Виды интервью на страницах современной прессы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и практика СМИ
  • 26 26 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 28.02.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Интервью как жанр журналистики 5
1.1 Определение и вид жанра Интервью 5
1.2Интервью как жанр журналистики 6
1.2 Правила подготовки и проведения интервью 9
2 Интервью как метод социологического исследования 14
2.1 Метод свободного интервью 14
2.2Методика и техника проведения свободного интервью 16
2.3 Метод фокус-групп 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25

Фрагмент для ознакомления

К их числу относится концептуальная проработка материалов интервью, выявление значимых социальных переменных, типологический анализ. К концептуальной проработке материалов интервью в данном случае относится фиксация причинно-следственных связей, в явной или неявной форме описанных респондентом, и создание на этой основе системы гипотез для дальнейших исследований. При опросе методом интервью достаточно большого числа респондентов (не менее нескольких десятков) становится возможным произвести типологических анализ их высказываний в зависимости от занимаемых ими ролевых позиций, социально-психологических установок и иных значимых характеристик. К типологическому анализу в данном случае относится не только выявление типов мнений и точек зрения, но и определение их содержательной наполненности, внутренней логики, обоснований.На основании опыта и практики свободного интервью было выяснено, что при активном использовании свободного интервью в социальных исследованиях на протяжении нескольких лет резко повышается компетентность ученого, позволяя ему решать поставленные перед ним задачи на высоком уровне и в сжатые сроки. 2.3 Метод фокус-группФокус-группой называется один из качественных методов социально-психологического исследования, который заключается в проведении группового интервью, проходящего в форме групповой дискуссии.Необходимость метода заключается в получении от участников дискуссии "субъективной информации" о том, как они относятся к социально-экономической ситуации в стране, к политическим процессам, к производимым различным видам товаров и услуг. В частности, это может являться личным мнение участника исследования по поводу информации от средств СМИ, по материалам средств массовой коммуникации, о воздействии рекламы конкретных товаров или услуг, о проведении социальных или благотворительных программ, различных услугах и так далее.Эта информация, полученная от потребителей в ходе проведения фокус-групп, является формой обратной связи и позволяет рекламодателям и организаторам практической деятельности увидеть реакцию потребителей.Это в дальнейшем помогает в планировании производителями дальнейшей деятельности и выбора способов реализации товаров и услуг.Таким образом, основное определение и характеристика метода фокус-групп заключаются в том, что это исследование, которое проходит в форме групповой дискуссии и направлено на получение информации от ее участников по восприятию ими исследуемых объектов.Метод фокус-групп получил в наше время широкое распространение в маркетинге, в частности, для исследования потребительских интересов аудитории масс-медиа.Так, например, Кое и Маклэчлен в своей книге писали, что метод фокус-групп в качестве оценки использовался 37-ю крупнейшими пользователями телевизионной рекламы. Другой пример приводится Р. Вичасом, который описывает случай, что одной киностудии за пять лет удалось в пять раз увеличить свою прибыль и получить множество призов.Этой киностудии удалось это сделать благодаря регулярному использованию фокус-группы для выяснения мнения кинозрителей по поводу различных вариантов концовок создающихся фильмов.В настоящее время метод фокус-групп также получает широкое распространение и в других областях. Он применяется в социальных исследованиях, в образовании, в здравоохранении, экспертизе и в различных социальных программах Сейчас, как считает известный специалист по методу фокус-групп Р. Крюгера, психологи и социологи вновь открыли новаторскую для своего времени работу Р. Мертона и его коллег, которая не использовалась почти тридцать лет.Такая недооценка методов качественного анализа, в частности такого как метод фокус-групп, в большой степени объясняется общей тенденцией исследователей доверять только цифрам и повсеместно использовать только количественные методы в маркетинговых исследованиях.Но, со временем появилась потребность более глубокого понимания человеческого опыта, который не всегда удается свести только к цифрам.Появилась, в частности, необходимость качественного метода анализа воздействия на аудиторию средств масс-медиа и использование для различных социальных программ. Поэтому, не случайно, о преимуществах качественных методов анализа написано в новом разделе "Экспертиза программ" в последнем издании американского "Руководства по социальной психологии".В нашей стране метод фокус-групп начал применяться в конце 80-х годов по нескольким направлениям. Этот метод социально-психологического использования фокус-групп изучался в Лаборатории прикладных социально-психологических исследований в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова под руководством О.Т. Мельниковой. Другой определенной разновидностью метода фокус-групп является групповое интервью, проводимые в рамках "гуманитарной экспертизы", которое разрабатывалось под руководством А.У. Хараша. Хотя этот метод и не описывается в его исследованиях как "фокус-группа", но, по свидетельствам и публикациям, эти "групповые беседы", используемые в ходе гуманитарной экспертизы в виде источников информации, по существу являются теми же фокус-группами.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной курсовой работе было проведено исследование жанра интервью и его ценность в социологических исследованиях социально-экономических и политических процессов.Применение интервью, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, имеет огромное значение. Оно позволяет исследователю продвигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои догадки, собирать и оценивать информацию об изучаемом явлении. С его помощью можно решать очень большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы.Интервью как исследование - один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах.Необходимость применения интервью заключается в том, что сбор первичной социологической информации не сможет обойтись без общения с людьми, что является важнейшим этапом в проведении социологического исследования с применением интервьюирования.Этот жанр является одним из самых востребованных жанров в современных средствах массовой информации, интернет изданиях и в печатных изданиях. В них интервью чаще всего играет ключевую роль и является стержневым материалом номера.К одним из наиболее востребованных способов социологического исследования в производственных процессах является проведение свободного интервью. При этом определяющее значение имеет выбор компетентного респондента. Например, в случае изучения социальных механизмов, регулирующих производственную деятельность, в качестве респондента необходимо привлекать практического работника, зона компетентности которого предположительно совпадает с предметом исследования. Для проведения исследования сложившейся политической ситуации и изучения качества производимых товаров и услуг популярностью пользуется метод фокус-групп.Основное определение и характеристика метода фокус-групп заключаются в том, что это исследование, которое проходит в форме групповой дискуссии и направлено на получение информации от ее участников по восприятию ими исследуемых объектов.Метод фокус-групп получил в наше время широкое распространение в маркетинге, в частности, для исследования потребительских интересов производимых товаров и услуг.В настоящее время метод фокус-групп также получает широкое распространение и в других областях. Он применяется в социальных исследованиях, в образовании, в здравоохранении, экспертизе и в различных социальных программах. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКБелановский С.А. Свободное интервью как метод социологического исследования //Социология: 4М. — 1991. — № 2. Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованного интервью // Социология: 4М. — 1995. — № 5—6. — С. 28—47.Гадамер Х.Г. Истина и метод. — М., 1988.Готлиб А. Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенци-альные горизонты. — Самара: Универс-групп, 2004.Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4М. — 1993—1994. — № 3—4. — С. 34—43.Квале С. Исследовательское интервью. — М.: Смысл, 2003.Лукина М.М.Интернет-СМИ: теория и практика / Под ред. М. М.Лукиной. - М.: Аспект Пресс, 2010.Маслова О.М. Мир интервьюера: по данным формализованного и свободного интервью //Социология: 4М. — 2000. — № 12. — С. 40—64.Mepтон Р., Фиске М. Кендалл П. Фокусированное интервью. М.: Ин-т молодежи, 19915.Мудрец Т.Б., Морев В.А. И мы начали играть... (Психологические методы обучения интервьеров) // Социология: 4М. — 1996. — № 7Производственные интервью. Вып. 1-4. М.: ИНП РАН, 1991-1992. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, и др. — Мн.: Книжный Дом, 2003.Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2000 и др. Тертычная М.А. Жанровая структура социальной интернет - рекламы. Современная журналистика: опыт и перспективы развития, Материалы международной научно практической конференции. М.: ИГУМО и ИТ, 2012. Хорольский В. В. Жанрово-стилистические особенности медийных текстов в Интернете: этический аспект // Жанры СМИ. Материалы VII Всероссийской научно - практической конференции / Самара, Порто-принт–2013 г. Черепахов М.С. Жанры советской газеты / Общ. ред. М. С.Черепахова. М.: Высшая школа, 1972; Штейнберг И.Е. Школа-студия глубинного интервью как эксполярная форма подготовки социолога-исследователя // Социологический журнал. — 2008. — № 4

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белановский С.А. Свободное интервью как метод социологического исследования //Социология: 4М. — 1991. — № 2.
2. Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованного интервью // Социология: 4М. — 1995. — № 5—6. — С. 28—47.
3. Гадамер Х.Г. Истина и метод. — М., 1988.
4. Готлиб А. Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенци-альные горизонты. — Самара: Универс-групп, 2004.
5. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4М. — 1993—1994. — № 3—4. — С. 34—43.
6. Квале С. Исследовательское интервью. — М.: Смысл, 2003.
7. Лукина М.М.Интернет-СМИ: теория и практика / Под ред. М. М.Лукиной. - М.: Аспект Пресс, 2010.
8. Маслова О.М. Мир интервьюера: по данным формализованного и свободного интервью //Социология: 4М. — 2000. — № 12. — С. 40—64.
9. Mepтон Р., Фиске М. Кендалл П. Фокусированное интервью. М.: Ин-т молодежи, 19915.
10. Мудрец Т.Б., Морев В.А. И мы начали играть... (Психологические методы обучения интервьеров) // Социология: 4М. — 1996. — № 7
11. Производственные интервью. Вып. 1-4. М.: ИНП РАН, 1991-1992.
12. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, и др. — Мн.: Книжный Дом, 2003.
13. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2000 и др.
14. Тертычная М.А. Жанровая структура социальной интернет - рекламы. Современ¬ ная журналистика: опыт и перспективы развития, Материалы международной научно¬ практической конференции. М.: ИГУМО и ИТ, 2012.
15. Хорольский В. В. Жанрово-стилистические особенности медийных текстов в Интернете: этический аспект // Жанры СМИ. Материалы VII Всероссийской научно - практической конференции / Самара, Порто-принт –2013 г.
16. Черепахов М.С. Жанры советской газеты / Общ. ред. М. С.Черепахова. М.: Высшая школа, 1972;
17. Штейнберг И.Е. Школа-студия глубинного интервью как эксполярная форма подготовки социолога-исследователя // Социологический журнал. — 2008. — № 4

Вопрос-ответ:

Что такое интервью?

Интервью - это жанр журналистики, который представляет собой беседу журналиста с интервьюируемым лицом. В ходе интервью задаются вопросы и получаются ответы, которые публикуются в виде статьи или отдельного материала.

Какие бывают виды интервью?

Существует несколько видов интервью. Это может быть прямое интервью, когда вопросы и ответы публикуются в прямой речи, либо косвенное интервью, где журналист пересказывает ответы интервьюируемого. Также есть групповое интервью, когда несколько людей интервьюируются одновременно, и экспертное интервью, когда специалист даёт своё мнение по определенной теме.

Как проводится свободное интервью?

Свободное интервью - это метод социологического исследования, где интервьюируемый имеет свободу выбора темы и формы ответа. Журналист обычно задает общий вопрос, и интервьюируемый самостоятельно развивает свою мысль. Важно уметь задавать открытые вопросы, чтобы не ограничивать интервьюируемого и получить максимально информативные ответы.

Какие правила подготовки и проведения интервью?

Подготовка к интервью включает изучение темы, определение целей интервью, составление вопросов. Важно заранее продумать структуру интервью - от общих вопросов к более конкретным. Во время проведения интервью журналист должен быть внимателен и слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. После интервью следует обработать полученные материалы, сделать редактирование и готовить к публикации.

Какой метод используется в проведении фокус-группы?

Метод фокус-группы - это метод социологического исследования, который используется для получения коллективных мнений и представлений на определенную тему. В рамках фокус-группы группа людей собирается для обсуждения, а журналист или исследователь руководит процессом, задавая вопросы и стимулируя участников делиться своими взглядами.

Какие виды интервью можно встретить на страницах современной прессы?

В современной прессе можно встретить различные виды интервью, такие как экспертные интервью, политические интервью, спортивные интервью, интервью с известными личностями и многие другие. В зависимости от цели и темы статьи, журналисты выбирают подходящий вид интервью.

Как определить и вид интервью?

Интервью можно определить как жанр журналистики, в котором журналист задает вопросы кому-то и получает ответы на эти вопросы. Виды интервью могут различаться по формату: это могут быть монологические интервью, диалогические интервью или интервью с разделением ролей на ведущего и гостя.

Какие правила подготовки и проведения интервью существуют?

При подготовке и проведении интервью следует учесть несколько правил. Во-первых, необходимо тщательно продумать вопросы исходя из цели интервью. Во-вторых, важно установить доверительные отношения с собеседником, чтобы он чувствовал себя комфортно и открыто отвечал на вопросы. Также стоит помнить о принципе объективности и уважении к собеседнику.

Каким образом интервью может использоваться в социологическом исследовании?

В социологическом исследовании интервью может быть использовано как метод для сбора данных. Один из таких методов - это метод свободного интервью, когда исследователь задает открытые вопросы и дает возможность респонденту свободно высказаться. Еще одним методом является методика фокус-групп, когда группа людей обсуждает определенную тему при наличии ведущего.

Как проводится свободное интервью?

Свободное интервью проводится путем задания открытых вопросов, которые позволяют респонденту свободно выразить свое мнение и поделиться опытом. Важно создать доверительную атмосферу, чтобы респондент чувствовал себя комфортно. Журналист должен быть готов к тому, что ответы могут быть неожиданными и требовать дальнейшего исследования.