Воспитание культуры межнационального общения младших школьников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 30 30 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 22.05.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретическая и методологическая составляющая процесса формирования культуры межнационального общения 5
1.1 Сущность феномена «культура межнационального общения» по отношению к детям младшего дошкольного возраста 5
1.2 Научные методы и подходы к воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников 9
Глава 2. Средства воспитания культуры межнационального общения у младших школьников 13
2.1 Система организации культуры межнационального общения в младшем школьном возрасте 13
2.2 Психологический портрет взаимодействия младших школьников в коллективе 21
Заключение 26
Список используемых источников 29

Фрагмент для ознакомления

Однако с вхождением в школьный коллектив ребенок изменяет свое нравственное представление, оно становится релятивным. Постепенно взаимодействия с окружающими людьми, ребенок учится признавать право другого человека на точку зрения, отличия в видении мира, вкусах. Знания, умения и навыки ребенка младшего школьного возраста, как аспектыразвития социальной компетентности предметного профиля условно группируютсяследующим образом: нравственно-этические,гражданско-патриотические, правовые, трудовые, художественно-эстетические, экологические, умственно-интеллектуальные, физические, обеспечивающие готовность личности управлять собой.[13]Также стоит отметить, что дети в той же степени, что и взрослые, ощущают социально-психологические изменения в жизни. В младшем школьном возрасте существенно изменяется по сравнению с дошкольным, характер общения и взаимоотношений ребенка со сверстниками. В группах сверстников локализуются основные связи и отношения учащихся: они становятся тем полем, на котором развертываются столь значимые для детей коллизии отношений. Уже для первоклассников особенно значимыми качествами являютсяготовность помочь товарищу, дружелюбие отзывчивость, доброта. Чтобы научиться жить в коллективе, ребенку необходимо общество детей. Это главная задача жизни ребенка. Регулярно общаясь с другими детьми, ребенок учится отстаивать свои права.В общении со взрослыми ребенок усваивает общественно важные критерии оценок поступков и качеств людей, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности. В сфере отношений со сверстниками ребенок все это осваивает на практике, приобретая опыт самостоятельного решения этических проблем. Именно поэтому общение между детьми одного и того же возраста является важным психологическим условие развития нравственного сознания ребенка. Отсутствие или дефицит такого общения может осложнить формирование его нравственной сферы замедлить накопление багажа морально-этических понятий и представлений. Потребность ребенка в признании сверстника связана с познавательным общением. Одна из характерных особенностей этой потребности - споры, в которых ребенок отстаивает свою позицию знающего и умеющего. Процесс утверждения себя как знатока и умельца разворачивается преимущественно в общении младших школьников со сверстниками и протекает в форме конкурентного сопоставления с ровесником и прямого утверждения своего превосходства.Итак, общение со сверстниками - обязательная предпосылка становления личности ребенка. Таким образом, общение можно определить как решающий фактор общего психического развития ребенка.Школа неотрывна от национально-культурной почвы, родного языка, которые являются важными факторами формирования национально-культурного своеобразия личности. В условиях многонациональной школы младшие школьники включаются в процесс межнационального общения. Отсюда следует необходимость воспитания культуры межнационального общения.Как показывают наблюдения, в детской и особенно в подростковой среде, все большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. В связи с этим активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя людей.Дети часто испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять «другого» именно как другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества. Как отмечают исследователи, уже в начальных классах среди учащихся русской национальности встречаются проявления элементов неосознанного шовинизма, пренебрежения к нерусским ученикам. Явления наивного шовинизма среди какой-то части детей, как правило, развиваются в условиях отсутствия специальной воспитательной работы по их предупреждению и влиянию социально-психологического феномена преобладания «чувства толпы».Иногда нерусские учащиеся плохо владеют русским языком. Это затрудняет возможность их общения со сверстниками, препятствует взаимодействию с другими членами многонационального коллектива, социализации. Такие дети могут иметь низкую самооценку и испытывать чувство национальной неполноценности.По мнению педагогов, эффективность воспитания культуры межнационального общения во многом зависит от учёта этнокультурных и этнопсихологических особенностей всех участников многонационального коллектива. В многонациональном общении представитель любого народа проявляет себя как носитель самобытной культуры, своеобразной психологии данного народа.Так как культура межнационального общения основывается на принципах толерантности, терпимости и позитивного отношения к представителям других национальностей, необходимо описать те нравственные изменения, которые происходят во время учебного процесса в коллективе других школьников.В возрасте от 6 до 7 лет ребенок получает опыт взаимоотношений, а также совместной работы на уроках. В рамках данной деятельности представления о различиях в культуре, убеждениях, верованиях и национальностях отходят на второй план, а желание получить знания и мотивация к обучению способствуют развитию терпимости ребенка, толерантному поведению. В возрасте 8-9 лет ребенок ведет себя, основываясь на собственных убеждениях, он оценивает события, людей, явления не столько по принципу «хороший/плохой», «добрый/злой» в контексте отношения к себе, но по отношению ко всем окружающим его людям. Н.М. Трофимова проводила исследования детей 1 и 2 классов и пришла к выводу о том, что среди школьников очень мало тех, кто способен увидеть отношение человека к какой-либо деятельности либо другим людям. Ребенку мешают правильно увидеть ситуацию отвлекающие его внешние предметы либо действия.[17, с. 30]В возрасте 9-10 лет ребенок становится более самостоятельным. Он более не нуждается в опеке взрослых и учителей. Это побуждает его в случае возникновения конфликтной ситуации действовать самостоятельно. Однако дети в этом возрасте все еще недостаточно понимают внешнюю сторону конфликтной ситуации. Ребенок 9-10 лет руководствуется только тем, что задевает лично его. Также он не способен понять нравственного смысла ситуации. При этом, если ребенок говорит либо слушает рассказ о поступках других людей, он точно знает что есть правильно, а что есть неправильно. Он убежден, что хорошие качества человека могут проявляться, только если тот ведет себя героически. ЗаключениеВ современных воспитательных системахформирование культуры межнациональногообщения, имеет определенные сложности, как и воспитание других нравственных качеств личности и нравственного поведения вцелом. Поэтомуможно сказать, что культурамежнационального общения–интегративноеи многофункциональное явление, котороеможет выступать как сложная научно-теоретическая проблема, и в то же время каксамостоятельное качество личности. Понимание важности культуры межнационального общения возможно при осознании сущностных характеристики изучаемогокачества личности: сущность данного феномена, его оптимальный структурный и функциональный состав, а также наиболее характерные взаимосвязи между компонентами.Очень важно формировать культуру межличностного общения с самого начала развития личности ребенка. Зачастую, до поступления в школу, ребенок овладевает навыками общения в среде своей семьи, копируя отношения своих родителей либо близких родственников. При этом он может неосознанно перенять у них модель отношения к представителям другой национальности, культуры, традиций, религии. И эти представления не всегда верны. Ребенок не может различать, ввиду своего возраста и несформированной личности, что есть «хорошо», а что есть «плохо». Наиболее остро возникают проблемы в общении между представителями различных национальностей именно в младшем школьном возрасте. Этот возраст определяет будущее ребенка, в котором интенсивно развиваются все его гуманистические черты. Специфика психологии младшего школьного возраста заключается в формировании более высокого уровня самосознания, а также растущих потребностей самореализации ребенка. Однако, находясь в окружении людей, у которых имеются устоявшиеся представления об окружающих людях и явлениях, дети сталкиваются с непониманием с их стороны. Ребенок находится в состоянии противоречия между потребностью узнавать о других народах, культурах, и установкой общества на то, чтобы быть как все. Ребенок не имеет навыка управления собственными эмоциями, у него нет также и навыка сдержанного поведения в критической ситуации, что неизбежно приводит к конфликтному поведению.При работе с младшими школьниками необходимо сформировать у них терпимость к представителям различных национальностей как качество личности. Для этого необходимо разрабатывать целостное представление о процессе формирования культуры межнационального общения в поликультурной среде начальной школы. Для школ нашей страны типично присутствие в них людей разной национальной группы, культур. Детям необходимо доносить, что каждый ребенок, который находится рядом с ними, может обладать набором отличительных психологических характеристик, иметь другой уклад жизни, менталитет, традиции, обычаи. При этом неизбежно приходится преодолевать сложности, которые неизбежно возникают во взаимодействии участников образовательного процесса. Для того, чтобы понять механизм культурного взаимодействия школьников разных национальностей в рамках учебного класса, педагогу необходимо ориентироваться в психолого педагогических характеристиках младших школьников, которые можно также назвать социально-психологическим портретом. Данный портрет предполагает раскрытие особенностей социального взаимодействия ребенка с окружающим миром, а также отражает сформированные у него компетенцииИсследование теоретических основ культурного, нравственного и толерантного воспитания подрастающего поколения позволяет в будущем вырастить граждан страны, которые не будут с озлобленностью, нетерпимостью и агрессией относиться к представителям иной национальности. Очень важно помнить, что все предрассудки, агрессивные воззрения и ложные оценочные суждения зарождаются в личности человека еще в раннем, школьном возрасте. Так как культура межнационального общения основывается на принципах толерантности, терпимости и позитивного отношения к представителям других национальностей, необходимо отслеживать нравственные изменения, которые происходят во время учебного процесса в коллективе других школьников. Также педагогу необходимо организовывать свою деятельность таким образом, чтобы научить школьников с самого раннего возраста относиться к своим сверстникам с уважением, ставить себя на место другого ребенка, чтобы понять суть поступков, как своих, так и чужих. Список используемых источниковАнтилогова Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: автореф. дис. д-ра психол. Наук / Л.Н. Антилогова, Новосибирск, 1999Аракелян О. В. Поликультурноеобразоваиние. Сущность и содержание. – М.: Издательский дом «Грааль», 2001. –148 с; 8Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте М.: Просвещение, 1968. 464 сБондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2011. – 240 сБолотина Т. В., Новикова Т. Г., Смирнов Н. К. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие. – М.: АПК и ПРО, 2007. – С. 4Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во. 1974. 375 сВыготский Л. С. Проблема возраста. М.: Педагогика, 1982-1983. Т.2. 504 с., 10Высотина Л. А. Нравственное воспитание младших школьников / Л. А. Высотина. М., 1960. С. 13.Джуринский А. Н. Воспитание в многонациональной школе. – М., 2007. – 96 сМальчевская М.Л. Формирование межэтнической толерантности младших школьников вклассах с многонациональным составом: автореф.канд. пед. наук. Абакан. 2006Маркова И.Г. О проблеме формирования кросскультурной грамотности молодежи как индикатора межнационального понимания // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 15. – С. 317–329Матис В. И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. – 328 с; 7Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 2004. – 440 cПсихологические проблемы нравственного воспитания детей : сб. науч. тр. / под ред. Ф. И. Михайлова, И. В. Дубровиной, С. Г. Якобсон. М., 1977. С. 68. Сенько В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения: Работа с трудными детьми / В. Г. Сенько. Минск, 1976. С. 4. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. И.А. Зимней. 2-е изд. М., 2004. С. 28-32Трофимова Н. М. Нравственное воспитание и развитие младших школьников в процессе обучения / Н. М. Трофимова. Воронеж, 1975. С. 30Эмоциональное стимулирование в процессе нравственного воспитания школьников :межвуз. сб. науч. тр. Киров, 1987. С. 60.Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 368 с

Список используемых источников

1. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: автореф. дис. д-ра психол. Наук / Л.Н. Антилогова, Новосибирск, 1999
2. Аракелян О. В. Поликультурное образоваиние. Сущность и содержание. – М.: Издательский дом «Грааль», 2001. –148 с; 8
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте М.: Просвещение, 1968. 464 с
4. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2011. – 240 с
5. Болотина Т. В., Новикова Т. Г., Смирнов Н. К. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие. – М.: АПК и ПРО, 2007. – С. 4
6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во. 1974. 375 с
7. Выготский Л. С. Проблема возраста. М.: Педагогика, 1982-1983. Т.2. 504 с., 10
8. Высотина Л. А. Нравственное воспитание младших школьников / Л. А. Высотина. М., 1960. С. 13.
9. Джуринский А. Н. Воспитание в многонациональной школе. – М., 2007. – 96 с
10. Мальчевская М.Л. Формирование межэтнической толерантности младших школьников в классах с многонациональным составом: автореф. канд. пед. наук. Абакан. 2006
11. Маркова И.Г. О проблеме формирования кросскультурной грамотности молодежи как индикатора межнационального понимания // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 15. – С. 317–329
12. Матис В. И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. – 328 с; 7
13. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 2004. – 440 c
14. Психологические проблемы нравственного воспитания детей : сб. науч. тр. / под ред. Ф. И. Михайлова, И. В. Дубровиной, С. Г. Якобсон. М., 1977. С. 68.
15. Сенько В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения: Работа с трудными детьми / В. Г. Сенько. Минск, 1976. С. 4.
16. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. И.А. Зимней. 2-е изд. М., 2004. С. 28-32
17. Трофимова Н. М. Нравственное воспитание и развитие младших школьников в процессе обучения / Н. М. Трофимова. Воронеж, 1975. С. 30
18. Эмоциональное стимулирование в процессе нравственного воспитания школьников : межвуз. сб. науч. тр. Киров, 1987. С. 60.
19. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 368 с


Вопрос-ответ:

Какова сущность феномена культура межнационального общения по отношению к детям младшего дошкольного возраста?

Сущность феномена культура межнационального общения по отношению к детям младшего дошкольного возраста заключается в формировании у детей навыков взаимодействия с представителями других национальностей, понимания и уважения к их традициям и культуре. Это важно для развития толерантности, межкультурного диалога и гармоничного взаимодействия между детьми разных национальностей.

Какие научные методы и подходы используются для воспитания культуры межнационального общения у младших школьников?

Для воспитания культуры межнационального общения у младших школьников применяются различные научные методы и подходы. Одним из них является интеркультурная педагогика, которая способствует развитию понимания и уважения к разным культурам. Также используются методы диалога и общения, игры, ролевые и практические задания, которые помогают детям познавать и принимать другие национальности и культуры.

Какие средства используются для воспитания культуры межнационального общения у младших школьников?

Для воспитания культуры межнационального общения у младших школьников используются различные средства. Это могут быть учебные пособия и материалы, книги и культурно-просветительские программы, праздники и мероприятия, направленные на знакомство с различными культурами. Также важную роль играют воспитатели и учителя, которые создают атмосферу взаимодействия и толерантности в классе, а также родители, которые активно поддерживают и повторяют эти принципы в семье.

Какая роль воспитания культуры межнационального общения играет в формировании социокультурной компетентности младших школьников?

Воспитание культуры межнационального общения играет важную роль в формировании социокультурной компетентности младших школьников. Оно помогает развивать у детей умение общаться и взаимодействовать с представителями других национальностей, уважать и ценить их культуру, а также усваивать универсальные ценности и нормы межнационального общения.

Какие методы и подходы используются при воспитании культуры межнационального общения у младших школьников?

При воспитании культуры межнационального общения у младших школьников используются различные методы и подходы. К ним относятся игровые методы, проектная деятельность, межкультурные тренинги, интегрированные уроки и занятия, а также использование литературы, фильмов и мультимедиа материалов, позволяющих детям познавать и понимать различные культуры.

Какие средства используются для воспитания культуры межнационального общения у младших школьников?

Для воспитания культуры межнационального общения у младших школьников используются разнообразные средства. Это могут быть учебники и учебные пособия, игровые материалы, различные аудио и видеоматериалы, методические разработки для учителей, а также специальные программы и проекты, направленные на развитие межнационального общения.

Какие навыки и компетенции развиваются у младших школьников в процессе воспитания культуры межнационального общения?

В процессе воспитания культуры межнационального общения у младших школьников развиваются такие навыки и компетенции, как умение эффективно общаться и взаимодействовать с представителями других национальностей, понимать и уважать различия в культуре и обычаях, принимать универсальные ценности и нормы межнационального общения, а также решать конфликты и преодолевать стереотипы и предубеждения.

Какова сущность феномена "культура межнационального общения" по отношению к детям младшего дошкольного возраста?

Феномен "культура межнационального общения" по отношению к детям младшего дошкольного возраста означает формирование у них навыков и умений эффективного взаимодействия с представителями других национальностей, с учетом культурных особенностей каждой национальности.