культура, бескультурье, антикультура, контркультура
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 10.02.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Определение понятий 4
1.1.Основные подходы к определению понятия культуры 4
1.2. Бескультурье, антикультура, контркультура 9
2.Проблема кризиса культуры: цивилизация как кризисная стадия культурной динамики 12
Заключение 15
Список литературы 17
Когда цель достигнута и идея, т.е. все изобилие внутренних возможностей, завершена и осуществлена во внешнем, тогда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламываются - она становится цивилизацией. Это возможно наблюдать на примерах Египта, Китая, Индии и мусульманского мира. Любой культуре свойственно переживать возрасты отдельного человека, то есть, она обладает детством, юностью, возмужалостью и старостью. При наступлении старости, начинающейся цивилизации, огонь души угасает. Угасающие силы еще раз делают попытку, с половинным успехом - в классицизме, родственном всякой умирающей культуре - проявить себя в творчестве большого размаха; душа еще раз с грустью вспоминает в романтике о своем детстве. Наконец, усталая, вялая и остывшая, она теряет радость бытия и стремится - как в римскую эпоху - из тысячелетнего света обратно в потемки перводушевной мистики, назад в материнское лоно, в могилу. Также Шпенглер отмечает, что в существовании каждой культуры большая роль принадлежит этическим, математическим, политическим и хозяйственным образованиям.Шпенглер полагает, что всем без исключения великим созданиям – формам религии, искусству, политике, обществу, хозяйству, наукам – свойственно одновременно возникать, завершаться, угасать.Итак, философ употребляет понятия Культура и Цивилизация (в работе эти и некоторые другие термины автор всегда пишет с заглавной буквы) контрастно друг другу. В теории Шпенглера это не синонимы, а в какой-то степени антонимы. Культура – это рост, развитие, поиск своей Цели и Судьбы, в то время как Цивилизация – это упадок, деградация и «доживание последних дней». Цивилизация – это то, что остается от Культуры, позволившей рациональному началу победить творческое. Другая пара синонимично-контрастных понятий – это «произошедшее» и «происходящее». Для теории Шпенглера «становление» является краеугольным камнем. Согласно его основной идее, история должна фокусироваться не на числах, законах и фактах, описывающих то, что уже произошло, а на морфологии, то есть на происходящем в данный момент. Псевдоморфоз – термин, которым Шпенглер определяет слаборазвитые или «сбитые с курса» культуры. Самый яркий пример псевдоморфоза представляет собой русская цивилизация, самостоятельное развитие которой было прервано и изменено европейской культурой, которую впервые «навязал» Петр I. Именно этим нежелательным вмешательством в свою культуру Шпенглер объясняет нелюбовь русского народа к «чужакам»; в качестве примера этой нелюбви автор приводит сожжение Москвы во время наступления Наполеона. В третьей главе «Заката Европы» Шпенглер утверждает, что есть множественность прасимволов. Переживание глубины, через посредство которого возникает мир, через посредство которого ощущение расширяется в мире, многозначительное для души, собственностью которой оно является, и только для нее одной, иное в бодрствовании, сне, приятии мира и наблюдении мира, различное у ребенка и старика, горожанина и крестьянина, мужчины я женщины, это переживание осуществляет, притом с полной необходимостью, для каждой высокой культуры возможность формы, на которой зиждется все существование этой культуры. Все понятия формальных единств, как-то: масса, субстанция, материя, вещь, тело, протяжение и тысяча сохраняемых в языках иных культур словесных обозначений соответствующего вида, суть бессознательные, определенные судьбой оттенки, из всей полноты мировых возможностей предпочтительно подчеркивающие во имя отдельной культуры то, что для нее показательно. Ни одно из них не может быть с точностью перенесено в сознание другой культуры. Ни одно из этих изначальных слов не возрождается второй раз. Что для нас является противоположностью, как, например, смысл слов "пространство" и "материя", может для другого духа казаться идентичным. Все определяется выбором символа в тот момент, когда душа культуры пробуждается в своей стране к самосознанию; этот выбор являет собою нечто потрясающее для каждого, умеющего таким образом наблюдать мировую историю. Здесь скудная проблема пространства критической философии возвышается до идеи макрокосма, в котором для людей известного рода в отличие от других все ставшее объединяется в некое единство формы и значения.ЗаключениеВ реферате были рассмотрены понятия культуры, контркультуры, антикультуры и бескультурья. Особое внимание было обращено на причины кризиса культуры.В ходе исследования были получены следующие выводы. Культура – это уникальный феномен, обладающий достаточно сложной структурой. Тем не менее, в рамках культуры возможно выделить два огромных пласта – это духовная культура и материальная. Данные типы культуры играют большую роль в развитии человеческой цивилизации.Антикультура и контркультура являются показателями кризиса культуры, однако в них заложен инновационный потенциал, они способствуют обновлению культуры. Что касается бескультурья, то это говорит о духовной стагнации общества, его деструкции.В культурологии есть мнение о том, что цивилизация является кризисной стадией культурной динамики. На наш взгляд, эта концепция является достаточно обоснованной и важной для понимания специфики культурного развития человечества. Появление цивилизации – это есть умирание старого культурного организма, однако на смену ему непременно приходит организм новый, а значит, начинается новый виток культурного развития человечества. Этот процесс носит естественный и закономерный характер. Шпенглер предлагает рассмотрение исторического процесса в морфологическом аспекте. То есть, по сути, речь идет о переходе европейской культуры из периода развития, когда она собственно является культурой, к периоду увядания, то есть, это означает ее превращение к цивилизацию. Шпенглером была предложена уникальная теория возникновения и развития культур, согласно которой каждой культуре свойственно проходить собственный путь, цикл жизни, который аналогичен человеческой жизни. Каждая культура проходит через стадии детства, юности, зрелости и увядания. Соответственно, каждой культуре свойственно в период ее существования стремится к реализации собственного предназначения.Стоит заметить, что эта тема является перспективной для дальнейшего изучения, поскольку на современном этапе остаются дискуссионными вопросы относительно причин кризиса культуры, способов и путей преодоления деструктивных последствий бескультурья и антикультуры и т.п.Список литературыБорисов О.С. Культурология. СПб: СПбГУ ИТМО, 2008.//URL: http://textb.net/32/index.html (дата обращения 10.01.18).Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов./Под ред, проф. А.Н. Марковой. М., 2001.Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. СПб., 1998Флиер А.Я., Полетаева М.А. Тезаурус основных понятий культурологии. М., 2008.Шпенглер О. Закат Европы.//URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Speng/06.php (дата обращения 10.01.18)
2. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов./Под ред, проф. А.Н. Марковой. М., 2001.
3. Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. СПб., 1998
4. Флиер А.Я., Полетаева М.А. Тезаурус основных понятий культурологии. М., 2008.
5. Шпенглер О. Закат Европы.//URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Speng/06.php (дата обращения 10.01.18)
Культура и контркультура
СОДЕРЖАНИЕ.
страница
Введение. 1
Глава 1. Понятие культуры. 2
1.1 Раскрытие понятия культура. 2
1.2 Культура запада во 2-й
половине XX века. 5
Глава 2. Понятие контркультуры. 11
2.1 Раскрытие понятия контркультура и
соотношение ее с субкультурой 11
2.2 Развитие контркультуры и закат 14
Вывод, 24
Список используемой литературы. 25
Введение.
Сравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен контркультуры, на его роль в динамике исторического. В его исполнении возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься как периферийная, частная, которые повлияли на боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы подключились не только и культурологи, но и культурофилософы. Многие исследователи пришли к выводу, что решение данной проблемы позволяет, наконец, приблизиться к постижению культуры как явления, конкретно, к распознанию механизмов ее обновления и преображения. Здесь какой-то исследовательский бум, первые признаки которого обнаруживаются еще в конце 80-х годов.
Однако, есть опасность подмены понятий конткультура эрзацкультурой. Эрзацкультура от него. Ersatz – заменитель. Эрзацкультура – это культура с большой буквы, но перевернутый, не обогащающая, а опустошающая человека. Таким образом, культура наркоманов или панков, которую иногда представляют в качестве контркультуры, суть эрзацкультура.
По моему мнению контркультура оказывает оживляющее действие на официальную культуру, но и находится в опасности "сбросить с корабля современности" основной культурой с ее вечными и не преходящими ценностями. Однако, это не будет работать, потому что нигилизм не может существовать без этих ценностей культуры.
Современная же официальная социально-культурной жизни общества, обязательно нужна "встряска", новые тенденции привносящие что-то, что не согласен с ценностями официальной.
В реферате поставить следующую цель и задачи исследования.
Научная цель – изучение феномена контркультуры.
Реализация сформулированной цели предполагает решение следующих задач:
· раскрытие понятия конрткультура через два аспекта;
· рассмотрение социально-культурной жизни, который привел к контркультуре;