Особенности усвоения предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 2-го уровня
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 29 + 29 источников
- Добавлена 22.02.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР II УРОВНЯ 5
1. Возрастно-психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 5
2. Особенности развития речи у детей с ОНР 10
3. Особенности усвоения предложно-падежных конструкций 16
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ СТАРШИМИ ДОКОЛЬНИКАМИ С ОНР II УРОВНЯ 19
1. Сопоставительный анализ методик обследования предложно-падежных конструкций у детей с ОНР 19
2. Средства развития связной речи у старших дошкольников с ОНР II 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Пятое заданиезаключается в составлении рассказа на довольно близкую детям тему: «На нашем участке». Задание ставитосновной цельювыявить у детей индивидуальный уровень, а также особенности владения фразовой, монологической речью в процессе передачи своих жизненных впечатлений. С целью облегчения поставленной задачи ребенку предварительно необходимопредлагать план рассказа, который состоит из пяти вопросов-заданий. Помимо этого предлагается рассказать о том, что находится на предложенном участке; чем занимаются дети на участке; в какие они играютигры; необходимо назвать свои любимые занятия и игры; а также рассказать о занятиях и играх на участке зимой. После этого дошкольник составляетсобственный рассказ по отдельным фрагментам, причем перед каждым из них соответствующий вопрос задания повторялся. Результаты исследования оцениваются по показателям не только содержательной, но также и собственно речевой сторон составленных дошкольником рассказов.Большое значение при анализе придается анализу фразовой речи, которую используют детьми с ОНР в условиях составления сообщения при отсутствии наглядной или текстовой опоры.Последующие два задания направлены, главным образом, на выявление возможностей дошкольников с ОНР в составлении рассказов с элементами творчества, а также особенностей монологической речи при выполнении подобных заданий.Вшестомзаданиидля детей предлагается составить рассказ о каком-либо случае с девочкой в лесу. Предварительно необходимо составлять «экспозицию» рассказа по вопросам экспериментатора, с опорой на три предметные картинки, что, в свою очередь, облегчает детям переход к последующему составлению рассказа по своему замыслу.Седьмое задание– это завершение рассказа по уже готовому началу (с опорой на картинку). Оно имеет целью выявить возможности дошкольников в решении поставленной творческой задачи, а также в умении использовать предложенный речевой и наглядный материалпри составлении рассказа.Еще одна методика, которую мы рассмотрим в рамках данного параграфа, направленная на обследование связной речи–это методикаВ.К. Воробьевой.В.К.Воробьева рекомендует обследовать связную речь дошкольника с ОНР по четырем сериям.Первая серия направлена на определение репродуктивных возможностей речи ребенка и включает в себя два задания: 1) пересказать текст как можно более подробно; 2) пересказать этот же текст, но как можно более кратко.В качестве экспериментального материала рекомендовано использовать тексты рассказов, которые рассчитаны на возраст обследуемого ребенка и подвергнутые адаптации при сокращении их объема.Вторая серия экспериментальных заданий направлена на определение продуктивных речевых возможностей дошкольников, а именно: умения ребенка самостоятельно составлять смысловую программу связного сообщения, опираясь на наглядныеопоры; умения ребенка реализовать найденную программу в целое связное сообщение.Данная серия также включает в себя 2 задания:В 1 задании дошкольникам предлагается разложить самостоятельно серию сюжетных картинок в той последовательности, которая соответствует логическому развитию события. 2 задание ориентируетдошкольников на составление рассказа по найденной ими программе.Третья серия направлена на определение особенностей построения связного сообщения детьми с ОНР в условиях частичнойзаданностив смысловых и лексико-синтаксических компонентах высказывания. Эта серия включаетв себя 3 вида заданий:составить продолжение рассказа по прочитанному началу;придумать сюжет и составить рассказ по предметным картинкам, которые дошкольники должны отобрать из общего множества предметных картинок;самостоятельно найти тему и ее реализацию в рассказах.Четвертая серия заданий направлена на определение состояния ориентировочной деятельности, так как ориентировка в правилах генерации текста предопределяет создание связного монологическоговысказывания. Подобная ориентировочная деятельность заключается в умении ребенка выделять всеобщие, а также характерные признаки, присущие организации конкретной языковой единицы. Решение вопросов о состоянииориентировочной деятельности дошкольников с нарушениями речи важно для изучения структуры речевого недоразвития, в частности, для выявления влияния недоразвития речи на формированиепознавательной деятельности, а также степени сформированности аналитических возможностей старших дошкольников с ОНР.2. Средства развития связной речи у старших дошкольников с ОНРIIВ рамках данного параграфа нами будет рассмотренотакое средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, как беседа. При решении проблемы по развитию речи детей дошкольного возраста с ОНР, а также совершенствования приемов и методов обучения предложно-падежным конструкциям, выделяют3 основных направления: структурное (включает в себя фонетику, лексику и грамматику), функциональное (содержит в себе формирование навыков владения языком дошкольниками, а именно развитие связной речи и речевого развития), когнитивное, познавательное (включает в себя формирование способности к элементарному осознанию речевых и языковых явлений дошкольником).Развитие связной речи у дошкольников с ОНР предполагает определенную работу по развитию таких двух форм речи, как диалогическая и монологическая. Диалог, в свою очередь, характеризуется сменой высказываний 2 или нескольких (это полилог) говорящих на определенную тему, связанную с той или иной ситуацией. В диалоге могут быть представлены все известные разновидности побудительных (просьба или требование), повествовательных, вопросительных предложений при использовании минимальной синтаксической сложности с различными частицами. Языковые средства могут усиливаться жестами и мимикой. Для развития диалога у дошкольников могут использоваться беседы на самые различные темы, а также игры и упражнения, направленные на развитие умения детей слушать, задавать вопросы, отвечать в соответствии с контекстом. Беседа (с точки зрения метода обучения) представляет собой целенаправленный и заранее подготовленный разговор, в котором участвуют воспитательи группа детей, на определенную тему. Беседа может быть воспроизводящая и обобщающая (это, главным образом, итоговые занятия, на которых систематизируются имеющиеся знания, а также осуществляется анализ накопленных ранее фактов). Структура беседы: начало (цель данного этапа — оживление в памяти дошкольников полученных ранее впечатлений, по возможности образных и эмоциональных.В начале беседы необходимо сформулировать тему и цель предстоящего разговора, а также обосновать его важность, объяснить дошкольникам мотивы ее выбора);основная часть (этап может быть разделен на микротемы или этапы). При этом каждый этап должен соответствовать существенному, законченному разделу определенной темы, то есть производится анализ темы по узловым моментам;конец беседы должен быть краток по времени, подводить к синтезу темы. Используемые приемы обучения: 1. Первая группа специфичных приемов, обеспечивающая работу детской мысли, помогающая строить развернутые суждения. Сюда относят: вопросы поискового и проблемного характера, которые требуют умозаключения о связи между объектами: почему? зачем? чем похожи? Стимулирующие обобщение: про каких ребят можно сказать, что это друзья? Репродуктивные вопросы (простые по содержанию): что? где? 2. Вторая группа, облегчающая поиск точного слова, а также его запоминание: объяснение и рассказ воспитателя, чтение художественных произведений или отрывков, в том числе пословиц, загадок, показ наглядного материала, различные игровые приемы (кратковременные словесные игры, либо упражнения, а также привлечение игрового персонажа, создание игровой ситуации).3. Группа приемов по активизации дошкольников для беседы: предварительная подготовка (это может быть индивидуальный разговор с ребенком, его родителями и т. д.), дифференциация вопросов, заданий к беседе, медленный темп беседы, правильная методика постановки вопросов для группы детей. В дошкольном возрасте обучение должно происходить двум типам устной монологической речи - это пересказ и рассказывание. К приемам обучения пересказу относят: образец, чтение произведения, вопросы, объяснения и указания, обращение к личному опыту детей, подсказ слова или фразы воспитателем, совместный пересказ педагога и ребенка (на начальных ступенях),отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз), пересказ по частям, - пересказ по ролям, хоровое проговаривание, игру-драматизацию или инсценировку текста. Обучение составлению рассказов — это прием по обучениюсамостоятельно составленному изложению какого-либо факта или события. Составление рассказа — это более сложная деятельность, чем пересказ. В этом случае ребенок должен сам выбрать речевую форму повествования и определить содержание. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в рамках данной работы нам были описаны возрастно-психологические характеристики, которые присущи детям в старшем дошкольном возрасте.Мы охарактеризовали особенности речи у детей ОНР. Также мы рассмотрели особенности усвоения предложно-падежных конструкций дошкольниками, имеющими речевые нарушения.Такие особенности, во многом, связаны с тем, что в большом количестве случаев нарушение понимания, а такженарушение употребления предложных конструкций проявляется в неправильном применении падежных окончаний. Поэтому коррекционная работа проводится и над усвоением значения предлогов, и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях. Во второй главе работы провести сопоставительный анализ методик обследования предложно-падежных конструкций у детей с ОНР, таких, как диагностика связной речи по методикеВ.П. Глухова и методика В.К. Воробьевой.В завершении работы нами были предложены средства по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР II. Среди таких средств нами были обозначены организованная воспитателем беседа, приемы по развитию диалогической и монологическойформ речи, обучение устной монологической речи - пересказу и рассказыванию.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2013. – 448c.Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 2001.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2008. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2008. – 508 с.Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 2011.Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет (старшая разновозрастная группа) [Текст]: Книга для воспитателя детского сада/ В.В. Гербова. – М.: Просвещение. 1997 – 207 с.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О.Е. Грибова. – М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. – Екатеринбург, 2008. – 316с.Золова Л.К. Формирование лексико-грамматических средств языка у младших школьников с ОНР / Л.К. Золова // Логопед. – 2012. – №2. – С. 76-81.Ковшиков В. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. Издательство: Каро, 2006. – 80 с.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. –187-190 с.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2011. – 274 с.Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. – М.: Просвещение, 2009. – 159с.Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - М., 2011. - 212 с.Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. кн. 5. – М., 2003.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. –– М..: Просвещение, 1992. – 95 с.Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2010. – 240 с.Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. – 448с.Соловьева Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями // Дефектология. — 2007. — № 4. — С. 37—45.Тараканова Г.Ю. Психология и педагогика / Г.Ю. Тараканова. – М.: Абак, 2013. – 296 с.Тихеева Е. Н. Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детского сада/ Просвещение, 2008. – 159 с.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. – 288 с.Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 128с.Филичева Т.Б. Принципы, методы, организация психолого-педагогического обследования детей с общим недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 191-204 с.Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – 4-е изд.- М., 2007.- 150 с.Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. / Основы дошкольной логопедии – Москва: Эксмо, 2015. – 320 с.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М.,1989. - 186 с.
1. Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2013. – 448c.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 2001.
3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2008.
4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
5. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2008. – 508 с.
6. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 2011.
7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет (старшая разновозрастная группа) [Текст]: Книга для воспитателя детского сада/ В.В. Гербова. – М.: Просвещение. 1997 – 207 с.
8. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О.Е. Грибова. – М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.
9. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. – Екатеринбург, 2008. – 316с.
10. Золова Л.К. Формирование лексико-грамматических средств языка у младших школьников с ОНР / Л.К. Золова // Логопед. – 2012. – №2. – С. 76-81.
11. Ковшиков В. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. Издательство: Каро, 2006. – 80 с.
12. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. –187-190 с.
13. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2011. – 274 с.
14. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. – М.: Просвещение, 2009. – 159с.
15. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - М., 2011. - 212 с.
16. Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. кн. 5. – М., 2003.
17. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. –– М..: Просвещение, 1992. – 95 с.
18. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2010. – 240 с.
19. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
20. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. – 448с.
21. Соловьева Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями // Дефектология. — 2007. — № 4. — С. 37—45.
22. Тараканова Г.Ю. Психология и педагогика / Г.Ю. Тараканова. – М.: Абак, 2013. – 296 с.
23. Тихеева Е. Н. Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детского сада/ Просвещение, 2008. – 159 с.
24. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. – 288 с.
25. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 128с.
26. Филичева Т.Б. Принципы, методы, организация психолого-педагогического обследования детей с общим недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 191-204 с.
27. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – 4-е изд.- М., 2007.- 150 с.
28. Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. / Основы дошкольной логопедии – Москва: Эксмо, 2015. – 320 с.
29. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М.,1989. - 186 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности усвоения предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2го уровня?
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2го уровня наблюдаются трудности в усвоении предложно-падежных конструкций. Они могут испытывать затруднения в правильном понимании и употреблении предлогов, а также в построении грамматически правильных конструкций.
Какие возрастно-психологические особенности характерны для детей старшего дошкольного возраста?
Дети старшего дошкольного возраста находятся на стадии развития, которая характеризуется формированием основных психических функций, таких как внимание, мышление и память. Они активно интересуются окружающим миром, проявляют желание узнавать новое и развивать свои навыки. В этот период дети также начинают активно использовать речь для общения и передачи своих мыслей и чувств.
Какие особенности развития речи наблюдаются у детей с ОНР?
Дети с ОНР (общим недоразвитием речи) нередко испытывают трудности в развитии речи. Они могут иметь ограниченный словарный запас, затрудняться в правильном произношении слов и звуков, а также испытывать затруднения в построении грамматически правильных предложений. Также у них может наблюдаться недостаточное понимание речи других людей.
Каковы основы логопедической работы по освоению предложно-падежных конструкций?
Основы логопедической работы по освоению предложно-падежных конструкций включают различные методы и приемы, направленные на развитие навыков правильного употребления предлогов и построения грамматически правильных конструкций. Логопед может использовать игровые упражнения, визуальные материалы, моделирование и другие способы для активизации речевой деятельности у детей.
Какие особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР?
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР (общим нарушением речевого развития) наблюдаются определенные особенности развития речи. Они могут испытывать трудности со слуховым и фонематическим восприятием, что приводит к ошибкам в произношении звуков. Также они могут иметь ограниченный словарь и трудности в грамматическом строе предложения. Все это влияет на усвоение предложно-падежных конструкций.