Восстановление монашеской жизни в СССР начиная середины 40-х годов.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 37 37 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 01.01.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:
Введение
3
Глава 1. Изменение государственной политики по отношению к Церкви. Монастырское развитие (1943-1958 гг.) 7
Глава 2. Хрущевские гонения на Церковь. Закрытие и уничтожение монастырей (1958-1964 гг.) 14
Глава 3. Положение монастырей при брежневском «застое» (1964-1985 гг.) 19
Глава 4. Либерализация политики в отношение Церкви. Возрождение монастырей (1985-1991 гг.) 24

Заключение
31

Список использованных источников и литературы
33

Фрагмент для ознакомления

После провозглашения весной 1985 г. курса «Перестройки» Церковь ожидала расширения диалога с государством, но этот процесс оказался замороженным еще на несколько лет. Так, например, в 1984-1987 гг. открылся 31 храм, что было явно недостаточным.Поворотным моментом в улучшении отношений между Церковью и государством явился 1987 г. Ситуация начала меняться после пленума ЦК по вопросам перестройки и кадровой политики. На нем были приняты решения о демократизации и реформирования компартии. В это время М.С. Горбачев отверг идею антицерковной клеветнической компании против Церкви, которая готовилась к юбилейной дате – к тясячелетию Крещения Руси. Он открыто заявил следующее: «Не будем обижать Церковь, она у нас патриотическая».С середины 1987 г. впервые с 50-х гг. стало активно расти количество православных приходов. Патриарх Пимен пытался отменить громадные налоги, которые Церковь платила государству. Они составляли аж 69% всех доходов Московского Патриархата, что было эквивалентно 39 млн. руб. в год. Поворотным моментом стало празднование тысячелетия крещения Руси отмечавшееся в 1988 г. Этот праздник стал триумфом Русской Православной Церкви, отправной точкой характеризующей начало новой эры. В преддверии торжеств 29 апреля 1988 г. в Кремле состоялась встреча генсека с Патриархом Пименом, на которой Святейший поднял вопрос об отмене всех дискриминационных законов по отношению к духовенству. Кроме, того Первосвятителю удалось получить согласие М.С. Горбачева на открытие новых церквей, монастырей и учебных заведений. После этой судьбоносной встречи, в кротчайшие сроки, Церкви были возвращены самые ценные обители. Возобновляли свою деятельность прежде всего те монастыри, которые были хорошо известны в дореволюционное время: Толгский женский монастыри, Оптина пустынь, Валаамский, Соловецкий.В 1988 году торжественно было отмечено 1000-летие Крещения Руси. С этого момента началось возрождение православных монастырей. Уже к концу того же года в стране насчитывалось 22 монастыря, а к моменту распада СССР 117.Большую роль в возрождении Валаамского монастыря сыграл будущий патриарх Алексей II, а в то время еще митрополит Ленинградский и Новгородский. В 1988 г. он на личной встрече с 1-м секретарем Карельского обкома партии В.С. Степановым поднял вопрос о передаче его Церкви. И в итоге на следующий год Совет Министров Карельской АССР принял постановления от 19 сентября 1989 г. «О передаче объектов бывшего Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в пользу Ленинградской епархии». В 1990 г. Верховный Совет СССР принял закон «О свободе совести и религиозных организаций», по которому у Русской Православной Церкви появилось право иметь недвижимость в собственности, вести обучение, обращаться в суд, пользоваться СМИ. Этот закон разрушил систему советского контроля за религиозными организациями. Церковь признавалась юридическим лицом. И в итоге, 25 октября 1990 г. был принят долгожданный закон «О свободе вероисповеданий». По нему разрешалось богословское преподавание в светских ВУЗах, отменялись различные запреты для религиозных организаций. В сентябре 1991 г. был ликвидирован 4-й отдел 5-го управления КГБ, отвечающий за Церковь. Процесс возрождения закрытых монастырей сталкивался с большим числом трудностей. Обители передавались в полуразрушенном состоянии. Для реставрации и восстановления историко-культурных объектов нужно было привлекать узкопрофильных специалистов-реставраторов на что требовались дополнительные средства, поэтому процесс восстановления монастырей затянулся на многие годы, а иногда даже и десятилетия. Подробнее расскажем о том как были подняты из руин три ключевые монастыря: Оптина, Валаам и Соловки.Оптина Пустынь среди монастырей всей Церкви занимает особое место. Ее расцвет начался в XIX в., когда здесь подвизались великие старцы. В 1987 г. монастырь был возвращен Церкви. Взорам предстало страшное зрелище, оскверненные могилы старцев, разрушенные храмы. Процесс восстановления начался через год, с назначения наместником о. Евлогия (Смирнова). Как вспоминает один из насельников тех лет схиархимандрит Илий (Ноздрин): «Этим мы обязаны о.Евлогию. Он очень строго ко всему подходил, и к возрождению духовной жизни и к восстановлению самого монастыря. Благословил очень долгие службы на которых всегда обязательно присутствовал. Очень любил сам служить литургию». Летом 1988 г. отслужили первую литургию. Это был праздник. Храм не мог вместить всех пришедших на службу. Но в самом начале службы проводили Надвратном храме (Владимирском). Он был сильно разрушен, оставался лишь фундамент. В скором времени восстановили Введенский собор. Здесь было немного попроще, у него сохранились стены. Он был сильно изуродован, везде валялся мусор, запчасти к тракторам. От Казанского храма тоже остались одни стены. Вместо алтаря у него была дыра в стене. Его использовали как гараж и склад. В это время в монастыре еще располагалось Козельское ПТУ».Вокруг обители жили и мирские люди.Здесь было все застроено, множество хоз. построек - сараи, кладовые. Чтобы все это разобрать нужно было договорится с людьми, а это не просто. Настоятель с большим трудом уговаривал жителей поменять жилье. В монастыре вообще проходила дорога, постоянно ездил транспорт. Однажды днем о.Евлогий смог перекрыть дорогу, но ночью местные жители спилили замок. Монастырь начал строить дом, чтобы расселить людей. Кто-то согласился переехать, а кому-то пришлось покупать другое жилье. Но слава Богу шли пожертвования. Времена были тяжелые, но паломники все равно приносили свои крохи. Нужны были средства и для строительства, как на сами материалы так и на оплату рабочим. «Но Господь посылал благотворителей. Сумма всегда в монастыре оказывалась той, которая была нужна».Интересный случай о восстановлении скита рассказал о. Илия: «Чтобы возродить скит, надо было купить хибарку, в которой жил преподобный Амвросий Оптинский. Сколько запросил новый хозяин, столько и отдали. Через два дня он приносит назад определённую сумму. Во сне чей-то голос ему сказал: «Пересчитай деньги». Пересчитал, оказалось несколько больше того, что он требовал».Валаамский монастырь находился не в лучшем положении, после его передачи Церкви в 1989 г., для восстановления обители c Данилова монастыря приехали на остров шестеро монахов: иеромонахи Фотий (Бегаль), Варсонофий (Капралов), Геронтий (Федоренко), иеродиакон Серафим (Гордеев), послушники Леонид Макаров и Вадим Эрлих.«Прибывшие насельники разместились в бывшем изоляторе дома инвалидов. С приездом братии началась духовная жизнь. Возобновились богослужения в храме во имя преподобных Сергия и Германа. С самого начала на Валааме были заведены строго уставные службы, валаамский древний распев.Важной задачей было и возрождение традиций трудового монашества: при участии братии развивались здесь строительство и реставрация, флот, сельское хозяйство, автохозяйство, кузница и другие ремесла».После передачи Соловецкого монастыря Церкви картина предстала тоже не радужная. В январе1990 г. Первая литургия была отслужена на Сельдяном мысу. Это бывшая Биологическая станция. В дальнейшем здесь была оборудована кресторезная мастерская. С конца 1990 г. в обители начала возрождаться монашеская жизнь. Наместника стал игумен Герман (Чеботарь). И уже в октябре на Соловки прибыла первая группа насельников: Крикунов Олег, Сильченко Андрей, Михеев Сергей, Довгалюк Виталий и Онищенко Николай.Для размещения братии был оборудован первый этаж в корпусе наместника. Постепенно обустраивался и Никольский корпус в Северном дворике, где на втором этаже была сооружена домовая церковь. «И уже в апреле1991 г. была открыта воскресная школа. В мае в монастыре подвизались два монаха и четыре послушника».Мы привели описания в трех наиболее значимых монастырей, подобная картина наблюдалась повсеместно – во всех возвращенных Церкви обителях и храмах. Фактически Церковь отстраивалась заново, возрождалась как легендарная птица Феникс из пепла советской богоборческой эпохи.Таким образом, с 1984 по 1991 гг. Русская Православная Церковь получила полную свободу от советских надзорных органов, обрела юридический статус, возможность владеть имуществом и вести обучение, иметь объективные и независимые средства массовой информации. Количество монастырей за рассматриваемый период многократно увеличилось, их рост составил более чем в 10 раз, c 14 в 1984 г. до 117 в 1991 г. Почти все они были переданы в полуразрушенном и сильно запущенном состоянии и Церковь собственными силами провела восстановительные и реставрационные работы.ЗаключениеИстория восстановления монашеской жизни в СССР с середины 40-х и до конца 90-хгг. имела очень неоднородный прерывистый процесс и была нами поделена условно на четыре этапа, которые соответствуют изменению векторов внутригосударственной политики по отношению к Русской Православной Церкви.Первый период (1943-1958 гг.) характеризуется существенным послаблением государственного нажима на институт Церкви, что было связано с политикой И.В. Сталина во время Великой Отечественной Войны. Он увидел в Церкви не идеологического врага, а мощнейшего патриотического союзника советскому государству. Именно 1943 г. власть принимает ряд мер направленных на поддержку Русской Церкви. В это же время в состав СССР было включено большое количество монастырей ранее входившими в приграничные государства: Финляндию, Прибалтику и Польшу. Ситуация меняется уже через пять лет, к 1948 г. снова принимаются меры ужесточающего характера, такие как монастырские налоги и обязательныйплан снабжения монастырскими продуктами питания государства. В это же время прекращается процесс открытия новых храмов и монастырей.Следующий период (1958-1964 гг.) соответствует началу хрущевских гонений на Церковь и становится для нее и ее монастырей очень тяжелым испытанием. В это время они были поставлены фактически на грань выживания. Его итогом стало сокращение монастырей почти в шесть раз, а монахов в три раза. И вновь, на долгих два десятилетия, монастырская жизнь замерла. Третий период (1964-1984 гг.) весьма неоднозначный по своей сути и крайне противоречивый по отношению власти к Церкви в целом и монашеству в частности. Так, при существующих серьезных ограничениях и давлениях на Церковь, малого количества открытых монастырей, уже начали наблюдаться темпы роста и тенденции к возрождению. Доходы Церкви выросли почти в три раза, обновлялось духовенство, председатель по делам религии В.А. Куроедов в некоторых вопросах стал активно поддерживать Церковь.И последний период (1984-1991 гг.)наиболее благоприятный для Церкви. Она получила полную свободу, обрела юридический статус, возможность владеть имуществом. Количество монастырей многократно увеличилось, их рост составил более чем в 10 раз.Были конечно и осложняющую факторы, но они лежал в основном в хозяйственно-бытовой плоскости. Почти все монастыри были переданы в полуразрушенном и сильно запущенном состоянии и Церковь собственными силами провела восстановительные и реставрационные работы.Но это по большому счету, уже не считалось за тягость, так как впервые за 70 лет у Церкви начиналась новая жизнь.Список использованных источников и литературы:Васильева О.Ю. Судьбы русских монастырей в XX веке // Монашество и монастыри в России XI-XX века. [Электронный ресурс]: URL:https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/monashestvo-i-monastyri-v-rossii-11-20-veka/13 (дата обращения: 19.01.2018).Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Синода Русской Православной Церкви, состоявшейся 29 апреля 1988 г. // Правда 1988. 30 апреля.Голубцов С.В. Церковная Московия в 1935-1965 годах // Церковно-исторический вестник. М., 2004. № 11. С. 4-71.Григорий, архим. К 300-летию Успенского храма Новодевичьего монастыря в Москве // Журнал Московской Патриархии. 1985 №10. С.14-15.К сообщению о передаче Московскому Патриархату Данилова Монастыря // Журнал Московской Патриархии. 1984. №2. C.5-6.Кашеваров А.Н. Государственно-церковные отношения в период «Перестройки» 1985-1991 гг. // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. СПб., 2015. С.109-115.Кенворти С. Советская власть и Троице-Сергиева лавра при Сталине и Хрущеве // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. № 25. 2015. С. 61-65.Крикун В.Г., Подгорный В.И. Правовой статус монастырей в СССР (1929-1985 гг.) // Юридическая наука: Вопросы истории, теория и практика. Белгород, 2016. С. 8-16. Летопись возрождения [Электронный ресурс]: URL: http://solovki-monastyr.ru/abbey/revival/ (дата обращения: 19.01.2018).Летопись жизни Алипия (Воронова) [Электронный ресурс]: URL: http://pechori.ru/people/alipij-voronov-nepridumannye-istorii (дата обращения: 19.01.2018).Лехтонен А. Юбилеи храмов в Пюхтицком Успенском монастыре // Журнал Московской Патриархии. 1986. №2. С 20-25.Маслова И.И. Совет по делам религий при Совете Министров СССР и Русская Православная Церковь (1965 -1991 гг.) //Отечественная история.2005. № 6. С. 52-65.Марченко А.Н. Доходы православного духовенства и налоговая политика власти в период хрущевской антирелигиозной кампании 1958-1964 годов (по материалам Уральского региона) // MAGISTRA VITAE: Электронный журнал по историческим наукам и археологии. №18. Челябинск, 2008. С.129-138.Марченко А.Н. «Хрущевская церковная реформа» и ее влияние на внутрицерковную жизнь по материалам Уральского региона (1958-1964 гг.). Пермь: Изд. Пермского гос. ун-та, 2007. – 198 с.Мурашова Ю.А. «Железные» аргументы: Идейная борьба Советской власти с православными паломниками в Курскую Коренную пустынь в Хрущёвский период // Известия Смоленского государственного университета. Смоленск, 2017. С. 233-241.Непочатова М.И. Церковно-государственные отношения в Эстонии в 1944-1953 гг. // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. №2. М., 2014. С.18-33.Непочатова М.И. К истории Пюхтицкого Успенского женского монастыря в 1944-1962 гг. // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. №2. М., 2016. С.66-79.Новая жизнь Северного Афона [Электронный ресурс]: URL: https://prichod.ru/orthodoxy-everywhere/15904/ (дата обращения: 19.01.2018).Ноздрин, И., схиархим. Молитвою возрождалась Оптина. Глас крови [Электронный ресурс]: URL: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1170655 (дата обращения: 19.01.2018).Одинцов М.И. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: ЦИНО, 2002.– 310 с.Онищенко А.Б. Материалы о положении и деятельности монастырей в СССР по документам Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК (СМ) СССР (1950–1963). [Электронный ресурс]: URL: http://www.bogoslov.ru/text/1769530.html (дата обращения: 19.01.2018).О чем душа скорбит: Жизнеописание, пастырские труды, воспоминание духовных чад схиархимандрита Зосимы (Сокура). М.: Изд. Сретенского монастыря, 2013. – 672 с.Патриарх Алексей в Троице-Сергиевой Лавре // Журнал Московской патриархии. №12.1946. С. 16–17.Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995.– 512 с.Рожнов Г. Это мы, Господи! // Огонек. № 38. 1989. С. 6-8.Русак В.С. Свидетельство обвинения. Церковь и государство в Советском Союзе. Т.2. М.: [Б.и.], 1987. – 350 с.Седова Г.В. Христианские обители в советской Латвии: 1958-1961-е годы // На пути к гражданскому обществу. Архангельск, 2014. С.54-63.Содоль В.В. Православные монастыри Молдавии и советская власть: экономическое взаимодействие // Русин. №2. Тирасполь, 2010. С.102-110.Соколов Ф.В., диак. Посещение Данилова монастыря Святейшим Патриархом Пименом // Журнал Московской Патриархии. 1987. №3. С.12-13.Цыпин Владислав, прот. История Русской Церкви (1917-1997). М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. – 832 с.Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Лепта, 2010. – 480 с.

Список использованных источников и литературы:

1. Васильева О.Ю. Судьбы русских монастырей в XX веке // Монашество и монастыри в России XI-XX века. [Электронный ресурс]: URL:https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/monashestvo-i-monastyri-v-rossii-11-20-veka/13 (дата обращения: 19.01.2018).
2. Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Синода Русской Православной Церкви, состоявшейся 29 апреля 1988 г. // Правда 1988. 30 апреля.
3. Голубцов С.В. Церковная Московия в 1935-1965 годах // Церковно-исторический вестник. М., 2004. № 11. С. 4-71.
4. Григорий, архим. К 300-летию Успенского храма Новодевичьего монастыря в Москве // Журнал Московской Патриархии. 1985 №10. С.14-15.
5. К сообщению о передаче Московскому Патриархату Данилова Монастыря // Журнал Московской Патриархии. 1984. №2. C.5-6.
6. Кашеваров А.Н. Государственно-церковные отношения в период «Перестройки» 1985-1991 гг. // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. СПб., 2015. С.109-115.
7. Кенворти С. Советская власть и Троице-Сергиева лавра при Сталине и Хрущеве // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. № 25. 2015. С. 61-65.
8. Крикун В.Г., Подгорный В.И. Правовой статус монастырей в СССР (1929-1985 гг.) // Юридическая наука: Вопросы истории, теория и практика. Белгород, 2016. С. 8-16.
9. Летопись возрождения [Электронный ресурс]: URL: http://solovki-monastyr.ru/abbey/revival/ (дата обращения: 19.01.2018).
10. Летопись жизни Алипия (Воронова) [Электронный ресурс]: URL: http://pechori.ru/people/alipij-voronov-nepridumannye-istorii (дата обращения: 19.01.2018).
11. Лехтонен А. Юбилеи храмов в Пюхтицком Успенском монастыре // Журнал Московской Патриархии. 1986. №2. С 20-25.
12. Маслова И.И. Совет по делам религий при Совете Министров СССР и Русская Православная Церковь (1965 -1991 гг.) //Отечественная история. 2005. № 6. С. 52-65.
13. Марченко А.Н. Доходы православного духовенства и налоговая политика власти в период хрущевской антирелигиозной кампании 1958-1964 годов (по материалам Уральского региона) // MAGISTRA VITAE: Электронный журнал по историческим наукам и археологии. №18. Челябинск, 2008. С.129-138.
14. Марченко А.Н. «Хрущевская церковная реформа» и ее влияние на внутрицерковную жизнь по материалам Уральского региона (1958-1964 гг.). Пермь: Изд. Пермского гос. ун-та, 2007. – 198 с.
15. Мурашова Ю.А. «Железные» аргументы: Идейная борьба Советской власти с православными паломниками в Курскую Коренную пустынь в Хрущёвский период // Известия Смоленского государственного университета. Смоленск, 2017. С. 233-241.
16. Непочатова М.И. Церковно-государственные отношения в Эстонии в 1944-1953 гг. // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. №2. М., 2014. С.18-33.
17. Непочатова М.И. К истории Пюхтицкого Успенского женского монастыря в 1944-1962 гг. // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. №2. М., 2016. С.66-79.
18. Новая жизнь Северного Афона [Электронный ресурс]: URL: https://prichod.ru/orthodoxy-everywhere/15904/ (дата обращения: 19.01.2018).
19. Ноздрин, И., схиархим. Молитвою возрождалась Оптина. Глас крови [Электронный ресурс]: URL: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1170655 (дата обращения: 19.01.2018).
20. Одинцов М.И. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: ЦИНО, 2002. – 310 с.
21. Онищенко А.Б. Материалы о положении и деятельности монастырей в СССР по документам Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК (СМ) СССР (1950–1963). [Электронный ресурс]: URL: http://www.bogoslov.ru/text/1769530.html (дата обращения: 19.01.2018).
22. О чем душа скорбит: Жизнеописание, пастырские труды, воспоминание духовных чад схиархимандрита Зосимы (Сокура). М.: Изд. Сретенского монастыря, 2013. – 672 с.
23. Патриарх Алексей в Троице-Сергиевой Лавре // Журнал Московской патриархии. №12. 1946. С. 16–17.
24. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. – 512 с.
25. Рожнов Г. Это мы, Господи! // Огонек. № 38. 1989. С. 6-8.
26. Русак В.С. Свидетельство обвинения. Церковь и государство в Советском Союзе. Т.2. М.: [Б.и.], 1987. – 350 с.
27. Седова Г.В. Христианские обители в советской Латвии: 1958-1961-е годы // На пути к гражданскому обществу. Архангельск, 2014. С.54-63.
28. Содоль В.В. Православные монастыри Молдавии и советская власть: экономическое взаимодействие // Русин. №2. Тирасполь, 2010. С.102-110.
29. Соколов Ф.В., диак. Посещение Данилова монастыря Святейшим Патриархом Пименом // Журнал Московской Патриархии. 1987. №3. С.12-13.
30. Цыпин Владислав, прот. История Русской Церкви (1917-1997). М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. – 832 с.
31. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Лепта, 2010. – 480 с.

Вопрос-ответ:

Каким образом менялась государственная политика по отношению к Церкви в период с 1943 по 1958 год?

В период с 1943 по 1958 год государственная политика по отношению к Церкви в СССР претерпела значительные изменения, которые сказались на развитии монастырей. Отношение государства к религии стало менее репрессивным, и монастыри начали восстанавливаться и развиваться. В этот период были открыты новые монастыри, обновлены старые и возобновлено монашеское служение. Это стало возможным благодаря изменениям в политике СССР, которые учитывали религиозные потребности населения и пытались смягчить религиозное противостояние.

Каковы были последствия хрущевских гонений на Церковь в 1958-1964 годах для монастырей?

Хрущевские гонения на Церковь, происходившие в период с 1958 по 1964 год, оказали катастрофическое влияние на монастыри в СССР. Множество монастырей были закрыты и уничтожены, монахи и монахини были преследованы и подвергались репрессиям. Некоторые монастыри были превращены в школы, больницы или другие учреждения, а духовное наследие монастырей было уничтожено. Это время стало очень сложным для монастырской жизни, и возродиться они смогли только спустя несколько десятилетий.

Какое было положение монастырей при брежневском застое в период с 1964 по 1985 годы и как это отразилось на их развитии?

В период с 1964 по 1985 годы, при брежневском застое, положение монастырей в СССР оставалось сложным. Государство продолжало ограничивать деятельность церкви и подвергать ее контролю, в том числе и монастырей. Монастыри не получали должной поддержки и сталкивались с различными препятствиями со стороны властей. Вместе с тем, некоторые монастыри все же смогли выжить и сохранить свою духовную и культурную ценность. Однако, развитие монастырской жизни в этот период было ограниченным и медленным, и многие монастыри продолжали существовать в неблагоприятных условиях.

Какие монастыри были закрыты и уничтожены в период с 1958 по 1964 год?

В период с 1958 по 1964 год были закрыты и уничтожены многие монастыри, включая Псково-Печерский, Кирилло-Белозерский, Александровский Свирский, Иосифо-Волоцкий и другие.

Какое было положение монастырей при брежневском застое (1964-1985 гг)?

В это время положение монастырей было довольно сложным. Они продолжали оставаться закрытыми, но некоторые из них использовались для других целей, например, как тюрьмы или больницы.

Как изменилась политика в отношении Церкви в 1985-1991 гг.?

В 1985 году с приходом Михаила Горбачева к власти началась перестройка, и политика в отношении Церкви стала более либеральной. Это привело к возрождению монастырей и открытию новых церквей.

Каковы были изменения в государственной политике по отношению к Церкви после середины 40-х годов?

После середины 40-х годов государственная политика по отношению к Церкви начала меняться. Были проведены реформы, которые позволили частично восстановить монашескую жизнь. Разрешались открытие новых монастырей и возвращение некоторых закрытых монастырей к монашескому служению.

Какие источники были использованы при написании статьи?

При написании статьи были использованы различные источники и литература, включая академические работы, документы Церкви, свидетельства очевидцев и исторические источники о периоде 1943-1991 гг.