Песенное творчество Шуберта
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 13.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. ФРАНЦ ШУБЕРТ И ЕГО ВОАКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО 5
1.1 Жизнь Ф. Шуберта 5
1.2 Особенности вокального творчества Ф. Шуберта 7
1.3 Гете в песенном творчестве Ф. Шуберта 8
2. Анализ песенно-вокальных произведений Ф. Шуберта 14
2.1 Состав и структура вокального творчества Шуберта 14
2.2 Анализ вокального цикла Ф. Шуберта «Прекрасная Мельничиха» 18
3. Исследование особенностей и рекомендации по использовании в музыкальной педагогике вокальных произведений Ф. Шуберта 22
3.1 Особенности вокальных циклов Ф Шуберта Прекрасная мельничиха и Зимний путь 22
3.2 Музыковедческое использование схем и форм вокальных произведений Ф. Шуберта в музыкальной педагогике 24
Заключение 30
Литература и источники 32
Приложения 34
«Зимний путь» гораздо более сложен в построении песен в сравнении с песнями из первого цикла. Половина из песен «Прекрасной мельничихи» создана в форме куплетов (1,7,8,9,13,14,16,20). Большинство этих песен дает раскрытие какого-то одного настроения, не имеющего внутренних контрастов. «Зимний путь», напротив, во всех песнях, кроме «Шарманщика» имеет внутренние контрасты.3.2 Музыковедческое использование схем и форм вокальных произведений Ф. Шуберта в музыкальной педагогикеШуберт вовсе не стремится следовать за каждым стихотворным словом в своих вокальных произведениях. Он не пытается искать полных совпадений по адекватности звука и слова. Однако, мелодии Шуберта могут реагировать в отношении различных поворотов текстов, с оттеснением всех его нюансов.Новые принципы, определенные Шубертом в области вокальной мелодики, фортепианной партии, песенных форм и жанров стали основой дальнейшего развития. Этими принципами стимулировалась вся дальнейшая эволюция всей вокальной лирики.Одновременно, созданные Шубертом песни обладали внутренней, индивидуальной концепцией. При этом, музыкальные образы, на которые Шуберта вдохновила поэзия Гёте, продолжают жить в настоящее время продолжают собственную, самостоятельную жизнь, независимую от первоисточника.Данные песни написанные композитором на стихи Гёте дают понять то, с какой чуткостью проникает в сокровенный смысл поэтических образов Шуберт, какое разнообразие и индивидуальность имеют его музыкальные приемы, а также средства, которые он использует по их дальнейшего воплощения. Во всех компонентах шубертовских песен, все их элементы, в том числе: гармония и мелодика, формообразование и фортепианное сопровождение имеют подлинно новаторский характером. В качестве наиболее выдающейся особенности следует отметить их большое мелодическое обаяние. Шуберт имеет исключительный мелодический дар, поскольку его мелодии поются легко, а звучат - просто великолепно. Песни Шуберта отличаются большой напевностью и непрерывностью в своем течении. Они, как будто бы «в одном дыхании». Часто они ясно обнаруживают гармоническую основу при помощи движения аккордов по звукам. В этом состоит их песенная мелодика. Шуберт обнаруживает в ней истинное сходство с мелодикой австрийских и немецких народных песен, а одновременно, композиционной мелодикой классической школы венских музыкантов. Однако, когда у Бетховена, динамика аккордовых звуков связана с фанфарностью или воплощением образов Героев, Шуберт придает ему лирический характер и связывает внутрислоговой распевностью, то есть - «руладностью». Данные шубертовские распевы обычно ограничены парой звуков на слог. Распевные интонации часто имеют тонкое сочетание с речевым декларированием.Песня Шуберта представляет собой многоплановый, песенно-инструментальный жанр. При этом, каждой песне композитор придает абсолютно оригинальное решение в контексте ее фортепианного сопровождения. Например, в песне:«Гретхен за прялкой» аккомпанементом производится подражание звука веретена; «Форель» короткими арпеджированными пассажи напоминают слушателю легкий плеск волн, «Серенада» в фортепианном сопровождении напоминает звучание гитары. При этом функцию аккомпанемента нельзя свести только к изобразительности, поскольку при помощи фортепиано создаётся требуемый к вокальной мелодии эмоциональный фон. Так, например, в балладе «Лесной царь» фортепианная партия с имеетостинатныйтриольный ритм и выполняет при этом ряд дополнительных функций, в том силе:Обеспечивает характеристику общего психологического фона действий, или статус лихорадочной тревоги;Дает изображение ритма «скачек»;Реализует цельность совокупной музыкальной формы, так как имеет цельность от начала до конца.Разнообразными являются формы песен Шуберта.Их диапазон распространяется от куплетной - простой куплетной до новой в то время - сквозной. При том, что сквозная песенная форма предполагала свободу течения музыкальной мысли с детальным следованием тексту. Шуберта в качестве сквозной (балладной) формы написал больше сотни песен, в том числе: «Скитальца», «Предчувствие воина», которые вошли в сборник «Лебединая песня», «Последнюю надежду» из песенного цикла «Зимний путь» и т.д.Вершиной балладного жанра, несомненно, остается «Лесной царь», который создан Шубертом в раннем периоде его творчества.Поэтической балладой Гете «Лесной царь» представлена драматическая сцена с диалогическим текстом. Опорой является музыкальная композиция рефренной формы. В качестве рефрена использованы возгласы отчаяния ребенка, при том, что эпизодами становятся обращения к ребенку Лесного царя. Текстом от автора образуются: вступительная и заключительная части баллады. При этом, взволнованность малосекундовых интонаций ребенка находится в контрасте с напевами Лесного царя.Троекратно проводятся возгласы ребенка, при том что троекратно повышается тесситура голоса и производится тональное повышение (g-moll, a-moll, h-moll), как продолжение роста драматизма. Фразы Лесного царя произносятся в мажоре, при этом:Первый эпизод звучит в B-dur, Второй эпизод лает преобладание C-dur. В третьем проведении эпизода и рефрена предложено Ш. в одной музыкальной строфе. Данным действием тоже подчёркивается эффект драматизации, при сближении контрастов. Последним возгласом ребенка озвучивается его предельное напряжение.Создание общности сквозной формы вместе с постоянным темпом и четкой тональной организацией, при установлении тонального центра в g-moll, большой остается роль пртии фортепиано с ритмом остинатно-триольным. Данная ритмическая форма perpetuummobile, так как триольные движения останавливаются впервые только на заключительном речитативе в третье от конца точке.Скажем, что оба вокальных циклов песен Шуберта — «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», стали новой страницей в мировой, музыкальной истории вокального жанра.Между этими вокальные циклы имеют непосредственную и тесную связи. Поскольку стихотворный текст написан одним поэтом – Вильгельмом Мюллером. При этом оба вокальных цикла предполагают действие скитальца, странника, который в своей жизни ищет любви и счастья, которые по сути для него одно и тоже явление. Но, встречает со стороны людей постоянное непонимание, а человеческой разобщенностью он обрекается на одиночество и горе. Во время рассмотрения фортепианного творчества Шуберта следует говорить о его связи с искусством:Симфоническим,Песенным. Сочинения композитора реализует эти связи, раскрывая его еще полнее, в отношении вокальной музыки. «Пение на фортепиано», как и воспроизведение суммы многообразия жанров исполнительства вокала, как песенного, так и хорового, ариозного и других, ставится при этом центром внимания Шуберта, как автора инструментальной музыки, так и интерпретаторов этой музыки.Песенность проникла в крупные формы произведений Шуберта. При этом это ощутимо и в его вокальных циклах, которые автор проанализировал выше.Вокальные циклы стали одной из интересных попыток для трансформации классических сонат в поиске новых решений проблем монументальных фортепианных произведений. Шуберт, подобно Бетховену, предполагал тесное сближение отдельных частей сонатных циклов и развивал свой поиск в данном направлении. Им осуществлялся непрерывный переход, как между серединой и финалом, а также между частями: первой, второй третьей.В цикле «Прекрасная мельничиха» это заметно еще более отчетливо, нежели в сонатах Бетховена.Использованием Шубертом Adagio обеспечивает мастерскую трансформацию скорбных напевов, которые получают характер то мужественный, то волевой, то мечтательно-лирический или даже скерцозно-танцевальный.ЗаключениеВ общем, рассмотрев вокальное творчество Франца Шуберта, следует сделать общий вывод о том, что композитор своими произведениями внёс огромный вклад в музыку.Отметим, что оба песенные циклы, созданные Ф. Шубертом на основе романтических произведений известного немецкого поэта Вильгельма Мюллера, не могли не стать связанным продолжением друг другаШуберт вовсе не стремится следовать за каждым стихотворным словом в своих вокальных произведениях. Он не пытается искать полных совпадений по адекватности звука и слова. Однако, мелодии Шуберта могут реагировать в отношении различных поворотов текстов, с оттеснением всех его нюансов.Шуберт не раз слышал упреки о том, что его аккомпанемент непреодолимо труден. Однако, современный уровень пианизма предполагает такие упреки делает полностью необоснованными.Любая область инструментальной музыки, в том числе, фортепианной, скрипичной, виолончельной, всегда сочетали несколько тенденции. В том числе: Обогащение области искусства для того или иного инструмента выразительными средствами и образами, с также в смежных областях музыкального исполнительства и творчества. Раскрытие специфических возможностей художественного воплощения инструмента. Данные тенденции являются очень важными и сейчас. «Пение на фортепиано», как и воспроизведение суммы многообразия жанров исполнительства вокала, как песенного, так и хорового, ариозного и других, ставится при этом центром внимания Шуберта, как автора инструментальной музыки, так и интерпретаторов этой музыки.Вокальные циклы стали одной из интересных попыток для трансформации классических сонат в поиске новых решений проблем монументальных фортепианных произведений. Таким образом, музыка вокальных циклов Шуберта выдвинула перед пианистами немало сложных художественных задач. Важнейшим из них стала передача лирических содержаний образов композитора, созданных в его вокальных циклах.Литература и источникиВенок Шуберту. Этюды и материалы, под ред. К. Кузнецова. М., Госиздат, 1928 120 с., Воспоминания о Шуберте. Сост., перевод и примечания Ю. Хохлова. М.: «Музыка», 1964 – 260 с., Вульфиус П. Франц Шуберт: Очерки жизни и творчества. — М.: Музыка, 1983. — 447 с., ил., нот. Галацкая А.. Франц Шуберт // Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. III. М.: Музыка. 1983. с. 155Галацкая В.. Франц Шуберт // Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. III. М.: Музыка. 1983. с. 212Ганзбург Г. И. Статьи о Шуберте. — Харьков: РА, 1997. (Институт музыкознания.Шубертовское общество.) ISBN 966-7012-11-5. 2-е изд. — М.: Издательство «Торопов», 1997.Гёте И.В. Фауст. – М.: Академия – 1972 – 320 с. Глазунов А., Франц Шуберт. Л.: Академия, 1928. – 220 с. Глебов И., Шуберт и современность. "Современная музыка", 1928, Гольдшмидт Г., Франц Шуберт, жизненный путь. Перевод с немецкого В. Розанова и Л. Гинзбурга (поэтические тексты). Ред. перевода, предисл. и примечания Ю. Хохлова. М., Музгиз, 1960. 230 с., Горлов К.П. Шуберт и его творчество. // Музыка, 1987 С. 24 – 32,Горлов К.П. Волшебный мир Шуберта. –М.: Искусстов 1988 – 220 с.Данилец А.В. Загадки Фауста Гете. // Геополитический мониторинг России, Вып 43 СПб:: 2017 – С.24 -39,Даровский Г.Ф. Мир Шуберта – М.: Музыкальная панорама. 2016 г. – 280 с.Дейч О.Э. - Жизнь Франца Шуберта в документах. По публикациям и др. источникам. Сост., общая ред., введение и примечания Ю. Хохлова. Перевод И. Волькенштейн, Ю. Хохлова и Л. Гинзбурга (поэтические тексты). М. Музгиз, 1963.- 220 с.,Конен В., История зарубежной музыки. Выпуск первый. М.:, Музгиз, 1958. – 122 с.Конен В., Шуберт. М.: Музгиз, 1953 – 112 с.. Кремнев Б. Франц Шуберт [Электронный ресурс] URL: http://xwap.me/books/2086/Frants-Shubert.html?p=91 – обращение 10.11.2017Левик Б., Франц Шуберт. М., Музгиз, 1952 126 с..Франц Шуберт и русская музыкальная культура.сборник статей - 2009 –220 с.Хохлов Ю. Н. «Зимний путь» Франца Шуберта. — М., 1967 – 120 с.,Хохлов Ю. Н. О последнем периоде творчества Шуберта. — М., 1968 – 210 с..Хохлов Ю. Н. Шуберт. Некоторые проблемы творческой биографии. — М., 1972 – 180 с.Хохлов Ю. Н. Песни Шуберта: Черты стиля. — М.: Музыка, 1987. — 302 с., нот. Хохлов Ю. Н. Строфическая песня и её развитие от Глюка к Шуберту. — М.: Эдиториал УРСС, 1997 180 с.Хохлов Ю. Н. Фортепианные сонаты Франца Шуберта. — М: Эдиториал УРСС, 1998. – 220 с.Хохлов Ю. Н. «Прекрасная мельничиха» Франца Шуберта. — М.: Эдиториал УРСС, 2002. 120 с.Хохлов Ю.Н. Франц Шуберт.переписка, записи, дневники, стихотворения: М.: Музыка – 2009 – 280 с., Peter Gülke: Franz Schubert und seine Zeit, Laaber-Verlag, Laaber 2002, 120 р.Peter Härtling: Schubert. 12 momentsmusicaux und ein Roman, Dtv, München 2003, 210 р.ПриложенияПриложение 1Рисунок 1 – Франц ШубертПриложение 2Рисунок 2 - Шуберт Ф. «Зелёная лента на лютне», песня номер 13 из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» (для дисканта и ф-но) Ноты для фортепиано.
1. Венок Шуберту. Этюды и материалы, под ред. К. Кузнецова. М., Госиздат, 1928 120 с.,
2. Воспоминания о Шуберте. Сост., перевод и примечания Ю. Хохлова. М.: «Музыка», 1964 – 260 с.,
3. Вульфиус П. Франц Шуберт: Очерки жизни и творчества. — М.: Музыка, 1983. — 447 с., ил., нот.
4. Галацкая А.. Франц Шуберт // Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. III. М.: Музыка. 1983. с. 155
5. Галацкая В.. Франц Шуберт // Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. III. М.: Музыка. 1983. с. 212
6. Ганзбург Г. И. Статьи о Шуберте. — Харьков: РА, 1997. (Институт музыкознания.Шубертовское общество.) ISBN 966-7012-11-5. 2-е изд. — М.: Издательство «Торопов», 1997.
7. Гёте И.В. Фауст. – М.: Академия – 1972 – 320 с.
8. Глазунов А., Франц Шуберт. Л.: Академия, 1928. – 220 с.
9. Глебов И., Шуберт и современность. "Современная музыка", 1928,
10. Гольдшмидт Г., Франц Шуберт, жизненный путь. Перевод с немецкого В. Розанова и Л. Гинзбурга (поэтические тексты). Ред. перевода, предисл. и примечания Ю. Хохлова. М., Музгиз, 1960. 230 с.,
11. Горлов К.П. Шуберт и его творчество. // Музыка, 1987 С. 24 – 32,
12. Горлов К.П. Волшебный мир Шуберта. –М.: Искусстов 1988 – 220 с.
13. Данилец А.В. Загадки Фауста Гете. // Геополитический мониторинг России, Вып 43 СПб:: 2017 – С.24 -39,
14. Даровский Г.Ф. Мир Шуберта – М.: Музыкальная панорама. 2016 г. – 280 с.
15. Дейч О.Э. - Жизнь Франца Шуберта в документах. По публикациям и др. источникам. Сост., общая ред., введение и примечания Ю. Хохлова. Перевод И. Волькенштейн, Ю. Хохлова и Л. Гинзбурга (поэтические тексты). М. Музгиз, 1963.- 220 с.,
16. Конен В., История зарубежной музыки. Выпуск первый. М.:, Музгиз, 1958. – 122 с.
17. Конен В., Шуберт. М.: Музгиз, 1953 – 112 с..
18. Кремнев Б. Франц Шуберт [Электронный ресурс] URL: http://xwap.me/books/2086/Frants-Shubert.html?p=91 – обращение 10.11.2017
19. Левик Б., Франц Шуберт. М., Музгиз, 1952 126 с..
20. Франц Шуберт и русская музыкальная культура.сборник статей - 2009 –220 с.
21. Хохлов Ю. Н. «Зимний путь» Франца Шуберта. — М., 1967 – 120 с.,
22. Хохлов Ю. Н. О последнем периоде творчества Шуберта. — М., 1968 – 210 с..
23. Хохлов Ю. Н. Шуберт. Некоторые проблемы творческой биографии. — М., 1972 – 180 с.
24. Хохлов Ю. Н. Песни Шуберта: Черты стиля. — М.: Музыка, 1987. — 302 с., нот.
25. Хохлов Ю. Н. Строфическая песня и её развитие от Глюка к Шуберту. — М.: Эдиториал УРСС, 1997 180 с.
26. Хохлов Ю. Н. Фортепианные сонаты Франца Шуберта. — М: Эдиториал УРСС, 1998. – 220 с.
27. Хохлов Ю. Н. «Прекрасная мельничиха» Франца Шуберта. — М.: Эдиториал УРСС, 2002. 120 с.
28. Хохлов Ю.Н. Франц Шуберт.переписка, записи, дневники, стихотворения: М.: Музыка – 2009 – 280 с.,
29. Peter Gülke: Franz Schubert und seine Zeit, Laaber-Verlag, Laaber 2002, 120 р.
30. Peter Härtling: Schubert. 12 momentsmusicaux und ein Roman, Dtv, München 2003, 210 р.
Вопрос-ответ:
Какие особенности есть в песенном творчестве Шуберта?
Песенное творчество Шуберта отличается богатством мелодических и хармонических находок, глубоким эмоциональным содержанием и сильным связыванием музыки с текстом.
Какую роль играет Гете в песенном творчестве Шуберта?
Гете является одним из основных поэтов, тексты которого Шуберт использовал для своих песен. Работа Шуберта с поэзией Гете считается высшим достижением в его вокальном творчестве.
Какова структура вокального цикла Шуберта "Прекрасная Мельничиха"?
Вокальный цикл состоит из 20 песен, объединенных общей темой и сюжетной линией. Он имеет четыре части, каждая из которых представляет собой отдельное музыкальное произведение.
Какие особенности вокальных произведений Шуберта рекомендуются использовать в музыкальной педагогике?
Вокальные произведения Шуберта рекомендуется использовать для развития музыкального вкуса, чувства стиля и выразительности у учащихся, а также для изучения музыкальных форм и структур.
Какие рекомендации можно дать по использованию вокальных произведений Шуберта в музыкальной педагогике?
Рекомендуется обратить внимание на выбор подходящих по сложности и тематике песен для каждого отдельного ученика, проводить тщательный анализ текста и музыки, а также знакомить детей с жизнью и творчеством самого Шуберта.
Какую роль в песенном творчестве Ф. Шуберта сыграл поэт Гете?
Гете имел значительное влияние на творчество Шуберта. Композитор нашел в его поэзии великолепный материал для своих песен. Он создал около 80 песен на стихи Гете, что является большим достижением в его творчестве и привлекает внимание музыковедов.
Какова структура вокального творчества Шуберта?
Вокальное творчество Шуберта можно разделить на несколько категорий: песни на один голос с фортепиано, дуэты, трио и квартеты с фортепиано, и вокальные циклы - композиции, объединенные единой темой или сюжетом. Композитор написал около 600 песен, включая 7 вокальных циклов.
Какие особенности можно наблюдать в вокальном цикле Шуберта "Прекрасная Мельничиха"?
Вокальный цикл "Прекрасная Мельничиха" состоит из 20 песен, написанных на стихи Вильгельма Мюллера. Он имеет единую сюжетную линию, раскрывающую историю мельничаря и его любви к мельничихе. Отличительной особенностью цикла является драматическая сила музыки, которая отражает глубину человеческих чувств и эмоций.
Как музыку Ф. Шуберта можно использовать в музыкальной педагогике?
Музыка Шуберта является важным материалом для изучения вокальной техники и исполнительского мастерства учеников. Его песни на разные голоса и сложность помогают студентам развивать музыкальные навыки и выразительность. Они также могут быть использованы для концертных выступлений и артистического развития молодых певцов.
Какие песни Ф. Шуберта наиболее известны?
Среди наиболее известных песен Шуберта можно назвать "Серенаду", "Рыцарями весна встречая", "Аве Мария", "Мгновение", "Смерть и девушка" и "Лебедь". Эти произведения стали настоящими жемчужинами вокальной музыки и часто исполняются на концертах и в оперных постановках.