Предмет полемики. Определенность позиций участников.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Межкультурная коммуникация
  • 19 19 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 18.01.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛЕМИКИ 4
2. ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ПОЛЕМИКИ 9
3. ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПОЗИЦИЙ УЧАСТНИКОВ ПОЛЕМИКИ 11
4. ФУНКЦИИ ПОЛЕМИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Фрагмент для ознакомления

К основным факторам, которые оказывают воздействие на характер полемики, относят: цель, социальную ценность предмета обсуждения, количество полемистов, форму проведения полемики.
Структура доказательства состоит из следующих элементов: тезис, аргументы и демонстрация.
Под тезисом понимают мысль или положение, верность которого необходимо доказать.
Аргументы представляют собой доводы, доказательства, посредством которых обосновывается тезис. Аргументы подразделяются на рациональные и иррациональные (психологические).
В качестве демонстрации выступают логические рассуждения, совокупность умозаключений, используемые в процессе выведения тезиса.
Полемическими средствами являются также статистические данные и факты, ссылки на мнения и высказывания авторитетных лиц, фактический материал, эффективно воздействующий на чувства и эмоции аудитории.
Неплохим полемическим средством является отвлечение внимания противника от главного своего тезиса, который полемист хотел бы оставить вне критики противника. С целью отвлечения внимания полемист может выдвинуть второстепенный аргумент, который достаточно слаб и который не жалко потерять. Противник, видя слабые места этого аргумента, тотчас же набрасывается на слабое место и начинает приводить против него доказательства, при этом он теряет из виду другие доводы, более важные и весомые, но при этом высказываемые как бы между прочим.


4. ФУНКЦИИ ПОЛЕМИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

По мнению С.А. Минеевой, в полемическое мастерство входит знакомство с предметом полемики, а также необходимость соблюдать главные требования культуры полемики, уметь «доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента», применять полемические приемы, противостоять уловкам оппонента.
В процессе совершенствования полемического мастерства, происходит выполнение основных функций полемики. В.Б. Родос выделяет три ключевые функции полемического искусства:
— социальную функцию, сущность которой состоит в том, чтобы в условиях демократического общества каждый гражданин с помощью полемического мастерства смог выразить, обосновать и отстоять собственное мнение, воспользовавшись тем самым своим правом на гласность. Естественно, речь идет о честной, демократичной полемике, которая является опорой политики демократизации;
— информационную функцию, суть которой составляет происходящий во время полемики интенсивный обмен информацией, которая благодаря полемическому мастерству доходит до оппонентов «в правильной и информативной форме». Автор считает самопонимание, раскрытие и уточнение личной позиции самой важной истиной, которая рождается в полемике;
— информативную функцию, поскольку в любой полемике заложена информация, которая благодаря правилам полемического мастерства является достоверной и важной. Полемика способствует тренировке и развитию ума, человеческого разума, предоставляет ему сферу проявления.
С нашей точки зрения, дополнительно к названным можно выделить воспитательную функцию. Она проявляется в том, что полемист, выражая собственное суждение, отстаивая свою позицию, обосновывая и доказывая верность выдвинутых положений, воздействует на аудиторию и оказывает на слушателей определенное влияние. Полемика формирует у слушателей конкретную позицию, расширяет их кругозор, развивает компетентность в той или иной сфере, обсуждаемой во время полемики.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве цели данной работы было выдвинуто: рассмотрение предмета полемики, установление определенности позиций участников дискуссий.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
— определить понятие «полемика» и раскрыть ее сущность;
— установить предмет полемики и выявить ее специфику;
— установить определенность позиций участников полемики;
— определить функции полемического мастерства.
Применив различные методы исследования, мы выполнили эти задачи, тем самым, реализовали выше обозначенную цель, а именно – рассмотрение предмета полемики, установление определенности позиций участников дискуссий.
В ходе работы на основе анализа специальной литературы мы пришли к следующим выводам:
В качестве обязательного качества любого образованного человека выступает владение полемическим мастерством, под которым понимается умение компетентно и эффективно обсуждать вопросы и проблемы, являющиеся жизненно важными для общества, владеть искусством доказывания и убеждения, аргументированного отстаивания своей позиции и опровержения мнения оппонента.
В современном обществе без умения общаться не может быть успеха ни в какой сфере деятельности. Сейчас наступило время информационного общества, а в таком обществе главным товаром является информация, а также умение обмениваться информацией в процессе общения, т.е. необходимо владеть умением использовать этот товар.
В обществе невозможно достичь успеха, если у человека отсутствует умение доказать окружающим свои идеи и отстоять их, ведь не каждый человек обладает способностью грамотно спорить, не просто вступать в спор, входить при этом в азарт и криком пытаться добиться победы. Такая победа ничего не принесет спорящим, а только окончательно испортит отношения между ними.
Умение спорить и аргументированно доказывать свою правоту — это настоящее искусство, овладеть которым нелегко, но зато владение этим искусством можно отнести к одному из главных достоинств любого человека.
Полемическое мастерство является именно таким искусством, которое предполагает знание предмета полемики, понимание ее сущности, следование основным правилам культуры полемики, компетентное применение полемических приемов, умение противостоять уловкам противника.
В искусство полемики непосредственно входит искусство аргументации, предполагающее как умение доказать истинность своих убеждений, так способность опровергнуть позицию противника, разоблачить его неправильные суждения.
Искусство полемики предполагает наличие умения задавать грамотные вопросы, это уже говорит о достаточно развитом уме и проницательности, что лежит в основе успеха в полемике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аминов, И.И. Психология делового общения: учебное пособие. М.: Флинта, 2010. — 304 с.
Андреев, В. И. Деловая риторика. (Практический курс делового общения и ораторского мастерства). — М.: Народное образование, 1995. — 208 с.
Барышева, А.Д. Этика и психология делового общения М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. — 256 с.
Вагапова Д. Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах / Д.Х. Вагапова. — М.: Цитадель, 2001. — 460 с.
Введенская, Л.А. Культура и искусство речи: современная риторика: учебное пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 576 с.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. 12-е изд., стер. - М.: 2012. — 538 с.
Гойхман, О.Я. Русский язык и культура речи / О.Я. Гойхман. - М., 2009. — 240с.
Ивин, А. А. Искусство правильно мыслить / А.А. Ивин. — М.: Просвещение, 1986. — 224 с.
Измайлова, М.А. Деловое общение: учебное пособие / М.А. Измайлов. — М.: Дашков и Ко, 2011. 4-е изд. - М.: 2011. — 252 с. [Электронное издание]. — Режим доступа: http://nashol.com/2014092479859/delovoe-obschenie-uchebnoe-posobie-izmailova-m-a-2011.html. (Дата обращения: 29.11.2017).
Карнеги, Дейл. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги / Переводчик: Леонид Борич. —М.: ЛитРес, 2016. — 420 с.
Клюев, Е.В. Речевая коммуникация / Е.В. Клюев. — М.: Рипол классик, 2002. — 315 с.
Кохтев, Н.Н. Основы ораторской речи: учеб. пособие / Н.Н. Кохтев. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2013. — 328 с.
Кузнецов, И.Н. Современная деловая риторика И.Н. кузнецов. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. — 320 с.
Минеева, С.А. Полемика — диспут — дискуссия / С.А. Минеева. — М.: 1990. — 63 с.
Павлова, Л.Г. Обучение полемическому мастерству / Л.Г. Павлова. — М.: «Знание» 1988. —433 с.
Павлова, Л. Г. Спор, дискуссия, полемика / Л.Г. Павлова. — М.: Просвещение, 1991 — 127 с.
Поварнин, С.И. Спор: О теории и практике спора / С.И. Поварнин. - М.: Терра, 2009. - 120 с.
Прошунин Н.Ф. Что такое полемика? / Н.Ф. Прошунин. — М.: Издательство политической литературы, 1985. — 336 с.
Родос, В.Б. Теория и практика полемики / В.Б. Родос. — Томск: Томский государственный университет им. В. В. Куйбышева, 1989. — 55 с.
Смирнов, Г.Н. Этика деловых отношений. Учебник. -2-е изд. -М.: Проспект, 2015. — 272 с.
Сосновская А. М. Деловая коммуникация и переговоры: учебное пособие / А.М. Сосновская. — СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011. — 180 с.
Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности (стр. 2) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pandia.ru/text/80/005/37171-2.php. (Дата обращения: 11.12.2017).
Титова Л. Г. Деловое общение: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2011Чудинов, А.П. Умение убеждать: практическая риторика / А.П. Чудинов. — Екатеринбург, 1999. — 60 с.
Шенберг, В.А. Полемика как способ духовного противоборства / В.А. Шенберг. — Л.: Общ-во «Знание» РСФСР, 1991. — 30 с.
Этика и психология делового общения (сфера сервиса): Учебное пособие / Барышева А.Д., Матюхина Ю.А., Шередер Н.Г. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 256 с.
Родос, В.Б. Теория и практика полемики / В.Б. Родос. — Томск: Томский государственный университет им. В. В. Куйбышева, 1989. — 55 с.
Павлова, Л. Г. Спор, дискуссия, полемика / Л.Г. Павлова. — М.: Просвещение, 1991 — 127 с. С. 7.
5. Карнеги Дейл. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги / Переводчик: Леонид Борич. —М.: ЛитРес, 2016. — 420 с.
Поварнин, С.И. Спор: О теории и практике спора/ С.И. Поварнин. — М.: Издательский дом «Наука», 2002.
Поварнин, С.И. Спор: О теории и практике спора/ С.И. Поварнин. — М.: Издательский дом «Наука», 2002.
Прошунин Н.Ф. Что такое полемика? / Н.Ф. Прошунин. — М.: Издательство политической литературы, 1985. — 336 с. С. 75-78.
Вагапова Д. Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах / Д.Х. Вагапова. — М.: Цитадель, 2001. — 460 с.
Введенская, Л.А. Культура и искусство речи: современная риторика: учебное пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 576 с. С. 465.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. 12-е изд., стер. - М.: 2012. - 538 с. С. 514; Ивин А. А. Искусство правильно мыслить / А.А. Ивин. — М.: Просвещение, 1986. — 224 с.; Кохтев, Н.Н. Основы ораторской речи: учеб. пособие / Н.Н. Кохтев. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2013. — 328 с.
Поварнин, С.И. Спор: О теории и практике спора/ С.И. Поварнин. — М.: Издательский дом «Наука», 2002.
Шенберг, В.А. Полемика как способ духовного противоборства / В.А. Шенберг. — Л.: Общ-во «Знание» РСФСР, 1991. — 30 с. С. 9-10.
Там же, с. 9-12.
Шенберг, В.А. Полемика как способ духовного противоборства / В.А. Шенберг. — Л.: Общ-во «Знание» РСФСР, 1991. — 30 с. С. 9-10.
Измайлов М. А. Деловое общение: учебное пособие / М.А. Измайлов. — М.: Дашков и Ко, 2011. [Электронное издание]. — Режим доступа: http://nashol.com/2014092479859/delovoe-obschenie-uchebnoe-posobie-izmailova-m-a-2011.html. (Дата обращения: 29.11.2017).
Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности (стр. 2) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pandia.ru/text/80/005/37171-2.php. (Дата обращения: 11.12.2017).
Минеева, С.А. Полемика — диспут — дискуссия / С.А. Минеева. — М.: 1990. С. 102.
Родос, В.Б. Теория и практика полемики / В.Б. Родос. — Томск: Томский государственный университет им. В. В. Куйбышева, 1989. — 55 с.
Введенская, Л.А. Культура и искусство речи: современная риторика: учебное пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 576 с.









1

1. Аминов, И.И. Психология делового общения: учебное пособие. М.: Флинта, 2010. — 304 с.
2. Андреев, В. И. Деловая риторика. (Практический курс делового общения и ораторского мастерства). — М.: Народное образование, 1995. — 208 с.
3. Барышева, А.Д. Этика и психология делового общения М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. — 256 с.
4. Вагапова Д. Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах / Д.Х. Вагапова. — М.: Цитадель, 2001. — 460 с.
5. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи: современная риторика: учебное пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 576 с.
6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. 12-е изд., стер. - М.: 2012. — 538 с.
7. Гойхман, О.Я. Русский язык и культура речи / О.Я. Гойхман. - М., 2009. — 240с.
8. Ивин, А. А. Искусство правильно мыслить / А.А. Ивин. — М.: Просвещение, 1986. — 224 с.
9. Измайлова, М.А. Деловое общение: учебное пособие / М.А. Измайлов. — М.: Дашков и Ко, 2011. 4-е изд. - М.: 2011. — 252 с. [Электронное издание]. — Режим доступа: http://nashol.com/2014092479859/delovoe-obschenie-uchebnoe-posobie-izmailova-m-a-2011.html. (Дата обращения: 29.11.2017).
10. Карнеги, Дейл. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги / Переводчик: Леонид Борич. —М.: ЛитРес, 2016. — 420 с.
11. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация / Е.В. Клюев. — М.: Рипол классик, 2002. — 315 с.
12. Кохтев, Н.Н. Основы ораторской речи: учеб. пособие / Н.Н. Кохтев. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2013. — 328 с.
13. Кузнецов, И.Н. Современная деловая риторика И.Н. кузнецов. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. — 320 с.
14. Минеева, С.А. Полемика — диспут — дискуссия / С.А. Минеева. — М.: 1990. — 63 с.
15. Павлова, Л.Г. Обучение полемическому мастерству / Л.Г. Павлова. — М.: «Знание» 1988. —433 с.
16. Павлова, Л. Г. Спор, дискуссия, полемика / Л.Г. Павлова. — М.: Просвещение, 1991 — 127 с.
17. Поварнин, С.И. Спор: О теории и практике спора / С.И. Поварнин. - М.: Терра, 2009. - 120 с.
18. Прошунин Н.Ф. Что такое полемика? / Н.Ф. Прошунин. — М.: Издательство политической литературы, 1985. — 336 с.
19. Родос, В.Б. Теория и практика полемики / В.Б. Родос. — Томск: Томский государственный университет им. В. В. Куйбышева, 1989. — 55 с.
20. Смирнов, Г.Н. Этика деловых отношений. Учебник. -2-е изд. -М.: Проспект, 2015. — 272 с.
21. Сосновская А. М. Деловая коммуникация и переговоры: учебное пособие / А.М. Сосновская. — СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011. — 180 с.
22. Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности (стр. 2) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pandia.ru/text/80/005/37171-2.php. (Дата обращения: 11.12.2017).
23. Титова Л. Г. Деловое общение: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2011Чудинов, А.П. Умение убеждать: практическая риторика / А.П. Чудинов. — Екатеринбург, 1999. — 60 с.
24. Шенберг, В.А. Полемика как способ духовного противоборства / В.А. Шенберг. — Л.: Общ-во «Знание» РСФСР, 1991. — 30 с.
25. Этика и психология делового общения (сфера сервиса): Учебное пособие / Барышева А.Д., Матюхина Ю.А., Шередер Н.Г. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 256 с.

Вопрос-ответ:

Какие факторы оказывают воздействие на характер полемики?

К основным факторам, которые оказывают воздействие на характер полемики, относятся цель, социальная ценность предмета обсуждения, количество полемистов и форма проведения полемики.

Какова структура доказательства в полемике?

Структура доказательства в полемике состоит из следующих элементов: тезис, аргументы и демонстрация.

Что представляет собой полемика?

Полемика – это спор, дискуссия, в ходе которой стороны высказывают свои аргументы, отстаивают свою точку зрения и аргументируют свои утверждения.

Какие примеры предметов полемики можно привести?

В качестве предметов полемики могут выступать различные темы и вопросы: политические, социальные, религиозные, научные и т.д. Например, полемикой могут быть споры о необходимости введения новых законов, этичности определенных практик, истинности научных теорий и т.п.

Каково значение полемического мастерства в дискуссии?

Полемическое мастерство играет важную роль в дискуссии, поскольку позволяет участникам эффективно и аргументировано отстаивать свою позицию, представлять свои доводы и оспаривать аргументы оппонентов.

Что такое полемика?

Полемика - это обсуждение или спор по какому-либо вопросу или теме, в котором участвуют несколько сторон и которое обычно сопровождается острыми высказываниями и противоборствующими аргументами.

Каков предмет полемики?

Предмет полемики может быть разнообразным и определяется в зависимости от темы или вопроса, который обсуждается. Это может быть политика, религия, наука, искусство, философия и другие сферы жизни.

Как определяются позиции участников полемики?

Позиции участников полемики определяются их мнениями, убеждениями, знаниями и личным опытом. Каждый участник имеет свою точку зрения по поводу обсуждаемого вопроса и выступает в защиту своих аргументов.

Какие факторы влияют на характер полемики?

Характер полемики зависит от нескольких факторов, таких как цель обсуждения, социальная ценность предмета полемики, количество участников, форма проведения полемики.