Психологический портрет преступника в произведениях Драйзера. Клайд Грифитс и Герствуд.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Зарубежная литература
  • 26 26 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 10.04.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание



Введение
Глава 1. Роман «Американская трагедия» как отображение американской действительности
1.1. История создания романа «Американская трагедия», проблематика романа
1.2. Художественное своеобразие романа «Американская трагедия»
1.3. Образ Клайда Грифитса (роман «Американская трагедия»)
Глава 2. Роман «Сестра Керри». Образ Герствуда
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

18-летняя Каролина Мибер (сестра Керри) отправляется в Чикаго (так же, как когда-то в возрасте 16 лет сам Теодор Драйзер отправился в Чикаго в поисках своей «американской мечты»). Хождения Керри по городу, её страх и застенчивость, её мысли так похожи на то, что пережил и почувствовал при первой встрече с большим городом будущий писатель Теодор Драйзер. Даже живёт героиня романа в том же районе, в котором в разное время жил и сам писатель.
В целом, история жизни Керри, история её возвышения очень типична и банальна для американского общества того времени. Чистые намерения провинциалки Керри приходят в противоречие с моралью капиталистического общества, она понимает, что осуществить мечты можно только с помощью денег. Неотвязная мысль преследует героиню: «Ах, деньги, деньги, деньги! Как хорошо иметь их! Будь у неё много денег, все её заботы развеялись бы, как дым». Керри предпринимает попытку заработать честным трудом, однако вскоре осознаёт, что тяжёлый труд ведёт к нищенскому существованию.
Судьба Кэрри весьма бесхитростна и типична. Всеми поступками этой девушки движет одно - мечта о деньгах и славе. А поскольку она родилась в стране «неограниченных возможностей», то необходима лишь настойчивость, чтобы все сокровенные надежды осуществились. Дочь мелких фермеров, Каролина Мибер не останавливается ни перед чем, чтобы добиться своей цели. Она уезжает из провинции в большой город, поступает на обувную фабрику, что, естественно, не может удовлетворить ее честолюбия. Став содержанкой коммивояжера Друэ, она делает первый робкий шаг, приближающий ее к моральному падению - и к миру денег. Когда Герствуд, управляющий фешенебельным баром, предлагает ей свою любовь и... украденные деньги, Кэрри без раздумий уезжает с ним в Монреаль, а потом в Нью-Йорк.
За преступление Герствуд жестоко наказан: из преуспевающего богача он превращается в жалкого нищего, который не видит смысла в дальнейшем существовании. Кэрри такой человек не нужен, хотя жертва, принесенная им, казалось бы обязывает героиню Драйзера если не к любви, то, во всяком случае, к милосердию и состраданию. Но, достигнув определенного успеха, она уже не способна мыслить подобными категориями. Писатель, развенчивая идею «великих возможностей», отмечает, что «Кэрри не была счастлива среди всей мишуры и блеска, которые окружали ее».
Повествуя о Каролине Мибер, Драйзер типизирует, изображая тех простых американцев, кто был втянут в бешеную гонку за призрачным богатством и счастьем. «Великий соблазн земных благ» преобладает над голосом рассудка, заставляя Керри стать любовницей Друэ, а затем и Герствуда. Страстная любовь Герствуда не приносит героине счастья и благополучия.
Теодор Драйзер на примере Герствуда показывает, что подчас яростная борьба между желанием и разумом может приводить человека к преступлению. Поддавшись страсти, герой романа «Сестра Керри» идёт на преступление – воровство, забывает о семье.
Без сомнения, Керри как Друэ, так и Герствуд «казались олицетворением жизненного успеха. Оба были для неё носителями всего самого желанного в жизни, полномочными послами комфорта и покоя, с блестящими верительными грамотами в руках». Герствуд, несмотря на совершённое преступление, производит впечатление более цельной натуры по сравнению с Керри, которая безжалостно вычёркивает его из сердца, как только представленный им мир «перестаёт манить её».
Керри, этот «маленький солдат удачи», как называет ее автор, поначалу чуть ли не идеалистка, умудряется достаточно быстро преуспеть ценой утраты своих идеалов — за счет мужчин которые реагируют на ее привлекательность. По мере восхождения Керри по социальной лестнице и приближения к «мечте» усиливаются эгоизм и расчетливость героини и приглушается ее способность к состраданию.
Первая ступенька возвышения Керри — коммивояжер Друэ, воплощающий в романе чувственную удовлетворенность материи. К нему девушку, потерявшую после болезни работу, толкает безвыходность. «За нее отвечал голос нужды», — говорит Драйзер. Второй ступенькой оказывается Герствуд, к которому Керри испытывает неподдельное влечение. Но хороший добрый человек со сломанной судьбой, Герствуд воплощает, по сути, мечту, помноженную на бесхарактерность. Любовный треугольник «Друэ-Керри-Герствуд» иллюстрирует у Драйзера тему приспособляемости организма к среде. Успех одного персонажа неизбежно компенсируется падением другого.
По Спенсеру, процесс социального равновесия регулируется случаем, и в романе Драйзера именно такой случай определяет судьбу Герствуда и Керри: сейф, откуда Герствуд взял деньги, «неожиданно» захлопывается, и управляющий вынужден бежать с любовницей навстречу собственной нищете и гибели. «Случай» же — хмурая гримаса Керри на сцене — способствует быстрому развитию ее театральной карьеры.
Подъем Керри на вершину успеха происходит параллельно соскальзыванию вниз Герствуда. Сделав сценическую карьеру, Керри бросает его на произвол судьбы. Выпав из привычного окружения, Герствуд утрачивает свою социальную роль, и его гибель становится гибелью человека, бегущего от себя. Но не только Герствудом поступается Керри ради славы и материального благополучия. Ей приходится погасить в себе «искру Божию» — несомненный актерский талант: всесильный случай делает ее звездой варьете, получающей огромные гонорары, и ей остается лишь бесполезно мечтать, одиноко сидя в кресле-качалке, о творческой жизни драматической актрисы.
На примере Герствуда можно увидеть, насколько важным для человека может быть его социальное окружение, течение жизни по намеченному пути, а также то, насколько трагическими могут быть последствия «отступления» от этого пути, потакание собственной страсти и желаниям.
Герствуд представляет собой человека, способного на сильные чувства, более того, его можно назвать страстной натурой, ведь только страстный человек способен забыть о своей семье, долге, чести, а затем пойти на преступление ради мечты о большой любви. Кроме того, стоит отметить, что Герствуд по психологическому складу - авантюрист, человек, склонный к риску, в целом, эти качества и помогли герою добиться успехов и материального благополучия. Однако жизнь не научила Герствуда ценить достигнутое, соответственно, поддавшись страсти, он идёт на преступление, а значит, на стремительное и болезненное падение. Порывая с прошлым, со своей семьей и друзьями, со своим кругом, Герствуд оказывается никому не нужным, не может вновь найти своё место в этой жизни.
Герствуд, как и Клайд Грифитс, не является преступником по своей внутренней сути, иными словами, не имеет изначально преступных наклонностей. О Герствуде можно сказать, что он предприимчив, а хорошего материального состояния достиг благодаря своему усердию и настойчивости. Однако Герствуд, как и Клайд Грифитс, не имеет духовного воспитания, нравственных устоев, способных порой спасти человека от необдуманных действий. Герствуд всю свою жизнь стремился к успеху, большим деньгам, упорно работал над достижением своей цели, однако существование это, которого он так добивался, оказалось неким миражом, от которого он добровольно отказался ради ещё более призрачной любви к главной героине романа Керри.
Жизнь Герствуда – это постоянное стремление к исполнению мечты, сначала он мечтал об успехе и независимости, а когда эта мечта осуществилась, он потерял к ней интерес, сосредоточившись на идее обретения любви и личного счастья рядом с тщеславной Керри. Бесхарактерность, отсутствие сильной воли и страстное желание обрести наконец-то это счастье, кажущееся близким, толкают Герствуда на преступление.
Герой романа «Сестра Керри» – человек, способный мечтать и действовать, но не контролировать свою жизнь, оказывается сломленным судьбой, поощряющей сильных личностей и безжалостно уничтожающей слабых. Герствуд слишком поздно приходит к выводу о том, что выживает сильнейший – это непреложный закон, по которому живёт американское общество.
По своей психологической сути Герствуд является человеком хорошим, положительным, однако заложенные в нём задатки остаются нереализованными. Трагическая история падения Герствуда – это история человека, не сумевшего справиться со своими чувствами, выбрать правильный путь в жизни, человека слабого, но способного на самопожертвование, ставшего жертвой рокового стечения обстоятельств.

Заключение


В образах Клайда Грифитса и Герствуда Теодор Драйзер показал типичных жертв «американской мечты» и американского образа жизни, в котором всё подчинено поискам материального благополучия, развлечений, бурных страстей.
Духовная нищета и бездуховность, жажда власти и успеха, больших денег толкают на преступление главного героя романа «Американская трагедия» Клайда Грифитса.
В случае с героем романа «Сестра Керри» всё несколько иначе: перед нами положительный герой, в целом, хороший человек, добившийся успеха и материального благополучия благодаря собственному усердию и трудолюбию. Просто обстоятельства складываются таким образом, что Герствуд оказывается неспособным противостоять собственной страсти к Керри. Большая любовь толкает Герствуда на преступление, а затем и приводит его к полному падению и гибели.
Преступники в романах Теодора Драйзера – это всегда жертвы обстоятельств, жертвы того общества, частью которого они являются. Как правило, они изначально не имеют преступных наклонностей (это касается как Клайда Грифитса, так и Герствуда), однако в силу отсутствия твёрдых моральных и нравственных устоев идут на совершение преступления во имя достижения той или иной жизненной цели.
В целом, психологический портрет преступника в произведениях Теодора Драйзера типичен для Америки первой половины XX века: человек, занимающий низкое социальное положение, с ущемлённым самолюбием и огромными притязаниями, подчас не совпадающими с истинными возможностями и способностями самого человека, склонность к сильным страстям – страсти к большим деньгам, роскоши, власти, поиску большой любви, и, конечно же, готовность преступить закон во имя этой страсти.
Список литературы




Аллен У. Традиция и мечта. – М., 1970.
Драйзер Т. Собрание сочинений в 12-ти томах. – М., 1973. Т. 9.
Драйзер Т. Американская трагедия. – М., 1973.
Иванько С. Теодор Драйзер.//В кн.: Драйзер Т. Собрание сочинений в 12-ти томах. – М., 1973. Т. 1.
Кириллова Т.Д. Американская литература конца XIX – начала XX вв. – Минск, 1997.
Староверова Е.В. Американская литература. – М., 2005.
Hart J.D. The Oxford Companion to American Literature. - N.Y., 1965.
Letters of Theodore Dreiser. A Selection. - Philadelphia, 1958.
The New Republic. August, 1964.



Hart J.D. The Oxford Companion to American Literature. - N.Y., 1965. Р. 236-237.

Letters of Theodore Dreiser. A Selection. - Philadelphia, 1958. V. 2, p. 458.
Драйзер Т. Собрание сочинений в 12-ти томах. – М., 1973. Т. 9, с. 459.
Драйзер Т. Американская трагедия. – М., 1973. C. 7.
Драйзер Т. Американская трагедия. – М., 1973. C. 8
Драйзер Т. Американская трагедия. – М., 1973. C. 41-42.
Драйзер Т. Американская трагедия. – М., 1973. C. 18.
Драйзер Т. Американская трагедия. – М., 1973. C. 157.
Аллен У. Традиция и мечта. – М., 1970. С. 260.

The New Republic. August, 1964.
Иванько С. Теодор Драйзер.//В кн.: Драйзер Т. Собрание сочинений в 12-ти томах. – М., 1973. Т. 1. С. 33.

Аллен У. Традиция и мечта. – М., 1970. С. 206.
The New Republic. August, 1964.
Там же.
Иванько С. Теодор Драйзер.//В кн.: Драйзер Т. Собрание сочинений в 12-ти томах. – М., 1973. Т. 1. С. 34.
Иванько С. Теодор Драйзер.//В кн.: Драйзер Т. Собрание сочинений в 12-ти томах. – М., 1973. Т. 1. С. 9.
Кириллова Т.Д. Американская литература конца XIX – начала XX вв. – Минск, 1997. С. 322.

См.: Староверова Е.В. Американская литература. – М., 2005. С. 267
Там же.












21

Список литературы




1.Аллен У. Традиция и мечта. – М., 1970.
2.Драйзер Т. Собрание сочинений в 12-ти томах. – М., 1973. Т. 9.
3.Драйзер Т. Американская трагедия. – М., 1973.
4.Иванько С. Теодор Драйзер.//В кн.: Драйзер Т. Собрание сочинений в 12-ти томах. – М., 1973. Т. 1.
5.Кириллова Т.Д. Американская литература конца XIX – начала XX вв. – Минск, 1997.
6.Староверова Е.В. Американская литература. – М., 2005.
7.Hart J.D. The Oxford Companion to American Literature. - N.Y., 1965.
8.Letters of Theodore Dreiser. A Selection. - Philadelphia, 1958.
9.The New Republic. August, 1964.

Вопрос-ответ:

Какое место занимает роман "Американская трагедия" в творчестве Драйзера?

Роман "Американская трагедия" является одним из самых известных произведений Драйзера и считается вершиной его творчества. Он был опубликован в 1925 году и получил большую популярность и признание как в США, так и за рубежом.

Какая основная проблематика романа "Американская трагедия"?

Основной проблематикой романа является вопрос о взаимосвязи личной ответственности и влияния внешних обстоятельств на судьбу человека. Драйзер анализирует социальные, психологические и моральные аспекты этой проблемы через историю главного героя - Клайда Гриффитса.

Какое художественное своеобразие присутствует в романе "Американская трагедия"?

Художественное своеобразие романа "Американская трагедия" проявляется в тщательном анализе персонажей, множестве параллельно развивающихся сюжетных линий, глубоком психологическом анализе героев, реалистичном описании американской общественной действительности начала XX века.

Каким образом автор изображает главного героя романа "Американская трагедия" - Клайда Гриффитса?

Автор изображает Клайда Гриффитса как молодого амбициозного человека, стремящегося к успеху и богатству. Однако, под влиянием обстоятельств и своих низких моральных принципов, он совершает преступление и это приводит к его душевной трагедии.

Каков образ Герствуда в романе "Сестра Керри"?

Образ Герствуда в романе "Сестра Керри" представлен как молодой амбициозный парень, который стремится к карьерному росту и успеху. Он влюбляется в главную героиню Керри, но их отношения обречены на провал из-за различий в их социальном статусе и моральных ценностях.

Какое художественное своеобразие имеет роман "Американская трагедия"?

Роман "Американская трагедия" имеет особенное художественное своеобразие, которое проявляется в том, что автор глубоко проникает во внутренний мир своих персонажей, исследуя их мотивы, мысли и эмоции. Кроме того, Драйзер создает реалистичные образы и показывает тонкую психологию преступника, основываясь на своем изучении событий реальных преступлений.

Какая проблематика романа "Американская трагедия"?

Проблематика романа "Американская трагедия" связана с исследованием социальных и психологических причин, ведущих к преступлениям. Автор рассматривает влияние общества, окружающей среды и внутренних факторов на формирование личности преступника. Он также затрагивает темы морали, этики, амбиции и ценностей в современном обществе.

Каким образом автор отображает американскую действительность в романе "Американская трагедия"?

Автор отображает американскую действительность в романе "Американская трагедия" через создание реалистичных образов героев, которые являются типичными представителями разных слоев общества. Драйзер также обращается к актуальным социальным проблемам того времени, таким как бедность, коррупция, социальная мобильность, и раскрывает их воздействие на жизнь главного героя.

Какой психологический портрет имеет преступник Клайд Грифитс в романе "Американская трагедия"?

Преступник Клайд Грифитс в романе "Американская трагедия" имеет сложный психологический портрет. Он является амбициозным и мечтает о лучшей жизни, но при этом он жесток, эгоистичен и невероятно жаждет власти и богатства. Клайд постепенно погружается в преступный мир и его психологическое состояние меняется от тревожности и сомнений до безудержной жадности и отчаяния.

Что такое "Американская трагедия"?

"Американская трагедия" - это роман, написанный Теодором Драйзером, в котором автор рассказывает историю главного героя, Клайда Гриффитса, молодого человека, который становится преступником. Роман является отражением американской действительности и затрагивает такие темы, как любовь, амбиции, социальное неравенство и нравственность.

Какая проблематика романа "Американская трагедия"?

Роман "Американская трагедия" затрагивает множество проблематических вопросов, таких как социальное неравенство, амбиции, любовь и моральные дилеммы. Основной вопрос, который поднимается в романе, - это взаимосвязь между индивидуальным выбором и влиянием общества на формирование личности.

Каким образом автор отображает американскую действительность в романе "Американская трагедия"?

Драйзер в своем романе "Американская трагедия" отображает американскую действительность через жизнь и судьбу главного героя, Клайда Гриффитса. Автор показывает социальное неравенство, жестокость и коррупцию, с которыми сталкиваются герои в американском обществе. Он также анализирует взаимодействие индивидуальной воли и влияния социальных факторов на судьбу человека.