Классическая теория организации
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 25.02.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Содержательные аспекты классической теории организации 5
1.1 Условия возникновения 5
1.2 Основные положения классической теории менеджмента 8
Глава 2. Основные представители классической теории организации 11
2.1 Ф. Тейлор и его идеи 11
2.2 М.Вебер и его теория 13
2.3 А. Файоль и его вклад 14
Глава 3. Основные представители теории организации 18
Заключение 23
Список использованной литературы 27
Приложение 1 29
В дальнейшем, такие ученые как Платон, Аристотель и Сократ начали формировать свои представления об управлении. Однако лишь во второй половине XVIII века менеджмент стал формироваться как отрасль управленческих знаний. Но его становление стало возможным лишь в начале XX века, когда началась эпоха индустриализации и появление огромных организаций и предприятий.Надо отметить, что история науки об управлении развивалась параллельно с другими научными областями, такими, как экономика, социология, математика, психология. Разумеется, что эти науки оказывали влияние на формирование мысли об управленческой деятельности. Поэтому будет актуальным показать при исследовании развития менеджмента это влияние. Значительное влияние на становление управления как науки оказала классическая буржуазная политическая экономия. Большой вклад в ее формирование внесли английские политэкономы Уильям Петти (1623–1687), Адам Смит (1723–1790) и Давид Рикардо (1772–1823). Значительную лепту в формирование политэкономии как науки внесли труды Пьера Буагильбера (1646–1714), который считается основателем классической французской политэкономии. Также оказал существенное влияние Франсуа Кенэ (1694–1774) – основоположник школы физиократов и создателя знаменитых «экономических таблиц» воспроизводства. Анн Роберта Жака Тюрго (1727–1781), королевского министра финансов, внес существенный вклад в развитие теории физиократов. Физиократы противопоставляли торговле сельское хозяйство. Они считали его единственной отраслью. Дающей излишки.Нельзя ни отметить огромного вклада английского социалистаутописта РобертаОуэна (1771–1858) в развитие управленческой мысли и практики управления. Он первым заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет. Оуэн был практиком, и добился на своей фабрике улучшения условий труда работников. Он также предпринял попытку распространить свою систему на предприятиях Англии, но потерпел неудачу. Не принесла успеха и его попытка основать в 1821 г. коммуну «Новая Гармония» в США. Через три года он разорился.На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К. Марксаи Ф. Энгельса. Маркс и Энгельс создали аппарат для исследований в области менеджмента, необходимую методологическую и методическую базу. В своем труде «Нищета философии» К. Маркс говорит, что для различных форм организации общества являются характерными «различные формы разделения труда». Он говорит о том, что внутри мастерской разделение труда было развито довольно слабо. В первом томе «Капитала» К. Маркс отмечает, что необходимость в дифференциации труда возникает в условиях развития кооперации. «С развитием кооперации многих наемных рабочих командование капитала становится необходимым для выполнения самого процесса труда, становится действительным условием производства. Команда капиталиста на поле производства делается теперь столь же необходимой, как команда генерала на поле сражения».Однако, с его точки зрения, капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом и нет необходимости, так как «труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагается в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом».В итоге, в результате разделения труда возникает обособление управления, оно стало рассматриваться в качестве особой функции любого коллективного труда. В то же время Энгельс указывал на то, что необходимо разделять управление вещами и управление людьми. В этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. В дальнейшем это утверждение было основным в исследованиях большинства ученых. Что касается концепций рыночного менеджмента начала XX века, то ведущей считается концепция Ф. Тэйлора о научном управлении предприятия. Она относится к формированию американского менеджмента, но, тем не менее, повлияла на мировой менеджмент в целом, создав «научную» школу управления. С точки зрения этой школы предприятие рассматривается как закрытая система, не связанная с внешней средой и не подверженная ее влиянию. Эта школа не учитывала человеческий фактор, не уделяя значительной роли поведенческому аспекту. Основное внимание Файоль уделял управлению персоналом. Он первым рассмотрел управленческую деятельность обособленно, при этом полагая, что характер ее будет зависеть от размеров и особенностей предприятия. Он выделял пять функций управления: планирование, организация, распорядительская деятельность, координирование и контроль. Также он выделил четырнадцать принципов управления. Именно эта модель в ее развитии составляет основу менеджмента в Европе.В связи с этим стали формироваться различные школы управления, среди которых: рационалистическая, «рациональная бюрократия», школа административного управления, школа науки управления.Таким образом, можно сделать вывод, что менеджмент в своем развитии прошел очень длительный путь становления. Однако можно утверждать, что развитие менеджмента как науки будет продолжаться и дальше, станут появляться новые концепции и теории, отвечающие потребностям времени. Список использованной литературыАртамонова М.В. Василюк Т.Н. Колосова Р.П. Луданик М.В. Экономика персонала. – М.: Инфра М, 2013.Аширов Д. А. Управление персоналом. – М.: Вэлби, 2015.ГибсонДж.Л., ИванцевичДж.М., Доннелли Д.Х. - мл. Организации: поведение, структура, процессы. М., 2015. Дафт Р.Л. Менеджмент. – М.: Эксмо, 2015.Дейнека А.В., Беспалько В.А. Управление человеческими ресурсами: Учебник для бакалавров. – Дашков и К, 2015. Дементьева А. Г. Соколова М. И. Управление персоналом. – М.: Магистр, 2014.ЗахаровН.Л.,КузнецовА.Л.Управлениесоциальнымразвитиеморганизации:учебник.–М.: ИНФАМ,2014. Зиновьев В.Н. Менеджмент: учебное пособие/В. Н. Зиновьев, И.В. Зиновьева.- Москва: Дашков и К, 2010.- 477 с.Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник/ Г.Б. Казначевская.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.- 452 с.Коротков Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров/Э.М. Коротков.- Москва: Юрайт, 2012.- 640 с.Кравченко А.И. История менеджмента/ А.И. Кравченко.- М.: Кнорус, 2010.- 367 с.Маршев В.И. История управленческой мысли/ В.И. Маршев.- М.: Инфра-М, 2005.- 244 с.Мостовая Ю. П. Модели управления качеством услуг (на примере банковских услуг) // Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. – № 5. – С. 89-97.Поляков В.А. Технология карьеры / В.А. Поляков // ЭКО. – 2016. – № 1. . – С. 54-59.Трошина К. Карьера и мотивация / К. Трошина // Управление персонами. – 2014. – № 12. – С. 17–19.Туватова В. Е. Карьерная политика предприятия — его резерв // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – №3. – С. 56-61.ЦыганковаИ.В.Современныевзглядынапроблемукачестватрудовойжизни// ВестникЧелябинскогогосударственногоуниверситета. –2015.– №19.–С.134-141. Приложение 1Становление и развитие менеджмента в РоссииЕсли в США управление организацией как наука начала формироваться в начале XXст., то до 1991г. предприятия СССР не испытывали потребности в планировании своей деятельности, поиском рынков сбыта, повышением производительности труда для увеличения уровня прибыльности. Планово – командная (административная) экономика страны предполагала лишения организаций самостоятельности в вопросах хозяйствования: наверху разрабатывался план сколько товара нужно произвести, кому его продать и в каком количестве. Другими словами управление организацией осуществлялось не ее менеджерами, а государственными органами (ведомствами, министерствами и т.д.). После распада СССР произошел разрыв экономических связей между организациями не только внутри России, но другими странами (Украина, Литва, Латвия и т.д.). Соответственно, основной предпосылкой возникновения современного менеджмента как науки в России стал переход от планово – командной экономики к рыночной вследствие распада Советского союза. На данном этапе российский менеджмент формировался в довольно сложных условиях: негативные явления в экономике РФ в 90 гг., сжатые сроки переориентации бизнеса на рыночные механизмы. Все это наложило свой отпечаток на систему управления российскими компаниями и в ней еще можно проследить черты присущие административно – командной системе. И это не удивительно, так как многие современные организации, предприятия, компания образованы на основе бывших советских фабрик, заводов и т. д. Еще одной особенностью менеджмента российских компаний можно назвать, что часть современных бизнесменов начинали свою деятельность в советское время, но молодое поколение бизнесменов России способны управлять субъектами хозяйствования в новых экономических условиях. Основными особенностями российского менеджмента является:преобладание в организациях вертикальных, формальных связей и отношений, пирамидальных, иерархических организационных структур и слабое развитие мягких организационных структур предприятия;проблемы делегирования полномочий от руководителя к подчиненным, подавление творческого подхода и инициативы работников, что в некоторых случаях может привести компанию к банкротству;любовь к авторитарному стилю руководства и его постоянное применение на большинстве предприятий страны;механическое детальное копирование западных принципов, методов и моделей управления без их адаптации к российской экономике;отсутствие гибкости у топ - менеджеров. Руководители многих предприятий предпочитают действовать по привычке и не могут быстро приспособиться к меняющимся условиям окружающей среды;производительность труда, ресурсосберегающие технологии, экономия сырья и материалов не рассматриваются многими руководителями как объектов управления;низкая заинтересованность топ – менеджеров во внедрении и активном использовании системы управления качеством; [6,c.232]низкий уровень профессиональных знаний науки управления у самих руководителей. Многие менеджеры обладая властью стремятся распределить должности между родственниками, друзьями и т.д.; На формирование российского менеджмента влияют также социально – экономические факторы, например: экономическая и политическая нестабильность в стране, которая в принципе делает невозможным долгосрочное и среднесрочное планирование деятельности, а иногда вынуждает прекратить деятельность всего предприятия;ресурсно – сырьевая ориентация экономики страны;постоянное ухудшение производственного, научно - технического, кадрового потенциала; отток многих ученых за границу в 90годы, когда экономика страны переживала не самые лучшие времена;сложная система налогообложения и высокий уровень налоговых ставок;уровень инфляции и безработицы;низкий уровень оплаты труда в целом по стране и низкий удельный вес оплаты труда в конечной цене реализованного товара;низкие показатели индекса человеческого развития и тенденция к его снижению;низкая экономическая эффективность деятельности многих организаций России;применение органами власти как на государственном, так и на местном уровне моделей управления, которые не всегда соответствуют реальным условиям деятельности предприятия. Отличительной чертой многих органов власти является или применение или жестко бюрократических структур или чрезмерно либеральных;неравномерность уровня развития регионов;высокий уровень неопределенности, рисков на рынке товаров и услуг; Но несмотря, на все перечисленные выше факторы негативно влияющие на современный российский менеджмент можно выделить и положительные тенденции его развития, например, многообразие форм собственности субъектов хозяйствования, тенденция к росту промышленного производства, появление предпринимательского класса в обществе и т.д. Но можно выделить факторы, которые положительно влияют на процесс формирования и развития российского менеджмента: применение творческого подхода как руководителей, так и сотрудников к решению проблем;преобладание групповой коллективной деятельности, например мозговой штурм;стойкость, выносливость, работоспособность и энергичность россиян;поиск чего – то нового для решения проблемы, выполнения поставленных целей и задачи;быстрая адаптация к постоянно меняющейся окружающей среде;применение реструктуризации и реорганизации для улучшения эффективности деятельности предприятия; Таким образом, современный российский менеджмент на сегодняшний день находится на стадии зарождения и развития. Влияние различных факторов окружающей среды способствовало формированию специфических черт российского менеджмента, но все таки вся управленческая деятельность организаций основывается на знаниях науки управления и использовать положительный опыт управления организацией нудно с учетом национальных особенностей страны. Российские управленцы в силу географического положения страны могут вести свою деятельность как с западными странами так и с восточными поэтому очень важно знать культурно – исторические особенности страны – партнера.
Список использованной литературы
1. Артамонова М.В. Василюк Т.Н. Колосова Р.П. Луданик М.В. Экономика персонала. – М.: Инфра М, 2013.
2. Аширов Д. А. Управление персоналом. – М.: Вэлби, 2015.
3. ГибсонДж.Л., ИванцевичДж.М., Доннелли Д.Х. - мл. Организации: поведение, структура, процессы. М., 2015.
4. Дафт Р.Л. Менеджмент. – М.: Эксмо, 2015.
5. Дейнека А.В., Беспалько В.А. Управление человеческими ресурсами: Учебник для бакалавров. – Дашков и К, 2015.
6. Дементьева А. Г. Соколова М. И. Управление персоналом. – М.: Магистр, 2014.
7. ЗахаровН.Л.,КузнецовА.Л.Управлениесоциальнымразвитиеморганизации:учебник.–М.: ИНФАМ,2014.
8. Зиновьев В.Н. Менеджмент: учебное пособие/В. Н. Зиновьев, И.В. Зиновьева.- Москва: Дашков и К, 2010.- 477 с.
9. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник/ Г.Б. Казначевская.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.- 452 с.
10. Коротков Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров/Э.М. Коротков.- Москва: Юрайт, 2012.- 640 с.
11. Кравченко А.И. История менеджмента/ А.И. Кравченко.- М.: Кнорус, 2010.- 367 с.
12. Маршев В.И. История управленческой мысли/ В.И. Маршев.- М.: Инфра-М, 2005.- 244 с.
13. Мостовая Ю. П. Модели управления качеством услуг (на примере банковских услуг) // Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. – № 5. – С. 89-97.
14. Поляков В.А. Технология карьеры / В.А. Поляков // ЭКО. – 2016. – № 1. . – С. 54-59.
15. Трошина К. Карьера и мотивация / К. Трошина // Управление персонами. – 2014. – № 12. – С. 17–19.
16. Туватова В. Е. Карьерная политика предприятия — его резерв // Ме¬неджмент в России и за рубежом. – 2015. – №3. – С. 56-61.
17. ЦыганковаИ.В.Современныевзглядынапроблемукачестватрудовойжизни// ВестникЧелябинскогогосударственногоуниверситета. –2015.– №19.–С.134-141.
Вопрос-ответ:
Какие основные положения классической теории менеджмента?
Основными положениями классической теории менеджмента являются: учение Ф. Тейлора о научном управлении, теория бюрократии М. Вебера и принципы А. Файоля.
Какие условия возникновения классической теории организации?
Классическая теория организации возникла в результате нужды в совершенствовании организации и управления предприятиями в условиях роста их размеров и сложности.
Какие идеи пропагандировал Ф. Тейлор?
Ф. Тейлор пропагандировал идею научного управления в производственном процессе, с целью повышения эффективности труда и повышения производительности. Он разработал методы научного отбора персонала, разделения и стандартизации труда.
В чем заключается теория бюрократии М. Вебера?
Теория бюрократии М. Вебера основана на концепции идеальной бюрократии. Он считал, что эффективность организации можно достичь через установление строгой иерархии, разделение труда и оформление всех процессов в виде правил и инструкций.
Какой вклад внес А. Файоль в классическую теорию организации?
А. Файоль внес вклад в классическую теорию организации, разработав принципы общего управления, основанные на концепции единства руководства, единства целей и единства подчинения.
Какие условия привели к возникновению классической теории организации?
Классическая теория организации возникла в результате промышленной революции и потребности в создании эффективных систем управления в больших организациях. Она была разработана в конце XIX - начале XX века и стала основой современного менеджмента.
Какие основные положения предлагает классическая теория организации?
Основные положения классической теории организации включают управление и контроль, разделение труда, иерархию, централизацию и координацию. Эта теория подчеркивает важность рационального подхода к организации, оптимизации процессов и достижения эффективности через стандартизацию и контроль.
Кто является основными представителями классической теории организации и какие идеи они предлагали?
Основными представителями классической теории организации являются Фредерик Тейлор, Макс Вебер и Генри Файоль. Ф. Тейлор разработал теорию научного управления, М. Вебер предложил концепцию идеальной бюрократии, а Г. Файоль сформулировал принципы общего управления, включая планирование, организацию, командование, координацию и контроль.
Каковы основные представители теории организации?
Основными представителями теории организации являются Платон, Аристотель и Сократ. Они внесли значительный вклад в развитие организационных и управленческих принципов. Их идеи и концепции до сих пор актуальны и формируют основу современной теории организации.
Каковы основные идеи Фредерика Тейлора и его теории научного управления?
Фредерик Тейлор разработал теорию научного управления, основанную на рациональной организации труда и достижении максимальной производительности. Он предложил применять научные методы для определения оптимальных способов выполнения задач, разделения труда между исполнителями и установления стандартов работы. Его идеи стали основой для развития организационных принципов и методов управления во всем мире.
Какие основные положения классической теории менеджмента?
Основные положения классической теории менеджмента включают в себя разделение труда, иерархию, централизацию власти, единовременное рациональное руководство и использование научных методов для управления организацией.