Тема работы: Товарищество передвижных художественных выставок. История создания. Просветительская деятельность. Художники.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История искусств
  • 22 22 страницы
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 20.02.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Организация товарищества передвижных художественных выставок 6
1.1. Борьба за идейную и творческую независимость 6
1.2. Организация Товарищества 7
Глава 2. Просветительская деятельность, в творчестве художников членов товарищества 12
2.1. Просветительская деятельность товарищества 12
2.2. Направление исканий в творчестве художников товарищества 14
Заключение 17
Список литературы 18
Приложение 1. 19
Приложение 2. 19
Приложение 3. 20
Приложение 4. 20
Приложение 5. 21
Приложение 6. 22
Приложение 7. 22
Приложение 8. 23
Приложение 9. 23
Фрагмент для ознакомления

2.2. Направление исканий в творчестве художников товариществаВо второй половине века особую значимость приобретает необходимость изображение народной толпы, первым произведением в котором была предпринята попытка решения данной, задачи стало произведение К.А.Савицкого«Ремонтные работы на железной дороге» (Приложение 6). Мастер стремился раскрыть процесс капиталистической капитуляции, зритель видит крестьян оторванных от земли. Перед зрителем предстает народ,приравненный к машинам, способный работать без остановки. К.А.Савицкий изображает человеческий труд как непосильное бремя. Интересен и ряд выразительных образов, контраст между народом и угнетателями. Зритель видит подрядчика, как тип нового предпринимателя, ему противопоставляется образ тачечника на первом плане с перевязанной головой, своим взглядом он не только бросает протест, но и призывает к нему зрителя. Именно в таком призыве к протесту для передвижников и заключалась просветительская деятельность искусства.Савицкий, как и большинство передвижников,активно занимались педагогической деятельностью в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а позже в Пензенском художественном училище, которое он возглавил в качестве директора. Так же стоит отметить, достижения реалистического пейзажа, наиболее значимым произведением позволительно считать «Грачи прилетели»А.К.Саврасова (Приложение 3), которая была представлена широкой публике на Первой Передвижной выставке в 1871г. Перед зрителем предстает небольшой провинциальный городок, заурядный в своей не примечательности, день тоже обыкновенный – серый. В таком формате художник трактует саму жизнь российского общества – заурядную и серую, которая встрепенется от радостного события, пробуждение от зимы, ранняя весна. Но, в самом обыденном А.К.Саврасов раскрыл красоту русской природы. Ярчайшим образом реалистический метод нашел свое воплощение в жанре портрета. Передвижниками была создана галерея образов современных им деятелей культуры, а так же образов простого рабочего народа и крестьянства. Среди которых можно отметить портрет Ф.М.Достоевского кисти В.Г.Перова (Приложение 7) и Л.Н.Толстого кисти И.Н.Крамского (Приложение 5), а также портреты образов-типов крестьян и рабочих. Наиболее интересны в этом отношении портреты-образы созданные Н.А.Ярошенко (Приложение 8 и 9).Тема революционного движения, становиться новой для российского искусства и проявляется благодаря творчеству передвижников. И.Е.Репиным были созданы произведения на революционную тематику (эскиз «Под конвоем», варианты картины «Арест пропагандиста» 1880-1892 (Приложение 10), «Сходка» 1883(Приложение11)). В произведении «Отказ от исповеди» (Приложение 12), художник раскрывает яркий образ революционера.Композиционно в произведении противопоставляются два контрастных образа, священник к зрителю стоит спиной, сам арестант же обращается к зрителю лицом. В его позе чувствуется гордость и нежелание покориться. Своим порывом он обращен к зрителю. В рамках развития бытового жанра передвижники стремились поднять острейшие проблемы социальной жизни, представляя общество через типичные образы. Стоит выделить ряд произведений, например «Земство обедает» (Приложение 13) Г.Г.Мясоедова, в которой показано расслоение между действительно имеющими голос в земстве и простыми заседателями. В.Е.Маковский в своей работе наблюдал за жизнью и судьбой «маленьких людей», именно поэтому ему особенно удаются произведения на острейшие темы такие как «Посещение бедных» (Приложение 14) и «Ожидание» (Приложение 15). Передвижники видели в своей деятельности огромнейший просветительский потенциал, стремились расширить аудиторию, рассказать как можно большей части общества о необходимости борьбы. Стремясь вскрыть социально острые проблемы, передвижники предпринимали попытки привлечь к протесту как можно больше прогрессивных слоев общества.ЗаключениеПодводя итоги, стоит отметить, Товарищество передвижных художественных выставок сыграло важнейшую роль в культурной жизни Российской империи XIX в. Инициаторами союза стали И.Н. Крамской, Ге,Перов, Саврасов, Шишкин. Ряды Товарищества росли, пополняясь как крупными художниками, так и талантливой передовой молодежью. Передвижники не побоялисьотразить в своих полотнах все язвы общества, открыто выступить на сторонеугнетённых масс.Художественное творчество передвижников нашло широкий отклик среди публики. Художники-передвижники не предпринимали попыток выразить собственное «Я», они стремились раскрыть социальную истину вскрыть события, происходящие в обществе. Основным для передвижников становиться реалистический метод, опираясь на который они раскрывали в произведениях жизнь народа. Особое место занимает бытовой жанр и жанр портрета. Правдиво изображая события и сцены из жизни, они в своих работах выносили приговор окружающей действительности, обличали жестокое угнетение народа. Вместе с тем передвижники показали героическую борьбу народа за социальное и национальное освобождение, его мудрость и красоту. Благодаря чему художники нашли поддержку в прогрессивных общественных кругах. Стоит отметить, направление реализма в изобразительном искусстве, заложенное Товариществом получит мощное развитие в Советском Союзе. Список литературыБенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке /А.Н. Бенуа, М.: Республика, 1995. – 346с. Дмитриева, Н. А. Передвижники и импрессионисты. Из истории русского искусства второй половины 19 начала 20 века: сб. исследований и публикаций Текст. /Н. А. Дмитриева. – М.: Искусство, 1978. С. 27-38.Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок /Ф.С. Рогинская, М.: Искусство, 1989. С 20-25. Русская художественная культура второй половины XIX века. /В. Г. Кисунько, М.И. Бойко, JI.С. Корабельникова, М.: Наука, 1988. – 388с.Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века /Д. В. Сарабьянов. М.: МГУ, 1989. – 381с.Стернин Г.Ю. Между «идеей» и «почвой». (К вопросу о русском художественном самосознании 1870-1880-х годов) /Г.Ю. Стернин // Вопросы искусствознания. 1993. -№ 4. С. 108-122.Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России второй половины XIX века. 70-80-е годы /Г.Ю. Стернин. – М.: Наука, 1987. – 220с.Художественные проблемы русской культуры второй половины XIX века /Институт искусствознания Минестерства Культуры РФ. – М.: Наука, 1994. – 425с.Приложение 1.Охотники на привале (1871). В. Г. ПеровПриложение 2.Порожняки (1782). И.М. Прянишников Приложение 3.Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе (1872). Н.Н. ГеПриложение 4.Грачи прилетели (1871). А.К. СаврасовПриложение 5.Портрет Л.Н. Толстого (1873). И.Н. КрамскойПриложение 6.Ремонтные работы на железной дороге (1874). К.А. СавицкийПриложение 7.Портрет Ф.М. Достоевского (1872). В.Г. ПероваПриложение 8.Кочегар (1878).Н.А. ЯрошенкоПриложение 9.Студент (1881). Н.А. ЯрошенкоПриложение 10.Арест пропагандиста (1880-1892) И.Е. РепинПриложение 11.Сходка (1883). И.Е. РепинПриложение 12.Отказ от исповеди перед казнью (1879-1885). И.Е. РепинПриложение 13.Земство обедает (1872). Г.Г. МясоедовПриложение 14.Посещение бедных (1874). В.Е. МаковскийПриложение 15.Ожидание(1875). В.Е. Маковский

1. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке /А.Н. Бенуа, М.: Республика, 1995. – 346с.
2. Дмитриева, Н. А. Передвижники и импрессионисты. Из истории русского искусства второй половины 19 начала 20 века: сб. исследований и публикаций Текст. /Н. А. Дмитриева. – М.: Искусство, 1978. С. 27-38.
3. Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок /Ф.С. Рогинская, М.: Искусство, 1989. С 20-25.
4. Русская художественная культура второй половины XIX века. /В. Г. Кисунько, М.И. Бойко, JI.С. Корабельникова, М.: Наука, 1988. – 388с.
5. Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века /Д. В. Сарабьянов. М.: МГУ, 1989. – 381с.
6. Стернин Г.Ю. Между «идеей» и «почвой». (К вопросу о русском художественном самосознании 1870-1880-х годов) /Г.Ю. Стернин // Вопросы искусствознания. 1993. -№ 4. С. 108-122.
7. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России второй половины XIX века. 70-80-е годы /Г.Ю. Стернин. – М.: Наука, 1987. – 220с.
8. Художественные проблемы русской культуры второй половины XIX века /Институт искусствознания Минестерства Культуры РФ. – М.: Наука, 1994. – 425с.

Вопрос-ответ:

Когда и кем было создано Товарищество передвижных художественных выставок?

Товарищество передвижных художественных выставок было создано в 1870 году инициативой группы молодых художников, в числе которых были И. Е. Репин, И. Н. Крамской, В. М. Васнецов и др.

Какое значение имела борьба за идейную и творческую независимость товарищества?

Борьба за идейную и творческую независимость была связана с противостоянием художников официальной академической живописи и стремлением к свободе самовыражения и выражению своих идей в творчестве.

Какая была просветительская деятельность товарищества?

Товарищество проводило выставки по всей России, в том числе в удаленных и малоизвестных городах, чтобы донести искусство до широких масс. Также художники товарищества проводили мастер-классы, лекции и другие мероприятия для образования и просвещения населения.

Какие были направления исканий в творчестве художников товарищества?

Художники товарищества стремились создать национальное искусство, отражающее русскую историю, культуру и быт. Они также экспериментировали с новыми художественными приемами и стилями, в поисках своего уникального выражения.

Как организована структура статьи и что включает оглавление?

Статья состоит из двух глав: 1) "Организация товарищества передвижных художественных выставок" и 2) "Просветительская деятельность в творчестве художников членов товарищества". Оглавление содержит названия глав и подглав с указанием соответствующих страниц.

Кто основал Товарищество передвижных художественных выставок?

Товарищество передвижных художественных выставок было основано группой художников в 1870 году.

Зачем художники создали Товарищество передвижных художественных выставок?

Художники создали Товарищество передвижных художественных выставок для борьбы за идейную и творческую независимость, а также для развития просветительской деятельности.

Какая просветительская деятельность осуществлялась художниками-членами товарищества?

Художники-члены товарищества осуществляли просветительскую деятельность путем проведения выставок, организации художественных кружков, публикации статей и критических материалов.