профилактика нарушений речи у детей раннего возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 34 + 34 источника
- Добавлена 23.02.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования профилактики нарушений речи у детей раннего возраста 6
1.1 Специфика проявлений и причины нарушений речи у детей раннего возраста 6
1.2 Особенности и методы развития речи детей раннего возраста 10
1.3 Особенности профилактики нарушений речи у детей раннего возраста 15
Вывод по первой главе 22
Глава 2. Экспериментальное исследование и организация работы по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста 24
2.1. Организация констатирующего эксперимента 24
2.2.Содержание логопедической работы с детьми раннего возраста по профилактике нарушений речи 29
2.3. Результативность проведенной логопедической работы 36
Выводы по второй главе 38
Список использованных источников 39
В процессе организации логопедической работы мы опирались на проверенные практикой и освещены в педагогической литературе и программах обучения и воспитания детей с нарушениями речи, общедидактические (принципы научности, систематичности и последовательности, доступности представленного материала, наглядности, принцип воспитываю чего характера обучения, активности и индивидуального подхода к каждому ребенку) и специальные принципы:-Принцип системного подхода, позволяющего анализировать взаимодействие различных компонентов речи. В отношении детей «группы риска» этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи. Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и выразительности речи. В то же время развитие фонематического восприятия готовит основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения.-Принцип связи речи с другими сторонами психического развития, раскрывает зависимость формирования компонентов речи от состояния других психических процессов. Выявление этой связи лежит в основе влияния на те психологические особенности детей, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности.-Принцип комплексности, который опирается на то, что для диагностики речевых нарушений необходимо проанализировать речевые и неречевые проявления дефекта, также необходимые медицинские, психологическое и логопедические заключения;-Принцип деятельностного подхода предполагает обследование и преодоления нарушений речи с учетом ведущей деятельности ребенка [41].Важным фактором является работа логопеда с родителями, таким образом родители будут знать и уметь как выполнять домашние задания логопеда со своим ребенком. А это улучшит эффективность коллекционной работы. Режим дня и сетка занятий логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционных задач.Занятия по формированию грамматической стороны речи делятся на занятия по формированию словарного запаса и занятия по формированию грамматического строя. Основными задачами этих занятий является развитие понимания речи; уточнения и расширения словарного запаса; формирование обобщающих понятий; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение принимать простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур. Это означает, что перед логопедом выдвигаются задачи и требования к организации логопедической работы. Такие обстоятельства обусловили необходимость разработки содержания определенных ранее направлений логопедической работы с целью обеспечения формирования грамматической стороны речи. В связи с этим, нами была разработано примерное тематическое планирование занятий по преодолению нарушений лексики грамматического строя речи у детей «группы риска» дошкольного возраста. (Приложение 3). Поскольку специфика логопедической работы заключается в устранении нарушений всех компонентов речи, то коррекция речи это длительный процесс, предполагающий определенные отдельные самостоятельные направления и этапы работы. Нами был разработан детально содержание по грамматическим направлениям на основе программыТ. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой «Детство», а именно:-перспективное и ежедневное планирование логопедической работы по лексическими темами;-конкретное содержание по лексическим направлением;-конкретное содержание грамматическим направлением.Как средства повышения уровня развития лексической и грамматической составляющих речи в содержание были включены дидактические игры, игровые упражнения и задания доступны и динамические по структуре и образные и эмоциональные по содержанию. Поскольку, основной этап исследования проводился на II-м этапе логопедической работы с детьми группы риска, то детям предлагалось овладеть такими лексическими темами .Лексическая тематика второго этапа логопедической работыДЕКАБРЬ1 неделяТема: Лес. Дерева. Кусты. Ягоды.2 неделяТема: Лес. Дерева. Кусты. Ягоды. Цветы.3 неделяТема: Детские забавы.4 неделяТема: Праздники нашей семьи. Святой Николай.ЯНВАРЬ1 неделяТема: Времена года. Праздники нашей семьи.2 неделяТема: Дикие животные.3 неделяТема: Насекомые. Пресмыкающиеся. Земноводные.4 неделяТема: Птицы.ФЕВРАЛЬ1 неделяТема: Одежда. Украшения.2 неделяТема: Цвета.3 неделяТема: Обувь.4 неделяТема: Посуда. На каждую неделю, согласно лексической темой, было разработано содержание лексической и грамматической составляющих для логопедических занятий по формированию грамматической стороны речи см. Прил.4.В течение трех месяцев (декабрь, январь, февраль), согласно расписанию занятий, проводились логопедические занятия два раза в неделю в экспериментальной группе. По разработанному нами перспективному плану и определенным направлениям и содержанию были проведены 24 занятия в экспериментальной группе и в контрольной группе по плану логопеда.Основной целью формирующего этапа эксперимента было расширение словарного запаса, формирование грамматической стороны речи и навыков связной речи во всех ситуациях общения в течение двенадцати недель с широким использованием игр и упражнений, использование творческих задач не только на занятиях, но и в ситуациях повседневной жизни. Мы стремились развивать воображение, речевую внимание, мышление, связную речь, творческие способности, ведь развитие этих умений помогает в развитии грамматической стороны речи.Итак, на основном этапе реализации проекта нами был разработан на основе общеобразовательных программ обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста и внедрены в систему логопедического воздействия в течение трех месяцев определенные нами направления и содержание формирования лексической и грамматической составляющей речи детей старшего дошкольного возраста группы риска в условиях ДОУ.В результате логопедической работы дети должны научиться:- понимать обращенную речи в соответствии с параметрами возрастной нормы; фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельном речи;- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;- владеть элементарными навыками пересказа; владеть навыками диалогической речи;- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и др .;- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами речи;- падежные, родовые окончания слов должны произноситься четко; простые и сложные предложения употребляться адекватно;- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительные, глаголы, прилагательные, местоимения и др.)- владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печати некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в рамках программы.Со второго полугодия речевые возможности детей растут, поэтому развитие связной речи сочетается с развитием грамматической стороны речи. Виды занятий, их количество и тематика устанавливается логопедом с учетом индивидуальных особенностей детей. Языковой материал для проведения логопедических занятий отбирался логопедом по следующим критериям:- в соответствии с материалом, который изучается на других занятиях (развитие речи, ознакомление с окружающим, формирование элементарных математических представлений и т.д.);- в соответствии с задачами коррекции речевой деятельности детей в соответствии с указанными программными требованиями;- в соответствии с потребностями дополнительной отработки (закрепление) материала с каждым ребенком на индивидуальных занятиях.В предлагаемой системе логопедического воздействия широко используются хорошо известные в логопедии методы и приемы развития речи у дошкольников (А. Богуш, Т. Филичева, Г. Чиркин, В. Селиверстов, Н. Серебрякова, А. Мастюковой и др.)Занятия строились на основе четко определенной темы, цели с конкретной дозировкой лексики, которую дети должны усвоить в активной речи согласно лексической теме, отобрали грамматический материал с учетом этапа коррекционного обучения возрастающей сложности, включали разнообразные игровые и дидактические упражнения для развития умственной деятельности, сложных форм восприятия и воображения. Пополнение, уточнение и активизация словаря на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим целесообразно осуществлять в соответствии с лексических тем, в рамках которых проводятся различные игры и упражнения по формированию грамматической стороны речи.Разработанные занятия состоят из трех этапов: организационный, на котором логопед настраивает детей на работу, успокаивает их и привлекает внимание; основная часть, на этом этапе дети овладевают новым материалом; заключительный - логопед прощается с детьми. В свою очередь основная часть состоит из:- сообщение темы и цели занятия;- логопедической зарядки, которая включает дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику (статические и динамические упражнения) и голосовые упражнения;- изучение нового материала делится на лексическую и грамматическую составляющие: лексическая составляющая включает упражнения на формирование различных уровней лексических обобщений, упражнения на формирование активного словарного запаса и упражнения на развитие лексической системности; в свою очередь грамматическая составляющая включает упражнения на развитие морфологической системы словообразования, упражнения на усвоение грамматических уточнений, упражнения на формирование синтаксической составляющей речи;- физкультминутка, во время которой дети отдыхают и развивают общую и мелкую моторику;- закрепление нового материала, включая упражнения на развитие связной речи и закрепления формулы речевого этикета.Во время заключительной части каждому ребенку отдельно дается домашнее задание в зависимости от успешности выполнения упражнений на занятии. Также детям задаются вопросы: Что нового они узнали? Научились?Поскольку логопедическая работа носит целостный характер, то для детей группы риска важно не только овладение речевыми навыками, а и методами и приемами самостоятельного использования их на практике.2.3. Результативность проведенной логопедической работыПо завершении формирующего эксперимента нами было проведено повторное исследование, в ходе которого необходимо было проверить как целесообразность формирования грамматической стороны речи, так и определить ее эффективность. Обработанные и обобщенные данные диагностирования имели такую результативность. Рис.3. Результаты сформированности уровня грамматической составляющей речи у детей Итоговое обследование проводилось по тем же методикам, которые использовались при диагностике детей на подготовительном этапе проекта. В соответствии с результатами выполненных заданий определили уровни речевого развития детей группы риска. Проведенные вычисления полученных данных позволили сделать вывод, что нарушение грамматической стороны речи приобрело другие проявления, благодаря чему значительно вырос уровень грамматической стороны речи, что обусловлено, прежде всего, введением разработанных направлений и содержания формирования грамматической стороны речи у детей группы риска. Следовательно, введение направлений и содержания формирования грамматической стороны речи у детей группы риска является эффективным. Это подтверждает предположение, что введение разработанных направлений и содержания коррекции грамматической стороны речи повысят эффективность коррекционно-развивающего воздействия на детей старшего дошкольного возраста в выделенной группе риска.Конечный результат:Создана коррекционной программа по преодолению нарушений грамматического строя у детей «группы риска» старшего дошкольного возраста.Дети пользуются основными грамматическими формами: падежными формами имен сущ-х ед. числа и мн. числа, умеют изменять большинство имен прилагательных, по числам и родам; а так же пользоваться сложными предложениями, предлоги употребляют в самых разнообразных значениях.Развиты на достаточном уровне средства и способы образования слов (словообразование), система склонения и спряжения (морфология), способы построения простых и сложных предложений (синтаксис).Дети «группы риска» переходят в группу детей с нормой речевого развития.У детей сформированы все навыки для поступления в школу. Выводы по второй главеСписок использованных источниковАлександрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников / Т.В. Александрова. – Санкт-Петербург, 2009. – 65 с.Александрова Т.В. Практическое пособие по формированию грамматического строя речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей / Т.В. Александрова. – С.П.б.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011 – 48 с. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. . -- М.: АСТ : Астрель, 2007. - 224 с.Багичева Н.В. Формирование грамматического строя речи и грамматических понятий: период дошкольного детства / Н.В. Багичева // Филологический класс, 2004. – №11. – С.32-43Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей «группы риска» / С.А. Беличева. – М., 2006. – 34 с.Бойкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников: Картотека знаний с усложнением / С.В. Бойкова. – СПб: КАРО, 2005. – 32 с. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. – М.: Академический Проект, 2005. – 240 с.Боровцова Л.А., Козодаева Л.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста. // Журнал. Гаудеамус. - № 1(25), 2015. – С. 111-120.Борякова Н.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений) / Н.А. Борякова, Т.А. Матросова. – М.: Центр полиграфии АТТИКА, 2010. – 200 с.Бутон Ш. Развитие речи // Психолингвистика. - М.: Прогресс, 1984. С. 307..Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф.Седова. – М., 2004.Волкова, Г.А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. – СПб. : Детство – Пресс, 2003.Воробьева В.К. Методика развития связной монологической речи детей с системными нарушениями речи. – М.: АРКТИ, 2006. – 214. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи, издательство / А.Н. Гвоздев. – ДЕТСТВО - ПРЕСС, Сфера, М., 2007. – 124 с.Гербова В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. – М.: Мозаика Синтез, 2003. – 104 с.Глухов В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. – 2005. - № 3. – 125 с.Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. - Екатеринбург, 2003. – 400 с. Зорина, С.В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с задержкой психического развития :автореф. дис. … канд. пед. наук / С.В. Зорина. – СПб., 1998. – с. 48Иншакова О. Б. Логопедическое обследование / О.Б. Иншакова. - М., 2009. – с. 33.Козловская Г.Ю. Психология лиц с нарушениями речи: учебно-методическое пособие. - Ставрополь, 2009. – 300 с. Козырева Л. М развитие речи. Дети до 5-ти лет. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 121 с.Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковыйигротренинг / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 190 с.Макарова Н.В. Основные направления логопедической работы с детьми раннего возраста. // Журнал. Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - №, 2013. – С. 72-79.Основы логопатологии детского возраста // под ред. Корнева А.Н. - СПб.: Эксмо, 2006. - 569 с. Поливара З.В. Нейролингвистические основы нарушения речи. – М.: Флинта, 2015. – 176 сПсихология детей дошкольного возраста. // Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.:Наука,1973. 237 с.Сафина Л. А. Развитие речи детей раннего возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 35-37.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия», 2011. - 336 с.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М., ВЛАДОС, 2003. – 93 с.Цвынтарный В.В. Играем и развиваем речь. – СПб. Издательство Лань, 2000. – 32 с.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. — М., 2000.Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. за- ведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М. : Академия, 2003. – 240 с.
1. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников / Т.В. Александрова. – Санкт-Петербург, 2009. – 65 с.
2. Александрова Т.В. Практическое пособие по формированию грамматического строя речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей / Т.В. Александрова. – С.П.б.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011 – 48 с.
3. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.
4. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. . -- М.: АСТ : Астрель, 2007. - 224 с.
5. Багичева Н.В. Формирование грамматического строя речи и грамматических понятий: период дошкольного детства / Н.В. Багичева // Филологический класс, 2004. – №11. – С.32-43
6. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей «группы риска» / С.А. Беличева. – М., 2006. – 34 с.
7. Бойкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников: Картотека знаний с усложнением / С.В. Бойкова. – СПб: КАРО, 2005. – 32 с.
8. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. – М.: Академический Проект, 2005. – 240 с.
9. Боровцова Л.А., Козодаева Л.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста. // Журнал. Гаудеамус. - № 1(25), 2015. – С. 111-120.
10. Борякова Н.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений) / Н.А. Борякова, Т.А. Матросова. – М.: Центр полиграфии АТТИКА, 2010. – 200 с.
11. Бутон Ш. Развитие речи // Психолингвистика. - М.: Прогресс, 1984. С. 307..
12. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф.Седова. – М., 2004.
13. Волкова, Г.А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. – СПб. : Детство – Пресс, 2003.
14. Воробьева В.К. Методика развития связной монологической речи детей с системными нарушениями речи. – М.: АРКТИ, 2006. – 214.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи, издательство / А.Н. Гвоздев. – ДЕТСТВО - ПРЕСС, Сфера, М., 2007. – 124 с.
16. Гербова В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. – М.: Мозаика Синтез, 2003. – 104 с.
17. Глухов В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. – 2005. - № 3. – 125 с.
18. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.
19. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. - Екатеринбург, 2003. – 400 с.
20. Зорина, С.В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с задержкой психического развития : автореф. дис. … канд. пед. наук / С.В. Зорина. – СПб., 1998. – с. 48
21. Иншакова О. Б. Логопедическое обследование / О.Б. Иншакова. - М., 2009. – с. 33.
22. Козловская Г.Ю. Психология лиц с нарушениями речи: учебно-методическое пособие. - Ставрополь, 2009. – 300 с.
23. Козырева Л. М развитие речи. Дети до 5-ти лет. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 121 с.
24. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 190 с.
25. Макарова Н.В. Основные направления логопедической работы с детьми раннего возраста. // Журнал. Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - №, 2013. – С. 72-79.
26. Основы логопатологии детского возраста // под ред. Корнева А.Н. - СПб.: Эксмо, 2006. - 569 с.
27. Поливара З.В. Нейролингвистические основы нарушения речи. – М.: Флинта, 2015. – 176 с
28. Психология детей дошкольного возраста. // Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.:Наука,1973. 237 с.
29. Сафина Л. А. Развитие речи детей раннего возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 35-37.
30. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия», 2011. - 336 с.
31. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М., ВЛАДОС, 2003. – 93 с.
32. Цвынтарный В.В. Играем и развиваем речь. – СПб. Издательство Лань, 2000. – 32 с.
33. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. — М., 2000.
34. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. за- ведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М. : Академия, 2003. – 240 с.
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста в условиях массовых групп детского сада
Государственное учреждение образования
образования
Московский Педагогический Государственный университет
Филиал в Новосибирске,
Дефектологический факультет
КУРСЫ
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста в условиях массовых групп детского сада
Выполнил:
студент 3 курса, группы Л-32
Першаева М. Б.
Научный руководитель:
старший преподаватель
Пецух О. П.
Новосибирск - 2008
Содержание
Глава 1. Теоретическое обоснование работы по профилактике нарушений звукопроизношения
1.1 Характеристика звукового состава русского языка
1.2 Формирование звуковой стороны речи в онтогенезе
1.3 Причины нарушений звукопроизношения
Глава 2 Система профилактики нарушений звукопроизношения в условиях ДОУ
2.1 Выявление детей &';группы риска&'; нарушение звукопроизношения
2.2 Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными двигателя предпосылки
2.3 Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными сенсорными предпосылками
Введение
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения с первых дней жизни.
В нормальных условиях речевого общения ребенка с окружающими речевые реакции у детей образуются путем подражания и путем рефлекторного повторения (Н. И. Красногорск). Известно, что для развития различных психических функций, в том числе и речи, существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки и периоды развития (Н. И. Красногорск, Г. М. Лямина, Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова, М. Е. Хватцев).
Изучение возникновения и развития речи детей преддошкольного и дошкольного возрастов необходимо для разработки правильных методов обучения речи и предупреждения появления дефектов в нем. (М. Ф. Фомичева, М. Е. Хватцев).