Лексическая сторона речи у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 33 33 страницы
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 01.03.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР 6
1.1. Характеристика общего недоразвития речи 6
1.2 Состояние лексической стороны речи у детей с ОНР 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОНР 3 УРОВНЯ 19
2.1. Программа исследования 19
2.2. Организация исследования 20
2.3. Результаты констатирующего этапа исследования 23
2.4. Логопедическая работа по формированию лексической стороны речи у детей с ОНР 3 уровня 25
2.4.1. Результаты исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33


Фрагмент для ознакомления

Задачи данной работы:- расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;- формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);- уточнение значений слов, которое включает в себя работу по знакомству ребенка с синонимами, антонимами, наречиями, многозначными словами, целью чего будет являться тонкая дифференцировка лексических значений слов;- формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);- организация семантических полей лексической системы;- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.При разработке плана логопедической работы для формирования лексической стороны у детей с ОНР 3 уровня, мы придерживались следующих принципов:Деятельный принцип. Мы выбрали игры, поскольку в игре дети учатся полноценному общению. Игровая деятельность детей характеризуется синкретичностью, так как содержит элементы самых разных видов творчества: словесное, двигательное, музыкальное. Интерес детей к игре – важнейший стимул к расширению кругозора детей, приобретению знаний. Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития, а творческая активность наилучшим образом формируется в деятельности.Принцип деятельности ребёнка. Игра предоставляет возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявить свою индивидуальность, нестандартность мыслить, быть более уверенным в своих силах и возможностях.Принцип последовательности. Задания представлены с постепенным усложнением, от более простых – к более сложным.Принцип индивидуального подхода иучета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощью педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.Принцип отбора обучающего материала. Верно подобранный обучающий материал выступает как одно из важных основных условий коррекции.План предназначен для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Продолжительность одного занятия 20-25 минут.План формирования лексической стороны речи состоит из нескольких этапов:1 этап – Подготовительный.2 этап – Основной.3 этап – Заключительный.На подготовительном этапе, одно из важных направлений в работе с детьми ОНР, является воспитание у детей речевого слуха (фонетического, фонематического). С учетом того, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, необходимо создавать больше игровых обстановок. Изначально проводятся игры, которые активизируют слух в целом и слуховое внимание ребёнка.Весь материал должен быть подобран по принципу от простого к сложному. Не нужно одновременно усложнять его задачами на формирование словообразования и восприятия. Основными приемами в работе являлись дидактические и словесные игры.Затем, формирование словаря синонимов включало в себя: составление рассказа по картинкам с использованием синонимов.Изначально провели вступительную беседу, после которой выяснилось, понятно ли детям содержание картинок, уточнили значение отдельных слов. После предоставили каждому ребенку небольшой план, по какому они должны были составить рассказ.Проводилось наблюдение за тем, как дети их раскладывают. Отметим, что дети, в большей степени, раскладывали самостоятельно серию картинок. И только нескольким детям потребовалась помощь логопеда. Ребенок должен был составить рассказ на тему природы. Разложив серию картинок, он в процессе составления рассказа при помощи логопеда должен был подбирать синонимы к определенным словам, к примеру, тепло-жарко, холодно-морозно и т.д.Подчеркнем, что для проведения логопедической работы неоднократно поднимался вопрос и о специфических особенностях развития лексики у детей с ОНР 3 уровня.При рассмотрении структуры речевой деятельности дошкольников с ОНР 3 уровня, отмечалось отрицательное влияние несформированности языковых знаков и ограниченности языковых средств на развитие словарного запаса детей.Недоразвитие словаря у детей объясняется несовершенством парадигматических и синтагматических отношений. При этом процесс овладения лексикой при ОНР находится в зависимости от сформированности операций выбора и комбинирования фонетических и фонематических языковых единиц.На основном этапе работы мы использовали такие приемы, как:- показывали картинки, называя их, после называние предметов, действий, признаков;- выполнение детьми называемых логопедом действий.2.4.1. Результаты исследованияИтак, после логопедической работы с детьми мы вновь провели занятия (что и на констатирующем этапе исследования). Затем, мы расположили их результаты в таблице 2.Таблица 2Ф.И. ребёнкаЗадание 1Задание 2Задание 3Задание 4ВСВСВНВВССНСНВССВССНПо результатам контрольного этапа исследования отметим, что у 40% детей -высокий уровень, 50% - средний, 10% - низкий уровень.УровеньЭтапы исследованияКонстатирующий этапКонтрольный этапВысокий2040Средний4050Низкий4010Для наглядности представим результаты исследования на рис. 1,2.Рис. 1. Результаты констатирующего этапа исследованияРис. 2. Результаты контрольного этапа исследованияТаким образом, все же у детей с ОНР преобладают трудности при включении искомых синонимичных лексем в системные отношения, поиске слов, недостаточной сформированности процесса выделения и использования семантических признаков, нарушении в организации семантического поля.Следовательно, проведенная нами логопедическая работа, на наш взгляд, должна предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала и это является частью фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических компонентов речи.ЗАКЛЮЧЕНИЕВажнаяхарактеристикаразвитиячеловека–этоформированиеречи,выступающеевкачествеодногоцелогоизосновныхсвойств.Формированиеречидовольноважныйкритерий,посколькунеобходимоначатьегоспервыхднейжизниребенкаипоследовательноусложнятьзадачи,учитываяиндивидуальностиегоразвития.Однако,длятого,чтобыверновоспитатьребенка,сформировываяегоречь,вкачествеважнейшегофакторасоциализации,следуетпониматьпроцессы,происходящиесребенкомвпроцессеегостановления.ПроцессформированияудетейграмматическиправильнойлексическойречиявляетсяоднойизважныхзадачвобщейсистемеобученияребенкародномуязыкувДОУ,атакжевсемье.Ввозрасте 5-6 лет неоканчиваетсядлядетейпроцессовладенияречью.Развитиесловаря,грамматическиправильнойречи,совершенствованиеуменияспомощьюречивыражатьсобственныемыслибудетпродолжатьсявтечениевсейжизни.Процесс формирования речи у детей с ОНР 3 уровня происходит сложнее, чем у детей с нормальным речевым развитием. Поэтому необходимо разработать индивидуальный подход для работы с детьми данной категории.Таким образом, у детей с ОНР преобладают трудности при включении искомых синонимичных лексем в системные отношения, поиске слов, недостаточной сформированности процесса выделения и использования семантических признаков, нарушении в организации семантического поля.Следовательно, проведенная нами логопедическая работа, на наш взгляд, предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала и это является частью фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических компонентов речи. В связи с этим наблюдалось улучшение лексической стороны речи данных детей, о чем свидетельствует проведенное исследование на контрольном этапе исследования. Ошибки, допускаемые детьми, указывают на то, что у данных детей неверное понимание лексического значения слова, это, в свою очередь, проявилось в сложности при его дифференциации с искомым словом, недостаточности осознания поставленных задач.Список используемой литературыАкименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями: учебник. 2-е изд. / В.М. Акименко. – М.: Феникс, 2016. – 48 с.2.Бабина Г.В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников. Онтогенез и дизонтогенез: монография / Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. — М.: Прометей, 2013. — 192 c.3.Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конcпекты логопедических занятий в детском саду для детей 4-5 лет с ОНР.- М.: Скрипторий 2003, 2016. – 264 с.4. Выготский Л.С. Мышление и речь: учебник / Л.С. Выготский. - М.: Национальное образование, 2016. – 368 с.5.Глозман Ж.М. Детская нейропсихология: учебное пособие / Глозман Ж.М. — Саратов: Вузовское образование, 2013. — 247 c.6.Долганюк Е.И., Конышева Е. А. Моторная алалия. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / [Е. Долганюк и др.]. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 144 с.7. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи: учебник / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2010. – 120 с.8.Зайцева Е.С. Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4–7 лет / Зайцева Е.С., Шептунова В.К. — СПб.: КАРО, 2015. — 72 c.9.Калягин В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. Практикум: пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов/ Калягин В.А., Овчинникова Т.С. — СПб.: КАРО, 2013. — 432 c.10.Климонтович Е.Ю. Увлекательная логопедия. Учимся говорить фразами. Для детей 3–5 лет / Климонтович Е.Ю. — М.: Теревинф, 2015. — 89 c.11.Климонтович Е.Ю. Увлекательная логопедия. Учимся понимать речь. Для детей 2,5–4 лет / Климонтович Е.Ю. — М.: Теревинф, 2015. — 87 c.12.Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми 5-7 лет с нарушением речи. – М.: Учитель, 2013. – 128 с.13.Кошелева Н.В. Тематические лексико-грамматические упражнения для взрослых и детей с нарушениями речи: учебник / Кошелева Н.В. – М.: Владос, 2015. – 208 с.14.Кошелева Н.В., Каценбоген Е.Е. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с нарушениями речи. Новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст: учебник / Кошелева Н.В. – М.: Владос, 2016. – 96 с.15.Лалаева Р.И. Логопедия в таблицах и схемах: учебное пособие/ Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н.— М.: ПАРАДИГМА, 2012. — 216 c.16.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). —— СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.17.Лебедев Ю.А. Медико-психолого-педагогический мониторинг целостного развития детей / Лебедев Ю.А., Филиппова Л.В., Дрягалова Е.А. — Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2014. — 83 c.18.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии: учебник / Р.Е. Левина. – М.: АльянС, 2014. – 368 с.19.Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: ГНОМ, 2015. – 48 с.20.Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями: учебник / Миронова Н.М. – М.: ГНОМ, 2015. – 32 с.21.Нищева Н.Г. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и рабочая программа учителя-логопеда: методическое пособие / Н.Г. Нищева. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 192 с.22. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет: учебник / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 272 с.23.Филатова Ю.О. Ритм речи и движений у детей. Теоретические и прикладные проблемы логопедии: монография/ Филатова Ю.О. — М.: Московский педагогический государственный университет, 2012. — 218 c.24. Филичева Т.Б., Орлова О.С. Основы дошкольной логопедии: учебник / Т.Б. Филичева [и др.]. – М.: Эксмо, 2015. – 320 с.25. Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, педагогов и родителей / Т.Б. Филичева [и др.]. - М.: В. Секачев, 2016. – 280 с.26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. - М.: МГОПИ, 1993. - 72 с.27. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин.– 6-е изд. - М.: Академия, 2011. – 384 с.Электронный ресурс:28. Новикова Л.И. Правильность русской речи. Часть I [Электронный ресурс]: справочник по культуре речи/ Новикова Л.И.— М.: Российский государственный университет правосудия, 2016. — 216 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49609

1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями: учебник. 2-е изд. / В.М. Акименко. – М.: Феникс, 2016. – 48 с.
2. Бабина Г.В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников. Онтогенез и дизонтогенез: монография / Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. — М.: Прометей, 2013. — 192 c.
3. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конcпекты логопедических занятий в детском саду для детей 4-5 лет с ОНР.- М.: Скрипторий 2003, 2016. – 264 с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь: учебник / Л.С. Выготский. - М.: Национальное образование, 2016. – 368 с.
5. Глозман Ж.М. Детская нейропсихология: учебное пособие / Глозман Ж.М. — Саратов: Вузовское образование, 2013. — 247 c.
6. Долганюк Е.И., Конышева Е. А. Моторная алалия. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / [Е. Долганюк и др.]. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 144 с.
7. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи: учебник / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2010. – 120 с.
8. Зайцева Е.С. Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4–7 лет / Зайцева Е.С., Шептунова В.К. — СПб.: КАРО, 2015. — 72 c.
9. Калягин В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. Практикум: пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов/ Калягин В.А., Овчинникова Т.С. — СПб.: КАРО, 2013. — 432 c.
10. Климонтович Е.Ю. Увлекательная логопедия. Учимся говорить фразами. Для детей 3–5 лет / Климонтович Е.Ю. — М.: Теревинф, 2015. — 89 c.
11. Климонтович Е.Ю. Увлекательная логопедия. Учимся понимать речь. Для детей 2,5–4 лет / Климонтович Е.Ю. — М.: Теревинф, 2015. — 87 c.
12. Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми 5-7 лет с нарушением речи. – М.: Учитель, 2013. – 128 с.
13. Кошелева Н.В. Тематические лексико-грамматические упражнения для взрослых и детей с нарушениями речи: учебник / Кошелева Н.В. – М.: Владос, 2015. – 208 с.
14. Кошелева Н.В., Каценбоген Е.Е. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с нарушениями речи. Новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст: учебник / Кошелева Н.В. – М.: Владос, 2016. – 96 с.
15. Лалаева Р.И. Логопедия в таблицах и схемах: учебное пособие/ Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н.— М.: ПАРАДИГМА, 2012. — 216 c.
16. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). —— СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
17. Лебедев Ю.А. Медико-психолого-педагогический мониторинг целостного развития детей / Лебедев Ю.А., Филиппова Л.В., Дрягалова Е.А. — Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2014. — 83 c.
18. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии: учебник / Р.Е. Левина. – М.: АльянС, 2014. – 368 с.
19. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: ГНОМ, 2015. – 48 с.
20. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями: учебник / Миронова Н.М. – М.: ГНОМ, 2015. – 32 с.
21. Нищева Н.Г. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и рабочая программа учителя-логопеда: методическое пособие / Н.Г. Нищева. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 192 с.
22. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет: учебник / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 272 с.
23. Филатова Ю.О. Ритм речи и движений у детей. Теоретические и прикладные проблемы логопедии: монография/ Филатова Ю.О. — М.: Московский педагогический государственный университет, 2012. — 218 c.
24. Филичева Т.Б., Орлова О.С. Основы дошкольной логопедии: учебник / Т.Б. Филичева [и др.]. – М.: Эксмо, 2015. – 320 с.
25. Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, педагогов и родителей / Т.Б. Филичева [и др.]. - М.: В. Секачев, 2016. – 280 с.
26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. - М.: МГОПИ, 1993. - 72 с.
27. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин.– 6-е изд. - М.: Академия, 2011. – 384 с.

Электронный ресурс:

28. Новикова Л.И. Правильность русской речи. Часть I [Электронный ресурс]: справочник по культуре речи/ Новикова Л.И.— М.: Российский государственный университет правосудия, 2016. — 216 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49609

Вопрос-ответ:

Какие основные теоретические аспекты изучения лексической стороны речи у детей с ОНР 3 уровня?

В основе изучения лексической стороны речи у детей с ОНР 3 уровня лежат следующие теоретические аспекты: характеристика общего недоразвития речи и состояние лексической стороны речи у детей с ОНР.

Как можно охарактеризовать общее недоразвитие речи у детей 5-6 лет с ОНР?

Общее недоразвитие речи у детей 5-6 лет с ОНР характеризуется определенными особенностями, такими как ограниченный словарный запас, затруднения в использовании слов в связных речевых высказываниях, искажения звуков и др.

Каково состояние лексической стороны речи у детей с ОНР?

Лексическая сторона речи у детей с ОНР характеризуется ограниченным словарным запасом, затруднениями в усвоении новых слов и их использовании в связных речевых высказываниях, а также недостаточным овладением словообразовательными процессами.

Какой была программа исследования по формированию лексической стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня?

Программа исследования включала различные этапы: констатирующий этап, коррекционно-компенсирующий этап и контрольно-измерительный этап. Целью программы было сформировать лексическую сторону речи у детей с ОНР 3 уровня.

Как организовывалось исследование по формированию лексической стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня?

Исследование было организовано в виде коррекционно-развивающей работы, включающей различные игры, упражнения и задания. Дети принимали участие в групповых и индивидуальных занятиях с логопедом.

Какие основные теоретические основы изучения лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи?

Основными теоретическими основами изучения лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи являются характеристика общего недоразвития речи и состояние лексической стороны речи у таких детей.

Какова характеристика общего недоразвития речи у детей с общим недоразвитием речи?

Характеристика общего недоразвития речи у детей с общим недоразвитием речи может включать различные особенности, такие как ограниченный словарный запас, затруднения с формированием связных высказываний и слабая грамматическая сторона речи.

Каково состояние лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи?

Состояние лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи может быть характеризовано недостаточным развитием словарного запаса, затруднениями в усвоении новых слов и слабыми навыками использования слова в контексте.

Какими программой и организацией исследования было проведено экспериментальное исследование по формированию лексической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи?

В экспериментальном исследовании по формированию лексической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи была использована определенная программа исследования. Исследование было организовано с участием детей со сходным уровнем недоразвития речи, и были получены результаты констатирующего этапа исследования.

Какие результаты были получены на констатирующем этапе исследования по формированию лексической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи?

На констатирующем этапе исследования по формированию лексической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи были получены различные результаты, которые могут быть связаны с ограниченным словарным запасом, затруднениями в формировании связных высказываний и слабыми навыками использования слова в контексте.