Виды музыкальной деятельности ,их место и роль в процессе музыкального обучения ,воспитания и развития

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Музыка
  • 32 32 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 28.02.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Современные аспекты музыкального восприятия 5
1.1 Восприятие как деятельность 5
1.2 Основные виды музыкальной деятельности детей 9
1.3 Основные методы, задачи и принципы музыкального воспитания детей 14
Глава 2. Методологические основы развития музыкального восприятия детей младшего школьного возраста 16
2.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 16
2.2 Слушание - восприятие 18
2.3 Пластическое интонирование 21
2.4 Хоровое пение 24
2.5 Элементарное музицирование 27
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Такое восприятие можно охарактеризовать как восприятие-переживание, восприятие-мышление, в ходе которого ребенок, путем активных форм музицирования - разных форм исполнительской интерпретации, открывает личностный смысл.По мнению В.В. Медушевского происходит утончение интонационного слуха и обретается гибкость интонационного мышления. При этом легко понять субъективный характер чувства, который обусловлен интонационным опытом человека. Знать в искусстве, как полагал К.С. Станиславский, значит уметь. Знания в искусстве можно оцениватькак опыт эмоционального и оценочного отношения к миру, умение погрузиться в произведение искусства, интерпретировать егоисполнительски.Таким образом, проблема развития восприятия тесным образом имеет связи с отношением к знанию. В педагогическом лексиконе постоянно присутствует термин «знание», но применение его бывает различным. В музыкально-педагогической практике является распространенным отношение к нему как к формализованному элементу, которое понимается в узко прикладном значении. Вместе с этим, свое развитие нашла точка зрения, согласно которой знание рассматривают в связи со специфическими особенностями музыкального искусства в широком художественно-жизненном контексте - «разуметь, постигать, понимать».Иными словами, знание как чувство музыки или как точность ее формулировок, ощущение ее закономерностей, с позиций которых происходит осмысление художественного произведения, личностная его трактовка, когда каждый может выразить свое собственное мнение. Первое предполагает однозначность, точность ответов, суждений детей, второе - смысл, понимание определенного явления детьми, направление их мысли, форма выражения которых может быть самой разной.Одно дело - созданиезвуковысотных представлений, когда специальной задачей ставится, к примеру, освоение какого-то интервала. Другое дело, когда дети вникают в смысл интонации, например, интонация стона, плача, жалобы, звуки рядом, интервал секунда, нисходящая интонация. В любом случае знание в общепринятом смысле как знание теоретическое создается, но музыкальные и слуховые представления при этом принципиально разнятся. Во втором случае они являются более богатыми и значимыми сугубо теоретического понятия интервала секунды. Они включают в себя выразительность образа и осознание эмоционального переживания. Звуковысотные представления встроены в представления интонационно-образные, анализ основывается на параллельном освоении смыслового и звукового плана.Это и является собственно интонационным постижением музыки, обусловленное восприятием целого и может проявляться в любом разделе занятия, будь то освоение нотной грамоты, хоровое пение, и так далее. Оно определяет ход работы над произведением, предлагаемым как для слушания, так и для вокально-хорового исполнения. При неоднократном возвращении к произведению музыкальная активность детей становится главным условием продуктивности непроизвольного запоминания, его прочности, помогает глубинному пониманию художественного образа.2.4 Хоровое пениеИзвестно, что масштабы построений в инструментальной музыке обусловлены речевым опытом. Младшие школьникимогут подсознательно, интуитивно связывать музыку с речью. Это, во-первых, помогает облегчить восприятие инструментальной музыки, во-вторых, оказывает помощь в осознании единства мелодии и слова в вокальной музыке. С позиции интонационного подхода представляется возможным разучивать вокальное произведение без предварительного показа. Детям может быть предложеноопираясь на поэтический текст как бы сочинить романс, песню, приближая рисунок речи к музыкальной мелодии. К примеру,нараспев выразительно, произносимые слова «Благословляю вас, леса, долины, реки, горы…» (А.К. Толстой) естественным образом преобразуются в напевную и торжественную мелодию романса П.И. Чайковского. По мере приближения речевой мелодики к вокальному звучанию складываются и определенные певческие навыки.Вероятен и другой метод. После прослушивания вокального произведения, не зная его слов и названия, начать сразу петь мелодию как вокализ, стремясь к передаче своим голосом ее эмоционального характера. В этом случае детям предлагают порассуждать, о чем могла рассказать подобная мелодия, подобрать слова, которыми возможно обозначить ее эмоциональное и образное содержание, сделать попытку интонационно его выразить в стихотворной форме. Цель такого задания - передать в словах все тонкости музыкального образа, услышанного в звучании. Поэтому важно не только сочинение стихотворения по всем законам поэзии, но и отметив разнообразные грани, организовать их ритмом мелодии.В хоровом пении в традиционной практике на музыкальном занятии создание певческих, вокально-хоровыхумений нередко становятся самоцелью, предполагаетсякак основная учебная задача. В методических рекомендациях прослеживается регламентированность, заданность в работе над навыками. Предусмотрена «обязательная последовательность» этапов в ходе разучивания песни: «показательное» исполнение песни учителем, формирование «целостного образа песни в сознании детей еще до разучивания», разучивание словесного текста, потом и отдельных фраз мелодии. Дается установка на то, что нельзя заниматься нюансами, если хор фальшиво поет и так далее.В услышанном, а затем разучиваемом хоровом произведении они видят «эталонное», «единственно возможное»исполнение данной музыки. Таким образом происходит нарушение специфики музыкальной деятельности как художественной деятельности. Ее результатами не может быть единственно верный вариант сочинения, слушания или исполнения.Возможно неправильное или правильное воспроизведение аналитической формы музыки, но будет некорректным говорить о неправильной или правильной трактовке произведения: у разных исполнителей интонационная форма музыки может интерпретироваться по-разному. Также не будут целесообразными выражения «верно» или «неверно» касательно понимания художественного произведения.Понимание, как и исполнение, у каждого является личностным и поэтому - своеобразным. Отдельно взятое исполнение является всего лишь одним из возможных трактований, а само произведение –это неисчерпаемый источник множественности различныхслушательских и исполнительских трактовок. Наряду сэтим, в некоторых рекомендациях целью является «правильного и творческого исполнения», «выработка навыков воспроизведения», считается, что «борьба за освоение произведения и радость победы после преодоления трудностей и ошибок» будет способствовать укреплению интереса к произведению, которое разучивается.Указаннаяметодика работы приводит к тому, что у детей может быть утрачен целостный образ сочинения, а по этой причине - и заинтересованностьв пении. Одновременно, акцент на смысл в опоре на образ, который выражается в мелодии и стихах, изучение его разнообразными трактовками, создание иной интонации мелодии ведут к личностному и осознанному выбору и восприятию, более целесообразному исполнению художественного образа.2.5 Элементарное музицированиеВ обращении к вопросу об элементарном музицировании детей, особую роль играет желание превращения музыкальных занятий в творческий процесс, который способствует увлеченности музыкой, потребности к активному общению с ней, к самовыражению ребенка, развитию его художественных способностей. Развитие данных направлений особенно актуально в современных социальных и культурных условиях.Инновационные перспективные технологии имеют связь с адаптацией достижений простейшегомузицирования к музыкально-педагогической системе Д.Б. Кабалевского - концепции широкого методологического характера. К примеру, система музыкального воспитания К. Орфаимеет соотношение с детским музыкально-поэтическим фольклором. Активное, творческое преобразование художественного материала, роль которого играетдвижение, речь, импровизация ребенка, носит синкретический характер. Коллективные формы работы выстроены по законам музыкально-эстетической импровизационной игры, становятся звеньями одной музыкальной деятельности. При этом навыки элементарного музицирования включены в широкий культурный контекст. Являясь способом постижения музыкального произведения в неразрывном триединстве сочинения - исполнения - слушания, они играют не только учебную, но и социальную функцию, раскрывая личностно заинтересованное отношение детей к музыке.Итак, современный подход к обновлению музыкального образования, которое связано с развитием восприятия музыки детьми, со всей очевидностью требует от музыкального руководителя ориентирования на специфику предмета искусства и отбор методов, которые были бы адекватныприроде ребенка и природе музыки. Это значит обращение к интонационной сущности музыкального искусства и предполагает рассмотрение вопросов восприятия в соотношении естественных основ музыки и ее художественных законов, сознательного и интуитивного, логического и эмоционального.ЗаключениеПодводя итог под вышесказанным, стоит отметить, что музыкальные занятия являются важным этапом в музыкальном воспитании детей. Данная форма организации детской музыкальной деятельности представляетсясамой эффективной. Музыкальные занятия имеют четкую структуру, завуалированную в игру, с целью облегчения восприятия детьми. На занятиях не стоит навязывать собственноемнение и решение ребенку, нужностимулироватьего к самостоятельному творческому мышлению.Музыка – это один из действенных и богатейших инструментов эстетического воспитания, она имеет большую силу эмоционального действия, формирует вкусы и воспитывает чувства человека.Музыкальное развитие оказывает на общее развитие воздействие, которое ничем нельзя заменить: воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни, складывается сфера эмоций, становится более совершенным мышление.Дошкольник не можетвыразить самостоятельно эмоциональные переживания и свои чувства без специального воспитания и обучения, так как навык произвольного управления собственнымиэмоциями и действиямизакладывается на протяжении всего периода детства дошкольника. Ребенок учится понимать не только собственные эмоции, но и переживания других людей. Он учитсяотличию эмоциональных состояний по их внешнему выражению, путем мимики, умеетсочувствовать, сопереживать, разыгрывать, передавать разнообразные состояния чувств героев.Музыкальные занятия самым глубоким образом захватывают ребенка и организуют его эмоциональное восприятие. В общении с музыкой ребенок легко находит точку выхода собственной творческой инициативе иэмоциональной активности. Активность эмоциональной сферы дошкольника является залогом его успешного творческого и музыкального развития. Только эмоциональная активность придает ребенку силы и возможностив реализациисвоих музыкальных способностей, являетсяинструментом эмоционального общения.Настроения и чувства, которые вызваны музыкальными занятиями, делают движение эмоционально окрашенным, влияет на выразительность и пластику жестов. Как отмечали исследователи, музыкально - двигательные упражнения для рук, которые включаютпотягивания шеи, и повороты головы, открывают возможности для совершенствования качества хоровых и вокальных. Музыкальные впечатления, которые полученына занятиях от движения под музыку, остаются на всю жизнь.Итак, чем активнее общается ребенокс музыкой, тем более музыкальным он будет, чем более музыкальней он становится, тем более желанными и радостными будут новые встречи с музыкой.Разные виды искусства имеют специфические средства влияния на человека. Музыка же имеет возможностиоказать воздействие на ребенка в самые ранние этапы.Современные научные исследования свидетельствуют о том, что формирование основ музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей, то есть музыкальное воспитание необходимо начинать в раннем возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с большим трудом можно впоследствии восполнить. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений различныхстилей и эпох, сопереживать настроениям, привыкнуть к ее интонациям.Дошкольный возраст является очень важным для дальнейшего овладевания музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано эстетическое и музыкальное сознание, это не может пройти бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.Музыкальное искусство, музыкальная деятельностьспособствуют нравственному становлению человека, формированию его как личности.Список использованной литературы1. Березовчук Л. Музыка и мы. - СПб.:Бояныч-Бланка, 1995. - 288 с.2. Брайнин В. Зачем развивать музыкальное мышление. // Искусство в школе. - 2012. - №3.-с. 26-31.3. Булучевский Ю.С., Фонин В.С. Краткий музыкальный словарь. - СПб.: Музыка, 2010. - 243 с.4. Вендрова Т., Критская Е. Уроки Д. Кабалевского // Искусство в школе. - 1994. - №3. - с. 5-21.5. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. - М.: Просвещение, 1984. - 208 с.6. Доломанова Н.Н. Подвижные игры с песнями в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 112 с.7. Зильберквит М.А. Мир музыки. - М.: Детская литература, 1998. - 335 с.8. Зимина А.Н. Основы воспитания и развития детей младшего возраста. - М.: Владос, 2013. - 304 с.9. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - М.: Просвещение, 1989. - 191 с.10. Кадобнова И.В., Усачева В.О., Школяр Л.В. Учебно-методический комплект «Искусство слышать». - М.: Радуница, 1994. -208 с11. Крыловская Н. Праздник в детском саду // Искусство в школе. - 2014. - №3. - С. 36-37.12. Лукина Е. Имитация - интерпретация - импровизация // Искусство в школе. - 2013. - №2. - С. 17-19

1. Березовчук Л. Музыка и мы. - СПб.: Бояныч-Бланка, 1995. - 288 с.
2. Брайнин В. Зачем развивать музыкальное мышление. // Искусство в школе. - 2012. - №3.-с. 26-31.
3. Булучевский Ю.С., Фонин В.С. Краткий музыкальный словарь. - СПб.: Музыка, 2010. - 243 с.
4. Вендрова Т., Критская Е. Уроки Д. Кабалевского // Искусство в школе. - 1994. - №3. - с. 5-21.
5. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. - М.: Просвещение, 1984. - 208 с.
6. Доломанова Н.Н. Подвижные игры с песнями в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 112 с.
7. Зильберквит М.А. Мир музыки. - М.: Детская литература, 1998. - 335 с.
8. Зимина А.Н. Основы воспитания и развития детей младшего возраста. - М.: Владос, 2013. - 304 с.
9. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - М.: Просвещение, 1989. - 191 с.
10. Кадобнова И.В., Усачева В.О., Школяр Л.В. Учебно-методический комплект «Искусство слышать». - М.: Радуница, 1994. -208 с
11. Крыловская Н. Праздник в детском саду // Искусство в школе. - 2014. - №3. - С. 36-37.
12. Лукина Е. Имитация - интерпретация - импровизация // Искусство в школе. - 2013. - №2. - С. 17-19

Вопрос-ответ:

Какие основные виды музыкальной деятельности детей существуют?

Основные виды музыкальной деятельности детей включают слушание музыки, игру на музыкальных инструментах, пение, танец.

Какие методы и принципы музыкального воспитания детей используются?

В музыкальном воспитании детей применяются такие методы, как прослушивание и обсуждение музыки, игра на инструментах, коллективное музицирование, музыкальная импровизация. Принципы музыкального воспитания включают индивидуальный подход к каждому ребенку, развитие музыкальной эмоциональности и творческого мышления.

Какие методологические основы используются для развития музыкального восприятия детей младшего школьного возраста?

Для развития музыкального восприятия детей младшего школьного возраста используются психолого-педагогические особенности этой возрастной группы, такие как развитие внимания, памяти, воображения, музыкальной эмоциональности. Также применяются различные методики, например, ритмические игры, работа с музыкальными картинками, музыкальные импровизации.

Какие психолого-педагогические особенности у детей младшего школьного возраста?

Дети младшего школьного возраста характеризуются быстрым развитием психических процессов, активностью и любознательностью. Они стремятся к новым впечатлениям, имеют высокую пластичность и гибкость психики. Дети этой возрастной группы легко усваивают музыкальные знания и навыки, активно участвуют в музыкальной деятельности.

Какие аспекты музыкального восприятия важны в современных условиях?

В современных условиях особое значение имеют музыкальная эмоциональность и творческое мышление. Дети должны научиться воспринимать и интерпретировать музыку, а также проявлять свою индивидуальность и творческие способности через музыкальную деятельность.

Какие виды музыкальной деятельности существуют?

Существуют различные виды музыкальной деятельности, такие как пение, игра на музыкальных инструментах, композиция музыки, аранжировка, импровизация и аудирование музыки.

Какую роль играют виды музыкальной деятельности в процессе музыкального обучения, воспитания и развития?

Виды музыкальной деятельности играют важную роль в процессе музыкального обучения, воспитания и развития. Они помогают развивать музыкальные навыки, творческое мышление и эмоциональную выразительность у детей. Кроме того, через музыкальную деятельность дети могут развивать социальные навыки, такие как сотрудничество, коммуникация и взаимодействие.

Какие методы, задачи и принципы используются в музыкальном воспитании детей?

Музыкальное воспитание детей основано на различных методах, задачах и принципах. Одним из методов является активное музицирование, когда дети сами играют на инструментах или поют. Задачи включают развитие музыкального восприятия, формирование музыкального слуха и ритмических навыков, а также развитие музыкального творчества. Принципы включают индивидуальный подход к каждому ребенку, создание эмоционально-познавательной обстановки и поэтапное развитие музыкальных навыков.