Психологические и лингводидактические аспекты профессиональной педагогической коммуникации

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 12 12 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 24.02.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Понятие профессиональной педагогической коммуникации 4
2. Психологические и лингводидактические особенности профессиональной коммуникации в педагогической деятельности 7
Заключение 11
Список использованной литературы 12

Фрагмент для ознакомления

А. А. Леонтьев в 1970х гг. разработал теоретическую концепцию общения как развитие его теории речевой деятельности. Согласно определению Леонтьева, «педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива» [4, с. 16].
В работах Леонтьева анализируется лингводидактический аспект педагогической коммуникации. Так, сам процесс педагогической коммуникации исследователь подразделяется на структурообразующие компоненты, которые определяют личность учителя и на компоненты, которые влияют на создание ситуации оптимального педагогического общения.
В первой группе основными являются понятия педагогической интуиции и субъективности, который проявляет учитель в процессе коммуникации с учениками. Вторая группа содержит психолингвистический анализ речевого общения, интенсивность обучения, а также такой компонент, который был им назван «и видеть и понимать» ученика. Характеризуя психолингвистический аспект, А.А. Леонтьев ссылается на Д. Шпангеля, выделившего восемь «дидактических» функций языка, которые могут быть положены в основу дальнейшего конкретного анализа речевой деятельности учителя на уроке.
Таким образом, общение имеет три основных аспекта: перцептивный, коммуникативный и интерактивный. Педагогический процесс предполагает сложные механизмы межличностного восприятия, среди которых важнейшими являются: проецирование, децентрация, идентификация, эмпатия и стереотипизация Педагогическое общение характеризуется по меньшей мере тройной направленностью: на само учебное взаимодействие, на обучающихся и на предмет освоения. Согласно теории А.А. Леонтьева, в педагогическом общении важен также лингводидактический аспект, который основывается на «дидактической» функции языка.










Заключение

Коммуникация или общение, прежде всего, подразумевает процесс взаимодействия. Педагогическая коммуникация представляет собой совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся, а также взаимодействие между членами педагогического состава. Профессиональная педагогическая коммуникация направлена на налаживание взаимоотношений между учениками и педагогом, а также между коллегами, осуществление дидактических целей, создание социально-психологической основы обучения, повышение квалификации педагога и др.
Общение имеет три основных аспекта: перцептивный, коммуникативный и интерактивный. Педагогический процесс предполагает сложные механизмы межличностного восприятия, среди которых важнейшими являются: проецирование, децентрация, идентификация, эмпатия и стереотипизация Педагогическое общение характеризуется по меньшей мере тройной направленностью: на само учебное взаимодействие, на обучающихся и на предмет освоения. Согласно теории А.А. Леонтьева, в педагогическом общении важен также лингводидактический аспект, который основывается на «дидактической» функции языка










Список использованной литературы

Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. Л.М. Штутиной, Л.М. Маловой. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
Гаджиев Р.Д. Педагогическое общение в системе педагогического мастерства. [Электронный ресурс] URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/30327/1/146-152.pdf (дата обращения: 23.01.2018).
Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. – М.: Университетская книга; Логос, 2009. – 384 с.
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. 2-е изд., перераб. и доп. – М.; Нальчик: Изд. центр "Эль-Фа", 1996. – 93 с.
Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. / Под ред. М.В. Буланова-Топоркова. – Рстов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.
Уткина Ю.В. Подходы к уточнению понятия «профессиональная коммуникация педагога». // Человек и образование. – 2012. - №1 (30). – С. 123-129.











11

Список использованной литературы

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. Л.М. Штутиной, Л.М. Маловой. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
2. Гаджиев Р.Д. Педагогическое общение в системе педагогического мастерства. [Электронный ресурс] URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/30327/1/146-152.pdf (дата обращения: 23.01.2018).
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. – М.: Университетская книга; Логос, 2009. – 384 с.
4. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. 2-е изд., перераб. и доп. – М.; Нальчик: Изд. центр "Эль-Фа", 1996. – 93 с.
5. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. / Под ред. М.В. Буланова-Топоркова. – Рстов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.
6. Уткина Ю.В. Подходы к уточнению понятия «профессиональная коммуникация педагога». // Человек и образование. – 2012. - №1 (30). – С. 123-129.

Вопрос-ответ:

Что такое педагогическая коммуникация?

Педагогическая коммуникация - это процесс обмена информацией и взаимодействия между педагогами и учениками, направленный на достижение образовательных целей.

Какие психологические особенности имеет профессиональная педагогическая коммуникация?

В профессиональной педагогической коммуникации важно учитывать психологические особенности учеников, такие как их возраст, индивидуальные особенности, уровень развития и интересы.

Какие лингводидактические аспекты важны в профессиональной педагогической коммуникации?

В профессиональной педагогической коммуникации важным аспектом является использование языка, понятного для учеников, а также применение различных методов и подходов, направленных на эффективное обучение и понимание материала.

Что предлагает А.А. Леонтьев в отношении педагогического общения?

А.А. Леонтьев предлагает рассматривать педагогическое общение как развитие его теории речевой деятельности, с определением педагогического общения как профессионального общения преподавателя и ученика.

Какие особенности имеет профессиональная педагогическая коммуникация в педагогической деятельности?

В профессиональной педагогической коммуникации в педагогической деятельности важно учитывать психологические, лингводидактические и социальные аспекты, а также умение успешно взаимодействовать с учениками и передавать им знания и навыки.

Что такое профессиональная педагогическая коммуникация?

Профессиональная педагогическая коммуникация - это обмен информацией между преподавателем и учащимися, направленный на достижение образовательных целей и развитие учащихся. Это взаимодействие, основанное на передаче знаний, навыков и ценностей.

Какие психологические особенности существуют в профессиональной педагогической коммуникации?

В профессиональной педагогической коммуникации важно учитывать психологические особенности учащихся, такие как возрастные особенности, уровень развития кognitivnih процессов, эмоциональное состояние и психологические особенности личности. Преподаватели должны использовать соответствующие методы и приемы общения, приспосабливаясь к потребностям каждого учащегося.

Какие лингводидактические аспекты связаны с профессиональной педагогической коммуникацией?

Лингводидактические аспекты профессиональной педагогической коммуникации связаны с использованием различных языковых средств для передачи информации и содействия обучению. Преподаватели должны уметь ясно и точно формулировать свои мысли, использовать разнообразные методы и подходы для эффективной передачи знаний и развития умений учащихся.