Развитие общей и мелкой моторики по средствам кукловеденья в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 15.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Метод куклотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи 5
1.1Куклотерапия как метод психологической коррекции 5
1.2 Использование метода куклотерапии в развитии речи детей дошкольного возраста 7
2.Развитие общей и мелкой моторики по средствам кукловеденья в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста 12
2.1Куклотерапия в коррекционной работе с детьми, имеющими психоречевые нарушения 12
2.2 Использование приёма кукловедения в работе учителя – логопеда с детьми старшего дошкольного возраста 18
Заключение 22
Список литературы 25
Издан ряд работ заключающих теоретические и практические аспекты (А.И. Захаров, О.С. Карабанова, А.С. Спиваковская и т.д.). В игровой, неформальной обстановке дошкольник лучше осваивает не только познания, но и весьма многие навыки и привычки, малозаметно для себя начинают корректировать свое поведение и одолевать психологические трудности.
Имеется целое самостоятельное направление, получившее наименование куклотерапия (это метод лечения, коррекции с помощью кукол). Кукла употребляется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (логопеда, психолога, воспитателя). При этом употребляются разные варианты кукол: пальчиковые куклы, теневые, веревочные, плоские, перчаточные, дидактические. Логопеды используют куклотерапию в коррекционной работе с нарушениями поведения, заиканием, а также для работы с детьми имеющими речевые нарушения. А.Ю. Гагаринцева предлагает в работе с заикающимися детьми употреблять перчаточные куклы, т.к. ширма разрешает такому ребенку спрятаться, вскрыться, одолеть свои речевые комплексы. [14]По работам И.Г. Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П. Успенской активная речь ребенка во многом зависит от формирования тонкой моторики, по этой причине разнообразные движения пальцев руки при работе с куклой содействуют упорядочению и согласованности речи заикающегося ребенка. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-другому относится к личной речи, кукла от речевых трудностей отвлекает внимание ребенка. Замечание, которое сделано не ребенку, а его кукле, разрешает логопеду или педагогу неприметно поправлять речевые ошибки. Например, обращение к кукле: «Буратино, ты весьма быстро говорил, мы ничего не поняли. Петя, научи его говорить тихо и ясно». И ребенок непроизвольно задерживает темп.
Таким образом, с помощью куклы педагог может варьировать свои запросы к речи и поведению детей на занятиях. В ответ на поспешную, не верную речь ребенка, кукла может начать негативно раскачивать головой, прикрывать себе уши руками, отказываться выслушивать или, наоборот, на верный ответ станет хлопать в ладоши, подпрыгивать, восторгаться и т.д.
В работе с детьми хорошо употреблять дидактическую куклу. Дидактическая кукла - обучающая кукла как вид наглядного пособия, употребляемого для постановления коррекционно-образовательных задач в дошкольной педагогике. [19;65]
Ее употребление определяется задачами и периодами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими характеристиками детей. Кукла весьма креативна, по этой причине логопед может ее употреблять на всех видах занятия (групповых, индивидуальных, фронтальных), как организационный момент или как персонаж занятия, который детям помогает исполнить стоящие перед ними задачи или сам будет задавать задания. С помощью данных кукол удачно решаются такие коррекционные задачи как:
- развитие верного произношения;
-развитие и выработка артикуляционных навыков и упражнений;
- постановка и автоматизация звуков;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие слоговой структуры слова и звукобуквенного анализа и синтеза;
- освоение лексических и грамматических средств языка;
- формирование навыков связной речи;
- обучение элементам грамоты;
- формирование общей и мелкой моторики;
- формирование коммуникативных навыков;
- развитие психоэмоционального опыта и развитие психических процессов.
Кукла (Обезьянка Чики, попугай Лил и др.) употребляется:
На занятиях, как игровой персонаж, для организации целого сюжета (Орг. Момент в виде загадки):
Там где с деревьев свисают листы, различные в джунглях живут (обезьяны)
В качестве наглядного пособия для исполнения артикуляционных упражнений
а) для губ: «улыбочка-трубочка», «окошечко»-губы в форме буквы О
б) для языка: статические: «лопаточка», «трубочка», «чашечка», «горочка»
динамические: «качели», «часы», «почистим зубки», «маляр»
Употребляется на занятиях по развитию звукопроизношения, целью которых считается уточнение и произношение гласных звуков (А, У, О, И). [20;44]
«А» - рот куклы широко открыт «О» - губы куклы вытягиваются в форме буквы «У» - губы куклы вытягиваются в форме трубочки «И» - губы куклы затянуты в улыбке.
Употребляется на занятиях по развитию звукопроизношения и отличения согласных звуков губно-губных (М-МЪ, П-ПЬ, Б-БЬ), переднеязычных (С, 3), а также звуков Ш, Ж, JI,Ль.
Хотелось бы окончить следующими словами: « Игра с куклой - это мир действительности, в котором живет ребенок». Куклотерапия разрешает объединить интересы ребенка и коррекционные задачи логопеда, психолога и т. д., дает возможность непосредственного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики.
Заключение
Куклотерапия – это раздел частной психотерапии (арттерапии), употребляющий в качестве главного приема психокоррекционного влияния куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – поддержать ликвидировать болезненные переживания, закрепить психическое здоровье, усовершенствовать социальную адаптацию, сформировать самосознание, в условиях коллективной творческой деятельности разрешить конфликты.
По взгляду многих ученых (Троян Г.А, Медведева И.Я., Шишова Т.Л., Татаринцева А.Ю.), куклотерапия считается более перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, которые имеют нарушения речи. Якоб Леви Моренов в своих работах подчёркивает, что метод куклотерапии обеспечивает комплексное влияние на детей дошкольного возраста: кукла помогает ребёнку отвлечься от реальности, не потеряться в этом мире, понять красоту, доброту, освободиться от своих переживаний, получить назначенный «жизненный опыт» и узнать философскую мудрость народного творчества.
Употребление этого метода даёт весомый эффект в коррекции следующих нарушений:
- разные уклонения в формировании речи;
- эмоциональная неуравновешенность, неадекватная самооценка;
- беспокойность, страхи;
- проблемы в общении.
В качестве главного приема коррекционного влияния в куклотерапии употребляется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Пальчиковая кукла обеспечивает самопроизвольное включение ребёнка в игровой процесс. Одевая на руку куклу, малыш ей «передает» с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит главный принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты».
В 1984 году И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская предложили употреблять перчаточные куклы в работе с детьми для отстранения заикания. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-другому относится к собственной речи. Игрушка целиком подчинена воле ребенка и в то же время принуждает его назначенным образом говорить и воздействовать. Таким образом, кукла отрывает внимание ребенка от речевых трудностей.
С помощью куклы педагог может варьировать свои запросы к речи и поведению детей на занятиях, что содействует воспитанию свободы речевого общения.
Конечно, не все занятие считается игрой. Все зависит от целей занятия, интересов детей и индивидуальных характеристик дошколят. Кукла может употребляться на артикуляционной и дыхательной гимнастике, в пальчиковых играх и т.д.
Наблюдая за тем, как видоизменяется образ, превалирующие цвета, содержание рассказа, несложно почувствовать эмоциональные переживания, а также подметить видоизменения в личности ребенка и его взаимоотношениях с окружающими людьми.
Ребенок, «оживляя» куклу, впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за воздействия куклы, за ее «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное вербальное и невербальное выражение разным эмоциям, чувствам, состоянием, формировать внимание и способность концентрироваться. Для взрослого это замечательная возможность корректного, косвенного воспитательного влияния, которое не воспринимается как поучение и не порождает сопротивление у детей.
В процессе коррекции речи ребенка старшего дошкольного возраста и роли куклотерапии в ней выделяются три периода:
1. – «Звукоподражательный».
Позиция ребенка на данном периоде пассивна, он – активный «слушатель», коррекция речи реализовывается воспитателем, который, употребляя разные ситуации, устремляет и координирует речевую деятельность детей с опорой на фонетико-лексический строй языка.
2. – «Активно-развивающий».
Позиция ребенка делается более деятельной и энергичной в диалогах с воспитателем, которые ведутся наравне, хотя приметна главная роль взрослого.
3. – «Творческо-поисковый».
Инициатива может истекать от ребенка, выражающего немало творчества, фантазии. Уровень речевого формирования довольно высок, коррекции подлежит синтаксический строй языка.
Список литературы
Грабенко Т.М. Семинар-практикум «Сказкотерапия в консультировании». 2015.
Гребенщикова Л.Г. Основыкуклотерапии: галерея кукол. – СПб.: Речь, 2014.
Довгаль, Н.В. Употребление куклотерапии в логопедической практике //Логопед.2014.№3,-С.34.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого формирования у дошкольников – М.: Просвещение, 2015
Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Мужские сказки: тайный шифр. – СПб.: Речь, 2013.
Медведева И.Я., Шишова Т.А. Книга для трудных родителей. – М.: «Звонница – МГ» - «Роман-газета», 2013.
Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб., Речь, 20014.
Лубяко Л. Формы работы - нестандартные[Текст]/Л.Лубяко// Дошкольное воспитание.2015.№3,-С.123
Миназова, Г. В умелых руках «ожившая» кукла – это маленькое чудо[Текст]/ Г. Миназова //Дошкольноевоспитание.2014.№12, -С.120.
Морозова Е. Кукла как образчеловека //Дошкольное воспитание.2014.№1,-С.119.
Мухина В.С. Дети и куклы: таинствовзаимодействия/ народное образование, №5, 2013.
Парамонова,Л.Г. Логопедия для всех.-М.:ООО «Издательство АСТ», «Дельта», 2012.-464с.
Поваляева,М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монографияСерия «Учебники, учебные пособия». –Ростов – на – Дону: «Феникс»,2014. – 352с.
Психотерапевтическая энциклопедия/ под ред. Б.Д. Караваевского. – СПб.: Издательство «Питер». 2015.
Слабинский В.Ю., Воищева Н.М. Арт-терапевтическая методика «Позитивная психотерапия» методическое руководство. – СПб.; ИМАТОН, 2015.
Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – СПб.: Речь, 2013.
Татаринцева,А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. / А.Ю.Татаринцева -СПб.:Речь,2014.-102с.
Триггер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложение – что это? – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2016
Фаустова,И.В. Употребление метода куклотерапии в логопедической работе с дошкольникамиИ.В.Фаустова //Логопед в детском саду.2014.№9/10, -С.71.
Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст]/Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.-М.:Просвещение 2013- 223с.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей верного произношения. – М.: Просвещение, 2015.
Хватцев, Е.Х. Предупреждение и отстранение недостатков речи [Текст]:Пособие для логопедов,/Е.Х.Хватцев.-СПб.:КАРО,2014.-272с.
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предостережение: Учеб.пособие-СПб.:ИД и «МиМ»,2012.-192с.
1
2. Гребенщикова Л.Г. Основыкуклотерапии: галерея кукол. – СПб.: Речь, 2014.
3. Довгаль, Н.В. Употребление куклотерапии в логопедической практике //Логопед.2014.№3,-С.34.
4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого формирования у дошкольников – М.: Просвещение, 2015
5. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Мужские сказки: тайный шифр. – СПб.: Речь, 2013.
6. Медведева И.Я., Шишова Т.А. Книга для трудных родителей. – М.: «Звонница – МГ» - «Роман-газета», 2013.
7. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб., Речь, 20014.
8. Лубяко Л. Формы работы - нестандартные[Текст]/Л.Лубяко// Дошкольное воспитание.2015.№3,-С.123
9. Миназова, Г. В умелых руках «ожившая» кукла – это маленькое чудо[Текст]/ Г. Миназова //Дошкольноевоспитание.2014.№12, -С.120.
10. Морозова Е. Кукла как образчеловека //Дошкольное воспитание.2014.№1,-С.119.
11. Мухина В.С. Дети и куклы: таинствовзаимодействия/ народное образование, №5, 2013.
12. Парамонова,Л.Г. Логопедия для всех.-М.:ООО «Издательство АСТ», «Дельта», 2012.-464с.
13. Поваляева,М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монографияСерия «Учебники, учебные пособия». –Ростов – на – Дону: «Феникс»,2014. – 352с.
14. Психотерапевтическая энциклопедия/ под ред. Б.Д. Караваевского. – СПб.: Издательство «Питер». 2015.
15. Слабинский В.Ю., Воищева Н.М. Арт-терапевтическая методика «Позитивная психотерапия» методическое руководство. – СПб.; ИМАТОН, 2015.
16. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – СПб.: Речь, 2013.
17. Татаринцева,А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. / А.Ю.Татаринцева -СПб.:Речь,2014.-102с.
18. Триггер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложение – что это? – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2016
19. Фаустова,И.В. Употребление метода куклотерапии в логопедической работе с дошкольникамиИ.В.Фаустова //Логопед в детском саду.2014.№9/10, -С.71.
20. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст]/Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.-М.:Просвещение 2013- 223с.
21. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей верного произношения. – М.: Просвещение, 2015.
22. Хватцев, Е.Х. Предупреждение и отстранение недостатков речи [Текст]:Пособие для логопедов,/Е.Х.Хватцев.-СПб.:КАРО,2014.-272с.
23. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предостережение: Учеб.пособие-СПб.:ИД и «МиМ»,2012.-192с.
Вопрос-ответ:
Какую роль играет метод куклотерапии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста?
Метод куклотерапии играет важную роль в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста. Он помогает развивать общую и мелкую моторику, а также способствует развитию речи. Этот метод позволяет детям взаимодействовать с куклами, выражать свои мысли и эмоции через игру, что положительно сказывается на их речевом развитии.
Как метод куклотерапии помогает в развитии общей и мелкой моторики?
Метод куклотерапии помогает развивать общую и мелкую моторику у детей старшего дошкольного возраста. Во время игры с куклами дети выполняют различные движения, такие как одевание, раздевание, кормление, что требует использования мелкой моторики. Они также могут двигать куклами, делать им мимику и жесты, что способствует развитию общей моторики.
Как метод куклотерапии помогает развитию речи у детей дошкольного возраста?
Метод куклотерапии помогает развивать речь у детей дошкольного возраста. Во время игры с куклами дети могут выражать свои мысли и эмоции, использовать различные речевые средства, такие как слова, предложения, звуки. Они могут играть различные ситуации и взаимодействовать с куклами, что способствует развитию коммуникативных навыков и обогащению словарного запаса.
Какими конкретными заданиями можно использовать метод куклотерапии для развития речи у детей дошкольного возраста?
В методе куклотерапии для развития речи у детей дошкольного возраста можно использовать различные задания. Например, детям можно предложить играть с куклами в различные ситуации, такие как поход в магазин, приготовление еды, поход к врачу и т.д. Во время игры они могут рассказывать о том, что происходит, задавать вопросы, делать предположения. Это помогает им развивать речь, учиться выражать свои мысли и понимать речь других.
Что такое кукловеденье?
Кукловеденье - это методика развития общей и мелкой моторики, а также психологической коррекции с использованием кукол. В процессе занятий дети играют с куклами, создают сценки и развивают свои навыки общения и моторики.
Как кукловеденье помогает в коррекции речи у детей?
Кукловеденье позволяет детям развивать свою речь и коммуникативные навыки. В процессе игры с куклами они могут выражать свои мысли и чувства, а также учиться слушать и понимать речь других.
Каким образом кукловеденье способствует развитию общей и мелкой моторики?
В процессе игры с куклами дети выполняют различные двигательные действия, такие как одевание и раздевание кукол, движение их руками и пальцами. Это помогает развивать координацию движений и мелкую моторику.
Для какого возраста подходит метод куклотерапии?
Метод куклотерапии подходит для детей старшего дошкольного возраста, то есть примерно от 5 до 7 лет. В этом возрасте дети уже достаточно развиты, чтобы понимать и принимать участие в игре с куклами.
Какие нарушения речи могут быть корректируемы с помощью куклотерапии?
Куклотерапия может быть эффективна при коррекции различных нарушений речи, таких как дизартрия, затруднения произношения звуков, задержка речевого развития и другие. В процессе игры с куклами дети могут тренировать свою артикуляцию и улучшать произношение звуков.