подвижные игры как средство развития лексико-грамматических средств языка детей 5-6 лет с ОНР
Заказать уникальную курсовую работу- 53 53 страницы
- 40 + 40 источников
- Добавлена 20.02.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 4
1.1. Общие представлений о лексико-грамматическом строе речи и его формировании у дошкольников 4
1.2. Специфика развития лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с ОНР 12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯСФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО_ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 23
2.1. Описание эмпирической базы исследования и результаты констатирующего этапа исследования 23
2.2. Подходы к развитию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР через использование подвижных игр 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
Выделение общего, что объединяет эти понятия, выражается в подборе слов одной видовой группы, например: дом, дупло ..., синий, красный ..., деревянный, стеклянный .... Большинство детей с ОНР правильно подбирают слова , например: «круглый, квадратный, треугольный; красный, синий, желтый, белый »(68%). Продолжая ряд слов, выраженных прилагательными, дети пытаются подобрать антоним (веселый - грустный, высокий - низкий). Неточные ответы свидетельствуют о недостаточном понимании значений слов и их принадлежности к определенной логической категории, то есть слово-реакция и слово-стимул объединены ребенком на основе различных критериев (веселый - мудрый, бежит - плачет). Отмечается и отсутствие ответов.Способность к переименованию Переименовать тот или иной предмет согласно диагностической задаче Л.С. Выготского детям было трудно, они не смогли объяснить, почему именно так назвали собаку, чем она отличается от коровы и к чему это приводит. В результате, 60% испытуемых ошиблись при выполнении этого задания.Способность дополнения предложенияПри дополнении предложения по смыслу детям лучше всего удавалось дополнение одним словом, почти всегда – однозначным. Наиболее сложным было дополнение предложений, в которых предполагались антонимичные связи, поскольку дети не могли четко определиться с качествами предметов, поэтому дополняли их нелогично, повторяясь. Также использовалось отрицание (напр. Шелковая-Нешелковая). В итоге, половина детей ошиблась при выполнении данного задания.2.2. Подходы к развитию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР через использование подвижных игрУспехвпреодоленииобщегонедоразвитияречивомногомзависитоттого,какбудетпостроенакоррекционнаяработа.Исамымдейственнымметодомявляется,конечноже,игра.Эффективнеевсеговключатьвзанятияподвижныеигры.Интереснаяподвижнаяиграповышаетумственнуюречевуюактивностьребёнка,ионможетрешитьболеетруднуюзадачу,чемназанятии.Игра-этотолькоодинизметодов,ионадаетхорошиерезультаты.Подвижнаяигра,какилюбаядидактическаяигра,направленанадостижениеопределённыхцелейвоспитанияиобучения.Использованиеподвижнойигрывзанятиипомогаютповыситьработоспособностьдетей,снятьнапряжение,способствуютпереключениюсоднойдеятельностьнадругую.Подвижныеигрывзанятиипоразвитиюречивполнеможноиспользоватькакэлементзанятия,какфизкультурнуюминутку,либокакзакреплениепройденногоматериала.Вигровойформемышлениепротекаетбыстрее,иновыйучебныйматериалусваиваетсяпрочнее,запоминаетсялегче.Кречевымиграмотносятсяподвижныеигрысречевымсодержанием,русскиенародныеигры,игры-хороводы,дидактические,словесные,настольно-печатные,игры-драматизации,игры-потешкиспальчикамиит.д.Любуюподвижнуюигруможноадаптироватьклексическойтеменеделиииспользоватьеёвсовместнойдеятельностисребёнком.Такимобразом,задачаподвижнойигры–вывестималоактивногоребенкасобщимнедоразвитиемречинаактивизациюсобственнойречи.Подвижнымииграми,влияющиминаактивизациюречиииспользуемыемною,являются:-игрысмячом;-казачьиподвижныеигры;-авторскиеподвижныеигры,пальчиковыеигры;-логоритмическиеупражнения.Игрысмячом—оченьполезныдляразвитиядетейснарушениемречи.Мячпомогаетразнообразитькоррекционнуюработу,активизируетмелкуюиобщуюмоторику,ориентировкувпространстве,внимание,помогаетналадитьконтактсдетьми,нормализуетповедениегиперактивныхдетей.Казачьиподвижныеигры-вызываютактивнуюработумысли,способствуютрасширениюкругозора,уточнениюпредставленийобокружающеммире.Вказачьихиграхмногоюмора,шуток,соревновательногозадора;движенияточныиобразны.Каждаянароднаяиграначинаетсясчиталкой,напевно-забавнойпевалкой,занимательнымидиалогами.Онипрочноибыстрозапоминаютсядетьмиипроговариваютсявповседневнойжизни,эторазвиваетпамятьиречь.Народныйфольклорустнопередаетсяотпоколениякпоколениюиникогданестареет.Авторскиеподвижныеигры,пальчиковыеигрыТакиеигрыразрабатываютсяиподбираются,илиадаптируютсяклюбойлексическойтемена:•активизациюсловаряпозаданнойтеме,•развитиеглагольногословаря,•умениеобобщать,классифицировать,•развитиелексико-грамматическогостроя•речи,•развитиесвязнойречи,•развитиекоммуникативныхнавыков,развитиепространственно-временныхсвязейЛогоритмическиеупражнения:-активизируютмелкуюиобщуюмоторику,-улучшаюториентировкувпространстве,внимание,-вырабатываютчувстворитма,силуивысотуголоса,-развиваютумениявыполнятьдвиженияподмузыку.ЗАКЛЮЧЕНИЕНеравномерность усвоения ребенком системы и норм языка определяет основную причину грамматических ошибок. Язык является механизмом, управляющим речевой деятельностью всех, кто на этом языке говорят. Поэтому нельзя овладеть речью, не зная языка, который его порождает. Следовательно, ребенок приобретает знания языка из речи тех, с кем он общается. Этот процесс является бессознательным, интуитивным. Детская речь - это обобщенный и достаточно упрощенный вариант нормативного языка. В этой связи большинство ошибок детской речи относят к системным, которые нарушают языковую норму путем прямолинейного подражания системе. В работе мы исследовали как теоретический, так и практический компоненты поставленной проблемы, таким образом сформировав целостную картину проблематики. Эти исследования помогли сформировать базу данных по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.С учетом вышесказанного, мы считаем, что информация, изложенная в работе позволит построить методику глубокой диагностики и эффективного формирования грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.Исходя из результатов теоретических и практических исследований, логичной перспективой мы считаем обоснование и разработку методики развития грамматического строя речи детей с ОНР. Недоразвитие речевой деятельности ярко проявляются в особенностях словарного запаса детей с ОНР, расширение которого - это одна из задач коррекционно-логопедической работы. Уточнение и расширение лексики играет большую роль в развитии логического мышления, коммуникативном становлении личности ребенка.Изучение психолого-педагогической литературы показало, что проблема формирования словарного запаса остаётся актуальной. Исследование словарного запаса имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории оно связано с установлением вида, этиологии речевых нарушений и специфики тех ошибок, которые допускают дети. С позиции практики – их наличие способствует более точному, целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию.Обследование было проведено с детьми подготовительной группы детского сада для детей с нарушениями речи, которое в целом показало сформированность лексического строя речи воспитанников, но также выявило, что имеются некоторые дети, у которых наблюдаются достаточно грубые ошибки в употреблении лексических единиц.Анализ полученных данных исследования особенностей лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР свидетельствует о его ограниченности, бедности, а иногда искажениях, хотя в процессе обследования педагог в качестве помощи дает образец выполнения задания. Наиболее трудно детям подбирать определения и синонимы, устанавливать связи между понятиями, группировать их. В целом, у детей с ОНР лексический запас беден, что недостаточно в условиях коммуникативного развития дошкольника, что указывает на необходимость поиска и подбора средств коррекции лексики у детей с ОНР.На основании проведённых исследований были сделаны следующие выводы. Нарушения формирования лексики у детей с ОНР характеризовались ограниченностью словарного запаса, резким расхождением объёма активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов.Дошкольники с ОНР понимали значение многих слов. Объём их пассивного словаря близок к норме, однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывали большие затруднения.В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладали слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполнял или наблюдал. Нарушения формирования лексики у этих детей выражалось как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, проявлении неточности или неправильного употребления слов в речи.Замены прилагательных свидетельствовали о том, что дети не выделяли существенных признаков, не дифференцировали качества предметов, признаков величины, высоты, ширины, толщины. В заменах глаголов обращало на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводило к использованию глаголов общего значения.Если рассматривать сформированность лексической системности, то наиболее трудно детям добавлять одно общее слово к двум предложенным (70% ошибок), а также рассматривать антонимы в контексте и переименовывать (60% ошибок). Меньше всего ошибок было обнаружено в случае вербальных ассоциаций (20%) и определения значения слова (30%).Анализ выполнения всех заданий указывал на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию лексико-грамматических средств языка. В качестве средства для осуществления подобной работы мы предлагаем подвижные игры.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлексееваМ.М.,ЯшинаВ.И.Методикаразвитияречииобученияродномуязыкудошкольников.—М:Академия,1997.АрушановаА.Г.Формированиеграмматическогострояречи/А.ГАрушанова−М.:Владос,2005.−296с.Балобанова,В.П.Диагностиканарушенийречиудетейиорганизациялогопедическойработывусловияхдошкольногообразовательногоучреждения/В.П.Балобанова,В.В.Юртайкин.СПб.:Детство-Пресс,2001.240с.БельтюковВ.И.Озакономерностяхразвитияречевойфункциивонтогенезе/В.И.Бельтюков//Вопросыпсихологии.–1984.–№5.–C.141-146.БогушА.М.Речевоеразвитиедетейотрождениядо7лет.монография/А.М.Богуш.-М.:Издательскийдом"Слово",2004.-376с.БородичА.М.Методикаразвитияречидетей.–М.,1981.ВансовскаяЛ.И.Диагностикалогико–грамматическихконструкций//Практикумповозрастнойпсихологии/подред.ГоловейЛ.А.,РыбалкоЕ.Ф.–С.Пб,2001Выготский,Л.С.Вопросыдетскойпсихологии/Л.С.Выготский.СПБ.:Союз,1999.-224с.ГвоздевА.Н.Вопросыизучениядетскойречи/А.Н.Гвоздев.–М.:Изд.АПНРСФСР,1961.–467с.ГвоздевА.Н.Формированиеуребенкаграмматическогостроярусскогоязыка.Ч.II./А.Н.Гвоздев.–М.,1949.–192с.Гимадиева,К.А.Методическиеподходыкразвитиюлексическогострояречиудетейстаршегодошкольноговозрастасобщимнедоразвитиемречи/К.А.Гимадиева//Педагогическоемастерство:материалыVIмеждунар.науч.конф.М.:2015.С.149-151.ДеревянкоН.II.Формированиесловарногозапасаудошкольниковсобщимнедоразвтиемречи/Н.П.Деревянко,Е.А.Лапп.Практ.психологияилогопедия,2006.№4.67с.Ефименкова,Л.Н.Формированиеречиудошкольников/Л.Н.Ефи-менкова.М.:Просвящение,2015.176с.ЕфремоваТ.Ф.Современныйсловарьрусскогоязыка.Триводном.Орфографический.Словообразовательный.Морфемный/Т.Ф.Ефремова.–М.:Астрель,2010.–700с.ЖинкинН.И.Речькакпроводникинформации/Н.И.Жинкин.–М.:Политиздат,1982.–250с.ЖуковаН.С.Логопедия.Основытеорииипрактики/Н.С.Жукова,Е.М.Мастюкова,Т.Б.Филичева.-М.:Эксмо,2011.-288с.ЗализнякА.А.«Русскоеименноесловоизменение»сприложениемизбранныхработпосовременномурусскомуязыкуиобщемуязыкознанию/А.А.Зализняк–М.:Языкиславянскойкультуры,2002.–760с.ЗахароваА.В.Квопросуоразвитииграмматическогострояречиудетейдошкольноговозраста.Автореф.канд.дис.-М.,1955.КарауловЮ.Н.Русскийязыкиязыковаяличность.М:ЕдиториалУРСС,2003.264с.КонинаМ.М.Некоторыевопросыобучениядетей3-5летграмматическиправильнойречи//Хрестоматияпотеориииметодикеразвитияречидетейдошкольноговозраста.–М.,1999КорневА.Н.Основилогопатологиидетскоговозраста:клиническиеипсихологическиеаспектs/А.Н.Корнев.–СПб.:Речь,2006.–380с.Лалаева,Р.И.Коррекцияобщегонедоразвитияречиудошкольников/Р.И.Лалаева,Н.В.Серебрякова.СПб.:СОЮЗ,2004.160с.Лалаева,Р.И.Формированиеправильнойразговорнойречиудошкольников/Р.И.Лалаева,Н.В.Серебрякова.СПб.:СОЮЗ,2004.224с.Леонтьев,А.Н.Вопросыпсихологииребёнкадошкольноговозраста/А.Н.Леонтьев,А.В.Запорожец.М.:Международныйобразовательныйипсихологическийколледж,1995.144с.Логопедия:учебникдлястуд.дефектол.фак.пед.высш.Учеб.заведений/Подред.Л.С.Волковой.—5-еизд.,перераб.идоп.-М.:Гуманитар,изд.центрВЛАДОС,2009.-703с.Логопедия:Учебникдлястудентовдефектол.фак.пед.вузов/Подред.Л.С.Волковой,С.Н.Шаховской.М.:Гуманит.изд.центрВЛАДОС,2009.608с.Основылогопедии:учеб.Пособие/Т.БФиличева[идр].М.:1999.243с.Плотникова,С.В.Развитиелексиконаребёнка/СВ.Плотникова.М.:ФЛИНТА,2011.130с.Поваляева,М.А.Справочниклогопеда/М.А.Поваляева.Ростов-на-Дону:Феникс,2002.448с.Преодолениенедоразвитияречиудетей:учеб.Метод.Пособие/Н.С.Жукова.М.:Москва,1994.96с.Просвещение,1989.223с.Преодолениеобщегонедоразвитияречиудошкольников:учеб.Пособие/Т.В.Волосовец.М.:В.Секачев,2007.224с.Репина,З.А.Нейропсихологическоеизучениедетейстяжелыминарушениямиречи[Текст]:учебникдлястудентовдефектологическихфакультетовпедагогическихвузов/З.А.Репина.–Екатеринбург:ИздательКалининаГ.П.,2008.–140с.Сазонова,С.Н.РазвитиеречидошкольниковсОНР/С.Н.Сазонова.М.:Издательскийцентр«Академия»,2005.144с.СеребряковаН.В.Развитиелексикиудошкольниковсостертойдизартрией/Н.В.Серебрякова.-СПб.:КАРО,2009-224с.УшаковаО.С.Методикаразвитияречидетейдошкольноговозраста/О.С.Ушакова,Е.М.Струнина.М.:ВЛАДОС,2010.288с.УшаковаО.С.Развитиеречидошкольников-М.:Изд-воИнститутаПсихотерапии,2001.-240с.ФиличеваТ.Б.Особенностиформированияречиудетейдошкольноговозраста:монография.-М.:РИЦАльфа,2011.-411с.Формированиелексическойсистемностиудетейсобщимнедоразвитиемречи/Е.Е.Курошина//Логопедия:методическиеМ:ИздательствоМосковскогопсихолого-социальногоинститута;Воронеж:ИздательствоНПО«МОДЭК»,2003.-С.148–152Хрестоматияпотеориииметодикеразвитияречидетейдошкольноговозраста:Учеб.Пособиедлястуд.высш.исред.пед.учеб.Заведений/Сост.М.М.Алексеева,В.И.Яшина.-М.:Издательскийцентр«Академия»,2014.-560с.ЦейтлинС.Н.Языкиребенок:Лингвистикадетскойречи:Учеб.пособиедлястуд.высш.учеб.заведений.-М.:Гуманит.изд.ЦентрВЛАДОС,2012.-240с.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение1СодержаниеметодикиисследованияМетодикавключаласледующиеразделы:1.Структурированиесловосочетанийссуществительнымивтворительномпадеже.Материалисследования:предметные(молоток,карандаш,мел,указка,кисточка,пилаит.д.)исюжетныекартинки(Мальчикпишетмелом.Мальчикпишеткарандашом.Мальчикрисуеткарандашом.Мальчикприбиваетмолотком.Мальчикпоказываетуказкой.Мишараскрашиваеткисточкой.Мишапилитпилой).Инструкция:а)спредметнымикартинками:«Внимательнопосмотринакартинку.Скажи,чтонарисованонаней?»(Картинкипредъявляютсяодназадругой);б)ссюжетнымикартинками:«Ответьнавопросчем?»Чемпишетмальчик?Чемрисует?Чемприбивает?Чемраскрашивает?Чемпишет?Чемпоказывает?Ребенокдолженответить:пишеткарандашом,прибиваетмолотком,раскрашиваеткисточкой,показываетуказкой,пилитпилой.2.Структурированиесловосочетанийссуществительнымивродительномпадеже.Материалисследования:предметные(машина,мяч,вешалка,кувшин,стакан,чашка,сумка,холодильник)исюжетныекартинки(Аняпьетсокизстакана.Наливаетизкувшина.Пьетизчашки.УСашимашина.УАнимяч.)Инструкция:Передребенкомвыкладываются:а)предметныекартинкиидаетсязадание:«Внимательнопосмотринакартинку.Скажи,чтонарисованонаней?»(Картинкипредъявляютсяодназадругой);б)сюжетныекартинки(Зинадома.Олегвшколе.УСашимашина.УАнимяч.Гришапьетчайизстакана.Вованаливаетсокизкувшина.Симапьетмолокоизчашкиит.д.)идаютсязадания:•ответитьнавопроснеткого?(Зинадома.Олегвшколе.Когонетдома?—ДоманетОлега;Когонетвшколе?—ВшкаленетЗины);•ответьнавопроснетчего?(УСашимашина.УАнимяч.ЧегонетуСаши?—УСашинетмяча;ЧегонетуАни?—УАнинетмашины);•ответитьнавопросизчего?(Гришапьетчайизстакана.ИзчегопьетГриша?—Пьетизстакана;Вованаливаетсокизкувшина.ИзчегоналиваетсокВова?—Наливаетизкувшина;Симапьетмолокоизчашки.ИзчегопьетмолокоСима?—Пьетизчашки);•сравнитьдвесюжетныекартинки.Например,«Семьядома».Однакартинкасполнымнаборомперсонажейипредметов,вторая—снеполным.Ответитьнавопросы:когонетдома?чегонетвкомнате?(Вкомнатенетмамы;вкомнатенетпапы;вкомнатенетОли;вкомнатенетмяча;вкомнатенетнастольнойлампы).3.Структурированиесловосочетанийссуществительнымиввинительномпадеже.Материаломисследованияслужатпредметные(самолет,ракета,мяч,книга,лук,капуста,портфель,тетрадь,кукла,скакалка,машина,гусь,лиса,белка,собака,волк,заяц,медведь,ежикит.д.)исюжетныекартинки(Мальчиккормитщенка.Мальчикувидележа.Мальчиксмотритнаволка.Гришапускаетсамолет.Сашазапустилракету.Олячитаеткнигу.Сашаполиваетлук.Тамараполиваеткапусту).Передребенкомвыкладываются:а)предметныекартинкиидаетсязадание:«Внимательнопосмотринакартинки.Скажи,чтонарисованонаэтойкартинке?»(последовательнопредъявляютсякартинки);б)сюжетныекартинкиидаютсязадания:•Ответьнавопрос«Коготывидишь?»(вижущенка,ежика,юлка;вижубабочку,кошку,собаку).•Ответьнавопроского?—когокормитСаша?(кормитщенка);—коголовитАня?(ловитбабочку);—когоиспугаласьАня?(испугаласьсобаки).•Ответьнавопросукого?—укогоудочка?(удочкауМиши);—укогоморковка?(морковкаузайчика);—укогомышка?(мышкаукошки);—укогояблоко?(яблокоуежика).•Ответитьнавопрос«Чтотывидишь?»(ракету,книгу,капусту;вижусамолет,мяч,лук).•Ответитьнавопросчто?—чтозапускаетМиша?(запускаетракету,самолет);—чтополиваетМиша?(поливаетлук);—чтополиваетАня?(поливаеткапусту);—чточитаетАня?(читаеткнигу).4.Структурированиесловосочетанийссуществительнымивдательномпадеже.Материалисследования:сюжетныекартинки«Уборкаквартиры»,«Подарок».Инструкция:Передребенкомвыкладываютсясюжетныекартинкиидаютсязадания:Ответьнавопроскому?—комупомогаетАня?(помогаетбрату);—комударитМишаконфеты?(даритбабушке);—комупринеслаАнякнигу?(принесладедушке);комупрочиталамамасказку?(прочиталадочке).Ответьнавопроскчему?—кчемуподходитЖеня?(подходиткдереву);—кчемуидетИра?(идеткстолу);—кчемуподходитОля?(подходитккарте).5.Структурированиесловосочетанийссуществительнымивпредложномпадеже.Материалисследования:предметы(ручка,карандаш,книга,тетрадьит.д.)исюжетныекартинки(Кошкасидитнастуле.Кошкасидитподстулом.Птичкасидитвклетке.Птичкасидитнаклетке.Птичкасидитподклеткойит.д.)........Инструкция:а)экспериментаторвыполняетдействиеиспрашивает:«Кудаяположилакарандаш?»(Положиланакнигу.Положилавкнигу.Положилаподкнигу.);«Откудаявзялакарандаш?»(Взялаизкнигиит.д.);б)экспериментаторпоказываеткартинкииспрашивает:«Гдесидиткошка?»(Сидитнастуле.Сидитподстуломит.д.);«Гдестоитстул?»(Стоитустола);«Гдестоитученик?»(Стоитупарты);«Гдестоитдевочка?»(Стоитудоски).6.Структурированиесловосочетанийнаосновевопросов«какой?»,«какая?»,«какое?»,«какие?».Материалисследования:предметныекартинки(вишня,лимон,яблоко,яблоки).Инструкция:Экспериментаторпоказываетпредметныекартинки(вишня,лимон,яблоко,яблоки)изадаетвопросы:а)«Чтоэто?»—(Лимон)«Лимонкакой?»—Лимонжелтый,кислый;б)«Чтоэто?»—(Вишня)«Вишнякакая?»—Вишнякрасная,спелая;в)«Чтоэто?»—(Яблоко)«Яблококакое?»—Яблокорумяное,вкусноег)«Чтоэто?»—(Яблоки)«Яблокикакие?»—Яблокизеленые,желтые,вкусные.Максимальнаясуммабаллов–30,среднийбалл.Качественныйанализвключаетоценку-особенностейвнутреннегопрограммированияфразы;-особенностейосуществленияоперацийотбораиактуализациислов;-особенностейформированияфункцийсловоизменения;-правильностииспособавыполнениязадания(самостоятельно,частичноспомощью,толькоспомощьюэкспериментатора).Высокийуровеньсформированностиграмматическихконструкций.Суммабаллов:от25до30,(степень2,5–3,0)Структурированиеразличныхвидовграмматическихконструкцийудетейсвысокимуровнемразвитиясформировано.Детибезошибочносправляютсясовсемизаданиямиметодики.Иногдатребуетсяпомощьэкспериментатора,котораявоспринимаетсяадекватноиприводиткправильномуответу.СреднийуровеньсформированностиграмматическихконструкцийСуммабаллов:от15до24(степень1,5–2,4)Структурированиеразличныхвидовграмматическихконструкцийудетейсосреднимуровнемразвитиясформированонедостаточно.Встречаютсяграмматическиеошибки,иногдатребуетсяпомощьэкспериментатора,котораяневсегдаприводиткправильномуответу.Некоторыезаданиявыполненычастичноправильно,вболеесложныхслучаяхвозникаютзатрудненияиграмматическиеошибкинасогласованиеиуправление.НизкийуровеньсформированностиграмматическихконструкцийСуммабаллов:от0до14(степень0–1,4)Структурированиеразличныхвидовграмматическихконструкцийудетейснизкимуровнемразвитиянесформировано.Функциисловоизменениянеразвиты.Грамматическиеошибкивстречаютсяпрактическивкаждомзадании.Помощьэкспериментаторанеспособствуетправильномувыполнениюзадания.Приложение2Таблица1РезультатыдиагностикиуровнясформированностиграмматическихконструкцийудетейсОНР№ФИОВиддиагностикиСуммаСтепень123456Т.п.сущР.п..сущВ.п.сущД.п.сущП.п.сущРодприлаг.1ЗлатаК.333333181,82ЛизаБ.333323171,73ТемаП.333333181,84ТимаР.222213121,25ВаняГ.534544252,56СтасМ.222213121,27ЛанаР.222213121,28КатяФ.222313131,39СтепаВ.333323171,710ВитяР.322223141,4Уровень2,802,532,602,732,073,07Приложение3МетодикаизучениялексикиР.И.Лалаевой,Н.В.СеребряковойСтруктураметодикиИсследованиеобъемаактивногоипассивногословаря.Исследованиелексическойсистемностииструктурызначенияслова:Исследованиевербальныхассоциаций.Исследованиеспособностиклассифицироватьпредметы(покартинкам).Исследованиеспособностигруппироватьслова.Исследованиесинонимии.Исследованиеантонимии.Исследованиеантонимиивконтексте.Исследованияспособностиобъяснятьзначениеслова.Исследованиеспособностидобавленияодногообщегословакдвумсловам.Исследованиевалентностиглагола.Исследованиеспособностикпереименованиюпредметов.Исследованиеспособностидополнятьпредложениясловом.Перваячасть:Уровниоценкиактивного(пассивного)словаря4балла(высокийуровень)–правильноеназываниеот380до390слов.3балла(уровеньвышесреднего)–правильноеназываниеот370до379слов.2балла(среднийуровень)–правильноеназываниеот340до369слов.1балл(уровеньнижесреднего)-правильноеназываниеот300до339слов.0баллов(низкийуровень)-правильноеназываниеменее300слов.Втораячасть:Результатыоцениваютсявколичественномикачественномотношении.Подсчитываетсяколичествоправильныхответовипроцентотобщегоколичествапредъявленныхсловопределеннойчастиречипоследующейформуле:Т=Р/М*100%,гдеТ–процентошибок,Р–общееколичествоошибокданноговида,М–общееколичествопредъявленныхслов.Послечегопроводитсякачественныйанализдопущенныхдетьмиошибок.
1. АлексееваМ.М.,ЯшинаВ.И.Методикаразвитияречииобученияродномуязыкудошкольников.—М:Академия,1997.
2. АрушановаА.Г.Формированиеграмматическогострояречи/А.ГАрушанова−М.:Владос,2005.−296с.
3. Балобанова,В.П.Диагностиканарушенийречиудетейиорганизациялогопедическойработывусловияхдошкольногообразовательногоучреждения/В.П.Балобанова,В.В.Юртайкин.СПб.:Детство-Пресс,2001.240с.
4. БельтюковВ.И.Озакономерностяхразвитияречевойфункциивонтогенезе/В.И.Бельтюков//Вопросыпсихологии.–1984.–№5.–C.141-146.
5. БогушА.М.Речевоеразвитиедетейотрождениядо7лет.монография/А.М.Богуш.-М.:Издательскийдом"Слово",2004.-376с.
6. БородичА.М.Методикаразвитияречидетей.–М.,1981.
7. ВансовскаяЛ.И.Диагностикалогико–грамматическихконструкций//Практикумповозрастнойпсихологии/подред.ГоловейЛ.А.,РыбалкоЕ.Ф.–С.Пб,2001
8. Выготский,Л.С.Вопросыдетскойпсихологии/Л.С.Выготский.СПБ.:Союз,1999.-224с.
9. ГвоздевА.Н.Вопросыизучениядетскойречи/А.Н.Гвоздев.–М.:Изд.АПНРСФСР,1961.–467с.
10. ГвоздевА.Н.Формированиеуребенкаграмматическогостроярусскогоязыка.Ч.II./А.Н.Гвоздев.–М.,1949.–192с.
11. Гимадиева,К.А.Методическиеподходыкразвитиюлексическогострояречиудетейстаршегодошкольноговозрастасобщимнедоразвитиемре-чи/К.А.Гимадиева//Педагогическоемастерство:материалыVIмеждунар.науч.конф.М.:2015.С.149-151.
12. ДеревянкоН.II.Формированиесловарногозапасаудошкольниковсобщимнедоразвтиемречи/Н.П.Деревянко,Е.А.Лапп.Практ.психологияилогопедия,2006.№4.67с.
13. Ефименкова,Л.Н.Формированиеречиудошкольников/Л.Н.Ефи-менкова.М.:Просвящение,2015.176с.
14. ЕфремоваТ.Ф.Современныйсловарьрусскогоязыка.Триводном.Орфографический.Словообразовательный.Морфемный/Т.Ф.Ефремова.–М.:Астрель,2010.–700с.
15. ЖинкинН.И.Речькакпроводникинформации/Н.И.Жинкин.–М.:Политиздат,1982.–250с.
16. ЖуковаН.С.Логопедия.Основытеорииипрактики/Н.С.Жукова,Е.М.Мастюкова,Т.Б.Филичева.-М.:Эксмо,2011.-288с.
17. ЗализнякА.А.«Русскоеименноесловоизменение»сприложениемизбранныхработпосовременномурусскомуязыкуиобщемуязыкознанию/А.А.Зализняк–М.:Языкиславянскойкультуры,2002.–760с.
18. ЗахароваА.В.Квопросуоразвитииграмматическогострояречиудетейдошкольноговозраста.Автореф.канд.дис.-М.,1955.
19. КарауловЮ.Н.Русскийязыкиязыковаяличность.М:ЕдиториалУРСС,2003.264с.
20. КонинаМ.М.Некоторыевопросыобучениядетей3-5летграмматическиправильнойречи//Хрестоматияпотеориииметодикеразвитияречидетейдошкольноговозраста.–М.,1999
21. КорневА.Н.Основилогопатологиидетскоговозраста:клиническиеипсихологическиеаспектs/А.Н.Корнев.–СПб.:Речь,2006.–380с.
22. Лалаева,Р.И.Коррекцияобщегонедоразвитияречиудошкольников/Р.И.Лалаева,Н.В.Серебрякова.СПб.:СОЮЗ,2004.160с.
23. Лалаева,Р.И.Формированиеправильнойразговорнойречиудо-школьников/Р.И.Лалаева,Н.В.Серебрякова.СПб.:СОЮЗ,2004.224с.
24. Леонтьев,А.Н.Вопросыпсихологииребёнкадошкольноговозраста/А.Н.Леонтьев,А.В.Запорожец.М.:Международныйобразовательныйипси-хологическийколледж,1995.144с.
25. Логопедия:учебникдлястуд.дефектол.фак.пед.высш.Учеб.заведений/Подред.Л.С.Волковой.—5-еизд.,перераб.идоп.-М.:Гуманитар,изд.центрВЛАДОС,2009.-703с.
26. Логопедия:Учебникдлястудентовдефектол.фак.пед.вузов/Подред.Л.С.Волковой,С.Н.Шаховской.М.:Гуманит.изд.центрВЛАДОС,2009.608с.
27. Основылогопедии:учеб.Пособие/Т.БФиличева[идр].М.:1999.243с.
28. Плотникова,С.В.Развитиелексиконаребёнка/СВ.Плотникова.М.:ФЛИНТА,2011.130с.
29. Поваляева,М.А.Справочниклогопеда/М.А.Поваляева.Ростов-на-Дону:Феникс,2002.448с.
30. Преодолениенедоразвитияречиудетей:учеб.Метод.Пособие/Н.С.Жукова.М.:Москва,1994.96с.Просвещение,1989.223с.
31. Преодолениеобщегонедоразвитияречиудошкольников:учеб.По-собие/Т.В.Волосовец.М.:В.Секачев,2007.224с.
32. Репина,З.А.Нейропсихологическоеизучениедетейстяжелыминарушениямиречи[Текст]:учебникдлястудентовдефектологическихфакультетовпедагогическихвузов/З.А.Репина.–Екатеринбург:ИздательКалининаГ.П.,2008.–140с.
33. Сазонова,С.Н.РазвитиеречидошкольниковсОНР/С.Н.Сазонова.М.:Издательскийцентр«Академия»,2005.144с.
34. СеребряковаН.В.Развитиелексикиудошкольниковсостертойдизартрией/Н.В.Серебрякова.-СПб.:КАРО,2009-224с.
35. УшаковаО.С.Методикаразвитияречидетейдошкольноговозраста/О.С.Ушакова,Е.М.Струнина.М.:ВЛАДОС,2010.288с.
36. УшаковаО.С.Развитиеречидошкольников-М.:Изд-воИнститутаПсихотерапии,2001.-240с.
37. ФиличеваТ.Б.Особенностиформированияречиудетейдошкольноговозраста:монография.-М.:РИЦАльфа,2011.-411с.
38. Формированиелексическойсистемностиудетейсобщимнедоразвитиемречи/Е.Е.Курошина//Логопедия:методическиеМ:ИздательствоМосковскогопсихолого-социальногоинститута;Воронеж:ИздательствоНПО«МОДЭК»,2003.-С.148–152
39. Хрестоматияпотеориииметодикеразвитияречидетейдошкольноговозраста:Учеб.Пособиедлястуд.высш.исред.пед.учеб.Заведений/Сост.М.М.Алексеева,В.И.Яшина.-М.:Издательскийцентр«Академия»,2014.-560с.
40. ЦейтлинС.Н.Языкиребенок:Лингвистикадетскойречи:Учеб.пособиедлястуд.высш.учеб.заведений.-М.:Гуманит.изд.ЦентрВЛАДОС,2012.-240с.
игры как универсальное средство развития физических качеств и познавательного интереса детей
Тема: Игры как универсальное средство развития физических качеств и познавательного интереса детей
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение
Глава 1 подвижные игры - часть физического и познавательного воспитания
.1 Роль и значение игры в развитии детей
.2 Игры для развития силовых возможностей
.3 Игры для развития быстроты и выносливости
.4 Игры для развития ловкости и гибкости
.5 Влияние подвижных игр на развитие познавательного интереса детей
Глава 2. Организация и методология исследования
.1 Методика разработки экспериментальной программы развития физических качеств с помощью подвижных игр
.2 Организация и результаты исследования
Глава 3. Результаты исследования и выводы
Вывод
библиография
Введение
Цель работы: исследовать с помощью существующих методик возможности применения игр для детей на уроках физической культуры, развития физических качеств и познавательного интереса детей.
Предмет исследования: эффективность педагогического процесса развития физических качеств с помощью игровых действий.
Гипотезой исследования является предположение о том, что существующая методика применения подвижных игр может служить универсальным средством развития физических качеств детей.
Среди большого количества разнообразных средств физического воспитания широко используются подвижные игры, которые способствуют решению воспитательно-оздоровительных задач.
Игровая деятельность имеет особенно важное значение в период наиболее активного формирования характера - в детские и юношеские. Играясь, дети учатся жизненно важные двигательные привычки и умение, в них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. В этот период игровой метод имеет важную роль, приобретает характер универсального метода физического воспитания.
Почти на всем протяжении жизни человек тесно связанная с игрой, причем в период самого активного формирования-в детские и юношеские года игровая деятельность занимает наибольшее место. Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребенка. Если на первых этапах игровая деятельность носит характер, а затем, позже, значительно обогащается как по форме, так и по содержанию. Эти изменения определяются возрастающей ролью сознания в жизни ребенка. Исключительная роль игры в формировании и укреплении коллектива детей, потому что игры всегда присущи элементы здорового соперничества, интересного соревнования.