история и философия науки

Заказать уникальные ответы на билеты
Тип работы: Ответы на билеты
Предмет: Философия
  • 50 50 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 12.02.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1. Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры 3
2. Позитивистская традиция в философии науки 6
3. Постпозитивистские концептуальные подходы к философии науки 7
4. Социологический и культурологический подходы к исследованию развитии науки Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. 8
5. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности 9
6. Ценность научной рациональности 11
7. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила) 12
8. Предмет философии политики 13
9. Роль политического сознания в формировании политики 15
10. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки 18
11. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах 20
12. Становление опытной науки в новоевропейской культуре 21
13. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Формирование науки как профессиональной деятельности 25
14. Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования 27
15. Античные философско-этические концепции 34
16. Политическая мысль Западной Европы: от античной философско-этической концепции к социально-гражданской теории Нового времени 36
17. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения 41
18. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Процедуры формирования факта 43
19. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории 45
20 Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность 48
21. Исторические формы научной картины мира 51
22.Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа) 52
23. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания 54
24. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру 56
25. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. 58
26. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций 60
27.Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука 62
28.Современные процессы дифференциации и интеграции наук 63
29. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности 64
30. Новые этические проблемы науки в XX1 столетии 65
31. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизации науки 70
32. Экологическая этика и ее философские основания 71
33. Сциентизм и антисциентизм 72
34. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре 73
35. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов 74
36. Научная рациональность и проблема диалога культур 76
37. Человеческое измерение политики. Насилие и ненасилие в политике 78
38. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы 81
39. Компьютеризация науки и ее социальные последствия. 85
40 Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки. 86
41. Характер отношений философии политики с различными сферами общественного бытия. Политика и экономика. Политика и право. 88
42. Социальная политика: сущность и проблемы. 90
43. Роль языка в развитии социально-гуманитарного знания (история и семиотика) 92
44. Герменевтика как метод понимания и интерпретации текста 93
45.Проблема истины в современной философии науки 94
46 Предмет философии международных отношений и его роль и функции 96
47 Основные категории теории международных отношений и основные тенденции их современного прочтения 97
48.Глобализм и мультикультурализм в современных международных отношениях 101
49.Особенности проблемы идентичности в современных международных отношениях 104
50.Основные идеалы, нормы и законы, регулирующие международные отношения и их специфика 106

Фрагмент для ознакомления
-

История и философия науки

ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ "ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ"

11. Культура античного полиса и становление

первые формы теоретической науки.

До VII века. Греция была периферией цивилизации на ближнем востоке. Греки учились у Востока: они позаимствовали у финикийцев алфавит и конструкцию кораблей, у египтян – искусство скульптуры и начала математических знаний. Знаменитый философ Пифагор долго жил в Египте, пытаясь познакомиться с священниками и чтобы проникнуть в их секреты; он привез из Египта теорему пифагора и магию чисел. После жрецам, Пифагор основал тайное общество философов; его последователи верили в переселение душ и утверждали, что Земля-это шар.

От софистов и Протагора пошла вся греческая философия; в значительной степени она сводилась к умозрительным рассуждениям, которые сегодня назвали бы ненаучными. Тем не менее, в рассуждениях философов встречались и рациональные мысли. Сократ первым поставил вопрос об объективности знания; согнуты привычные истины и верования и утверждал, что "я знаю только то, что ничего не знаю". Анаксагор пошел еще дальше – он отрицал существование богов и пытался создать картину мира, он утверждал, что тела состоят из мельчайших частиц. Последователь Анаксагора Демокрит назвал эти частички атомами и попробовал применить бесконечно малые величины в расчетах математических; он получил формулу для объема конуса. Однако, афиняне были возмущены попытками отрицать существование богов, Протагор и Анаксагор были изгнаны из Афин, а Сократ по приговору суда был вынужден испить чашу с ядом.

Платон предложил проект идеального государства, которым управляет каста философов, как жрецы египтян (надо сказать, что Платон был в Египте). Поддержка философов являются воины, "стражи", похожие на спартанцев, они живут одной общиной и имеют все общее – в том числе общих жен. Платон и его ученик Дион пытались создать идеальное государство, в Сиракузах, в Сицилии; этот политический эксперимент привел к гражданской войне и гибели Сиракузы.

Социологические исследования Платона продолжал Аристотель; он написал знаменитый трактат "Политика", этот трактат содержит сравнительный анализ общественного строя большинства известных тогда государств.

Аристотель выдвинул ряд положений, принятых современной социологией; он утверждал, в частности, что ведущим фактором общественного развития является рост населения;, что перенаселение порождает голод, восстания, гражданские войны и установление "тирании". Цель "тиранов" – установление "справедливости" и равномерное распределение земли. Аристотель известен как основатель биологии;, он описывал и систематизировал различные виды животных – так же как он описывал и систематизировал государства; таких исследователей, позже стали называть "систематиками".