Мониторинг влияния иностранного языка на психическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 61 61 страница
  • 88 + 88 источников
  • Добавлена 27.01.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы раннего обучения иностранным языкам 8
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста 8
1.2. Подходы к изучению проблемы раннего обучения иностранным языкам 16
Глава 2. Эмпирическое изучение эмоционального состояния детей при раннем обучении английскому языку 24
2.1. Методика проведения исследования 24
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 24
Глава 3. Методические рекомендации для организации проведения занятий по английскому языку для дошкольников. 36
Заключение 59
Список литературы 61


Фрагмент для ознакомления

Природный характер мотивации речевой деятельности ребенка на занятиях по изучению иностранного языка придает игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Цель игровой деятельности на этих занятиях - сделать их интересными, желанными для ребенка, активизировать резервы самопроизвольного и потенциал произвольного запоминания и осмысления в пределах игрового контекста, достичь успеха в решении коммуникативных задач иноязычными средствами.Необходимо организовывать занятия по иностранному языку в дошкольном учреждении как специфическую целевую игровую деятельность, включающую сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические (словесные, настольно-печатные, с игрушками и картинками и др.), подвижные, компьютерные, музыкальные игры. Эти игры, обусловленные рядом правил, получают в своем течении лаконичное словесное выражение и предлагают детям для многократного повторения по несколько речевых образцов, чем обеспечивают вариативно-ситуативное упражнения в слушании и говорении.Последовательное введение педагогом игровых элементов (игр и игровых упражнений) на всех этапах обучения и в каждый этап занятия создает общую игровую атмосферу. Тогда модельной схемой становится воображаемая игровая ситуация, охватывающая все занятия. Вместе с тем в ходе занятий не следует превращать игры в самоцель, а сами занятия - в сплошные развлечения. Обязательное правило: игра должна быть педагогически и методически целенаправленной. Только тогда она станет действенным средством оптимизации и повышения эффективности обучения иностранному языку.Занятия по иностранному языку стоит планировать с соблюдением цикличности изучения разговорных тем, языкового и речевого материала. Ее основу составляют такие виды обучения: I - введение нового материала (первичное ознакомление) II - углубленное изучение материала (тренировка в общении) III - закрепление и совершенствование знаний и навыков (тактика общения с использованием введенного речевого материала).Новый материал на занятиях по иностранному языку закрепляется путем индивидуального и хорового проговаривания лексических единиц и грамматических конструкций. Когда есть возможность, после этого воспитатель проверяет, как дети усвоили введеный материал, предлагая им интересные игры и игровые упражнения на узнавание предметов и т.д. Чтобы детям было легче запоминать фразы, использует наглядные подсказки (предметы, картинки). С дальнейшим развитием у дошкольников словесно-логической памяти (наряду с образной) наглядную подсказку можно ограничить.Попутно отметим, что на каждом занятии по иностранному языку следует широко применять разнообразную наглядность, для лучшего запоминания детьми речевого материала и как средство семантизации (выяснение значения слов, оборотов и т.д.). Стоит, в частности отдавать предпочтение предметной наглядности (игрушки, реальные вещи, макеты) и иллюстративной (картины, иллюстрации, слайды, кадры диафильмов и др.). Показ может сопровождаться мимикой, жестами, определенным движением, действием, способствует лучшей семантизации слов. Очень ценным в такой работе есть элемент догадки - он привлекает детей, развивает самостоятельное мышление.Если малышам трудно семантизовать лексические единицы, педагог прибегает к переводу на родном языке. Его прямое использование ограничивается тогда, когда все дети понимают и адекватно реагируют на простые обращения, указания, просьбы на иностранном языке.Поскольку воспитатели и обслуживающий персонал, как правило, свободно не владеют иностранным языком, невозможно создать в дошкольном учреждении условия для постоянного «погружения» детей в поток иноязычной речи. Соответственно это происходит на занятиях по иностранному языку при непосредственной работе педагога с воспитанниками. Здесь все действия взрослого, его поведение ассоциируются детьми с принятием другого языка. Работая с дошкольниками, он может обеспечить доминирующее звучание иностранного языка, постоянно сопровождая и комментируя на нем свои действия и действия детей без лишних объяснений-расшифровок в специально создаваемом пространстве ситуативного общения и интересной деятельности, побуждает детей к обратной коммуникативной связи. Положительные результаты такой педагогической практики является свидетельством эффективности подобного методического подхода.На занятиях по иностранному языку применяются также компьютерные программы обучения и контроля усвоения языка в различных режимах, с разными уровнями сложности. Они в последнее время активно разрабатываются и внедряются в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения.Значительное место в обучении дошкольников иностранному языку занимает использование песенок, стишков, считалок и других малых литературных форм. Дети эмоционально воспринимают рифмованный текст, легче и прочнее запоминают его. Чтобы избежать механического запоминания и воспроизведения стихов без осознания их смысла, важно закреплять необходимые для активизации лексического запаса слова и образцы речи вне стихотворно-песенного контекста в специально отобранных языковых упражнениях и играх. Во время разучивания малых стихотворных и песенных форм также целесообразно опираться на наглядность.С учетом интегрированного и деятельностного подходов, которые активно внедряются в учебно-воспитательный процесс современного дошкольного учреждения, занятия по иностранному языку должны органично интегрировать в своей структуре виды деятельности, значимые для развития дошкольника. Так, на фоне речевого общения и игровой формы обучения педагог использует элементы:двигательной деятельности (физкультпаузы из нескольких простых упражнений в сопровождении отдельных указаний, команд или рифмованных текстов; подвижные игры; двигательные упражнения; имитации движений животных или предметов; соревнования в движениях и т.п.);изобразительного искусства (рисование, лепка по заданию педагога, по собственному замыслу, с последующим отгадыванием изображенного и описанием его)трудовой деятельности (поручение по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в природе, дежурство на занятиях; ручной труд: работа с бумагой, ножницами, клеем, тканью, природным материалом и др.);театрализованной деятельности (драматизации, театрализации с серией предварительных репетиций)музыкальной деятельности (пение, танцевальные движения в песенках, подвижные игры и др., инструкции по их выполнению).При обучении иностранному языку, что осуществляет сам воспитатель с детьми своей возрастной группы, он имеет больше возможностей для организации этой работы не только на занятиях, но и в повседневной жизни: проводя беседы с иллюстрациями к книгам, просматривая диафильмы по сказкам, разговаривая с дошкольниками во время подготовки к приему пищи и за едой, при одевании и раздевании, на прогулках, в самостоятельной игровой, двигательной деятельности и др. По мере усвоения детьми программного материала готовит с ними отчетные (итоговые) развлечения (праздники) на иностранном языке для родителей и других воспитанников детского сада.Согласно требованиям современной дидактики дошкольного образования и модели иноязычного обучения педагоги должны обеспечивать сознательное усвоение детьми неродного языка, развивающий характер обучения на основе использования игровых коммуникативно-направленных форм его организации, исключать преобразование обучение в имитационный процесс. Чтобы успешно овладеть говорением на иностранном языке, очень важно понимать его психологический механизм. С точки зрения некоторых исследователей есть три основные этапы становления речи: 1) проект, который связан с возникновением и осознанием необходимости определенного высказывания. На этом этапе создается план решения о том, как и что сказать; 2) этап программирования общего содержания и синтаксической структуры высказывания; 3) этап реализации. Происходит поиск необходимых слов Изучение иностранных языков на раннем этапе развития рассматриваем как средство развития личности ребенка с учетом его способностей, интересов и мотивов учения. Направление на развитие изучения иностранных языков в раннем возрасте может влиять на общее речевое развитие детей дошкольного возраста в наиболее благоприятный для них период. Для успешного восприятия детьми дошкольного возраста звуков, слов и фраз иностранного языка (аудирование) нужно подготовить органы слуха к восприятию звуков, тренировать артикуляционный аппарат, подготовить его к функционированию с разным темпом выработки высказывания. Поэтому, при изучении детьми каждого нового звука, слова или словосочетания иностранного языка необходимо многократное прослушивание. Некоторые исследователи рекомендуют систематически тренировать детей в быстром произнесении звуков с помощью скороговорок, стихов (А. Богуш, М. Вашуленко, А. Гончаренко, С. Николаева и др.). Необходимо повышать темп внутренней речи, что в свою очередь способствует более быстрому восприятию. Для тренировки артикуляционного аппарата рекомендуется многократное повторение фраз в разных темпах. Цель занятий по английскому языку в дошкольном учебном заведении -развитие у ребенка элементарных навыков устной речи (коммуникативности), понимание содержания англоязычной лексики, освоение простых англоязычных лексико-грамматических навыков, развитие у ребенка познавательного интереса, понимание воспитанником логической последовательности в составлении диалогических и монологических высказываний на английском языке. В изучении иностранного языка дошкольниками возникает ряд специфических трудностей. Так, в дошкольном возрасте возникают трудности усвоения второго языка, поскольку у дошкольников еще отсутствуют действительные и актуальные мотивы овладения вторым языком. Формирование таких мотивов затрудняется в связи с тем, что естественную языковую среду с достаточной силой стимулирует процессы овладения родным языком. Овладение иностранным языком остается недостаточно мотивированным видом познавательной деятельности. Цели, которые ставят перед ребенком взрослые, для него слишком абстрактные, так весь учебный процесс вынужденно строится как удовлетворения познавательных, игровых, личностных, психофизиологических потребностей и возможностей ребенка. Качество знаний может свидетельствовать об эффективности процесса обучения только в единстве с достигнутым уровнем интеллектуального развития ребенка. В процессе приобретения языковых знаний дошкольник должен достигать качественного нового уровня интеллектуального развития. Овладения речевыми средствами иностранного языка только в том случае может способствовать интеллектуальному развитию учащихся, если этот процесс неразрывно связан с развитием умственных функций. Методический поиск должен быть направлен на то, чтобы найти способы стимулирования языковой мысли и активности и активизации коммуникативно-познавательной деятельности дошкольников, что способствует их интеллектуальному развитию. Проблема раннего обучения иностранному языку состоит в необходимости изыскать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами активного периода освоения иностранного языка в дошкольном возрасте, так как именно в этот период развития ребенка, она запоминает и воспроизводит услышанное быстрее и легче. Экспериментальные исследования показывают, что после 9 лет у ребенка в определенной степени теряется гибкость речевого механизма. Оптимальным возрастом для начала обучения иностранному языку является возраст 5 лет. Е. Протасова отмечает, что до 5 лет система родного языка уже достаточно хорошо освоена, и к новому языку ребенок относится уже сознательно. Данный возраст является наиболее благоприятным для овладения иностранным языком в силу ряда психологических особенностей, характерных для ребенка-дошкольника (интенсивное формирование познавательных способностей, быстрое и легкое запоминание языковой информации - импринтинг, особая чуткость к явлениям языка, способность к имитации). Крупнейшие психологи Л. Выготский, А. Леонтьев, Д. Эльконин, В. Мухина, считают, что при организации обучения следует опираться на особенности, качества и свойства, которые уже есть созревшими чертами личности ребенка. Только при четком определении психологических возможностей ребенка и трудностей, которые он может встретить в процессе обучения, можно создать методику, которая несет в себе развивающий и образовательный потенциал. Рассмотрим психологические особенности дошкольного возраста, на которые должен опираться педагог, чтобы сделать изучение иностранного языка более эффективным. Существуют такие предпосылки к успешному овладению иностранным языком в дошкольном возрасте: 1) способность целевого запоминания необходимой информации 2) начало формирования процесса логического мышления; 3) появление способности оценивать свои поступки и поступки своих товарищей, осознание того, что плохо и что хорошо; 4) закладка фундамента представлений и понятий детей, который обеспечивает успешный умственное развитие; 5) более высокий темп умственного развития детей дошкольного возраста по сравнению с более поздними возрастными периодами (А. В. Запорожец, В.С. Мухина) 6) формирование способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения; 7) развитие образного мышления и начало постепенного перехода к понятийному мышлению; 8) расширение и углубление содержательной, умственной деятельности детей; 9) интенсивное формирование познавательных потребностей, потребностей в новых знаниях и способах умственной деятельности; 10) способность сохранять устойчивое внимание при выполнении заданий. Устойчивость внимания приобретает особую сензитивности к эмоционально значимых раздражителей (Л.П. Набатникова) 11) обладание способностью к импринтингу, что позволяет дошкольникам сравнительно легко усваивать иностранный язык; 12) преобладание воображения Работая с детьми дошкольного возраста, прежде всего необходимо особое внимание уделять правильному произнесению английских звуков. Но есть определенное количество детей, которое требует помощи логопеда (имеют дефекты в произношении звуков родного языка), поэтому объяснение и демонстрация педагога правильной артикуляции английских звуков (что дополняется имитацией) очень важно для освоения ребенком иностранного языка. Предварительная обработка отдельных звуков является важным подготовительным этапом для ознакомления детей с новым учебным материалом. Дети дошкольного возраста имеют привычку «проглатывать» слова в родном языке, не распределяют предложения (говорят без остановки, без логического ударения). К значительным трудностям овладения ребенком речи на иностранном языке относятся: установившийся порядок слов, наличие служебных слов (артикль, частицы, предлоги, союзы), вспомогательные глаголы, новые звуки, которых в русском языке нет. Нельзя обойти и способность ребенка к изучению иностранного языка (у каждого ребенка разные способности) это требует «личностно ориентированного подхода в обучении иностранному языку детей в дошкольном образовательном учреждении». ЗаключениеИтак, первое образовательное звено в жизни человека, дошкольное образование должно помогать ребенку обогащать свои знания и реализовать природный потенциал. Овладения иностранным языком является одним из путей вхождения ребенка в поликультурный социум, в чем помогут профессионалы-педагоги. Проблема раннего обучения иностранному языку состоит в необходимости изыскать резервы в организации эффективного обучения на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей. Дошкольный возраст ребенка является наиболее благоприятным для овладения иностранным языком, поскольку в этот период развития для ребенка-дошкольника характерно интенсивное формирование познавательных способностей, быстрое и легкое запоминание языковой информации, особая чуткость к явлениям языка, способность к имитации и др. Методика эффективного изучения дошкольниками иностранного языка должна опираться на возможности использования развивающего и образовательного потенциала при четком определении психологических возможностей ребенка и трудностей, которые он может встретить в процессе обучения. Обучение детей дошкольного возраста иностранному языку происходит успешно, если обращается внимание на такие важные моменты, как: 1. Детей дошкольного возраста не следует учить одновременно чтению и письму, а целесообразно вести занятия в устной форме. 2. Преподаватели должны произносить слова, сочетания слов, предложения, а дети повторять их устно. 3.Обучение идет в последовательности. Постепенно от отдельных слов и предложений преподаватели переходят к устному чтению рассказов, которые дети должны понимать со слуха. От устного перевода отдельных предложений с родного языка на английский язык, а затем к их самостоятельному изложению несложных мыслей на иностранном языке. 4. Необходимо регулярность в проведении занятий. Необходимо заниматься с детьми ежедневно, но не утомлять их, особенно на первом этапе обучения. Гораздо больше пользы принесут ежедневные занятия по 30 минут, чем два-три раза в неделю по 1 часу. Оптимальным возрастом для начала обучения иностранному языку является возраст 5 лет. До 5 лет система родного языка уже достаточно хорошо освоена, и к новому языку ребенок относится уже сознательно. Данный возраст является наиболее благоприятным для овладения иностранным языком в силу ряда психологических особенностей, характерных для ребенка-дошкольника (интенсивное формирование познавательных способностей, быстрое и легкое запоминание языковой информации - импринтинг, особая чуткость к явлениям языка, способность к имитации). Список литературыАбрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - М.: Академ, проект, 2001. - 704 с.Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет): Дис. канд. псих. наук. - М., 2000.Басина А. Методика преподавания иностранного языка в начальной школе / А. Басина. - М.: шк. мир, 2007. - 128 с. Богуш А. М. Концепция развития детской речи по Ж. Пиаже / A.      М. Богуш // Педагогика и психология. - 2000. - № 3. - С. 22-29. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1995.Божович  Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.-1968.-460 с.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. -М.:Педагогика, 1990. - 140 с.Бухбиндер В.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. - М.: Высш. шк. - 1988 - 342 с.Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - СПб.: Питер, 2001.-208 с.Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии.- №3.- 2001.- С. 17—26.Возрастная и педагогическая психология / под ред. М. В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2004. - 256 с.Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. - 78 с.Ворсобин В.Н., Жидкин В.И. Изучение выбора цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками // Вопросы психологии. - 1980. - № 3.Воспитание детей в игре/ Под ред. Д.В.Менджерицкой. М.:Просвещение, 1979.-159 с.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. - М.: Педагогика. - 1992-1996.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. М., Просвещение, 1992.-340 с.Гальскова Н. Д., Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: метод. пос. / Н. Д. Гальскова, С. Н. Никитенко.- М.: Айрис- пресс, 2004. - 240 с. Гергель А.Ф. Психофизиологические предпосылки обучения английскому языку учащихся младшего школьного возраста // Проблемы гуманизаии процесса обучения иностранным языкам в школе и вузе: Тезисы докладов научно-практик. конф. творческой молодежи 27 - 28 апреля 1993 / Под ред. С.Ю.Николаевой. - М.: ГПИ, 1993. - С. 40.Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии.-2004.-№ 1.-С.34-40Горлова Н. А. Педагогика личности. Концепция личностного похода в дошкольном и начальном школьном образовании: учеб. пособ. / Н. А. Горлова.- М .: Издательский центр «Академия», 2004.-332с. Гугкина Н. И. Психологическая готовность к школе : учеб. пособие для студ. вузов / Н. И. Гуткина. -4-е изд. -СПб. : Питер, 2006.-207 с.Даунис И.Б. Связь уровня целевой регуляции действия и личностных характеристик у дошкольника.  - Вопросы психологии. – 2006. - № 3. - С. 44-52Денисенкова Н. Ваш ребенок познает мир//Дошкольное воспитание.-2000.-№1.-С.100-106Детская практическая психология: Учебник // Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М. : Гардарика, 2000.- 112 с.Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. - М.: Педагогика, 1978.Дьяченко О. М. Розвиток воображения у дошкольников / О. М. Дьяченко. - М., 1996.Елфимова Н.В. К проблеме создания мотивационного компонента деятельности у дошкольников //Вопросы психологии.-2002.-№ 2.-С.60-66Запорожец А. В. Избранные психологические труды в двух томах / А. В. Запорожец. - М., 1986.Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку / И. А.. Зимняя. – - М. : Русский язык, 1989. – 219 с. Иванова Л. А. Динамика изменения приемов обучения говорению на английском языке: система "детский сад - начальная школа" / Л.А. Иванова // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 2. - С. 83-87. Имедадзе Н. Экскурс по психологическим исследованиям овладения и владения вторым языком. - Тбилиси, 1979. - 229 с.Калугин А. И. Школа развития: личность - превыше всего / А. И. Калугин // родных. шк. - 1994. - № 6. - С.2 - 8 Калугин А.И. Школа развития: личность - превыше всего // Родная школа - 1994. - № 6. - С.2 - 8.Карташова В.Н. Раннее иноязычное образование: теория и практика / B.       Н. Карташова. - Елец: Изд-во Елецкого университета, 2001. - 150 с. Кожевников В.М. Оптимизация учебной деятельности // Родная школа - 1994. - № 7. - С45 - 48.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.:Академия.-2000.-416 с.Коноплева О.В., Мельшутина А.Ю. Скрининговая диагностика уровня развития психических функций детей дошкольного возраста (4-7лет). - СПб., 1998. Кузнецова Л.В., Панфилова М.А. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения. - М.: Сфера, 2002.Кулагина И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина. -М.:УРАО, 1999.-176 с.Леонтьев А. А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком / А. А. Леонтьев // Иностр. язык в школе. – 1985. – №5.– С. 24-29. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком // Иностр. яз. в шк. - 1985. - №5. - С. 24 - 29.Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения, в 2 томах., Т.1. - М.: Педагогика, 1983.Леонтьев Н.Н. Проблемы развития психики. - М., 1984.-340 с.Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - М., 1974.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997.Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. - 1982. - № 4.Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинца, 1983.Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра. - СПб., 1998. Марцинковкая Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М.:Прогресс.- 1998.-117 с.Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. - М., 2007. - 640 с.Немов Р.С. Психология. Т.3. М.: Инфра-М-Норма.-1999.-450 с.Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Н. И. Непомнящая. - М., 1992. - 160 с.Непомнящая Н.И. Структура произвольной деятельности у дошкольников. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. - М.: Наука, 1965.Никитенко З.Н. Технология обучения лексике в курсе английского языка для детей 6 лет в 1 кл. серед. шк. // Иностр. яз. в школе. - 1991. - № 4. - С. 52 - 59; 1992. - №5 - 6. - С. 39 - 47.Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. - М., 2001.-442 с.Овчинникова Т.Н. Особенности осознания себя детьми 6-летнего возраста // Вопросы психологии, 2006. - № 4. - С. 43-49Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста// под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М., 1988.Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка : пер. с фр. и англ. / Ж. Пиаже - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 528 с.Плахотник В.М. Обучение английскому языку на начальном этапе в средней школе: [методическое руководство к экспериментальным учебным пособиям для 5-х и 6-х классов] / В. Плахотник, Р. Ю. Мартынова. - М.: Сов. школа, 1990. - 103 с. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н.Поддьяков. -М.: Педагогика, 1977. -271 с.Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 1965.Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. - М., 1985.Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М: Педагогика, 1989. - 216 с.Развитие общения у дошкольников и младших школьников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М., 1974.Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1986. - 224 с.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М, 1986. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. - М.: Академия, 1995.Репина Т.А., Смолева Т.О. Проявление неуверенности у старших дошкольников и пути ее коррекции. - М. 1995. Рогова Г. В. Концепция подготовки специалиста с правом преподавания иностранного языка детям раннего возраста / Г. В. Рогова, Г. Е. Сахарова // Иностранные языки в школе. - 1990. - № 6. - С. 78-82. Смирнова Е.О. Влияние формы общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. - 1980. - № 5.Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2003.Соколовская С. В. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку детей шестого года жизни: дис. ... Канд. пед. наук: 13.00.08 / С. В. Соколовская. - М., 2005. - 221 с. Спиридонова А. В. К вопросу об обучении иностранному языку в раннем детстве / А.В. Спиридонова // Известия Уральского государственного университета. - 2009. - № 1/2 (62). - С. 149-155. Субботский E.B. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. - 1981. - № 2.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.:Педагогика.-1976.-180 с.Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. М.:Академия.-2002.-320 с.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 554 с.Эльконин Д.Б. Детская психология. 3-е издание М: Академия: Классическая учебная книга, 2006.- 384 с.Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. - 1976. - №5.Эмоциональное развитие дошкольника / Под. ред. А.С. Кошелевой. - М., 1987.Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. - 1986. - № 6.Doye P. The Intercultural Dimension: Foreign Language Education in the Primary School / P. Doye. - Berlin: Comelsen, 1999. - 103 p. Komorowska H. Curriculum Development for In-service Teacher Education in Poland / H. Komorowska // Studia Anglica. - 1994. - XXVIII. - P. 113122. Kubanek-German A. Primary Foreign Languages in Europe. Tren ds and Issues / A. Kubanek-German // Language teaching. - 1998. - №31. - P. 193-205. Nikolov M. Recent Researc h on Age, Second Language Acquisition, and Early Foreign Language Learning / M. Nikolov, HM Djigunovic // Annual Review of Applied Linguistics. - 2006. - № 26. - Р. 234-260. Salaberry MR The Use of Technology for Second Language Learning and Teaching : A retrospective / MR Salaberry. // Modern Language Journal. - 2001. - № 85 (1). - P. 30-56. Stevick EW Humanism in Language Teaching. A critical perspective / EW Ste vick. - London: Oxford University Press. - 1990. - P. 21-124.

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - М.: Академ, проект, 2001. - 704 с.
2. Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет): Дис. канд. псих. наук. - М., 2000.
3. Басина А. Методика преподавания иностранного языка в начальной школе / А. Басина. - М.: шк. мир, 2007. - 128 с.
4. Богуш А. М. Концепция развития детской речи по Ж. Пиаже / A. М. Богуш // Педагогика и психология. - 2000. - № 3. - С. 22-29.
5. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1995.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.-1968.-460 с.
7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. -М.:Педагогика, 1990. - 140 с.
8. Бухбиндер В.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. - М.: Высш. шк. - 1988 - 342 с.
9. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - СПб.: Питер, 2001.-208 с.
10. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии.- №3.- 2001.- С. 17—26.
11. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М. В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2004. - 256 с.
12. Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. - 78 с.
13. Ворсобин В.Н., Жидкин В.И. Изучение выбора цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками // Вопросы психологии. - 1980. - № 3.
14. Воспитание детей в игре/ Под ред. Д.В.Менджерицкой. М.:Просвещение, 1979.-159 с.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. - М.: Педагогика. - 1992-1996.
16. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. М., Просвещение, 1992.-340 с.
17. Гальскова Н. Д., Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: метод. пос. / Н. Д. Гальскова, С. Н. Никитенко.- М.: Айрис- пресс, 2004. - 240 с.
18. Гергель А.Ф. Психофизиологические предпосылки обучения английскому языку учащихся младшего школьного возраста // Проблемы гуманизаии процесса обучения иностранным языкам в школе и вузе: Тезисы докладов научно-практик. конф. творческой молодежи 27 - 28 апреля 1993 / Под ред. С.Ю.Николаевой. - М.: ГПИ, 1993. - С. 40.
19. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии.-2004.-№ 1.-С.34-40
20. Горлова Н. А. Педагогика личности. Концепция личностного похода в дошкольном и начальном школьном образовании: учеб. пособ. / Н. А. Горлова.- М .: Издательский центр «Академия», 2004.-332с.
21. Гугкина Н. И. Психологическая готовность к школе : учеб. пособие для студ. вузов / Н. И. Гуткина. -4-е изд. -СПб. : Питер, 2006.-207 с.
22. Даунис И.Б. Связь уровня целевой регуляции действия и личностных характеристик у дошкольника. - Вопросы психологии. – 2006. - № 3. - С. 44-52
23. Денисенкова Н. Ваш ребенок познает мир//Дошкольное воспитание.-2000.-№1.-С.100-106
24. Детская практическая психология: Учебник // Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М. : Гардарика, 2000.- 112 с.
25. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. - М.: Педагогика, 1978.
26. Дьяченко О. М. Розвиток воображения у дошкольников / О. М. Дьяченко. - М., 1996.
27. Елфимова Н.В. К проблеме создания мотивационного компонента деятельности у дошкольников //Вопросы психологии.-2002.-№ 2.-С.60-66
28. Запорожец А. В. Избранные психологические труды в двух томах / А. В. Запорожец. - М., 1986.
29. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку / И. А.. Зимняя. – - М. : Русский язык, 1989. – 219 с.
30. Иванова Л. А. Динамика изменения приемов обучения говорению на английском языке: система "детский сад - начальная школа" / Л.А. Иванова // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 2. - С. 83-87.
31. Имедадзе Н. Экскурс по психологическим исследованиям овладения и владения вторым языком. - Тбилиси, 1979. - 229 с.
32. Калугин А. И. Школа развития: личность - превыше всего / А. И. Калугин // родных. шк. - 1994. - № 6. - С.2 - 8
33. Калугин А.И. Школа развития: личность - превыше всего // Родная школа - 1994. - № 6. - С.2 - 8.
34. Карташова В.Н. Раннее иноязычное образование: теория и практика / B. Н. Карташова. - Елец: Изд-во Елецкого университета, 2001. - 150 с.
35. Кожевников В.М. Оптимизация учебной деятельности // Родная школа - 1994. - № 7. - С45 - 48.
36. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.:Академия.-2000.-416 с.
37. Коноплева О.В., Мельшутина А.Ю. Скрининговая диагностика уровня развития психических функций детей дошкольного возраста (4-7лет). - СПб., 1998.
38. Кузнецова Л.В., Панфилова М.А. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения. - М.: Сфера, 2002.
39. Кулагина И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина. -М.:УРАО, 1999.-176 с.
40. Леонтьев А. А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком / А. А. Леонтьев // Иностр. язык в школе. – 1985. – №5.– С. 24-29.
41. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком // Иностр. яз. в шк. - 1985. - №5. - С. 24 - 29.
42. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения, в 2 томах., Т.1. - М.: Педагогика, 1983.
43. Леонтьев Н.Н. Проблемы развития психики. - М., 1984.-340 с.
44. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - М., 1974.
45. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997.
46. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. - 1982. - № 4.
47. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинца, 1983.
48. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра. - СПб., 1998.
49. Марцинковкая Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М.:Прогресс.- 1998.-117 с.
50. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. - М., 2007. - 640 с.
51. Немов Р.С. Психология. Т.3. М.: Инфра-М-Норма.-1999.-450 с.
52. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Н. И. Непомнящая. - М., 1992. - 160 с.
53. Непомнящая Н.И. Структура произвольной деятельности у дошкольников. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. - М.: Наука, 1965.
54. Никитенко З.Н. Технология обучения лексике в курсе английского языка для детей 6 лет в 1 кл. серед. шк. // Иностр. яз. в школе. - 1991. - № 4. - С. 52 - 59; 1992. - №5 - 6. - С. 39 - 47.
55. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. - М., 2001.-442 с.
56. Овчинникова Т.Н. Особенности осознания себя детьми 6-летнего возраста // Вопросы психологии, 2006. - № 4. - С. 43-49
57. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста// под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М., 1988.
58. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
59. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка : пер. с фр. и англ. / Ж. Пиаже - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 528 с.
60. Плахотник В.М. Обучение английскому языку на начальном этапе в средней школе: [методическое руководство к экспериментальным учебным пособиям для 5-х и 6-х классов] / В. Плахотник, Р. Ю. Мартынова. - М.: Сов. школа, 1990. - 103 с.
61. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н.Поддьяков. -М.: Педагогика, 1977. -271 с.
62. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 1965.
63. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. - М., 1985.
64. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М: Педагогика, 1989. - 216 с.
65. Развитие общения у дошкольников и младших школьников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М., 1974.
66. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1986. - 224 с.
67. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М, 1986.
68. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. - М.: Академия, 1995.
69. Репина Т.А., Смолева Т.О. Проявление неуверенности у старших дошкольников и пути ее коррекции. - М. 1995.
70. Рогова Г. В. Концепция подготовки специалиста с правом преподавания иностранного языка детям раннего возраста / Г. В. Рогова, Г. Е. Сахарова // Иностранные языки в школе. - 1990. - № 6. - С. 78-82.
71. Смирнова Е.О. Влияние формы общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. - 1980. - № 5.
72. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2003.
73. Соколовская С. В. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку детей шестого года жизни: дис. ... Канд. пед. наук: 13.00.08 / С. В. Соколовская. - М., 2005. - 221 с.
74. Спиридонова А. В. К вопросу об обучении иностранному языку в раннем детстве / А.В. Спиридонова // Известия Уральского государственного университета. - 2009. - № 1/2 (62). - С. 149-155.
75. Субботский E.B. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. - 1981. - № 2.
76. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.:Педагогика.-1976.-180 с.
77. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. М.:Академия.-2002.-320 с.
78. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 554 с.
79. Эльконин Д.Б. Детская психология. 3-е издание М: Академия: Классическая учебная книга, 2006.- 384 с.
80. Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. - 1976. - №5.
81. Эмоциональное развитие дошкольника / Под. ред. А.С. Кошелевой. - М., 1987.
82. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. - 1986. - № 6.
83. Doye P. The Intercultural Dimension: Foreign Language Education in the Primary School / P. Doye. - Berlin: Comelsen, 1999. - 103 p.
84. Komorowska H. Curriculum Development for In-service Teacher Education in Poland / H. Komorowska // Studia Anglica. - 1994. - XXVIII. - P. 113122.
85. Kubanek-German A. Primary Foreign Languages in Europe. Tren ds and Issues / A. Kubanek-German // Language teaching. - 1998. - №31. - P. 193-205.
86. Nikolov M. Recent Researc h on Age, Second Language Acquisition, and Early Foreign Language Learning / M. Nikolov, HM Djigunovic // Annual Review of Applied Linguistics. - 2006. - № 26. - Р. 234-260.
87. Salaberry MR The Use of Technology for Second Language Learning and Teaching : A retrospective / MR Salaberry. // Modern Language Journal. - 2001. - № 85 (1). - P. 30-56.
88. Stevick EW Humanism in Language Teaching. A critical perspective / EW Ste vick. - London: Oxford University Press. - 1990. - P. 21-124.


Вопрос-ответ:

Какие психологические особенности у детей дошкольного возраста влияют на их способность к изучению иностранного языка?

В детском дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие познавательных, эмоционально-личностных и коммуникативных функций. Особенности этого возраста, такие как быстрое формирование новых нейронных связей, высокая податливость к новым впечатлениям, богатое воображение и способность к имитации, делают детей дошкольного возраста особенно подходящими для начала изучения иностранного языка.

Какие подходы используются для изучения проблемы раннего обучения иностранным языкам?

Для изучения проблемы раннего обучения иностранным языкам применяются различные подходы, включающие в себя психологические, педагогические, лингвистические и нейрофизиологические исследования. Психологический подход позволяет исследовать психическое развитие детей, влияние иностранного языка на их эмоциональное состояние и когнитивные процессы. Педагогический подход направлен на разработку эффективных методик обучения иностранному языку для детей дошкольного возраста. Лингвистический подход изучает взаимодействие между языками и их влияние на развитие языковых способностей. Нейрофизиологический подход позволяет исследовать мозговую активность в процессе изучения иностранного языка.

Какая методика использовалась в исследовании эмоционального состояния детей при раннем обучении английскому языку?

В исследовании была использована методика наблюдения и анкетирования, с помощью которой было проанализировано эмоциональное состояние детей в процессе раннего обучения английскому языку. Детям было предложено выполнять различные задания на английском языке, после чего они заполняли анкеты, в которых оценивали свои эмоции и впечатления от изучения языка.

Какие психологические особенности у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста есть несколько психологических особенностей. В этом возрасте формируются основные психические процессы, такие как внимание, память, мышление. Дети дошкольного возраста ориентированы на игровую деятельность и учатся в основном через игру. Они еще не обладают полноценным логическим мышлением и абстрактным мышлением, но активно учатся и исследуют мир вокруг себя.

Какие подходы существуют к изучению проблемы раннего обучения иностранным языкам?

Существует несколько подходов к изучению проблемы раннего обучения иностранным языкам. Один из них - это метод иммерсии, когда дети полностью погружаются в языковую среду и общаются на иностранном языке с носителями языка или с родителями-носителями. Другой подход - это использование специально разработанных программ и методик, которые ориентированы на развитие языковых навыков у детей дошкольного возраста. Также исследователи изучают эмоциональное состояние детей при обучении иностранному языку и его влияние на их психическое развитие.

Что показало эмпирическое исследование эмоционального состояния детей при раннем обучении английскому языку?

В ходе эмпирического исследования было выявлено, что дети, занимающиеся ранним обучением английскому языку, часто проявляют положительные эмоции. Они испытывают радость от обучения иностранному языку, мотивированы и интересуются предметом. Также было обнаружено, что обучение английскому языку может положительно влиять на развитие речи, памяти и внимания у детей дошкольного возраста.

Какие психологические особенности детей дошкольного возраста влияют на их способность учить иностранный язык?

Дети дошкольного возраста имеют особую чувствительность к восприятию и обработке новой информации, что способствует их способности к изучению иностранного языка. В этом возрасте дети также проявляют большую пластичность мозга, что позволяет им легче осваивать звуки и грамматические структуры языка.

Какие подходы к изучению проблемы раннего обучения иностранным языкам применяются в исследовании?

В исследовании применяются различные подходы, включая психологический подход, лингвистический подход и педагогический подход. Психологический подход позволяет изучать влияние иностранного языка на психическое развитие ребенка, лингвистический подход - изучать различные аспекты языка, а педагогический подход - разработать эффективные методики обучения иностранному языку в детском возрасте.

Какую методику использовали для проведения исследования эмоционального состояния детей при раннем обучении английскому языку?

В исследовании использовалась методика, основанная на анализе эмоционального состояния детей с помощью опросников и наблюдений. Детям задавали вопросы о их отношении к изучению иностранного языка, а также наблюдали их поведение в процессе обучения.

Какие результаты были получены в ходе анализа и интерпретации данных исследования?

В результате анализа и интерпретации данных исследования было выявлено, что дети, занимающиеся ранним обучением английскому языку, проявляют более положительное эмоциональное состояние и интерес к изучению языка. Они также показали более высокую эмоциональную связь с преподавателями и большую мотивацию для дальнейшего изучения иностранного языка.

Какие выводы можно сделать на основе результатов исследования эмоционального состояния детей при раннем обучении английскому языку?

На основе результатов исследования можно сделать вывод, что раннее обучение английскому языку положительно влияет на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста. Они проявляют больший интерес и мотивацию к изучению иностранного языка, что способствует их психическому развитию.

Какие психологические особенности у детей дошкольного возраста учитываются при изучении проблемы раннего обучения иностранным языкам?

При изучении проблемы раннего обучения иностранным языкам учитываются такие психологические особенности детей дошкольного возраста, как формирование речи, развитие внимания, памяти, мышления и воображения, особенности эмоциональной сферы и мотивации. Дети дошкольного возраста активно воспринимают мир, поэтому раннее обучение иностранным языкам может оказать влияние на их психическое развитие.