использование предметных картинок при коррекции звукопроизношения
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 11.02.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Теоретические аспекты коррекционно-развивающие работы по развитию звукопроизношения с использованием предметных картинок 3
1.1 Развитие звукопроизношения в онтогенезе (5-6-7лет) ОНРIII 3
1.2 Характеристика речи старших дошкольников с ОНР. 7
1.3 Анализ методик по развитию речи с использованием предметных картинок по методике где используют предметные картинки. 10
2. Опытно-экспериментальная работа по изучению эффективности использования предметных картинок при коррекции звукопроизношения. 12
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента 12
2.2 Анализ результатов. 20
2.3 Организация содержания формирующего эксперимента 29
2.4 Методические рекомендации по формированию звукопроизношения. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
При составлении рассказа по серии картинок, несмотря на предварительный разбор содержания каждой из трех картинок с объяснением значения некоторых существенных деталей изображенной обстановки, составление связного самостоятельного рассказа оказалось недоступным практически для всех детей. Потребовалась помощь: вспомогательные вопросы, указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Для всех детей были характерны затруднения при переходе от одной картинке к другой:перерыв в повествовании, затруднение в самостоятельном продолжении рассказа.Обобщая материал по изучению состояния связной речи, можно сделать следующие выводы:– дети испытывают значительные затруднения в овладении основными видами связной монологической речи: пересказом;- составлением рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их в последовательности сюжета;- составлением рассказа при опоре на заданный материал и самостоятельно узнаванием текстового сообщения;Таким образом, анализ проведенных диагностик, позволяют сделать вывод о том, что дошкольники имеют ряд проблем, а именно:- очень бедный словарный запас;- дети мало используют в речи распространенные предложения; - в речи отсутствуют слова обстоятельства, определения;- большинству наблюдаемых характерно использование простых форм предложений.- при рассказывании прибегают к помощи педагога, что свидетельствует о необходимости более полно обратить процесс развития дошкольника именно в русло развития умения правильно говорить, рассказывать.Организация содержания формирующего экспериментаПериод: ноябрь-январь.Цель:комплексное исследование связной речи детей.Развивающая программа:Развитие звукопроизношения у дошкольников по средству предметных картинок.Пояснительная записка:Цель программы: В ходе обучения формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и соответствующий выбор лингвистических средств необходимых для успешного и результативного обучения в массовой общеобразовательной школе. Задачи программы:Обучение детей связному последовательному составлению рассказа с опорой на наглядность; Формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль за составлением самостоятельного высказывания; Формировать и совершенствовать умение детей использовать в речи предложения различных видов;Обучение детей приемам планирования собственного рассказа;Развитие диалогической формы речи; Совершенствование усвоения норм языка, развитие лексико-грамматических категорий;Закреплять у детей навыки словообразования и словоизменения; Активизация активного и пассивного словаря детей. Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы Настоящая программа предназначена для детей 6 – 7 лет. Срок реализации образовательной программы- работа по развитию связной речи начинается с октября, после завершения обследования, по май. Формы и режим занятийФорма занятий – подгрупповая. Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность одного занятия, включая динамическую паузу, проветривание составляет 40 минут. В итоге логопедической работы у детей развивается языковое чутье и постепенно ребенок овладевает необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых в дальнейшем становится возможным составление монологического высказывания. Содержание обучения На сегодняшний день предлагается большое количество различных методов, цель которых развитие связной речи у дошкольников. Основными и наиболее действенными являются: Пересказ – самый простой из методов, он научит ребенка выделять основные части услышанного текста, связывать их между собою, а затем, придерживаясь основной сюжетной линии, рассказать ранее услышанное. Рассказ по сюжетной картине – научит ребенка выделять главных лиц, прослеживать за их действиями и рассказывать о взаимодействии героев между собой, а также способствует развитию фантазии. Рассказ – описание пейзажной картины. Описание пейзажных картин требует от ребенка умения рассказать о природе, которую он видит, а также о явлениях, запечатленных на ней художником. Для красоты и динамичности рассказа рекомендуется вводить живых персонажей и предложить ребенку проявить фантазии и рассказать о действиях этих персонажей. Логопедическая загадка. Этот метод помогает усвоить логарифм произношения звуков и звуковых сочетаний, а также их правильное применение в словах. Сравнительное описание предметов. Метод способствует развитию аналитических способностей у дошкольника и дает возможность провести сравнение одинаковых и различных особенностей предметов. Творческий рассказ. Дает возможность дошкольнику побороть страх формулирования и высказывания собственных мыслей и чувств. Он учит ребенка не бояться аудитории и публичных выступлений. Виды занятий по развитию речи: составление и распространение простых предложений по предметным и сюжетным картинкам; обучение детей «чтению» и отгадыванию загадок о предметах по карточкам с условными обозначениями и предметным картинкам; составление линейного пересказа текста по опорным картинкам; составление пересказа текста по опорным картинкам; составление пересказа по тексту и серии сюжетных картин; составление рассказа по опорным картинкам; составление рассказа по сюжетной картине; составление рассказа по схематичному рисуночному плану; составление рассказов-описаний предметов с опорой на предметные картинки и схематичный рисуночный план. Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы. Календарное планирование:№ТемаЦель и форма занятияДата занятия1 «За грибами» Составление пересказа «Как осенью грибы собирали» по тексту и серии сюжетных картин.2 «Что мы знаем о грибах?» Составление рассказов-описаний и рассказов сравнений грибов по опорному картинному плану. 3 «Что такое ателье?» Составление пересказа «Как маме сшили новое платье» по тексту и серии сюжетных картин. 4«В гостях у Золушки» Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о предметах одежды, обуви и головных уборах по опорным карточкам и картинному плану. 5 «В гостях у хитрого лиса» Составление загадок о диких животных леса по опорным карточкам-подсказкам. 6«Расскажи, какие они» Составление рассказов-описаний диких животных леса по опорному картинному плану. 7«В гости к белочкам» Составление пересказа «Как белки на зиму запасы делают» по тексту и серии сюжетных картин8 «Что мы знаем о диких животных леса?» Составление загадок и рассказов-сравнений о диких животных леса по опорным карточкам и картинному плану. 9«Что такое зима?» Составление рассказа о зиме по сюжетным картинкам и опорному картинному плану. 10 «Времена года» Составление описательных и сравнительных рассказов о временах года по сюжетным картинкам и опорному картинному плану.11 «Как живет белый медведь» Составление пересказа «Как живет белый медведь» по тексту и серии сюжетных картин. 12 «Что мы знаем о животных зоопарка?» Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о животных зоопарка по опорным карточкам и картинному плану. 13«Лесная гостья» Составление творческих рассказов о том, как можно нарядить елочку к Новому году. 14«Новогодние праздники» Составление рассказа о елочке по серии сюжетных картин.Отслеживание динамики:Данные занятия позволят быстро и качественно исправить ошибки в речи ребенка, а также развить речь у ребенка, что значительно облегчит его общение со сверстниками, а также старшими людьми. Усвоив и закрепив навыки связной речи, ребенок преодолевает страх общения, намного быстрее проходит школьный адаптационный период, и ему легче дается школьное обучение.Методические рекомендации по формированию звукопроизношения.На основе методик обучения детей с отклонениями в развитии, предложенными Г. А. Каше, Р. И. Лалаевой, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, была построена специализированная компьютерная логопедическая программа Игры для Тигры, которая является примером технологии и позволяет логопедам, педагогам, удовлетворить особую потребность детей с речевыми нарушениями, предоставить им визуальную информацию о звучащей речи, образную опору для анализа собственной речевой деятельности в режиме реального и отсроченного времениНовые средства педагогических технологий дополняют, но не вытесняют традиционные. Им отводится строго определенная роль и место в учебном процессе. К традиционным подходам в коррекции речевых нарушений у детей относится и взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей. Именно семье принадлежит особая роль в воспитании и обучении ребенка с общим недоразвитием речи.Работа по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР состоит из трех этапов: подготовительный этап, формирование звука, автоматизация звука через игры и упражнения. Эти игры и упражнения используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, а так же возможно применение в домашних условиях. Основная цель этих игр - автоматизация и дифференциация поставленных звуков. В разных играх автоматизация и дифференциация поставленных звуков осуществляется на разных этапах: словах, словосочетаниях, предложениях или в связной речи. Родителям необходимо находиться в тесном контакте со специалистами, преимущественно с логопедом, знать, чему обучается ребенок, и стараться поддерживать и закреплять эти умения и навыки в домашних условиях. Обучение родителей технологиям и демонстрация на занятиях способов их применения в различных ситуациях обеспечит непрерывность обучения ребенка и моделирование естественности среды, в которой он воспитывается.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении отметим, что все поставленные в начале работы цель и задачи выполнены. Мы рассмотрели основные понятия, связанные с развитием звукопроизношения в онтогенезе. Охарактеризовали речь старших дошкольников с ОНР I,II,IIIуровней. Провели анализ методик, которые касаются развития речи, развитию связной речи. Провели опытно-экспертную работу по изучению эффективности использования предметных картинок при коррекции звукопроизношения. Так же рассмотрели и раскрыли методические рекомендации по формированию звукокоррекции.Дошкольный возраст это один из самых благоприятных и эффективность возрастов, чтобы сформировать правильное произношение всех звуков из родного языка. В данном процессе проявляются два вида деятельности: познавательная и предметная. Когда ребенок овладевает речью, то она производит перестройку всей психики и позволяет малышу быть более восприимчивым к явлениям. Великий русский педагог К. Д. Ушинский утверждал, что родное слово - основа любого умственного развития и сокровищницей всех знаний. И именно поэтому мы должны заботиться о своевременном развитии речи детей. Уделять максимальное внимание чистоте и правильности речи.И тут уже происходит облегчение его жизни, ведь чем правильней и богаче речь детей, тем легче им высказать свои мысли. Развивается коммуникация между детьми, или же ребенком и взрослым.Тем самым, выявляя нарушение речи у ребенка, ее нужно немедленно корректировать, ведь это отражается на деятельности ребенка, и его поведении. Дети, у которых не развита речь, понимают свой недостаток и могут вовсе стать молчаливыми или же нерешительными. Эта проблема, связанная с нарушением правильного звукопроизношения современности актуальна с каждым днем, ведь,несмотря на большое количество детской литературы, развивающих игр, пособий, периодики, которая выпускается за последние десятилетия о развитии и становлении речи детей дошкольного возраста, многие воспитатели и родители не знают особенностей их применения. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ«Хрестоматия по логопедии» / Под ред. Л,С. Волковой, В.И. Селиверстова. М. 1997, - с. 560.Аксарина Н.М. « Воспитание детей раннего возраста»; М., 1977, - с. 139.Алексеева М.М. «Вопросы обучения правильному звукопроизношению у детей дошкольного возраста» // В книге «Вопросы дошкольной педагогики»; М., 1975, – с. 111.Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Родная речь в картинках. - М., 1989,- с.189.Бельтюков В.И. «Об усвоении детьми звуков речи» М;1974,- с. 91.Бородин А.М. «Методика развития речи детей»; М., 1974, - с. 256.Выгодский Л.С. Развитие устной речи. Собр. соч.: в 6-ти т. - М.: Просвещение, 1982, - 415 с.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: АПН РСФСР, 1961, - с. 154.Генинг М.Г., Герман И.А. «Обучение дошкольников правильной речи». Чебоксары. 1980, - с. 413.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: Просвещение, 2002, - с. 231.Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Дис. на соиск. уч.ст.канд.филол. наук. Новосибирск, 1975, - с. 190. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. - М., 1978.- с.329.Краевская Н.А. Семантический компонент внутренней программы речевого высказывания: Дис. на соискание уч.ст.канд.филол.наук. - М., 1984.- с. 190.Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процесс грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку. - М., 1967, с. 7.Сохина Ф.А. «Развитие речи» М.: «Просвещение», 1984, - с. 223.Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно» М.: «Гном и Д», 2001, - с. 144.Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» М: «Просвещение», 1989, - с. 239.Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л.: Наука, 1974, - с. 304.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Избранные психологические труды. - М., 1989.- с. 492.
1. «Хрестоматия по логопедии» / Под ред. Л,С. Волковой, В.И. Селиверстова. М. 1997, - с. 560.
2. Аксарина Н.М. « Воспитание детей раннего возраста»; М., 1977, - с. 139.
3. Алексеева М.М. «Вопросы обучения правильному звукопроизношению у детей дошкольного возраста» // В книге «Вопросы дошкольной педагогики»; М., 1975, – с. 111.
4. Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Родная речь в картинках. - М., 1989,- с.189.
5. Бельтюков В.И. «Об усвоении детьми звуков речи» М;1974,- с. 91.
6. Бородин А.М. «Методика развития речи детей»; М., 1974, - с. 256.
7. Выгодский Л.С. Развитие устной речи. Собр. соч.: в 6-ти т. - М.: Просвещение, 1982, - 415 с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: АПН РСФСР, 1961, - с. 154.
9. Генинг М.Г., Герман И.А. «Обучение дошкольников правильной речи». Чебоксары. 1980, - с. 413.
10. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: Просвещение, 2002, - с. 231.
11. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Дис. на соиск. уч.ст.канд.филол. наук. Новосибирск, 1975, - с. 190.
12. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. - М., 1978.- с.329.
13. Краевская Н.А. Семантический компонент внутренней программы речевого высказывания: Дис. на соискание уч.ст.канд.филол.наук. - М., 1984.- с. 190.
14. Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процесс грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку. - М., 1967, с. 7.
15. Сохина Ф.А. «Развитие речи» М.: «Просвещение», 1984, - с. 223.
16. Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно» М.: «Гном и Д», 2001, - с. 144.
17. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» М: «Просвещение», 1989, - с. 239.
18. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л.: Наука, 1974, - с. 304.
19. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Избранные психологические труды. - М., 1989.- с. 492.
Использование визуальных средств при коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государство, учреждения высшего образования
БИРОБИДЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра логопедии
Устьянцева Анна
S.
диссертация
Использование визуальных средств при коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией.
Научный руководитель:
старший преподаватель
I. A. Емельянова.
Биробиджан – 2005
диссертация выполнена на кафедре логопедии
К защите допускаю, К защите допускаю
научный руководитель: начальник. кафедра:
________________________ ____________________
Декану факультета: ____________________________________________
Содержание
1.1. Этиология, симптомы при дислалии. 8
1.2. Этапы и содержание логопедической работы по устранению дислалий у дошкольников 15
2.1. Выявление и систематизация нарушений звукопроизношения у старших дошкольников 29
2.3. Анализ результатов логопедической работы 50..
Приложения
Введение
Главным фактором социального общения людей является язык.
Коммуникационной деятельности представляет собой процесс использования языка для общения.
Одной из задач всестороннего развития детей является развитие речи. Чем лучше будет развиваться ребенок, тем больше возможностей откроется перед ним в познании окружающего мира, тем легче ему будет общаться.