Анализ природно-ресурсного потенциала Уральского федерального округа

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: ОБЖ
  • 88 88 страниц
  • 53 + 53 источника
  • Добавлена 26.03.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Природно-ресурсный потенциал 6
1.1. Земельные ресурсы 6
1.2. Генетические ресурсы 13
1.3. Лесные ресурсы 23
1.4. Минеральные ресурсы 25
1.5. Водные ресурсы 28
Глава 2. Анализ природно-ресурсного потенциала Уральского федерального округа 31
2.1. Анализ природно-ресурсного потенциала Уральского федерального округа 31
2.2. Направления использования природно-ресурсного потенциала Уральского федерального округа 32
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию использования природно-ресурсного потенциала Уральского федерального округа 47
3.1. Показатели природно-ресурсного потенциала 47
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию использования природно-ресурсного потенциала Уральского федерального округа 47
Заключение 77
Список использованной литературы 83

Фрагмент для ознакомления

), которые все чаще повторяются и нарушаютвсех систем округа;- очень высокий уровень загрязнения окружающей среды в районах нефтедобычи и промышленных центрах Урала.3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию использования природно-ресурсного потенциала Уральского федерального округаИсходя из анализа показетелей использования природно-ресурсного потенциала УФО разработаны рекомендации по его совершенствованию.Земельные ресурсыВ разных отраслях народного хозяйства получение различной продукции связано с качественным состоянием земельного фонда и его эффективным использованием [14, 16]. Рассмотрим эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения, т.к. земли этой категории занимают наибольшие площади имеющегося земельного фонда края.Под экономической эффективностью использования земли понимается уровень ведения на ней хозяйства и характеризуется соотношением итогов хозяйственной деятельности к затратам ресурсов. Экономическая эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения оценивается системой показателей, основными из которых являются следующие [14, 16]:- урожайность сельскохозяйственных культур;- себестоимость единицы продукции.На настоящее время использование земли в сфере производства сельскохозяйственной продукции считается эффективным, когда выполняются такие условия как:- происходит увеличение прибыли;- повышается плодородие почвы;- обеспечивается охрана окружающей среды;- повышается качество жизни селян. Проблему эффективного использования земли необходимо решать комплексно, учитывая как внутренние, так и внешние факторы [14, 16].К внутренним факторам относятся - внутрихозяйственная организация территории;- специализация и концентрация производства;- повышение экономического плодородия почв;- подбор культур и сортов интенсивного типа;- организация производственных процессов качественно и в оптимальные сроки;- мотивация труда работников;- интерес товаропроизводителя;- реализация прав собственности на землю.Внешние факторы включают в себя:1. Природно-климатические условия.2. Организационные и экономические условия- методы государственного регулирования земельных отношений (мониторинг, земельный кадастр);- экономическая политика государства;- финансово-кредитная политика;- налоговая и ценовая политика;- взаимоотношения с партнерами в системе АПК на различных уровнях;- рыночное регулирование (оценка земли, состояние земельного фонда)Уровень интенсивности использования земель определяется следующими показателями [14, 16]:- степень хозяйственного использования земли;- степень их распаханности;- степень мелиорированности;- удельный весом интенсивных культур.Анализ приведенных данных во второй главе позволяет сделать следующие выводы:- округ располагает значительными площадями сельскохозяйственных угодий и пашни;- земли сельскохозяйственного назначения используются неэффективно;- ведение сельского хозяйства ведется экстенсивными методами. Таким образом, для повышения эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения необходимо осуществить комплекс мер [14, 16]:- не допускать сокращения земель данной категории;- сохранять и повышать плодородие почв;- повышать урожайности выращиваемых культур;- определить наиболее подходящую систему земледелия;- обеспечивать защиту почвы от воздействия водной эрозии и дефляции;- обеспечивать эффективное регулирование водного режима; - обеспечивать экологическую безопасность и охрану окружающей среды от загрязнения минеральными удобрениями и пестицидами;- создавать благоприятные условия для роста и развития сельскохозяйственных культур;- обеспечивать благоприятные условия для труда и жизни человека;-- увеличивать объемы производства продукции сельского хозяйства;- восстанавливать плодородия почв с помощью внесения удобрений создания новых и реконструкции старых оросительных каналов;- развивать кормопроизводствоза счет введения в севооборот высокоэнергетических и высокобелковых культур;- внедрять почвозащитные, ресурсо- и энергосберегающие технологии и комплексы машин при возделывании сельскохозяйственных культур;- модернизировать имеющиеся и построить новые мощности по хранению и переработке продукции сельского хозяйства;- совершенствовать систему реализации произведенной сельскохозяйственной продукции;- осуществлять подготовку и переподготовкупрофессиональных кадров для сельскохозяйственного производства.Генетические ресурсыУральский федеральный округ отличается многообразием природных экологических систем и биоразнобразием, поэтому главная задача сохранить их неповторимость для будущих поколений [14, 17]. Также округ отличается большим многообразием природных ландшафтов. И от их сохранности в первозданном виде зависит биоразнобразие животного и растительного мира. На территории округа обитают уникальные представители животного мира, а также произрастают ценные древесные культуры. Для создания максимально благоприятных условий для сохранения экологических систем, мест обитаний растительного и животного мира, а также природных ландшафтов необходимо обеспечить[17]:- сохранение характерных экологических систем;- сохранение мест обитания растительного и животного мира;- сохранение природных ландшафтов;- щадящее использование полуестественных и культурных ландшафтов;- поддержание жизнеспособных популяций видов животных и растений на протяжении их традиционного распространения;- поддержание средообразующих процессов, от которых зависят экологические системы, места обитаний растений и животных, природные ландшафты;- дальнейшее развитие системы особо охраняемых природных территорий;- проведение разъяснительной работы среди населения о необходимости бережного отношения к природе, что было отмечено в Конституции РФ;- неукоснительно выполнять разработанные субъектами РФ, входящих в федеральный округ, схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий (ООПТ).Целями вышеуказанных схем являются [17]:- появление информационной основы совершенствования и оптимизации сети ООПТ;- создание действенного механизма сохранения уникальных природных объектов, исторического, этнического, культурного и биологического разнообразия на территории округа. Схемы направлены на поэтапное создание пространственно и функционально связанной сети ООПТ в округе.Поставленные в схемах задачи позволяют [17, 24]:- развивать и размещать ООПТ, которые направлены на сохранение и восстановление естественных экологических систем на территории округа;- поддерживать экологическое равновесие;- выявлять закономерности естественного развития природных комплексов и их компонентов, в том числе растительного и животного мира.Лесные ресурсыОсновная цель развития лесного комплекса УФОзаключается в эффективном обеспечении сбалансированного спроса на продукцию лесного комплекса,как на внутреннем, так и внешнем рынках. Для этогонеобходимо повысить ее конкурентоспособность, а также рациональное и наиболее полное использование потенциала лесных ресурсов [14]. Это может быть достигнуто за счет следующих мероприятий:- совершенствование организации рационального и неистощительного использования лесных ресурсов;-создание института долгосрочной аренды лесных участков, на которых в обязательном порядкедолжен обеспечиваться полный цикл воспроизводства лесных ресурсов;- проведение системной модернизацииструктуры лесного хозяйства и лесообрабатывающих производств, которая в конечном итоге направлена на повышение конкурентоспособности производимой продукциии эффективности производства;-использование инновационных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;- развитие мощностей дляэнергетической, механической и химической переработки древесины и древесных отходов;- создание условий для обеспечения эффективного использования лесных ресурсов;-дальнейшее развитие рыночных механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;- использование научно-инновационного развития в области использования лесных ресурсов;-обеспечение лесного комплекса профессиональными кадрами;- развитие старой и создание новой транспортной инфраструктуры;- снижение экологической нагрузки на окружающую среду;- строительство новых и модернизация старых целлюлозно-бумажных комбинатов;- освоение производства новой высокотехнологичной лесной продукции (высокосортная бумага и картон для полиграфии и упаковки современные конструкционные материалы из древесины,биотопливо);- восстановление лесного машиностроения на базе использования отечественного и зарубежного научно-технического потенциала, закупки лицензий и организации совместных производств.Необходимо изменить структуру лесопромышленного производства, в этом планезадача может быть решена созданием крупных лесопромышленных комплексов, в состав которых кроме лесопильно-деревообрабатывающих и фанерных производств целесообразно включить лесозаготовки и лесное хозяйство [14]. Особенно перспективноданное направление для Свердловской, Курганской и Тюменской областей, которые обладают значительными лесными ресурсами. Для сохранения лесных ресурсов важное значениеимеет увеличение масштабов и темпов лесовосстановления, в том числе посадка и посев леса с выращиванием необходимых сортиментов хвойных пород. Эту задачу можно решить путем развития долгосрочной аренды лесных участков, которые будут передаваться в пользование лесопромышленным предприятиям. При этом арендаторы должны будут обеспечивать реализацию полного цикла воспроизводства лесных ресурсов.Кроме указанных мероприятий с целью эффективного использования лесных ресурсовнеобходимообеспечить в лесном хозяйстве широкое внедрение механизмов государственно-частного партнерства [14].Развитие более эффективной промышленной переработки древесного сырья позволит вовлечь в экономику лесного хозяйства неиспользуемые ресурсы мягколиственной и низкосортной древесины, а также древесные отходы. Необходимо достичь уровня глубокой переработки древесины 60 – 70%, что позволить существенно снизить отгрузку необработанного леса и полностью удовлетворить потребности округа в пиломатериалах.Минеральные ресурсыК главным задачамиспользования минеральных ресурсов можно отнести [14]:- обеспечение геологической изученности территории округа, и в первую очередь в действующих и планируемых горнопромышленных районов;- разработка месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи, это позволит увеличить экспорт энергетических носителей, сырья и топлива, а также увеличить внутреннее потреблениеих;- повышение эффективностии рациональности использования минеральных ресурсов с цельюудовлетворения потребностей основных отраслей экономики округа;- увеличение минерально-сырьевым комплексом УФО производства продукции высокой степени передела;- стимулирование разработки низкорентабельных месторождений;- обеспечение внедрениясовременных технологий с целью обеспечения рационального природопользования и снижения безвозвратных потерь полезных ископаемых.В области развития минерально-сырьевого комплекса округа политика определена двумя документами, это:- Энергетическая стратегия России на период до 2030 года;- Стратегия развития металлургической промышленности России на период до 2020 года.Данными документами определены первоочередные задачи в части освоения минеральных ресурсов, из которых вытекают следующие рекомендации [14]:- обеспечение металлургическихпредприятий округа высококачественными и экономически доступными запасами руд цветных, черных и легирующих металлов;- проведение на ранних стадиях геологических исследований, в которые входят поисковые исследования в слабоизученных, но потенциально перспективных районах Приполярного и Полярного Урала;- разработка и внедрение современных эффективных технологий обогащения и передела руд, которые бы обеспечилиувеличение эффективности эксплуатации, комплексное извлечение главных и сопутствующих полезных ископаемых, свели к минимуму экологический риск;- выполнение прогноза рудных полей и районов с ожидаемыми особо крупными месторождениями полезных ископаемых;- обеспечение технологической и геолого-экономической оценки и переоценки минеральных ресурсов и запасов месторождений полезных ископаемых нераспределенного фонда недр.Для промышленного освоенияминеральных ресурсовнеобходимо дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры [14]. Это означает, что к отдельным промышленным предприятиям и объектамнужно построить автомобильные и железные дороги, а также линии электропередач. Для эффективного использования минеральных ресурсов необходимо освоить прогрессивные технологии, среди которых можно рекомендовать следующие [14]:- скважинное подземное выщелачивание;- скважинная гидродобыча;- радиометрическая крупнопорционная сортировка;- сухие методы дробления и измельчения сырья, которые обеспечивают оптимальное раскрытие полезных минералов при минимальной энергоемкости технологических операций;- высокопроизводительные методы магнитного, радиометрического и гравитационного обогащения;- электрическая сепарация и селективная флотация;-пиро-, химико- и биометаллургические процессы с использованием нетоксичных и малотоксичных реагентов;- подготовка тонкодисперсных концентратов к металлургической плавке;- современные высокоточные и экспрессные методы и технологии для выполнения анализов вещественного состава, структуры и свойств пород, минералов и руд. Водные ресурсыУральский федеральный округ имеет значительные водные ресурсы, которые расположены на территории всех субъектов РФ, входящих в него[14]. И главная задача в использовании водных ресурсов – сохранить природное качество воды водных ресурсов. Это может быть достигнуто реализацией следующих мероприятий:- осуществление на основе новейших технологий очистки воды модернизация действующих очистных сооружений;- реализация инновационных технологий в процессе подготовки воды питьевого качества;- обеспечение реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов округа;- уменьшение негативного воздействия воды на жизнедеятельность населения;- повышение эксплуатационной надежности существующих гидротехнических сооружений;- устройство зон санитарной охраны для всех источников воды, используемых для питьевого водоснабжения;- обеспечение режима в соответствующих зонах санитарной охраны.Реализовать данные рекомендации можно следующими путями [18, 19]:- обоснование и внедрение эффективных экономических механизмовприменения водосберегающих и водоочистных технологий;- обеспечение льготного кредитования мероприятий по строительству, модернизации и реконструкции очистных сооружений;- совершенствование управления водохозяйственным комплексом;- разработка региональных нормативов допустимого антропогенного воздействия на водные ресурсы;- введения постоянного государственного мониторинга водных объектов;- обеспечение высококвалифицированного кадрами водохозяйственных комплексов округа.Развитие туризма в округеДля всестороннего раскрытия туристско-рекреационного потенциала округа и дальнейшего продвижения туристического продукта на российском и мировом рынках рекомендуется реализовать следующие мероприятия [47]:- модернизировать существующую и создать новую туристическую инфраструктуру;- улучшить систему подготовки профессиональных кадров для индустрии туризма;- сформировать научную базу туристско-рекреационного комплекса;- разработать инвестиционные (в первую очередь инновационные) проекты в области туризма, предусматривающие поддержку со стороны органов государственной власти.К важным мероприятиям по развитию туристско-рекреационного комплекса можно также отнести:- выполнение картографирования имеющихся на территории округа уникальных природных и историко-культурных объектов;-разработка новых тематических маршрутов;- обеспечение развернутой рекламы туристических продуктов, которые создаются в регионах округа, с использованием средств массовой информации, как на региональном, так и федеральномуровнях.ЗаключениеРабота выполнена на основе анализа документов, материалов и статистических данных, касающихся как природно-ресурсного потенциала страны, так и Уральского федерального округа.Земля является универсальным природным ресурсом, который характеризуется пространством, рельефом, почвой, климатом, растительностью, животным миром, недрами, источниками воды.Каждое административно-территориальное образование страны имеет свой уникальный природно-ресурсный потенциал. И от того, насколько эффективно он используется, зависит качество жизни населения того или иного региона.К природно-ресурсному потенциалу относят земельные, генетические, лесные, минеральные водные и ресурсы. Природные ресурсы могут быть невозобновимыми, потенциально возобновимые и возобновимыми Значение ресурсов в нашей жизни трудно переоценить. От наличия ресурсов зависит эффективность народного хозяйства, жизнь и здоровье населения страны, а также благополучие каждого жителя. Сегодняв народном хозяйстве и в обществе в целом происходит дальнейшее развитие экономики, для этого процесса характерно постоянноеувеличение потребления природных ресурсов.Поэтому на современном этапе целесообразно комплексно исследовать и проанализировать природно-ресурсный потенциал, оценить его состояние, эффективность и рациональность его использования, наметить возможные направления его применения в народном хозяйстве.Также необходимо отметить, что не территориальные образования страны имеют в достаточном количестве необходимые ресурсы для обеспечения качественной жизнедеятельности.Российская Федерации обладает значительными земельными ресурсами, которые разделены на определенные категории, в соответствии с которыми осуществляется их использование. Согласно данных государственной статистики Россия располагает земельным фондом площадью 1712,5 млн. га. Из них большая часть относится к землям лесного фонда (около 66%) и землям сельскохозяйственного назначения (около 22%). Весь земельный фонд страны находится в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Большая часть земель (около 92%) находится в государственной и муниципальной собственности.К генетическим ресурсам относится растительный и животный мир. Растительный мир страны представляет огромную ценность, как в масштабе мирового сообщества, так и в масштабах нашей страны, являясь весомой частью национального богатства.Растительный покров распространен почти на всей территории России, он достаточно разнообразен, около 1600 млн. га земельного фонда страны в той или иной степени покрыты растительностью. В настоящее время на территории Российской Федерации зарегистрированы около 11 400 видов, принадлежащих к 1488 родам и 197 семействам. Многие из них имеют хозяйственное значение и широко используются для пищевых, лекарственных и других целей. Одним из ведущих компонентом экологических систем являются животные. Фауна позвоночных животных России относительно хорошо исследована и насчитывает более 1300 видов, принадлежащих к 7 классам.Вследствие суровых климатических условий территория Российской Федерации не входит в число регионов с высоким уровнем видового разнообразия. Около 60% видового разнообразия млекопитающих России (без китообразных) встречается на особо охраняемых природных территориях.Фауна птиц России хорошо изучена; она насчитывает 732 вида, что составляет 8% от мирового разнообразия. В целях сохранения видового разнообразия птиц в России осуществляется охрана естественных сообществ на особо охраняемых природных территориях, включая видовые заказники.Фауна рептилий России немногочисленна (75 видов), что определяется достаточно суровыми климатическими условиями на большей части территории. Фауна рыб России разнообразна, она насчитывает 269 пресноводных, полупроходных и проходных видов; не менее 400 видов встречается в прибрежных морских водах. В целом это составляет около 2% мирового разнообразия класса.Россия является крупнейшей лесной державой. Площадь ее лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, составляла к концу 2016 года свыше 1184 млн. га, из них лесная – около 891 млн. га.Минерально-сырьевую базу отраслей промышленности страны составляет месторождения с разведанными ипредварительно оцененными запасами. В России открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых, из которыхболее трети введены в промышленное освоение. Крупные и уникальные месторождения (около 5%) содержат почти 70% запасов и обеспечивают 50% добычи минерального сырья.Отличительной чертой минеральной России является ее комплексность.Она включаетв себя практически все виды полезных ископаемых, имеющихся в мире. Сегодня Россия имеет и значительные водные ресурсы, среди них реки, озера, водохранилища, болота и моря.Уральский федеральный округ относится к округу, который имеет уникальный по разнообразию и запасам природно-ресурсный потенциал.В состав округа входит 6 субъектов РФ, среди которых Свердловская, Челябинская, Курганская и Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ. Общая площадь территории округа - 1788,9 тыс. км2, что составляет около 11 % площади России.Округ является один из самых богатых минерально-сырьевых округов России. Минерально-сырьевая округа обеспечивает значительную часть добычи бокситов, ванадия, железных руд, хризотил-асбеста и огнеупорных глин. На территории округа сосредоточены значительные запасы драгоценных металлов, никелевых руд, горнохимического сырья, камнесамоцветного сырья, нерудного сырья, пресных и минеральных подземных вод. Запасы строительных материалов практически не ограничены. Имеются месторождения бурых и каменных углей, марганца и хромитов, а также строительного и облицовочного камня, камня кирпичных глин и торфа.Достаточно широко распространены на территории округа минеральные воды для бальнеолечения, а также для питьевого лечебного и лечебно-столового использования:- сероводородные бромные хлоридные натриевые;- хлоридно-сульфатные кальциевые воды;- радоновые и кислые рудничные воды;- хлоридные натриевые воды.Среди млекопитающих в области встречаются бурый медведь, рысь, волк, бобр, соболь, лось, кабан, косуля, из птиц - утки, гуси, тетерев, глухарь, рябчик, кулики, куропатки, голуби, перепел и пастушки. Все они являются объектами охоты.В округе расположены значительные в мировом масштабе ресурсы углеводородного сырья, в его недрах сосредоточена основная часть разведанных запасов нефти и газа страны, в их числе:- нефтяные месторождения Самотлорское, Приобское, Федоровское, Мамонтовское;- газовые и газоконденсатные месторождения Уренгойское, Медвежье, Ямбургское, Бованенковское. По оценкам экспертов богатые углеводородные зоны находятся на полуострове Гыдан и в Карском шельфе зоны Ямала. В южной части области проводится освоение Уватской группы месторождений.Водные ресурсы округа отличает богатство и разнообразие. Это побережье Карского моря, многочисленные губы и заливы, озёра, реки, болота и подземные воды.Округ относится к мировым и общероссийским оленеводческим центрам. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа находится около 44% общероссийской и около одной трети общемировой численности домашнего северного оленя.Главное направление использования природно-ресурсного потенциала округа – промышленное производство, которое в экономике занимает ведущее место. На него приходится свыше 51% производства валового продукта. Сельскохозяйственное производство составляет 2,5%, строительство - свыше 7%. Современная структура экономики округа имеет ярко выраженную индустриально-сырьевую направленность.Оценивая природно-ресурсный потенциал Уральского федерального округа и направления его использования, необходимо отметить ряд основных проблем, среди которых следующие:- значительная исчерпанность минерально-сырьевых ресурсов на территории традиционного промышленного развития;- высокий уровень изношенности основных фондов в отраслях экономики, прежде всего это касается старых промышленных центров Урала;- недостаточный уровень развития межрегиональной транспортной инфраструктуры, который на настоящий момент не соответствует геоэкономическому потенциалу округа;- наличие больших межрегиональных различий в пределах округа по степени экономической активности и уровню жизни населения;- относительно низкий уровень диверсификации структуры экономики с явным доминированием в ней промышленности и сравнительно слабым развитием сферы услуг;- низкий уровень развития внутрирегиональных железнодорожных коммуникаций, сети автомобильных дорог и трубопроводной системы;- неблагоприятные в целом природно-климатические условия на большей части территории округа, которые сдерживают развитие сельского хозяйства и туризма;- опасные природные катаклизмы (паводки, наводнения, ураганы, смерчи, засухи и др.), которые все чаще повторяются и нарушают всех систем округа;- очень высокий уровень загрязнения окружающей среды в районах нефтедобычи и промышленных центрах Урала. С целью решения указанных проблем на основе проведенного анализа современных технологий в работе были предложены рекомендации по совершенствованию использования природно-ресурсного потенциала округа, основные среди которых это применение современных эффективных ресурсосберегающих технологий и бережное отношение к имеющимся природным ресурсам.Список использованной литературыЗаконодательные актыКонституция Российской Федерации (по состоянию от 21.07.2007) // РГ от 25.12.1993, № 237 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 42Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017) Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017)Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017)Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2017). Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 01.07.2017)Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (с изм., внесенными Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ)Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды»Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (с изменениями и дополнениями)Федеральный закон от 14.07.1997 N 100-ФЗ (ред. от 10.01.2003, с изм. от 23.12.2003) «О государственном регулировании агропромышленного производства»Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ (ред. от 17.04.2017) «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 N 1757-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года»Распоряжение Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года №488-р «О Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года»ЛитератураАнтонинова Н.Ю., Шубина Л.А. Актуальные проблемы охранения и восстановления земельных ресурсов Уральского федерального округа // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, том 14, №1(8), 2012. – С. 2032-2035.Вакорин Д. В., Вакорина Е. А. Природно-ресурсный потенциал региона, факторы его сохранения, развития, управления : учеб.пособие. – Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2013. – 136 с.Вода России. Экономико-правовое управление водопользованием / Под науч. ред. А.М. Черняева; ФГУП РосНИИВХ. – Екатеринбург: АКВА-ПРЕСС, 2000. – 408 с.Водные ресурсы и основы водного хозяйства : учеб.пособие / В. П. Корпачев [и др.]. – СПб. : Лань, 2012. – 320 с.Геологические памятники природы России / Под ред. В.П. Орлова. – С.-П.: ЛОРИЕН, 1998. – 200 с.Государственный доклад «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2012 году». – М. :НИА-Природа, 2013. – 370 с.Додин Д.А., Оганесян Л.В., Чернышов Н.М., Яцкевич Б.А. Минерально-сырьевой потенциал платиновых металлов России на пороге XXI века. – М.: ЗАО «Геоинформмарк», 1998, 122 с.Иванов О.П. Государственное управление природными ресурсами: учеб.пособие /О.П.Иванов; СибАГС. – 4-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2010. – 428 с.Ильяшенко В.Ю., Ильяшенко Е.И. Красная книга России: правовые акты. – М.: Госкомэкология, 2000. – 144 с.Кашин В.И. Природные ресурсы как часть национальных богатств России // Использование и охрана природных ресурсов России. № 5. 2009. – С. 3-7.Константинов В. М. Охрана природы : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2000. – 240 с.Курачев, В.М. Классификация почв техногенных ландшафтов / В.М. Курачев, В.А. Андроханов // Сиб. экол. журн. 2002. № 3. С. 255–261.Лойко П.Ф. Земельный потенциал мира и России: пути глобализации его использования в XXI веке. М.: Федеральный кадастровый центр «Земля», 2000. - 342 с.Мирзеханова З. Г. Ресурсоведение : учеб.пособие. – 2-е изд. доп. и перераб. – Владивосток :Дальнаука, 2008. – 460 с.Михайлова С. И. Рациональное природопользование : учеб.пособие. – Йошкар-Ола :МарГТУ, 2010. – 80 с.Национальный атлас почв Российской Федерации / Гл. ред. С.А. Шоба. М.: Астрель: АСТ, 2011. 632 с.Новиков Ю. Н. Динамика изменений и современное состояние мировых запасов, добычи и потребления газа [Электронный ресурс] // Нефтегазовая геология. Теория и практика. – 2013. – Т. 8. – № 1. – 25 с. – URL: http://www.ngtp.ru/rub/6/14_2013.pdfОценка природных ресурсов / Под общей ред. В.П. Антонова и П.Ф. Лойко. М.: Ин-т оценки природных ресурсов, 2002. 475 с.Охрана окружающей среды в России. 2016: Стат. cб./Росстат. - 0-92 M., 2016. − 95 с.Поярков Б.В. Основы природопользования: Цели. Термины. Структура. История. Связи, Стратегическое управление: учеб.пособие /Б.В. Поярков, В.Б. Поярков, А.А. Зубишина; Яросл. Гос. Ун-т им. П.Г.Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2009. – 448 с.Природные ресурсы и окружающая среда России (Аналитический доклад) / Думнов А.Д., Рыбальский Н.Г., Самотесов Е.Д., Максимов Ю.И. и др. Под ред. Б.А. Яцкевича, В.А. Пака, Н.Г. Рыбальского. – М.: НИА–Природа, РЭФИА, 2010. – 572 с.Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России). 2013.Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы : учеб.пособие / коллектив авторов ; под общ. ред. В. Г. Глушковой, Ю. А. Симагина. – М. : КНОРУС, 2012. – 320 с.Россия в цифрах. 2017: Краткий статистический сборник/Росстат- M., Росстат. 2017 - 511 с.Тетельмин В. В., Язев В. А. Рациональное природопользование : учеб.пособие. – Долгопрудный : Интеллект, 2012. – 288 с.Угольная база России. Т. 1. Угольные бассейны и месторождения европейской части России (Северный Кавказ, Восточный Донбасс, Подмосковный, Камский и Печорский бассейны, Урал). – М.: Геоинформмарк, 2000. – 483 с.Уральский Федеральный Округ России. Загрязненные земли по районам, городским поселениям и в речных водосборах /авт. В. Ф. Усачёв, В.Г. Прокачёва. – СПб: «Недра», 2007 - 110 с.Устойчивое природопользование: постановка проблемы и региональный опыт / Под ред. В.М. Захарова. - М.: Институт устойчивого развития / Центр экологической политики России, 2010. - 192 с.Чайкина Г.М. Освоение недр земли как фактор воздействия на земельные ресурсы / Г.М. Чайкина, Н.Ю. Антонинова, Л.А. Шубина // Мат-лы IV всерос. мол. научн.- практич.конф., 8-10 февраля 2012 г., ИГД УрО РАН. – Екатеринбург: УрО РАН, 2012. С. 403-413.Черенцова А. А. Ресурсоведение : учеб.пособие / А. А. Черенцова. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015. – 83 с.Шоба С.А., Алябина И.О., Колесникова В.М., Молчанов Э.Н., Рожков В.А., Столбовой В.С., Урусевская И.С., Шеремет Б.В., Конюшков Д.Е. Почвенные ресурсы России. Почвенно-географическая база данных. М.: ГЕОС, 2010. 128 с.Интернет-ресурсыhttp://uralfo.gov.ru/district/ - официальный сайт полномочного представителя Уральского федерального округаhttps://admhmao.ru/ - официальный сайт Ханты-Мансийского автономного округа – Юграhttp://правительство.янао.рф/ - официальный сайт правительства Ямало-Ненецкого автономного округаhttp://kurganobl.ru/ - официальный сайт правительства Курганской областиhttps://admtyumen.ru/ogv_ru/index.htm - официальный портал органов государственной власти Тюменской областиhttp://pravmin74.ru/ - официальный сайт правительства Челябинской области http://www-new.midural.ru/ - официальный сайт правительства Свердловской области

Список использованной литературы

Законодательные акты

1. Конституция Российской Федерации (по состоянию от 21.07.2007) // РГ от 25.12.1993, № 237 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 42
2. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017)
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017)
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2017).
6. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 01.07.2017)
7. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (с изм., внесенными Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ)
8. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
9. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды»
10. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с изменениями и дополнениями)
11. Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (с изменениями и дополнениями)
12. Федеральный закон от 14.07.1997 N 100-ФЗ (ред. от 10.01.2003, с изм. от 23.12.2003) «О государственном регулировании агропромышленного производства»
13. Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ (ред. от 17.04.2017) «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»
14. Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 N 1757-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года»
15. Распоряжение Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года №488-р «О Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года»

Литература

16. Антонинова Н.Ю., Шубина Л.А. Актуальные проблемы охранения и восстановления земельных ресурсов Уральского федерального округа // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, том 14, №1(8), 2012. – С. 2032-2035.
17. Вакорин Д. В., Вакорина Е. А. Природно-ресурсный потенциал региона, факторы его сохранения, развития, управления : учеб. пособие. – Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2013. – 136 с.
18. Вода России. Экономико-правовое управление водопользованием / Под науч. ред. А.М. Черняева; ФГУП РосНИИВХ. – Екатеринбург: АКВА-ПРЕСС, 2000. – 408 с.
19. Водные ресурсы и основы водного хозяйства : учеб. пособие / В. П. Корпачев [и др.]. – СПб. : Лань, 2012. – 320 с.
20. Геологические памятники природы России / Под ред. В.П. Орлова. – С.-П.: ЛОРИЕН, 1998. – 200 с.
21. Государственный доклад «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2012 году». – М. : НИА-Природа, 2013. – 370 с.
22. Додин Д.А., Оганесян Л.В., Чернышов Н.М., Яцкевич Б.А. Минерально-сырьевой потенциал платиновых металлов России на пороге XXI века. – М.: ЗАО «Геоинформмарк», 1998, 122 с.
23. Иванов О.П. Государственное управление природными ресурсами: учеб. пособие /О.П.Иванов; СибАГС. – 4-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2010. – 428 с.
24. Ильяшенко В.Ю., Ильяшенко Е.И. Красная книга России: правовые акты. – М.: Госкомэкология, 2000. – 144 с.
25. Кашин В.И. Природные ресурсы как часть национальных богатств России // Использование и охрана природных ресурсов России. № 5. 2009. – С. 3-7.
26. Константинов В. М. Охрана природы : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2000. – 240 с.
27. Курачев, В.М. Классификация почв техногенных ландшафтов / В.М. Курачев, В.А. Андроханов // Сиб. экол. журн. 2002. № 3. С. 255–261.
28. Лойко П.Ф. Земельный потенциал мира и России: пути глобализации его использования в XXI веке. М.: Федеральный кадастровый центр «Земля», 2000. - 342 с.
29. Мирзеханова З. Г. Ресурсоведение : учеб. пособие. – 2-е изд. доп. и перераб. – Владивосток : Дальнаука, 2008. – 460 с.
30. Михайлова С. И. Рациональное природопользование : учеб. пособие. – Йошкар-Ола : МарГТУ, 2010. – 80 с.
31. Национальный атлас почв Российской Федерации / Гл. ред. С.А. Шоба. М.: Астрель: АСТ, 2011. 632 с.
32. Новиков Ю. Н. Динамика изменений и современное состояние мировых запасов, добычи и потребления газа [Электронный ресурс] // Нефтегазовая геология. Теория и практика. – 2013. – Т. 8. – № 1. – 25 с. – URL: http://www.ngtp.ru/rub/6/14_2013.pdf
33. Оценка природных ресурсов / Под общей ред. В.П. Антонова и П.Ф. Лойко. М.: Ин-т оценки природных ресурсов, 2002. 475 с.
34. Охрана окружающей среды в России. 2016: Стат. cб./Росстат. - 0-92 M., 2016. − 95 с.
35. Поярков Б.В. Основы природопользования: Цели. Термины. Структура. История. Связи, Стратегическое управление: учеб. пособие /Б.В. Поярков, В.Б. Поярков, А.А. Зубишина; Яросл. Гос. Ун-т им. П.Г.Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2009. – 448 с.
36. Природные ресурсы и окружающая среда России (Аналитический доклад) / Думнов А.Д., Рыбальский Н.Г., Самотесов Е.Д., Максимов Ю.И. и др. Под ред. Б.А. Яцкевича, В.А. Пака, Н.Г. Рыбальского. – М.: НИА–Природа, РЭФИА, 2010. – 572 с.
37. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России). 2013.
38. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы : учеб. пособие / коллектив авторов ; под общ. ред. В. Г. Глушковой, Ю. А. Симагина. – М. : КНОРУС, 2012. – 320 с.
39. Россия в цифрах. 2017: Краткий статистический сборник/Росстат- M., Росстат. 2017 - 511 с.
40. Тетельмин В. В., Язев В. А. Рациональное природопользование : учеб. пособие. – Долгопрудный : Интеллект, 2012. – 288 с.
41. Угольная база России. Т. 1. Угольные бассейны и месторождения европейской части России (Северный Кавказ, Восточный Донбасс, Подмосковный, Камский и Печорский бассейны, Урал). – М.: Геоинформмарк, 2000. – 483 с.
42. Уральский Федеральный Округ России. Загрязненные земли по районам, городским поселениям и в речных водосборах /авт. В. Ф. Усачёв, В.Г. Прокачёва. – СПб: «Недра», 2007 - 110 с.
43. Устойчивое природопользование: постановка проблемы и региональный опыт / Под ред. В.М. Захарова. - М.: Институт устойчивого развития / Центр экологической политики России, 2010. - 192 с.
44. Чайкина Г.М. Освоение недр земли как фактор воздействия на земельные ресурсы / Г.М. Чайкина, Н.Ю. Антонинова, Л.А. Шубина // Мат-лы IV всерос. мол. научн.- практич.конф., 8-10 февраля 2012 г., ИГД УрО РАН. – Екатеринбург: УрО РАН, 2012. С. 403-413.
45. Черенцова А. А. Ресурсоведение : учеб. пособие / А. А. Черенцова. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015. – 83 с.
46. Шоба С.А., Алябина И.О., Колесникова В.М., Молчанов Э.Н., Рожков В.А., Столбовой В.С., Урусевская И.С., Шеремет Б.В., Конюшков Д.Е. Почвенные ресурсы России. Почвенно-географическая база данных. М.: ГЕОС, 2010. 128 с.

Интернет-ресурсы

47. http://uralfo.gov.ru/district/ - официальный сайт полномочного представителя Уральского федерального округа
48. https://admhmao.ru/ - официальный сайт Ханты-Мансийского автономного округа – Югра
49. http://правительство.янао.рф/ - официальный сайт правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
50. http://kurganobl.ru/ - официальный сайт правительства Курганской области
51. https://admtyumen.ru/ogv_ru/index.htm - официальный портал органов государственной власти Тюменской области
52. http://pravmin74.ru/ - официальный сайт правительства Челябинской области
53. http://www-new.midural.ru/ - официальный сайт правительства Свердловской области


Вопрос-ответ:

Какой природно-ресурсный потенциал имеет Уральский федеральный округ?

Уральский федеральный округ обладает значительным природно-ресурсным потенциалом, который включает земельные, генетические, лесные, минеральные и водные ресурсы.

Что включает в себя земельный природно-ресурсный потенциал Уральского федерального округа?

Земельный природно-ресурсный потенциал Уральского федерального округа включает в себя разнообразные почвы, ландшафты и растительность, которые позволяют использовать землю под сельское хозяйство, промышленность и другие виды деятельности.

Какие генетические ресурсы найдены в Уральском федеральном округе?

В Уральском федеральном округе обнаружены разнообразные генетические ресурсы, включающие растения, животных и микроорганизмы. Эти ресурсы могут быть использованы в различных сферах, включая медицину, сельское хозяйство и фармацевтику.

Каковы особенности лесных ресурсов в Уральском федеральном округе?

Лесные ресурсы Уральского федерального округа представлены разнообразными породами деревьев, включая хвойные и лиственные. Эти ресурсы являются важным источником древесины, используемой в строительстве и производстве различных товаров.

Какими минеральными ресурсами богат Уральский федеральный округ?

Уральский федеральный округ богат различными минеральными ресурсами, включая железную руду, медь, никель, золото, уран и другие ценные металлы. Эти ресурсы играют важную роль в развитии региона и обеспечении его экономики.

Каким именно природно-ресурсным потенциалом обладает Уральский федеральный округ?

Уральский федеральный округ обладает разнообразным природно-ресурсным потенциалом, включающим земельные, генетические, лесные, минеральные и водные ресурсы.

Какой ресурс представляют земельные ресурсы Уральского федерального округа?

Земельные ресурсы Уральского федерального округа представляют собой площадь земли, ее природные условия, плодородие почв и другие факторы, определяющие возможности использования земли для различных целей, таких как сельское хозяйство, промышленность, застройка и т. д.

Какие виды генетических ресурсов присутствуют в Уральском федеральном округе?

В Уральском федеральном округе присутствуют разнообразные генетические ресурсы, включающие растительные и животные виды, микроорганизмы и др. Они имеют большое значение для сельского хозяйства, биотехнологии и сохранения биоразнообразия.

Какой значимостью обладают минеральные ресурсы Уральского федерального округа?

Минеральные ресурсы Уральского федерального округа обладают огромной значимостью, так как в регионе имеются крупные запасы полезных ископаемых, таких как нефть, газ, руды металлов и другие ресурсы. Это обеспечивает развитие горнодобывающей и нефтегазовой промышленности в округе.