Семья как объект социально-педагогической работы
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 15.02.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Социально-педагогическая работа и ее функции в контексте семьи 5
1.1. Семья как объект социально-педагогической деятельности 5
1.2. Виды и этапы социально-педагогической работы с семьей 9
Глава 2. Особенности осуществления социально-педагогической работы с семьей в современных условиях 20
2.1. Обзор современных подходов к социально-педагогической работе с семьей 20
2.2. Общие положения работы социального педагога с семьей 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Анализ исследований позволяет выделить следующие принципы социальной работы с семьей:максимального сохранения семьи в интересах всех ее членов, ориентация на сохранение целостности семьи для стабилизации ее состояния и развития;положительного образа семьи: семья является естественной средой для формирования личности, ежели она: материально благополучная, в ней есть самоощущение личностью своей необходимости для семьи, взаимопонимание и взаимоуважение родителей, отсутствие конфликтов с обществом, наличие семейных традиций;гуманизма: идея способности личности, семьи, общества меняться в лучшую сторону под влиянием различных факторов, жизненного опыта;объективности: отношение к проблемам семьи как закономерностям ее жизнедеятельности, восприятие ситуации каждой семьи без собственных иллюзий и предубеждений, абсолютизации собственного семейного опыта;толерантности: сдержанность и отсутствие осуждения к особенностям семьи, ее отклонений от «нормы»;равной ответственности семьи и социального педагога как представителя государства в решении проблем семьи.2.2. Общие положения работы социального педагога с семьейКак известно, современная семья призвана быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержки для того, чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции.Опираясь на результаты научного поиска [2, 3, 5, 6] и практический опыт, считаем возможным разделить проблемы современной семьи на несколько групп:- социально-экономические проблемы, связанные с уровнем жизни семьи и ее бюджетом;- социально-бытовые проблемы, к которым относим проблемы обеспечения семьи жильем, надлежащими условиями проживания и т.д.;- социально-психологические проблемы, связанные со знакомством, выбором брачного партнера и далее - брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ним относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье;- проблемы стабильности современной семьи, составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально-типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супругов, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально-психологическая характеристика;- проблемы семейного воспитания, которые включают: состояние семейного воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания;- проблемы семей группы риска, а именно: потеря семейных связей; рост числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию.Предотвращение и ликвидация указанных негативных явлений в семье возможны при организации системной целенаправленной социально-педагогической работы на основе модели, предполагающей определенную последовательность действий по отношению к семье и их грамотное исполнение, поскольку любая система, находящаяся в состоянии хронического отклонения, рискует постепенно сломаться и тогда применение дополнительных ресурсов в целях предоставления семьи помощи не дает ожидаемого результата.Считаем, что социально-педагогическая работа с семьей должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие положительных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, достижения социально-экономической стабильности и ориентации на реализацию социализирующую потенциала, отделов органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб) [2, с. 59-61].По содержанию деятельности социального педагога с семьей разделяем на следующие виды: образовательная (информирование, помощь в обучении и воспитании) воспитательная (формирование у родителей педагогической культуры) психологическая (поддержка, коррекция и реабилитация) и посредническая (организация, координация, информирование) деятельность.В процессе образовательной деятельности социальный педагог все свои действия направляет на предотвращение проблем, связанных с обучением и воспитанием детей и формированием педагогической культуры родителей. Типичными ошибками родителей в воспитании детей являются: недостаточная представление о задачах и методах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость, требовательность; передоверит обучения и воспитания детей органам образования; ссоры или конфликты в семье; отсутствие педагогического такта; применение насилия в отношении детей [3, с. 45]. Образовательная деятельность социального педагога заключается также в обучении родителей по вопросам: педагогической и социально-психологической готовности к воспитанию будущих или уже существующих детей; роли родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении различных категорий населения; значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей; атрибутов роли матери и отца; отношения между детьми; взаимоотношений разных поколений в семье; учета возрастных и половых особенностей в воспитании; психологических и педагогических проблем воспитания «трудных детей»; сущность самовоспитания и его организация; поощрения и наказания в воспитании; наиболее распространенные ошибки в воспитании; воспитания детей с отклонениями в развитии; организации режима труда, учебы и отдыха; физического, нравственного, эстетического и полового воспитания детей в семье; трудового воспитания; подготовки детей дошкольного возраста к занятиям в школе; основ общения в детском и подростковом возрасте; причин и последствий детской агрессивности [6, с.78]. Основными методами образовательной деятельности социального педагога, на наш взгляд, являются: формирование умений и навыков через упражнения, ролевые игры, тренинги, лекции и беседы.Воспитательная деятельность социального педагога способствует: формированию у родителей готовности к воспитанию детей, а также к организации нормального сосуществования или общежития. Основной метод воспитательной деятельности социального педагога - создание воспитывающих ситуаций [5, с. 44]. Психологическая деятельность социального педагога заключается в создании благоприятного микроклимата в семье и помощи семье в период кризиса. При этом, в зависимости от ситуации, используется комплекс педагогических и психологических методов [2, с. 36]. Посредническая деятельность предполагает использование самых разнообразных организационных методов способствующих существованию и развития семьи.Исходя из указанных видов деятельности, считаем, что социальный педагог может выполнять в семье следующие роли: советника (информирует семью о возможности налаживания взаимодействия между объектами деятельности; рассказывает о развитии ребенка и дает советы по ее воспитания и обучения); консультанта (консультирует по вопросам семейного законодательства, межличностных отношений, информирует о наличии методов воспитания, полезных данной семьи); защитника (защищает права членов семьи в случае, когда приходится сталкиваться с деградацией и отдельной личности, и всей семьи).Таким образом, приходим к выводу, что проблемы, которые характерны для современной семьи, обусловливают необходимость предоставления ей своевременной помощи со стороны государства и общества. Социальный педагог при этом призван способствовать налаживанию нормальной жизнедеятельности семьи, путем предоставления социальных услуг, осуществления социальной помощи и обеспечения, а в случае необходимости - социальной защиты. Эти меры могут иметь информационный, консультативный характер, поскольку целью их является осуществление психолого-педагогической, правовой, социально-медицинской и материальной поддержки семьи.Наряду с этим, мы понимаем, что в перспективе каждая семья, которая попала в сложные жизненные обстоятельства и воспользовалась помощью социального работника должна перерасти из пассивного объекта социальной работы (потребителя социальных услуг) в активного субъекта, который способен самостоятельно предотвращать возникновение возможных проблем или преодолевать проблемы, назрели.ЗаключениеОбщественно-политические условия, в которых функционирует современная семья, характеризуются изменением социально-экономических отношений в обществе, обострением целого комплекса противоречий в сфере жизнедеятельности семьи. Известно, что именно семья наиболее полно воссоздает экономические, политические, духовные особенности современного общества. Она чутко реагирует на все структурные и функциональные изменения, происходящие в нем, и определенным образом сама влияет на общество. С развитием общества происходят изменения структуры семьи и взаимоотношений между отдельными ее членами, уменьшение стабильности, ослабление традиционной роли отца, определенным образом меняют взаимоотношения между родителями и детьми в семьях. Значительные преобразования происходят также в системе мужских и женских социальных ролей в семье в отношении воспитания детей. Привлечение женщин к общественно-производственной сферы, которое наблюдается в течение последних десятилетий, повышает их авторитет в семье и одновременно уменьшает возможность общения с детьми, их воспитания. Сложные материальные условия существования большей части российских семей заставляют женщин к труду не столько из необходимости собственного самоутверждения и профессиональной карьеры, сколько из-за необходимости материальной поддержки собственной семьи.Совершенствование практики социальной работы с неблагополучной семьей невозможно без поиска, обоснования и реализации форм, методов, видов социально-педагогической деятельности в этом направлении. Ведь понимание неблагополучной семьи как социального явления создает условия для формирования более широких связей между семьей и другими социальными институтами воспитания, государством и обществом в целом, возможностей по профессиональной коррекции семейного воспитания, компенсации его недостатков, повышения профессиональной культуры родителей, защиты ребенка от неблагоприятной ситуации и негативного влияния семьи. То есть создает тот внутренний ресурс семьи, который способствует решению проблемы семейного неблагополучия из середины самой семьи.Список использованной литературыАлексеева, Л.С. Работа с семьей как стратегическое направление деятельности учреждения социальной сферы [Текст] / Л. С. Алексеева // Отечественный журнал социальной работы. - 2011. - N 3. - С. 54-61.Бондаровская, Л. В. Сущность социально-педагогической поддержки как особого вида социально-педагогической деятельности [Текст] / Л.В. Бондаровская // Омский научный вестник. - 2010. - № 1. - С. 143-145.Бородкина, О.И., Ивашкина, Ю.Ю., Дужак, И.В., .Абрамова, И.А, Григорьева, О.Е. Активизация в социальной работе с семьей. [Текст] / О.И. Бородкина, Ю.Ю. Ивашкина, И.В. Дужак, И.А. .Абрамова, О.Е. Григорьева, - СПб.: Скифия-принт, 2013.-176с.Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Дисс. ... докт. пед. наук : 13.00.06. – М.: Центр социальной педагогики РАО, 1997. – 401 с.Бочарова В.Г. Социально-педагогическая концепция социальной работы в России: проблемы, перспективы // Социальная работа. – М.,1992. – Вып. 6 – C. 3-10. Вакушенко, Т.Д. Социальная работа с семьей : методические рекомендации / Т.Д. Вакушенко. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. -52 с. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа: Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СКИУУ, 1993. – 184 с. Гурьянова М.П. Сельская социальная среда как педагогический фактор: Дисс. … канд. пед. наук: 10.00.06. – М.: ИПСР РАО, 1994. – 198 с.Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: проблемы теории и практики. – М.: Гос НИИ семьи и воспитания, 1998. – 48 с. Иванов А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов. М.: Дашков, 2013 - 416 с.Коновалова Е.Н. Содержание и особенности социально-педагогической работы с семьей в США: Дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Казань: ИСПО РАО, 2002. – 168 с.Кулясова, Ю. А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях [Текст] / Ю.А. Кулясова // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 804-806. 69) Кустов, Ю.А., Саксонова, Л.П., Захарова, И.Г. Социальная компетенция специалиста: монография [Текст] / Ю.А. Кустов, Л.П. Саксонова, И.Г. Захарова. –Тольятти: Тольят. гос. ун-т, 2012. –147 с.Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. [Текст] / Л.В. Мархардаев. - М.: РГСУ.-Омега-Л.-2014.-416с.Мягкова И.В. Принципы и методы психолого-педагогической помощи неблагополучным семьям, испытывающим трудности в воспитании / И.В. Мягкова // М.: Прометей, 2014. - 272 с.Никитин В. А. Начала социальной педаггики : учебное пособие / В. А. Никитин. ─ М. : Флинта, 1998. – 72 с.Новокшонова Г.А. Особенности социально-педагогической работы с многодетной семьей: Дисс. … канд. пед. наук: 13.0006. – М.: Центр социальной педагогики РАО, 1997. – 168 с.Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 480 с.Ремезова В.В. Социально-педагогическая деятельность с неблагополучной семьей в центре социальной помощи детям: Дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08. – Нижний Новгород: ВИПИ, 2001. – 186 с.Самородова О.А. Развитие муниципальной системы социально-педагогической поддержки сельской семьи: Дисс. … канд. пед. наук: 13.00.06. – Москва: ИПСР РАО, 1999. – 192 с. Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения / Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, В.Н. Гуров. – Ставрополь: СКИПКРО, 1997. – 148 с. Социальная педагогика [Текст] / под ред. В.С. Торохтия. - М.: Юрайт, 2015.-451с.Социальная педагогика [Текст] : учебник для бакалавров / [О. С. Андреева и др.] ; под ред.: В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. — М.: Юрайт, 2012. - 405 с.ТорохтийВ. С.Психология социально-педагогической деятельностиЭлектронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru2010, № 5Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика/ учебник для бакалавров - М.: Издательство Юрайт. - 2011. - 905 с.Шеляг Т. Семейный образ жизни и семья в современных условиях // Вестник социальной работы. – М.: Союз, МГСУ, 1994. – С. 13- 16. Шеляг Т.В. Семья как объект и субъект социальной работы // Социальная работа с семьей. – СТИ МГСУ, 1995. – С. 36-42.Шептенко, П. А. Технология работы социального педагога общеобразовательного учреждения [Текст]: учебное пособие [для студентов вузов] / П. А. Шептенко, П. И. Дронова, Л. Н. Гиенко. - Москва : Флинта : Наука, 2013. - 195 с.Шишковец, Т. А. Справочник социального педагога: 5-11 классы: аутотренинги, тесты, викторины, ролевые игры, профориентация подростков, работа с родителями [Текст] / Т. А. Шишювец. — М. : ВАШ, 2007. - 335 с.
1. Алексеева, Л.С. Работа с семьей как стратегическое направление деятельности учреждения социальной сферы [Текст] / Л. С. Алексеева // Отечественный журнал социальной работы. - 2011. - N 3. - С. 54-61.
2. Бондаровская, Л. В. Сущность социально-педагогической поддержки как особого вида социально-педагогической деятельности [Текст] / Л.В. Бондаровская // Омский научный вестник. - 2010. - № 1. - С. 143-145.
3. Бородкина, О.И., Ивашкина, Ю.Ю., Дужак, И.В., .Абрамова, И.А, Григорьева, О.Е. Активизация в социальной работе с семьей. [Текст] / О.И. Бородкина, Ю.Ю. Ивашкина, И.В. Дужак, И.А. .Абрамова, О.Е. Григорьева, - СПб.: Скифия-принт, 2013.-176с.
4. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Дисс. ... докт. пед. наук : 13.00.06. – М.: Центр социальной педагогики РАО, 1997. – 401 с.
5. Бочарова В.Г. Социально-педагогическая концепция социальной работы в России: проблемы, перспективы // Социальная работа. – М.,1992. – Вып. 6 – C. 3-10.
6. Вакушенко, Т.Д. Социальная работа с семьей : методические рекомендации / Т.Д. Вакушенко. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. -52 с.
7. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа: Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СКИУУ, 1993. – 184 с.
8. Гурьянова М.П. Сельская социальная среда как педагогический фактор: Дисс. … канд. пед. наук: 10.00.06. – М.: ИПСР РАО, 1994. – 198 с.
9. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: проблемы теории и практики. – М.: Гос НИИ семьи и воспитания, 1998. – 48 с.
10. Иванов А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов. М.: Дашков, 2013 - 416 с.
11. Коновалова Е.Н. Содержание и особенности социально-педагогической работы с семьей в США: Дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Казань: ИСПО РАО, 2002. – 168 с.
12. Кулясова, Ю. А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях [Текст] / Ю.А. Кулясова // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 804-806. 69) Кустов, Ю.А., Саксонова, Л.П., Захарова, И.Г. Социальная компетенция специалиста: монография [Текст] / Ю.А. Кустов, Л.П. Саксонова, И.Г. Захарова. –Тольятти: Тольят. гос. ун-т, 2012. –147 с.
13. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. [Текст] / Л.В. Мархардаев. - М.: РГСУ.-Омега-Л.-2014.-416с.
14. Мягкова И.В. Принципы и методы психолого-педагогической помощи неблагополучным семьям, испытывающим трудности в воспитании / И.В. Мягкова // М.: Прометей, 2014. - 272 с.
15. Никитин В. А. Начала социальной педаггики : учебное пособие / В. А. Никитин. ─ М. : Флинта, 1998. – 72 с.
16. Новокшонова Г.А. Особенности социально-педагогической работы с многодетной семьей: Дисс. … канд. пед. наук: 13.0006. – М.: Центр социальной педагогики РАО, 1997. – 168 с.
17. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 480 с.
18. Ремезова В.В. Социально-педагогическая деятельность с неблагополучной семьей в центре социальной помощи детям: Дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08. – Нижний Новгород: ВИПИ, 2001. – 186 с.
19. Самородова О.А. Развитие муниципальной системы социально-педагогической поддержки сельской семьи: Дисс. … канд. пед. наук: 13.00.06. – Москва: ИПСР РАО, 1999. – 192 с.
20. Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения / Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, В.Н. Гуров. – Ставрополь: СКИПКРО, 1997. – 148 с.
21. Социальная педагогика [Текст] / под ред. В.С. Торохтия. - М.: Юрайт, 2015.-451с.
22. Социальная педагогика [Текст] : учебник для бакалавров / [О. С. Андреева и др.] ; под ред.: В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. — М.: Юрайт, 2012. - 405 с.
23. ТорохтийВ. С.Психология социально-педагогической деятельностиЭлектронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru2010, № 5
24. Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика/ учебник для бакалавров - М.: Издательство Юрайт. - 2011. - 905 с.
25. Шеляг Т. Семейный образ жизни и семья в современных условиях // Вестник социальной работы. – М.: Союз, МГСУ, 1994. – С. 13- 16.
26. Шеляг Т.В. Семья как объект и субъект социальной работы // Социальная работа с семьей. – СТИ МГСУ, 1995. – С. 36-42.
27. Шептенко, П. А. Технология работы социального педагога общеобразовательного учреждения [Текст]: учебное пособие [для студентов вузов] / П. А. Шептенко, П. И. Дронова, Л. Н. Гиенко. - Москва : Флинта : Наука, 2013. - 195 с.
28. Шишковец, Т. А. Справочник социального педагога: 5-11 классы: аутотренинги, тесты, викторины, ролевые игры, профориентация подростков, работа с родителями [Текст] / Т. А. Шишювец. — М. : ВАШ, 2007. - 335 с.
Вопрос-ответ:
Зачем нужна социально педагогическая работа в контексте семьи?
Социально педагогическая работа семьей направлена на поддержку и развитие семейных отношений, повышение качества жизни семьи, помощь в решении семейных конфликтов и проблем. Она помогает семье стать более устойчивой и успешной, способствует развитию и воспитанию детей, созданию гармоничного и благополучного семейного окружения.
Какие виды социально педагогической работы с семьей существуют?
Существует несколько видов социально педагогической работы с семьей, таких как индивидуальное консультирование семьи, групповая работа семей, семейные тренинги и обучение, партнерство семьи и социального педагога, а также сотрудничество с другими специалистами в области работы с семьей.
Какие этапы проходит социально педагогическая работа с семьей?
Социально педагогическая работа с семьей проходит через несколько этапов. Первый этап - изучение семьи и ее проблем. Затем следует этап планирования и разработки программы работы с семьей. Далее идет этап непосредственной реализации программы, включающий в себя различные виды деятельности. И наконец, последний этап - оценка результатов и коррекция программы, если необходимо.
Какие особенности социально педагогической работы с семьей в современных условиях?
В современных условиях социально педагогическая работа с семьей стала еще более актуальной и сложной. Важными особенностями являются обилие различных проблем в семьях, наличие новых вызовов и вызовы, такие как наркомания и распространение новых технологий. От социального педагога требуется гибкость, адаптивность и способность к взаимодействию с различными категориями семей.
Какие подходы используются в социально педагогической работе с семьей?
В социально педагогической работе с семьей используются различные подходы. Это может быть системный подход, который ориентирован на изучение семейной системы и ее взаимосвязей, а также развитие ресурсов семьи. Используется также активный подход, который включает в себя активное вовлечение семьи в процесс работы и использование различных методик и инструментов. Кроме того, широко применяются индивидуальный и групповой подходы в работе со семьей.
Что такое социально-педагогическая работа?
Социально-педагогическая работа - это комплекс мероприятий, направленных на решение проблем и поддержку развития семьи в социальной сфере. Она включает в себя различные виды помощи, советов и консультаций по вопросам воспитания и образования детей, поддержке родительской роли и семейных отношений, а также решение конкретных социальных проблем семьи.
Какие функции выполняет социально-педагогическая работа в контексте семьи?
Социально-педагогическая работа выполняет ряд функций. Она помогает семье определить свои потребности и цели, разработать план действий для их достижения, развивать родительские навыки и компетенции, а также поддерживать семейные отношения. Кроме того, социально-педагогическая работа помогает семье решать конкретные проблемы, такие как финансовые трудности, нарушение правил поведения детей и другие.
Какие виды и этапы социально-педагогической работы с семьей существуют?
Социально-педагогическая работа с семьей включает в себя несколько видов и этапов. К ним относятся: диагностический этап, на котором определяются проблемы и потребности семьи; консультативный этап, на котором предоставляется информация и советы по решению проблем; обучающий этап, на котором семья осваивает новые навыки и знания; психологический этап, на котором работают с эмоциональными аспектами семейных отношений; и контрольный этап, на котором проверяется эффективность и результаты работы.
Какие современные подходы к социально-педагогической работе с семьей существуют?
В современной социально-педагогической работе с семьей применяются различные подходы. К ним относятся семейная системная терапия, которая основана на представлении семьи как развивающейся и взаимосвязанной системы; сетевой подход, который предполагает вовлечение различных служб и организаций в работу с семьей; и тренинги и курсы по развитию родительских навыков и компетенций.