Монастырское хозяйство новгородское епархии в 19-начале 20 века
Заказать уникальную курсовую работу- 51 51 страница
- 51 + 51 источник
- Добавлена 25.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Монастыри Новгородской епархии 12
1.1. Мужские монастыри 13
1.1.1 Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь 13
1.1.2. Свято-Юрьев мужской монастырь 13
1.1.3. Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский мужской монастырь 14
1.1.4. Антониев-Дымский мужской монастырь 17
1.1.5. Валдайский Иверский мужской монастырь 18
1.1.6. Свято-Троицкий Михаило-Клопский мужской монастырь. 20
1.1.7. Спасо-Преображенский Антониево–Леохновский мужской монастырь. 21
1.2. Женские монастыри 22
1.2.1. Зверин-Покровский женский монастырь 22
1.1.4. Николо-Косинский женский монастырь 23
2. Особенности хозяйства монастырей Новгородской епархии 26
2.1. Землевладение монастырей 26
2.2. Хозяйственная жизнь монастырей 32
3. Нетрудовые монастырские доходы 37
Заключение 44
Список источников и литературы 47
Всего 1 450 000 асс. Или 414 285 руб. За тем в 1838г внесено ею в банк 26 300 руб. для того что бы совершалась литургия об упокоении души Фотия. В 1843г 85 720р на масло для лампад и на съестные припасы братии, и еще 66 000р на разные надобности и наконец в 1842г 300 000 рублей. Таким образом на один только Юрьев монастырь пожертвование графини Орловой составили почти 900 000 рублей, но эта цифра заключает в себе далеко не все пожертвования. Тут ничего не говориться о деньгах на покупку богатейших риз и разной церковной утвари для монастыря.
Значительный приток паломников и богомольцев, а вместе с ними и значительных денежных вливаний в монастырскую казну был связан с бытовавшем в народе убеждением, что молитва в святом месте чище и глубже, чем в местном приходском храме, она будет быстрее услышана Богом, так как «место сие намолено и чудотворно». Такое явление наблюдается и в современной жизни. Толпы народа стоят часами в очередях, в ливень и стужу, чтобы поклониться той или иной святыне (частице мощей, реликвии, связанной с христианской историей). Здесь наблюдается глубинные языческие мотивы народного сознания, которые тесно переплетены с православной верой. Вера в магическое действие святыни, этого своего рода амулета, объясняет такое поведение людей. Так же стоит отметить, что чем больше место было знаменито, тем больше его посещало паломников.
В тот же самый Юрьев монастырь каждую осень и каждую весну пребывает по 12-15 тысяч богомольцев, а по случаю праздника такого как 9-е воскресенье после Пасхи, когда мощи святого Ефимия обносят вокруг монастырской ограды было в 1868г до 5000 человек.
Таким образом, подытоживая вышесказанное, со всей вероятностью можно заявить, что основу монастырской экономики составляли нетрудовые доходы, привнесенные извне. Основную их часть составляли пожертвования: в большей степени от состоятельных людей, в меньшей от простого люда.
Основные жертвователи Новгородской епархии – купцы. Купцы издавна славились своей щедростью. Основная их масса была глубоко верующей, и это неспроста: большинство купцов – выходцы из крестьян, хранителей отеческой православной традиции. Благотворительность купцов духовенством отмечалась особенно. Например, согласно ходатайству новгородского епархиального начальства, указом Святейшего Синода от 23 августа 1893 года «за пожертвования и другие по духовному ведомству заслуги преподано благословение Святейшего Синода с грамотами» ряду лиц, в том числе и «временному С.-Петербургскому 1-й гильдии купцу Александру Валькову».
Пожертвования же простых людей, бедняков привлекались за счет массовости последнего (как известно, на крестьянское сословие приходилось до 80 % населения). Кроме того, крестьянский люд был суеверен и с охотой приобретал различные церковные обереги (мощевики, образки, освященное масло и т. д.).
Заключение
На основе проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Во-первых, земли новгородских монастырей относятся к северным землям, для которых характерны в первую очередь рыболовство и солеварение. Кроме того, достаточно широко использовались ветряные мельницы, которые позволяли изготавливать хлебную продукцию. Стоит отметить, что качество питания обычного монаха превосходило рацион рядового крестьянина. Потому-то бедственность монастырей была надумана и преувеличена. Разумеется, тот статус, которым обладали монастыри в допетровскую эпоху, за ними не сохранился, однако в XIX веке они частично вернули утраченное богатство, прежде всего, обширные земельные угодья. Это способствовало их обогащению за счет сдачи недвижимости и объектов промыслов в аренду.
Отчет обер-прокурора Синода за 1843 год показывает нам состав пополняемой монастырь мужской братии. Из него следует, что второе по численности сословие, после духовенства, представляющее монашество, было купечество. Таким образом, мысль о торговых корнях настоятелей находит свое подтверждение. Второе, вытекающее отсюда следствие таково, что экономическая самостоятельность монастырских хозяйств напрямую зависела от личности настоятеля, его харизмы, коммерческой жилки. Яркий пример – упадок Свято-Троицкого Михаило-Клопского мужской монастыря и экономический подъем Свято-Юрьева мужского монастыря. В первом случае, настоятель не смог наладить монастырские ремесла, во втором – волевым усилием заставил монахов обучаться различному мастеровому делу. Также яркая личность архимандрита Фотия позволила ему привлечь внимание к монастырю щедрой дарительницы графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской.
Во-вторых, основную статью доходов монастыря составляли пожертвования, которые приносились паломниками. Поэтому стоит отметить особое сакральное положение Новгородской епархии. Здесь подвизалось порядка 120 святых. Их имена в лице епископа Иоакима Корсунянина, князя Владимира Ярославовича, преподобных чудотворцов Антония Римлянина и Варлаама Хутынского, Христа ради юродивых Николая Кочанова, Иакова Праведного Боровичского, Михаила Клопского, преподобного Саввы Вишерского и деяния притягивали толпы верующих. А чудотворные иконы «Знамение Божьей Матери» и икона Божьей Матери «Иверская» давали приходящим надежду на исцеление. Все это не могло не отразиться на благосостоянии Валдайского Иверского мужского монастыря, который должным образом одаривали благодарные паломники.
В – третьих нужно отметить свечное хозяйство монастырей, ведь ни одна церковная церемония не проходит без свеч.
Восковые свечи в цельном их виде обыкновенно продаются в церквах вдвое дороже, чем они куплены самими церквами. На самом деле доход от них бывает гораздо более, нежели в 100%. Известно, что если позволить свечам гореть… то совсем сгорят только те из них, которые стоят 2–3 коп., а от пятикопеечных, десятикопеечных и т.д. всегда остаются более или менее значительной величины огарки. Из полтинных же и рублевых не сгорает и десятой части. Но там, где очень много зажигается свеч их скоро тушат и заменяют новыми. Назначается послушник или монах у подсвечника. Гасить и снимать свечи. Остатки несгоревших или продаются торговцам, или обчищаются так, чтобы они казались негоревшими и продаются по уменьшенной цене, а в монастырях, где есть свои свечные заводы, переливаются в новые свечи.
В целом доходы монастырей можно разделить на пять категорий. К первой относились денежные субсидии государства, которые составляли отдельную статью расходов ежегодного бюджета. Ко второй относились земельные приобретения, которые производились за счет казенных владений, либо путем пожертвования и приношения населением. Сюда входили как различная поземельная собственность, состоящая из пахотной земли, лугов и лесов, так и рыбные ловли, мельницы и иные владения. К третьей относились доходы от сдачи в аренду церковного имущества и от торговли различными сельскохозяйственными и промышленными продуктами. К четвертой категории можно причислить проценты с капиталов, находившихся в банках. И, наконец, к пятой следует отнести денежные приношения мирян.
Список источников и литературы
Источники
Опубликованные источники
Законодательные и нормативные акты
О испрашивании Высочайшего соизволения на покупку духовными Властями земель или других угодий // Полное собрание законов Российской империи. Т. 28. Закон № 21785 от 08.06.1805.
Об отводе Одесскому Архиерейскому дому двухсот десятин земли // Второе полное собрание законов Российской империи. Т. 27. Закон № 26315 от 27.05.1852.
Об штате архиерейских домов и кафедральных соборов // Второе полное собрание законов Российской империи. Т. 42. Закон № 45341 от 27.12.1867
Письменные источники
Новгородская летопись по Синодальному харатейному списку. СПб., 1875. – 347 с.
Новгородская вторая и третья летописи. ПСРЛ. Т. 3. 2-е изд. 629 с. СПб., 1879. 628 с.
Лаврентьевская летопись. (Полное собрание русских летописей. Том первый). Ленинград, 1926 — 1928. 579 с.
ПСРЛ. Т.3. IV. Новгородские летописи. — СПб: Типография Эдуарда Праца, 1841. 308 с.
ПСРЛ. Т.4. Ч.1. Новгородская четвертая летопись. М., ЯРК. 2000. 728 с.
Делопроизводственные документы
Акты Иверского Святоозерского монастыря (1582-1706), собранные архимандритом Леонидом. СПб., 1878. – 1243 с.
Извлечение из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1843 год. СПб. : Синодальная тип., 1844. – 116 с.
Публицистика
Карпович, Е.П. Архимандрит Фотий, настоятель Новгородского Юрьева монастыря (1792-1838) / Е.П. Карпович // Русская старина. 1875. Т. 13. № 7. С. 308-327.
Силин П.М. Торжество освящения соборного храма в Валдайском Иверском монастыре. / Силин П.М. // Новгородские епархиальные ведомости. 1898. № 13. С. 789-796.
Новгородские епархиальные ведомости. 1893. № 19-20. С. 309.
Источники личного происхождения
Мизерецкий И.Г. Рассказы об архимандрите Фотии / Записал Ф.С. / Мизерецкий И.Г// Исторический вестник. 1885. Т. 21. №. 9. С. 557—575.
Гапон Г. А. Записки Георгия Гапона: (Очерк рабочего движения в России 1900-х годов)/ Гапон Г.А //. М.: тип. Вильде. 1918. 351с.
Литература
Цыпин В.А., прот. История Русской Православной Церкви, 1917 – 1990/ Цыпин В.А// М.: Издательский дом «Хроника», 1994. – 256 с.
Петров М.Н.. Крест под молотом / Петров М.Н. // Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2000. – 446 с.
Демкин А. В. Дней Александровых прекрасное начало. Внутренняя политика Александра I в 1801-1805 гг. /Демкин А.В. // М.: Кучково поле, 2012. - 320 с.
Прошин Г.Г. Черное воинство: (Русский православный монастырь. Легенда и быль). – 2-е изд., доп. /Прошин Г.Г. // М.: Политиздат, 1988. - 351 с.
Гордиенко Н. С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. /Гордиенко Н.С. // Л.: Лениздат, 1986. 287 с.
Акты Святейшего Патриарха Тихона, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. Сб. в 2 частях / сост. М. Е. Губонин. // М.: Изд-во Свято-Тихоновского богословского университета, 1994.1064 с.
Ядрышников В.А. Восемь столетий старорусской обители (архитектура Спасо-Преображенского монастыря) / Ядрышников В.А // Чело. 2000. № 3. С. 26-33.
Яковлева Н.П. Иверский монастырь /Яковлева Н.П.// Наше наследие. 2015. № 115. С. 10-22.
Гордиенко Э.А., Сарабьянов Э.Д.,. Секретарь Л. А. Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь / Гордиенко Э.А., Сарабьянов Э.Д // Православная Энциклопедия. Т. II. М., 2001. – 752 с.
Свящ. Берташ А. Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь // Православная Энциклопедия. Т. XX. М., 2009. – 682 с.
Проф. Казанскій П. С.. Исторія православнаго русскаго монашества, отъ основанія Печерской обители преподобнымъ Антоніемъ до основанія Лавры Святой Троицы преподобнымъ Сергіемъ. М.: Типография Александра Семена, 1855. – 205 с.
Секретарь Л. А.. Варлаамиев Хутынский монастырь / Секретарь Л. А.// Православная Энциклопедия. Т. VI. М., 2003. – 716 с.
Кочетов Д.Б.. Антониев-Дымский мужской монастырь / Кочетов Д.Б.// Православная Энциклопедия. Т. II. М., 2001. – 720 с.
Историческое описание Валдайского Иверского Святозерского Богородицкого монастыря. Новгород, 1889 (СПб., 1901). 95 с.
Описание первоклассного Иверского Богородицкого монастыря, Новгородской епархии, извлечено из истории иерархии, книги Рай мысленный и жизнеописания патриарха Никона. СПб., 1844. – 60 с.
Силин П.М. Валдайский Иверский Богородицкий первоклассный монастырь. СПб., 1892. – 80 с.
архимандрит Ефрем, иеромонах Серафим. На небеси Рай – на земли Валдай: Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2009. № 2. С. 77-97.
архимандрит Амвросий. История российской иерархии. М.: Синодальная типография., 1815. – 1148 с.
Андреев В.Ф.. «Новгородский частный акт» 12-15 веков. М.: Издательство «Наука», 1986. – 143 с.
Фролов А.А.. Конфискация вотчин новгородского владыки и монастырей в последней четверти XV века. / Фролов А.А. // Новгородские епархальные ведомости. 2004. № 4(18) // Москва: РФК "Имидж-Лаб", 2004.
Тараканова-Белкина С.А. Боярское и монастырское землевладение в новгородских пятинах в домосковское время. М., 1939. – 117 с.
Смолич И.К. Русское Монашество: Возникновение. Развитие. Сущность (988-1917). М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 1997. – 297 с.
Ростиславов, Д. И. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей. СПб. : тип. Мор. м-ва, 1876. – 396 с.
Филиппова Л. А.. Из истории новгородских мельниц XVI-XVII вв. // Новгородский исторический сборник. 1997. Вып. 6 (16). С. 200-211.
Полянский М.И.. Иллюстрированный историко-статистический очерк города Старой Руссы и Старорусского уезда (адаптированное издание). — СПб.: Алаборг, 2009. — 224 с.
Православныя русскія обители / сост. П. П. Сойкин. СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1910. – 712 с.
Арсений, епископ Каширский [Денисов]. Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. М.: Издание А.Д. Ступина, 1908. – 997 с.
Монастырь святого Михаила Клопского / [А. Слезскинский]. - Новгород: тип. Н.И. Богдановского, 1901. – 16 с.
Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX-начале XX века. М.: «Русское слово», 1999. – 312 с.
Монашество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : т. XIX. // Спб. Типо-Литография И.А. Ефрона , 1896. 949 с.
Интернет-ресурсы
История Новгородской епархии. [Электронный ресурс]. http://www.novgorod.net/~dolgomer/Russian/History/hist3.html (дата обращения: 31.05.2017)
Давлятчин И. Новгородский архиепископ Лев возведен в сан митрополита. [Электронный ресурс]. http://velikiynovgorod.ru/news/actions/novgorodskiy-arhiepiskop-lev-vozveden-v-san-mitropolita/ (дата обращения: 28.03.2017).
Аксенов С. Новгородские седмицы: 859-2009 годы. [Электронный ресурс]. http://mapcy.narod.ru/novgorod_ru/sedmitsy/sedmitsy10.htm (дата обращения: 28.03.2017).
Юрьев монастырь. [Электронный ресурс]. https://www.novgorod.ru/read/information/sightseen/novgorod/yuriev (дата обращения: 28.03.2017).
Клопский монастырь. [Электронный ресурс]. http://www.klopsky.ru/news/25 (дата обращения: 29.03.2017).
Николо-Косинский монастырь. [Электронный ресурс]. http://visitrussa.ru/object/65/ (дата обращения: 29.03.2017).
Дубовский В. Юрьевская обитель: девять столетий молитв и духовного просвещения. [Электронный ресурс]. http://www.pravmir.ru/yurevskaya-obitel-devyat-stoletij-molitv-i-duxovnogo-prosveshheniya/ (дата обращения: 09.04.2017).
Цыпин В.А., прот. История Русской Православной Церкви, 1917 – 1990: Учебник для православных духовных семинарий. М.: Издательский дом «Хроника», 1994. С. 1
Сергей Аксенов. Новгородские седмицы: 859-2009 годы. //Еженедельная электронная газета «Новгород» (www.gazetanovgorod.ru)
Петров М.Н.. Крест под молотом // Новгород, 2000. С. 105.
Демкин А. В. Дней Александровых прекрасное начало. Внутренняя политика Александра I в 1801-1805 гг. // М.: Кучково поле, 2012. С. 36
Проф. Казанскій П. С.. Исторія православнаго русскаго монашества, отъ основанія Печерской обители преподобнымъ Антоніемъ до основанія Лавры Святой Троицы преподобнымъ Сергіемъ. М.: Типография Александра Семена, 1855.
Ростиславов Д. И. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей. СПб.: тип. Мор. м-ва, 1876.
Арсений, епископ Каширский [Денисов]. Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. М.: Издание А.Д. Ступина, 1908.
Прошин Г.Г. Черное воинство: (Русский православный монастырь. Легенда и быль). М.: Политиздат, 1988. С. 312.
Гордиенко Н. С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. — Л.: Лениздат, 1986. С. 108
Акты Святейшего Патриарха Тихона, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. Сб. в 2 частях / сост. М. Е. Губонин. — М., 1994. — С. 190.
Проф. Казанскій П. С.. Исторія православнаго русскаго монашества, отъ основанія Печерской обители преподобнымъ Антоніемъ до основанія Лавры Святой Троицы преподобнымъ Сергіемъ.
Православныя русскія обители / сост. П. П. Сойкин
Ростиславов Д. И. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей.
Извлечение из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1843 год
«Русское монашество»
О испрашивании Высочайшего соизволения на покупку духовными Властями земель или других угодий» // Полное собрание законов Российской империи. Т. 28. Закон № 21785 от 08.06.1805.
Об отводе Одесскому Архиерейскому дому двухсот десятин земли // Второе полное собрание законов Российской империи. Т. 27. № 26315 от 27.05.1852.
О штате архиерейских домов и кафедральных соборов // Второе полное собрание законов Российской империи. Т. 42. № 45341 от 27.12.1867.
См. История Новгородской епархии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.novgorod.net/~dolgomer/Russian/History/hist3.html // (дата обращения: 31.05.2017)
Давлятчин И. Новгородский архиепископ Лев возведен в сан митрополита // Информационное агентство «Великий Новгород.ru» (www.velikiynovgorod.ru)
Новгородская вторая и третья летописи. ПСРЛ. Т. 3. 2-е изд. 629 с. СПб., 1879. 628 с.
Гордиенко Э.А., Сарабьянов Э.Д., Секретарь Л. А.. Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь // Православная Энциклопедия. Т. II. М., 2001. С. 693
Юрьев монастырь. [Электронный ресурс]. URL: https://www.novgorod.ru/read/information/sightseen/novgorod/yuriev// (дата обращения: 28.03.2017).
Секретарь Л.А. Варлаамиев Хутынский монастырь // Православная Энциклопедия. Т. VI. М., 2003.
См. Дымский-Антониев монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Кочетов Д.Б.. Антониев-Дымский мужской монастырь // Православная Энциклопедия. Т. II. М., 2001.
Торжество освящения соборного храма в Валдайском Иверском монастыре. Новгород, 1898.
См. Клопский монастырь. [Электронный ресурс]. URL: http://www.klopsky.ru/news/25 // (дата обращения: 29.03.2017).
См. Ядрышников В.А. Восемь столетий старорусской обители (архитектура Спасо-Преображенского монастыря) //Чело. 2000. № 3. С. 29
Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л., 1950. — С. 180—196.
Свящ. Александр Берташ. Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь // Православная Энциклопеди». Т. XX. М., 2009. С. 11
Николо-Косинский монастырь. [Электронный ресурс]. URL: http://visitrussa.ru/object/65/ // (дата обращения: 29.03.2017).
Смолич И.К. Русское Монашество: Возникновение. Развитие. Сущность (988-1917). С. 224
Монашество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : т. XIX. // Спб. Типо-Литография И.А. Ефрона , 1896. С. 730
Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.: Л. АН СССР., 1949. № 8
архимандрит Амвросий. История российской иерархии. М.: Синодальная типография., 1815. С. 775
Андреев В.Ф.. «Новгородский частный акт» 12-15 веков. // М.: Издательство «Наука», 1986. 143 c.
Фролов А.А.. Конфискация вотчин новгородского владыки и монастырей в последней четверти XV века.// – Москва: РФК "Имидж-Лаб", 2004.
ПСРЛ. М.; Л., 1949. Т. 25. С. 319.
Тараканова-Белкина С.А. Боярское и монастырское землевладение в новгородских пятинах в домосковское время. М., 1939. С. 102—103.
Смолич И.К. Русское Монашество: Возникновение. Развитие. Сущность (988-1917). М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 1997. 732 с.
ПСЗ. 28. № 21785
2 ПСЗ. № 26313, 15152, 15189, 15907. Отчеты обер-прокурора. 1836. С. 80; 1846. С. 91; 1841. С. 39, 80; 1842. С. 6, 12; 1856. С. 90; 1859. С. 5; 2 ПСЗ.
Ростиславов Д. И. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей. СПб.: тип. Мор. м-ва, 1876. С. 77.
Там же, С. 78
Там же, С. 79
Там же, С. 78
Ростиславов Д. И. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей. СПб.: тип. Мор. м-ва, 1876. С. 75
Там же. С. 74
Арсений, епископ Каширский [Денисов]. Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. М.: Издание А.Д. Ступина, 1908. С. 583.
Там же. С. 570
Там же. С. 594
\ Яковлева Н. Иверский монастырь // Наше наследие. 2015. № 115. С. 15
Ростиславов Д. И. Указ. соч. С. 118.
Там же. С. 133
Дубовский В. Юрьевская обитель: девять столетий молитв и духовного просвещения // PRAVMIR.RU: ежедн. интернет-изд. 2014. 07 февр. URL: http://www.pravmir.ru/yurevskaya-obitel-devyat-stoletij-molitv-i-duxovnogo-prosveshheniya/ (дата обращения: 09.04.2017).
Мизерецкий И.Г. Рассказы об архимандрите Фотии / Записал Ф.С. // Исторический вестник, 1885. Т. 21. №. 9. С. 562.
Там же. С. 84.
Там же. С. 85.
П. Н. Зырянов. Русские монастыри и монашество в XIX-начале XX века М.: Вербум. 243 с.
Ростиславов Д. И. Указ. соч. С. 127.
Там же. С. 86
Филиппова Л. А.. Из истории новгородских мельниц XVI-XVII вв. // Новгородский исторический сборник. Вып. 6. СПб., 1997. 98 с.
Полянский М.И.. Иллюстрированный историко-статистический очерк города Старой Руссы и Старорусского уезда (адаптированное издание). СПб.: Алаборг, 2009. 55 с.
Ростиславов Д. И.Указ. соч. С. 133.
Православныя русскія обители / сост. П.П. Сойкин. СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1910. С. 123-125.
Яковлева Н. Иверский монастырь // Наше наследие. 2015. № 115. С. 15
. Монастырь святого Михаила Клопского / [А. Слезскинский]. - Новгород : тип. Н.И. Богдановского, 1901
Смолич И.К. Русское Монашество: Возникновение. Развитие. Сущность (988-1917).
Второе полное собрание законов Российской империи. Том 42. Закон № 45341 от 27.12.1867 «Об штате архиерейских домов и кафедральных соборов»
Арсений, епископ Каширский [Денисов]. Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. М.: Издание А.Д. Ступина, 1908. С. 562-600.
Ростиславов Д. И. Указ. соч. С. 92.
Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX-начале XX века // М.: «Русское слово», 1999.
О испрашивании Высочайшего соизволения на покупку духовными Властями земель или других угодий // Полное собрание законов Российской империи. Т. 28. Закон № 21785 от 08.06.1805.
Гапон Г А. Записки Георгия Гапона: (Очерк рабочего движения в России 1900-х годов). М., 1918. С. 25.
Монастырь святого Михаила Клопского / [А. Слезскинский].
Ростиславов Д. И. Указ. соч. С. 72.
Там же. С. 240–243.
Там же. С. 109
Карпович Е.П. Архимандрит Фотий, настоятель Новгородского Юрьева монастыря (1792-1838) // Русская старина. 1875. Т. 13. № 7. С. 308–309.
Ростиславов Д И “О имуществах и доходах наших монастырей” 1876. 131с.
Русская Старина. 1875. №7 С. 30, 328.
Ростиславов Д. И .Об имуществах и доходах наших монастырей. 1876. С. 109.
Новгородские епархиальные ведомости. 1893. № 19-20. С. 309.
Извлечение из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1843 год. — СПб.: Синодальная тип., 1844. С. 19-20.
Ростиславов Д. И “Об имуществах и доходах наших монастырей” 1876г 129 с.
21
Опубликованные источники
Законодательные и нормативные акты
1. О испрашивании Высочайшего соизволения на покупку духовными Властями земель или других угодий // Полное собрание законов Российской империи. Т. 28. Закон № 21785 от 08.06.1805.
2. Об отводе Одесскому Архиерейскому дому двухсот десятин земли // Второе полное собрание законов Российской империи. Т. 27. Закон № 26315 от 27.05.1852.
3. Об штате архиерейских домов и кафедральных соборов // Второе полное собрание законов Российской империи. Т. 42. Закон № 45341 от 27.12.1867
Письменные источники
4. Новгородская летопись по Синодальному харатейному списку. СПб., 1875. – 347 с.
5. Новгородская вторая и третья летописи. ПСРЛ. Т. 3. 2-е изд. 629 с. СПб., 1879. 628 с.
6. Лаврентьевская летопись. (Полное собрание русских летописей. Том первый). Ленинград, 1926 — 1928. 579 с.
7. ПСРЛ. Т.3. IV. Новгородские летописи. — СПб: Типография Эдуарда Праца, 1841. 308 с.
8. ПСРЛ. Т.4. Ч.1. Новгородская четвертая летопись. М., ЯРК. 2000. 728 с.
Делопроизводственные документы
9. Акты Иверского Святоозерского монастыря (1582-1706), собранные архимандритом Леонидом. СПб., 1878. – 1243 с.
10. Извлечение из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1843 год. СПб. : Синодальная тип., 1844. – 116 с.
Публицистика
11. Карпович, Е.П. Архимандрит Фотий, настоятель Новгородского Юрьева монастыря (1792-1838) / Е.П. Карпович // Русская старина. 1875. Т. 13. № 7. С. 308-327.
12. Силин П.М. Торжество освящения соборного храма в Валдайском Иверском монастыре. / Силин П.М. // Новгородские епархиальные ведомости. 1898. № 13. С. 789-796.
13. Новгородские епархиальные ведомости. 1893. № 19-20. С. 309.
Источники личного происхождения
14. Мизерецкий И.Г. Рассказы об архимандрите Фотии / Записал Ф.С. / Мизерецкий И.Г// Исторический вестник. 1885. Т. 21. №. 9. С. 557—575.
15. Гапон Г. А. Записки Георгия Гапона: (Очерк рабочего движения в России 1900-х годов)/ Гапон Г.А //. М.: тип. Вильде. 1918. 351с.
II. Литература
16. Цыпин В.А., прот. История Русской Православной Церкви, 1917 – 1990/ Цыпин В.А// М.: Издательский дом «Хроника», 1994. – 256 с.
17. Петров М.Н.. Крест под молотом / Петров М.Н. // Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2000. – 446 с.
18. Демкин А. В. Дней Александровых прекрасное начало. Внутренняя политика Александра I в 1801-1805 гг. /Демкин А.В. // М.: Кучково поле, 2012. - 320 с.
19. Прошин Г.Г. Черное воинство: (Русский православный монастырь. Легенда и быль). – 2-е изд., доп. /Прошин Г.Г. // М.: Политиздат, 1988. - 351 с.
20. Гордиенко Н. С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. /Гордиенко Н.С. // Л.: Лениздат, 1986. 287 с.
21. Акты Святейшего Патриарха Тихона, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. Сб. в 2 частях / сост. М. Е. Губонин. // М.: Изд-во Свято-Тихоновского богословского университета, 1994.1064 с.
22. Ядрышников В.А. Восемь столетий старорусской обители (архитектура Спасо-Преображенского монастыря) / Ядрышников В.А // Чело. 2000. № 3. С. 26-33.
23. Яковлева Н.П. Иверский монастырь /Яковлева Н.П.// Наше наследие. 2015. № 115. С. 10-22.
24. Гордиенко Э.А., Сарабьянов Э.Д.,. Секретарь Л. А. Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь / Гордиенко Э.А., Сарабьянов Э.Д // Православная Энциклопедия. Т. II. М., 2001. – 752 с.
25. Свящ. Берташ А. Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь // Православная Энциклопедия. Т. XX. М., 2009. – 682 с.
Проф. Казанскій П. С.. Исторія православнаго русскаго монашества, отъ основанія Печерской обители преподобнымъ Антоніемъ до основанія Лавры Святой Троицы преподобнымъ Сергіемъ. М.: Типография Александра Семена, 1855. – 205 с.
26. Секретарь Л. А.. Варлаамиев Хутынский монастырь / Секретарь Л. А.// Православная Энциклопедия. Т. VI. М., 2003. – 716 с.
27. Кочетов Д.Б.. Антониев-Дымский мужской монастырь / Кочетов Д.Б.// Православная Энциклопедия. Т. II. М., 2001. – 720 с.
28. Историческое описание Валдайского Иверского Святозерского Богородицкого монастыря. Новгород, 1889 (СПб., 1901). 95 с.
29. Описание первоклассного Иверского Богородицкого монастыря, Новгородской епархии, извлечено из истории иерархии, книги Рай мысленный и жизнеописания патриарха Никона. СПб., 1844. – 60 с.
30. Силин П.М. Валдайский Иверский Богородицкий первоклассный монастырь. СПб., 1892. – 80 с.
31. архимандрит Ефрем, иеромонах Серафим. На небеси Рай – на земли Валдай: Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2009. № 2. С. 77-97.
32. архимандрит Амвросий. История российской иерархии. М.: Синодальная типография., 1815. – 1148 с.
33. Андреев В.Ф.. «Новгородский частный акт» 12-15 веков. М.: Издательство «Наука», 1986. – 143 с.
34. Фролов А.А.. Конфискация вотчин новгородского владыки и монастырей в последней четверти XV века. / Фролов А.А. // Новгородские епархальные ведомости. 2004. № 4(18) // Москва: РФК "Имидж-Лаб", 2004.
35. Тараканова-Белкина С.А. Боярское и монастырское землевладение в новгородских пятинах в домосковское время. М., 1939. – 117 с.
36. Смолич И.К. Русское Монашество: Возникновение. Развитие. Сущность (988-1917). М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 1997. – 297 с.
37. Ростиславов, Д. И. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей. СПб. : тип. Мор. м-ва, 1876. – 396 с.
38. Филиппова Л. А.. Из истории новгородских мельниц XVI-XVII вв. // Новгородский исторический сборник. 1997. Вып. 6 (16). С. 200-211.
39. Полянский М.И.. Иллюстрированный историко-статистический очерк города Старой Руссы и Старорусского уезда (адаптированное издание). — СПб.: Алаборг, 2009. — 224 с.
40. Православныя русскія обители / сост. П. П. Сойкин. СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1910. – 712 с.
41. Арсений, епископ Каширский [Денисов]. Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. М.: Издание А.Д. Ступина, 1908. – 997 с.
42. Монастырь святого Михаила Клопского / [А. Слезскинский]. - Новгород: тип. Н.И. Богдановского, 1901. – 16 с.
43. Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX-начале XX века. М.: «Русское слово», 1999. – 312 с.
44. Монашество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : т. XIX. // Спб. Типо-Литография И.А. Ефрона , 1896. 949 с.
Интернет-ресурсы
45. История Новгородской епархии. [Электронный ресурс]. http://www.novgorod.net/~dolgomer/Russian/History/hist3.html (дата обращения: 31.05.2017)
46. Давлятчин И. Новгородский архиепископ Лев возведен в сан митрополита. [Электронный ресурс]. http://velikiynovgorod.ru/news/actions/novgorodskiy-arhiepiskop-lev-vozveden-v-san-mitropolita/ (дата обращения: 28.03.2017).
47. Аксенов С. Новгородские седмицы: 859-2009 годы. [Электронный ресурс]. http://mapcy.narod.ru/novgorod_ru/sedmitsy/sedmitsy10.htm (дата обращения: 28.03.2017).
48. Юрьев монастырь. [Электронный ресурс]. https://www.novgorod.ru/read/information/sightseen/novgorod/yuriev (дата обращения: 28.03.2017).
49. Клопский монастырь. [Электронный ресурс]. http://www.klopsky.ru/news/25 (дата обращения: 29.03.2017).
50. Николо-Косинский монастырь. [Электронный ресурс]. http://visitrussa.ru/object/65/ (дата обращения: 29.03.2017).
51. Дубовский В. Юрьевская обитель: девять столетий молитв и духовного просвещения. [Электронный ресурс]. http://www.pravmir.ru/yurevskaya-obitel-devyat-stoletij-molitv-i-duxovnogo-prosveshheniya/ (дата обращения: 09.04.2017).
Вопрос-ответ:
Какие монастыри принадлежали к Новгородской епархии в 19-начале 20 века?
В Новгородской епархии в данном периоде существовало несколько монастырей, включая мужские и женские обители.
Какой монастырь был основан в честь Рождества Пресвятой Богородицы?
Один из мужских монастырей при Новгородской епархии назывался Антония Римлянина и был основан в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Какой монастырь был назван в честь святого Юрия?
Другой мужской монастырь, принадлежащий Новгородской епархии, носил название Свято-Юрьевский.
Какой монастырь был известен под названием Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский?
Еще один мужской монастырь входивший в Новгородскую епархию был известен под названием Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский.
Какой монастырь был назван в честь святого Антония Дымского?
Еще один мужской монастырь в Новгородской епархии назывался Антониев-Дымский, и был назван в честь святого Антония Дымского.
Какие монастыри находились в Новгородской епархии в 19-начале 20 века?
В Новгородской епархии в 19-начале 20 века находились различные мужские и женские монастыри.
Какие мужские монастыри находились в Новгородской епархии в 19-начале 20 века?
В Новгородской епархии в 19-начале 20 века находились следующие мужские монастыри: Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Свято-Юрьев, Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский, Антониев-Дымский, Валдайский Иверский, Свято-Троицкий Михаило-Клопский, Спасо-Преображенский.
Какой монастырь был посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы?
Мужской монастырь Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы был посвящен этому событию.
Какие монастыри мужские именовались именем святого Антония Римлянина?
Мужские монастыри, именовавшиеся в честь святого Антония Римлянина, были монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и монастырь Антониев-Дымский.
Какие монастыри находились на территории Валдайского района Новгородской епархии?
На территории Валдайского района Новгородской епархии находились мужской монастырь Валдайский Иверский.
Какие мужские монастыри были в Новгородской епархии в 19-20 веке?
В Новгородской епархии в 19-20 веке функционировали следующие мужские монастыри: монастырь Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы, монастырь Свято-Юрьев, монастырь Спасо-Преображенский Варламо-Хутынский, монастырь Антониев-Дымский, монастырь Валдайский Иверский, монастырь Свято-Троицкий Михаило-Клопский, монастырь Спасо-Преображенский.
Какой монастырь в Новгородской епархии посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы?
В Новгородской епархии есть мужской монастырь, который носит название монастырь Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы.