Доработка заказа #720287
Заказать уникальную дипломную работу- 105 105 страниц
- 94 + 94 источника
- Добавлена 10.02.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 7
1.1 Характеристика понятия фонетико-фонематического недоразвития речи 7
1.2 Современные подходы к логопедическому сопровождению детского дошкольного возраста 11
1.3 Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте и особенности обучения групп детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 15
1.4 Формы взаимодействия логопеда и воспитателя в процессе подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на логопедических занятиях 27
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКИКО -ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 35
2.1 Цели и содержание констатирующего эксперимента 35
2.2 Характеристика актуального уровня развития детей 37
2.2.1 Методика исследования произносительных умений 37
2.2.2 Формирование восприятия детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 40
2.2.3 Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя 46
ГЛАВА 3 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 51
3.1 Цели и содержание экспериментальной работы 51
3.2 Описание хода экспериментальной работы направленной на логопедическую подготовку к обучению грамоте 76
3.3 Характеристика результатов экспериментальной работы 87
Заключение 91
Список использованной литературы 95
Приложение 105
- тонкий систематизированный слух способен осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова;- слух способный осуществлять операции различения и узнавания фонем.6. Фонематическое восприятие- ...- звуковая структура слова;- специальные умственные действия по дифференциации фонем и установления звуковой структуры слова.Педагоги группы - логопед, психолог, воспитатели работают в тесном сотрудничестве, стремятся к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе. Этому способствует: совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и создании совместного плана работы. Воспитатель изучает содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепления материала в различных видах деятельности детей.Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни, совместная подготовка ко всем детским праздникам (мы отбираем речевой материал, а воспитатель закрепляет его), разработка общих рекомендаций для родителей.Предполагается, что в результате проведённой работы дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься учитель-логопед совместно с воспитателем: их артикуляторные мышцы будут уже подготовлены для коррекционной работы.Воспитатель совместно с логопедом планируют занятия по развитию речи, обсуждают цели, задачи и желаемые результаты каждого занятия по развитию речи,участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения, объясняя воспитателям цели, задачи программы, методы ее реализации, сообщая сроки и продолжительность этапов коррекционной работы, намечая результаты, которых следует достигнуть к концу того или иного периода обучения.При определении содержания работы логопед может познакомить воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного года систематически информировать их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом в определенный период обучения. Возможен и такой вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют учебный материал логопедических занятий, развивая у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки.3.2Описание хода экспериментальной работынаправленной на логопедическую подготовку к обучению грамотеЗадачами специальных логопедических групп для детей с ФФН являются: исправить существующие речевые расстройства у детей, что обеспечит их дальнейшее активное включение в любой детский коллектив, а также подготовить детей к обучению в школе с всесторонним и достаточным уровнем знаний необходимых не только для обучения грамоте, но и для овладения всеми предметами в начальном классе.Поэтому основное внимание логопеда направляется, в первую очередь, на преодоление основного дефекта в данной категории детей, т.е. на преодоление недостатков фонетической и недоразвития фонематической сторон речи. Но в последние годы большинство ученых (О.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Р.В.Чиркина) к системе работы с детьми с ФФН советуют активнее добавлять занятия по развитию речи, которые обеспечили бы закрепление уже освоенных и стимулировали бы до правильного использования в речи некоторых новых грамматических категорий (1995). По нашему мнению, развитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи должны проводиться параллельно, с должным вниманием к обоим процессов, чтобы обеспечить не только преодоления недостатков фонетико-фонематической стороны речи, но и надлежащий, соответствующий возрасту, уровень лексического запаса и грамматического оформления речи. Поэтому мы сделали попытку улучшить работу по обучению и воспитанию детей с ФФН путем включения в существующую методику несколько новых методов и приемов, которые бы обеспечили в данной категории детей еще и надлежащий уровень развития лексико-грамматической стороны речи и логическому мышлению и служили бы подготовкой для усвоения грамоты.Вообще, вопрос влияния речевых нарушений на развитие мыслительной деятельности ребенка-логопата является одним из важнейших, но малоизученных в логопедии и специальной психологии. Эта проблема волновала авторов еще в прошлом веке.Однако, несмотря на детальное описание расстройств мышления и речи, и их взаимодействия, авторами фактически выдвигалась проблема изучения специфических структурно-психологических особенностей недоразвитие «абстракции», «категориальной установки», логического мышления у лиц с различными формами речевого недоразвития. Поэтому и специальной методики работы по обучению грамоте у детей с речевыми нарушениями, особенно у детей с ФФН, до сих пор разработано не было.Организуя работу с детьми с ФФН, мы пытались создать такую систему работы, которая бы обеспечила всестороннее развитие речи, а параллельно - и мышления.Приступая к изучению новых тем и разделов в обучении, мы старались выполнять следующие задачи:исправлять речевые нарушения, автоматизировать навыки использования правильных речевых средств;формировать у учащихся умение грамматически правильно оформлять собственное устное высказывание;организовывать опыт выполнения ряда мыслительных операций (сравнение, обобщение, сопоставление) во время речевого действия.Организуя специальные занятия, мы ставили перед собой специальную задачу кроме классического подхода к преодолению ФФН у детей, организовать работу по формированию у этих детей логического связного высказывания, умение аргументировать и уверенно защищать свои мысли, грамотно воспроизводить звуковой строй. Достичь данной цели мы пытались путем введения в работу:дидактических игр по формированию грамматических навыков и умений;дидактических игр и заданий для формирования грамоты. В системе ежедневных логопедических занятий в группах для детей с ФФН важное место занимали занятия по грамоте, на которых проводилась работа над формированием навыков звукового анализа, определения звука в слове, проводилось ознакомление с каждым звуком и соответствующей буквой. Кроме занятий по грамоте проводились также и занятия по развитию речи детей, целью которых был не только развитие связной речи, в программу обучения были включены задания, направленные на:формирование уменьшительно-ласкательных форм существительных во всех родах и падежах;формирование навыков согласования существительных с прилагательными, глаголами и числительных с существительными и прилагательными во всех родах и падежах;приставочного словообразования глаголов и прилагательных;включение в активный словарь детей предлогов, обозначающих пространственные отношения.Задания и игры, целью которых было развитие логического мышления использовались на занятиях по развитию речи начиная с первого этапа обучения.Начиная со второго периода обучения, примерно с его второй половины, логические упражнения и задания активно использовались не только на занятиях по развитию речи, но и на занятиях по грамоте. Это связано в первую очередь с тем, что на начальном этапе обучения грамоте какие - либо осложнения задач вызывают у детей большие трудности, связанные с опытом навыков звуко-буквенного анализа слов. Навыки звукового анализа слов формируются медленно у детей вследствие значительного недоразвития у них процессов фонематического восприятия, что обусловливает значительные отставания формирования процессов фонематического анализа. Поэтому на первых этапах обучения у этих детей проходит не только процесс формирования новых знаний и навыков, но и процесс развития недоразвитых компонентов и автоматизации или постановки отсутствующих компонентов фонетико-фонематической стороны речи.На втором этапе обучения грамоте дети уже овладели навыками звукового анализа простых по составу слов, научились различать на слух большинство звуков русского языка, изучили соответствующие буквы, и овладели навыками чтения простых по строению слов. Поэтому мы сочли возможным расширить уже существующую программу обучения грамоте за счет задач, побуждающих детей не только к актуализации их знаний, но и к логическому поиску решения поставленных перед ребенком задач.На занятиях по развитию речи мы использовали игры такого типа:«Что забыл нарисовать художник?» Детям предлагают недорисованные предметные картинки согласно лексическим темам, а они должны определить - что здесь не дорисовал художник и зачем это «деталь» нужна. Например: чайник без носика, человек без глаза, животное без лапы или без хвоста, стол на двоих ножках и т.д. «Назови одним словом». Логопед предлагает ребенку картинки с изображением предметов лексической группы, и дети должны назвать предложенную группу предметов обобщающим словом (посуда, мебель, обувь, овощи и т.д.«Четвертый лишний» Детям предлагаются картинки с изображением трех предметов из одной лексической группы, а один предмет из другой. Предметы подбираются согласно лексическим темам. Дети должны определить какой из изображенных предметов является лишним и указать на общий признак трех других.«Бывает не бывает» Детям предлагаются сюжетные рисунки на которых события происходят неправильно, или бессмысленно, и на которых изображены предметы и явления несовместимые в реальности (снеговик среди цветущих подсолнухов; яблоня с плодами и листьями среди снегов).«Найди рисунок» логопед предлагает детям вариант рисунка, на котором контурные изображения предметов наложены друг на друга. Дети должны назвать изображенные предметы и указать, к какой лексической группе они относятся. 6. «Измени слово». Логопед предлагает вниманию детей определенное слово и предлагает детям превратить это слово на другое, объясняя на какое именно. Дети должны объяснить что именно нужно изменить в слове и какое слово получится (сделать из слова кит ласковое пушистое животное (кот), превратить слово лес в название животного рыжей, хитрой, которая живет в лесу (лиса)). 7. «Продолжи слово». Логопед называет слог и предлагает детям добавить в слог еще звуки или слоги, чтобы образовать слово (ко- , за, ла, -т, -м)) 8. «Образуем слово». Логопед предлагает ребенку определенное слово, каждая буква которого пронумерована. Ребенок должен образовать новое слово в соответствии с нумерацией клеток для слова: НАСОС ШИШКА ЗВЕЗДА 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 12 345 5 4 3 1 2 1 5 3 4 2 32145 9. «Зашифрованное слово». Логопед предлагает детям набор букв в котором зашифровано определенное слово, которое дети должны составить и прочитать (ером, Азав, УБД).Игры и упражнения на развитие слухового внимания, восприятия, памяти«Что ты услышал?».Ребенок тихо сидит на игровой площадке или в комнате. Предложите закрыть глаза и послушать улицу. Через некоторое время позвольте открыть глаза, и расспросите ребенка о его впечатлениях. Возможно, он услышала гудок машины или смех детей, возможно - голос птички или ваше дыхание и т.д. «Где хлопали?».Ребенок стоит посреди комнаты с закрытыми глазами. Вы тихонько станьте в любом углу комнаты, хлопните в ладони. Ребенок, не открывая глаза должна указать направление, откуда она услышала всплеск. «Угадай, кто позвал».В этой игре участвуют не менее 3 детей или членов семьи. Ребенок стоит посреди комнаты с закрытыми глазами. Кто-нибудь из других игроков должен позвать его. Ребенок угадывает, кто именно его позвал. «Поручение».Ребенок сидит на расстоянии 5-6 м от взрослого. У вас на столе положены различные игрушки. Вы четко, средней силы голосом обращается к ребенку: «Возьми мячик и положи его на ковер» или: «Возьми зайку и посади его на стул» и т.д. Затем даете задание уже тихим голосом. «Эхо».Ребенок тихо сидит на игровой площадке или в комнате. Вы предлагаете ему слушать внимательно, и повторять за вами слово. Важно научить ребенка вслушиваться в звучание слов, поэтому старайтесь говорить слова негромко, шепотом. Необходимо придерживаться принципа от простого к сложному: прежде всего, подбирать слова, которые не похожи по звуковому составу (Аня, кот, прыгай, веселый, быстро), а затем - близкие по звучанию, но разные по содержанию (Оля, Коля, сам, там, сын, линь). «Запомни слова».На столе под салфеткой лежат предметные картинки или игрушки. Вы предлагаете ребенку послушать два-три слова-названия, запомнить их, а затем найти на столе соответствующие картинки (игрушки).«Слушаем музыку».Очень большое значение для развития слухового восприятия имеет слушание музыки. Поэтому рекомендуется проводить так называемые музыкальные минутки. Во время них вы предлагаете ребенку сесть или лечь на ковер, желательно с закрытыми глазами, что помогает расслабиться и не реагировать на зрительные раздражители, а сосредоточить свое внимание на источник звука.Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия«Поймай звук» Объясните ребенку, что вы будете произносить разные звуки, а ему нужно будет хлопнуть в ладоши - «поймать звук», когда она услышит определенный звук. Необходимо придерживаться принципа от простого к сложному: - Звук [а] среди в, в, а в; - Звук [а] среди о, а, и, в; - Звук [и] среди и, е, и, и; - Звук [с] среди л, н, с, п; - Звук [с] среди ш, ж, ч, с и т.д.«Повтори!» Предложите ребенку повторить за вами слоги - Та-та-да - пи пи - ат-вот - Па-па-ба - мы-мы - ум-ом - Ка-ка-я - ди-ди - ИТ-ит - Ва-ва-фа - ки-ки - эк-ек«Цепочка слов» Предложите ребенку повторить за вами ряды слов, различных по значению, но похожих по звуковому составу: - Мак, лак, так, бак; - Тачка, утка, дачка; - Сок, возраст, тик, сторону;«Назови слово» Предложите ребенку выбрать среди других слов, и назвать лишь то, которое начинается на определенный звук: - На звук [а] среди слов Аня, Оля, Игорь, осень, астра; - На звук [и] среди слов игрушки, овощи, автобус, Ира; - На звук [б] среди слов мак, банка, танк, бочка.«Найди общий звук!» Предложите ребенку определить, какой одинаковый звук есть в нескольких разных словах. При произнесении слов четко выделяйте данный звук силой голоса, например: «о-о-о-осень», «о-о-о-окунь», «о-о-о-овощи» - Оля, осень, овощи, окунь - [о] - Сад, суп, сумка, нос, лис - [с] - Аня, арбуз, акула, автобус - [а] - Маша, мак, мама, сом - [м]«Где звук спрятался?» Определить место звука в слове. Начало словаСередина словаКонец слова Итак, работа по развитию грамоты у детей с ФФН проводилась непрерывно и последовательно, что необходимо было не только для развития мыслительных процессов и всей познавательной деятельности, но и для развития речи и речевых навыков в частности. Любое задание, которое требует от ребенка самостоятельной связной рассказы предполагает не только определенную сформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, но и высокий уровень сформированности у ребенка процессов логического мышления. Потому что без осознания причин и последствий событий, взаимосвязи между предметами и объектами невозможно осознание и составление рассказа с любой темы.Дополнительные методики, используемые после применения основной1. Методика звукового анализа слов. М.Хеннинг И А.ГерманРоссийскими педагогами предложена оригинальная методика ознакомления детей- логопатов со звуками, словом и предложением. Звуковой и слоговой анализ слов по их методике происходит во взаимосвязи с развитием речи и мышления детей в игровой форме на положительном фоне.2. Обучение грамоте по методу Марии Монтессори Известный итальянский педагог-гуманист (по первой профессии врач клиники для дефективных детей) Мария Монтессори создала оригинальную методику обучения грамоте, построенную по принципу самообучения с использованием разработанной ею системы оригинального дидактического материала для детей дошкольного возраста. Наблюдение за детьми, которые имели значительные отставания в речевом развитии, натолкнули ее на мысль, что для овладения навыками читать и писать детьми нужно развивать сенсорно моторные (жизненно двигательные) восприятия, по М. Монтессори, навык читать, как интеллектуальный акт, является высшей ступенью развития чувственного восприятия у детей, а навык писать акт, в котором преобладают психомоторные механизмы. Поэтому она и решила учить этих детей ощупывать пальцами контуры букв алфавита для подготовки руки ребенка к письму. Это было первым шагом для дальнейшей разработки дидактического материала как для дефективных, так и для нормальных детей. Именно поэтому свой метод автор определила как «метод письма», поскольку усвоение грамоты начала с письма, а не с чтения (см. Прил.). В своей работе педагоги руководствуются общедидактическими принципами: принципы системности и последовательности; принцип индивидуального подхода. Создание единой сплоченной команды педагогов позволяет повысить качество оказания помощи дошкольникам с речевой патологией. Только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе. Наиболее важной работойявляется связь между логопедом и воспитателем, который, в первую очередь, проводит работу по формированию психических процессов, стимулирует речевую активность и коммуникативные навыки у детей с речевыми нарушениями. Логопед, совместно с воспитателем, имеет возможность осуществлять помощь как каждому ребенку с особыми возможностями, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом. Таким стал для нас проект «Речевой уголок». В создании уголка активное участие принимали участие и родители группы. Большая часть пособий сделана из нестандартного материала. В речевом уголке мы собрали пособия для развития дыхания, мелкой моторики пальцев рук и артикуляционного аппарата, материал по закреплению полученных навыков. Пособия для развития речевого дыхания: «Флюгеры»,«Мыльные пузыри», «Задуй в ворота» Пособия для развития артикуляционного аппарата: Картотека артикуляционных упражнений, карты – схемы артикуляционных упражнений, зеркала для индивидуальных занятий. 290 Большую часть нашего уголка составляют игры для развития мелкой моторики пальцев рук: Шнуровки, тактильные таблички, счетные палочки (к ним прилагаются карточки-схемы), трафареты, штриховки, «Волшебная коробочка» (бусины, пуговицы, проволока, и т. д.), пазлы, мозаики. Дети с удовольствием используют для своих игр пособия речевого уголка. Параллельно с исправлением нарушений звукопроизношения данный проект помогает решать такие задачи как: - развитие артикуляционной моторики; - развитие мелкой моторики и координации движений; - формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; - обогащение словарного запаса; - формирование грамматического строя речи; - формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой. Нами совместно с воспитателем были разработана консультации родителей «Развитие операций фонематического анализа и синтеза», а так же подготовлена консультация для воспитателей «Роль воспитателя в коррекционной работе логопеда».Представленная система взаимодействия логопеда и воспитателя в ДОУ по организации и планированию работы направлена прежде всего на повышение качества образовательного процесса и осуществление личностно-ориентированного подхода к воспитанникам в условиях инклюзии. Взаимодействие специалистов позволяет полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия и делать его органичной составляющей целостного дошкольного образовательного процесса. 3.3 Характеристика результатовэкспериментальной работыПосле проведения логопедической работы по коррекции нарушений фонематического восприятия у дошкольников с ФФН были получены следующие результаты:1. Обследование звукопроизношенияУ первого испытуемого была отмечена следующая динамика: он стал меньше путаться в произношении гласных, реже происходили замены слогов и звуков. Также, ему легче стало произносить слова и слоги наоборот. У второго испытуемого мы отметили уменьшение страха перед ошибкой, он стал очень старательным, пытался произнести слово как можно более правильно, добиться созвучности, соответствия предмета слову. Кроме того, дети стали более общительными и любознательными.2. Обследование фонематического слухаНа данном этапе контрольного эксперимента первый испытуемый наиболее успешно справлялся с заданиями, они лучше воспринимали звуки (в игре «Кто самый внимательный» результаты улучшились в более чем пять раз). Этот результат можно считать весьма значительным на пути овладения грамотой. Результаты для «Слушай и показывай» улучшились в 4 раза, а результаты для «Слушай и повторяй» были на начальном этапе значительно выше остальных, а прирост их после эксперимента был не столь значительным. Это говорит о недостаточности сформированности фонематического слуха, но общие положительные сдвиги свидетельствуют в пользу того, что систематические занятии помогают развить фонематический слух ребенка, однако, возможно, требуется больше времени для значительного результата.Второй испытуемый лучше справился с заданием «Слушай и повторяй», четверо из детей получило 0,5 баллов против отсутствия баллов на констатирующем этапе. Результативность задания «Кто самый внимательный» увеличились на 20%, а результаты «Слушай и повторяй» на 50%. Общая позитивная динамика говорит о эффективности разработанной методики, однако малые показатели относительно первого испытуемого говорят о необходимости ее модификации согласно результатам исследования (напр., дать дополнительные задания на развитие фонематического слуха и др.)3. Обследование слоговой структуры словаВторой испытуемый показал намного меньше ошибок именно в трехсложных и четырехсложных словах, которые на констатирующем этапе вызывали у детей обоих групп затруднения. Наиболее примечательным результатом стало улучшение показателей произношения трехсложного слова с совпадением согласных в середине (увеличение на 50%), поскольку на констатирующем этапе испытуемый допускал много ошибок путался, смущался, терялся настрой на работу. Также следует выделить улучшение показателей в четырехсложных словах (почти в 6 раз), это во многом обусловлено прогрессом в произношении трехсложных слов, таким образом, ребенок уже приобрел небольшую базу и усложнение к четырехсложным словами, его не испугало и не запутало.У первого испытуемого позитивная динамика также наблюдается, но результаты очень незначительны, в особенности по четырехсложным словам. Это обусловлено более сложной структурой нарушения в сравнении со вторым испытуемым. Здесь следует выделить улучшение произношения трехсложных слов с совпадением согласных в конце (около 3-х раз). В целом, такое изменение можно считать адекватным для детей с ФФН в данных речевых условиях.Рисунок 2. Сравнительная диаграмма результатов контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе исследования.Таким образом, нами была подтверждена эффективность методики логопедической работы по коррекции нарушений фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР и соответственно подготовки к школе.Выводы по 3 главеИсходя из результатов проведения обучающего эксперимента по преодолению нарушений фонематического восприятия у детей с ФФНР, можно сделать следующие выводы.У детей повысился уровень сформированности навыков звукопроизношения. Дошкольники перестали допускать ошибки при различении слов со сходными звонкими и глухими согласными, стали правильно дифференцировать слоги с твердыми и мягкими согласными звуками, со свистящими и шипящими, но ошибались при дифференциации слогов со звонкими и глухими согласными. Эти ошибки можно объяснить тем, что звонкие и глухие согласные звуки являются очень близкими как артикуляторно, так и акустически.У детей повысился уровень сформированности слухо-произносительной дифференциации фонем. Дошкольники значительно стали лучше различать согласные в слогах, лишь некоторые дети допускали замены и перестановки звуков.Также повысился уровень сформированности простых форм фонематического анализа. Дети стали правильно выделять звуки из слов, затруднения вызывали лишь слова со стечением согласных, так как звуки в слогах со стечением стоят в более слабой позиции, чем в открытых слогах.Наибольшего эффекта достигла работа, направленная на развитие умения выделять первый ударный гласный в начале слова.Таким образом, нами была подтверждена эффективность методики логопедической работы по коррекции нарушений фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР и соответственно подготовки к школе. ЗаключениеКаждый поступающий в школу ребенок, прежде всего, должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Правильное и достаточно беглое чтение, равно как и грамотное письмо, являются необходимыми условиями для усвоения учеником всех других школьных предметов, а значит и для успешности его обучения в целом.Успешность обучения ребенка грамоте во многом определяется тем, насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи, поскольку при помощи букв (или письменных знаков) обозначается не что иное, как звуки устной речи. Следовательно, для того чтобы усвоить буквы, необходимо очень четко ориентироваться в звуках: уметь правильно их произносить, безошибочно различать на слух, определять наличие или отсутствие, а также и месторасположение заданного звука в слове. Если же, поступивший в школу ребенок не владеет названными умениями, то его с трудом удастся обучить грамоте или, в лучшем случае, он будет писать с многочисленными специфическими ошибками, которые не смогут быть преодолены без специальной логопедической помощи. Умение слушать и выделять звуки, определять их порядок и последовательность предупреждает многие трудности обучения письму и чтению.Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Очевидна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При логопедической работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т.п.Известно, что без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. Своевременное выявление и коррекция нарушений фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР, что обеспечивает полноценную подготовку детей данной категории к школе, а также профилактику расстройств письменной речи.Методика исследования нарушений фонематического развития включала в себя следующее:1) исследование звукопроизношения;2) исследование артикуляторной моторики;3) исследование слуховой дифференциации фонем;4) исследование слухо-произносительной дифференциации фонем;5) исследование состояния фонематического анализа. Опираясь на результаты констатирующего эксперимента, можно сделать выводы о состоянии фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР.У всех обследованных детей с ФФНР было отмечено полиморфное нарушение звукопроизношения. Преобладающими среди нарушений произношения звуков у дошкольников данной категории являются искажения и замены звуков по их артикуляторным и акустическим характеристикам.Исследование состояния слуховой дифференциации фонем показало, что у детей с ФФНР наблюдаются многочисленные ошибки, проявляющиеся в неразличении как правильно, так и дефектно произносимых звуков. Наибольшее количество ошибок было допущено детьми при дифференциации звонких шипящих и свистящих звуков. У этих детей наблюдалось соответствие нечеткого восприятия звуков их неправильной артикуляции. Меньше ошибок было допущено детьми экспериментальной группы при выполнении заданий на дифференциацию слогов со сходными звуками. Самое меньшее количество ошибок дети допускали при различении слов, близких по звуковому составу. Таким образом, фонемы, входящие в состав слов и предложений, дети дифференцируют легче, чем изолированные звуки и звуки, входящие в состав слога. Это можно объяснить тем, что отдельно взятая фонема или слог не несут никакой смысловой нагрузки, а при дифференциации фонем в словах и предложениях появляется опора на семантику. Исследованием установлено, что для дошкольников с ФФНР характерна низкая сформированность слухо-произносительной дифференциации фонем. Дети допускали ошибки, обусловленные артикуляторной и акустической близостью звуков. Ошибки проявлялись в заменах и перестановках звуков. Было отмечено, что дошкольники с ФФНР речи допускали ошибки, обусловленные артикуляторной, акустической и артикуляторно-акустической близостью звуков, входящих в слоги и слова. Наибольшее количество ошибок было допущено детьми при выполнении заданий на различение звуков, близких как артикуляторно, так и акустически. Проведенное исследование состояния фонематического анализа показало, что дети с ФФНР затрудняются при выполнении заданий, направленных на исследование как простых, так и сложных форм фонематического анализа.Методика логопедической работы по коррекции нарушений фонематического восприятия включала в себя два этапа:1) Подготовительный этап, на котором велась работа по развитию слухового внимания и памяти, работа по различению неречевых звуков, по различению одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.2) Этап слуховой и слухо-произносительной дифференциации смешиваемых звуков. На данном этапе проводилась работа по различению слов, близких по звуковому составу, работа по дифференциации звуков в слогах и изолированно, а также работа по развитию фонематического анализа.Логопедическая работа включает формирование навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем мире и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. Сложное взаимодействие функций, участвующих в формировании фонематических представлений, требует расчлененного поэтапного формирования как полноценного артикулирования звуков, так и их рецепции.Большое внимание уделяется гласным звукам, от четкости произношения которых в значительной степени зависит выразительность речи. Кроме того, правильное произношение гласных играет большую роль при анализе звукового состава слова. На основании уточненных языковых навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, то есть умение услышать заданный звук (в ряде других звуков) определить наличие данного звука в слове. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.Следовательно, преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте.Мы исследовали особенности речевого развития старших дошкольников с ФФН и на основе анализа полученных данных разработали методику формирования навыков грамоты. Была доказана ее эффективность, поскольку в экспериментальной группе мы отметили позитивную динамику результатов, причем величина ее была значительной по сравнению с контрольной группой. Таким образом, цель достигнута, задачи решены.Список использованной литературыПриказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» http://минобрнауки.рф/документы/6261Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников / Т.В. Александрова. – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 48 с.Алмазова А. А., Шибанова А. А. Проблемы развития устных видов речевой деятельности у школьников с нарушениями речи // Проблемы современного образования. 2013. №2. С.123-121 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-ustnyh-vidov-rechevoy-deyatelnosti-u-shkolnikov-s-narusheniyami-rechi (дата обращения: 25.12.2017). Бабина, Г.В. Логопедия. Дизартрия : учебно-методическое пособие / Г.В.Бабина, Л.И.Белякова, Р.Е.Идес. – М.: МПГУ, 2016. - 104 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471770 (25.12.2017).Бабина, Г.В. Практикум по дисциплине «Логопедия»: раздел «Дизартрия» : учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р.Е. Идес. – М.: Прометей, 2012. - 104 с. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240133(25.12.2017).Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. — СПб.: Детство-пресс, 2011. -41с.Безрукова С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду. - 2012 – С.6.Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) : [монография] / В.И. Бельтюков. – Москва : Педагогика, 1977. – 176 с.Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми / А. И. Богомолова – СПб.: Библиополис, 2011. – 49 с.Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера. -2011. – с. 30 – 55.Борисова В.В., Налбандян О.Г. Информационная система «Речевые технологии» как эффективный инструмент диагностики и коррекции речевых нарушений детей младшего возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. С. 125-127 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-sistema-rechevye-tehnologii-kak-effektivnyy-instrument-diagnostiki-i-korrektsii-rechevyh-narusheniy-detey-mladshego (дата обращения: 25.12.2017). Борозинец, Н.M. Логопедия: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия : учебное пособие / Н.M. Борозинец, Т.С. Шеховцова, М.В. Колокольникова. - Ставрополь : СКФУ, 2016. - 203 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=466810 (25.12.2017).Борозинец, Н.М. Логопедические технологии : учебное пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. - Ставрополь : СКФУ, 2014. - 256 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457155 (25.12.2017).Боскис, Р.М. Формирование грамматического строя языка у тугоухих учащихся, М., 1955Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2012.- 144 с.Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия учебник для вузов . М., 2008. – 351 с.Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / Сост. Кондратенко И.Ю. - М.: 2010. - 38 с.Гамова, Л.Г. Возрастная анатомия и физиология ребенка: учебно-методическое пособие к курсу «Возрастная анатомия и физиология» по специальностям: дошкольная педагогика и психология, логопедия. / Л.Г. Гамова. - Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. - 72 с. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272167 (25.12.2017).Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010. – 89 с.Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие . - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – Спб., 2010. - 345 с.Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. - С-Пб., 2010. - 85 с.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М.: 2008. - 192 с.Григорьева И.А. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении общего вида // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2008. №4 (Педагогика). С. 31-38 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/logopedicheskaya-rabota-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii-obschego-vida (дата обращения: 25.12.2017).Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств.// Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М., 2012. – 204 с.Васильева С.В., Н.Соколова Логопедические игры для дошкольников, М.: «Школьная пресса», 2010;Дошкольная логопедическая служба. Книга 2 /Под ред. О.А. Степановой. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 71 с.Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. – М., 2010. – 456 с.Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников: (Дети с ОНР). Пособие для логопедов. М.: 2011. – 183 с.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с ФФНР). - М., 2015 . – 128 с.Есечко Л.Б. Особенности овладения звуко-слоговым составом слова учащихся с общим недоразвитием речи // Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушением умственного и физического развития. М., 1971.Жинкин Н.И. Механизмы речи. -М.: Директ-Медиа, 2010. - 1104 с.Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников// Начальная школа, 2011, №11. С.- 41-42.Задумова, Н.П. Логопедия: дислалия, ринолалия, дизартрия : учебно-методическое пособие : в 3 ч. / Н.П. Задумова. - Санкт-Петербург. : ЧОУВО «Институт специальной педагогики и психологии», 2015. - Ч. 1. Дислалия. - 88 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438776 (25.12.2017).Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб. метод. пособие. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2014. – 74 с.Зволейко Е.В. Курсы «Основы логопедии» и «Психология лиц с нарушениями речи» в системе подготовки бакалавров // Логопед.-2012.-№10 - С.110-115с.Кабанова Н. А. Система коррекционных занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи // Специальное образование. 2015. №XI. С.137-145 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sistema-korrektsionnyh-zanyatiy-po-obucheniyu-gramote-detey-s-narusheniyami-rechi (дата обращения: 25.12.2017). Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М, 1971.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 2008;Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 2010Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс – обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.- М., 2011. – с. 91 – 95.Лазебник Т.А., Румянцева В.Н., Шейде Н.А, Назаренко Т.В., Красавцева О.Ф. Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с использованием Пантокальцина // Медицинские новости. 2011. №3. С.64-67 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-rechevyh-narusheniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-ispolzovaniem-pantokaltsina-1 (дата обращения: 25.12.2017). Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах : учебное пособие / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. – М.: Парадигма, 2009. - 216 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210581 (25.12.2017).Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - С-Пб., 2013. – 87 с.Ланина, Е.М. История логопедии : учебное пособие / Е.М. Ланина . - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2014. - 94 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278485 (25.12.2017).Лебедева Т.В. Психологическая Оценка речевых и языковых трудностей у детей дошкольного возраста // Специальное образование. 2016. №1. С.75-84 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-otsenka-rechevyh-i-yazykovyh-trudnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 25.12.2017). Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. М., 1958.Левина Р.Е. О путях разработки вопроса о предупреждении в логопедии //Специальная школа. 1963. №2. С.65-70.Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей //Специальная школа. 1967. №2(122). С.121-130.Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей //Дефектология. 1975. №2. С.12-16.Лежнина Н.П. Автоматизация звуков на логопедических занятиях посредством активизации трех видов анализаторов в сочетании с приемом отвлечения внимания // Вестник Марийского государственного университета. 2015. №2 (17). С.45-48 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/avtomatizatsiya-zvukov-na-logopedicheskih-zanyatiyah-posredstvom-aktivizatsii-treh-vidov-analizatorov-v-sochetanii-s-priemom (дата обращения: 25.12.2017). Логопедия. Под ред. Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2012. – 54 с.Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова.– СПб. : Детство-Пресс, 2013. – 234 с.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – Спб., 2015 – 78 с.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, изд-во «Союз», 2015. – 192 с.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - С-Пб., 2011. – 56 с.Мещерякова Н. П., Зубович Е. В., Леонтьева С. В. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. – В. , 2011. – 14 с.Михеева И. А., Чешева С. В., Чещева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет. – М.: Каро, издательско-полиграфический центр, 2009. – 104 с.Мурашова И.Ю. Сочетание недостатков полимодального восприятия и речи у старших дошкольников с речевым недоразвитием // Сибирский педагогический журнал. 2016. №2. С. 106-110 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sochetanie-nedostatkov-polimodalnogo-vospriyatiya-i-rechi-u-starshih-doshkolnikov-s-rechevym-nedorazvitiem (дата обращения: 25.12.2017). Никашина Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников// Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Левиной Р.Е. — М.: Просвещение, 1965. - с. 46-66Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 528.Овчинникова, Т.С. Логопедические распевки / Т.С. Овчинникова. - С-Пб.: КАРО, 2009. - 63 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=462487 (25.12.2017).Овчинникова Т.С. Концепция обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, приближенных к норме психического и речевого развития в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. №1 (36). С.111-115 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-obucheniya-i-vospitaniya-doshkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-priblizhennyh-k-norme-psihicheskogo-i (дата обращения: 25.12.2017). Омельченко Л.В. Автоматизация звуков на ограниченном речевом материале // СДО. 2010. №6. С.54-62 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/avtomatizatsiya-zvukov-na-ogranichennom-rechevom-materiale (дата обращения: 25.12.2017).Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / ред. Р. Е. Левина. - Репр. воспроизведение изд. . - М. : АльянС, 2013. - 367 с.Основы логопедической работы с детьми; Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общей редакцией д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., испр. – М: Аркти, 2010. – 261 с.Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов н/Д., 2009. – 38 с.Подольская, О.А. Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева - Елец : Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2013. - 212 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362651 (25.12.2017).Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. Селиверстова. - Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. - 288 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429766 (25.12.2017).Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2015. – 112 с.Редозубова Е. И., Лизунова Л. Р. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста с ринолалией // Специальное образование. 2016. №XII. С.113-116 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fonetiko-fonematicheskoe-nedorazvitie-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-rinolaliey (дата обращения: 25.12.2017). Специальная психология / В.И.Лубовский [и др.]; под ред. В.И.Лубовского.–М.: Издательство Юрайт, 2014. – 428 с. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи : 1-4 классы / Л.Ф. Спирова. – Москва : Педагогика, 1980. – 192 с.Темникова Елена Юрьевна Использование психотехнических упражнений в коррекции фонетико-фонематического нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией // Universum: психология и образование. 2016. №8 (26). С.7-10 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-psihotehnicheskih-uprazhneniy-v-korrektsii-fonetiko-fonematicheskogo-narusheniya-rechi-u-starshih-doshkolnikov-s (дата обращения: 25.12.2017). Титова Т. А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологий / Т. А. Титова. – СПб.: Акцидент, 2012. – 243 с. Ткачева Л.Р. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылка успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии, №5. – 2016. - С. 45Ткаченко Т.А. Коррекция слоговой структуры слова. М.: Гном и Д, 2014.–40 с. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника. - М., 2011. – 76 с.Тугова Н.А. Развитие выразительности речи у детей с речевыми нарушениями // Дефектология. - 2010. - №2. - С.37-43.Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 2007;Усанова О.Н. Специальная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии/О. Н. Усанова.–Санкт-Петербург: Питер, 2006.– 395 с. Фатихова Л.Ф. Компьютерные игры, построенные с использованием технологии Flash, в процессе подготовки дошкольников с фонетико-фонематическими недоразвитием к обучению грамоте // ОТО. 2016. №1. С.525-543 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye-igry-postroennye-s-ispolzovaniem-tehnologii-flash-v-protsesse-podgotovki-doshkolnikov-s-fonetiko-fonematicheskimi (дата обращения: 25.12.2017). Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989.—223 сФиличева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. - М.: 2017. – 29 с.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 2009. – 45 с.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада: учебное пособие для студентов. - М.: 2017. – 39 с.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, - 239 сХватцев М.Е. Логопедия. Книга 2. –М.: Владос, 2009. – 54 с.Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. — М.: Академия, 2009. - с.4-6.Швачкин, Н.Х. Развитие фонетического восприятия речи в раннем возрасте / Швачкин, Н.Х. // Возрастная психолингвистика : хрестоматия. Учеб.пособие. - С.113-143. - М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.Шишова Т.В. Использование логопедического тренажера «Дельфа-142»при коррекции нарушений речи у старших дошкольников с дизартрией // Образование и наука. 2011. №7. С.118-126 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-logopedicheskogo-trenazhera-delfa-142-pri-korrektsii-narusheniy-rechi-u-starshih-doshkolnikov-s-dizartriey (дата обращения: 25.12.2017). Шохор-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств: Сборник упражнений. 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 38 с.Эльконин Д. Б. Психология развития: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 98 с.Эм, Е.А. Введение в логопедическую специальность : учебное пособие / Е.А. Эм. - Ставрополь : СКФУ, 2015. - 99 с. - URL:
2. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников / Т.В. Александрова. – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 48 с.
3. Алмазова А. А., Шибанова А. А. Проблемы развития устных видов речевой деятельности у школьников с нарушениями речи // Проблемы современного образования. 2013. №2. С.123-121 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-ustnyh-vidov-rechevoy-deyatelnosti-u-shkolnikov-s-narusheniyami-rechi (дата обращения: 25.12.2017).
4. Бабина, Г.В. Логопедия. Дизартрия : учебно-методическое пособие / Г.В.Бабина, Л.И.Белякова, Р.Е.Идес. – М.: МПГУ, 2016. - 104 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471770 (25.12.2017).
5. Бабина, Г.В. Практикум по дисциплине «Логопедия»: раздел «Дизартрия» : учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р.Е. Идес. – М.: Прометей, 2012. - 104 с. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240133(25.12.2017).
6. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. — СПб.: Детство-пресс, 2011. -41с.
7. Безрукова С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду. - 2012 – С.6.
8. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) : [монография] / В.И. Бельтюков. – Москва : Педагогика, 1977. – 176 с.
9. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми / А. И. Богомолова – СПб.: Библиополис, 2011. – 49 с.
10. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера. -2011. – с. 30 – 55.
11. Борисова В.В., Налбандян О.Г. Информационная система «Речевые технологии» как эффективный инструмент диагностики и коррекции речевых нарушений детей младшего возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. С. 125-127 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-sistema-rechevye-tehnologii-kak-effektivnyy-instrument-diagnostiki-i-korrektsii-rechevyh-narusheniy-detey-mladshego (дата обращения: 25.12.2017).
12. Борозинец, Н.M. Логопедия: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия : учебное пособие / Н.M. Борозинец, Т.С. Шеховцова, М.В. Колокольникова. - Ставрополь : СКФУ, 2016. - 203 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=466810 (25.12.2017).
13. Борозинец, Н.М. Логопедические технологии : учебное пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. - Ставрополь : СКФУ, 2014. - 256 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457155 (25.12.2017).
14. Боскис, Р.М. Формирование грамматического строя языка у тугоухих учащихся, М., 1955
15. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2012.- 144 с.
16. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия учебник для вузов . М., 2008. – 351 с.
17. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / Сост. Кондратенко И.Ю. - М.: 2010. - 38 с.
18. Гамова, Л.Г. Возрастная анатомия и физиология ребенка: учебно-методическое пособие к курсу «Возрастная анатомия и физиология» по специальностям: дошкольная педагогика и психология, логопедия. / Л.Г. Гамова. - Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. - 72 с. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272167 (25.12.2017).
19. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010. – 89 с.
20. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие . - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
21. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – Спб., 2010. - 345 с.
22. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. - С-Пб., 2010. - 85 с.
23. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М.: 2008. - 192 с.
24. Григорьева И.А. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении общего вида // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2008. №4 (Педагогика). С. 31-38 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/logopedicheskaya-rabota-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii-obschego-vida (дата обращения: 25.12.2017).
25. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств.// Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М., 2012. – 204 с.
26. Васильева С.В., Н.Соколова Логопедические игры для дошкольников, М.: «Школьная пресса», 2010;
27. Дошкольная логопедическая служба. Книга 2 /Под ред. О.А. Степановой. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 71 с.
28. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. – М., 2010. – 456 с.
29. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников: (Дети с ОНР). Пособие для логопедов. М.: 2011. – 183 с.
30. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с ФФНР). - М., 2015 . – 128 с.
31. Есечко Л.Б. Особенности овладения звуко-слоговым составом слова учащихся с общим недоразвитием речи // Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушением умственного и физического развития. М., 1971.
32. Жинкин Н.И. Механизмы речи. -М.: Директ-Медиа, 2010. - 1104 с.
33. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников// Начальная школа, 2011, №11. С.- 41-42.
34. Задумова, Н.П. Логопедия: дислалия, ринолалия, дизартрия : учебно-методическое пособие : в 3 ч. / Н.П. Задумова. - Санкт-Петербург. : ЧОУВО «Институт специальной педагогики и психологии», 2015. - Ч. 1. Дислалия. - 88 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438776 (25.12.2017).
35. Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб. метод. пособие. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2014. – 74 с.
36. Зволейко Е.В. Курсы «Основы логопедии» и «Психология лиц с нарушениями речи» в системе подготовки бакалавров // Логопед.-2012.-№10 - С.110-115с.
37. Кабанова Н. А. Система коррекционных занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи // Специальное образование. 2015. №XI. С.137-145 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sistema-korrektsionnyh-zanyatiy-po-obucheniyu-gramote-detey-s-narusheniyami-rechi (дата обращения: 25.12.2017).
38. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М, 1971.
39. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 2008;
40. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 2010
41. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс – обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.- М., 2011. – с. 91 – 95.
42. Лазебник Т.А., Румянцева В.Н., Шейде Н.А, Назаренко Т.В., Красавцева О.Ф. Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с использованием Пантокальцина // Медицинские новости. 2011. №3. С.64-67 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-rechevyh-narusheniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-ispolzovaniem-pantokaltsina-1 (дата обращения: 25.12.2017).
43. Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах : учебное пособие / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. – М.: Парадигма, 2009. - 216 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210581 (25.12.2017).
44. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - С-Пб., 2013. – 87 с.
45. Ланина, Е.М. История логопедии : учебное пособие / Е.М. Ланина . - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2014. - 94 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278485 (25.12.2017).
46. Лебедева Т.В. Психологическая Оценка речевых и языковых трудностей у детей дошкольного возраста // Специальное образование. 2016. №1. С.75-84 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-otsenka-rechevyh-i-yazykovyh-trudnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 25.12.2017).
47. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. М., 1958.
48. Левина Р.Е. О путях разработки вопроса о предупреждении в логопедии //Специальная школа. 1963. №2. С.65-70.
49. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей //Специальная школа. 1967. №2(122). С.121-130.
50. Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей //Дефектология. 1975. №2. С.12-16.
51. Лежнина Н.П. Автоматизация звуков на логопедических занятиях посредством активизации трех видов анализаторов в сочетании с приемом отвлечения внимания // Вестник Марийского государственного университета. 2015. №2 (17). С.45-48 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/avtomatizatsiya-zvukov-na-logopedicheskih-zanyatiyah-posredstvom-aktivizatsii-treh-vidov-analizatorov-v-sochetanii-s-priemom (дата обращения: 25.12.2017).
52. Логопедия. Под ред. Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2012. – 54 с.
53. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова.– СПб. : Детство-Пресс, 2013. – 234 с.
54. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – Спб., 2015 – 78 с.
55. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного воз-раста. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, изд-во «Союз», 2015. – 192 с.
56. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - С-Пб., 2011. – 56 с.
57. Мещерякова Н. П., Зубович Е. В., Леонтьева С. В. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. – В. , 2011. – 14 с.
58. Михеева И. А., Чешева С. В., Чещева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет. – М.: Каро, издательско-полиграфический центр, 2009. – 104 с.
59. Мурашова И.Ю. Сочетание недостатков полимодального восприятия и речи у старших дошкольников с речевым недоразвитием // Сибирский педагогический журнал. 2016. №2. С. 106-110 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sochetanie-nedostatkov-polimodalnogo-vospriyatiya-i-rechi-u-starshih-doshkolnikov-s-rechevym-nedorazvitiem (дата обращения: 25.12.2017).
60. Никашина Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников// Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Левиной Р.Е. — М.: Просвещение, 1965. - с. 46-66
61. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 528.
62. Овчинникова, Т.С. Логопедические распевки / Т.С. Овчинникова. - С-Пб.: КАРО, 2009. - 63 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=462487 (25.12.2017).
63. Овчинникова Т.С. Концепция обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, приближенных к норме психического и речевого развития в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. №1 (36). С.111-115 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-obucheniya-i-vospitaniya-doshkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-priblizhennyh-k-norme-psihicheskogo-i (дата обращения: 25.12.2017).
64. Омельченко Л.В. Автоматизация звуков на ограниченном речевом материале // СДО. 2010. №6. С.54-62 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/avtomatizatsiya-zvukov-na-ogranichennom-rechevom-materiale (дата обращения: 25.12.2017).
65. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / ред. Р. Е. Левина. - Репр. воспроизведение изд. . - М. : АльянС, 2013. - 367 с.
66. Основы логопедической работы с детьми; Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общей редакцией д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., испр. – М: Аркти, 2010. – 261 с.
67. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов н/Д., 2009. – 38 с.
68. Подольская, О.А. Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева - Елец : Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2013. - 212 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362651 (25.12.2017).
69. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. Селиверстова. - Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. - 288 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429766 (25.12.2017).
70. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2015. – 112 с.
71. Редозубова Е. И., Лизунова Л. Р. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста с ринолалией // Специальное образование. 2016. №XII. С.113-116 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fonetiko-fonematicheskoe-nedorazvitie-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-rinolaliey (дата обращения: 25.12.2017).
72. Специальная психология / В.И.Лубовский [и др.]; под ред. В.И.Лубовского.–М.: Издательство Юрайт, 2014. – 428 с.
73. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи : 1-4 классы / Л.Ф. Спирова. – Москва : Педагогика, 1980. – 192 с.
74. Темникова Елена Юрьевна Использование психотехнических упражнений в коррекции фонетико-фонематического нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией // Universum: психология и образование. 2016. №8 (26). С.7-10 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-psihotehnicheskih-uprazhneniy-v-korrektsii-fonetiko-fonematicheskogo-narusheniya-rechi-u-starshih-doshkolnikov-s (дата обращения: 25.12.2017).
75. Титова Т. А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологий / Т. А. Титова. – СПб.: Акцидент, 2012. – 243 с.
76. Ткачева Л.Р. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылка успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии, №5. – 2016. - С. 45
77. Ткаченко Т.А. Коррекция слоговой структуры слова. М.: Гном и Д, 2014.–40 с.
78. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника. - М., 2011. – 76 с.
79. Тугова Н.А. Развитие выразительности речи у детей с речевыми на¬рушениями // Дефектология. - 2010. - №2. - С.37-43.
80. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 2007;
81. Усанова О.Н. Специальная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии/О. Н. Усанова.–Санкт-Петербург: Питер, 2006.– 395 с.
82. Фатихова Л.Ф. Компьютерные игры, построенные с использованием технологии Flash, в процессе подготовки дошкольников с фонетико-фонематическими недоразвитием к обучению грамоте // ОТО. 2016. №1. С.525-543 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye-igry-postroennye-s-ispolzovaniem-tehnologii-flash-v-protsesse-podgotovki-doshkolnikov-s-fonetiko-fonematicheskimi (дата обращения: 25.12.2017).
83. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989.—223 с
84. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. - М.: 2017. – 29 с.
85. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 2009. – 45 с.
86. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада: учебное пособие для студентов. - М.: 2017. – 39 с.
87. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, - 239 с
88. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга 2. –М.: Владос, 2009. – 54 с.
89. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. — М.: Академия, 2009. - с.4-6.
90. Швачкин, Н.Х. Развитие фонетического восприятия речи в раннем возрасте / Швачкин, Н.Х. // Возрастная психолингвистика : хрестоматия. Учеб.пособие. - С.113-143. - М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
91. Шишова Т.В. Использование логопедического тренажера «Дельфа-142»при коррекции нарушений речи у старших дошкольников с дизартрией // Образование и наука. 2011. №7. С.118-126 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-logopedicheskogo-trenazhera-delfa-142-pri-korrektsii-narusheniy-rechi-u-starshih-doshkolnikov-s-dizartriey (дата обращения: 25.12.2017).
92. Шохор-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств: Сборник упражнений. 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 38 с.
93. Эльконин Д. Б. Психология развития: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 98 с.
94. Эм, Е.А. Введение в логопедическую специальность : учебное пособие / Е.А. Эм. - Ставрополь : СКФУ, 2015. - 99 с. - URL:
Вопрос-ответ:
Какие темы затрагивает данная книга?
Данная книга затрагивает темы, связанные с теоретическими основами процесса подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Какие подходы предлагаются для логопедического сопровождения детского дошкольного возраста?
В книге предлагаются современные подходы к логопедическому сопровождению детского дошкольного возраста, которые помогут развить речь у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Какой метод обучения грамоте описывается в этой книге?
В книге описывается звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, который имеет свои особенности в обучении групп детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Какая информация предоставляется в главе 1.1 книги?
В главе 1.1 книги предоставляется характеристика понятия фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Что можно узнать из главы 1.3 книги?
Глава 1.3 книги содержит информацию о звуковом аналитико-синтетическом методе обучения грамоте и особенностях обучения групп детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Как называется товар?
Товар называется "Доработка заказа 720287 2 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ7 1 1 Характеристика понятия фонетико-фонематического недоразвития речи7 1 2 Современные подходы к логопедическому сопровождению детского дошкольного возраста11 1 3 Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте и особенности обучения групп детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи15 1 4 Ф"
Для какого возраста предназначен товар?
Товар предназначен для старших дошкольников.