Основные характеристики коллектива: формирование и управление
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 01.04.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретический анализ основных характеристик коллектива
1.1. Характеристика понятия коллектива. Формирование коллектива
1.2. Теории управления коллективом
2. Особенности управления коллективом и повышение эффективности работы коллектива
2.1. Особенности управления коллективом
2.2. Повышение эффективности работы коллектива
Заключение
Список литературы
Групповое единомыслие. Это тенденция подавления каждой отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-либо явление с тем, чтобы не нарушить единство и гармонию группы. Члены группы считают, что несогласие подрывает их чувство принадлежности к этой группе, и поэтому несогласия надо избегать. Чтобы сохранить у членов группы то, что понимается как единство и гармония, член группы решает, что лучше не высказывать своего мнения. В атмосфере группового единомыслия первостепенная задача для отдельной личности – держаться общей линии в обсуждении, если она имеет иную информацию или точку зрения.
Поскольку никто не выражает мнений, отличных от других, и не предлагает иную точку зрения, каждый полагает, что все остальные думают одинаково. Никто не знает, что другие члены тоже могут быть настроены скептически или просто озабочены. В результате проблема решается с меньшей эффективностью, так как вся необходимая информация и альтернативные решения не обсуждаются и не оцениваются. Когда налицо групповое единомыслие, возникает вероятность посредственного решения, которое никого не задевает.
Конфликтность. Хотя разнообразие и активный обмен мнениями и полезен, но он может привести к внутригрупповым спорам и другим проявлениям открытого конфликта, которые всегда пагубны для работы.
Статус членов коллектива. Статус личности в коллективе определяется рядом факторов, включая такие, как старшинство в должности, образование, организаторский талант, информированность, опыт, расположение начальства и т.д. Эти факторы могут способствовать повышению или понижению статуса в зависимости от ценностей и норм в группе.
Члены группы, чей статус высок, способны оказать большее влияние на решения группы, чем член группы с низким статусом. Однако это далеко не всегда ведет к повышению эффективности. Например, человек, недавно пришедший в фирму, может иметь более ценные идеи и опыт в отношении какого-либо проекта, чем человек с высоким статусом, приобретенным благодаря многолетней работе в руководстве. Чтобы принимать эффективные решения, необходимо учитывать всю информацию, относящуюся к данному вопросу, и объективно взвешивать идеи. Группе придется приложить совместные усилия для того, чтобы мнения членов с высоким статусом не доминировали в ней.
Трудовые отношения в коллективе. Налаживание трудовых отношений и создание хорошего морального климата — это едва ли не самая сложная проблема управления коллективом. Трудовые отношения начинаются с момента найма работника, когда взаимоотношения между работником и работодателем устанавливаются с помощью соглашения, называемого контрактом или трудовым договором. Трудовой договор включает в себя два обязательных пункта:
трудовую функцию, в которой указываются название должности, место работы, квалификация, специальность, должностные обязанности и другие;
размер заработной платы.
Эти данные присутствуют в приказе о назначении на должность. В обязанности администрации входит ознакомление работника с поручаемой работой и ее условиями, правами и обязанностями, правилами внутреннего распорядка, инструкциями по технике безопасности и другими правилами.
Управление персоналом опирается на анализ содержания труда, который способствует правильным оценкам производственных и деловых качеств работников, их выработке, организации и оплаты труда.
Для предоставления работникам определенной свободы действий в рамках полученного задания используется делегирование полномочий, предполагающее возложение определенных обязанностей и выделение ресурсов (финансовых, материальных, правовых и других), необходимых для выполнения задания. Характер делегирования полномочий зависит от стиля управления коллективом, уровня иерархии руководителя и конкретной обстановки, в которой выполняется задание.
Роли членов коллектива. Критическим фактором, определяющим эффективность работы коллектива, является поведение каждого из его членов. Роли в коллективе должны распределяться таким образом, чтобы каждый его член мог вести себя инициативно и ответственно при выполнении поставленных задач, а также способствовать социальному взаимодействию в коллективе. Таким образом, производственная деятельность, связанная с выполнением целевых ролей, должна сочетаться с социальными аспектами, выступающими в качестве поддерживающих ролей, которые сохраняют состояние удовлетворенности членов коллектива [6].
Если посмотреть в целом на управление персоналом, то можно отметить два важнейших подхода к управлению - американский (а) и японский (я). Особенности каждого подхода показаны в виде совокупности критериев (принципов), используемых при управлении.
1. Ключевой принцип организации:
(а) эффективность;
(я) гармония.
2. Отношение к работе:
(а) направлено на выполнение задачи или реализацию проекта;
(я) направлено на выполнение обязанностей.
3. Должностная конкуренция:
(а) свободная и явная конкуренция;
(я) неярко выражена, проявляется только в определенных условиях.
4. Гарантия сохранения должности:
(а) нестабильная;
(я) высокая.
5. Принятие решения:
(а) сверху вниз - через систему управления и информацию;
(я) снизу вверх - система "риджи" ("ри" - спроси подчиненного, "джи" - обдумай).
6. Делегирование власти:
(а) широко распространено;
(я) мало распространено.
7. Отношение с подчиненными:
(а) контактные, деперсонализированные;
(я) "семейные", длительные, "отеческие" заботы до пенсии.
8. Метод найма на работу:
(а) после окончания учебного заведения и из других компаний;
(я) после окончания учебного заведения.
9. Оплата труда:
(а) в зависимости от результатов и договоренности;
(я) гарантированная зарплата в зависимости от стажа [12, с. 138].
Как видно из рассмотренного примера, конкретные приемы и ценностные ориентации управления могут быть весьма разнообразны. Выбор конкретных приемов зависит от массы обстоятельств.
Большинство американских руководителей выполняют целевые роли, в то время как японские руководители целевые и поддерживающие роли. В США руководители склонны делать упор на производственную деятельность и игнорировать социальные аспекты, в то время как в Японии достижение и сохранение состояния удовлетворенности членов рабочей группы идет бок о бок с выполнением целевых ролей. Рассматривая вопросы повышения эффективности работы коллектива, можно сделать вывод, что самый эффективный коллектив — это коллектив:
чей размер соответствует его задачам;
в составе которого находятся люди с положительными чертами характера;
чьи нормы способствуют достижению целей коллектива;
где здоровый уровень конфликтности;
где хорошее выполнение как целевых, так и поддерживающих ролей;
где члены коллектива, имеющие высокий статус, не доминируют;
где создан здоровый моральный климат.
При этом в своей деятельности руководитель должен:
увеличивать степень удовлетворенности своих работников путем улучшения условий труда;
сконцентрировать внимание на потребностях группы и создать систему эффективной мотивации труда;
внедрить систему взаимного контроля и взаимной ответственности [13, с. 98].
Руководителю коллектива необходимо всегда помнить, что каждый работник — это личность. Он не просто работает, он живет, работая, а работая, он реализует себя как личность. И обращаться надо с ним как с личностью: не столько стимулировать, сколько признавать работу, труд, человека, личность. Менеджеру, руководителю коллектива следует быть внимательным к тому, чтобы привлеченные им к работе специалисты:
испытывали удовлетворение от работы, от пребывания в коллективе и от контактов с его членами;
чувствовали себя личностями;
верили в надежность своего коллектива и в нужность своей работы;
имели удовлетворение от своего статуса, выпавшего на их долю положения в коллективе.
Заключение
Данная работа была предпринята с целью изучения основных характеристик коллектива, его формирования и управления коллективом. В ходе достижения цели был поставлен ряд задач, решение которых позволило сделать следующие выводы.
Коллектив определяется как группа людей, осуществляющих совместную деятельность на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. Коллектив – это вершина развития группы. Коллектив возникает не сразу, а проходит пять стадий в своем развитии. Для высокоразвитого сплоченного коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу.
В научной литературе описано несколько теорий управления коллективом. В современной теории и практике управления принято различать несколько стилей руководителя. Главная черта эффективного руководства коллективом – гибкость, когда руководитель умело использует преимущества того или иного стиля руководства.
Управление коллективом означает создание такой обстановки, в которой с уверенностью будет получен требуемый результат. Для этого необходимы организация, мотивация и контроль деятельности. Одними из важнейших задач руководителя являются сближение формальных и неформальных структур, положительная ориентация неформальных групп и борьба с отрицательными проявлениями в коллективе.
На эффективность работы коллектива оказывают влияние также следующие факторы: его размер и состав, групповые нормы поведения, единомыслие и статус его членов, трудовые отношения в коллективе и критерии, используемые в управлении.
Руководителю коллектива необходимо всегда помнить, что каждый работник — это личность и обращаться надо с ним как с личностью: не столько стимулировать, сколько признавать работу, труд, человека, личность. Менеджеру, руководителю коллектива следует быть внимательным к тому, чтобы привлеченные им к работе специалисты: испытывали удовлетворение от работы, от пребывания в коллективе и от контактов с его членами, чувствовали себя нужными, верили в надежность своего коллектива и в нужность своей работы, имели удовлетворение от своего статуса в коллективе.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Действительно, коллектив как социальная группа имеет свои особенности на различных стадиях формирования, которые можно использовать для управления коллективом и повышения эффективности его работы.
Данные исследования могут быть использованы в дальнейшей разработке эмпирического исследования в конкретной организации.
Список литературы
Амелин В.Я. и др. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Курс лекций. -Ч.1. -М.: МПИ ФСБ РФ, 2003. -312 с.
Андреева Г. М., Богомолова Н. Н. и др. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. — М., 2002.
Андреева Г.М. Социальная психология. М.,2004 – 245с.
Буранов С., Баклановский С. Психология межличностного общения // Ориентир. - 2006. - № 4.
Бычкова А.В. Управление персоналом: Учеб. пособие. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005. - 200 с.
Калюжный А.С. Психология коллектива: Учебное пособие. - Н.Новгород: ВМИ ФПС России, 2002. – 243 с.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология, М., 2001. – 384 с.
Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2002. - 445 с.
Психология менеджмента / А. М. Столяренко, Н.Д. Амаглобели/ учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М., 2004.
Современный словарь по психологии /Авт. сост. В.В. Юрчук. -Минск: Элайда, 2000. – 704 с.
Социальная психология: учебное пособие / Отв. Ред. А.Л. Журавлев. М., 2002.
Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб. - практ. пособие. - 5-е изд. - М.: Дело. 2003. - 272 с.
2
2.Андреева Г. М., Богомолова Н. Н. и др. Зарубежная социальная психо-логия XX столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. — М., 2002.
3.Андреева Г.М. Социальная психология. М.,2004 – 245с.
4.Буранов С., Баклановский С. Психология межличностного общения // Ориентир. - 2006. - № 4.
5.Бычкова А.В. Управление персоналом: Учеб. пособие. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005. - 200 с.
6.Калюжный А.С. Психология коллектива: Учебное пособие. - Н.Новгород: ВМИ ФПС России, 2002. – 243 с.
7.Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология, М., 2001. – 384 с.
8.Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2002. - 445 с.
9.Психология менеджмента / А. М. Столяренко, Н.Д. Амаглобели/ учеб-ное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
10.Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М., 2004.
11.Современный словарь по психологии /Авт. сост. В.В. Юрчук. -Минск: Элайда, 2000. – 704 с.
12.Социальная психология: учебное пособие / Отв. Ред. А.Л. Журавлев. М., 2002.
13.Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб. - практ. пособие. - 5-е изд. - М.: Дело. 2003. - 272 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные характеристики коллектива важно учитывать при его формировании и управлении?
Основные характеристики коллектива, которые важно учитывать при его формировании и управлении, включают в себя социальную структуру, процессы коммуникации, степень согласованности целей и субъектов, уровень взаимодействия и сотрудничества между членами коллектива, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.
Как можно охарактеризовать понятие "формирование коллектива"?
Формирование коллектива - это процесс сбора, отбора и объединения людей для достижения общих целей. В ходе этого процесса происходит подбор людей с необходимыми навыками и компетенциями, создание условий для их взаимодействия и установление совместных целей и задач.
Какие теории управления коллективом известны в литературе?
Существует несколько теорий управления коллективом, включая теорию лидерства, теорию групповой динамики, теорию коммуникации и теорию конфликтов. Каждая из этих теорий исследует различные аспекты управления коллективом и предлагает свои подходы и методы для его эффективного функционирования.
Какие особенности управления коллективом можно выделить?
Особенности управления коллективом включают в себя необходимость развития и поддержания группового единомыслия, установление четких коммуникационных каналов и процессов, обеспечение членам коллектива возможности участия в принятии решений и предложениях, а также мотивация и поддержка сотрудников. Важным аспектом также является способность управляющего персонала адаптироваться к различным стилям работы и потребностям коллектива.
Как можно повысить эффективность работы коллектива?
Для повышения эффективности работы коллектива можно использовать различные подходы, такие как развитие командной культуры, проведение тренингов по коммуникации и управлению конфликтами, поощрение и поддержка индивидуального и коллективного роста сотрудников, а также установление целей и задач, которые мотивируют членов коллектива на достижение успеха.
Что такое коллектив и как он формируется?
Коллектив - это объединение людей, работающих над общей задачей или достижением общей цели. Коллектив формируется путем привлечения и отбора участников, которые обладают необходимыми знаниями и навыками для выполнения поставленных задач.
Какие теории существуют об управлении коллективом?
Существует несколько теорий управления коллективом, включая классическую теорию управления, системный подход к управлению и ситуационное управление. Каждая из этих теорий предлагает свой подход к управлению коллективом и предоставляет набор инструментов и методов для достижения эффективности и результативности работы коллектива.
Какие особенности есть у управления коллективом?
Управление коллективом имеет свои особенности, такие как необходимость учета индивидуальных особенностей участников, необходимость создания благоприятного и мотивирующего рабочего окружения, а также развитие коммуникационных навыков руководителя для эффективного взаимодействия с каждым членом коллектива.
Как можно повысить эффективность работы коллектива?
Для повышения эффективности работы коллектива необходимо использовать различные подходы, такие как разработка четких задач и целей, установление коммуникационных каналов для свободного обмена информацией, поощрение сотрудничества и развитие навыков командной работы. Также важно проводить систематическую оценку работы коллектива и вносить необходимые корректировки для достижения лучших результатов.