Обзор методической литературы по теме:
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 11.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Коррекция дисграфии 4
Заключение 11
Список литературы 13
При коррекции дисграфии языкового анализа и синтеза логопед учит различать понятия «предложение», «слово», «слог», «звук», моделировать различные типы словосочетаний и предложений по аналогиям, подбирать к заданным схемам подходящие предложения, определять количество слов в предложении.
Для развития произвольного внимания при преодолении дисграфии предлагаются задания, которые используются при обследовании произвольного внимания, а также упражнения из методических рекомендаций Н.А.Туговой, разработанные для развития произвольного внимания младших школьников на логоритмических занятиях.
Одной из важных задач логопедической работы является не только преодоление нарушений письма, но и предупреждение их возникновения у детей дошкольного возраста, особенно у детей с нарушением звукопроизношения. Исследование сотрудников сектора логопедии института дефектологии АПН РФ показало, что затруднения при обучении грамоте возникают не у всех детей с недостатками произношения, а лишь у тех, у которых недостатки произношения являются показателем незаконченности фонемообразования. Л.Ф. Спирова обследовала детей с правильной речью и с ФФН при поступлении в школу и выявила, что: выделение гласных в начале слова доступно у 78% детей с нормальной речью и у 46, 2% у детей с ФФН. Выделение согласных в начале слова доступно 53% детям с нормальным произношением и 18% детей с ФФН. Выделение гласного в середине доступно 20% детей с нормальной речью и лишь 3% детей с ФФН.
Заключение
Рассмотрим методику коррекции И.Н. Садовниковой, которая выделяет следующие направления работы по коррекции дисграфии: ( развитие пространственных и временных представлений; ( развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов; ( количественное и качественное обогащение словаря; ( совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов; ( усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений; ( обогащение фразовой речи учащихся путем ознакомления их с явлениями многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.
К каждому разделу в методике И.Н. Садовниковой имеются краткие методические установки с указанием основных задач. Применительно к коррекции письменной речи разработана методика Л.Н. Ефименковой, которая предлагает лингвистический подход к пониманию нарушенных механизмов [8]. Основная задача коррекционной работы, по мнению Л.Н. Ефименковой, это воспитание у детей языкового чутья.
Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте. Коррекционно-развивающая работа логопеда может быть построена в соответствии с методическими рекомендациями А.В. Ястребовой .
Проблема исследования и коррекции особых нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в данное время считается одной из актуальных задач логопедии. По статистике с всяким годом в начальной школе повышается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.). предлагают различные методики коррекционной работы. Чаще всего о дисграфии начинают говорить в школьные годы, хотя предпосылки её уже проявляются в детском саду. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить. Поэтому, вопросу профилактики дисграфии необходимо уделить особое внимание. Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии.
Так А.Н.Корнев выделяет следующие основные признаки детей «группы риска»:
( «цепочка» пери- и постнатальных вредностей;
( позднее и патологическое формирование устной речи;
( опоздание психического формирования;
( проявленная незрелость изобразительных способностей;
( билингвизм.
Список литературы
Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте». – М:, «Просвещение»,2015
Коррекция письменной речи. / Под ред. Яковлевой А.В. Санкт-Петербург, 2013г.
Киселёва Н.Ю. Формирование операций контроля при коррекции дисграфии // "Логопед". - 2014, № 7.
Климов Г.А. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 2015 - С.67-75.
Козаревский Л.М. Развитие речи: Дети 5- 7 лет [Текст]. - М., 2014. - 160с.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2013
Логопедия: Учебник для студентовдефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской . —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. — 680 с.
Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2014 г.
Садовникова И.Н. "Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников"., 2014.
Хватцев М.Е. Аграфия и дисграфия // Хрестоматия по логопедии. - М., 2013. - С.113-120.
Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста - М., 2016.
13
1. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте». – М:, «Просвещение»,2015
2. Коррекция письменной речи. / Под ред. Яковлевой А.В. Санкт-Петербург, 2013г.
3. Киселёва Н.Ю. Формирование операций контроля при коррекции дисграфии // "Логопед". - 2014, № 7.
4. Климов Г.А. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 2015 - С.67-75.
5. Козаревский Л.М. Развитие речи: Дети 5- 7 лет [Текст]. - М., 2014. - 160с.
6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2013
7. Логопедия: Учебник для студентовдефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской . —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. — 680 с.
8. Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2014 г.
9. Садовникова И.Н. "Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников"., 2014.
10. Хватцев М.Е. Аграфия и дисграфия // Хрестоматия по логопедии. - М., 2013. - С.113-120.
11. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста - М., 2016.
Вопрос-ответ:
Какие методы используются для коррекции дисграфии?
При коррекции дисграфии языкового анализа и синтеза, логопед использует различные методы. Он учит различать понятия предложение, слово, слог, звук. Также применяется моделирование различных типов словосочетаний и предложений по аналогии. Логопед подбирает к заданным схемам подходящие предложения и определяет количество слов в предложении. Для развития произвольного внимания при преодолении дисграфии могут использоваться специальные задания.
Какие задания могут использоваться при коррекции дисграфии?
Для развития произвольного внимания и преодоления дисграфии, логопед может предлагать различные задания. Это могут быть задания, направленные на различение понятий, таких как предложение, слово, слог, звук. Также можно использовать задания по моделированию различных типов словосочетаний и предложений по аналогии. Логопед может предлагать задания, где необходимо подобрать к заданным схемам подходящие предложения. Также логопед занимается определением количества слов в предложении.
Какая литература существует по коррекции дисграфии?
Существует разнообразная методическая литература по коррекции дисграфии. В ней рассматриваются различные подходы и методы для преодоления данного нарушения письма. Логопеды используют такие источники, чтобы расширить свой арсенал упражнений и заданий при работе с детьми, страдающими дисграфией.
Какие понятия логопед учит различать при коррекции дисграфии?
При работе над коррекцией дисграфии, логопед учит ребенка различать такие понятия, как предложение, слово, слог и звук. Различение этих понятий является важным шагом на пути к правильному овладению навыками письма. Четкое понимание разницы между ними поможет ребенку улучшить свои навыки письма и выразительности речи.
Как развить произвольное внимание при преодолении дисграфии?
Для развития произвольного внимания при преодолении дисграфии, логопед предлагает специальные задания. Эти задания помогают ребенку сосредоточиться на задаче, отличить существенную информацию от второстепенной. Они тренируют способность к контролю над своими мыслями и вниманием, что важно для успешного преодоления дисграфии.
Как корректируют дисграфию языкового анализа и синтеза?
При коррекции дисграфии языкового анализа и синтеза логопед учит различать понятия предложение, слово, слог, звук, моделировать различные типы словосочетаний и предложений по аналогиям, подбирать к заданным схемам подходящие предложения, определять количество слов в предложении.
Какие задания используются для развития произвольного внимания при преодолении дисграфии?
Для развития произвольного внимания при преодолении дисграфии предлагаются задания, которые используются при обследовании пациента.
Какие понятия логопед учит различать при коррекции дисграфии языкового анализа и синтеза?
Логопед учит различать понятия предложение, слово, слог, звук при коррекции дисграфии языкового анализа и синтеза.