. Этот нидерландский живописец, портретист, прославился подделкой картин художников XVII века Яна Вермеера, Франса Хальса, Питера де Хоха и др.Хан ванМегерен настолько хорошо воспроизводил стили и колорит художников голландского золотого века, что лучшие искусствоведы и эксперты того времени считали его картины подлинными, а иногда и изысканными. Самая успешная подделка авторства ванМегерена – картина Яна Вермеера Дельфтского «Христос в Эммаусе», созданная в 1937 году. Крупный искусствовед Авраам Бердиус подтвердил принадлежность полотна Вермееру и ванМегерен продал картину за большую сумму. Подделка под Питера де Хоха, проданная Ханом ванМегереном музею Бойманса – ванБенингена.2.2 Плагиат в современном изобразительном искусствеСреди современных художников, творчество которых целиком простроено на апроприации является Сэндоу Бирк.Бирк – американский художник-визуалист из Лос-Анджелеса, чья работа связана в основном с современной американской культуры.«Разрушения войны» – это серия из 15 крупных гравюр и 10 картин, вдохновленных серией офортов Жака Калло «Бедствий войны»(XVII век), которая, в свою очередь, была источником вдохновения для серии гравюр«Бедствия войны»Франсиско Гойи (XIX век). Картины, созданные Бирком, представляют собой заимствования известных работ европейских художников. В частности, Жана Огюста Доминика Энгра, Виктора Васнецова, а также белорусского советского художника Валентина Волкова. Жан Огюст Доминик Энгр «Эдип и Сфинкс», 1808 г. Сэндоу Бирк «Тайна Сфинкса», 2007 г.Сэндоу Бирк «Мечта президента», 2007 г.Виктор Васнецов «Ковер-самолет», 1880 г.В современном искусстве отмечается высока степень применения компьютерных технологий, которые также могут использоваться для создания плагиативного произведения. Например, канадская художница Серена Мэлионс помощью эффектаТилт-Шифтинтепретировала наследие Винсента Ван Гога. Тилт-шрифт – это иллюзия кукольного мира на фотографии, созданная при помощи специальной методики съемки. Серена Мэлион свои работы создала при помощи программы Photoshop, благодаря которой изменила фокус и свет. Все автор обработала 16 картин великого художника.Винсент Ван Гог «Звездная ночь», 1889 г.Серена Мэлион «Звездная ночь», 2010 г.Однако в современном искусстве значительно больше распространены примеры плагиата в области фотографии и скульптуры. Здесь лидерами, безусловно, выступают такие известные современные мастера как фотограф Ричард Принс и скульптор ДжеффКунс. В 2000 году Патрик Карью опубликовал серию фоторабот под названием «YesRasta», на которых были изображены растафарианцы Ямайки. В 2007 году Ричард Принс создал серию картин и коллажей на базе этих фотографий и выставил их на всеобщее обозрение при посредничестве GagosianGallery[3]. С 2008 по 2013 длились судебные разбирательства, которые завершились тем, что большинства работ Принсабыли признаныне нарушающими авторские права, поскольку они «достаточно преобразованы» и выражают новую эстетику. Патрик Карью«YesRasta», 2000 г.РичардПринс«CanalZone», 2007 г.Среди других интересных случаев апроприации – споры вокруг фотографий обнаженной куклы Барби с разными кухонными приспособлениями (фотограф Том Форсис), создание коллажей из чужих фотографий из Instagram (опять Ричард Принс), использование рекламных изображений для создания скульптур (ДжеффКунс) и множество других. Причем подобные работы нередко выставляются в известных галереях Нью-Йорка, Парижа, Лондона и приносят высокие доходы.ЗАКЛЮЧЕНИЕПлагиат как явление имеет давнюю историю. Осмысление плагиата в юридическом смысле состоялось еще в эпоху Античности в римском праве. Но в искусстве достаточно длительный период времени к плагиату относились терпимо. Но постепенный рост технических средств тиражирования и копирования привел к борьбе с заимствованиями на законодательном уровне.На данный момент стоит отметить, что с одной стороны, плагиат – есть нарушение этических норм и интеллектуальной собственностии в этом смысле подлежит искоренению. С другой стороны, в искусстве примеры плагиата далеко не так однозначны.Негативное значение плагиата в живописи осуществляется через существование подделок, которыеискажают и фальсифицируют наше понимание истории искусства. Кроме этого создание подделок преследует в первую очередь, коммерческие цели.В искусстве же гораздо большее распространение получили методы апроприации, копирования, цитирования, которые, не столько искажают восприятие искусства, сколько позволяют ему развиваться дальше. Именно эти «щадящие» примеры плагиата веками формируют крепкие связи и синтезирующие процессы между самыми разными видами искусств.На данный момент неограниченный доступ к цифровому архиву творений человечества и легкость в освоении цифровых технологий, усложняют и размывают проблему плагиата. Но в тоже время обеспечивают приток свежих идей и творческих процессов для интерпретации и трансформации достижений изобразительного искусства. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАзбука авторского права / ред. Ю. М. Доровских. – Москва: Юридическая литература, 1982.– 104 с.Андреева, Е. Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ — начала XXI века / Е. Ю. Андреева. – СПб: Азбука, 2007. – 488 с.Зайцева, Е. Плагиат или апроприация в визуальном мире: тонкая грань / Е. Зайцева // Юрист и закон [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uz.ligazakon.ua/magazine_article/EA008269. – Дата доступа: 14.12.2017. Максимова, Ю. AppropriationArt: борьба анонимов со звездами / Ю. Максимова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://artinvestment.ru/news/artnews/20090215_appropriation_art.html. – Дата доступа: 15.12.2017. Тейлор, Б. Современная фотография и концептуализм / Б. Тейлор [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.teterin.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=331&Itemid=122. – Дата доступа: 15.12.2017. Чежина, Ю. И. Портреты-двойники кисти Ж.-Л. Монье и А. Е. Егорова: к проблемезаимствования в живописи / Ю. И. Чежина // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. науч. статей. – Вып. 1 / подред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб. : Профессия, 2011. – С. 186–195. Шестаков, В. П. Изобразительное искусство / В. П. Шестаков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cr-journal.ru/rus/journals/63.html&j_id=6. – Дата доступа: 12.12.2017.

1. Азбука авторского права / ред. Ю. М. Доровских. – Москва: Юридическая литература, 1982. – 104 с.
2. Андреева, Е. Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ — начала XXI века / Е. Ю. Андреева. – СПб: Азбука, 2007. – 488 с.
3. Зайцева, Е. Плагиат или апроприация в визуальном мире: тонкая грань / Е. Зайцева // Юрист и закон [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uz.ligazakon.ua/magazine_article/EA008269. – Дата доступа: 14.12.2017.
4. Максимова, Ю. Appropriation Art: борьба анонимов со звездами / Ю. Максимова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://artinvestment.ru/news/artnews/20090215_appropriation_art.html. – Дата доступа: 15.12.2017.
5. Тейлор, Б. Современная фотография и концептуализм / Б. Тейлор [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.teterin.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=331&Itemid=122. – Дата доступа: 15.12.2017.
6. Чежина, Ю. И. Портреты-двойники кисти Ж.-Л. Монье и А. Е. Егорова: к проблеме заимствования в живописи / Ю. И. Чежина // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. науч. статей. – Вып. 1 / под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб. : Профессия, 2011. – С. 186–195.
7. Шестаков, В. П. Изобразительное искусство / В. П. Шестаков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cr-journal.ru/rus/journals/63.html&j_id=6. – Дата доступа: 12.12.2017.

Некоторые течения в изобразительном искусстве начала XX века

Некоторые течения в изобразительном искусстве начала XX века

Фовизм

Фовизм (от фр. fauve – дикий) – название течения во французской живописи 1905-1907гг., которые представляли А. Матисс, А. Марке, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Руо, М. Вламинк. Когда на парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна экспериментировавших художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из критиков французской заклеймил авторов словом les fauves – "дикие звери". Случайное высказывание вошло в историю, закрепившись как название за течением. Художественной манере фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной силе художественного выражения, яркий колорит, пронзительная чистота и резкие контрасты цвета, интенсивность местного светлого цвета, четкостью ритма. Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема.

Картина Мориса де Вламинка "Цирк", в котором автор явно пренебрегает законами перспективы, сводится яркому цветовому пятну, в котором приблизительно обозначены через элементарные геометрические формы цирк-шапито и окружающие его здания. Быстрые широкие синий, оранжевый, розовый, цвета и создает особую эмоциональную напряженность образов. Вламинк, по профессии гонщик-велосипедист, начинает рисовать после встречи с Андре Дереном, через пять лет он становится полноправным членом группы фовистов, наряду с Анри Матисом, Дереном и Жоржем Руо. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому период его творчества. В 1907 году художник обращается к работам поля Сезанна и под впечатлением отказывается от яркого колорита, который становится теперь Вламинка несколько снижается.

Футуризм

Название (от латинского "футурум" - "будущее") особого модернистского течения в европейском искусстве 1910-1920-х годов. В своем стремлении создать "искусство будущего", футуристы встали в позицию отрицания традиционной культуры с ее моральными и художественными ценностями. Они провозгласили культ машины урбанизированной цивилизации – больших мегаполисов, высоких скоростей, движения, силы и энергии. Футуризм имеет некоторые черты, связанные с кубизмом и экспрессионизмом. Используя пересечения, сдвиги, наезды и наплывы форм художники пытались выразить дробящуюся множественость впечатлений современного им человека, городского жителя.