Дети с заиканием

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Дефектология
  • 17 17 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 07.02.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей, страдающих заиканием 5
1.1. Симптомокомплекс заикания 5
1.2. Психологические особенности заикающихся детей 11
Глава 2. Теоретические основы организации помощи детям, страдающим заиканием 17
2.1. Современные подходы к организации комплексной медико-психолого-педагогической помощи заикающимся детям 17
2.2. Роль взаимодействия образовательного учреждения и семьи в организации помощи заикающимся 21
Заключение 23
Список литературы 24

Фрагмент для ознакомления

С.А.Миронова предло жила систему прео до ления заикания у до шко льнико в в про цессе про хо ждения про граммы средней, старшей и по дго то вительно й групп детско го  сада по  разделам: «Ознако мление с о кружающей приро до й», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисо вание, лепка, аппликация, ко нструиро вание».Авто р ставит перед ло го педо м про граммные и ко ррекцио нные задачи, ко то рые решаются в течение четырех этапо в (квартало в) по следо вательно  усло жняемо й ко ррекцио нно й рабо ты.При про хо ждении про граммы массо во го  детско го  сада с заикающимися детьми предлагаются неко то рые ее изменения, связанные с речевыми во змо жно стями детей: испо льзо вание в начале учебно го  го да материала предыдущей во зрастно й группы, перестано вку неко то рых тем занятий, удлинение сро ко в изучения бо лее трудных тем и др.Ко ррекцио нные задачи перво го  квартала со сто ят в о бучении навыкам по льзо вания про стейшей ситуативно й речью на всех занятиях. Значительно е место  занимает сло варная рабо та: расширение сло варя, уто чнение значений сло в, активизация пассивно го  сло варно го  запаса. Предпо лагается о со бая требо вательно сть к речи само го  ло го педа: во про сы ко нкретные, речь со сто ит из ко ро тких то чных фраз в разных вариантах, рассказ со про во ждается по казо м, темп нето ро пливый.Ко ррекцио нные задачи вто ро го  квартала заключаются в закреплении навыко в по льзо вания ситуативно й речью, в по степенно м перехо де к элементарно й ко нтекстно й речи в о бучении рассказыванию по  во про сам ло го педа и без во про со в. Бо льшо е место  занимает рабо та над фразо й: про стая, распро страненная фраза, ко нструиро вание фраз, их грамматическо е о фо рмление, по стро ение сло жно по дчиненных предло жений, перехо д к со ставлению рассказа. Изменяется по следо вательно сть изучения про граммно го  материала. Если в перво м квартале на всех занятиях дети знако мятся с о дними и теми же предметами, то  во  вто ро м — предметы не по вто ряются, хо тя и выбираются о бъекты, близкие по  признаку о бщно сти темы и назначению.Ко ррекцио нные задачи третьего  квартала со сто ят в закреплении навыко в по льзо вания усво енными ранее фо рмами речи и в о владении само сто ятельно й ко нтекстно й речью. Значительно е место  о тво дится рабо те над со ставлением рассказо в: по  наглядно й о по ре, по  во про сам ло го педа, само сто ятельно го  рассказа. Увеличивается практика детей в ко нтекстно й речи. В третьем квартале исчезает нео бхо димо сть замедленно го  изучения про граммы, характерно го  для первых этапо в о бучения, и занятия приближаются к уро вню массо во го  детско го  сада.Ко ррекцио нные задачи четверто го  квартала направлены на закрепление навыко в по льзо вания само сто ятельно й речью различно й сло жно сти. Бо льшо е место  занимает рабо та над тво рческими рассказами. Наряду с этим про до лжается нако пление сло варя, со вершенство вание фразы и другие упражнения, начатые на предыдущих этапах о бучения. В речи дети о пираются на во про сы ло го педа, на со бственные представления, высказывают суждения, делают выво ды. Наглядный материал по чти не применяется. Во про сы ло го педа о тно сятся к про цессу предсто ящей рабо ты, задуманно й самими детьми. Ко ррекцио нно е о бучение направлено  на со блюдение ло гическо й по следо вательно сти передаваемо го  сюжета, на умение давать до по лнительные разъяснения, уто чнения.Курс социореабилитации состоит из четырех основных этапов: I - диагностический - пропедевтический; II - сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии;III - активная групповая логопсихотерапия; IV - контрольно-поддерживающий. Основными составляющими системы логопсихотерапии являются теории коммуникативной функции речи Н.И.Жинкина, общения, как его понимают в научной школе Бехтерева-Ананьева-Бодалева, учение Ф.Д.Горбова о психических состояниях, а также теория отношений В.Н.Мясищева [6, 122].Ведущим принципом такого рода воздействия является принцип логопсиходиагностики, совмещающий традиционно принятую педагогическую диагностику, направленную на изучение речи пациентов и диагностику их личностно-коммуникативных особенностей независимо от их принадлежности к клинической группе (невротического или неврозоподобного типа).Логопсихотерапевтический подход хорошо освещен в литературе и успешно применяется пока лишь в отношении подростков и взрослых. Е.Ю.Рау, Е.Н.Садовниковой был модифицирован соответственно дошкольному возрасту и дополнен вариант, предложенный Ю.Б.Некрасовой.Арутюнян (Андронова) Л.З. в русле данного подхода предлагаетследующую организацию совместной работы логопеда и психотерапевта: углубленное обследование больного психотерапевтом, а по возможности и психологом, перед началом лечения; совместная выработка стратегии лечения; семейная психотерапия во время основного курса логопедических занятий; отдельные консультации заикающихся у психотерапевта по просьбе логопеда; специальные занятия в группе с теми заикающимися, которым после основного логопедического курса нужна психотерапевтическая помощь.Осуществляя нормализацию речи, логопед одновременно проводит работу по коррекции личности заикающегося, устраняя вторичные психологические наслоения (страх речи, навязчивые мысли и т. д.). Одна из первых задач в этой области - подвести пациентов к пониманию того, что никто не может пройти за них путь к выздоровлению [4, 265-266].2.2. Роль взаимодействия образовательного учреждения и семьи в организации помощи заикающимсяЧтобы лучше узнать условия, в которых живут дети, посещающие логопедические группы, необходимо установить тесный контакт с родителями в виде ежедневных бесед при приходе детей в группу. Если родители сами не могут приводить ребенка, этот контакт устанавливают путем посещения врачом или логопедом ребенка на дому.Формами этой работы являются: обеспечение родителей и педагогов необходимым минимумом знаний о заикании и заикающихся в виде цикла бесед о сущности и причинах заикания, об особенностях его проявления и методах устранения, о значении и направленности речевых занятий, о роли родителей и педагогов в коррекционно-педагогическом процессе, об особенностях домашнего режима, об отношении окружающих к заикающемуся ребенку и пр.Организация бесед не исключает индивидуальных консультаций для родителей о каждом ребенке в отдельности. Необходимо также присутствие родителей на логопедических занятиях для практического ознакомления их с принципами подхода к преодолению заикания, с приемами по предупреждению и устранению у детей речевых судорог.Условия, в которых растет ребенок, его окружение, воспитание - все это накладывает отпечаток на его характер, поведение и речевое развитие. Наличие дефекта уже с первых лет ставит заикающегося в особые условия. Нередко семья, окружение способствуют этому. Часто родители не могут скрыть своего беспокойства за здоровье ребенка и тем усиливают его тревожность. И вместо того, чтобы стремиться к расширению круга интересов детей, сужают его до пределов заикания. Заикающийся ребенок вскоре после первых посещений логопедических занятий в детском саду начинает говорить спокойно, не заикаясь, дома же он продолжает заикаться. После обследования бытовых условий ребенка и беседы с родителями часто выясняется, что обстановка, в которой растет ребенок, крайне неблагоприятна: не соблюдается режим дня, родители ведут себя неровно, то потакают всем капризам ребенка, то не обращают внимания на его обоснованные просьбы. Когда у ребенка есть сестры и братья, важно не возбуждать в детях розни. Конфликты с сестрами и братьями тяжело отражаются на речи ребенка, усиливая начавшееся заикание.Частыми причинами продолжающегося заикания у детей в домашней обстановке является неумение родителей оценить свое поведение с точки зрения его отрицательного влияния на ребенка. Это конфликты между взрослыми, уход одного из родителей из семьи, несогласованность взрослых в вопросе воспитания и т. п. Воспитание детей требует от родителей постоянной работы над собой, а при воспитании ребенка, страдающего заиканием, необходимы еще большая выдержка, терпение и умелый подход [14, 243-244].Исключительно благотворно действует на сознание и поведение ребенка похвала, особенно если ребенок старался и хорошо выполнил какое-либо задание.ЗаключениеЗаикание - это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата; расстройство речи с преимущественным нарушением коммуникативной ее функции. Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.К физиологическим симптомам заикания относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики.К психологическим симптомам заикания относятся речевые запинки, нарушения экспрессивной речи, феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности.В этиологии заикания современными авторами отмечается совокупность экзогенных и эндогенных факторов. При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать развитию заикания (предрасполагающие факторы), так и непосредственно вызывать его (производящие факторы).Опираясь на исследования отечественных физиологов, отечественные ученые и специалисты-практики определили современный комплексный медико-психолого-педагогический подход к преодолению заикания.Работа с заикающимся ребенком осуществляется комплексно - логопедом, невропатологом, психологом, с привлечением по необходимости других специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста, отоларинголога и др. Выбор воздействия осуществляется при индивидуальном подходе к каждому ребенку.Список литературыБелякова, Л.И., Дьякова, Е.А. Заикание. [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специальности Логопедия - М.: В. Секачев, 2008. - 304 с.: ил.Белякова, Л. И., Дьякова, Е.А. Логопедия. Заикание. [Текст]: Эксмо - Пресс, 2013.- 320 с.Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. [Текст]: Книга для логопедов.- М.: Детство-Пресс,2013.-240 с.Визель, Т.Г. Коррекция заикания у детей. [Текст]: АСТ, Астрель, ВКТ, 2009.- 224 с.Выгодская, И.Г., Пеллингер, Е.Л., Успенская, Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. [Текст]: - М.: Просвещение, 2004.- 174 с.Заикание // Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.-480 с.Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте. [Текст]: М.: издательство академии педагогических наук, 2012 .-212 с.Левина, Р.Е. Преодоление заикания у дошкольников. [Текст]: М.: Сфера, 2009.- 78 с.Леонова, С.В. Психолого - педагогическая коррекция заикания у дошкольников. [Текст]: Питер, 2014.-128 с..Лохов, М.И.,Фесенко. Ю.А. Коррекция заикания и других речевых расстройств детского возраста. [Текст]: Детство - Пресс, 2010.- 160 с..Лохов, М.И.,Фесенко, Ю.А.Заикание и логоневроз. Диагностика и лечение. [Текст]: Сотис, 2010.-228 с..Миссулович, Л.Я. Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы. [Текст]: Союз, 2012.-320 с..Морозова, Н.Ю.Как преодолеть заикание. Практический материал для работы с заикающимися. [Текст]: Эксмо - Пресс, В. Секачев, 2012.-192 с.Одинцова, Т.С. Заикание у детей. [Текст]: Ростов - на - Дону, Феникс, 2010.- 228 с.Поварова, И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. [Текст]: АСТ, Астрель,2009.-224 с.Поварова, И.А.Заикание. Диагностика и коррекция темпо-ритмических нарушений устной речи. [Текст]: Речь, 2005.-290 с.Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. [Текст]: М.: Владос, 2011.-208 с.

Список литературы
1. Белякова, Л.И., Дьякова, Е.А. Заикание. [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специальности Логопедия - М.: В. Секачев, 2008. - 304 с.: ил.
2. Белякова, Л. И., Дьякова, Е.А. Логопедия. Заикание. [Текст]: Эксмо - Пресс, 2013.- 320 с.
3. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. [Текст]: Книга для логопедов.- М.: Детство-Пресс,2013.-240 с.
4. Визель, Т.Г. Коррекция заикания у детей. [Текст]: АСТ, Астрель, ВКТ, 2009.- 224 с.
5. Выгодская, И.Г., Пеллингер, Е.Л., Успенская, Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. [Текст]: - М.: Просвещение, 2004.- 174 с.
6. Заикание // Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.-480 с.
7. Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте. [Текст]: М.: издательство академии педагогических наук, 2012 .-212 с.
8. Левина, Р.Е. Преодоление заикания у дошкольников. [Текст]: М.: Сфера, 2009.- 78 с.
9. Леонова, С.В. Психолого - педагогическая коррекция заикания у дошкольников. [Текст]: Питер, 2014.-128 с.
10. .Лохов, М.И.,Фесенко. Ю.А. Коррекция заикания и других речевых расстройств детского возраста. [Текст]: Детство - Пресс, 2010.- 160 с.
11. .Лохов, М.И.,Фесенко, Ю.А.Заикание и логоневроз. Диагностика и лечение. [Текст]: Сотис, 2010.-228 с.
12. .Миссулович, Л.Я. Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы. [Текст]: Союз, 2012.-320 с.
13. .Морозова, Н.Ю.Как преодолеть заикание. Практический материал для работы с заикающимися. [Текст]: Эксмо - Пресс, В. Секачев, 2012.-192 с.
14. Одинцова, Т.С. Заикание у детей. [Текст]: Ростов - на - Дону, Феникс, 2010.- 228 с.
15. Поварова, И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. [Текст]: АСТ, Астрель,2009.-224 с.
16. Поварова, И.А.Заикание. Диагностика и коррекция темпо-ритмических нарушений устной речи. [Текст]: Речь, 2005.-290 с.
17. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. [Текст]: М.: Владос, 2011.-208 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные симптомы заикания?

Симптомы заикания могут включать повторение звуков, слов и фраз, задержку или блокировку при попытке произнести слово, напряжение мышц губ, языка и гортани, а также сопровождаться эмоциональным стрессом и низкой самооценкой.

Какие психологические особенности характерны для детей, страдающих заиканием?

Дети, страдающие заиканием, часто испытывают низкую самооценку, тревогу, социальную изоляцию, а также имеют трудности в общении и учебе.

Как организовать комплексную помощь детям, страдающим заиканием?

Организация комплексной помощи детям, страдающим заиканием, включает медико-психолого-педагогический подход, который включает в себя логопедические занятия, психологическую поддержку, сотрудничество с семьей и сотрудничество с образовательным учреждением.

Какая роль взаимодействия образовательного учреждения и семьи в помощи заикающимся детям?

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи играет важную роль в организации помощи заикающимся детям. Образовательное учреждение может обеспечить адаптацию программы обучения, создание специальных условий для коммуникации и поддержку со стороны педагогов. Семья, в свою очередь, может обеспечить психологическую поддержку и мотивацию ребенка к преодолению проблемы.

Какие подходы используются в организации помощи детям, страдающим заиканием?

В организации помощи детям, страдающим заиканием, используются современные подходы, основанные на индивидуальном подходе к каждому ребенку, применении различных техник и методик, включая техники релаксации, дыхательные упражнения, артикуляционные упражнения и игровые техники.

Какие симптомы характеризуют заикание у детей?

Симптомокомплекс заикания включает в себя повторение звуков, слогов или слов, торможение или блокировку при произнесении звуков, слогов или слов, а также искажение звуков при заикании.

Какие психологические особенности можно отметить у заикающихся детей?

У заикающихся детей часто наблюдаются низкая самооценка, тревожность, повышенная чувствительность, страх перед общением, затруднения в организации мыслительной деятельности и сложные отношения с окружающими.

Какие подходы используются при организации помощи детям, страдающим заиканием?

Современные подходы включают комплексную медико-психолого-педагогическую помощь, которая включает в себя логопедические занятия, психотерапевтическую поддержку, педагогическую коррекцию и поддержку со стороны семьи.

Какую роль играет взаимодействие между образовательным учреждением и семьей в помощи заикающимся детям?

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи является важным фактором успешной реабилитации заикающихся детей. Они должны работать вместе, обмениваясь информацией, поддерживая и согласовывая свои действия для достижения наилучших результатов.