Психологические особенности агрессивности личности узбекских и российских студентов
Заказать уникальную дипломную работу- 71 71 страница
- 42 + 42 источника
- Добавлена 25.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I. Теоретическое исследование психологических особенностей агрессивности личности в зарубежной и отечественной психологии 6
1.1. Основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии в психологии 6
1.2. Характеристика агрессивности 19
1.3. Виды агрессии 24
Выводы по первой главе 34
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей агрессивности личности узбекских и российских студентов 35
2.1. Организация и методика эмпирического исследования 35
2.2. Психологические особенности агрессивности узбекских студентов 41
2.3. Психологические особенности агрессивности российских студентов 51
2.4. Сравнительный анализ агрессивности узбекских и российских студентов 60
Выводы по второй главе 63
Заключение 65
Список литературы 68
Приложения 72
Физическая агрессия положительно связана с импульсивной стратегией совладания со стрессом (р<0,05). То есть чем больше у студентов выражена склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций, тем чаще их агрессия выражается в драках, нанесении телесных повреждений и других физических воздействий на человека.
Вербальная агрессия положительно взаимосвязана с манипулятивными стратегиями преодоления проблем(р<0,05). То есть чем больше студенты стремятся манипулировать людьми в стрессовой ситуации, тем больше их агрессия выражается в словесной форме.
Косвенная агрессия отрицательно связана со смелостью (р<0,01). То есть чем больше у студенты у студентов выражена смелость, предприимчивость, склонность к риску, тем реже их агрессия направлена не на обидчика, а на других людей (животных или предметы). Нерешительные, робкие студенты чаще используют косвенную агрессию.
- слабая положительная взаимосвязь (р<0,05);
- сильная отрицательная взаимосвязь (р<0,01);
- слабая отрицательная взаимосвязь (р<0,01).
Рис. 8. Корреляционная плеяда в группе российских студентов.
Негативизм отрицательно связан с нормативностью (р<0,05). То есть чем больше у студентов выражено чувство ответственности и долга, стойкость моральных принципов, тем меньше они склонны к противодействию. Эгоистичные, нечестные студенты более склонные к негативизму.
Подозрительность отрицательно взаимосвязана с общительностью (р<0,05), смелостью (р<0,05), практичностью (р<0,05). То есть чем больше студенты открыты, общительны, смелы, предприимчивы, мечтательны, тем они меньше у них выражена подозрительность. Скрытые, обособленные, неуверенные, практичные студенты более подозрительны.
Обида отрицательно взаимосвязана с дипломатичностью (р<0,05). То есть чем больше студенты дипломатичны, расчетливы, тем меньше у них выражена обида.
Чувство вины положительно взаимосвязано с поиском социальной поддержки (р<0,05), отрицательно взаимосвязано со смелостью (р<0,05). То есть чем больше студенты склонны обращаться за помощью к людям в проблемных ситуациях и чем меньше они смелы и предприимчивы, тем больше у них выражено чувство вины.
Индекс агрессивности положительно взаимосвязан с доминантностью (р<0,05) и импульсивными стратегиями преодоления проблем (р<0,05). То есть чем больше у студентов выражена властность, напористость, самоуверенность, чем больше выражена их склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций, тем выше их уровень агрессивности. Индекс враждебности отрицательно связан с общительностью (р<0,05). То есть чем больше у студентов выражена открытость, общительность, доброжелательность, тем менее они враждебны.
Таким образом, повышению агрессивности российских студентов способствуют замкнутость, скептичность, низкий моральный контроль, неустойчивость поведения, приземленность стремлений, прямолинейность, доминантность, самоуверенность, стремление манипулировать людьми, склонность действовать по первому побуждению.
2.4. Сравнительный анализ агрессивности узбекских и российских студентов
Сравнительный анализ параметров агрессивности, личностных особенностей и стратегий совладания у узбекских студентов представлен в таблице 15 и отражен на рисунках 9 - 11.
Таблица 15
Сравнительный анализ данных
Методика Шкалы t р Методика Шкалы t р Опросник уровня агрессивности
Физическая агрессия 0,64 0,52 16-факторный личностный опросник MD: самооценка 0,42 0,67 Вербальная агрессия 0,99 0,33 А: общительность 1,24 0,22 Косвенная агрессия 0,50 0,62 B: интеллект. 0,17 0,87 Негативизм 1,13 0,26 С: стабильность 0,05 0,98 Раздражение 1,32 0,19 E: доминантность 0,49 0,62 Подозрительность 0,54 0,59 F: экспрессивность 0,10 0,97 Обида 1,21 0,23 G: нормативность 0,06 0,95 Чувство вины 0,74 0,46 H: смелость 1,20 0,23 Индекс агрессивности 0,73 0,46 I: чувствительность 0,69 0,49 Индекс враждебности 1,04 0,30 L: подозрительность 2,07 0,04 Стратегии преодоления стрессовых ситуаций
Ассертивные 2,11 0,04 М: практичность 2,06 0,04 Вступление в контакт 1,12 0,26 N: дипломатичность 0,11 0,91 Поиск поддержки 0,24 0,81 O: тревожность 4,28 0,00 Осторожные 0,55 0,58 Q1: радикализм 2,13 0,04 Импульсивные 1,14 0,26 Q2: нонконформизм 1,17 0,25 Избегание 1,51 0,14 Q3: самоконтроль 1,60 0,11 Манипулятивные 1,40 0,17 Q4: напряженность 1,05 0,30 Асоциальные 0,56 0,58 Агрессивные 2,00 0,05 Инд. конструктивности 0,09 0,93
В уровне агрессивности и враждебности, а также в показателях различных форм агрессии значимых различий между узбекскими и российскими студентами нет. У узбекских студентов немного выше уровень агрессивности, а у русских немного выше уровень враждебности.
Рис. 9. Сравнительный анализ уровня агрессивности, враждебности, различных форм агрессии у узбекских и российских студентов.
Рис. 10. Сравнительный анализ уровня личностных особенностей у узбекских и российских студентов.
Среди личностных особенностей у российских студентов значительно больше выражены факторы L: подозрительность М: практичность O: тревожность Q1: радикализм. То есть, российские студенты более подозрительные, недоверчивые, внутренне напряжены, идеалистичные, с богатым воображением, у них выше тревожность, ранимость, обеспокоенность, они более либеральны, терпимы к неудобствам.
Рис. 11. Сравнительный анализ выраженности стратегий совладания со стрессом у узбекских и российских студентов.
Среди стратегий совладания со стрессом у российских студентов значительно больше выражены ассертивные и агрессивные действия. То есть, российские студенты чаще отстаивают свои интересы, открыто заявляют о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих, чаще обвиняют окружающих в чем-либо, испытывают чувство, гнева, раздражения, внутренней напряженности. Однако, связи агрессивного поведения при стрессе с уровнем агрессивности у российских студентов нет. Агрессия при стрессе присуща им независимо от уровня агрессивности личности. У узбекских студентов агрессивное поведение при стрессе связано с уровнем агрессивности.
Выводы по второй главе
1. Уровень агрессивности и враждебности в группе узбекских студентов – средний и соответствует нормальному. Больше всего у испытуемых выражена косвенная агрессия, то есть та, которая окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. Также относительно ярко выражена вербальная агрессия, проявляющаяся через содержание словесных ответов, физическая агрессия с использованием физической силы против другого лица и обида. У узбекских студентов адекватная самооценка, достаточно высокий уровень интеллекта, отмечается высокая нормативность поведения, настойчивость, уравновешенность, смелость, предприимчивость, доверчивость, откровенность, благожелательность по отношению к другим. У узбекских студентов в стрессовых ситуациях в среднем более всего выражены импульсивные действия и вступление в социальный контакт, то есть прямая и просоциальная стратегии. То есть у них в стрессовой ситуации выражена склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций, а также характерно вступление в социальный контакт для того, чтобы совместными усилиями с другими более эффективно разрешить критическую ситуацию. У них средняя или высокая конструктивность стратегий преодоления.
2. Уровень агрессивности и враждебности в группе российских студентов – средний и соответствует нормальному. Больше всего у испытуемых выражена косвенная агрессия, то есть та, которая окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. Также относительно ярко выражена вербальная агрессия, проявляющаяся через содержание словесных ответов, физическая агрессия с использованием физической силы против другого лица и обида. У испытуемых достаточно высокий уровень интеллекта, отмечается нормативность, настойчивость, уравновешенность, деловая направленность, склонность к тревожности, обеспокоенности, подавленности. Российские студенты в меру открыты, общительны, обладают достаточной эмоциональной зрелостью, устойчивостью, несколько склонны к мечтательности, к радикализму, достаточно независимы от группы. У российских студентов в стрессовых ситуациях в среднем более всего выражены ассертивные действия и избегание, то есть активная и пассивная стратегии. У них в стрессовой ситуации выражена склонность активно и последовательно отстаивает свои интересы, уважая при этом интересы окружающих или избегание стрессовых ситуаций, уход от решения проблем. У испытуемых средняя или высокая конструктивность стратегий преодоления.
3. В уровне агрессивности и враждебности, а также в показателях различных форм агрессии значимых различий между узбекскими и российскими студентами нет. Среди личностных особенностей российские студенты более подозрительные, недоверчивые, внутренне напряжены, идеалистичные, с богатым воображением, у них выше тревожность, ранимость, обеспокоенность, они более либеральны, терпимы к неудобствам. Среди стратегий совладания российские студенты чаще отстаивают свои интересы, открыто заявляют о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих, чаще обвиняют окружающих в чем-либо, испытывают чувство, гнева, раздражения, внутренней напряженности.
4. Повышению агрессивности узбекских студентов способствуют низкая самооценка, хитрость, расчетливость, напряженность, раздражительность, неумение конструктивно совладать со стрессом, стремление манипулировать людьми, удовлетворять собственные желания не считаясь с обстоятельствами и интересами других, обвинение людей в проблемной ситуации, неумение обратиться за помощью к другим в проблемной ситуации.
5. Повышению агрессивности российских студентов способствуют замкнутость, скептичность, низкий моральный контроль, неустойчивость поведения, приземленность стремлений, прямолинейность, доминантность, самоуверенность, стремление манипулировать людьми, склонность действовать по первому побуждению.
Заключение
Настоящее исследование было организовано с целью изучения психологических особенностей агрессивности личности узбекских и российских студентов. В ходе работы был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что феномены агрессии и агрессивности разрабатывались во многих школах психологии. В результате эволюции, знания об агрессивности человека усложнялись, конкретизировались в определённых сферах человеческой деятельности, в том числе физической культуры и спорта. Мотивационная атрибуция агрессивного поведения как одно из направлений социально-когнитивной теории, на сегодняшний день представляется самой перспективной, а методика мотивационной атрибуции - технологией, позволяющей трансформировать определение «агрессивное поведение» в «агрессивную культуру личности».
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносит вред объектам нападения, и приносит физический ущерб людям или вызывает у них психологический дискомфорт – отрицательные переживания, состояние подавленности, страха, напряженности. Природа, функции и виды агрессии еще не достаточно выяснены в психологии.
Выделяют различные виды агрессии по форме, цели, произвольности, направленности, форме выражения, позиции агрессора, мотивации поведения. Одни из них продуктивны и желательны, другие чрезвычайно вредны. В большинстве случаев агрессия проявляется на недеструктивном уровне и адекватна ситуации.
Анализ результатов эмпирического исследования показал, что уровень агрессивности и враждебности в группе узбекских студентов – средний и соответствует нормальному. Больше всего у испытуемых выражена косвенная агрессия, то есть та, которая окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. Также относительно ярко выражена вербальная агрессия, проявляющаяся через содержание словесных ответов, физическая агрессия с использованием физической силы против другого лица и обида. У узбекских студентов адекватная самооценка, достаточно высокий уровень интеллекта, отмечается высокая нормативность поведения, настойчивость, уравновешенность, смелость, предприимчивость, доверчивость, откровенность, благожелательность по отношению к другим. У узбекских студентов в стрессовых ситуациях в среднем более всего выражены импульсивные действия и вступление в социальный контакт, то есть прямая и просоциальная стратегии. То есть у них в стрессовой ситуации выражена склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций, а также характерно вступление в социальный контакт для того, чтобы совместными усилиями с другими более эффективно разрешить критическую ситуацию. У них средняя или высокая конструктивность стратегий преодоления.
Уровень агрессивности и враждебности в группе российских студентов – средний и соответствует нормальному. Больше всего у испытуемых выражена косвенная агрессия, то есть та, которая окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. Также относительно ярко выражена вербальная агрессия, проявляющаяся через содержание словесных ответов, физическая агрессия с использованием физической силы против другого лица и обида. У испытуемых достаточно высокий уровень интеллекта, отмечается нормативность, настойчивость, уравновешенность, деловая направленность, склонность к тревожности, обеспокоенности, подавленности. Российские студенты в меру открыты, общительны, обладают достаточной эмоциональной зрелостью, устойчивостью, несколько склонны к мечтательности, к радикализму, достаточно независимы от группы. У российских студентов в стрессовых ситуациях в среднем более всего выражены ассертивные действия и избегание, то есть активная и пассивная стратегии. У них в стрессовой ситуации выражена склонность активно и последовательно отстаивает свои интересы, уважая при этом интересы окружающих или избегание стрессовых ситуаций, уход от решения проблем. У испытуемых средняя или высокая конструктивность стратегий преодоления.
Статистический анализ результатов показал, что в уровне агрессивности и враждебности, а также в показателях различных форм агрессии значимых различий между узбекскими и российскими студентами нет. Среди личностных особенностей российские студенты более подозрительные, недоверчивые, внутренне напряжены, идеалистичные, с богатым воображением, у них выше тревожность, ранимость, обеспокоенность, они более либеральны, терпимы к неудобствам. Среди стратегий совладания российские студенты чаще отстаивают свои интересы, открыто заявляют о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих, чаще обвиняют окружающих в чем-либо, испытывают чувство, гнева, раздражения, внутренней напряженности.
Корреляционный анализ показал, что повышению агрессивности узбекских студентов способствуют низкая самооценка, хитрость, расчетливость, напряженность, раздражительность, неумение конструктивно совладать со стрессом, стремление манипулировать людьми, удовлетворять собственные желания не считаясь с обстоятельствами и интересами других, обвинение людей в проблемной ситуации, неумение обратиться за помощью к другим в проблемной ситуации. Повышению агрессивности российских студентов способствуют замкнутость, скептичность, низкий моральный контроль, неустойчивость поведения, приземленность стремлений, прямолинейность, доминантность, самоуверенность, стремление манипулировать людьми, склонность действовать по первому побуждению.
Таим образом, гипотеза исследования подтвердилась: у узбекских и российских студентов агрессивность обусловлена как сходными личностными характеристиками, так и специфическими личностными особенностями.
Список литературы
Азаев В. А., Буслаева Е.Н. Агрессия как психологический феномен и педагогическая проблема инклюзивного образования // EUROPEAN RESEARCH. - 2015. - №9. - С. 70 - 74.
Аммон Г., Психологическая диагностика отношений к болезни при нервно-психической и соматической патологии. Л., 1990. – 298 с.
Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: / Г.М.Андреева, Н.Н. Богомолова Л.А. Петровская // учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 287 с.
Банщикова, Т.Н. Диагностика агрессивности педагога/ Т.Н Банщикова. - М.: Национальный книжный центр, 2012. - 148 с.
Берковиц, Л. Агрессия: причины, следствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб., 2001. - 512 с.
Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб. 1997. С. 41-47.
Гартман, Х., Крис Э. Левенштайн., Р.М. Заметки по теории агрессии / Х. Гартман, Э. Крис, Р.М. Левенштайн. - М.: 2000. с. 107–130.
Дорфман Л.Я. Я-концепция: дифференциация и интеграция // Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / под ред. Л. Я. Дорфмана. - М.: Смысл, 2004. С. 96–123.
Ениколопов С. Н., Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Агрессивность и неспособность понимать чужие эмоции // Психологическая наука и образование. – 2013. - №4. – С.97-102.
Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психол. журн. 2007. Т. 28, № 1. С. 115–124.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А. А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с.
Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттеллла. - СПб.: Речь, 2001.
Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи. СПб:, Питер, 2003.- 336 с.
Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии // Вопр. психологии. 1972. № 6. С. 168–171.
Левитов, Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. - № 6. -С. 118.
Ленденева, И.Л. Детская агрессия и методы ее психолого-педагогической коррекции: дисс. канд. психол. н. - М., 2002. - С. 20.
Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло»)/ перевод с немецкого. М:, Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. - 272 с.
Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / перевод с немецкого. М:, Республика, 1998. – 393 с.
Майерс, Д. Социальная психология / Д.Майерс. СПб:, 1997.- С. 125.
Мартене, Р. Социальная психология и спорт / Р.Мартене. М.: Педагогика, 1979. – 113 с.
Михайлова Т.И. Психогенетические предпосылки агрессивности // Вестник СумДУ. Серия «Медицина», №1. – 2012. – С. 155 – 163.
Можгинский Ю. Б. Подходы к анализу тяжелых форм антисоциального поведения в детском и подростковом возрасте // Юрид. психология. - 2009. - N 1. - С. 8-12.
Пилецкий С.Г. Феномен человеческой агрессивности // Вопросы философии. – 2008. – №10 – С.50 - 65.
Практикум по возрастной психологии / под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688с.
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.Н. Снеткова. – СПб: Речь, 2001. – 448 с.
Румянцева, Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке./ Т.Г. Румянцева. - Минск: 1991. - С. 48.
Савостьянов А. И. Агрессивность современных подростков // Образование личности, 2012, - № 4, – С. 16-25.
Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО "Речь", 2007. – 365с.
Скиннер, Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986.- С. 60-82.
Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия / пер с англ.- М.: Издательство Харвест , 2004. – 432 с.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Перевод П. С. Гуревич. – М.: Аст, Хранитель, 2007. – 624с.
Цыренов В. Ц. Агрессивное поведение молодежи как социально-педагогическая проблема // Вестник Бурятского университета. Серия 7, Педагогика. – Улан-Удэ: БГУ, 2010, – № 1, – С. 49-54.
Шабалин О. М. Агрессивное отношение к людям и правонарушающее поведение как опосредующие звенья во взаимосвязях психодинамических и личностных характеристик индивидуальности: дис…. канд. психол. наук. - Пермь, 2004. - 159 с.
Шестакова Е.Г., Дорфман Л.Я. Агрессивное поведение и агрессивность личности // Образование и наука. 2009. № 7 (64). - С. 51 - 65.
Яковлева Т. В. Взаимосвязь агрессивности с просмотром художественных фильмов в старшем подростковом возрасте // Научно-теоретический журнал «Ученые записки», 2010, - № 6, - С. 123–127.
Bandura, A. Exercise of personal and collective efficacy in changing societies // In: Self-efficacy in changing societies. Ed. by Bandura, A. Cambridge University Press, 1995. P. 1-45.
Baumeister, R.F., & Wotman, S.R. (1992). Breaking Hearts: The Two Sides of Unrequited Love. New York: Guilford Press, 1994.- 241 р.
Buss A H. The psychology of aggression. New York: Wiley, 1961. 307 [Department of Psychology, University of Pittsburgh, Pittsburgh, PA].
Buss A. H., Durkee A. An inventory for assessing different kinds of hostility // Journal of Consulting Psychology, 1957. P. 343–349.
Buss A. H., Perry M. The aggression questionnaire // Journal of Personality and Social Psychology, 1992. P. 452–459.
Dollard, J. Frustration and Aggression/ J. Dollard, N. Miller, L. W. Doob, O. H.Mower, R. R. Sears. London: Routledge, 1998.– 150 р.
Приложения
Приложение 1
Таблица 1
Результаты опросника Басса – Дарки у узбекских студентов
№ Физическая Вербальная Косвенная Негативизм Раздражение Подозрительность Обида Чувство вины ИА ИВ 1 6 12 8 1 6 7 3 7 26 10 2 4 11 5 3 4 2 5 3 20 7 3 6 5 5 3 8 3 5 4 16 8 4 3 8 4 2 3 5 3 6 15 8 5 4 11 7 1 6 6 7 3 22 13 6 6 5 8 2 6 4 4 4 19 8 7 7 12 3 3 7 6 3 6 22 9 8 4 5 3 1 2 1 3 2 12 4 9 4 9 6 5 10 5 3 4 19 8 10 8 10 8 3 5 6 8 6 26 14 11 8 10 8 1 6 4 2 3 26 6 12 6 8 3 2 8 8 4 4 17 12 13 8 10 8 1 2 8 6 4 26 14 14 6 10 5 3 1 6 2 3 21 8 15 4 9 9 2 7 10 7 7 22 17 16 8 8 6 3 6 5 7 3 22 12 17 4 12 7 3 7 5 3 4 23 8 18 6 3 6 2 4 8 5 6 15 13 19 6 11 9 5 2 2 4 0 26 6 20 8 5 8 2 11 6 6 2 21 12 21 4 8 5 3 7 5 3 4 17 8 22 5 11 9 4 7 5 4 6 25 9 23 9 11 6 1 2 10 4 2 26 15 24 8 5 8 1 8 8 4 5 21 11 25 9 11 6 5 5 2 6 2 26 8 26 6 6 8 3 7 5 6 2 20 11 27 3 8 9 2 11 1 2 7 20 3 28 9 11 6 4 3 4 4 1 26 8 29 6 9 6 4 6 3 4 0 21 7 30 3 11 8 1 1 2 1 4 22 3 31 3 6 4 4 4 3 5 2 13 8 32 8 8 7 2 8 4 5 1 23 9 33 7 6 7 1 2 1 7 2 20 8 34 6 12 8 3 7 7 7 6 26 14 35 3 11 8 1 1 2 1 4 22 3
Таблица 2
Анализ результатов дескриптивной статистики уровня и показателей агрессивности у узбекских студентов
Показатели Среднее Медиана Мода Минимум Максимум Ст. откл. К-С р Физическая агрессия 5,9 6 6 3 9 1,96 0,17 >0,20 Вербальная агрессия 8,8 9 11 3 12 2,56 0,17 >0,20 Косвенная агрессия 6,6 7 8 3 9 1,80 0,21 <0,15 Негативизм 2,5 2 1 1 5 1,27 0,16 >0,20 Раздражение 5,4 6 7 1 11 2,79 0,15 >0,20 Подозрительность 4,8 5 5 1 10 2,47 0,10 >0,20 Обида 4,4 4 4 1 8 1,83 0,15 >0,20 Чувство вины 3,7 4 4 0 7 1,97 0,25 >0,20 Индекс агрессивности 21,3 22 26 12 26 3,98 0,14 >0,20 Индекс враждебности 9,2 8 8 3 17 3,48 0,18 >0,20
Таблица 3
Результаты диагностики по многофакторному личностному опроснику Р. Б. Кеттелла
№ MD A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4 1 7 5 5 10 6 5 9 9 6 2 3 8 8 9 5 5 4 2 9 9 4 5 10 6 8 10 4 3 3 7 10 9 3 9 4 3 5 8 6 9 8 5 10 8 8 6 2 8 4 7 5 6 6 4 7 8 6 10 4 9 5 11 7 2 5 2 6 7 9 7 5 5 5 7 4 8 4 6 7 5 11 8 5 3 8 6 5 9 7 6 9 7 8 6 8 4 11 3 4 4 3 7 7 3 3 7 6 7 4 5 4 6 5 3 8 12 9 5 7 2 5 6 6 8 8 8 8 7 2 6 2 6 10 4 8 6 6 3 3 5 10 5 2 9 9 6 5 8 4 5 8 10 10 2 8 5 5 7 8 11 7 10 8 9 7 11 4 9 9 7 9 2 4 9 4 8 3 10 8 11 4 5 6 8 3 2 11 8 7 5 2 2 4 5 9 5 6 12 8 8 4 10 4 2 7 10 9 4 6 8 2 5 8 8 7 13 3 10 5 9 4 5 12 10 10 1 7 5 7 6 4 3 7 14 3 5 7 10 9 8 8 4 3 5 6 6 8 9 6 9 2 15 9 6 4 11 9 8 9 10 9 2 9 9 10 10 2 6 9 16 4 9 5 8 3 5 11 8 6 5 9 8 4 6 9 9 5 17 6 8 3 7 8 4 5 10 9 3 3 7 9 10 7 10 5 18 8 9 6 9 8 3 9 11 7 2 7 9 2 9 10 7 9 19 4 5 6 9 7 5 7 9 6 3 9 8 2 9 4 3 6 20 4 7 4 6 7 5 10 10 10 0 5 6 8 11 2 8 4 21 7 8 5 11 8 9 9 7 7 5 4 6 8 7 8 9 7 22 2 5 6 10 3 5 9 10 5 2 8 8 3 9 5 8 4 23 2 6 5 4 8 9 4 10 9 3 7 9 3 5 9 5 5 24 7 9 4 8 3 3 10 9 6 2 6 3 2 4 5 5 9 25 4 8 4 12 3 7 12 9 5 2 4 8 7 8 9 8 2 26 8 10 6 9 6 5 8 10 10 3 5 6 9 9 8 9 8 27 6 8 4 8 4 2 7 8 3 3 6 5 4 7 5 4 5 28 2 10 4 5 6 7 11 10 8 0 5 6 8 5 3 8 6 29 6 7 5 10 4 3 7 9 7 6 4 4 7 8 3 3 5 30 5 9 4 8 5 6 12 11 8 4 5 2 6 8 8 8 9 31 6 7 3 7 7 4 8 8 4 1 6 2 9 6 3 7 4 32 8 8 5 9 8 5 9 11 7 2 9 3 6 5 8 8 8 33 8 6 5 10 5 5 11 8 10 1 5 5 7 6 7 9 2 34 5 9 4 8 10 3 8 12 10 3 4 3 6 7 3 2 7 35 7 10 7 10 5 7 9 10 8 5 6 5 5 9 6 7 6
Таблица 4
Анализ результатов дескриптивной статистики личностных особенностей узбекских студентов
Показатели Среднее Медиана Мода Минимум Максимум Ст. откл. К-С р MD: самооценка 5,9 6 8 2 9 2,19 0,15 >0,20 А: общительность 7,5 8 8 5 10 1,63 0,16 >0,20 B: интеллект. 4,9 5 4 2 8 1,29 0,19 >0,20 С: стабильность 8,4 9 10 4 12 1,93 0,15 >0,20 E: доминантность 5,8 5 4 2 10 2,28 0,18 >0,20 F: экспрессивность 5,3 5 5 2 9 2,07 0,18 >0,20 G: нормативность 8,8 9 9 4 12 1,98 0,12 >0,20 H: смелость 8,9 10 10 3 12 2,18 0,21 <0,15 I: чувствительность 7,4 8 7 3 11 2,20 0,14 >0,20 L: подозрительность 3,2 3 2 0 8 1,86 0,17 >0,20 М: практичность 5,5 5 5 2 9 1,99 0,12 >0,20 N: дипломатичность 5,6 6 8 2 9 2,40 0,15 >0,20 O: тревожность 5,9 6 8 2 10 2,43 0,12 >0,20 Q1: радикализм 7,1 7 9 3 11 1,91 0,15 >0,20 Q2: нонконформизм 5,9 6 3 2 10 2,50 0,17 >0,20 Q3: высокий самоконтроль 7,0 8 8 2 11 2,26 0,18 >0,20 Q4: напряженность 5,8 6 6 2 9 2,08 0,11 >0,20 Таблица 5
Результаты по методике диагностики стратегий преодоления стрессовых ситуаций у узбекских студентов
№ ассертивные вступление в контакт поиск поддержки осторожные импульсивные избегание манипулятивные асоциальные агрессивные ИК 1 14 8 10 25 16 26 24 20 18 0,59 2 7 16 8 22 13 20 19 9 12 0,91 3 19 26 16 7 25 8 7 11 8 1,39 4 11 26 13 11 11 17 8 11 15 1,35 5 27 19 29 19 23 17 19 14 19 1,34 6 16 28 18 9 17 12 9 15 12 1,41 7 13 15 16 21 20 19 16 12 15 0,94 8 10 28 18 9 26 11 6 10 8 1,27 9 10 10 12 20 18 28 21 7 12 0,86 10 9 16 10 12 26 10 12 15 25 0,53 11 7 18 6 18 25 15 10 11 19 0,56 12 12 21 9 15 15 11 15 10 12 1,14 13 16 6 11 18 19 25 26 21 18 0,57 14 8 19 7 22 19 12 14 9 16 0,77 15 6 20 7 17 17 10 18 11 16 0,75 16 11 23 9 18 16 19 12 12 14 1,02 17 12 9 16 28 11 22 16 10 17 0,97 18 22 25 24 12 26 11 14 12 14 1,37 19 10 17 15 12 13 14 19 18 15 0,91 20 23 13 28 18 15 16 6 19 12 1,39 21 22 12 21 29 28 19 27 12 11 1,08 22 24 10 23 28 15 18 20 21 22 0,98 23 22 18 24 24 26 23 23 8 27 1,05 24 28 29 29 19 26 16 8 6 10 2,05 25 14 27 13 8 10 6 9 17 12 1,38 26 17 8 24 29 16 22 16 11 19 1,07 27 12 25 18 16 12 21 20 10 14 1,53 28 9 18 12 11 18 20 23 14 12 0,89 29 17 8 24 29 16 22 16 11 19 1,07 30 18 22 15 11 13 16 16 6 10 1,90 31 14 17 22 15 18 21 15 14 19 1,04 32 16 21 15 20 15 9 19 12 15 1,24 33 19 19 17 14 17 16 19 10 14 1,34 34 20 19 21 20 20 11 19 18 20 1,03 35 14 21 21 17 16 8 18 8 11 1,60 Таблица 6
Анализ результатов дескриптивной статистики стратегий преодоления стрессовых ситуаций у узбекских студентов
Показатели Среднее Медиана Мода Минимум Максимум Ст. откл. К-С р Ассертивные действия 15,1 14 14 6 28 5,82 0,12 >0,20 Вступление в контакт 18,2 19 19 6 29 6,50 0,10 >0,20 Поиск поддержки 16,6 16 24 6 29 6,58 0,09 >0,20 Осторожные действия 17,8 18 18 7 29 6,37 0,10 >0,20 Импульсивные действия 18,2 17 16 10 28 5,10 0,14 >0,20 Избегание 16,3 16 11 6 28 5,63 0,12 >0,20 Манипулятивные действия 16,0 16 19 6 27 5,65 0,10 >0,20 Асоциальные действия 12,4 11 11 6 21 4,09 0,20 <0,15 Агрессивные действия 15,2 15 12 8 27 4,43 0,14 >0,20 Индекс конструктивности 1,12 1,02 1,07 0,53 2,05 0,35 0,12 >0,20
Таблица 7
Корреляционный анализ параметров агрессивности с личностными особенностями и стратегиями совладания у узбекских студентов
Параметры Физическая Вербальная Косвенная Негативизм Раздражение Подозрительность Обида Чувство вины ИА ИВ MD: самооценка -0,41 -0,42 -0,08 -0,15 0,20 -0,08 0,09 0,21 -0,51 -0,03 А: общительность 0,01 -0,16 0,03 -0,10 -0,07 -0,05 0,20 0,00 -0,08 0,05 B: интеллект. 0,15 -0,07 0,30 0,03 -0,17 0,05 -0,06 0,09 0,16 0,01 С: стабильность -0,09 0,02 0,19 0,13 0,01 0,02 0,14 0,24 0,05 0,07 E: доминантность -0,09 0,02 0,03 0,10 -0,02 0,21 0,11 0,00 -0,02 0,23 F: экспрессивность -0,04 0,21 -0,08 0,02 -0,45 0,09 0,09 -0,05 0,08 0,14 G: нормативность 0,33 -0,22 0,21 -0,11 -0,10 -0,24 0,15 -0,07 0,12 -0,12 H: смелость 0,08 0,28 0,09 0,12 0,14 0,24 0,01 0,18 0,26 0,18 I: чувствительность 0,14 0,07 0,03 -0,24 0,08 0,33 0,35 -0,03 0,13 0,33 L: подозрительность -0,27 0,09 -0,27 -0,15 -0,06 -0,17 0,25 -0,08 -0,20 0,25 М: практичность 0,03 -0,03 0,07 0,12 -0,04 0,24 0,10 -0,03 0,03 0,23 N: дипломатичность 0,25 0,00 0,19 0,23 0,05 0,29 0,31 0,11 0,21 0,39 O: тревожность -0,21 0,18 0,04 0,09 -0,01 -0,05 0,19 -0,12 0,03 0,07 Q1: радикализм -0,29 0,22 0,29 0,26 0,04 0,01 0,03 0,15 0,13 0,03 Q2: нонконформизм 0,01 -0,14 -0,36 -0,19 -0,17 -0,06 -0,30 -0,06 -0,25 -0,19 Q3: самоконтроль -0,09 -0,03 -0,25 0,19 0,10 -0,07 0,08 -0,03 -0,17 -0,01 Q4: напряженность -0,01 -0,04 0,25 -0,15 0,24 0,45 0,08 0,32 0,08 0,35 Ассертивные 0,11 -0,27 0,18 -0,25 0,19 0,23 0,18 0,02 -0,04 0,25 Вступление в контакт -0,01 -0,41 -0,18 -0,24 -0,12 -0,19 -0,05 0,09 -0,35 -0,18 Поиск поддержки -0,08 -0,34 0,13 -0,11 0,18 0,04 0,08 -0,13 -0,20 0,07 Осторожные -0,06 0,32 0,13 0,06 0,26 0,30 -0,09 0,02 0,23 0,17 Импульсивные 0,23 -0,29 -0,17 -0,30 -0,04 0,33 0,11 0,09 -0,15 0,30 Избегание -0,10 0,21 0,02 0,07 0,12 0,12 -0,16 -0,01 0,09 0,01 Манипулятивные -0,10 0,51 0,21 0,05 -0,11 0,17 -0,05 0,05 0,38 0,12 Асоциальные 0,29 0,18 0,31 0,23 0,09 0,13 0,41 0,06 0,40 0,31 Агрессивные 0,22 0,40 0,28 0,03 -0,07 0,42 0,31 0,08 0,49 0,49 Инд. конструктивности -0,21 -0,43 0,01 -0,28 0,05 -0,28 -0,21 -0,02 -0,38 -0,33
Приложение 2
Таблица 8
Результаты опросника Басса – Дарки у российских студентов
№ Физическая Вербальная Косвенная Негативизм Раздражение Подозрительность Обида Чувство вины ИА ИВ 1 7 8 7 3 5 6 6 4 20 12 2 8 7 9 4 6 7 3 3 21 10 3 4 10 4 3 3 3 6 4 17 9 4 5 7 8 4 6 7 4 7 18 11 5 4 9 5 3 4 4 5 4 17 9 6 3 7 3 2 6 5 5 4 16 10 7 7 8 3 2 8 6 6 1 23 12 8 6 7 5 2 5 3 6 3 18 9 9 6 5 7 3 6 5 4 4 17 9 10 7 6 4 3 5 5 7 3 18 12 11 6 11 4 3 10 2 5 3 27 7 12 6 6 7 2 5 6 4 3 17 10 13 5 8 7 1 6 6 3 3 19 9 14 4 10 3 2 3 8 6 2 17 14 15 6 5 4 2 6 4 3 4 17 7 16 9 8 9 2 5 6 5 3 22 11 17 10 9 8 4 7 4 4 4 26 8 18 5 9 6 2 4 5 6 2 18 11 19 6 10 6 2 5 4 5 3 21 9 20 9 9 6 1 9 8 4 2 27 12 21 8 9 8 1 8 3 4 5 25 7 22 4 7 3 4 5 2 6 2 16 8 23 6 6 8 3 7 5 6 2 19 11 24 3 8 9 2 7 1 2 7 18 3 25 9 11 6 4 3 4 4 1 23 8 26 6 9 8 3 7 7 7 6 22 14 27 5 7 8 1 9 2 1 4 21 3 28 9 11 9 3 7 5 6 6 27 11 29 5 9 5 4 10 5 8 5 24 13 30 6 10 7 3 6 5 4 4 22 9 31 6 7 7 5 7 8 7 8 20 15 32 6 9 9 4 6 9 4 9 21 13 33 7 10 5 4 9 6 5 5 26 11 34 7 11 8 3 5 6 4 4 23 10 35 5 7 8 4 6 7 5 7 18 12
Таблица 9
Анализ результатов дескриптивной статистики уровня и показателей агрессивности у российских студентов
Показатели Среднее Медиана Мода Минимум Максимум Ст. откл. К-С р Физическая агрессия 6,1 6 6 3 10 1,75 0,19 >0,20 Вербальная агрессия 8,3 8 7 5 11 1,71 0,15 >0,20 Косвенная агрессия 6,4 7 8 3 9 1,99 0,17 >0,20 Негативизм 2,8 3 3 1 5 1,05 0,18 >0,20 Раздражение 6,2 6 6 3 10 1,84 0,17 >0,20 Подозрительность 5,1 5 5 1 9 1,92 0,13 >0,20 Обида 4,9 5 4 1 8 1,50 0,15 >0,20 Чувство вины 4,0 4 4 1 9 1,92 0,22 <0,10 Индекс агрессивности 20,6 20 17 16 27 3,44 0,17 >0,20 Индекс враждебности 10,0 10 9 3 15 2,68 0,13 >0,20
Таблица 10
Результаты диагностики по многофакторному личностному опроснику Р. Б. Кеттелла
№ MD A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4 1 4 8 4 8 5 4 6 8 6 9 6 6 9 12 6 5 6 2 2 6 6 12 9 6 9 5 10 6 4 5 10 10 9 8 5 3 9 9 4 8 8 5 11 12 8 3 7 3 10 9 4 9 8 4 5 9 5 6 7 5 12 9 10 4 3 7 5 12 7 4 4 5 6 7 5 8 7 3 10 6 8 7 6 9 8 10 10 6 7 6 3 8 6 9 9 6 11 9 9 5 5 4 7 10 7 9 7 7 9 11 5 6 4 5 8 8 5 3 7 5 10 9 4 6 5 8 5 4 3 10 8 4 12 12 5 2 5 6 8 5 8 9 2 9 8 8 6 11 5 5 8 6 2 6 7 5 9 8 8 4 9 10 7 9 4 6 2 8 9 7 10 4 4 4 8 6 6 7 5 11 9 12 7 8 6 6 12 8 9 2 7 7 4 7 5 9 3 12 3 6 6 4 4 5 8 5 3 7 6 5 7 5 8 6 5 13 9 10 4 12 6 7 9 6 7 3 5 3 9 8 7 3 5 14 7 5 7 10 5 5 10 12 8 3 6 5 11 9 4 4 3 15 8 10 4 7 6 3 11 12 7 2 5 6 10 12 5 8 4 16 7 10 2 6 3 5 8 8 10 2 4 5 6 10 9 5 5 17 6 12 3 12 7 2 9 8 9 4 6 7 9 11 5 4 5 18 4 7 6 8 4 5 10 7 4 5 4 5 8 10 9 4 6 19 2 10 4 9 3 3 7 11 6 4 6 5 7 7 8 9 8 20 9 8 7 11 9 4 8 10 10 2 4 8 8 9 5 8 3 21 4 6 5 6 2 3 10 9 9 5 6 6 7 10 7 7 8 22 5 12 6 10 5 7 9 12 5 3 4 4 10 8 3 3 6 23 10 7 5 5 3 8 8 10 12 5 11 2 6 6 8 5 2 24 7 10 2 8 5 5 10 9 7 4 12 8 10 9 6 4 5 25 8 6 6 10 5 10 7 8 7 2 12 3 8 10 7 8 7 26 3 11 7 9 5 5 12 9 3 3 11 6 9 11 4 8 4 27 4 7 7 11 7 9 9 8 10 2 12 9 8 7 10 5 5 28 7 7 4 10 2 4 11 9 5 5 11 5 9 9 5 2 9 29 3 8 6 10 8 8 9 9 7 3 12 3 4 6 10 5 3 30 4 12 5 10 3 5 10 7 9 3 12 10 9 8 8 8 8 31 9 7 3 10 5 5 2 4 9 3 4 7 11 7 5 6 5 32 7 3 5 4 8 8 10 5 11 5 6 6 8 4 4 5 7 33 7 8 8 6 5 5 2 7 12 6 7 9 5 3 8 7 3 34 7 5 4 7 7 2 4 8 10 8 5 5 9 6 5 7 7 35 8 6 3 8 6 5 8 6 11 4 4 2 7 5 6 9 2
Таблица 11
Анализ результатов дескриптивной статистики личностных особенностей российских студентов
Показатели Среднее Медиана Мода Минимум Максимум Ст. откл. К-С р MD: самооценка 6,1 7 7 2 10 2,33 0,19 <0,15 А: общительность 8,1 8 8 3 12 2,36 0,12 >0,20 B: интеллект. 5,0 5 4 2 8 1,52 0,15 >0,20 С: стабильность 8,4 8 10 4 12 2,24 0,16 >0,20 E: доминантность 5,5 5 5 2 9 2,06 0,14 >0,20 F: экспрессивность 5,3 5 5 2 10 1,90 0,14 >0,20 G: нормативность 8,8 9 9 2 12 2,46 0,19 <0,15 H: смелость 8,3 8 8 4 12 2,20 0,16 >0,20 I: чувствительность 7,8 8 10 2 12 2,62 0,18 >0,20 L: подозрительность 4,1 4 3 2 9 1,83 0,12 >0,20 М: практичность 6,7 6 6 3 12 2,90 0,19 <0,15 N: дипломатичность 5,6 5 5 2 10 2,02 0,15 >0,20 O: тревожность 8,1 8 9 4 11 1,82 0,14 >0,20 Q1: радикализм 8,2 9 10 3 12 2,34 0,16 >0,20 Q2: нонконформизм 6,6 7 8 3 10 1,97 0,15 >0,20 Q3: высокий самоконтроль 6,2 6 5 2 9 2,06 0,16 >0,20 Q4: напряженность 5,3 5 5 2 9 2,01 0,14 >0,20
Таблица 12
Результаты по методике диагностики стратегий преодоления стрессовых ситуаций у российских студентов
№ ассертивные вступление в контакт поиск поддержки осторожные импульсивные избегание манипулятивные асоциальные агрессивные ИК 1 25 24 22 27 14 11 10 12 14 1,78 2 9 28 24 21 19 28 16 15 12 1,33 3 24 13 14 17 10 19 27 10 26 1,11 4 22 15 18 11 16 16 13 6 10 1,72 5 16 17 13 21 19 21 18 11 19 0,94 6 10 14 12 10 21 18 20 10 18 0,73 7 14 19 18 18 20 10 12 8 12 1,28 8 8 24 17 10 16 22 16 11 19 1,07 9 19 7 8 11 14 12 19 9 16 0,87 10 23 9 11 18 12 19 16 12 18 1,02 11 19 11 10 10 10 15 22 10 19 1,03 12 26 13 11 22 8 17 11 11 15 1,47 13 28 18 16 9 9 12 17 15 12 1,72 14 21 22 12 19 12 16 17 14 14 1,38 15 17 14 16 17 19 19 10 10 19 0,98 16 18 24 22 14 18 23 26 8 27 1,21 17 12 16 18 20 28 25 11 11 18 0,81 18 15 8 9 17 21 16 18 19 21 0,52 19 10 19 11 15 14 10 26 12 17 0,93 20 10 23 24 18 20 18 15 11 22 1,08 21 23 15 10 19 26 21 18 19 12 0,84 22 25 20 13 21 19 20 8 15 16 1,16 23 16 7 6 14 16 17 28 17 26 0,49 24 19 11 12 16 14 17 13 13 14 1,02 25 9 14 19 19 22 21 25 18 18 0,72 26 28 20 30 13 24 18 20 15 20 1,32 27 13 10 17 12 12 23 17 11 18 0,98 28 23 26 25 16 27 12 15 13 15 1,35 29 24 14 29 19 16 17 13 20 13 1,37 30 23 13 22 12 13 20 28 13 12 1,53 31 25 11 24 29 16 19 21 22 23 0,98 32 18 9 25 12 17 23 17 12 20 1,06 33 13 26 19 17 13 22 21 11 15 1,49 34 10 19 13 30 10 21 24 15 16 1,02 35 19 25 24 22 23 16 16 14 18 1,24 Таблица 13
Анализ результатов дескриптивной статистики стратегий преодоления стрессовых ситуаций у российских студентов
Показатели Среднее Медиана Мода Минимум Максимум Ст. откл. К-С р Ассертивные действия 18,1 19 10 8 28 6,06 0,13 >0,20 Вступление в контакт 16,5 15 14 7 28 6,03 0,12 >0,20 Поиск поддержки 17,0 17 24 6 30 6,25 0,14 >0,20 Осторожные действия 17,0 17 17 9 30 5,25 0,10 >0,20 Импульсивные действия 16,8 16 16 8 28 5,20 0,11 >0,20 Избегание 18,1 18 19 10 28 4,26 0,11 >0,20 Манипулятивные действия 17,8 17 16 8 28 5,45 0,12 >0,20 Асоциальные действия 12,9 12 11 6 22 3,63 0,15 >0,20 Агрессивные действия 17,3 18 18 10 27 4,23 0,11 >0,20 Индекс конструктивности 1,13 1 1,02 0 2 0,32 0,11 >0,20
Таблица 14
Корреляционный анализ параметров агрессивности с личностными особенностями и стратегиями совладания у российских студентов
Параметры Физическая Вербальная Косвенная Негативизм Раздражение Подозрительность Обида Чувство вины ИА ИВ MD: самооценка 0,11 0,02 -0,11 0,06 0,05 0,08 0,01 -0,04 0,09 0,07 А: общительность -0,01 0,01 -0,22 -0,03 0,25 -0,35 0,03 -0,18 0,13 -0,34 B: интеллект. -0,09 0,16 -0,33 -0,04 0,27 0,12 0,01 -0,28 0,18 0,09 С: стабильность 0,06 0,11 -0,02 0,00 0,05 -0,13 -0,12 -0,17 0,11 -0,16 E: доминантность 0,22 -0,03 -0,11 0,13 0,09 0,13 0,21 0,13 0,38 -0,03 F: экспрессивность -0,17 -0,14 -0,07 0,16 0,08 -0,03 0,01 -0,11 -0,12 -0,01 G: нормативность -0,27 -0,05 -0,10 -0,35 -0,07 -0,30 -0,06 -0,02 -0,20 -0,25 H: смелость -0,16 0,11 -0,43 -0,32 -0,12 -0,40 0,16 -0,34 -0,09 -0,20 I: чувствительность 0,12 0,11 0,17 0,20 0,23 0,20 -0,20 0,22 0,24 0,03 L: подозрительность 0,00 -0,03 0,26 0,17 -0,19 0,20 0,00 0,15 -0,11 0,14 М: практичность -0,03 0,29 0,19 -0,01 0,28 -0,34 -0,07 0,05 0,28 -0,28 N: дипломатичность 0,06 0,16 0,13 -0,10 0,32 -0,09 -0,37 0,24 0,28 -0,27 O: тревожность -0,06 -0,10 -0,04 -0,05 -0,23 0,07 -0,10 -0,04 -0,31 -0,01 Q1: радикализм 0,11 -0,01 0,02 -0,16 -0,22 -0,08 -0,12 -0,15 -0,07 -0,13 Q2: нонконформизм -0,03 -0,17 0,22 -0,16 0,07 -0,16 -0,20 -0,14 -0,06 -0,22 Q3: самоконтроль 0,03 0,10 -0,27 -0,02 0,00 -0,04 0,04 -0,10 0,06 -0,01 Q4: напряженность 0,07 0,25 0,13 -0,04 -0,32 -0,18 -0,15 0,07 -0,02 -0,21 Ассертивные -0,26 -0,11 0,05 0,10 0,00 0,09 0,31 0,33 -0,19 0,24 Вступление в контакт 0,32 0,24 0,05 0,02 -0,03 0,27 0,10 -0,08 0,27 0,25 Поиск поддержки 0,32 0,19 0,32 0,27 0,27 0,29 0,17 0,42 0,30 0,32 Осторожные 0,20 0,08 0,04 0,25 -0,19 0,21 0,21 0,03 0,04 0,27 Импульсивные 0,41 0,07 0,20 0,14 0,10 0,05 0,12 0,12 0,34 0,10 Избегание 0,22 -0,01 0,21 0,24 -0,03 -0,04 -0,27 0,10 0,09 -0,18 Манипулятивные 0,05 0,39 0,11 0,02 -0,16 0,00 0,07 -0,10 0,13 0,04 Асоциальные 0,01 0,17 0,14 0,22 0,02 0,06 0,29 0,07 0,10 0,21 Агрессивные 0,07 -0,05 -0,01 0,02 -0,16 0,00 0,24 -0,06 -0,08 0,13 Инд. конструктивности -0,02 0,06 0,08 0,08 0,07 0,25 0,02 0,20 0,06 0,26
2
MD: самооценка
Физическая агрессия
Вербальная агрессия
Косвенная агрессия
Раздражение
Подозрительность
Обида
Индекс агрессивности
Индекс враждебности
F: экспрессивность
I: чувствительность
N: дипломатичность
Q2: нонконформизм
Q4: напряженность
Вступление в контакт
Поиск поддержки
Манипулятивные действия
Асоциальные действия
Агрессивные действия
Индекс конструктивности
G: нормативность
Физическая агрессия
Н: смелость
Негативизм
Вербальная агрессия
Импульсивные действия
Поиск поддержки
Индекс агрессивности
Подозрительность
М: практичность
Манипулятивные действия
А: общительность
Индекс враждебности
Обида
N: дипломатичность
Косвенная агрессия
Чувство вины
Е: доминантность
2. Аммон Г., Психологическая диагностика отношений к болезни при нервно-психической и соматической патологии. Л., 1990. – 298 с.
3. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: / Г.М.Андреева, Н.Н. Богомолова Л.А. Петровская // учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 287 с.
4. Банщикова, Т.Н. Диагностика агрессивности педагога/ Т.Н Банщикова. - М.: Национальный книжный центр, 2012. - 148 с.
5. Берковиц, Л. Агрессия: причины, следствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб., 2001. - 512 с.
6. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб. 1997. С. 41-47.
7. Гартман, Х., Крис Э. Левенштайн., Р.М. Заметки по теории агрессии / Х. Гартман, Э. Крис, Р.М. Левенштайн. - М.: 2000. с. 107–130.
8. Дорфман Л.Я. Я-концепция: дифференциация и интеграция // Инте-гральная индивидуальность, Я-концепция, личность / под ред. Л. Я. Дорфмана. - М.: Смысл, 2004. С. 96–123.
9. Ениколопов С. Н., Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Агрессивность и неспособность понимать чужие эмоции // Психологическая наука и образование. – 2013. - №4. – С.97-102.
10. Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психол. журн. 2007. Т. 28, № 1. С. 115–124.
11. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
12. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А. А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с.
13. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттеллла. - СПб.: Речь, 2001.
14. Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи. СПб:, Питер, 2003.- 336 с.
15. Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии // Вопр. психологии. 1972. № 6. С. 168–171.
16. Левитов, Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. - № 6. -С. 118.
17. Ленденева, И.Л. Детская агрессия и методы ее психолого-педагогической коррекции: дисс. канд. психол. н. - М., 2002. - С. 20.
18. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло»)/ перевод с немецкого. М:, Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. - 272 с.
19. Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / перевод с немецкого. М:, Республика, 1998. – 393 с.
20. Майерс, Д. Социальная психология / Д.Майерс. СПб:, 1997.- С. 125.
21. Мартене, Р. Социальная психология и спорт / Р.Мартене. М.: Педагогика, 1979. – 113 с.
22. Михайлова Т.И. Психогенетические предпосылки агрессивности // Вестник СумДУ. Серия «Медицина», №1. – 2012. – С. 155 – 163.
23. Можгинский Ю. Б. Подходы к анализу тяжелых форм антисоциального поведения в детском и подростковом возрасте // Юрид. психология. - 2009. - N 1. - С. 8-12.
24. Пилецкий С.Г. Феномен человеческой агрессивности // Вопросы философии. – 2008. – №10 – С.50 - 65.
25. Практикум по возрастной психологии / под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688с.
26. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.Н. Снеткова. – СПб: Речь, 2001. – 448 с.
27. Румянцева, Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке./ Т.Г. Румянцева. - Минск: 1991. - С. 48.
28. Савостьянов А. И. Агрессивность современных подростков // Образование личности, 2012, - № 4, – С. 16-25.
29. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО "Речь", 2007. – 365с.
30. Скиннер, Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986.- С. 60-82.
31. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия / пер с англ.- М.: Издательство Харвест , 2004. – 432 с.
32. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Перевод П. С. Гуревич. – М.: Аст, Хранитель, 2007. – 624с.
33. Цыренов В. Ц. Агрессивное поведение молодежи как социально-педагогическая проблема // Вестник Бурятского университета. Серия 7, Педагогика. – Улан-Удэ: БГУ, 2010, – № 1, – С. 49-54.
34. Шабалин О. М. Агрессивное отношение к людям и правонарушающее поведение как опосредующие звенья во взаимосвязях психодинамических и личностных характеристик индивидуальности: дис…. канд. психол. наук. - Пермь, 2004. - 159 с.
35. Шестакова Е.Г., Дорфман Л.Я. Агрессивное поведение и агрессивность личности // Образование и наука. 2009. № 7 (64). - С. 51 - 65.
36. Яковлева Т. В. Взаимосвязь агрессивности с просмотром художественных фильмов в старшем подростковом возрасте // Научно-теоретический журнал «Ученые записки», 2010, - № 6, - С. 123–127.
37. Bandura, A. Exercise of personal and collective efficacy in changing societies // In: Self-efficacy in changing societies. Ed. by Bandura, A. Cambridge University Press, 1995. P. 1-45.
38. Baumeister, R.F., & Wotman, S.R. (1992). Breaking Hearts: The Two Sides of Unrequited Love. New York: Guilford Press, 1994.- 241 р.
39. Buss A H. The psychology of aggression. New York: Wiley, 1961. 307 [Department of Psychology, University of Pittsburgh, Pittsburgh, PA].
40. Buss A. H., Durkee A. An inventory for assessing different kinds of hostility // Journal of Consulting Psychology, 1957. P. 343–349.
41. Buss A. H., Perry M. The aggression questionnaire // Journal of Personality and Social Psychology, 1992. P. 452–459.
42. Dollard, J. Frustration and Aggression/ J. Dollard, N. Miller, L. W. Doob, O. H.Mower, R. R. Sears. London: Routledge, 1998.– 150 р.
Вопрос-ответ:
Какие основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии существуют в психологии?
В психологии выделяются несколько основных теоретических подходов к понятию агрессивности и агрессии. Одним из них является теория внутренних побуждений, согласно которой агрессивность является присущей человеку и вытекает из его внутренних потребностей и инстинктов. Другой теоретический подход связывает агрессивность с внешним окружением, считая, что она является результатом социальных факторов, включая воспитание, общество и культуру. Еще одним подходом является теория когнитивных процессов, которая утверждает, что агрессивное поведение возникает из определенных мыслительных процессов и перцепций. Кроме того, существуют теории, которые сочетают разные аспекты и подходы к понятию агрессивности.
Что представляет собой агрессивность?
Агрессивность – это комплекс психологических и поведенческих характеристик личности, проявляющихся в стремлении к причинению вреда другой живой сущности. Агрессивность может проявляться в различных формах, включая физическую, вербальную, пассивно-агрессивную и другие.
Какие виды агрессии существуют?
В психологии выделяют несколько видов агрессии. Физическая агрессия предполагает применение физического насилия или нарушение физической целостности другого человека. Вербальная агрессия выражается через использование оскорблений, угроз или других форм словесного насилия. Пассивно-агрессивная агрессия включает в себя пассивное непослушание, уклонение или неответственное поведение, направленное на причинение дискомфорта другим людям. Это лишь некоторые из видов агрессии, которые могут проявляться в разных ситуациях и контекстах.
Какие основные теоретические подходы существуют к понятию агрессивности и агрессии?
Основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии в психологии включают в себя: теорию инстинкта агрессии, теорию обучения агрессии, теорию отрицательного подкрепления, теорию социальной обусловленности агрессии и теорию фрустрации-агрессии.
Как можно охарактеризовать агрессивность?
Агрессивность - это потенциальная или активная готовность к использованию физической или вербальной силы с целью нанести вред или причинить боль другим людям.
Какие виды агрессии существуют?
Виды агрессии можно разделить на физическую и вербальную агрессию, прямую и косвенную агрессию, активную и пассивную агрессию.
Какие выводы можно сделать по первой главе, посвященной теоретическому исследованию психологических особенностей агрессивности личности?
По первой главе можно сделать вывод, что существуют различные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии, что агрессивность можно охарактеризовать как потенциальную или активную готовность к насилию, и что существуют различные виды агрессии.
Какие психологические особенности агрессивности личности были выявлены в эмпирическом исследовании узбекских и российских студентов?
Психологические особенности агрессивности личности узбекских и российских студентов до сих пор не были описаны, так как описанием представлены результаты только первой главы.
Какие основные теоретические подходы существуют к понятию агрессивности и агрессии в психологии?
Основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии в психологии включают биологический подход, социально-психологический подход, психоаналитический подход и когнитивный подход. Биологический подход предполагает, что агрессия является инстинктами, врожденными реакциями организма на определенные стимулы. Социально-психологический подход объясняет агрессивное поведение как результат взаимодействия социальных факторов, таких как культурные нормы, семейное воспитание и социальная среда. Психоаналитический подход связывает агрессию с внутренними конфликтами и подсознательными стремлениями. Когнитивный подход сосредоточен на мыслях, представлениях и восприятиях, которые формируют агрессивное поведение.
Какие виды агрессии существуют?
В психологии выделяют несколько видов агрессии в зависимости от ее проявления. Физическая агрессия включает физическое насилие, нападение или причинение физического вреда другому человеку. Вербальная агрессия выражается в оскорблениях, угрозах и негативном языке, используемом в общении. Пассивно-агрессивное поведение проявляется в форме протеста, индиректных угроз или манипуляций. Реактивная агрессия возникает в ответ на конкретную угрозу или провокацию, в то время как инструментальная агрессия используется для достижения определенных целей.
Какие психологические особенности агрессивности личности были выявлены у узбекских и российских студентов?
Эмпирическое исследование психологических особенностей агрессивности личности узбекских и российских студентов указывает на то, что у узбекских студентов наблюдается более высокий уровень агрессивности по сравнению с российскими студентами. Узбекские студенты проявляют большую склонность к физической агрессии, в то время как российские студенты чаще проявляют вербальную агрессию. Эти различия могут быть связаны с культурными и социальными факторами, такими как семейное воспитание, образование и социальная среда, которые влияют на формирование агрессивности у студентов.