Исследование словарного запаса детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 09.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Теоретические основы проблемы изучения лексики у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) 6
1.1. Психолингвистический и лингвистический аспект изучения лексики 6
1.2. Формирование словарного запаса в онтогенезе, у детей с нормальным психическим развитием 10
1.3. Особенности исследования словарного запаса детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) 14
Заключение 23
Список использованных источников 24
Именно овладение этими "знаниями", которые усваиваются ребенком в процессе его общения с окружающими, дают ему возможность порождать и понимать бесчисленное количество выражений, различных по своему содержанию.Определение этих «знаний» особенно важно как для разработки содержания языкового обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития в целом, так и в связи с необходимостью подготовки их к школе. Не менее важным является и определение способов приобретения названных «знаний» в процессе нормального онтогенеза, поскольку это дает ответ на вопрос о путях их формирования. Как известно, указанные «знание» ребенок черпает изречи взрослых в процессе его восприятия. Их можно считать усвоенными ребенком в том случае, когда он с легкостью оперирует ими в процессе понимания чужой речи и порождение собственной.Таким образом, "языковая компетентность" в значительной мере является результатом развития способности к применению языка в процессе речевого общения.Психолингвистический анализ речевого (лексического) развития ребенка позволяет с качественно новых позиций (по сравнению с традиционными) определить содержание коррекционного обучения. Этим содержанием должно быть последовательное формирование мыслительных операций, обеспечивающих усвоение лексических единиц, а также тех связей между словами, меняет принципы отбора лексического материала для коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, а также формы работы с ним на занятиях и вне их.В этой связи возникает необходимость теоретической и практической разработки проблемыисследования словаря у детей с ДЦП в контексте осуществления интегративной коррекционно-развивающей работы в дошкольном образовательном учреждении.Мы предлагаем использовать методику Н.В. Серебряковой [16], которая наиболее информативно показывают уровень сформированности лексики. Методика обследования лексики детей с ДЦП состоит из следующих разделов: - исследование объёма номинативного словаря.- исследование состояния номинативного словаря.- исследование объёма предикативного словаря.- исследование атрибутивного словаря.- исследование объёма атрибутивного словаря.В процессе проведения констатирующего эксперимента детям предлагаются практические задания, подборка иллюстративного и словесного материала, понятного по содержанию дошкольному возрасту.Обследования проводятся с каждым ребенком индивидуально, после установления с ними положительного эмоционального контакта.В методике используется серия заданий, которая включает: Называние конкретных существительных («Предметные картинки») .Оборудование: пять предметных картинок на каждую группу лексических тем (мебель; овощи; фрукты; посуда; ягоды; птицы; дом. животные; дикие животные; цветы; деревья; одежда; насекомые). Детям предлагались картинки по лексическим темам, на которые ребёнок указывал после называния существительного. Например, покажи морковь, помидор, апельсин и т.д.Подобрать обобщающее слово к картинкам («Обобщающие слова»).Оборудование: предметные картинки на лексические темы. Детям предлагалось показать предметы, изображенные на картинках, соотнеся их с обобщающим словом: одежда, фрукты, овощи, транспорт, мебель, посуда (по 4 картинки на каждое обобщающее слово).Называние предметов по описанию («Называние предметов по описанию»). Оборудование: восемь картинок с различными предметами.Ребёнку, используя предметные картинки, задаётся описательный вопрос, требуется показать предмет: а) чем чистят зубы, б) чем намыливают руки, в) чем рисуют.Показ действий на картинке («Бытовые действия»). Оборудование: десять картинок с различными бытовыми действиями.Ребёнку предлагалось показать на картинке действие, названное экспериментатором.Называние голосов животных («Голоса животных»). Оборудование: названия животных: медведь, воробей, мышка, кошка, утка, волк, петух, собака, кукушка, гусь.Экспериментатор называет животное, а ребёнку предлагается сымитировать голос данного животного.Называние движения животных («Движения животных»). Оборудование: названия животных: лошадь, гусеница, птица, рыба, кузнечик, собака, змея, корова. Экспериментатор называет животное и ребёнку предлагается назвать способ передвижения данного животного.Называние антонимов («Подобрать антонимы»). Оборудование: глаголы: входит, встаёт, ползёт, кладёт, плачет, бежит, улетает, закрывает.Ребёнку предлагается подобрать к названному слову противоположное по значению.Подбор прилагательных, обозначающих цвет(«Прилагательные, обозначающие цвет»). Оборудование: восемь картинок с изображением предметов: цветок, лист, помидор, лимон, круг, огурец, шкаф, карандаш.Ребёнку предлагается посмотреть на картинку и подобрать название цвета к данному предмету: цветок-красный, лист-зелёный, помидор - красный, лимон - жёлтый, круг - синий, огурец-зелёный, шкаф - коричневый, карандаш - чёрный.Подбор прилагательных, обозначающих форму предмета («Прилагательные, обозначающие форму предмета»). Оборудование: восемь картинок с изображениями предметов различной формы: кирпич - прямоугольный, мяч - круглый, телевизор - квадратный, дорожный знак - треугольный, кубик - квадратный, апельсин - круглый, пенал - прямоугольный. Ребёнку предлагается посмотреть на картинку и подобрать название формы к данному предмету. Подбор эмоционального проявления к картинке («Эмоциональные проявления»). Оборудование: пять картинок с изображением людей выражающих различные эмоции: весёлый, грустный, сердитый, удивлённый, испуганный. Экспериментатор называл какую-либо эмоцию и предлагал найти и показать это эмоциональное проявление на картинке. Подбор определения к слову («Подобрать определение к слову»). Оборудование: картинки с предметами: лимон, варенье, ёжик, снег, дом, дерево, карандаш, ленточка. Экспериментатор показывает картинку с предметом, ребёнку предлагается подобрать к этому предмету слово- определение. Подбор антонимов («Подобрать антонимы»). Оборудование: прилагательные, обозначающие вкус: кислый, сладкий; температурные ощущения: холодный, сухой; тактильные ощущения: тупой, узкий, колючий, твёрдый, толстый, высокий. Ребёнку предлагалось подобрать к названному слову противоположное по значению.Для подсчета ответов детей в каждом виде диагностики используется следующая оценка результатов: 3 балла (высокий уровень) - самостоятельное правильное выполненное задание;2 балла (средний) - правильное выполнение методом проб и ошибок, или самоисправленное, или после стимулирующих вопросов;1 балл (ниже среднего) - частично выполненное задание, с помощью;0 баллов (низкий) - отказ или далёкая словесная замена.Таким образом, комплексное исследование лексической стороны речи даёт возможность получить целостную оценку и помогает определить уровень сформированности лексики дошкольников с ДЦП. ЗаключениеСловарный запас это не только один из самых значимых компонентов высказывания, но он так же свидетельствует о глубине дифференцированного познания окружающей действительности и об уровне зрелости речемыслительных процессов. Показателем зрелости личности в психологической, эмоциональной, моральной сфере является наличие развернутой лексики в речи ребёнка, так как слова-характеристики, слова-оценки показывают отношение человека, как к самому себе, так и к окружающему его миру. Развитие словаря ребенка тесно связано с развитием психических процессов. У детей с ДЦП сильно недоразвиты такие психические процессы как речь, внимание, память, мышление, восприятие, это связано с органическим поражения головного мозга, недоразвитием всей познавательной деятельности. Таким детям тяжело усваивать общепринятые нормы и правила, они нуждаются в углубленной реабилитационной работе, направленной на коррекцию всех психических процессов. Развитие и совершенствование лексики дошкольников с ДЦП является одной из важнейших психолого-педагогических проблем. Более 40% детей с диагнозом ДЦП начинают говорить после трех лет. У детей с нарушениями интеллекта задерживается не только развитие активной речи, они значительно хуже своих здоровых сверстников понимают обращенную к ним речь. Средний запас слов детей-с ДЦП 5-6 летсоставляет примерно 70, из них - 55 существительных, 10 глаголов. 1-2 прилагательные.У детей с ДЦП обычно заниженная регулирующая функция речи, которая в норме очень рано начинает играть важную роль в поведении ребенка. В процессе овладения навыками и умениями такие дети в большей степени опираются на наглядный материал, чем на словесную инструкцию. Эти особенности становятся главными факторами недоразвития речи у детей указанной категории Характеризуя словарь детей с ДЦП следует обратить внимание на то, что дети, которые учатся в специальных дошкольных учреждениях, во вспомогательных школах, могут использовать в своей речи даже обобщающие слова (овощи, фрукты, птицы, домашние и дикие животные) могут оперировать этими понятиями при классификации предметов. Однако понимание этих слов нередко носит лишь номинативный характер: дети в лучшем случае правильно относят отдельные предметы к названным логическим группам, применяя название класса как основы к группировке предметов. При этом они оказываются не способными выделить те типичные признаки, которые определяют содержание перечисленных обобщающих понятий. Трудности усвоения обобщающей функции слова, очевидно, является одной из наиболее существенных причин замедленного роста словаря и прежде всего того, что основной удельный вес в этом словаре занимают существительные и глаголы, которые соотносятся с конкретной наглядной ситуацией.Исходя из вышесказанного, возникает необходимость теоретической и практической разработки проблемы исследования словаря у детей с ДЦП в контексте осуществления интегративной коррекционно-развивающей работы в дошкольном образовательном учреждении.Список использованных источников Б.Г.К внутренней в / Б.Г. Ананьев // Психология чувственного – М., 1968. –212 с.Г.А. психолого-логопедического детей с речи. дифференциальной / Г.А. Волкова. - СПБ.:Детство-Пресс,2008.- 207 с.Е. А. в дошкольные (в двух частях) /Под ред. А. В. и В. В. - М.: Издательство «Просвещение», 1968.- 84 с.Л. С. и речь. Изд.5,испр. / Л.С. Выготский –М.:Лабиринт,1999. – с. 252.Л.С. дефектологии./ Л.С. Выготский.- М.:Просвещение,1995.- с. 313.П.Я. развития и умственных операций// Общая психология/ под ред. А.Г. Маклакова. – Спб.: Питер 2001. – 244 с.Т.В. Нейролингвистический синтаксиса / Т.А. Ахутина. – М., 1989.- 127 с.Абрашина, Н.А. Двигательные церебральные нарушения [Текст] / Н.А. Абрашина. – Саратов: АНП, 2013. – 387с.Гвоздев А.Н. Вопросы речи. / А.Н. Гвоздев. М.:Педагогика.1961.- 113 с.Данилова, Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом [Текст] / Л.А. Данилова. – М.: Медицина, 2012. – 302 с.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: «Владос», 1995. – с. 99.Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных обра- зовательныхучреждений : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г.Зикеев. – 3-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 200 сЛаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы в онтогенезе А.И. Лаврентьева //Усвоение ребенком родного (русского) языка. - СПб., 1992. – с. 54.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. - М.:Владос,2004. – 206 с.Лалаева Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В, Зорина С.В.-М.:Владос-2004. – с. 107.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.:СОЮЗ,1999. – с. 69.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Изд. 3-е. – М.: СПб., 2003. – с. 48.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. / А.А. Леонтьев. – М., 1969. – с. 24.Мастюкова, Е.М Нарушение речи у детей с церебральным параличом [Текст] / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. – М.: Просвещение, 2015. – 354 с.Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. - М., 1994.Попова Е.В. Нарушения речи у детей с ДЦП // Новая наука: Проблемы и перспективы, 2016 - №9-2 – с. 74-76Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. -- М.: Форум, 1999.Шипицына Л.М. Детский церебральный паралич [Текст] / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – СПб.: Дидактика Плюс, 2011. – 331 с.Штерн А. С. Лингвистические факторы в восприятии речи // Слух и речь в норме и патологии. Вып. 3. – Л., 1980.
2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. - СПБ.:Детство-Пресс,2008.- 207 с.
3. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы (в двух частях) /Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. - М.: Издательство «Просвещение», 1968.- 84 с.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд.5,испр. / Л.С. Выготский –М.:Лабиринт,1999. – с. 252.
5. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии./ Л.С. Выготский.- М.:Просвещение,1995.- с. 313.
6. Гальперин П.Я. Теория развития и формирования умственных операций// Общая психология/ под ред. А.Г. Маклакова. – Спб.: Питер 2001. – 244 с.
7. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.А. Ахутина. – М., 1989.- 127 с.
8. Абрашина, Н.А. Двигательные церебральные нарушения [Текст] / Н.А. Абрашина. – Саратов: АНП, 2013. – 387с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. М.:Педагогика.1961.- 113 с.
10. Данилова, Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом [Текст] / Л.А. Данилова. – М.: Медицина, 2012. – 302 с.
11. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: «Владос», 1995. – с. 99.
12. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных обра- зовательных учреждений : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г.Зикеев. – 3-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 200 с
13. Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы в онтогенезе А.И. Лаврентьева //Усвоение ребенком родного (русского) языка. - СПб., 1992. – с. 54.
14. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. - М.:Владос,2004. – 206 с.
15. Лалаева Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В, Зорина С.В.-М.:Владос-2004. – с. 107.
16. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.:СОЮЗ,1999. – с. 69.
17. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Изд. 3-е. – М.: СПб., 2003. – с. 48.
18. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. / А.А. Леонтьев. – М., 1969. – с. 24.
19. Мастюкова, Е.М Нарушение речи у детей с церебральным параличом [Текст] / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. – М.: Просвещение, 2015. – 354 с.
20. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. - М., 1994.
21. Попова Е.В. Нарушения речи у детей с ДЦП // Новая наука: Проблемы и перспективы, 2016 - №9-2 – с. 74-76
22. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. -- М.: Форум, 1999.
23. Шипицына Л.М. Детский церебральный паралич [Текст] / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – СПб.: Дидактика Плюс, 2011. – 331 с.
24. Штерн А. С. Лингвистические факторы в восприятии речи // Слух и речь в норме и патологии. Вып. 3. – Л., 1980.
Вопрос-ответ:
Какие исследования были проведены на тему словарного запаса детей с нарушением опорно-двигательного аппарата?
Существует ряд исследований, посвященных словарному запасу детей с ДЦП. Одно из таких исследований было проведено в рамках данной статьи и рассматривало особенности формирования лексики у детей с ДЦП.
Какие теоретические основы проблемы изучения лексики у детей с ДЦП были рассмотрены в статье?
В статье были рассмотрены психолингвистический и лингвистический аспекты изучения лексики у детей с ДЦП. В первом случае речь идет о психических процессах, связанных с усвоением лексики, а во втором - о лингвистических особенностях словарного запаса таких детей.
Как формируется словарный запас у детей с нормальным психическим развитием?
У детей с нормальным психическим развитием словарный запас формируется в процессе онтогенеза, то есть по мере их роста и развития. На ранних этапах это происходит через слуховое восприятие и повторение, а позже - через чтение, общение и активное использование слов в речи.
Какие особенности исследования словарного запаса детей с ДЦП были выявлены?
В исследовании было выявлено, что дети с ДЦП имеют значительные трудности в формировании словарного запаса. Они испытывают трудности как в запоминании новых слов, так и в использовании уже известных в речи. Кроме того, такие дети часто имеют отклонения в связи и семантической стороне словаря.
Какие источники были использованы при написании статьи?
Для написания статьи были использованы различные источники, включая научные публикации, исследования и специальную литературу по теме. Полный список использованных источников можно найти в конце статьи.
Какие основные проблемы изучаются в статье?
В статье изучаются проблемы связанные с лексическим развитием детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, а также формирование и исследование словарного запаса у таких детей.
Какие аспекты изучения лексики учитывает статья?
Статья учитывает психолингвистический и лингвистический аспекты изучения лексики у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Как формируется словарный запас у детей с нормальным психическим развитием?
У детей с нормальным психическим развитием словарный запас формируется в процессе онтогенеза, то есть развития личности с рождения до зрелости.
Какие особенности исследования словарного запаса детей с ДЦП можно выделить?
Особенности исследования словарного запаса детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) включают в себя учет специфических особенностей речевого развития таких детей, а также применение специальных методик и приемов для исследования и развития их лексических навыков.