Сестринский уход при бронхиальной астме в стационаре

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Сестринское дело
  • 65 65 страниц
  • 55 + 55 источников
  • Добавлена 28.02.2018
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Бронхиальная астма с точки зрения сестринской деятельности 8
1.1. Особенности возникновения, течения, диагностики, лечения и профилактики бронхиальной астмы. Реабилитация пациентов с бронхиальной астмой 8
1.1.1. Определение, эпидемиология, классификация, этиология, патогенез, факторы риска развития, осложнения бронхиальной астмы 8
1.1.2. Клиническая картина, современные методы диагностики и лечения бронхиальной астмы, ее осложнения 16
1.1.3. Реабилитация пациентов с бронхиальной астмой 23
1.1.4. Методы предупреждения бронхиальной астмы и ее осложнений 27
1.2. Теоретические аспекты сестринского ухода за пациентами с бронхиальной астмой в рамках оказания им стационарной помощи 28
Выводы к главе 1 32
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Характеристика базы и выборки исследования 33
2.2. Методы исследованию качества жизни пациентов с бронхиальной астмой 37
Выводы к главе 2 38
ГЛАВА 3. Особенности сестринской деятельности по уходу за пациентами с бронхиальной астмой в условиях пульмонологического отделения на базе ГБУЗ СО СГБ 4 39
3.1. Оценка физического благополучия пациентов, страдающих от бронхиальной астмы 39
3.2. Оценка психического благополучия пациентов с ишемической болезнью сердца 44
3.3. Особенности деятельности медицинской сестры по повышению показателей качества и психического благополучия у пациентов с бронхиальной астмой 49
Выводы к главе 3 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
ВЫВОДЫ 55
РЕКОМЕНДАЦИИ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Опросник качества жизни SF-36 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Результаты исследования 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Анкета для пациентов 68



Фрагмент для ознакомления

Рациональное использование всех доступных ресурсов ЛПУ.Снижение риска, которому подвергается пациент в связи с оказанием ему сестринской помощи. Достижение как можно более высокого уровня удовлетворенности пациента объемом и качеством сестринской помощи.Медицинские сестры отделения выполняют все нормы санитарно-эпидемиологической безопасности, выполняют врачебные назначения в срок, в полном объеме и с соблюдением всех действующих протоколов по той или иной манипуляции. Пульмонологические отделения – это одни из подразделений больницы, где пациентам достаточно часто требуется экстренная, в том числе и доврачебная помощь, которая оказывается медицинским сестрами в соответствии с современными нормами. Медицинские сестры отделений соблюдают правила этики и деонтологии в общении с пациентами и их близкими. В сферу интересов медицинских сестер в рамках сестринской деятельноститакже входят организация лечебного питания для пациентов, консультирование пациентов и их близких по дальнейшему уходу, а также мероприятия по профилактике осложнений основного заболевания и укреплению здоровья пациентов. Выполнение всех этих обязанностей становится возможным при рациональном использовании ресурсов больницы.С целью оценки удовлетворенности пациентов пульмонологических отделений сестринской помощью было проведено анкетирование, вопросы которого представлены в приложении В. При ответе на вопросы пациенты отметили, что только 55% из них были проинструктированы о правилах поведения в отделении (22 человека из 40), а 45% такой инструктаж не прослушали (18%). Только 35% (14 человек) оценивают профессионализм медицинских сестер отделения на «отлично», 53% (21 человек) дают оценку «хорошо», а по 5% (в совокупности 4 человека) – «удовлетворительно» и «плохо». Для 3% (1 человек) пациентов квалификация сестер показалась чрезвычайно низкой (рис. 14). Возможно, причиной тому является тот факт, что только 3% пациентов получили полное и 8% пациентов получили частичное объяснение от медицинской сестры содержания и назначения проводимых манипуляций.Рис. 14. Оценка пациентами профессионализма медицинских сестер отделенияПри этом 90% пациентов (36 человек) такие разъяснения не получили. Это нарушает не только принципы сестринской деятельности, которые говорят о том, что действия медицинской сестры должны быть понятны всем участникам процесса, включая самого пациента, но и в целом нарушает права пациента на информацию, предусмотренные современным российским законодательством. Говоря о конфликтных ситуациях между медицинскими сестрами и пациентами, последние отметили, что такое явление отмечается не часто. Так, 8% больных (3 человека) часто конфликтовали с медицинскими сестрами, 18% (7 человек) – лишь иногда, 48% (19 человек) – редко и 28% (11 человек) – никогда не конфликтовали со средним медицинским персоналом отделения.Одной из составляющих работы медицинской сестры является консультирование пациента по его болезни, мерах по предупреждению осложнений, необходимости изменения образа жизни. Такую консультацию в отделении получили 75% больных (30 человек), но только 23% больных (9 человек) считают ее полноценной. Не получили консультацию 25% больных, или 10 человек. На этом фоне нет ничего удивительного, что у 95% (38 человек) пациентов остались вопросы по поводу бронхиальной астмы и мерах профилактики осложнений данного заболевания.Качеством психологической помощи, которая оказывается пациентам медицинскими сестрами отделения, удовлетворены 28% больных (11 человек), скорее удовлетворены, чем нет – 38% больных (15 человек), не удовлетворены – 35% больных (14 человек). В целом только 12 человек из 40 поставили медицинским сестрам общую оценку «отлично» (30% опрошенных), 16 человек – оценку «хорошо» (40% опрошенных), 8 человек – «удовлетворительно» (20%), по 2 человека – «плохо» и «очень плохо» (по 5% соответственно) (рис. 16).Рис. 14. Удовлетворенность пациентов качеством сестринской помощи в отделении Из всего сказанного выше можно заключить, что в целом качество сестринской помощи в отделении требует дополнительного внимания со стороны руководства отделением. Вероятными причинами дефицита данного компонента медицинской помощи пульмонологическим больным можно назвать загруженность медицинских сестер и малое их количество. Также следует отметить, что устранение этих дефектов позволит поднять качество медицинской помощи населению с бронхиальной астмой на качественно новый уровень.Выводы к главе 3Изучение качества жизни больных с бронхиальной астмой и их психического здоровья, а также влияния на данный показатель качества медицинской помощи позволило выявить ряд закономерностей, а именно:Показатели физического благополучия пациентов с бронхиальной астмой значительно снижены по сравнению с аналогичным показателем у лиц контрольной группы. Показатели психического здоровья пациентов с бронхиальной астмой несколько выше, но в целом также отстают от аналогичного показателя у лиц контрольной группы.На пациентов с бронхиальной астмой определенное влияние оказывает качество сестринской помощи, которая в отделении находится не на самом высоком уровне, что более всего проявляется в сниженной коммуникации между пациентами и средним медицинским персоналом.ЗАКЛЮЧЕНИЕИзучение особенностей влияния сестринской деятельности на качество жизни пациентов с бронхиальной астмой, а также на профилактику обострений данного заболевания– это важная задача современной медицины, которая должна решаться на системном уровне. Данные, полученные в представленном выше исследовании, позволяют говорить о том, что пациенты с бронхиальной астмой должны быть объектом самого пристального внимания сестринского персонала, что обусловлено рядом причин. У таких пациентов значительно снижено физическое благополучнее, что оказывает влияние на успех лечения в целом. Такие больные в период обострения не могут выполнять ряд элементарных действий, но в фазе ремиссии их физическая активность ограничена. Медицинская сестра должна предпринимать все доступные шаги, чтобы сформировавшиеся дефекты были устранены, что достигается планомерной работой, беседами, обучением, контролем над его результатами. Не сомнений, что психологическое состояние пациентов с бронхиальной астмой также страдает. Это влияет и на результативность лечения, и на приверженность пациентов к выполнению рекомендаций врача, и, в конечном итоге, на количество обострений и характер осложнений бронхиальной астмы в будущем. Если учесть, что даже при условии дефектов в оказании сестринской помощи ее влияние на качество жизни пациентов не оспоримо, следует предпринимать усилия в направлении развития этого института лечебно-профилактической работы в клинике.ВЫВОДЫВ результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:Бронхиальная астма – это многофакторное заболевание, отличающееся большим числом фенотипов, объединенных наличием бронхообструкции, приступов разной частоты и интенсивности. При бронхиальной астме как ни при каком другом заболевании эффективны меры по его профилактике путем избегания факторов риска развития данной патологии. Исключительно важна в лечении и профилактике бронхиальной астмы реабилитация. Пациент с бронхиальной астмой испытывает целый ряд проблем, которые должны быть объектом самого пристального внимания медицинских сестер. Именно концентрация сестринского ухода на решении физических и психологических проблем пациентов с бронхиальной астмой позволит повысить качество жизни таких больных. На базе ГБУЗ СО СГБ№4 эмпирическим путем было выявлено, что сестринский уход вкупе с проводимым лечением, позволяет добиться повышения качества жизни пациентов с бронхиальной астмой даже за коротких период пребывания их в стационаре. Вместе с тем, дефекты сестринской помощи в отделениях пульмонологии указанного ЛПУ не позволяют в полной мере реализовать потенциал сестринства в части лечения и профилактики бронхиальной астмы. В результате проделанной работы был разработан комплекс мер по увеличению эффективности профилактической работы медицинской сестры в отношении пациентов с бронхиальной астмой, а также даны рекомендации по оптимизации сестринской деятельности в отношении увеличения качества жизни пациентов с бронхиальной астмой.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена. РЕКОМЕНДАЦИИС целью повышения качества сестринской помощи пациентам в рамках детальности пульмонологического отделения можно предложить следующее:Обеспечить больным психологическую поддержку в виде консультаций психологов и оказания медикаментозной и иных видов помощи. Данное внедрение позволит выявлять и предупреждать развитие негативных психических отклонений, а также повышать эффективность лечения ввиду повышения уровня комплаентности и снижения тревожности пациентов с бронхиальной астмой. Консультации могут иметь как индивидуальный, так и групповой характер. Ввести в рамках отделения тестирование по опроснику SF-36 до и после прохождения лечения. Опросы по данной методике позволят оценить эффективность оказываемой помощи, а также более дифференцированно подходить к лечению больных в каждом отдельном случае. Дополнительно обучить медицинских сестер нормам этики и деонтологии в общении с пациентами, ввести регламент по обучению медицинскими сестрами пациентов особенностям поведения, питания, ухода при бронхиальной астме. Регулярно проводить в отделении опрос по качеству оказываемой сестринской помощи и своевременно принимать меры по ее повышению. Опрос должен быть дифференцирован на оценку работы сестер приемного отделения, процедурных сестер, палатных сестер. Рекомендуется создание службы сопровождения пациентов с бронхиальной астмой, начальным этапом которой могли бы стать амбулаторно-поликлинические учреждения. Для этого необходимо создание единой базы данных, которая позволит отслеживать состояние пациентов с бронхиальной астмойи после прохождения ими лечения в стационаре. Такая база может иметь компонент, доступный для больного и на ее основе могли бы продолжаться регулярные опросы больных с использованием опросника SF-36. Обеспечить пациентов с бронхиальной астмой полноценной информацией о заболевании, методах его контроля, профилактики осложнений. Рекомендации могут быть даны в форме печатной продукции, рассылок на электронную почту, публикаций на сайте ЛПУ.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАнтонюк М.В., Минеева Е.Е., ЮренкоА.В., ФотинаО.Н., ХодосоваК.К. Комплексная реабилитация больных бронхиальной астмой // Бюл. физ. и пат. дых., 2017. – №3. – С. 16-20. Антонюк М.В., Царева У.В., Виткина Т.И., ХодосоваК.К. Состояние иммунного статуса у больных бронхиальной астмой и ожирением// Бюл. физ. и пат. дых., 2015. – №55. – С. 15-20.Асанов А.Ю., НамазоваЛ.С., ПинелисВ.Г., ЖурковаН.В., Вознесенская Н.И. Генетические основы бронхиальной астмы// Педиатрическая фармакология, 2008. – №4. – С. 31-37. Атопическая бронхиальная астма. Клинические рекомендации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cr.rosminzdrav.ru/schema.html?id=185#/text (дата обращения - 30.12.2017), доступ свободный. БалаболкинИ.И., Булгакова В.А. Фармакотерапия бронхиальной астмы// Медицинский совет, 2010. – №9-10. – С. 57-62. Баур К., Прейссер А. Бронхиальная астма и хроническая обструктивная болезнь легких/ Пер. снем. под ред. И.В. Лещенко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 192 с. Белевский А.С., КняжескаяН.П. Рекомендации для врачей по проведению астма-школ и обучающих индивидуальных бесед для больных бронхиальной астмой. – М.: Издательский дом «Атмосфера», 2007. – 56 с.Белевский А.С. Современная терапия бронхиальной астмы, шаг вперед// Астма и аллергия, 2013. – №1. – С. 16-18.Бродская О.Н. Бронхиальная астма с частыми обострениями: факторы риска и меры профилактики// Практическая пульмонология, 2016. – №3. – С. 11-18. БудчановЮ.И., Делягин В.М. Генетика бронхиальной астмы// Практическая медицина, 2010. – №45. – С. 19-21. Бычковская С. В. Качество жизни детей с бронхиальной астмой// Сибирское медицинское обозрение, 2011. – №1. – С. 8-12.Васильева Т.С. Взаимосвязь между ожирением и бронхиальной астмой// Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения, 2013. – №1. – С. 353-355.ВизельА.А. Бронхиальная астма: современные тенденции в лечении// Вестник современной клинической медицины, 2011. – №3. – С. 14-17. ВыхристенкоЛ.Р., Смирнова О.В. Иммунотерапия бронхиальной астмы// Международные обзоры: клиническая практика и здоровье, 2014. – №4 (10). – С. 5-23.Выхристенко Л Р., Янченко В.В., Дудко Н.В., ЦымановичС.Г. Изучение качества пероральных низкодозовыхаллерговакцинАВ-1П и АВ-2П// Вестник ВГМУ, 2010. – №-2. – С. 82-86.Внутренние болезни: учебник: в 2 т./ Под ред. В.С. Моисеева, А.И. Мартынова, Н.А. Мухина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – Т.1. – 960 с.ГалимоваЕ.С. К вопросу изучения качества жизни у больных с бронхиальной астмой// Известия ВУЗов. Поволжский регион. Медицинские науки, 2012. – №2. – С. 42-47. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы (пересмотр 2016 года). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ginasthma.org/wp-content/uploads/2016/04/GINA-2016-main-report_tracked.pdf (дата обращения – 29.12.2017), доступа свободный.Евсеева И.П., Пунин А.А., Воронцов К.Е. Сравнение шкал оценки контроля бронхиальной астмы (астт, ACQ) и индекса кооперации// Сибирский медицинский журнал, 2013. – №3. – С. 40-44.Емельянов А.В., Сергеева Г.Р., Коровина О.В., СобченкоС.А., ЗнахуренкоА.А. Современная терапия бронхиальной астмы// Российский семейный врач, 2012. – №2. – С. 9-15. Ермакова И.Н. Факторы, влияющие на развитие и проявления бронхиальной астмы у детей// Вестник новых медицинских технологий, 2010. – №3. – С. 204-206.ЗагидуллинШ.З., ГалимоваЕ.С., СуховскаяО.А., Ежова Г.Ю. Изучение качества жизни у пациентов с обострением бронхиальной астмы// JournalofSiberianMedicalSciences, 2012. – №1. – С. 20. Ильин А.В. Современные методы диагностики бронхиальной астмы (обзор литературы)// Бюл. физ. и пат. дых., 2012. – №43. – С. 116-123.ИльенковаН.А., Черепанова И.В., Вохмина Т.А. Проблемы приверженности терапии у детей с бронхиальной астмой// Педиатрическая фармакология, 2016. – №6. – С. 565-570. ИсмаиловаС.К., МинкаиловЭ.К., МинкаиловК-м. О. Спирометрические показатели в ранней диагностике бронхиальной астмы// Вестник новых медицинских технология, 2012. – №4. – С. 152-154. ИшмурзинГ.П. Влияние обучения пациентов с ХОБЛ и бронхиальной астмой на частоту обострений, требующих неотложной госпитализации// Вестник современной клинической медицины, 2015. – Приложение 1. – С. 46-56. КорчеваЕ.Г., Яшков А.В., Печкуров Д.В. Физиотерапевтические факторы в комплексном лечении бронхиальной астмы у детей// Медицинский вестник Северного Кавказа, 2012. – №4. – С. 60-63.Княжеская Н.П. Принципы подбора базисной терапии бронхиальной астмы// Практическая пульмонология, 2013. – №3. – С. 14-17. МаколкинВ.И. Внутренние болезни: учебник. – 6-е изд., перераб. и доп./ В.И. Маколкин, С.И. Овчаренко, В.А. Сулимов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 768 с. МаколкинВ.И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н. Сестринское дело в терапии. – М.: МИА, 2008. – 544 с.ЛычевВ.Г., Карманов В.К. Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие. – 2-е изд., перераб., испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. – 332 с.МКБ-10 – Международная классификация болезней 10-го пересмотра. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mkb-10.com/ (дата обращения – 29.12.2017), доступа свободный.Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика». – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Оригинал-макет, 2017. – 160 с. НенартовичИ.А. Эпигенетика бронхиальной астмы: обзор литературы// Вестник ВГМУ, 2017. – №2. – С. 7-14. Ненашева Н.М. GINA 2014: обзор некоторых основных изменений// Практическая пульмонология, 2014. – №3. – С. 2-14. Ненашева Н.М. Курение и бронхиальная астма// Астма и аллергия, 2013. – №1. – С. 28-36. Обуховец Т.П. Сестринское дело и сестринский уход (СПО). Учебное пособие. – М.: КноРус, 2016. – 680 с.Овсянников Н.В., ЛяпинВ.А., Авдеев С.Н. Загрязнение окружающей среды и заболеваемость бронхиальной астмой взрослого населения крупного промышленного города// Казанский мед.ж., 2011. – №4. – С. 577-581. ОконенкоТ.И., ТокмачевМ.С., ГатиловД.В. Возрастно-половой аспект заболеваемости бронхиальной астмой в Новгородской области// Вестник НовГУ, 2012. – №66. – С. 8-12. Приказ Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 года № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902232199 (30.12.2017), доступ свободный. Пульмонология: национальное руководство/ Под ред. А.Г. Чучалина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 960 с. Пульмонология: национальное руководство. Дополнительные главы/ Под ред. А.Г. Чучалина. – М.: ГЭОТАР-Медия, 2009. – 960 с. Пульмонология: Учебное пособие/ М.А. Осадчук, С.Ф. Усик, Е.А. Исламова, Е.Г. Зарубина. – М.: Издательство «Медицинское информационное агентство», 2010. – 296 с. Реабилитация при заболеваниях органов дыхания/ Малявин А.Г., Епифанов В.А., Глазкова И.И.. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 352 с. Ревякина В.А. Современные подходы к терапии больных бронхиальной астмой// Практическая пульмонология, 2014. – №1. – С. 83-88. РойтбергГ.Е. Внутренние болезни. Система органов дыхания: учеб.пособие/ Г.Е. Ройтберг, А.В. Струтынский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2015. – 512 с. Смирнова С.В. Психологические предикторы психосоматической патологии в детском возрасте (на примере бронхиальной астмы)// Теория и практика общественного развития, 2012. – №5. – С. 115-117. СмолеваЭ.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи/ Э.В. Смолева; Под ред. к.м.н. Б. В. Кабарухина. – 18-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 473 с.Статистическая информация Минздава России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskaya-informatsiya-minzdrava-rossii (дата обращения – 29.12.2017), доступ свободный. Статистическая информация за 2014 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/documents/9479-statisticheskaya-informatsiya-za-2014 (дата обращения – 29.12.2017), доступ свободный. Статистическая информация, 2012 год. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/documents/8029-statisticheskaya-informatsiya-2012 (дата обращения – 29.12.2017), доступ свободный. Фридман И.Л. Оценка качества жизни больных бронхиальной астмой// Казанский мед.ж., 2010. – №4. – С. 499-501. ЦыбинаА.С., Лозовая Г.Ф., ДударенковаМ.Р. Определение факторов, влияющих на заболеваемость бронхиальной астмой у детей// Медицинский альманах, 2009. – №3. – С. 145-149. ЦибулькинаВ.Н., ЦибулькинН.А. Бронхиальная астма и ожирение: совпадение или закономерность?// Практическая медицина, 2011. – №54. – С. 36-41. ЯщукА.В., Ежов С.Н., Гвозденко Т.А. Патогенетическое обоснование кинезотерапии на этапе долговременной реабилитации детей с бронхиальной астмой// Бюл. физ. и пат. дых., 2014. – №54. – С. 42-47.ПРИЛОЖЕНИЕ А. Опросник качества жизни SF-36Уважаемые пациенты! Вашему вниманию предлагается опросник качества жизни пациентов с бронхиальной астмой. Выберите наиболее подходящий вариант ответа на следующие вопросы.В целом вы оценили бы состояние вашего здоровья как:Отличное - 1Очень хорошее – 2Хорошее – 3 Посредственное – 4 Плохое – 5 Как бы вы в целом оценили свое здоровье сейчас по сравнению с тем, что было год назад?Значительно лучше, чем год назад – 1 Несколько лучше, чем год назад – 2 Примерно такое же, как год назад – 3 Несколько хуже, чем год назад – 4 Гораздо хуже, чем год назад – 5Ограничивает ли Вас состояние Вашего здоровья в настоящее время в выполнении перечисленных ниже физических нагрузок? Если да, то в какой степени? (обведите только одну цифру в каждой строке)Да, значительно ограничиваетДа, немного ограничиваетНет, совсем не ограничиваетА. Тяжелые физические нагрузки, такие как бег, поднятие тяжестей, занятие силовыми видами спорта123Б. Умеренные физические нагрузки, такие как передвинуть стол, поработать с пылесосом, собирать грибы или ягоды123В. Поднять или нести сумку с продуктами123Г. Подняться пешком по лестнице на несколько пролетов123Д. Подняться пешком по лестнице на один пролет123Е. Наклониться встать на колени. Присесть на корточки123Ж. Пройти расстояние более одного километра1233. Пройти расстояние в несколько кварталов123И. Пройти расстояние в один квартал123К. Самостоятельно вымыться,одеться123Бывало ли за последние 4 недели, что Ваше физическое состояние вызывало затруднения в вашей работе или другой обычной повседневной деятельности, вследствие чего: (обведите только одну цифру в каждой строке)ДаНетА. Пришлось сократить количество времени затрачиваемого на работу или другие дела12Б. Выполнили меньше, чем хотели12В. Вы были ограничены в выполнении какого-либо определенного вида работы12Г. Были трудности при выполнении своей работы или других дел (например, они потребовали дополнительных усилий)12Бывало ли за последние 4 недели, что Ваше эмоциональное состояние вызывало затруднения в вашей работе или другой обычной повседневной деятельности, вследствие чего (обведите только одну цифру в каждой строке)ДаНетА. Пришлось сократить количество времени затрачиваемого на работу или другие дела12Б. Выполнили меньше, чем хотели12В. Выполняли свою работу или другие дела не так аккуратно, как обычно12Насколько Ваше физическое или эмоциональное состояние в течение последних 4 недель мешало Вам проводить время с семьей. Друзьями, соседями или в коллективе? (обведите только одну цифру)Совсем не мешало – 1 Немного – 2 Умеренно – 3 Сильно – 4 Очень сильно – 5 Насколько сильную физическую боль Вы испытывали за последние 4 недели? (обведите только одну цифру)Совсем не испытывал (а) – 1 Очень слабую – 2 Слабую – 3 Умеренную – 4 Сильную – 5 Очень сильную – 6 В какой степени боль в течение последних 4 недель мешала вам заниматься нормальной работой (включая работу вне дома и по дому) (обведите только одну цифру)Совсем не мешала – 1 Немного – 2 Умеренно – 3 Сильно – 4 Очень сильно – 5Как часто в течение последних 4 недель (обведите только одну цифру в каждой строке)ВсевремяБольшую часть времениЧастоИногдаРедкоНи разуА. Вы чувствовали себя бодрым (ой)?123456Б. Вы сильно нервничали?123456В. Вы чувствовали себя таким (ой) подавленным (ой).что ничто не могло Вас взбодрить?123456Г. Вы чувствовали себя спокойным (ой) и умиротворенным (ой)?123456Д. Вы чувствовали себя полным (ой) сил и энергии?123456Е. Вы чувствовали себя упавшим (ей) духом печальным (ой)?123456Ж. Вы чувствовали себя измученным (ой)?1234563. Вы чувствовали себя счастливым (ой)?123456И. вы чувствовали себя уставшим (ей)?123456Как часто за последние 4 недели ваше физическое и эмоциональное состояние мешало Вам активно общаться с людьми (навещать друзей, родственников и т.п.)? (обведите только одну цифру)Все время – 1 Большую часть времени – 2 Иногда – 3 Редко – 4 Ни разу – 5 Определенно неверно – 6 11.Насколько верным или неверным представляется по отношению к Вам каждое из нижеперечисленных утверждений? (обведите только одну цифру в каждой строке)Определенно верноВ основном верноНе знаюВ основном неверноА. Мне кажется, что я более склонен к болезням, чем другие1234Б. Мое здоровье не хуже, чем у большинства моих знакомых1234В. Я ожидаю, что мое здоровье ухудшится1234Г. У меня отличное здоровье1234Спасибо за внимание!ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Результаты исследованияТаблица Б1Значение t-критерия Стьюдента и значимость различий между полученными результатами в разных группах ГруппаПараметр PFRPВРGHVTSFREMHPHMHГруппа 1- Группа 2t-критерий 4,483,102,155,633,906,240,095,763,053,00р0,0000690,0036950,0385290,0000020,0003880,0000000,9321020,0000010,0042560,004775Значимость (р˂0,05)ЗначимыЗначимыЗначимыЗначимыЗначимыЗначимыНЕ ЗНАЧИМЫЗначимыЗначимыЗначимыГруппа 1 - Контрольt-критерий 31,888,4716,5422,338,397,691,9210,7426,753,44р0,0000000,0000000,0000000,0000000,0000000,0000000,0650360,0000000,0000000,001731Значимость (р˂0,05)ЗначимыЗначимыЗначимыЗначимыЗначимыЗначимыНЕ ЗНАЧИМЫЗначимыЗначимыЗначимыГруппа 2 - Контрольt-критерий 49,0014,0520,6927,6619,1812,391,814,2727,647,41р0,0000000,0000000,0000000,0000000,0000000,0000000,0079960,0000000,0000000,000000Значимость (р˂0,05)ЗначимыЗначимыЗначимыЗначимыЗначимыЗначимыНЕ ЗНАЧИМЫЗначимыЗначимыЗначимыГруппа 1 – Группа 2 – Контрольt-критерий 46,7812,6524,0429,2915,2910,592,2113,4131,817,70р0,0000000,0000000,0000000,0000000,0000000,0000000,0318370,0000000,0000000,000000Значимость (р˂0,05)ЗначимыЗначимыЗначимыЗначимыЗначимыЗначимыЗначимыЗначимыЗначимыЗначимыПРИЛОЖЕНИЕ В. Анкета для пациентовАнкета № ____________Уважаемый пациент! Вашему вниманию предлагается анкета по оценке качества сестринской помощи в отделении пульмонологии. Просим Вас ответить на вопросы, отметив самый подходящий для вас вариант.Были ли Вы ознакомлены медицинской сестрой с правилами внутреннего распорядка в отделении при поступлении? А. Да. Б. НетКак Вы оцениваете профессионализм медицинских сестер в отделении при проведении ими различных медицинских манипуляций (уколы, капельницы и т.д.)? А. Отлично. Б. Хорошо. В. Удовлетворительно. Г. Плохо. Д. Чрезвычайно плохо.При проведении манипуляций разъясняют ли медицинские сестры Вам их содержание и назначение? А. Да. Б. Не всегда. В. Нет.Удовлетворяет ли Вас качество общения медицинских сестер в отделении? А. Да. Б. Нет, потому что: _____________________________________Часто ли у Вас возникают конфликтные ситуации с медицинскими сестрами отделения? А. Да. Б. Иногда. В. Редко. Г. Не было таких ситуаций.Проводилась ли медицинскими сестрами с Вами беседа о характере Вашей болезни, мерах по предупреждению ее осложнений, необходимости изменения образа жизни? А. Да. Б. Да, но не в полном объеме. В. Нет. Испытываете ли Вы недостаток в информации о своей болезни, методах ее профилактики, мерах, которые нужно предпринять для сохранения своего здоровья после выписки из стационара? А. Да. Б. Нет.Устраивает ли Вас качество и объем психологической помощи, которая оказывается Вам медицинскими сестрами отделения? А. Да. Б. Скорее да, чем нет.В. Нет.Удовлетворены ли Вы качеством работы медицинских сестер в целом в отделении? А. Да, сестры справляются отлично. Б. Да, сестры преимущественно справляются со своими обязанностями. В. Скорее да, чем нет. Г. Нет. Д. Категорически нет.Спасибо за внимание!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антонюк М.В., Минеева Е.Е., ЮренкоА.В., ФотинаО.Н., ХодосоваК.К. Комплексная реабилитация больных бронхиальной астмой // Бюл. физ. и пат. дых., 2017. – №3. – С. 16-20.
2. Антонюк М.В., Царева У.В., Виткина Т.И., ХодосоваК.К. Состояние иммунного статуса у больных бронхиальной астмой и ожирением// Бюл. физ. и пат. дых., 2015. – №55. – С. 15-20.
3. Асанов А.Ю., НамазоваЛ.С., ПинелисВ.Г., ЖурковаН.В., Вознесенская Н.И. Генетические основы бронхиальной астмы// Педиатрическая фармакология, 2008. – №4. – С. 31-37.
4. Атопическая бронхиальная астма. Клинические рекомендации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cr.rosminzdrav.ru/schema.html?id=185#/text (дата обращения - 30.12.2017), доступ свободный.
5. БалаболкинИ.И., Булгакова В.А. Фармакотерапия бронхиальной астмы// Медицинский совет, 2010. – №9-10. – С. 57-62.
6. Баур К., Прейссер А. Бронхиальная астма и хроническая обструктивная болезнь легких/ Пер. снем. под ред. И.В. Лещенко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 192 с.
7. Белевский А.С., КняжескаяН.П. Рекомендации для врачей по проведению астма-школ и обучающих индивидуальных бесед для больных бронхиальной астмой. – М.: Издательский дом «Атмосфера», 2007. – 56 с.
8. Белевский А.С. Современная терапия бронхиальной астмы, шаг вперед// Астма и аллергия, 2013. – №1. – С. 16-18.
9. Бродская О.Н. Бронхиальная астма с частыми обострениями: факторы риска и меры профилактики// Практическая пульмонология, 2016. – №3. – С. 11-18.
10. БудчановЮ.И., Делягин В.М. Генетика бронхиальной астмы// Практическая медицина, 2010. – №45. – С. 19-21.
11. Бычковская С. В. Качество жизни детей с бронхиальной астмой// Сибирское медицинское обозрение, 2011. – №1. – С. 8-12.
12. Васильева Т.С. Взаимосвязь между ожирением и бронхиальной астмой// Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения, 2013. – №1. – С. 353-355.
13. ВизельА.А. Бронхиальная астма: современные тенденции в лечении// Вестник современной клинической медицины, 2011. – №3. – С. 14-17.
14. ВыхристенкоЛ.Р., Смирнова О.В. Иммунотерапия бронхиальной астмы// Международные обзоры: клиническая практика и здоровье, 2014. – №4 (10). – С. 5-23.
15. Выхристенко Л Р., Янченко В.В., Дудко Н.В., ЦымановичС.Г. Изучение качества пероральных низкодозовыхаллерговакцинАВ-1П и АВ-2П// Вестник ВГМУ, 2010. – №-2. – С. 82-86.
16. Внутренние болезни: учебник: в 2 т./ Под ред. В.С. Моисеева, А.И. Мартынова, Н.А. Мухина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – Т.1. – 960 с.
17. ГалимоваЕ.С. К вопросу изучения качества жизни у больных с бронхиальной астмой// Известия ВУЗов. Поволжский регион. Медицинские науки, 2012. – №2. – С. 42-47.
18. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы (пересмотр 2016 года). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ginasthma.org/wp-content/uploads/2016/04/GINA-2016-main-report_tracked.pdf (дата обращения – 29.12.2017), доступа свободный.
19. Евсеева И.П., Пунин А.А., Воронцов К.Е. Сравнение шкал оценки контроля бронхиальной астмы (астт, ACQ) и индекса кооперации// Сибирский медицинский журнал, 2013. – №3. – С. 40-44.
20. Емельянов А.В., Сергеева Г.Р., Коровина О.В., СобченкоС.А., ЗнахуренкоА.А. Современная терапия бронхиальной астмы// Российский семейный врач, 2012. – №2. – С. 9-15.
21. Ермакова И.Н. Факторы, влияющие на развитие и проявления бронхиальной астмы у детей// Вестник новых медицинских технологий, 2010. – №3. – С. 204-206.
22. ЗагидуллинШ.З., ГалимоваЕ.С., СуховскаяО.А., Ежова Г.Ю. Изучение качества жизни у пациентов с обострением бронхиальной астмы// JournalofSiberianMedicalSciences, 2012. – №1. – С. 20.
23. Ильин А.В. Современные методы диагностики бронхиальной астмы (обзор литературы)// Бюл. физ. и пат. дых., 2012. – №43. – С. 116-123.
24. ИльенковаН.А., Черепанова И.В., Вохмина Т.А. Проблемы приверженности терапии у детей с бронхиальной астмой// Педиатрическая фармакология, 2016. – №6. – С. 565-570.
25. ИсмаиловаС.К., МинкаиловЭ.К., МинкаиловК-м. О. Спирометрические показатели в ранней диагностике бронхиальной астмы// Вестник новых медицинских технология, 2012. – №4. – С. 152-154.
26. ИшмурзинГ.П. Влияние обучения пациентов с ХОБЛ и бронхиальной астмой на частоту обострений, требующих неотложной госпитализации// Вестник современной клинической медицины, 2015. – Приложение 1. – С. 46-56.
27. КорчеваЕ.Г., Яшков А.В., Печкуров Д.В. Физиотерапевтические факторы в комплексном лечении бронхиальной астмы у детей// Медицинский вестник Северного Кавказа, 2012. – №4. – С. 60-63.
28. Княжеская Н.П. Принципы подбора базисной терапии бронхиальной астмы// Практическая пульмонология, 2013. – №3. – С. 14-17.
29. МаколкинВ.И. Внутренние болезни: учебник. – 6-е изд., перераб. и доп./ В.И. Маколкин, С.И. Овчаренко, В.А. Сулимов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 768 с.
30. МаколкинВ.И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н. Сестринское дело в терапии. – М.: МИА, 2008. – 544 с.
31. ЛычевВ.Г., Карманов В.К. Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие. – 2-е изд., перераб., испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. – 332 с.
32. МКБ-10 – Международная классификация болезней 10-го пересмотра. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mkb-10.com/ (дата обращения – 29.12.2017), доступа свободный.
33. Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика». – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Оригинал-макет, 2017. – 160 с.
34. НенартовичИ.А. Эпигенетика бронхиальной астмы: обзор литературы// Вестник ВГМУ, 2017. – №2. – С. 7-14.
35. Ненашева Н.М. GINA 2014: обзор некоторых основных изменений// Практическая пульмонология, 2014. – №3. – С. 2-14.
36. Ненашева Н.М. Курение и бронхиальная астма// Астма и аллергия, 2013. – №1. – С. 28-36.
37. Обуховец Т.П. Сестринское дело и сестринский уход (СПО). Учебное пособие. – М.: КноРус, 2016. – 680 с.
38. Овсянников Н.В., ЛяпинВ.А., Авдеев С.Н. Загрязнение окружающей среды и заболеваемость бронхиальной астмой взрослого населения крупного промышленного города// Казанский мед.ж., 2011. – №4. – С. 577-581.
39. ОконенкоТ.И., ТокмачевМ.С., ГатиловД.В. Возрастно-половой аспект заболеваемости бронхиальной астмой в Новгородской области// Вестник НовГУ, 2012. – №66. – С. 8-12.
40. Приказ Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 года № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902232199 (30.12.2017), доступ свободный.
41. Пульмонология: национальное руководство/ Под ред. А.Г. Чучалина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 960 с.
42. Пульмонология: национальное руководство. Дополнительные главы/ Под ред. А.Г. Чучалина. – М.: ГЭОТАР-Медия, 2009. – 960 с.
43. Пульмонология: Учебное пособие/ М.А. Осадчук, С.Ф. Усик, Е.А. Исламова, Е.Г. Зарубина. – М.: Издательство «Медицинское информационное агентство», 2010. – 296 с.
44. Реабилитация при заболеваниях органов дыхания/ Малявин А.Г., Епифанов В.А., Глазкова И.И.. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 352 с.
45. Ревякина В.А. Современные подходы к терапии больных бронхиальной астмой// Практическая пульмонология, 2014. – №1. – С. 83-88.
46. РойтбергГ.Е. Внутренние болезни. Система органов дыхания: учеб.пособие/ Г.Е. Ройтберг, А.В. Струтынский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2015. – 512 с.
47. Смирнова С.В. Психологические предикторы психосоматической патологии в детском возрасте (на примере бронхиальной астмы)// Теория и практика общественного развития, 2012. – №5. – С. 115-117.
48. СмолеваЭ.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи/ Э.В. Смолева; Под ред. к.м.н. Б. В. Кабарухина. – 18-е изд. – Ростов н/Д: Фе¬никс, 2015. – 473 с.
49. Статистическая информация Минздава России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskaya-informatsiya-minzdrava-rossii (дата обращения – 29.12.2017), доступ свободный.
50. Статистическая информация за 2014 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/documents/9479-statisticheskaya-informatsiya-za-2014 (дата обращения – 29.12.2017), доступ свободный.
51. Статистическая информация, 2012 год. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/documents/8029-statisticheskaya-informatsiya-2012 (дата обращения – 29.12.2017), доступ свободный.
52. Фридман И.Л. Оценка качества жизни больных бронхиальной астмой// Казанский мед.ж., 2010. – №4. – С. 499-501.
53. ЦыбинаА.С., Лозовая Г.Ф., ДударенковаМ.Р. Определение факторов, влияющих на заболеваемость бронхиальной астмой у детей// Медицинский альманах, 2009. – №3. – С. 145-149.
54. ЦибулькинаВ.Н., ЦибулькинН.А. Бронхиальная астма и ожирение: совпадение или закономерность?// Практическая медицина, 2011. – №54. – С. 36-41.
55. ЯщукА.В., Ежов С.Н., Гвозденко Т.А. Патогенетическое обоснование кинезотерапии на этапе долговременной реабилитации детей с бронхиальной астмой// Бюл. физ. и пат. дых., 2014. – №54. – С. 42-47.

Вопрос-ответ:

Какие особенности течения и лечения бронхиальной астмы с точки зрения сестринской деятельности?

Сестринское вмешательство при бронхиальной астме включает контроль за полнотой и регулярностью приема лекарств, обучение пациента правильному использованию ингаляторов, контроль за дыхательными упражнениями и физическими нагрузками, оценку клинической картины и симптомов, поддержку пациента в случае обострений, контроль за показателями функции дыхания и т. д.

Какие методы диагностики можно использовать при бронхиальной астме?

Для диагностики бронхиальной астмы могут применяться различные методы, такие как пикфлоуметрия, спирометрия, измерение уровней оксида азота в выдыхаемом воздухе, провокационные тесты с метахолином или заниженным уровнем оксида азота, рентгенография грудной клетки и другие. Они позволяют определить степень сужения бронхов, оценить объемы и скорости дыхания, выявить аллергическую природу заболевания и оценить эффективность лечения.

Какие факторы риска могут способствовать развитию бронхиальной астмы?

Существуют различные факторы риска, которые могут способствовать развитию бронхиальной астмы. Среди них можно выделить генетическую предрасположенность, наличие аллергических заболеваний, длительное воздействие токсических веществ (например, табачного дыма), частые инфекции дыхательных путей, повышенная чувствительность бронхов к раздражителям, плохая экологическая обстановка и другие.

Может ли бронхиальная астма вызывать осложнения?

Да, бронхиальная астма может вызывать различные осложнения. Например, это может быть стойкое сужение бронхов, повышение частоты обострений, образование бронхиальных полипов или кист, воспаление легких, пневмоторакс, эмфизема и другие. Важно своевременно обращаться за медицинской помощью и следить за своим состоянием для предотвращения возникновения осложнений.

Какие особенности возникают при течении и профилактике бронхиальной астмы?

При течении и профилактике бронхиальной астмы возникают такие особенности, как периодическое сужение бронхов, ухудшение обмена газов в легких, медикаментозная терапия для контроля симптомов, использование ингаляционных лекарственных препаратов и использование небулайзера.

Каким образом происходит реабилитация пациентов с бронхиальной астмой?

Реабилитация пациентов с бронхиальной астмой включает в себя комплекс мероприятий, таких как обучение пациента основам самоконтроля и самопомощи, проведение лечебных физических упражнений, профилактика обострений, правильное питание и контроль над окружающей средой.

Какие факторы риска могут способствовать развитию и осложнению бронхиальной астмы?

К факторам риска развития и осложнения бронхиальной астмы относятся наследственная предрасположенность, аллергические реакции на пыльцу, пыль, плесень, табачный дым, а также загрязнение окружающей среды.

Как проявляется клиническая картина бронхиальной астмы, и какие методы диагностики и лечения используются?

Клиническая картина бронхиальной астмы проявляется приступами одышки, удушья, затрудненного дыхания и кашлем. Для диагностики и лечения используются такие методы, как физикальный осмотр, функциональные исследования легких, провокационные тесты, испытание бронхорасширяющими лекарствами и ингаляционная терапия.

Какие эпидемиологические данные, классификация, этиология и патогенез связаны с бронхиальной астмой?

Эпидемиологические данные свидетельствуют о высокой распространенности бронхиальной астмы. Классификация бронхиальной астмы включает такие формы, как атопическая, неатопическая, астматический бронхит и пропущенный астма. Этиология связана с наследственными и внешними факторами, а патогенез объясняется воспалительным процессом и сужением бронхов в ответ на раздражители.

Какие особенности возникают при бронхиальной астме?

Особенности возникновения течения, диагностики, лечения и профилактики бронхиальной астмы могут включать: периодическое обструктивное дыхание, воспаление дыхательных путей, сухой непродуктивный кашель, одышку, чувство стеснения в груди, приступы одышки, усиление одышки при физической активности, ночные приступы удушья, усиление одышки при контакте с провоцирующими факторами, чувствительность к аллергенам и т. д.