Святая четыредесятница. Формирование Великого Поста по свидетельству святых отцов учителей церкви и церковных соборов
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 07.02.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава1. Великий пост : история установления и духовный смысл 3
1.1.Духовное содержание Великого поста 3
1.2. Установление Великого поста в ранней Церкви 13
1.3.Богослужения Святой Четыредесятницы 21
Глава2. Формирование Великого Поста по свидетельству святых отцов учителей церкви и церковных соборов 24
2.1. Похвала святому посту, приносимая отцами и учителями Церкви 24
2.2. Свидетельства Святых Отцов и учителей Церкви о Святой Четыредесятнице. 27
Заключение 33
Литература 34
Кто всю свою жизнь стремился оградить божественную правду от заблуждений и ересей. Кто смог ограниченным человеческим языком передать невыразимую божественную истину и утвердить её в хранимых Церковью догматах.Самыми известными учителями Церкви, кого по праву именуют "вселенскими учителями", являются три святителя, жившие в четвёртом веке. Это святые Василий Великий, Кирилл Александрийский, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (+407). Святители Василий Великий и Григорий Богослов прославились тем, что смогли раскрыть, насколько это возможно, христианское учение о бытии Пресвятой Троицы. Именно они ввели в богословский лексикон греческий термин "ипостась". С его помощью они смогли выразить тайну единой природы Божией и различия ипостасей Отца, Сына и Святого Духа. Святитель Григорий Богослов, будучи поэтом, иногда излагал божественные истины прекрасным поэтическим языком, добиваясь совершенства формы и содержания.Святитель Иоанн, за дар красноречия прозванный Златоустом, был непревзойдённым проповедником и толкователем Священного Писания. Его проповеди, ясные и искренние, на века стяжали ему любовь христиан. Святитель Иоанн был одним из тех, кто мог сложные догматические истины сделать близкими и понятными простым людям. Он мог вселить желание следовать этим истинам в жизни.Среди других великих церковных учителей — также живший в четвёртом веке святитель Афанасий Великий, защитник православия от арианской ереси. Это лжеучение стало великим испытанием для Церкви: Арий ставил под сомнение божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство Богу Отцу. Тем самым он сводил на нет спасительное значение крестного подвига Богочеловека. Прославился в борьбе с еретиками и преподобный Максим Исповедник, простой монах, отец Церкви седьмого века. Он боролся с монофелитством — ложным учением, отрицавшем присутствие в Богочеловеке Иисусе Христе человеческой воли. Если арианство умаляло божественность Христа, то монофелитство умаляло Его человечность.Ещё одним замечательным учителем Церкви является преподобный Иоанн Дамаскин, живший в седьмом-восьмом веке на Ближнем Востоке. Он известен как пламенный защитник иконопочитания и обличитель иконоборческой ереси.Святые отцы и учителя Церкви до сих пор остаются для всех верующих духовными наставниками. Примером своей святой жизни они помогают нам уразуметь богооткровенные истины и стать ближе к Богу.В качестве Учителей Церкви почитается также ряд церковных писателей, живших, как правило, в первые века христианства: Тертуллиан, Ориген, Климент Александрийский, Блаженный Августин. Их творения по большей части были посвящены полемике с язычниками и порой содержали мнения, впоследствии не принятые Церковью. Тем не менее все они внесли заметный вклад в развитие христианского богословия.2.2. Свидетельства Святых Отцов и учителей Церкви о Святой Четыредесятнице.Формирование Великого Поста в Церкви заняло несколько столетий и было связано с формированием литургического года. В I-II веках пост совершался в пасхальную ночь в память страстей Спасителя. Продолжительность этого поста в разных местах была различной.В III веке пост мог длиться от одного дня до 40 часов или целой седмицы. 40-часовой пост проводился в полном воздержании от пищи и это число легло в основу 40-дневного поста более позднего времени. О 6-дневном посте упоминается в «Дидаскалия апостолов», в 1-м каноническом послании святителя Дионисия Великого (IIIв.)В III-IV веке в некоторых александрийских источниках появляются свидетельства о 40-дневном посте. Однако древние свидетельства не определяют точно, был ли связан этот пост с Пасхой, или этот пост был отнесен к празднику Богоявления и совершался после торжества в уподобление Спасителю, который после крещения удалился в пустыню и постился 40 дней.К III веку в Церкви распространился обычай совершать крещение в пасхальную ночь. Все принимающие крещение постились некоторое время, такой пост назывался предкрещальным. Возможно, предкрещальный и предпасхальный посты были условно объединены в Великий Пост, совершаемый перед Пасхой. Раннехристианскийлитургико-кнонический памятник сирийского происхождения III века. В различныхместах счет дней велся по-разному, отличались и правила пощения (напр., некоторые христиане не постились в субботы и воскресные дни).Об обязательности соблюдения поста для всех христиан свидетельствует 69-е правило святых Апостолов, повелевающее поститься в святую Четыредесятницу перед Пасхой : «Если кто – 3 епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец – не постится во Святую Четыредесятницу или в среду, или в пятницу всего года, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен; слабому телом дозволено по немощи вкушать немного масла и вина. Если же мирянин не постится, да будет отлучен». На апостольское установление поста перед Святой Пасхой и соблюдение его всей первенствующей Апостольской Церковью указывают отцы Церкви I-IV веков (не все из них говорят о сорока днях). Св. Игнатий Богоносец (I в.) в послании своем к Филиппийцам так говорит о важности Великого поста: «Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она (СвятаяЧетыредесятница) содержит чин и устав общества Господня». Св. Ириней Лионский5 (II в.) в послании папе Виктору (сохранилось в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (260–340)) замечает, что готовившиеся к Пасхе христиане постились день или два, а некоторые несколько дней; святитель подчеркивает, что различия впродолжительностиговения произошли «не в наше время, но гораздо прежде у наших предков».Святитель Кирилл Александрийский: «При разлучении души нашей с телом предстанут пред нами, с одной стороны, силы небесные ивоинства, с другой – власти тьмы, злые миродержатели, воздушные мытареначальники, обличители и истязатели наших дел.Узрев их, душа содрогнется, возмутится, вострепещет и в смятении и в ужасе будет искать себе защиты у ангелов Божиих; но и будучи принята святыми ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносясь на высоту, она встретит различные мытарства (как бы некие заставы, или таможни, на которых изыскиваются пошлины), которые будут преграждать ей путь в Царство, будут удерживать и останавливать ее стремление к нему. На каждом из этих мытарств потребуется отчет в особенных грехах.Первое мытарство – грехов, совершенных посредством языка иуст. На нем представляются духами грехи, в которых душа согрешила словом, каковы: заклятия, клевета, клятвопреступления, ложь, злословие, празднословие, кощунства, пустословие, ругательства. К ним присоединяются и грехи чревобесия: пьянство, блудодеяние, безмерный смех, непристойные и нечистые целования, блудные песни. Вопрекиим, святые ангелы, которые некогда наставляли и руководили душу в добре, обнаруживают то, что она говорили доброго устами и языком; указывают на молитвы, благодарения, пение духовных песней ипсалмов, чтение Писаний, словом, выставляют все то, что мы языком и устами принесли в благоугождение Богу. [Кирилл Александрийский]Второе мытарство духов лести и прелести – грехов зрения. На нем бесы износят то, чем страстно поражалось наше зрение, что приглядно казалось для глаз, и влекут к себе пристрастных к непристойному взиранию, к непотребному любопытству и к необузданному воззрению.Третье мытарство – грехов слуха. Все, что льстиво раздражает наш слух и страстно услаждает нас, к чему пристрастны были любители слушать, бесы принимают и хранят до суда.Четвертое мытарство – стражников над прелестью обоняния; все, что служит к страстному услаждению чувства обоняния, как то: благовонные экстракты из растений и цветов, так называемые духи, масти, обыкновенно употребляемые на прельщение блудными женщинами, – все это содержится стражниками этого мытарства.[Кирилл Александрийский]Пятое мытарство – всех беззаконий и мерзких дел, учиненных посредством рук.Слово святителя Василия Великого о посте.Пост - дар древний, не ветшающий, не стареющийся, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте. Думаешь ли, что древность его считаю со времени происхождения Закона? Пост старше и Закона. Если подождешь немного, то уверишься в истине сказанного. Не думай, что день очищения, установленный для Израиля в месяце седьмый, в девятый день месяца (Лев.16,29), есть начало поста. Углубись в историю, и ищи древность его происхождения. Пост - не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю.[ВасилийВеликий]Такую первую заповедь принял Адам: от древа, еже разуметидоброе и лукавое, не снесте (Быт.2,17). А сие: не снесте, есть узаконение поста и воздержания. Если б постилась Ева, и не вкусила с древа; то мы не имели бы теперь нужды в этом посте. Ибо не требуют здравии врача, но болящии (Мф.9,12). Мы повреждены грехом: уврачуемся покаянием; а покаяние без поста не полно. Проклята земля: терния и волчцы возрастит тебе(Быт.3,17.18). Велено сокрушаться духом, а не предаваться роскоши. Постом оправдись пред Богом.Но и самое пребывание в раю есть образ поста, не по тому только, что человек, ведя жизнь равноангельную, в уподоблении Ангелам преуспевал тем, что довольствовался малым, но и по тому, что жившим в раю не приходило на мысль, что в последствии изобретено человеческим примышлением; там не было ни употребления вина, ни заклания животных, ни всего, что делает мутным человеческий ум. Поелику мы не постились, то изринуты из рая. Потому будем поститься, чтоб снова взойти в рай. Не видишь ли, как Лазарь чрез пост взошел в рай?Не подражай преслушанию Евы, не принимай опять в советники змия, который предлагает снедь, поблажая плоти. Не ссылайся на недуги и немощь тела. Не мне представляешь сии предлоги, но Ведущему. Скажи мне: поститься ты не можешь, а пресыщаться и подавлять тело временем поядаемого можешь? И больным, сколько знаю, врачи предписывают не разнообразие снедей, но неядение и малоядение. Как же это выполнять можешь, а том говоришь, что не можешь? Что легче для чрева, провести ли ночь после умеренного вкушения пищи, или лежать обремененному обилием яств, лучше же сказать, не лежать, а часто ворочаться; потому что яствы теснят и распирают? Разве скажешь, что кормчим удобнее спасать перевозное судно, когда оно нагружено товарами, нежели когда груз его мал и легок? Но и судно, когда нагружено много, заливает поднявшаяся волна. А если на нем соразмерный груз товаров, то оно удобно идет по волнам, и ничто не препятствует ему держаться над водою высоко. Подобно сему и тела человеческие, обременяемые всегдашним пресыщением, удобно поглощаются недугами; а если употребляется пища умеренная и легкая, то и ожидаемых от болезни худых последствий они избегают, как восстания бури, и начавшиеся уже припадки отражают от себя, как порыв вихря. Следственно, по твоему мнению, труднее не трогаться с места, чем бежать, и труднее оставаться в покое, чем бороться, если утверждаешь, что больным приличнее роскошествовать, нежели принимать умеренную пищу. Сила жизненная легко переваривает пищу умеренную и простую, и претворяет ее в плоть питаемого; а приняв дорогие и разнообразные снеди, потом будучи не в состоянии переварить их совершенно, производит разные роды болезней.[ВасилийВеликий]Преподобный Симеон Столпник говорит о загробной участи христианина в дошедшем до нас отрывке из его поучения. В этом слове преподобный сперва открывает, что ему возвещено Святым Духом о малом числе спасающихся, о малом числе сохраняющихся в руках ангельских в настоящее время, то есть во время жизни угодника Божия. Далее он говорит, что душу неоскверненную и праведную ангелы воспринимают с любовию, ублажают, с песнопением возносят, отражая силу врагов и возвышаясь превыше мытарств восхода. Напротив того, грешная душа не допускается подняться в страну, превысшую воздуха: диавол имеет повод обвинять ее. Он препирается с несущими ее ангелами, представляя ее согрешения, по причине которых она должна принадлежать ему, представляя недостаточество ее в той степени добродетели, которая необходима для спасения и для свободного шествия сквозь воздух (См.: Пролог, 13 марта).Один из отцов Церкви, Иоанн Златоуст, так писал о Великом посте:«…Если мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то, по прошествии сорока дней, проходит и Пост. А если воздерживаемся от грехов, то и по прошествии этого Поста он еще продолжается, и будет с нами постоянная от него польза…»[Иоганн Злотоуст]«Поста и воздержания Бог требует от нас не просто для того только, чтобы мы пребывали в неедении, но для того, чтобы, удаляясь от житейских дел, употребляли все свободное от них время на занятия духовные. Если бы мы устраивали жизнь свою внимательно и всякую свободную минуту посвящали духовным занятиям, если бы и пищу принимали только для удовлетворения потребности, и всю жизнь проводили в добрых делах, то не было бы нам нужды и в пособии поста. Но так как человеческая природа нерадива и расположена к невоздержанию и роскоши, поэтому человеколюбивый Господь, как любящий Отец, и изобрел для нас врачевство в посте, дабы отвлечь нас от удовольствия и обратить от забот житейских к делам духовным… если употребляем пищу с умеренностью, нам нечего стыдиться, ибо Господь соединил нас с таким телом, которое не может существовать иначе, как принимая пищу». [Иоганн Злотоуст]«Пусть не будет неумеренности; это весьма много способствует здоровью и крепости нашего тела. Не видите ли, что от роскошных столов и неумеренного насыщения происходят бесчисленные болезни? Откуда болезни в ногах? Откуда болезни головы? Откуда умножение испорченыхмокрот? Откуда бесчисленное множество других болезней? Не от неумеренности ли, не от того ли, что мы вливаем в себя вина более надлежащего? Как судно переполненное скоро погружается и тонет, так и человек, предавшись объядению и пьянству, несется в бездну, потопляет свой разум, и лежит, наконец, как живой труп, часто могущий еще сделать что-либо худое, а на добро способный не более мертвых» .[Иоганн Злотоуст]ЗаключениеВеликим постом с понедельника по четверг первой седмицы на великихповечернях читается покаянный канон святого Андрея Критского. Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию. Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского.Существует предание, что распространенная церковная практика чтения канона за богослужением сформировалась и утвердилась после сильнейшего землетрясения, случившегося в Константинополе в 790 году.Тогда, оберегаясь от действия землетрясения, монахини, уповая на Господа, читали этот канон в частном порядке. Со временем к нему стали прибегать и другие христиане, используя его в дни наступления бедствий, а потом его стали читать широко, во время Великого поста.В современной традиции Великий канон читается за богослужением отдельными частями: в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы, в четверг пятой седмицы Великого поста. ЛитератураАпокрифы Древней Руси: Тексты и исследования. М., 2016; Архангельский А.С. К истории южнославянской и древнерусской апокрифической литературы // ИОРЯС. 2013. Т. 4. Кн. 1. С. 112–118;Великая четыредесятница // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 2016Дмитриевский А.Описание литургических рукописей ... Т. ΙΙΙ. С. 8, 18; ГИМ. Син. 329. Л. 205; ГИМ. Воскр. 9. Л. 184; РНБ. Пог. 284. Л. 244, 263; РНБ. F. п-Ι. 26. Л. 165, 181 об.; РГАДА. Тип. 143. Л. 140, 151;Желтов М. С., Лукашевич А. А., Ткаченко А. А.. Великий пост// Православная энциклопедия http://www.pravenc.ru/text/150109.html.Мильков В.В.. Древнерусские апокрифы, СПб.; РХГИ, 2015. Пентковский А.Типикон патриарха Алексия ...С. 240, 243-244; РНБ. Соф. 1136. Л. 6-6 об.Протоиерей Валентин Амфитеатров, Великий пост. Духовные поучения, -статья,9-ое изд. М:, -2016Типикон. Л. 274 на об. Благовещенскому богослужению Устав придает особое значение, оно не опускается даже при совпадении с праздником Пасхи (Типикон.Л. 289 на об.).
2. Архангельский А.С. К истории южнославянской и древнерусской апокрифической литературы // ИОРЯС. 2013. Т. 4. Кн. 1. С. 112–118;
3. Великая четыредесятница // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 2016
4. Дмитриевский А.Описание литургических рукописей ... Т. ΙΙΙ. С. 8, 18; ГИМ. Син. 329. Л. 205; ГИМ. Воскр. 9. Л. 184; РНБ. Пог. 284. Л. 244, 263; РНБ. F. п-Ι. 26. Л. 165, 181 об.; РГАДА. Тип. 143. Л. 140, 151;
5. Желтов М. С., Лукашевич А. А., Ткаченко А. А.. Великий пост// Православная энциклопедия http://www.pravenc.ru/text/150109.html.
6. Мильков В.В.. Древнерусские апокрифы, СПб.; РХГИ, 2015.
7. Пентковский А.Типикон патриарха Алексия ...С. 240, 243-244; РНБ. Соф. 1136. Л. 6-6 об.
8. Протоиерей Валентин Амфитеатров, Великий пост. Духовные поучения, -статья,9-ое изд. М:, -2016
9. Типикон. Л. 274 на об. Благовещенскому богослужению Устав придает особое значение, оно не опускается даже при совпадении с праздником Пасхи (Типикон. Л. 289 на об.).
Вопрос-ответ:
Какое духовное содержание имеет Великий пост?
Великий пост имеет глубокое духовное содержание. Это время покаяния, молитвы, поста и воздержания от некоторых удовольствий. Через пост мы очищаем свои мысли, раскаиваемся в своих грехах и стремимся к обновлению души.
Как был установлен Великий пост в ранней Церкви?
Великий пост был установлен внутри христианского сообщества в ранней Церкви. Он имел целью подготовить верующих к Пасхе и приобщить их к духовным практикам поста, молитвы и милосердия.
Какие богослужения проводятся во время Святой Четыредесятницы?
Во время Святой Четыредесятницы проводятся особенные богослужения, направленные на пробуждение духовной ревности и обновление души. В это время особо популярны посещение кафедральных соборов, исповедь и причастие.
Почему отцы и учителя Церкви восхваляют святой пост?
Отцы и учителя Церкви восхваляют святой пост, потому что видят в нем средство духовного роста и очищения души. Через пост мы учимся владеть своими страстями, постигаем глубину своих грехов и открываем путь к обновлению и спасению.
Как формировался Великий пост по свидетельству святых отцов и церковных соборов?
Великий пост формировался по свидетельству святых отцов и церковных соборов на протяжении веков. Они разработали правила и рекомендации для поста, молитвы и милосердия, которые передаются от поколения к поколению и помогают нам правильно пройти это время духовной подготовки.
Почему Великий Пост называется Святой Четыредесятницей?
Великий Пост называется Святой Четыредесятницей, так как его продолжительность составляет сорок дней – четыре десятка дней. Это время напоминает нам о сороковедении Иисуса Христа, проведенном Им в пустыне перед началом Его публичного служения.
Какие основные принципы лежат в основе Великого Поста?
Основные принципы Великого Поста включают в себя отказ от пищи определенных видов (мяса, молочных продуктов, яиц), соблюдение строгого поста в определенные дни, приложение усилий к богоугодным делам, участие в молитвенных службах и обрядовых практиках, а также осознанное отречение от своих страстей и грехов.
Когда был установлен Великий Пост в ранней Церкви?
Установление Великого Поста в ранней Церкви произошло в IV веке на Холмогорском соборе, на котором было принято решение о том, что начало Великого Поста будет совпадать со днем памяти сороковедия Иисуса Христа. С тех пор, Великий Пост стал неотъемлемой частью православной традиции.
Какую роль играют богослужения Святой Четыредесятницы во время Великого Поста?
Богослужения Святой Четыредесятницы имеют большое значение во время Великого Поста, так как они помогают верующим углубить свою духовную практику и приготовиться к празднику Пасхи. В эти дни церковные службы особенно торжественны и сопровождаются специальными молитвами, пением и обрядами, направленными на очищение души и тела.