Коррекция нарушений лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речию
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 06.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1 Развитие лексической стороны речи в онтогенезе 6
1.2 Особенности развития лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 10
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 16
2.1 Основные направления и методики логопедической работы по коррекции лексической стороны речи у дошкольников с ОНР 16
2.2 Средства коррекции лексической стороны речи у дошкольников с ОНР 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Игровое задание что-нибудь сделать: «Собери в корзину все игрушки такого-то цвета» и др..3) Игры-предположения. Их игровое задание выражено в названиях: «Что было бы …?», «Что бы я сделал, если бы …?» и др. Они побуждают детей к осмыслению следующего действия, что требует умения сопоставлять знания с обстоятельствами, устанавливать причинные связи.4) Игры-загадки – развиваютспособность к анализу.Логопед в своей деятельности по развитию речи детей с нарушениями речи может использовать и методический материал, который был разработан для детей с нормальным речевым развитием, но который должен преподноситься с учетом специфики проявления детьми речевого дефекта.Например, для развития и активизации, расширения пассивного и активного номинативного словаря можно использовать такие игры, как:1. «Угадай, что в руке?». Ребенок прячет предмет в руке за спиной. В его задачу входит описать другим этот предмет, не называя самого предмета. Отгадывающие называют возможные предметы и могут задавать дополнительные вопросы, вовлекаясь в диалог. 2.Игра «Кто у кого?». На столе стоят игрушки животных и их детенышей. Детеныши животных сознательно перепутаны: лиса стоит со слоненком, кошка с щенком. Логопед просит расставить зверушек правильно, при этом приговаривать: к маме кошке –..; к маме слонихе –.. т.п.3.Игра «Угадайка?».Логопед просит детей сесть на стульчики, расположенные в ряд. Потом передает мячик первому ребенку и называя действия загаданного объекта, угадать, кто так делает. Если ответ правильный, то мяч передается следующему ребенку, а если ребенок не назвал правильный ответ, то он переходит в конец ряда детей.Материал к игре: шипит, жужжит, летит, плывет, скачет, прыгает, купаются, мяукает, кукарекает, лает, мычит, рычит, блеет.Для развития и активизации, расширения пассивного и активного атрибутивного словаря можно использовать такие игры, как: 1. Игра «Назови лишнее слово». Дети повторяют за логопедом слова, а потом им предлагается выбрать из ряда слов лишнее и объяснить почему: 1) грустный, глубокий, печальный; 2) смелый, веселый, храбрыйи т.п.2. «Отгадай загадку». Логопед загадывает загадку, и просит детей выбирать нужную картинку-ответ:Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф). Я маленькая, серенькая, с длинным хвостиком (мышка)и т.п.3.Игры-поручения.Логопед дает игровое задание детям: «Собери в корзину все игрушки такого-то цвета», «Достань из мешочка предметы круглой формы» и т.п.Для развития и активизации, расширения словаря: Игра «Сообрази какую».На столе разложены карточки с изображением различных действий: (плавает, летает, играет, плачет, смеется, улыбается, грустит, идет, бежит, убегает, читает, кидает, корчит рожицу, сидит, стоит, входит, выходит). Например, логопед просит ребенка принести картинку, где грустят. Ребенок должен разыскать нужную среди разложенных картинок и отдать ее логопеду. Если ребенок справился, то логопед, дает задание другому ребенку, если не справился, то просит действиями показать, как грустят, а потом попытаться еще раз найти картинку. 2. Игра «Что лишнее».Ребенку предлагают 3 ряда картинок, где изображенные люди, которые: 1) идут, бегут, смеются; 2) грустят, плачут, сидят; 3) разговаривают, читают вслух, спят; радуются, смеются, гладят. Ребенку предлагают из трех изображенных действий найти лишнее в ряду.Для развития и активизации, расширения словаря синонимов можно использовать такие игры, как: 1.Игра со словами «Слова-приятели».Логопед предлагает среди тройки слов найти слова-приятели:1) среди существительных: ребенок, солдат, воин; конь, корова, лошадь; дом, город, избушка;2) среди прилагательных: веселый, печальный, грустный; смелый, храбрый, толстый; крепкий, тонкий, прочный; большой, высокий, огромный.2. Игра «Как сказать иначе?».Логопед делит детей на две команды и задает детям вопросы: 1)«Сейчас на улице осень. Вы видели как падают листья с деревьев. А как можно еще сказать, не падают, а иначе? (опускаются, осыпаются, валятся.). 2) «Осенью часто бывает плохая погода. А как еще иначе назвать плохую погоду?» (пасмурная, дождливая).Для развития и активизации, расширения пассивного и активного словаря антонимов можно использовать такие игры, как: 1. Игра «Слова-неприятели».В данных заданиях, ребенку необходимо из трех слов выбрать два слова, которые являются антонимами друг другу (для ребенка - словами-неприятелями). 2. Игра «Скажи наоборот». Логопед стоит пред детьми с мячом, между ним и детьми проведена черта. Логопед называет задуманное слово и бросает мячик одному из детей, который, поймав мяч, должен придумать к нему «слово–неприятель», назвать его и кинуть мяч логопеду. Если слово названо правильно, то логопед разрешает ребенку сделать шаг к линии. В этой игре выигрывает тот, кто быстрее доберется к линии и переступит ее.Таким образом, средством реализация занятий по коррекции лексики у детей является игра – ведущий вид деятельности дошкольника, которая решает в комплексе несколько задач речевого развития: воспитание звуковой культуры речи, формирование лексического строя речи, расширяет словарь.ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕМетодика коррекции лексики детей с общим нарушением речи должна включать в себя работу над словом, как структурной единицей языка и речи, определяющим свойством которой является семантическое содержание, развитием структуры значения слова, лексической системностью языка.Коррекция нарушений в лексике детей дошкольного возраста с ОНР – достаточно длительный процесс, эффективность которого зависит от перспективности выбранных логопедом методов. Одним из эффективных средств коррекции лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии речи, является игра, игровая деятельность, так как в играх развивается речевая активность детей, увеличивается объем их словаря, вырабатывается и совершенствуется умение рассказывать, описывать и рассуждать. Одна из главных игровых задач по развитию речи дошкольника состоит в обогащении словаря ребенка, в усвоении им понятий, в понимании многозначности употребляемых слов и их смысловых оттенков. ЗАКЛЮЧЕНИЕФормирование лексики – длительный процесс овладения детьми словарным запасом и определяется развитием представлений ребёнка об окружающей его реальности.В связи с чем, проблема коррекции нарушений лексической стороны речи у детей дошкольного возраста является актуальной задачей логопедии. Особенную значимость коррекция лексики приобретает у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.У детей с ОНР нарушения лексики проявляются в ограниченности словарного запаса, явном расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Все эти нарушения являются серьезным препятствием в дальнейшем обучении ребенка в школе, так как зрелость и сформированность лексики является одним из немаловажных показателей готовности ребёнка к школе, и успешности овладения им образовательной программы.А значит, эти дети нуждаются в целенаправленной работе по коррекции лексической стороны их речи.Многочисленные исследования свидетельствуют, что эффективность коррекции лексики детей дошкольного возраста с ОНР зависит от перспективности и поступательности выбранных логопедом методов, приемов организации коррекционной работы в данном направлении. Например, эффективным средствомкоррекции лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии речи является игровая деятельность, так как в играх развивается речевая активность детей, увеличивается объем их словаря, вырабатывается и совершенствуется умение рассказывать, описывать и рассуждать.Таким образом, на данном этапе работы, цель исследования достигнута, все задачи решены.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбрамова Т.В. Обогащение словаря дошкольников с ОНР//Логопед. – М.: Сфера, 2004. – №5. – С.80.Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. Брунер Д. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. Сб. статей. – М.: Прогресс, 1984. – С.21-50.Гагарина Н.В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. – СПб.: Наука, 2009. – 39 с.Гвоздев А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни / А. Н. Гвоздев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 420 с.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2006. – 278 с.Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 224 с. Кондратенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте/ составитель И.Ю. Кондратенко. – Москва: Айрис-пресс: Айрис-дидактика, 2005. – 218 с. Корчагина В.Н. Речевой онтогенез: методические рекомендации/ В.Н. Корчагина, А.Е. Оксенчук. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. – 48 с.Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед. – М.: Сфера, 2004. – № 1. – С. 26-34.Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Союз, 2001. – 301 с.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 2005. – 365с.Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия, 2000. – 9 с.Моторина Н.Н. Формирование предметного словаря у детей с ОНР// Логопед. – М.: Сфера, 2015 – №2 – С.34.Правдина О.В. Логопедия/изд. 2-е, доп. и перераб. – М., «Просвещение», 1973. – 272 с. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи/3-е издание. – М.: Академия, 2007. – 267 с.Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: / Е.Ф. Соботович. – М.: Классикс стиль, 2003. – 160 с.Современный толковый словарь/Игра. – Режим доступа [электронный ресурс]: URL: http://enc-dic.com/modern/Igra-19748.html. (Дата обращения:02.02.2018).Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: Издательство московского психолого-социального института, 2002. – 224 с.Тимофеева Г.С. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста //Логопед. – М.: Сфера, 2015. – №2. – С.75.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2007. – 225 с.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. – М: Гном и Д. – 2001. – 107 с.Ушакова О.С. Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.Филипович Е. И. Характеристика нарушений речи при ОНР// НОЧУ ВПО «МСГИ» Программа профессиональной переподготовки «Дефектология. Логопедия». – М.: Изд-во НОЧУ ВПО «МСГИ», 2014. – 21 с.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993. – 103 с.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Пос. для студ. дефект. фак-в., практ. раб. спец. учреждений, воспит. Дет. садов, родителей. – М.:Альфа, 1993. – 103 с.Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – Изд. 3-е. – М.: Айрис-пресс; Айрис-дидактика, 2005. – 212 с. – (Библиотека логопеда-практика).Чистякова И.А. 33 игры для формирования глагольного словаря дошкольников6 Книга для логопедов. Воспитателей и родителей. – СПб.: КАРО, 2005. – 96 с.
1. Абрамова Т.В. Обогащение словаря дошкольников с ОНР//Логопед. – М.: Сфера, 2004. – №5. – С.80.
2. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
3. Брунер Д. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. Сб. статей. – М.: Прогресс, 1984. – С.21-50.
4. Гагарина Н.В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. – СПб.: Наука, 2009. – 39 с.
5. Гвоздев А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни / А. Н. Гвоздев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 420 с.
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2006. – 278 с.
7. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 224 с.
8. Кондратенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте/ составитель И.Ю. Кондратенко. – Москва: Айрис-пресс: Айрис-дидактика, 2005. – 218 с.
9. Корчагина В.Н. Речевой онтогенез: методические рекомендации/ В.Н. Корчагина, А.Е. Оксенчук. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. – 48 с.
10. Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед. – М.: Сфера, 2004. – № 1. – С. 26-34.
11. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Союз, 2001. – 301 с.
12. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 2005. – 365с.
13. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия, 2000. – 9 с.
14. Моторина Н.Н. Формирование предметного словаря у детей с ОНР// Логопед. – М.: Сфера, 2015 – №2 – С.34.
15. Правдина О.В. Логопедия/изд. 2-е, доп. и перераб. – М., «Просвещение», 1973. – 272 с.
16. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи/3-е издание. – М.: Академия, 2007. – 267 с.
17. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: / Е.Ф. Соботович. – М.: Классикс стиль, 2003. – 160 с.
18. Современный толковый словарь/Игра. – Режим доступа [электронный ресурс]: URL: http://enc-dic.com/modern/Igra-19748.html. (Дата обращения:02.02.2018).
19. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: Издательство московского психолого-социального института, 2002. – 224 с.
20. Тимофеева Г.С. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста //Логопед. – М.: Сфера, 2015. – №2. – С.75.
21. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2007. – 225 с.
22. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. – М: Гном и Д. – 2001. – 107 с.
23. Ушакова О.С. Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
24. Филипович Е. И. Характеристика нарушений речи при ОНР// НОЧУ ВПО «МСГИ» Программа профессиональной переподготовки «Дефектология. Логопедия». – М.: Изд-во НОЧУ ВПО «МСГИ», 2014. – 21 с.
25. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993. – 103 с.
26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Пос. для студ. дефект. фак-в., практ. раб. спец. учреждений, воспит. Дет. садов, родителей. – М.:Альфа, 1993. – 103 с.
27. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – Изд. 3-е. – М.: Айрис-пресс; Айрис-дидактика, 2005. – 212 с. – (Библиотека логопеда-практика).
28. Чистякова И.А. 33 игры для формирования глагольного словаря дошкольников6 Книга для логопедов. Воспитателей и родителей. – СПб.: КАРО, 2005. – 96 с.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы изучаются в главе 1 статьи?
В главе 1 статьи изучаются развитие лексической стороны речи в онтогенезе и особенности развития лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Какие методики изучаются в главе 2 статьи?
В главе 2 статьи изучаются основные направления и методики коррекции лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Какие особенности развития лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи обсуждаются в статье?
В статье обсуждаются особенности развития лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В чем заключается важность коррекции лексики у детей дошкольного возраста?
Коррекция лексики у детей дошкольного возраста играет важную роль в развитии и совершенствовании речевых навыков и способностей, позволяя им эффективно и точно передавать свои мысли и идеи.
Какие основные направления и методики следует использовать при коррекции лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
При коррекции лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи следует использовать разнообразные методики, такие как игры, упражнения на расширение словарного запаса, использование иллюстраций и ассоциаций, активное восприятие текстов и многое другое.
Какие основные проблемы связаны с недоразвитием лексики у детей дошкольного возраста?
У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи возникают такие проблемы, как ограниченный словарный запас, затруднения в запоминании и использовании новых слов, слабая связь между словами и их значениями, трудности в определении известных слов.
Как развивается лексическая сторона речи у детей?
Лексическая сторона речи развивается у детей постепенно. В начале дети узнают и запоминают отдельные слова. Постепенно они начинают применять слова для обозначения предметов и действий в окружающем мире. В процессе развития ребенок учится сочетать слова в фразы и предложения, расширяет свой словарный запас и углубляет понимание значений слов.
Какие методики используют для коррекции нарушений лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
Для коррекции нарушений лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи применяют различные методики. Одна из них - игровая методика, которая направлена на развитие лексического запаса через игру и взаимодействие с окружающей средой. Также используются методики с опорой на речевые картинки и упражнения на ассоциации.
Какие особенности развития лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи?
У дошкольников с общим недоразвитием речи могут быть следующие особенности в развитии лексической стороны речи: ограниченный словарный запас, трудности в использовании слов в контексте, затруднения в запоминании новых слов, замедленное развитие понимания значения слов, затруднения в обобщении и классификации слов по смысловым характеристикам.
Какие основные направления методик коррекции лексики у детей с общим недоразвитием речи существуют?
Основные направления методик коррекции лексики у детей с общим недоразвитием речи включают игровую методику, методику с опорой на речевые картинки, методику ассоциаций, методику активизации словарного запаса через упражнения на классификацию и обобщение слов, методику развития понимания значения слов.
Какие теоретические основы изучаются при коррекции нарушений лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
При коррекции нарушений лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи изучаются теоретические основы развития лексической стороны речи в онтогенезе и особенности ее развития у дошкольников с общим недоразвитием речи.