Социальная политика Европейского союза
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 06.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Социальная политика европейского союза: этапы развития и правовая база 6
1.1. Динамика становления социальной политики ЕС: основные вехи 6
1.2. Базовые принципы нового гуманистического мировидения социальной политики ЕС 11
2. Особенности реализации социальной политики ЕС 15
2.1. Основные подходы к реализации социальной политики в основных странах ЕС 15
2.2. Социальная политика ЕС в рамках стратегии «Европа 2020» 25
Выводы 32
Список использованной литературы 34
По данным Национального института социального обеспечения Италии (ИИРБ) в ней проживает около 7 млн. Пенсионеров, из которых 17% получают пенсию размером менее 500 евро, 35% итальянских пенсионеров могут рассчитывать на пенсию от 500 до 1000 евро, 24% - от 1000 до 1500 евро. Лишь 3% получают пенсию больше 3000 евро в месяц [13, с. 42-48].Социальная политика ЕС в рамках стратегии «Европа 2020»В Стратегии «Европа 2020» одним из основных элементов является социальная, региональная политика и политика занятости. Основным положением Стратегии «Европа 2020» как элемента эффективной социальной политики и политики занятости ЕС является обеспечение «инклюзивного (всеобъемлющего) роста» с высоким уровнем занятости и сокращением количества людей, живущих в условиях бедности или риска социальной изоляции. Целями социальной политики и политики занятости как единой общей политики ЕС является содействие занятости, улучшение условий жизни и труда, надлежащую социальную защиту, диалог между руководством и наемными работниками, развитие человеческих ресурсов с целью прочного высокого уровня занятости и борьбы с социальной изоляцией [6]. Однако проведение единой общей социальной политики ЕС осложняется высокой дифференциацию уровней экономического и социального развития стран Сообщества, устранение или сокращение которой с помощью инноваций и фактически основной целью реализации современной социальной политики ЕС. Дифференциацию уровней социального развития стран - участниц ЕС можно проиллюстрировать по многим показателям, в частности: уровнем расходов на социальную защиту, ВВП на душу населения, уровнем занятости, количеством лиц, находящихся за чертой бедности, индексами качества жизни, уровнем минимальной заработной платы, уровнем средней заработной платы, доходом на душу населения и тому подобное. Как показатель выберем среднюю заработную плату по странам - членам ЕС (табл. 1). Уровень заработной платы в месяц в ЕС, европ/пСтрана20022006201020161.Болгария1431933324202L.Румыния1953324445123.Литва2994415256404.Латвиян/д*4315736925.Венгрия4516087297746.Словакия3375197589087.Чехия4727149229098.Польша5736487939489.Хорватиян/дн/д98098010.Эстониян/д59977799911.Португалиян/д1 1351 231120912.Мальтан/д1 2061 3751 566ІЗ.Словения10101 19814701 57114.Грециян/д1 5631 7441 74415.Кипрн/д1 8151 9801 79816.Испания1 4751 5971 7751 82917.Италиян/д2 0302 1932 33718.Голандия2 0351 9172 2812 39819.Автриян/д2 1242 2882 49420.Франциян/д2 3422 4002 60421.Германиян/д2 4572 5202 62022.Великобритания2 6812 8932 5042 79523.Бельгиян/д2 4382 7492 95624.Финляндиян/д2 4662 8483 09425.Швеция2 4492 5102 8093 28626.Ирландия2 5493 1423 2743 34027.Даниян/д3 0623 6423 690[14].*н/д – данные отсутствуют Из 28 стран ЕС населения 10 стран получает среднемесячную заработную плату до 1000 евро, 6 стран - от 1000 до 2000 евро и 12 стран - от 2000 до 4000 евро. Причем средняя заработная плата в Нидерландах в всем раз больше, чем в Болгарии. Уровень социального развития стран, присоединившихся к ЕС начиная с 2004 г., несопоставимы со странами - учредителями объединения. Развитые страны остаются на высоком уровне развития, а менее развитые очень слабо улучшают свое экономико-социальное положение. Также стоит отметить негативные процессы экономического и социального развития в Португалии и Кипре, где уровень средней заработной платы в 2014 был ниже уровня 2006г., и сложности в Чехии, где уровень средней заработной платы снизился в 2014 по сравнению с 2010 г. Наличие значительной дифференциации в уровнях доходов населения стран-членов затрудняет реализацию совместной социальной политики ЕС. Средняя заработная плата в странах ЕС составляет 1894 евро по состоянию на 2014, в 16 из 28 стран она ниже. Поскольку задачей любой социальной политики является перераспределение общественных благ для обеспечения благосостояния каждого гражданина, возникает необходимость в разработке конкретных направлений конвергенции социальных стандартов. С последствияминеравномерности социального и экономического развития в условиях свободного передвижения лиц развитые страны столкнулись уже сейчас. Снижение уровня средней заработной платы и высокая дифференциация приводят к высокому уровню внутренней трудовой миграции внутри стран - членов ЕС. Большим количеством мигрантов из Румынии и Болгарии недовольно большинство населения развитых стран ЕС, в частности Германии и Великобритании, что провоцирует негативные настроения относительно новых стран - членов ЕС и его дальнейших интеграционных процессов. Высокая миграция обусловлена стремлением части населения менее развитых стран повысить собственное качество жизни. Таким образом, конвергенция социальных стандартов является решающим для достижения целей социальной политики ЕС. Именно поэтому расходы на эффективное и всеобъемлющее развитие занимают наибольший удельный вес в общих расходах бюджета ЕС как по состоянию на 2014, так и на 2015 год. (табл. 2). Структура расходной части бюджета ЕС за 2015-2016 рр., %Розделы бюджетных расходов20152016Эффективное и всеобъемлющее развитие (SmartandInclusiveGrowth)49,649,1Устойчивое развитие: природные ресурсы (Sustainable Development: Natural Resources)42,843,4Безопасность и гражданство (SecurityandCitizenship)1.31.5Европа как глобальный игрок (GlobalEurope)0,10,1администрирование (Administration)65,7Выплаты (Compensations)0.02-специальные инструменты (Special Instruments)0,30,1[14].Бюджетные расходы на эффективное и всеобъемлющее развитие как ключевая задача социальной политики ЕС делятся на два основных направления: конкурентоспособность для роста и создания рабочих мест; экономическая, социальная и территориальная целостность.Для достижения поставленных перед ЕС целей в сфере осуществления социальной политики запланированы как крупные инфраструктурные проекты, так и менее традиционные научные, инновационные проекты и проекты мобильности. Такие программы, как «Горизонт 2020», «Эразмус +», «Евратом», программа Европейского Союза по вопросам занятости и социальных инноваций, являются одними из инновационных инструментов реализации социальной политики ЕС, поскольку именно финансирование инноваций в социальной, технической, экономической сферах даст возможность добиться улучшения качества жизни и преодолеть последствия экономической рецессии, дифференциации в уровнях как социального, так и экономического развития. Для устранения или уменьшения уровня дифференциации социального развития стран ЕС и достижения высоких стандартов качестважизни, реализуя прежде всего общую социальную политику, наибольший объем финансирования должны получать страны с низким уровнем развития. Рассмотрим, каким является распределение бюджета на «эффективное и всеобъемлющее развитие» стран ЕС (табл. 3). Таким образом, наибольшее финансирование, действительно, получают страны ЕС, уровень социального и экономического развития которых ниже средних показателей по ЕС. Распределение в финансировании социальной сферы является предпосылкой для действительно эффективной реализации социальной политики ЕС и обязательным условием для обеспечения конвергенции в уровнях качества жизни и социального развития стран ЕС. Однако в страны с высоким уровнем финансирования на эффективное и всеобъемлющее развитие в 2016 попал и Люксембург, который в отличие от последних 10 стран с наибольшим финансированием, является страной с высоким уровнем как социального, так и экономического развития.Таблица 3. Расходы на эффективное и всеобъемлющее развитие в странах ЕС 2016 г.п/пСтранаНаселение, млн. лицРасходы на эффективное и всеобъемлющее развитие, млн. ЕвроРасходы на душу населения, евро1.Швеция9,09438,5048,242. Германия83,254617,3055,463.Великобритания60,203372,3056,024.Хорватия4,28255,1059,535.Финляндия5,16315,3061,136.Австрия8,17569,8069,747.Нидерланди16,321158,9071,028.Дания5,37388,3072,329.Ирландия4,23323,4076,3610.Франция63,394891,9077,1711.Литва3,60296,9082,4512.Италия58,756280,00106,8913.Кипр0,84. .99,00118,5614.Португалия10,081428,10141,6215.Эстония1,42208,10147,0016.Испания44,716678,20149,3717.Бельгия10,271567,60152,5718.Румыния21,703469,90159,9219. •Болгария7,621539,30201,9720.Польша38,638152,30211,0621.Мальта0,4096,00241,5122.Латвия2,37710,90300,4023.Греция10,653322,40312,1024.Словения1,93700,70362,5125.Венгрия10,083774,70374,6626.Люксембург0,45190,20424,0227.Чехия10,265912,60576,4628.Словакия5,423147,90580,54[14]Стоит отметить, что ВВП на душу населения Люксембурга является самым высоким в ЕС и одним из самых высоких в мире (по оценке МВФ, первое место в 2016). Именно поэтому для дальнейшего исследования следует сопоставить затраты на эффективное и всеобъемлющее развитие на душу населения с уровнем ВВП на душу населения (табл. 4). Соотношение бюджетных расходов на эффективное и всеобъемлющий развитие и ВВП на душу населения позволяет ранжировать страны по удельному весу расходов, осуществленных на социальное и региональное развитие из общего бюджета ЕС до величины ВВП как частичного показателя эффективности экономического развития национальных экономик. Таблица 4 Соотношение расходов на социальное развитие и ВВП на душу населения стран ЕС по 2016. п/пСтранаРасходы на эффективное и всеобъемлющее развитие на душу населения, евроВВП на душу населения, евроСоотношение: расходов на социальное развитие и ВВП на душу населения,%1.Швеция48,2445600,000,112.Ирландия76,3655100,000,143.Великобритания56,0239600,000,144.Германия55,4637100,000,155.Дания72,3246800,000,156.Финляндия61,1338200,000,167.Австрия69,7439400,000,188.Нидерланды71,0240000,000,189.Франция77,1732800,000,2410.Италия106,8927000,000,4011.Бельгия152,5736500,000,4212.Люксембург424,0289900,000,4713.Кипр118,5620800,000,5714.Хорватия59,5310400,000,5715.Литва82,4512900,000,6416.Испания149,3723200,000,6417.Португалия141,6217300,000,8218.Эстония147,0015400,000,9519.Мальта241,5120300,001,1920.Польша211,0611100,001,9021.Греция312,1016200,001,9322.Словения362,5118700,001,9423.Румыния159,928100,001,9724.Литва300,4012300,002,4425.Болгария201,976300,003,2126.Венгрия374,6611100,003,3827.Чехия576,4615800,003,6528.Словакия580,5414500,004,00[14]Полученные результаты дают возможность сделать вывод, что наибольший объем финансирования социальной сферы приходится на страны с низким развитием, то есть объем помощи ЕС по «экономическим результатам» отдельной страны является самым высоким.ВыводыИтак, в результате исследования было установлено, что основной задачей социальной политики ЕС является обеспечение «инклюзивного (всеобъемлющего) роста» с высоким уровнем занятости и сокращением количества людей, живущих в условиях бедности или риска социальной изоляции. Именно поэтому на обеспечение эффективного и всеобъемлющего развития в бюджете ЕС запланировано наибольшие расходы, а именно 49,1% от всей расходной части бюджета. Такой объем финансирования социальной сферы обусловлен необходимостью преодоления последствий значительной дифференциации социального и экономического развития стран ЕС. Причем наибольший объем финансирования социальной сферы приходится на страны с низким развитием среди стран ЕС. Таким образом, для реализации целей социальной политики ЕС фактически более развитые страны должны финансировать менее развитые. При условии сохранения проведения политики интеграции с последующим перераспределением в сторону «слабых», ЕС достигнет запланированных показателей и усилит свои позиции на международном рынке. Как показало исследование, дискуссионным остается вопрос о необходимости перераспределения общественных благ с позиций защиты интересов группы стран ЕС с самыми высокими уровнями социального и экономического развития, поскольку именно они формируют большую часть бюджета ЕС, то есть за их счет финансируются страны с более низкими показателями развития. Сложности в реализации политики интеграции ЕС и необходимости проведения мероприятий по достижению максимальной конвергенции странами - членами объединения станет направлением дальнейших исследований.Таким образом, рассмотрев особенности социального обеспечения в ведущих странах Европейского Союза, можем констатировать, что в основу социальной политики европейских стран возложена человекоцентристкая идея, когда функционирования всего государственного механизма направлено на улучшение благосостояния населения. Данная политика способствует действенной реализации социального обеспечения всех членов общества, регулирует состояние на рынке труда, служит стабилизатором социальной ситуации в стране.Список использованной литературыАнтропов В.В. Предпосылки и особенности социальных реформ / В.В. Антропов // Управление персоналом. - 2006. - № 8. - С. 48-57.Антропов В.В. Система социального обеспечения во Франции: опыт и перспективы / В.В. Антропов // Труд за рубежом. - 2005. - № 2. - С. 96-116.Антропов В.В. Система социальной защиты в Великобритании / В.В. Антропов // Труд за рубежом. -2005.-№3,- С. 37-54.Аранжереев М.М. Как обеспечить достойную старость, или Возможности негосударственных пенсионных фондов / М.М. Аранжереев. - М.: Эксмо,2006.-264 с.Атабиева А.И. Зарубежный опыт правового регулирования отношений в области социального обеспечения / А.И. Атабиева / Правовая культура. - 2012. - № 1 (12). - С. 102 107.Беното Ж.-К. Организация и действие социальной помощи во Франции / Ж.-К. Беното. - М. : Изд. по-сольства Франции в Москве, 1993. - 116 е.Грызлова А.В., Яненко Е.А. Обзор зарубежных пенсионных систем / А.В. Грызлова, Е.А. Яненко // Отечественные записки. - 2005. - № 3. – С. 230-239.Истомина E.A. Пенсионное обеспечение в России и во Франции (правовые вопросы) : [монография] / Е.А. Истомина. - Екатеринбург, 2008. - 164 с.Каргалова М. В. Роль социального измерения в процессе европейской интеграции [Электронный ресурс] / М. В. Каргалова. – Режим доступа: http://www.edc.spb.ru/activities/conferences/40years/kargalova.html.Кожевников Е.Д. Кто имеет право на социальную помощь? Критерии, определяющие право на государственную социальную помощь в России и странах Европы / / Юридический мир. - 2010. --№5,- С. 25-28.Мартин Э. Социальное обеспечение в Великобритании и во Франции; [пер. с англ. И. Давидян]. / Э. Мартин // Свободная мысль. - XXI. - 2005. - № 8. - С. 95-109.Мачульськая Е.Е. Правовое регулирование социального обеспечения в Великобритании: автореф. канд. юрид. наук: 12.00.05 / Е.Е. Мачульекая; МГУ им. М.В. Ломоносова. М. 1991. - 20 с.Мониторинг СМИ РФ по пенсионной тематике // Департамент аналитики и мониторингов информационного агентства. - М.: «Интегрум», 2011. - С. 42-48.Официальный сайт Eurostat [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/. Роик В.Д. Эволюция систем социального страхования в Западных странах / В.Д. Роик. Труд за рубежом. - 1994. - № 3. - С. 13-24.Сергеев А. Е. Влияние процесса расширения Европейского Союза на формирование единой европейской социальной политики: автореф. дис. канд… ист. наук: спец. 07.00.15 – история международных отношений и внешней политики / А. Е. Сергеев. – Нижний Новгород, 2009. Социальное обеспечение в странах Запада: Франция, ФРГ, Италия: Сборник обзоров. - М.; РАН ИНИОН, 1994. - 148 с.Стрежнева М. Проблемы социальной политики в Европейском Союзе / М. Стрежнева // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – № 8. Хижный Э.К. Политика поддержки семей с детьми и пожилыми домочадцами в Италии / Э.К. Хижный // Актуальные проблемы Европы. - М.: ИНИОН РАН, 2009. - № 2. - С.129-145.Kvist J. Does EU enlargement start a race to the bottom? Strategic interaction among EU member states in social policy // Journal of European Social Policy. - 2004. - Т. 14. - №. 3. - С. 301-318. Mosher J.S., Trubek D.M. Alternative approaches to governance in the EU: EU social policy and the European employment strategy // JCMS: Journal of Common Market Studies. - 2003. - Т. 41. - №. 1. - С. 63-88. Pierson P. European social policy: between fragmentation and integration. - Brookings Institution Press, 1995.
1. Антропов В.В. Предпосылки и особенности социальных реформ / В.В. Антропов // Управление персоналом. - 2006. - № 8. - С. 48-57.
2. Антропов В.В. Система социального обеспечения во Франции: опыт и перспективы / В.В. Антропов // Труд за рубежом. - 2005. - № 2. - С. 96-116.
3. Антропов В.В. Система социальной защиты в Великобритании / В.В. Антропов // Труд за рубежом. -2005. -№3,- С. 37-54.
4. Аранжереев М.М. Как обеспечить достойную старость, или Возможности негосударственных пенсионных фондов / М.М. Аранжереев. - М.: Эксмо,2006. -264 с.
5. Атабиева А.И. Зарубежный опыт правового регулирования отношений в области социального обеспечения / А.И. Атабиева / Правовая культура. - 2012. - № 1 (12). - С. 102 107.
6. Беното Ж.-К. Организация и действие социальной помощи во Франции / Ж.-К. Беното. - М. : Изд. по-сольства Франции в Москве, 1993. - 116 е.
7. Грызлова А.В., Яненко Е.А. Обзор зарубежных пенсионных систем / А.В. Грызлова, Е.А. Яненко // Отечественные записки. - 2005. - № 3. – С. 230-239.
8. Истомина E.A. Пенсионное обеспечение в России и во Франции (правовые вопросы) : [монография] / Е.А. Истомина. - Екатеринбург, 2008. - 164 с.
9. Каргалова М. В. Роль социального измерения в процессе европейской интеграции [Электронный ресурс] / М. В. Каргалова. – Режим доступа: http://www.edc.spb.ru/activities/conferences/40years/kargalova.html.
10. Кожевников Е.Д. Кто имеет право на социальную помощь? Критерии, определяющие право на государственную социальную помощь в России и странах Европы / / Юридический мир. - 2010. --№5,- С. 25-28.
11. Мартин Э. Социальное обеспечение в Великобритании и во Франции; [пер. с англ. И. Давидян]. / Э. Мартин // Свободная мысль. - XXI. - 2005. - № 8. - С. 95-109.
12. Мачульськая Е.Е. Правовое регулирование социального обеспечения в Великобритании: автореф. канд. юрид. наук: 12.00.05 / Е.Е. Мачульекая; МГУ им. М.В. Ломоносова. М. 1991. - 20 с.
13. Мониторинг СМИ РФ по пенсионной тематике // Департамент аналитики и мониторингов информационного агентства. - М.: «Интегрум», 2011. - С. 42-48.
14. Официальный сайт Eurostat [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/.
15. Роик В.Д. Эволюция систем социального страхования в Западных странах / В.Д. Роик. Труд за рубежом. - 1994. - № 3. - С. 13-24.
16. Сергеев А. Е. Влияние процесса расширения Европейского Союза на формирование единой европейской социальной политики: автореф. дис. канд… ист. наук: спец. 07.00.15 – история международных отношений и внешней политики / А. Е. Сергеев. – Нижний Новгород, 2009.
17. Социальное обеспечение в странах Запада: Франция, ФРГ, Италия: Сборник обзоров. - М.; РАН ИНИОН, 1994. - 148 с.
18. Стрежнева М. Проблемы социальной политики в Европейском Союзе / М. Стрежнева // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – № 8.
19. Хижный Э.К. Политика поддержки семей с детьми и пожилыми домочадцами в Италии / Э.К. Хижный // Актуальные проблемы Европы. - М.: ИНИОН РАН, 2009. - № 2. - С.129-145.
20. Kvist J. Does EU enlargement start a race to the bottom? Strategic interaction among EU member states in social policy // Journal of European Social Policy. - 2004. - Т. 14. - №. 3. - С. 301-318.
21. Mosher J.S., Trubek D.M. Alternative approaches to governance in the EU: EU social policy and the European employment strategy // JCMS: Journal of Common Market Studies. - 2003. - Т. 41. - №. 1. - С. 63-88.
22. Pierson P. European social policy: between fragmentation and integration. - Brookings Institution Press, 1995.
Вопрос-ответ:
Какая социальная политика реализуется в странах Европейского союза?
В странах Европейского союза реализуются различные подходы к социальной политике. Некоторые страны, такие как Швеция и Дания, имеют развитую систему социального обеспечения, которая предоставляет широкий спектр социальных услуг и пособий. Другие страны, такие как Великобритания и Германия, ориентируются на социальное партнерство и сотрудничество между правительством и представителями бизнеса и трудовых союзов. В целом, социальная политика Европейского союза направлена на обеспечение социальной защиты и поддержки граждан, а также на борьбу с социальным неравенством и исключением.
Какие этапы развития прошла социальная политика Европейского союза? Какова её правовая база?
Социальная политика Европейского союза прошла следующие этапы развития: введение социальных политик в 1957 году, установление принципа равного вознаграждения за мужской и женский труд в 1957 году, принятие програмы действий по равенству полов в 1985 году, создание Европейского фонда адаптации 1994 году и другие. Правовая база социальной политики Европейского союза состоит из таких документов, как Устав Европейского союза, Договор о функционировании Европейского союза, Директивы Европейского союза и другие.
Какие основные вехи можно выделить в становлении социальной политики Европейского союза?
Основными вехами становления социальной политики Европейского союза являются введение социальных политик в 1957 году, установление принципа равного вознаграждения за мужской и женский труд в 1957 году, принятие программы действий по равенству полов в 1985 году, создание Европейского фонда адаптации в 1994 году и другие.
Какие базовые принципы лежат в основе нового гуманистического мировидения социальной политики Европейского союза?
Основными базовыми принципами нового гуманистического мировидения социальной политики Европейского союза являются принцип человеческого достоинства, принцип социальной справедливости, принцип включения и принцип равенства возможностей.
Какие особенности реализации социальной политики Европейского союза можно выделить в основных странах?
В основных странах Европейского союза особенности реализации социальной политики заключаются в наличии разных систем социального обеспечения, различном уровне социальных льгот и возможностей, а также в особенностях регулирования социальной политики национальным законодательством.
Какие этапы развития социальной политики ЕС можно выделить?
Социальная политика Европейского союза прошла несколько этапов развития. Вначале был образован Европейский союз, и социальная политика была одним из основных направлений его деятельности. Затем были установлены базовые принципы нового гуманистического мировидения социальной политики ЕС. Сегодня социальная политика ЕС реализуется в рамках стратегии Европа 2020, главной целью которой является обеспечение устойчивого и инклюзивного роста в Европе.