Мысль персонажа как объект внимания автора в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Филология
  • 30 30 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 17.07.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общетеоретические и лингвистические аспекты изучения персонажа художественного произведения 5
1.1 Персонаж в художественном тексте и его характеристика 5
1.2 Портрет как метод оценки персонажа 10
1.3 Особенности художественного мира Ф.М. Достоевского 12
Глава 2. МЫСЛЬ ПЕРСОНАЖА КАК ОБЪЕКТ ВНИМАНИЯ АВТОРА (по материалам романа «Преступление и наказание») 15
2.1 Выражение авторской оценки в речевом поведении героев 15
2.2 Выражение движения мысли персонажа 17
художественными средствами в романе 17
2.3 Личность Раскольникова в романе «Преступление и наказание» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Фрагмент для ознакомления

После совершения этого замысла героя начнут мучать муки раскаяния между собственной совестью и тем, чтобы не допустить разоблачения его полицейским расследованием. В исследовании мотивов поступка Раскольникова Белов С.В. отмечает, что примеры двойственной натуры героя “Преступления и наказания” проявляются в двух первых случаях.Например, Родион идет к квартире старухи-процентщицы делать “пробу” своего замысла. Но, узнав, где хранятсяценности старухи, он вдруг восклицает: «О боже! Как это все отвратительно! И неужели, неужели я... Это вздор, это нелепость! — прибавил он решительно. — Неужели такой ужас мог прийти мне в голову? И я целый месяц...». «Чувство бесконечного отвращения» — пишет автор романа, — «начинавшее давить и мучить его сердце еще в то время, как он только шел к старухе достигло теперь такого размера и так ясно выяснилось, что он не знал, куда деваться от тоски своей.»Но тут же герой, выпив в распивочном стакан пива, вновь берет сторону своего страшного замысла: «Все это, вздор, — сказал он с надеждой, — нечем тут было смущаться! Просто физическое расстройство!».Кроме того, в назначенный день самого преступления Родион, находясь перед дверью в квартиру старухи-процентщицы и, казалось бы, уже не видевший против своего замысла «сознательных возражений, на долю секунды задумывается «Не уйти ли?». Еще более настойчиво противоположные «за» и «против» его желания «только бы поскорей!» оказаться разоблаченным захватывают Раскольникова после совершения его преступления. «Господи, поскорей бы уж!» — просит он всевышнего, узнав на следующий после убийства день, что его «в полицию зовут, в контору». Размышляя при втором диалоге с Родионом об этом неуверенности, следователь Порфирий Петрович с глубокимубеждением говорит ему: «Ведь я понимаю настроение-то ваше душевное да ведь все-таки этак вы себе просто с ума сведете, ей-богу-с! Закружитесь! Негодование-то в вас у него очень сильно кипит-с, благородное-с, от полученных обид, сперва от судьбы, а потом от квартальных, вот вы и мечетесь туда и сюда, чтобы поскорее заговорить всех заставить и тем все разом покончить... Ведь так? Угадал-с настроение-то?»Переходя далее к мотивам и целям совершенного Раскольниковым преступления, С.В. Белов замечает: «Здесь следует сразу же отклонить как неверные мотивы материально внешнего характера, первыми прозвучавшие в сцене признания Раскольникова Соне Мармеладовой и отчасти подсказанные ею: он «был голоден», хотел помочь бедствующей матери и оградить сестру от выхода замуж ради него за состоятельного, но недостойного человека, а также рассчитывал, закончив на старухины деньги университет, в дальнейшем добрыми делами искупить свою вину. Показательно, что, называя эти мотивы, Раскольников либо говорит, как будто заученное, либо тут же сам опровергает себя: «Это все не то, не то Совсем, совсем тут другие причины».Речь идет о власти, конечно, не политической или экономической, или административной, а моральной, в смысле полной нравственной независимости от основополагающих моральных норм христианства вплоть до возвышения над ними. А это означает, что Раскольников в данный момент своей духовно-нравственной раздвоенности (именно в период самого преступления) сменяет ее уже на выбор между Богочеловеком и Человекобогом, но в пользу не первого, а второго, т.е. дьявола и антихриста. Этот же выбор он предлагает сделать и Соне Мармеладовой на том основании, что она тоже осознанно «смогла переступить» через завет “Не убий”: «Ты на себя руки наложила, ты погубила жизнь... свою, это все равно!».Но, христианка всеми фибрами своей души, Соня(«Что ж бы я без бога-то была? — быстро, энергически отвечает она Раскольникову») на его вопрос “Молится ли она Богу?” напрочь отвергает его антихристову логику: «Ну как же, как же без человека-то прожить!»и предложение: «Пойдем вместе... Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!». И более того: в явной солидарности с автором романа определяет главную причину преступления Раскольникова так: «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал.»«Преступление и наказание» - это идеологический роман, в котором нечеловеческая теория сталкивается с глубинными чувствами человека.Достоевский, как чуткий знаток особенностей психологии человека, внимательный творец, в своем романе совершает попытку анализа современной ему действительности, попытку определить четкую меру влияния на мысли человека активных в то революционное время идей совершенствования жизни и теории индивидуализма. Федор Михайлович размышляет о том, как заблуждения еще незрелых личностей приводят к преступлениям и терзаниям сознания. Образ Родиона Раскольникова, представленного в нужде, не имеющего возможности позволить себе продолжать образование, но мыслящего и одаренного студента, направлен на раскрытие основной идеи романа. Рисуя жалкий и убогий мир петербургских трущоб, писатель шаг за шагом прослеживает, как страшныемысли рождаются в сознании героя, как они завладевают всем его существом, создают ужасающую теорию, толкающую на убийство.Значит, мысли и идеи Родиона – порождение ненормальных, унизительных условий жизни. Кроме того, реформация разрушила многовековые основы общества, лишив человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической памятью. Личность человека и его помыслы были освобождены, таким образом, от любых моральных принципов и запретов, тем более, что Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих нравственных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка идет на панель, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно игнорировать. К такому выводу приходит Раскольников, когда в его воспаленном мозге рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности, а с другой — серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительным названием — «тварь дрожащая» и «муравейник».ЗАКЛЮЧЕНИЕВ начале исследования, говоря о проблеме и актуальности, мы объяснили ее важностью литературного вклада писателя в развитие мирового искусства литературы. Произведения писателя отличаются глубокой психологичностью манеры письма, следованием мысли по всему произведению, не отвлекаясь на посторонние моменты. Писатель поднимает острые социальные, философские, нравственные проблемы, что немаловажно для современного общества. Изучая жизненный путь литературного персонажа, мы проникли не только в мир писателя, но и получили эстетическое удовольствие от прочтения романа. В данной работе мы рассматривали мысль персонажа, как средство изображения художественного мира автора, попытались проанализировать и систематизировать, классифицировать мысли персонажа на примере Р.Раскольникова. Читатель в процессе восприятия произведений Ф.М. Достоевского вступает прежде всего во взаимодействие с созданными автором образами (языковыми личностями), ставя себя на их место и часто отождествляя с самим писателем. В результате читатель «слышит» голос автора и в художественных произведениях, и в публицистике, и в его личных и деловых письмах. Основная идея концепции, на которую мы опираемся в настоящем исследовании, состоит в возможности познания человека через изучение его речевой деятельности .Языковая личность, таким образом, рассматривается как личность, реконструированная в своих основных чертах на основе употребляемых ею языковых средств, что позволяет создать портрет изучаемой личности.В романе мы выделили следующие основные способы движения мысли:а) мысли в болезненном, эмоционально истощенном сознании героя теряют стройный порядок своего протекания;б) неустойчивая, едва фиксируемая сознанием мысль может приобретать движение, которое как бы поверхностно, слегка фиксируется сознанием субъекта. Содержание мысли неопределенно;в) мыслительная деятельность – процесс сложный. Для конкретизации содержания мысли мышлению субъекта приходится в ходе своего движения преодолевать препятствия;г) Ф.М. Достоевский наделяет мысль свойством распространяться разнонаправлено в ментальном пространстве. Пространство является необходимым условием движения, в том числе движения мысли;д) интенсивное движение потока мыслей, их неконтролируемый сознанием и волей характер передает глагол лезть;е) упорядоченное движение мыслей может нарушаться, движение происходит неравномерно, скачками, рывками.Таким образом, завершая наше исследование, отметим, что поставленные цели и задачи исследования были достигнуты, что отражено в результатах исследования. Литература1.Альтман М. С. Достоевский по вехам имен. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1975. – 280с.2.Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Киев.: Next, 1994. – 510с.3.Белов, С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий / С. В. Белов.– М.: Просвещение, 1984 г.4.Беспалов А.Н. Структура портретных описаний в художественном тексте среднеанглийского периода: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2001. – 106 - 120 с. 5.Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа «Преступление и наказание» как средство отражения мировоззрения Ф.М. Достоевского. М.: Православная педагогика, 2004. – 115с.6.Введение в литературоведение: учебник для вузов по специальности "Русский язык и литература" (используйте кавычки-«елочки»): рек. УМО вузов РФ / [Н. Л. Вершинина и др.]; под общ.ред. Л. М. Крупчанова. - Москва: ОНИКС, 2009. - 416 с.7.Гинзбург Л. О литературном герое. Л., 1979. С. 89–90 Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. – М. : Наука, 1987. Караулов достоин отдельной строки. Почему он приклеился к Гинзбург?8.Достоевский. Собрание сочинений в 15-ти томах. Л., Наука, 1989. Том 5 и 7. В 1989 году был издан только пятый том, а 7-й – в 1990 году. И почему Вы его взяли? Вы работали с тестом «Бесов»? Сомнительно. Мне кажется, что и «Преступление и наказание» Вы не очень-то открывали. Во всяком случае Вы дали (и без лишних комментариев) те примеры, которые были в статье Червоного. Если Вы хотите оправдать цитацию (которую сделали по статье из «Энц. словаря юного филолога», то ведь придется проверить, по тому ли изданию работал Новиков, писавший статью в упомянутом словаре.Кроме того, текст романа не вписывают в единый список литературы, это ведь источник материала. Поскольку роман один, надо просто при первом упоминании во Введении дать подстраничную сноску с библиографическим описанием.9.Кочнова К.А. О многообразии терминологии в вопросе изучения языковой картины мира писателя // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/04/10071 (дата обращения: 29.05.2018).10.МаВэньин. Антропонимика романа Ф.Д. Достоевского «Преступление и наказание» как художественная система: дис. … канд. филол. наук / МаВэньин. – Москва, 2015. – 1 гл. Надо указывать общее количество страниц.11.Назиров, Р. Г. Творчество Ф. М. Достоевского. Проблематика и поэтика: учебное пособие. / Р. Г. Назиров — Уфа: РИЦ БашГУ, 2014 — 7 гл.Новиков, Вл.И. Достоевский Ф.М. Язык его произведений / Вл. И. Новиков // Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М.В. Панов. – М.: Педагогика, 1984. – С. 92–95.12.Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ [Электронный ресурс]. URL: http://ozhegov.info/slovar/?q=М*&pg=69&ind=N (дата обращения: 29.05.2018).13.Переверзев, В. Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования / В. Ф. Переверзев.– М.: Советский писатель, 1982 г. – 182 - 362 с.14.Родионова, Н. А. Типы портретных характеристик в художественной прозе И. А. Бунина: Лингвостилистический аспект: автореф. дис… канд. филол. наук / Родионова Наталья Альбертовна. – Самара, 1999.15.Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. – 118 с. 16.Флоренский, П. А. Имена / П. А. Флоренский.– М.: Азбука, 2011 г.17.ХаоЧжэнь. Языковые средства создания образа современника (на материале сборника рассказов Б. П. Екимова «Возвращение»): дис. … канд. филол. наук / ХаоЧжэнь. – Санкт-Петербург, 2017. – 20 с. URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/7656/1/di.doc (дата обращения: 29.05.2018).18.Червоный Александр Михайлович Выражение движения мысли художественными средствами языка (на материале романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») // Известия ЮФУ. Технические науки. 2010. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyrazhenie-dvizheniya-mysli-hudozhestvennymi-sredstvami-yazyka-na-materiale-romana-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie (дата обращения: 03.06.2018).19.Шахназарян, О. Н. Сценарии выражения негативных эмоций в романах Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот»: дис… канд. филол. наук / ШахназарянНаринэОниковна. – Саратов, 2014. – 32 с.

Альтман М. С. Достоевский по вехам имен. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1975. – 280с.
2. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Киев.: Next, 1994. – 510с.
3. Белов, С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий / С. В. Белов.– М.: Просвещение, 1984 г.
4. Беспалов А.Н. Структура портретных описаний в художественном тексте среднеанглийского периода: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2001. – 106 - 120 с.
5. Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа «Преступление и наказание» как средство отражения мировоззрения Ф.М. Достоевского. М.: Православная педагогика, 2004. – 115с.
6. Введение в литературоведение: учебник для вузов по специальности "Русский язык и литература" (используйте кавычки-«елочки»): рек. УМО вузов РФ / [Н. Л. Вершинина и др.]; под общ.ред. Л. М. Крупчанова. - Москва: ОНИКС, 2009. - 416 с.
7. Гинзбург Л. О литературном герое. Л., 1979. С. 89–90 Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. – М. : Наука, 1987. Караулов достоин отдельной строки. Почему он приклеился к Гинзбург?
8. Достоевский. Собрание сочинений в 15-ти томах. Л., Наука, 1989. Том 5 и 7. В 1989 году был издан только пятый том, а 7-й – в 1990 году. И почему Вы его взяли? Вы работали с тестом «Бесов»? Сомнительно. Мне кажется, что и «Преступление и наказание» Вы не очень-то открывали. Во всяком случае Вы дали (и без лишних комментариев) те примеры, которые были в статье Червоного. Если Вы хотите оправдать цитацию (которую сделали по статье из «Энц. словаря юного филолога», то ведь придется проверить, по тому ли изданию работал Новиков, писавший статью в упомянутом словаре.
Кроме того, текст романа не вписывают в единый список литературы, это ведь источник материала. Поскольку роман один, надо просто при первом упоминании во Введении дать подстраничную сноску с библиографическим описанием.
9. Кочнова К.А. О многообразии терминологии в вопросе изучения языковой картины мира писателя // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/04/10071 (дата обращения: 29.05.2018).
10. МаВэньин. Антропонимика романа Ф.Д. Достоевского «Преступление и наказание» как художественная система: дис. … канд. филол. наук / МаВэньин. – Москва, 2015. – 1 гл. Надо указывать общее количество страниц.
11. Назиров, Р. Г. Творчество Ф. М. Достоевского. Проблематика и поэтика: учебное пособие. / Р. Г. Назиров — Уфа: РИЦ БашГУ, 2014 — 7 гл.
Новиков, Вл.И. Достоевский Ф.М. Язык его произведений / Вл. И. Новиков // Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М.В. Панов. – М.: Педагогика, 1984. – С. 92–95.
12. Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ [Электронный ресурс]. URL: http://ozhegov.info/slovar/?q=М*&pg=69&ind=N (дата обращения: 29.05.2018).
13. Переверзев, В. Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования / В. Ф. Переверзев.– М.: Советский писатель, 1982 г. – 182 - 362 с.
14. Родионова, Н. А. Типы портретных характеристик в художественной прозе И. А. Бунина: Лингвостилистический аспект: автореф. дис… канд. филол. наук / Родионова Наталья Альбертовна. – Самара, 1999.
15. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. – 118 с.
16. Флоренский, П. А. Имена / П. А. Флоренский.– М.: Азбука, 2011 г.
17. ХаоЧжэнь. Языковые средства создания образа современника (на материале сборника рассказов Б. П. Екимова «Возвращение»): дис. … канд. филол. наук / ХаоЧжэнь. – Санкт-Петербург, 2017. – 20 с. URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/7656/1/di.doc (дата обращения: 29.05.2018).
18. Червоный Александр Михайлович Выражение движения мысли художественными средствами языка (на материале романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») // Известия ЮФУ. Технические науки. 2010. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyrazhenie-dvizheniya-mysli-hudozhestvennymi-sredstvami-yazyka-na-materiale-romana-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie (дата обращения: 03.06.2018).
19. Шахназарян, О. Н. Сценарии выражения негативных эмоций в романах Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот»: дис… канд. филол. наук / ШахназарянНаринэОниковна. – Саратов, 2014. – 32 с.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет мысль персонажа в романе "Преступление и наказание"?

Мысль персонажа играет важную роль в романе "Преступление и наказание". Она является объектом внимания автора и позволяет читателю лучше понять внутренний мир главного героя Раскольникова. Мысль персонажа помогает автору выразить свою оценку и идеи, которые он хочет донести до читателя.

Каким образом автор выражает свою оценку через мысль персонажа?

Автор выражает свою оценку через мысль персонажа путем использования различных стилистических приемов. Например, он может использовать повторения, экспрессивные выражения или неожиданные ассоциации. Таким образом, автор подчеркивает важность определенных мыслей и делает их более выразительными.

Какие лингвистические аспекты изучаются при изучении мысли персонажа в романе?

При изучении мысли персонажа в романе обращают внимание на такие лингвистические аспекты, как выбор слов и их значения, структура предложений, использование стилистических приемов. Анализ этих аспектов позволяет понять, как автор передает мысли персонажей и каким образом они служат выражением идей и оценок автора.

Как автор характеризует мысль персонажа в романе "Преступление и наказание"?

Автор характеризует мысль персонажа в романе "Преступление и наказание" с помощью описания внутренних монологов, диалогов и размышлений героев. Он анализирует и комментирует их мысли, подчеркивая их значимость и влияние на дальнейшее развитие сюжета. Также автор использует стилистические приемы, чтобы выразить свою оценку мыслей персонажей.

Какие особенности художественного мира Ф. М. Достоевского влияют на выражение мысли персонажа?

Особенности художественного мира Ф. М. Достоевского, такие как духовно-нравственные проблемы, внутренние конфликты, сложные характеры героев, оказывают влияние на выражение мысли персонажа. Автор стремится показать сложность внутреннего мира героев, их внутренние противоречия и душевные муки, что отражается в их мыслях.

Что представляет собой мысль персонажа в романе Преступление и наказание?

Мысль персонажа в романе Преступление и наказание представляет собой внутренний мир главного героя и позволяет нам узнать его взгляды, убеждения и моральные принципы. Она играет важную роль в развитии сюжета и помогает нам понять душевное состояние Родиона Раскольникова.

Каким образом автор выражает свою оценку мысли персонажа в романе Преступление и наказание?

Автор выражает свою оценку мысли персонажа в романе Преступление и наказание путем использования различных лингвистических средств. Он описывает внутренний монолог Родиона Раскольникова, раскрывает его мышление, представляет его взгляды и убеждения, а также описывает его эмоциональное состояние. Таким образом, автор дает нам понять, как он относится к мысли главного героя.

Каким образом автор использует портрет как метод оценки персонажа в романе Преступление и наказание?

Автор использует портрет как метод оценки персонажа в романе Преступление и наказание путем описания внешности и внутреннего мира героя. Он дает нам детальное представление о внешности Родиона Раскольникова, его физических чертах, а также описывает его внутреннюю жизнь: его эмоции, мысли, мотивы действий и так далее. Таким образом, портрет помогает нам лучше понять и оценить главного героя романа.

Какие особенности художественного мира Ф. М. Достоевского присутствуют в романе Преступление и наказание?

В романе Преступление и наказание присутствуют особенности художественного мира Ф. М. Достоевского. Он создает атмосферу внутреннего мира героя, подчеркивает его эмоциональность и психологические состояния. Автор акцентирует внимание на душевных переживаниях персонажей, их внутреннем конфликте, сомнениях и поиске истины. Также присутствует глубокий психологизм и философская глубина, характерные для творчества Достоевского.

Как автор описывает мысли персонажей в романе "Преступление и наказание"?

Автор использует различные методы описания мыслей персонажей в романе "Преступление и наказание". Он представляет их внутренние монологи, а также использует повествовательный стиль для передачи мыслей главного героя Раскольникова. Достоевский также вводит диалоги, в которых персонажи обсуждают свои мысли и идеи.