Социальная адаптация лиц с двигательными нарушениями

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 31 31 страница
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 19.01.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы адаптации лиц с двигательными нарушениями 6
1.1. Понятие социальной адаптации инвалидов 6
1.2. Анализ нормативно-правовой базы социальной работы 8
Глава 2. Анализ адаптации детей инвалидов 11
2.1. Общая характеристика изучаемого учреждения 11
2.2. Социологическое исследование проблем детей-инвалидов 15
Заключение 29
Список литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Недопустимый уровень социальной компетентности указывает на значительные (иногда необратимые) отклонения в психическом, физическом и социальном развитии ребенка, что затрудняет возможность овладения ею ведущей деятельностью.
При оценке уровня социализированности мы использовали метод экспертных оценок, когда задачей социального работника было оценить наличие у ребенка каждого компонента (познавательного, эмоционального, мотивационного, рефлексивного, деятельностного) по следующей шкале:
0 - Качество не проявляется;
1 - Качество проявляется слабо;
3 - Качество проявляется почти всегда;
4 - Качество проявляется всегда.
Оптимальный уровнь социализированности фиксируется при 16-20 баллах, допустимый - 11-15, критический - 6-10, недопустимый - 0-5 баллах.
Методика изучения потребностей в достижениях применялась с целью изучения уровня сформированности потребностей в достижениях. Результаты (таблица 2) подтверждают наши предположения, что значительное количество детей (20%) имеют очень неблагоприятный уровень достижений (от 7 до 9 баллов). Близко к критическому уровню (10-12 баллов) находится почти половина воспитанников (29%). Еще треть детей имеют средний уровень достижений (31%).

Таблица 2 – Результаты определения потребности в достижениях
Уровень Результаты, % Низкий уровень (7-9 баллов)
Средний уровень (10-12 баллов)
(13-14 баллов)
(15-16 баллов)
Высокий уровень (> 16 баллов) - 20%
29%
31%
12%
8%
Максимально высоким результатом методики является 25 баллов, однако такого количества не набрал ни один ребенок. В то же время у детей с высоким уровнем достижений (6%) за счет организованной учебно-воспитательной работы есть перспективы на дальнейшую социализацию.
Отдельно следует обратить внимание на то, что результаты исследования были обусловлены качественным составом группы, в которой учится и живет ребенок. Так, были группы, где подавляющее большинство детей (до 70%) имели низкий уровень потребности в достижениях, и наоборот. Объясняем это возможным воспитательным влиянием взрослого, обладающего положительным, оптимистичным мышлением или наличием лидера, направленного на достижение.
Беседа-интервьюирование, которая проводилось параллельно с письменным заполнением методики, дала следующие результаты:
1) 63% исследуемых считают, что успех в жизни больше зависит от случая, чем от планов и их реализации. Соответственно, дети больше полагаются на счастливый случай в жизни, чем на собственные усилия;
2) 75% респондентов в жизненных неудачах винят себя, а не обстоятельства, и склонны искать недостатки в себе, а не в окружающих; 75% детей считают, что уровень их требований является высоким (что не соответствует полученным данным и свидетельствует о неадекватности самооценки) и значительно выше, чем требования к уровню жизни других детей;
3) 40% опрошенных убеждены, что успех в работе или в профессиональной деятельности не важен; главными определяются хорошие отношения с близкими (т.е. все усилия направляются преимущественно на достижение успеха в общении с близкими людьми);
4) для 52% детей главным является процесс деятельности, а не ее результат (возможной причиной такой позиции могут быть предыдущие безрезультативные действия или неуверенность в собственных силах).
Исследование нравственных качеств детей проводилось с помощью анкетирования (анкета «Нравственные качества личности») с целью выявления социальных мотивов и ценностей подростков. Составленная нами анкета содержит 70 закрытых вопросов, образующих 4 шкалы: ответственность, честность, душевность (доброта), справедливость. С целью повышения достоверности результатов и уменьшения социально ожидаемых ответов, анкетирование проводилось анонимно. Его результаты представлены в таблице 3, где В - высокий уровень проявления качества, С - средний, Н - низкий, М - медиана, Е - среднее, первые три группы данных представлены в %.
Таблица 3 – Результаты проявления нравственных качеств детей
Ответственность Честность В С Н Мо 2 В С Н Мо 2 71,5 21,5 7 10 9,4 10,6 46,4 43 12,5 12,6 Душевность Справедливость В С Н Мо 2 В С Н Мо 2 0 82 18 13 10 0 96 4 15 13
Анализ результатов дает основание сделать следующие выводы. Высокий уровень проявления определенного качества у воспитанников колледжа присущ только по шкале «ответственность». Высокие оценки воспитанников по шкале «ответственность» могут свидетельствовать об уже рассмотренных выше особенностей психического развития детей в учреждениях опеки: желание служить взрослому ради положительной оценки, попытки внешними атрибутами компенсировать отсутствие близких эмоциональных отношений, стремление привлечь внимание взрослого.
Интересным фактом считаем, что по двум шкалам (милосердие и справедливость) у детей отсутствуют такие, которые имеют высокий уровень проявления качества. Причиной такого распределения считаем специфику проживания детей в условиях неблагополучной семьи. Невыраженность качеств по шкале «душевность» у детей может свидетельствовать о феномене «морального иждивенчества». Он заключается в том, что у детей-инвалидов существует ощущение оскорбленности, несправедливости к ним судьбы, и, как следствие, большая уверенность в том, что все окружающие должны их жалеть, им помогать, содержать, и т .д.
Самые низкие показатели приходятся именно на честность, что свидетельствует о необходимости воспитательной работы в этом направлении. Низкие результаты по шкале «Честность» детей можно было предвидеть, поскольку часто именно обман выступает для таких категорий детей способом решения всех проблем. Учитывая это доминантой наших педагогических соображений мнение о необходимости вооружения их адекватными способами достижения успеха в различных сферах жизни.
Склонность детей к девиантному поведению определялась по 7 шкалам, а именно:
1 - Шкала социальной желательности (15 пунктов);
2 - Шкала склонности к девиантному поведению (17 пунктов);
3 - Шкала склонности к аддиктивному поведению (20 пунктов);
4 - Шкала склонности к саморазрушительному поведению (21 пунктов);
5 - Шкала склонности к агрессии и насилию (25 пунктов); - шкала, волевого контроля эмоциональных реакций (15 пунктов);
6 - шкала, склонности к делинквентному поведению (20 пунктов).
Эти шкалы охватывают полную картину возможных отклонений в поведении подростков. Результаты исследования представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Карта склонности к девиантному поведению детей
шкала Вадим Д. Ольга Г. Наталья И. Владимир С. Светлана Л. Дмитрий В. Михаил А. Вадим Т. Александр К. Вадим Д. Александр К. I 5 6 4 4 2 5 4 3 3 5 4 II 3 6 5 11 11 9 3 7 10 2 7 III 5 6 6 15 6 11 6 12 10 2 12 IV 12 3 8 11 12 7 11 10 10 0 11 V 11 1 4 18 15 16 11 13 14 4 15 VI 9 3 7 7 13 6 13 13 11 9 13 VII 5 6 6 16 8 12 10 11 10 2 13
Средние результаты диагностики склонности к девиантному поведению представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Склонность к девиантному поведению
I II III IV V VI VII Σ1 Σ2 Σ1 Σ2 Σ1 Σ2 Σ1 Σ2 Σ1 Σ2 Σ1 Σ2 Σ1 Σ2 4,09 2,72 6,72 3,95 9,18 4,59 8,63 4,10 11,36 4,54 9,45 6,3 9,0 4,50 Где Σ1 - среднее значение по детям, Σ2 - среднее значение по шкалам.

Самые высокие показатели оказались по шкале волевого контроля эмоциональных реакций, что свидетельствует о том, что дети пытаются скрывать чувства, естественность эмоциональных реакций заблокирована. Эмоциональная сфера личности должна соответствовать нескольким характеристикам: аутентичности (подлинности), конгруэнтности (соответствия вербальных и реальных проявлений поведения), спонтанности. Результаты эксперимента показывают, что эмоциональная сфера воспитанников не содержит названных характеристик. Это может быть следствием необходимости и стремления постоянно контролировать выражение своих эмоций для получения положительной оценки со стороны окружающих взрослых.


Заключение

Опытно-экспериментальную часть дипломной работы мы организовали в виде социологического исследования проблемы социальной защиты семей с детьми-инвалидами.
Интервью с мамой ребенка-инвалида и самим ребенком-инвалидом свидетельствуют о том, что социальная защита не является достаточной. Причем акцент делается не только на материально-экономическом аспекте проблемы (скудности пенсии, материальной помощи, дороговизне лечения и т.п.), но и на социально-реабилитационном аспекте. Речь идет прежде всего о различении разных направлений реабилитации, несогласованности действий медицинских учреждений и психолого-педагогических учреждений, об отсутствии комплексных реабилитационных программ, и создает социальную изоляцию семьи ребенка инвалида, ее отчуждение от общественной жизни.
Также можно отметить, что у подавляющего большинства родителей существуют определенные нарушения родительского отношения, которые нуждаются в психологической коррекции. Кроме того, в структуре родительского отношения ту или иную степень нарушения имеют все три основных компонента отношения (эмоциональный, поведенческий, когнитивный).
Исследование индивидуальных качеств детей раскрыло негативные тенденции, которые могут привести к социальной дезадаптации детей в будущем, что помешает их социальной деятельности; позволило выделить приоритетные направления психолого-педагогической работы с этими категориями детей. Полученные данные позволяют определить имеющийся уровень социализированности.

Список литературы

Андреева О.С. Актуальные проблемы инвалидности и пути медико-социальной реабилитации инвалидов. М.:1997. 132 с.
Андреева О.С. Принципы формирования и реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2000. №4.
Богданова О.А. /Организация социальной работы в психоневрологических интернатах./ Вологда 2006. 58 с.
В мире насчитывается более миллиарда инвалидов, - ООН //http://podrobnosti.ua/society/2013/09/23/931770.html
Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
Дементьева Н.Ф.. Шаталова Е.Ю. /Социальная работа в учреждениях здравоохранения./ Москва, 1992. 220 с.
Дементьева Н.Ф. Социально-трудовая реабилитация нетрудоспособных граждан, находящихся в защищенных условиях // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 1998. №1.
Дементьева Н.Ф., Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. /Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов/ Тюмень 1995 г.
Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: От призрения к реабилитации. Красноярск, 1993.
Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. /Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан./ М.: 1991. 230 с.
Дементьева Н.Ф., Холостова Е.И. /Социальная реабилитация./ учебное пособие Москва, 2004. 300 с.
Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. /Организационно - методические аспекты деятельности социального работника/ Москва 1992,
Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. /Социальная работа в учреждениях здравоохранения./ Москва, 1992. 220 с.
Количество инвалидов в России на 2013 год //http://www.pressgrad.ru/kolichestvo-invalidov-v-rossii-na-2013-god/
Комплексная реабилитация инвалидов.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешихина и др.; Под ред. Т.В. Зозули. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 304 с.
Методические рекомендации. Организация социальной работы в психоневрологических интернатах. Вологда. 2006.
Методические рекомендации. Организация социальной реабилитации инвалидов в реабилитационном центре. Москва. 2003. С.12
Методические рекомендации. Технология социальной реабилитации инвалидов. Москва. 2003.
На защите прав инвалидов // Тула. 2011. № 45. 30 июня. С. 16.
Осадчих А.И. Теоретические основы трудовой реабилитации // Медицинская реабилитация / Под ред. В.М. Боголюбова. Пермь, 1998. - Т. 1.
Романов Д.В. Особенности проживания пожилых людей и инвалидов в стационарном учреждении психоневрологического типа. Ж. Помощь Инвалидам и Пожилым Людям. Октябрь, 2006.
Современные подходы к проблемам комплексной реабилитации инвалидов с ограниченными умственными возможностями. - Ж: Работник социальной службы №1, 2005 г. с 7-11.
Теория и методика социальной работы. Ч1. Москва, 1994 г.
Теория социальной работы / Под. Ред. Проф. Е.И. Холостовой. М.: Юрислъ, 1998
Холостова Е.И. Технологии социальной работы: Учебник/ под общей ред. Проф.Холостовой Е.И. М:ИНФРА, 2004. 400 с.
Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. М., 2010.
Холостова Е.И. /Словарь - справочник по социальной работе./ Москва: Юрист, 1997. - 115 с.
Холостова Е.И. Оккупационная терапия как новое направление реабилиталогии // Развитие социальной реабилитации в России. М., 2000.
Холостова Е.И. Технологии социальной работы: Учебник/ под общей ред. Проф. Холостовой Е.И. М:ИНФРА, 2004. 400 с.
Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. 2-изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К».2003. 340 с / Словарь.









2

Список литературы

1. Андреева О.С. Актуальные проблемы инвалидности и пути медико-социальной реабилитации инвалидов. М.:1997. 132 с.
2. Андреева О.С. Принципы формирования и реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2000. №4.
3. Богданова О.А. /Организация социальной работы в психоневрологических интернатах./ Вологда 2006. 58 с.
4. В мире насчитывается более миллиарда инвалидов, - ООН //http://podrobnosti.ua/society/2013/09/23/931770.html
5. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
6. Дементьева Н.Ф.. Шаталова Е.Ю. /Социальная работа в учреждениях здравоохранения./ Москва, 1992. 220 с.
7. Дементьева Н.Ф. Социально-трудовая реабилитация нетрудоспособных граждан, находящихся в защищенных условиях // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 1998. №1.
8. Дементьева Н.Ф., Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. /Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов/ Тюмень 1995 г.
9. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: От призрения к реабилитации. Красноярск, 1993.
10. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. /Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан./ М.: 1991. 230 с.
11. Дементьева Н.Ф., Холостова Е.И. /Социальная реабилитация./ учебное пособие Москва, 2004. 300 с.
12. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. /Организационно - методические аспекты деятельности социального работника/ Москва 1992,
13. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. /Социальная работа в учреждениях здравоохранения./ Москва, 1992. 220 с.
14. Количество инвалидов в России на 2013 год //http://www.pressgrad.ru/kolichestvo-invalidov-v-rossii-na-2013-god/
15. Комплексная реабилитация инвалидов.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешихина и др.; Под ред. Т.В. Зозули. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 304 с.
16. Методические рекомендации. Организация социальной работы в психоневрологических интернатах. Вологда. 2006.
17. Методические рекомендации. Организация социальной реабилитации инвалидов в реабилитационном центре. Москва. 2003. С.12
18. Методические рекомендации. Технология социальной реабилитации инвалидов. Москва. 2003.
19. На защите прав инвалидов // Тула. 2011. № 45. 30 июня. С. 16.
20. Осадчих А.И. Теоретические основы трудовой реабилитации // Медицинская реабилитация / Под ред. В.М. Боголюбова. Пермь, 1998. - Т. 1.
21. Романов Д.В. Особенности проживания пожилых людей и инвалидов в стационарном учреждении психоневрологического типа. Ж. Помощь Инвалидам и Пожилым Людям. Октябрь, 2006.
22. Современные подходы к проблемам комплексной реабилитации инвалидов с ограниченными умственными возможностями. - Ж: Работник социальной службы №1, 2005 г. с 7-11.
23. Теория и методика социальной работы. Ч1. Москва, 1994 г.
24. Теория социальной работы / Под. Ред. Проф. Е.И. Холостовой. М.: Юрислъ, 1998
25. Холостова Е.И. Технологии социальной работы: Учебник/ под общей ред. Проф.Холостовой Е.И. М:ИНФРА, 2004. 400 с.
26. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. М., 2010.
27. Холостова Е.И. /Словарь - справочник по социальной работе./ Москва: Юрист, 1997. - 115 с.
28. Холостова Е.И. Оккупационная терапия как новое направление реабилиталогии // Развитие социальной реабилитации в России. М., 2000.
29. Холостова Е.И. Технологии социальной работы: Учебник/ под общей ред. Проф. Холостовой Е.И. М:ИНФРА, 2004. 400 с.
30. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. 2-изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К».2003. 340 с / Словарь.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические аспекты исследуются в статье?

В статье исследуются теоретические аспекты социальной адаптации лиц с двигательными нарушениями.

Что понимается под социальной адаптацией инвалидов?

Социальная адаптация инвалидов - это процесс приспособления к жизни в обществе, который включает в себя освоение навыков самообслуживания, обучение, поиск работы и взаимодействие с другими людьми.

Какие проблемы затрагиваются в анализе адаптации детей инвалидов?

В анализе адаптации детей инвалидов затрагиваются проблемы обучения, социальной поддержки и неравенства. Рассматривается важность обеспечения инклюзивного образования, достойных условий жизни и развития для всех детей без исключения.

Какой уровень социальной компетенции указывает на недопустимый уровень адаптации?

Недопустимый уровень социальной компетентности указывает на то, что показатели адаптации индивида являются низкими или неудовлетворительными.

Какую информацию можно найти в списке литературы статьи?

В списке литературы статьи можно найти перечень использованных источников и литературы, на которые авторы статьи ссылаются. Это может быть полезным для тех, кто хочет углубиться в данную тему и ознакомиться с дополнительными материалами.

Что такое социальная адаптация у лиц с двигательными нарушениями?

Социальная адаптация - это процесс приспособления человека с ограниченными двигательными возможностями к условиям общества, чтобы он мог жить полноценной жизнью и участвовать в социальных отношениях. Она включает в себя освоение навыков самообслуживания, образование, трудоустройство и социальную интеграцию.

Какие законы и нормы регулируют социальную работу с лицами с двигательными нарушениями?

В России социальная работа с лицами с инвалидностью регламентируется рядом законов и нормативных актов, включая Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", а также Постановление Правительства РФ "О мерах социальной поддержки инвалидов". Эти нормы предусматривают различные меры поддержки и социального обслуживания для лиц с ограниченными возможностями.

Какие проблемы возникают у детей с двигательными нарушениями при адаптации в общество?

Дети с двигательными нарушениями сталкиваются с рядом проблем при адаптации в общество. Это может быть трудность в получении качественного образования, ограниченные возможности для занятия физической активностью и участия в спортивных мероприятиях, а также проблемы в социальной коммуникации и взаимодействии со сверстниками. Все эти проблемы требуют комплексной поддержки и специализированного сопровождения.

Какие методы социальной работы применяются для адаптации детей с двигательными нарушениями?

Для адаптации детей с двигательными нарушениями используются различные методы социальной работы, включая индивидуальное консультирование и психологическую поддержку, групповые занятия для развития социальных навыков, организацию специализированных реабилитационных программ и обучение родителей и близких родственников методам помощи и поддержки. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать условия для его полноценного развития и социализации.

Что такое социальная адаптация инвалидов?

Социальная адаптация инвалидов - это процесс, в результате которого люди с двигательными нарушениями успешно включаются в общество, преодолевая возникающие проблемы и приспосабливаясь к окружающей среде.