Гендерные особенности проявления эмпатии в периоде поздней юности
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 21.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Характеристика периода поздней юности 5
1.1. Общие тенденции развития личности в период поздней юности 5
1.2. Гендерные особенности эмоциональной сферы личности в период поздней юности 8
1.2.1. Понятие «гендерные особенности». Гендерная социализация 8
1.2.2. Сравнительные характеристики эмоциональной сферы юношей и девушек 10
1.3. Выводы по первой главе 15
Глава 2. Теоретические основы изучения эмпатии 17
2.1.Эмпатия как социально-психологический феномен 17
2.1.1. Определение эмпатии 17
2.1.2. Виды и проявления эмпатии 19
2.2. Особенности проявления эмпатии в период поздней юности 21
2.3. Выводы по второй главе 25
Глава 3. Взаимосвязь между гендерными особенностями и эмпатией у юношей и девушек период поздней юности 27
3.1. Цель и задачи исследования 27
3.2. Методика исследования 28
3.3. Ожидаемые выводы 29
Заключение 30
Список литературы 31
1): рациональный, эмоциональный компонент, интуитивный канал эмпатии, установки, которые способствуют эмпатии, проникающая способность и идентификация в эмпатии, все это указывает не только на высокую способность к эмпатии у девушек, но и на развитие способствующих эмпатии поведенческих стереотипов, в сравнении с юношами. Однако, как указывают исследователи, уровня статистической значимости достигают различия только по шкалам «интуитивный канал эмпатии», «эмоциональный канал эмпатии», «установки, способствующие эмпатии» и «общая шкала эмпатии». Рис. 1. Различия в проявлении эмпатии между юношами и девушками в период поздней юности (по К.И.Корнееву, А.А.Горбуновой)Интересные данные были получены Т.П.Гавриловой и Т.В.Дорониной в исследовании степени зависимости точности межличностной перцепции от типа гендерной идентичности [9]. Было обнаружено, что юноши склонны более точно воспринимать «симпатичных» им людей, нежели «не симпатичных». Эта тенденция характерна для всех типов гендерной идентичности (фемининной, маскулинной, диффузной и андрогинной), однако наблюдаются значимые различия в степени точности восприятия. Наибольшая степень точности межличностной перцепции была выявлена у юношей с незрелой гендерной идентичностью. Андрогинный и фемининный тип идентичности показали схожие результат и степень точности межличностной перцепции у них значимо выше, чем у юношей и девушек с маскулинным типом идентичности. На основании этих данных можно говорить о том, что у индивидов с маскулинной гендерной идентичностью показатели межличностной перцепции самые низкие по точности восприятия другого. Это может быть связано с нацеленностью их на личный успех, с большим вниманием маскулинных людей к себе, нежели к окружающим, недостаточную заинтересованность окружающими людьми. Таким образом, можно говорить, что у юношей и девушек с маскулинным типом гендерной идентичности уровень эмпатических способностей ниже, чем у других типов. Данные имеющихся на сегодняшний день исследований позволяют говорить о наличии перспектив в исследовании гендерных особенностей проявления эмпатии в зависимости от периода развития личности, факторов социального окружения и культурных особенностей общества. 2.3. Выводы по второй главе1. Исследование эмпатии в современной психологии сталкивается со следующими трудностями: множество определений понятия (в том чсиле, противоречащих друг другу); неуловимость понятия; отсутствие целостного взгляда на эмпатию; смешение процессов эмпатии и ее результатов; споры о соотношении понятий симпатии, эмпатии, идентификации и пр. 2. Для развития эмпатии важна способность встать на позицию другого человека, т.е. способность к децентрации, возможность рефлексивной позиции. Эмпатия может быть осуществлена как эмоциональный отклик в элементарных формах, так и в высших формах личностного чувственного реагирования в отношении к другому человеку. 3. Виды и проявления эмпатии: эмоциональная, когнитивная и предиктивная. Эмпатия проявляется в форме сопереживания (переживания таких же эмоций и чувств на основе отождествления) и сочувствия другому человеку (как собственные переживания человека относительно чувств другого), в эмпатии прослеживается альтруистический мотив. 4. В структуре эмпатических способностей выделяют такие самостоятельные компоненты, как: эмоциональную активность, развитость экспрессии, широту эмоционального репертуара, альтруистическую направленность, адаптивную гибкость эмоций, коммуникативную толерантность, наблюдательность, воображение, способность к синтонии, интуицию и способность к идентификации.5. Эмпатию можно рассматривать как способ безусловного принятия. Эмпатия является условием, при котором человек получает самоуважение и позитивное отношение без подавления тенденции к самоактуализации. Способность к эмпатии и поиск партнера, с которым возникло бы взаимопонимание, являются важными задачами юношеского периода. 6. Эмпатия является необходимым условием эффективного коммуникативного взаимодействия, что становится особенно актуальным в возрасте поздней юности. Человек расширяет направления социальных взаимодействий, в том числе профессионального развитии и коммуникации, кроме того, усиливается потребность в глубине эмоциональных контактов с противоположным полом.7. Различия между женщинами и мужчинами в проявлениях эмоциональности и эмпатии могут проявляться как минимум на двух уровнях: способностью понимать эмоциональные состояния другого человека (непосредственно эмпатия), и умение выражать это понимание (эмоциональная экспрессия); связан с переживанием человека собственных эмоций (эмоциональные переживания) и способами эти эмоции выражать вовне (эмоциональная экспрессия).8. Гендерные особенности эмпатии: девушки обладают более выраженной ориентацией на понимание эмоциональных состояний партнера, которые проявляются преимущественно в процессе межличностных отношений, тогда как юноши ориентированы на понимание собственных состояний и их регуляцию; у девушек более выражены компоненты способности к эмпатии,что указывает не только на высокую способность к эмпатии у девушек, но и на развитие способствующих эмпатии поведенческих стереотипов, в сравнении с юношами. 9. Наибольшая степень точности межличностной перцепции обнаружена у юношей с незрелой гендерной идентичностью. Андрогинный и фемининный тип идентичности показали схожие результат и степень точности межличностной перцепции у них значимо выше, чем у юношей и девушек с маскулинным типом идентичности. Таким образом, у юношей и девушек с маскулинным типом гендерной идентичности уровень эмпатических способностей ниже, чем у других типов. Глава 3. Взаимосвязь между гендерными особенностями и эмпатией у юношей и девушек период поздней юности3.1. Цель и задачи исследованияЦель исследования: изучить взаимосвязь гендерных особенностей проявления эмпатии у юношей и девушек в период поздней юности.Предмет исследования: гендерные особенности проявления эмпатии в период поздней юности.Объект исследования: юноши и девушки в возрасте от 18 до 23 летв количестве 60 человек.Гипотезы исследования:1. Общий уровень эмпатии у девушек в период поздней юности достоверно выше, чем у юношей.2. В структуре эмпатии у лиц с фемининнымтипом гендерной идентичности преобладает эмоциональный и интуитивный компонент.3. В структуре эмпатии у лиц с маскулинным типом гендерной идентичности преобладает рациональный компонент.4. Лица с андрогинным типом гендерной идентичности отличаются высокой степенью идентификации в эмпатии.Задачи исследования:1. Провести диагностику эмпатии с выделением общего уровня эмпатии и ее компонентов у юношей и девушек с помощью методики «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко.2. Сравнить показатели эмпатии у юношей и девушек.3. Провести диагностику гендерной идентичности юношей и девушек с помощью полоролевого опросника С.Бем.3.Провести анализ взаимосвязи между общем уровнем эмпатии, а также выраженности ее компонентов у юношей с разным типом гендерной идентичности.3.2. Методика исследованияВыборка составила: юноши и девушки в возрасте от 18 до 23 лет в количестве 60 человек (30 девушек, 30 юношей).Для сбора диагностических данных были использованы:методика «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко и полоролевой опросник С.Бем.Методика «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко является личностным опросником и предназначена для оценки уровня общей эмпатии, а также ее структурных компонентов (каналов): рациональный эмоциональный, интуитивный каналы, а также установки, способствующие или препятствующие эмпатии, проникающую способность в эмпатии и идентификацию.ПолоролевойопросникС.Бемявляется личностным опросником и предназначен для диагностикистепени выраженности фемининных и маскулинных характеристик, в связи с чем определяется тип личности: фемининный, маскулинный, андрогинный. Методы исследования: тестирование, статистические методы анализа.Этапы исследования:1. Проведение комплекса исследований по методике «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко и полоролевомуопросникуС.Бем.2. Обработка полученных данных осуществлялась с помощью программы STATISTICA и программы Exсel.Для анализа результатов использовался коэффициент корреляции Пирсона, который рассчитывается по формуле:где — средние значения переменных Xи Y.3. Анализ, обсуждение и интерпретация полученных результатов.3.3.Ожидаемые выводы1. Можно предположить, что общий уровень эмпатии у девушек в период поздней юности будет выше, чем у юношей, достоверность различий будет подтверждена науровнем статистической значимости.2. Можно предположить, что в структуре эмпатии у лиц с фемининным типом гендерной идентичности будет преобладать эмоциональный и интуитивный компонент в сравнении с другими типами гендерной идентичности – маскулинный и андрогинным.3. Можно предположить, что в структуре эмпатии у лиц с маскулинным типом гендерной идентичности будет преобладать рациональный компонент в сравнении с фемининным и андрогинным типом.4. Можно предположить, что девушки и юноши с андрогинным типом будут показывать более высокую степень идентификации в эмпатии в сравнении с маскулинным и фемининным типом гендерной идентичности.ЗаключениеВ данной курсовой работе нами были рассмотрены общие тенденции развития личности в период поздней юности, в частности гендерные особенности эмоциональной сферы. Значительная часть работы была посвящена анализу проблему эмпатии в современной психологической науки, определению самого понятия «эмпатия», рассмотрению ее видов и проявлений у юношей и девушек в период поздней юности. В качестве теоретической гипотезы исследования мы предположили, что проявления эмпатии в период поздней юности имеют гендерные особенности. И в процессе анлизапсихолого-педгогической литературы, а также данных последних исследований в области гендерных особенностей проявления эмпатии, пришли к заключению, что это предположение находит подтверждение.Таким образом, цель и задачи, стоящие перед представленной работой, реализованы в полном объеме.В качестве актуальности исследований гендерных особенностей проявления эмпатии в период поздней юности отметим фрагментарность и иногда противоречивость опубликованных эмпирических результатов. Это может быть связано с нечетким определением ключевых понятий: эмпатии и гендерных особенностей юношей, а также определения возрастных границ юношеского возраста, особенно возраста поздней юности, пределы которого в современном обществе оказываются расширенными (прежде всего, это касается психологического и социального возраста личности). Требует уточнение само понятие «Гендерные особенности» и «гендерная социализация» в условиях современного общества. Обозначенные противоречия и проблемы обозначают перспективы дальнейших исследований. Список литературыАнаньев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2016. – 228 с.Андреева Г.М. Социальная психологи. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 376 с.Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл : Академия, 2007. – 528 с.Берн Ш. Гендерная психология. - М.: Прайм-Еврознак, 2004. - 320 с.Божович Л.И. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.Большой психологический словарь/ под ред.Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: АСТ, Прайм_Еврознак, 2009. – 816 с.Братусь Б.С. Смысловая сфера личности / Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001.С.130 – 139.Гаврилова Т.П. Социальная децентрация и ее роль в развитии эмпатии личности // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга (в семье, школе, производственных коллективах): тезисы докладов II Всероссийской конференции в г. Краснодаре / под ред. А. А. Бодалева. – М.: АПН СССР, 1979. – С. 10–11.Гаврилова Т.П., Доронина Т.В. Взаимосвязь степени точности межличностной перцепции с типом гендерной идентичности и валентностью эмоционального отношения к личности // Психологическая наука и образование. 2007. №5. C. 237-242.Захарова Е.С. Гендерные различия проявления эмпатии в юношеском возрасте / http://sntk.vlsu.ru/index.php/poisk/2367-gendernye-razlichiya-proyavleniya-empatii-v-yunosheskom-vozraste [дата обращения: 16.12.17]Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003.Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатии» в психологии: дис. … канд. психол. наук. – М., 2013. – 175 с.Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. – 368 с.Краткий психологический словарь /Сост. Л.А. Карпенко; Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с. Леонтьев Д.А.Личностный потенциал: структура и диагностика. – М.: Смысл, 2011. – 255 с.Мантикова А. В. Страхи у девушек позднего периода юности как деформаторы коммуникации в молодежной среде // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. № 4. С. 99-163.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Издательский центр «Академия». 2000. – 456 с.Петровский В.А. Личность в психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.Рычкова О.В., Москачева М.А., Холмогорова А.Б. Сравнение способности к эмпатии у больных шизофренией и шизоаффективным психозом // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. – 2015.–№ 6(35) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 16.12.2017).Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства. – М.: Академический Проект, 2004 – 496 с. Сиколенко Е.В. Гендерные особенности эмоциональной зрелости в юношеском возрасте // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. II-III междунар. науч.-практ. конф. № 2-3(2). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 98-104.Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С. 7-24.Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. – М.: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. – 352 с.Горбатова Е.А. Эмпатия: психологическая структура и механизмы реализации // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2014. № 1. С. 23–29.Корнеев К.И., Горбунова А.А. Гендерные особенности эмоционального интеллекта, эмпатии, личностной тревожности и саморегуляции как детерминант копинг-поведения в юношеском возрасте // Вестник Омского университета. 2010 / https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-emotsionalnogo-intellekta-empatii-lichnostnoy-trevozhnosti-i-samoregulyatsii-kak-determinant-koping-povedeniya [дата обращения: 12.12.2017].
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2016. – 228 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психологи. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 376 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл : Академия, 2007. – 528 с.
4. Берн Ш. Гендерная психология. - М.: Прайм-Еврознак, 2004. - 320 с.
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
6. Большой психологический словарь/ под ред.Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: АСТ, Прайм_Еврознак, 2009. – 816 с.
7. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности / Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001.С.130 – 139.
8. Гаврилова Т.П. Социальная децентрация и ее роль в развитии эмпатии личности // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга (в семье, школе, производственных коллективах): тезисы докладов II Всероссийской конференции в г. Краснодаре / под ред. А. А. Бодалева. – М.: АПН СССР, 1979. – С. 10–11.
9. Гаврилова Т.П., Доронина Т.В. Взаимосвязь степени точности межличностной перцепции с типом гендерной идентичности и валентностью эмоционального отношения к личности // Психологическая наука и образование. 2007. №5. C. 237-242.
10. Захарова Е.С. Гендерные различия проявления эмпатии в юношеском возрасте / http://sntk.vlsu.ru/index.php/poisk/2367-gendernye-razlichiya-proyavleniya-empatii-v-yunosheskom-vozraste [дата обращения: 16.12.17]
11. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003.
12. Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатии» в психологии: дис. … канд. психол. наук. – М., 2013. – 175 с.
13. Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. – 368 с.
14. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
15. Леонтьев Д.А.Личностный потенциал: структура и диагностика. – М.: Смысл, 2011. – 255 с.
16. Мантикова А. В. Страхи у девушек позднего периода юности как деформаторы коммуникации в молодежной среде // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. № 4. С. 99-163.
17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Издательский центр «Академия». 2000. – 456 с.
18. Петровский В.А. Личность в психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.
19. Рычкова О.В., Москачева М.А., Холмогорова А.Б. Сравнение способности к эмпатии у больных шизофренией и шизоаффективным психозом // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015.–№ 6(35) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 16.12.2017).
20. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства. – М.: Академический Проект, 2004 – 496 с.
21. Сиколенко Е.В. Гендерные особенности эмоциональной зрелости в юношеском возрасте // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. II-III междунар. науч.-практ. конф. № 2-3(2). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 98-104.
22. Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С. 7-24.
23. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. – М.: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. – 352 с.
24. Горбатова Е.А. Эмпатия: психологическая структура и механизмы реализации // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2014. № 1. С. 23–29.
25. Корнеев К.И., Горбунова А.А. Гендерные особенности эмоционального интеллекта, эмпатии, личностной тревожности и саморегуляции как детерминант копинг-поведения в юношеском возрасте // Вестник Омского университета. 2010 / https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-emotsionalnogo-intellekta-empatii-lichnostnoy-trevozhnosti-i-samoregulyatsii-kak-determinant-koping-povedeniya [дата обращения: 12.12.2017].
Вопрос-ответ:
Какие гендерные особенности проявления эмпатии в периоде поздней юности?
В период поздней юности наблюдаются различия в проявлении эмпатии у молодых людей и девушек. У девушек в этом возрасте чаще встречается высокий уровень эмпатии, а у юношей - низкий или средний. Это связано с гендерными особенностями эмоциональной сферы личности.
Какие общие тенденции развития личности наблюдаются в периоде поздней юности?
В период поздней юности происходит активное формирование и развитие личности. Молодые люди начинают осознавать себя как индивидуальности и сталкиваются с рядом важных задач: выбор профессии, установление отношений с противоположным полом, развитие социальных навыков и т.д.
Что такое гендерные особенности и гендерная социализация?
Гендерные особенности - это особенности, связанные с полом (мужским или женским), которые формируются под влиянием гендерной социализации. Гендерная социализация - это процесс усвоения ролей, норм и ценностей, соответствующих определенному полу, который происходит под влиянием окружающей среды (семья, общество, школа и т.д.).
Каковы сравнительные характеристики эмоциональной сферы юношей и девушек в периоде поздней юности?
В периоде поздней юности у девушек чаще встречается высокий уровень эмоциональной отзывчивости и способности к эмпатии. Они обычно более эмоциональны и выразительны в своем эмоциональном опыте. У юношей, напротив, чаще наблюдается низкий уровень эмоциональной отзывчивости и эмпатии.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
Из первой главы статьи следует, что в периоде поздней юности наблюдаются гендерные особенности в развитии эмоциональной сферы личности. У девушек чаще встречается высокий уровень эмпатии, а у юношей - низкий или средний. Это связано с гендерными особенностями и гендерной социализацией.
Какие гендерные особенности проявления эмпатии в периоде поздней юности?
В периоде поздней юности существуют определенные гендерные особенности в проявлении эмпатии. Например, у девушек обычно выше уровень эмоциональной эмпатии, то есть способности сопереживать эмоции других людей. У юношей, в свою очередь, чаще проявляется так называемая "интеллектуальная эмпатия" - способность анализировать и понимать чужие эмоции с точки зрения разума.
Какие общие тенденции развития личности наблюдаются в периоде поздней юности?
В периоде поздней юности наблюдаются некоторые общие тенденции в развитии личности. Например, у молодых людей в этом возрасте часто возникает стремление к самоопределению, формированию своей индивидуальности и поиску своего места в обществе. Они начинают осознавать свои возможности и принимать свои собственные решения. Также в этот период происходит активное развитие самоидентификации и построения социальных отношений.
Что такое гендерная социализация и как она связана с эмоциональной сферой личности в периоде поздней юности?
Гендерная социализация - это процесс принятия и освоения социально-половых ролей, которые связаны с определенными ожиданиями и стереотипами в обществе. В период поздней юности гендерная социализация сильно влияет на эмоциональную сферу личности. Например, девушкам обычно приписывается большая эмоциональная открытость и способность к эмпатии, в то время как у юношей воспитывается подавление выражения эмоций и большее внимание к рациональным аспектам.