Монастырские сады средневековой Европы

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История искусств
  • 19 19 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 21.02.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Общая характеристика периода господства романского стиля 6
2. Монастырские сады эпохи Средневековья 9
2.1. Особенности планировки монастырских садов 9
2.2. Классификация монастырских садов 12
2.3. Символизм монастырских садов 13
3. Сравнение монастырских садов средневековой Европы и Руси. 15
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Фрагмент для ознакомления

Фонтан в монастырскомутоже был символом – символом чистоты веры, неиссякаемой благодати или «дерево жизни» (райское дерево) небольшое апельсиновое или яблоня, а также устанавливался крест или высаживался куст роз.3.Сравнение монастырских садов средневековой Европы и Руси.Монастырские сады были распространены и за пределами Европы. Например, известно, что элемент планировки монастыря был привнесен на Русь из Византии, так они и распространились вместе со строительством монастырей. Особенно был известен Макарьевский сад, Глебков, Гальятевский, а также сад, который был создан митрополитом Алексием.Первое отличие садов русских монастырей от западноевропейских заключается в большой связи первых с природным окружением, а, главное,в большем размере сада по отношению к размерам сооружения. Для русских монастырских садов характерна большая свобода и живописность в размещении строений, а следовательно, в планировке самих садов. Русский монастырский сад не ограничивался стенами монастыря.Отметим, что в монастырских садах нашли отражение две идеи русского ландшафтного искусства допетровского времени:- создание замкнутого регулярного сада, который олицетворяет рай на земле, - единство с природным ландшафтом. Таким образом, планировочное решение монастырских садов выражалось в организации в центральной части храмовой территории регулярной планировки, прилегающие к монастырю земли сохранялись или создавались пейзажными планами, что способствовало слиянию с окружающим природным ландшафтом.Для такого сада русского монастыря характерна большая сдержанность в использовании декоративных элементов,основу выразительности составляет естественная красота природы.Большинство садов носили утилитарный характер. Еще в XI в. при каждом монастыре существовали сады, в которых выращивали в основном плодовые деревья.За многовековой период активной деятельности монастырей ими был накоплен громадный опыт по выращиванию всех сельскохозяйственных растений, включая плодовые и ягодные культуры. Особенно интересен опыт монастырских садов, расположенных или располагавшихся в свое время в северной зоне. Это существующий сейчас сад Валаамского монастыря, расположенного на островах Валаамского архипелага в северной части Ладожского озера, ранее существовавший сад Соловецского монастыря, расположенного на Соловецких островах в Белом море, и ряд других подобных садов.В суровых климатических условиях практически на насыпном грунте поверх скальной породы в саду Валаамского монастыря монах Поисий прививкой развел 21 сорт яблони, причем сад ежегодно приносил отличный урожай (до 230 ц/год).Сад является ярким примером преобразования природы и умения ее понимать.На Руси монастырские сады также получили свое развитие. В петровскую эпоху в них начинают появляться различные декоративные элементы: гроты, мосты, мощенные дорожки, а также смешение декоративного сада и огорода.Монастырские сады конца XIX века сильно различались по богатству и по-разному благоустраивались. Стиль диктовался модой того времени и тем, что монастырские власти всячески старались угодить правящей верхушке.Создание парковой среды в монастырских садах шло по двум направлениям: в основном это были преобразования ландшафта, связанные с повседневной и хозяйственной деятельностью с последующей эстетизацией, и, второе (присутствующее не во всех монастырях) – создание ландшафта, соответствующего каким-либо образцам (например, создание подобия Святой земли).Таким образом, монастырский сад в России является многоуровневой системой определенным образом организованных природных территорий внутри и вокруг монастыря, связанной с изменением естественного ландшафта и разведением растений.ЗаключениеМонастырские сады представляют собой значительную часть национальной художественной культуры. Они по-прежнему требуют изучения, осмысления и восстановления.Как показало данное исследование, монастырские сады имели очень широкое распространение, они являлись необходимой частью усадьбы, дома, монастыря или аббатства. Помимо строгой планировки они имели глубокий символический смысл, что характерно для эпохи Средневековья.Сады островных монастырей имеют наиболее полный набор составных элементов, и также могут служить идеальной моделью монастырского сада. Их отличает гармония рукотворных элементов в естественном природном окружении.Насколько большое внимание уделялось в Средние века садам и цветам, свидетельствует рескрипт 812 г., которым Карл Великий распорядился о тех цветах, которые необходимо сажать в его садах. В этот рескрипт было включено около 60 названий различных цветов и орнаментальных растений. Этот список Карла Великого переписывался и распространялся затем по монастырям всей Европы. Сады культивировали даже нищенствующие ордена. Францисканцы, например, до 1237 г. по своему уставу не имели права владеть землей, за исключением участка при монастыре, который нельзя было использовать иначе как под сад. Другие ордена специально занимались садоводством и огородничеством и славились этим. Список использованной литературыБоговая И. О., Фурсова Л. М. Ландшафтное искусство. М.: Агропромиздат, 1988. - 220 с.Всеобщая история искусств. Т.2. М.: Искусство, 1960. – 642 с.Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 2000. - 921с.Готика: Архитектура. Скульптура. Живопись / под ред. РольфаТомана. Кёльн: Кёнеманн, 2000. — 568 с.Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. – 350 с.Гуревич А.Я. Культуры и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Книга по требованию , 2012. - 366 с.Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. - 486 с.Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск: Полиграмма, 1994. - 316 с.Дюби Ж. Время соборов: Искусство и общество 980-1420 годов. М.: Ладомир, 2002. - 379 с.Ильина Т. История искусств. Западноевропейское искусство. М.: Высшая школа, 2005. – 368 с.Маль Э. Религиозное искусство XIII века во Франции. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2008. - 552 с.Нессельштраус Ц. Г. Искусство западной Европы в Средние века. М: Искусство,1964. - 392 с.Панофский Э. Перспектива как символическая форма. СПб.: Азбука-классика, 2004. – 336 с.Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М.: Искусство , 1998. - 360 с.Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства. СПб.: Гуманитарное агентство "Академический проект", 1999. - 393 с.Панофский Э. Этюды по иконологии. СПб.: Азбука-классика, 2009. - 432 с.Романское искусство: Архитектура. Скульптура. Живопись / под ред. РольфаТомана.Кёльн: Кёнеманн,. 2001. — 481 с. Ротенберг Е. И. Искусство романской эпохи: система художественных видов. М.: Индрик, 2007. - 360 с.Смирнова Т. И. Возникновение и развитие монастырских садов. // Лесной вестник. № 5, 2000. С. 101-103.Теодоронский В. С. Садово-парковое строительство. – М.: Изд-во МГУЛ, 2003.Тяжелов В. Искусство западноевропейского Средневековья. Малая история искусств. М.: Искусство,1981. - 360 с.

1. Боговая И. О., Фурсова Л. М. Ландшафтное искусство. М.: Агропромиздат, 1988. - 220 с.
2. Всеобщая история искусств. Т.2. М.: Искусство, 1960. – 642 с.
3. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 2000. - 921с.
4. Готика: Архитектура. Скульптура. Живопись / под ред. Рольфа Томана. Кёльн: Кёнеманн, 2000. — 568 с.
5. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. – 350 с.
6. Гуревич А. Я. Культуры и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Книга по требованию , 2012. - 366 с.
7. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. - 486 с.
8. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск: Полиграмма, 1994. - 316 с.
9. Дюби Ж. Время соборов: Искусство и общество 980-1420 годов. М.: Ладомир, 2002. - 379 с.
10. Ильина Т. История искусств. Западноевропейское искусство. М.: Высшая школа, 2005. – 368 с.
11. Маль Э. Религиозное искусство XIII века во Франции. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2008. - 552 с.
12. Нессельштраус Ц. Г. Искусство западной Европы в Средние века. М: Искусство,1964. - 392 с.
13. Панофский Э. Перспектива как символическая форма. СПб.: Азбука-классика, 2004. – 336 с.
14. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М.: Искусство , 1998. - 360 с.
15. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства. СПб.: Гуманитарное агентство "Академический проект", 1999. - 393 с.
16. Панофский Э. Этюды по иконологии. СПб.: Азбука-классика, 2009. - 432 с.
17. Романское искусство: Архитектура. Скульптура. Живопись / под ред. Рольфа Томана.Кёльн: Кёнеманн,. 2001. — 481 с.
18. Ротенберг Е. И. Искусство романской эпохи: система художественных видов. М.: Индрик, 2007. - 360 с.
19. Смирнова Т. И. Возникновение и развитие монастырских садов. // Лесной вестник. № 5, 2000. С. 101-103.
20. Теодоронский В. С. Садово-парковое строительство. – М.: Изд-во МГУЛ, 2003.
21. Тяжелов В. Искусство западноевропейского Средневековья. Малая история искусств. М.: Искусство,1981. - 360 с.




Вопрос-ответ:

Какую роль играли монастырские сады в Средневековой Европе?

Монастырские сады в Средневековой Европе играли важную роль как места для молитвы и размышлений, а также как источники пищи и лекарственных растений.

Какие особенности были присущи планировке монастырских садов?

Особенности планировки монастырских садов включали разделение на четыре квадрата, использование геометрических форм и символических элементов, таких как фонтаны и аллеи.

Какие классификации монастырских садов существовали в Средневековье?

Монастырские сады в Средневековье можно было классифицировать по различным принципам, включая использование растений, особенности планировки и назначение (например, монастырские сады для медитации или огороды для выращивания пищи).

Какой символический смысл несли монастырские сады в Средневековье?

Монастырские сады в Средневековье символизировали различные аспекты веры, такие как чистота веры, благодать и духовное просветление. Они также были ассоциированы с раем и жизненным деревом.

В чем отличие монастырских садов Средневековой Европы и Руси?

Отличие монастырских садов Средневековой Европы и Руси заключалось в местных традициях и климатических условиях. Сады на Руси чаще всего были предназначены для выращивания пищи и лекарственных растений, в то время как в Европе они играли более разнообразные роли и имели более тщательную планировку.

Какими особенностями отличались монастырские сады в средневековой Европе?

Монастырские сады в средневековой Европе отличались особыми планировкой, классификацией и символизмом. Они были организованы вокруг монастырских комплексов и служили местом для молитвы и уединения. Сады были разделены на различные зоны с прудами, цветочными клумбами, овощными и фруктовыми насаждениями. Они символизировали райскую красоту и чистоту, а также были местом для общения с божественным.

Какие особенности были характерны для планировки монастырских садов?

Монастырские сады имели особенности планировки, которые варьировались в зависимости от каждого монастыря. Они часто имели прямоугольную форму и были разделены на различные зоны. В садах могли быть пруды, фонтаны, цветочные клумбы, овощные и фруктовые насаждения. Часто использовались геометрические формы и симметричное расположение растений. Такие сады позволяли монахам наслаждаться природой и служить местом для молитвы и размышлений.

Какой символизм был связан с монастырскими садами в средневековой Европе?

Монастырские сады в средневековой Европе были не только местом для отдыха и молитвы, но и символизировали различные качества и идеалы. Например, фонтаны в садах были символом чистоты веры и благодати. Деревья и растения могли быть символами жизни, роста и райской красоты. Также сады могли иметь апельсиновые или яблоневые деревья, которые были символом обетованной земли и благоденствия.